Тульский кремль
презентация к уроку по истории (7 класс)
Познавательная игра, посвященная Тульскому кремлю, которому в 2020 году исполняется 500 лет. Рекомендовано к проведению Министерством Просвещения РФ.
Учащимся предлагается разделиться на группы. У каждой группы маленькие листы,на которых они сразу пишут ответ и сдают учителю. Учитель сразу подсчитывает баллы. В конце выводится победитель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tulskiy_kreml.pptx | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Город-Герой (c 1976 года). Тула расположена в месте, где река Упа впадает в реку Т улица , в 193 км к югу от Москвы. Протяжённость города с севера на юг — 30 км, с запада на восток — 25 км.
1. На слиянии каких двух рек расположен город Т ула? (По 1 баллу за каждую реку)
Первое упоминание о Туле в Никоновской летописи значится в 1146 году, этот год считается годом основания Тулы . Однако, первое достоверное упоминание о Туле содержится в договоре 1382 года между Московским князем Дмитрием Донским и князем Рязанским Олегом Ивановичем о передаче Тулы Рязани. В состав Московского княжества Тула вошла в 1503 году.
2. По какому принципу образован ряд? Что в ряду лишнее? Объясните почему это лишнее. 1146, 1382, 1547, 1503 (По 1 баллу за каждый вопрос)
Версии происхождения названия Тула от речки Тулица , впадающей здесь в Упу от слова « затулье », то есть, «потаенное, укромное место » В старотюрских языках « тула » означает «брать силой, отнимать». Возможно, Волжская Булгария — могучая соседка Москвы — захватила силой небольшой славянский поселок и построила там крепость Есть сходство слова «Тула » с тюркскими названиями: тувинское слово тулаа - «болото», «топь», хакаское тула — «болотная кочка », шорское тула - «запрудить воду».
3. Какой версии происхождения города Т ула НЕ существует? Укажите букву А) «потаенное, укромное место» Б) В старотюрских языках « тула » означает «брать силой, отнимать » В) Thula — «далекая » Г) от речки Тулица , впадающей здесь в Упу Д) « болото», «топь » ( 1 балл за правильную букву)
Вятичи занимались охотой и сбором даров леса. Земледелие поначалу было подсечное, поэтому после истощения почв приходилось идти дальше. Позднее эти племена освоили пашенное земледелие и начали разводить домашних животных. В хозяйстве они использовали железные топоры, сохи, серпы, что указывает на развитое кузнечное дело. Вятичи сохраняли язычество достаточно долго, скрываясь в глухих лесах. Жили вятичи в полуземлянках, над землёй возвышались двускатные крыши, покрытые мхом. Печь топилась по-черному. Поселения располагались на больших расстояниях друг от друга и, как правило, по берегам рек. Многие деревни — городища — были окружены глубокими рвами и валами. Позднее вятичи стали строить срубы, которые часто возводились в два этажа. Одна из стен сруба нередко служила крепостной стеной. В 9-10 веке вятичи платили дань Хазарскому каганату. После падения каганата и вплоть до конца 11 века их племена сохраняли независимость.
4 .Что запомнили о жизни вятичей? (по очереди команды. По 1 баллу за каждый факт)
Скорее всего, поселение на месте Тулы было основано рязанскими князьями, которые в конце XI — начале XII веков владели этими землями. Поселение предназначалось для гарнизона, собирающего дань с вятичей, которые жили в густых окрестных лесах. При впадении Тулицы в реку Упу возвели дубовый острог. По сути, это была первая крепость.
5.Кем и для чего был построен Тульский острог? (По 1 баллу за каждый вопрос)
Московский князь Василий Иванович III в 1507 году повелел жителям Старого городища оставить его и заложить дубовый острог на другом берегу Упы . Новый деревянный острог был вооружён немецкими и московскими пищалями и пушками
6. С какой целью новый деревянный острог вооружают пищалями и пушками? И Зачем Василию III это нужно? (По 3 балла за каждый вопрос)
https://youtu.be/nPOm-LpsP0w Просмотр видеоролика о Тульском кремле
7. Какие особенности постройки кремля вы запомнили? Какие детали Тульского кремля запомнили? (Команды называют по очереди, за каждый правильный ответ – 1 балл).
Летом 1517 года крымские татары предприняли попытку захватить Тульский кремль. Крымское войско остановилось огромным табором неподалеку от кремля. Попытки проверить оборону на прочность небольшими атаками с легкостью подавлялись выстрелами пушек и пищалей. Царевич Бахадур растерялся – Тула оказалась ему не по зубам. Тула и Тульский кремль становятся хорошо укрепленной крепостью на пути в центральные московские земли, принимая на себя удары непрекращающихся набегов.
В 1552 году Тула выдержала один из самых жестоких набегов крымского хана Девлет-Гирея , который пытался помешать походу русских войск царя Ивана Грозного на Казань. 22 июня Девлет-Гирей с тридцатитысячным войском начал штурм Тульского кремля сразу с двух сторон: восточной и южной. Население города геройски отражало нападение крымского хана до прибытия подоспевших на помощь московских войск. В ночь с 23 на 24 июня врагам удалось пробить одни из крепостных ворот. Но в город они не вошли, решив отдохнуть перед завершением штурма. Когда стемнело, туляки «жены яко мужики, охрабришася с малыми детьми, и врата града камением затвердиша ». На рассвете осажденные с тревогой ждали очередного приступа. И тут дозорные на башнях увидели на Московской дороге клубы пыли. На выручку тулякам пришло царское войско. Ошеломленные внезапным ударом, враги побежали, оставив у стен кремля оружие: « побеже от града с великим срамом». Командовали московскими полками князья Андрей Курбский и Петр Щенятев .
8. Исправьте ошибки в утверждениях: (1 балл за каждое верное исправление) А) Турки-османы несколько раз пытались захватить Тулу, но попытки оказались неудачными Б) Главная функция Тульского кремля – торговый пункт между Москвой и Османской империей В) Девлет-Гирей захватил Т улу, потому что горожане сдались
В середине XVI века Тульский кремль и прилегающие к нему заградительные линии и сооружения составляли единый укрепленный комплекс – Большую Засечную черту, который было сложно захватить. В систему обороны входили насыпные валы, вырытые рвы между естественными преградами: реками, болотами и оврагами. Для создания дополнительной преграды вражеской коннице и обозам в глубине лесов по всему фронту на несколько десятков метров вглубь все деревья подрубались на высоких пнях и валились вершинами наружу. Ширина завалов достигала нескольких сотен метров. Надсеченные, но не срубленные деревья продолжали расти, у некоторых укоренялись ветви, давая молодую поросль. Через такую «живую стену» было очень трудно пробраться пешему человеку, а всаднику практически невозможно. В местах прохода через засеки строились дубовые остроги, службу в которых несли отряды стрельцов, подчинявшиеся, как правило, тульскому воеводе. Воеводы рангом ниже имели зоны ответственности в отдельных засеках: Щегловской , Карниковской , Малиновой и др. Центром всей обороны был Тульский кремль. Он замыкал знаменитый Муравский шлях – проторенную дорогу, по которой с одной стороны осуществлялась торговля, с другой стороны крымские татары совершали набеги на Московскую Русь.
9. Перед вами схема засечной черты. На основе прочитанного фрагмента дайте определение понятия «засечная черта» (5 баллов)
Общие итоги:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тульский кремль. Пятьсот лет
Презентация для проведения классного часа "500 лет Тульскому кремлю"...
Открытое занятие ,посвященное 500-летию Тульского кремля "Тульский кремль-гордость Тулы"
Занятие посвящено истории строительства Тульского кремля.Форма занятия-интерактивная экскурсия,с использованием презентации и элементами театрализации....
Открытое занятие ,посвященное 500-летию Тульского кремля "Тульский кремль-гордость Тулы"
Занятие посвящено истории строительства Тульского кремля.Форма занятия-интерактивная экскурсия,с использованием презентации и элементами театрализации....
Презентация "500-летие возведения Тульского кремля"
Презентация посвящена истории строительства Тульского кремля.Можно использовать на занятиях по краеведению и истории....
500 лет возведение Тульского кремля
Сценарий классного урока...
500 лет возведение Тульского кремля
Сценарий классного урока...
Сценарий проведения мероприятия, посвященного 500-летию Тульского Кремля «Во славу Тульского Кремля»
Цель:вызвать у детей интерес к истории своей Родины,способствовать формированию чувства патриотизма, гордости славными свершениямипредков,формиров...