Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию (региональный аспект)
статья по истории
Опыт работы по духовнонравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_iz_opyta_regiona_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.Н. Колпачков, первый заместитель начальника Департамента Смоленской области по образованию и науке, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 26 г. Смоленска
«Об итогах работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи на территории Смоленской области в 2014-2015 учебном году»
(региональный опыт)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).
2. Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.».
Примерная основная образовательная программа основного общего образоваия:
«Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традицион-ным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);»
Образовательная сфера Российской Федерации с принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» переживает кардинальные изменения в содержательной области, связанные с современными общественными процессами. Социализирующая функция образования за эти годы видоизменилась и приобрела национально-региональный оттенок. Регионы и центр сходятся на том, что в новых условиях образование в своей структуре и содержательном аспекте должно отражать фактор региональности. Становление, взросление, социализация всякого человека заключается в принятии, усвоении определенных общественных правил и норм. Будущее Смоленской области, как и страны в целом, во многом будет определяться тем, какую жизненную позицию займет подрастающее поколение.
В таких условиях сущность регионального компонента содержания образования, общие подходы к его формированию и вся система воспитательной работы должны быть направлены не на обособление региональной образовательной системы, а на решение задачи формирования у подрастающего поколения российской самоидентификации, причастности к русской культуре, истории, духовности.
Работа по духовно-нравственному воспитанию осуществлялась по следующим направлениям:
- формирование у детей и молодежи целостного мировоззрения, представления о православной культуре как о важнейшей составляющей российской и мировой культуры;
- расширение охвата детей и молодежи духовно-просветительской и гражданско-патриотической деятельностью;
- содействие реализации программ, направленных на развитие духовно-нравственного воспитания и образования, на территории Смоленской области;
- совершенствование форм и методов работы по приобщению детей и молодежи к духовному и культурному наследию России и Смоленской области.
- обеспечение правовых и экономических гарантий развития духовно-нравственного образования и воспитания в областных государственных образовательных учреждениях, областных государственных учреждениях социального обслуживания, а также в муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях, расположенных на территории Смоленской области.
Очевидно, что для решения этих задач необходим комплекс мер, позволяющий создать целостную управленческую систему формирования личности на отечественных традициях и идеалах.
Департаментом Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи уделяется особое внимание развитию системы духовно-нравственного воспитания юных смолян, которое осуществляется с 1993 года.
В целях объединения усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, общественных объединений, религиозных и иных организаций и реализации государственной политики по вопросам семьи, материнства и детства в 2003 году был создан Координационный совет при Администрации Смоленской области по развитию системы духовно-нравственного воспитания, в работе которого Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи принимает непосредственное участие.
Подписание договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской и Калининградской епархией Русской Православной Церкви в 90-е годы позволило начать работу по созданию региональной системы духовно-нравственного воспитания и образования.
В феврале 2014 года Губернатором Смоленской области А.В. Островским совместно с Епископом Смоленским и Вяземским Исидором (с 21.05.2015 - Митрополит Смоленский и Рославльский) подписан План мероприятий по выполнению соглашения о мерах по реализации Договора о сотрудничестве в сфере образовательной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской Православной Церкви.
В рамках исполнения данного Плана в Смоленской области утверждена Концепция развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде региона, целью которой является развитие системы духовно-нравственного воспитания, способствующей формированию внутренних структур личности и присвоению ею базовых национальных ценностей, отраженных в культурно-историческом наследии России и Смоленской области.
Содержание направлений деятельности по реализации концепции базируется на идее интеграции наследия, традиций и инноваций, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание детей и молодежи.
В рамках областных государственных программ «Развитие образования и молодежной политики в Смоленской области» и «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области» реализуются мероприятия, направленные на укрепление института семьи как основы современного общества, нравственное и духовное воспитание детей и молодежи.
Формирование национальной идентичности происходит под воздействием многих факторов и одним из них является знакомство детей с православными культурно-историческими памятниками, духовными святынями в рамках курса «Основы православной культуры» и региональных учебных курсов «Азбука Смоленского края» и «История православной культуры земли Смоленской». В целом в Смоленской области курсы религиоведческой направленности изучаются в 400 общеобразовательных организациях, функционирующих в 349 населенных пунктах.
Предмет «История православной культуры земли Смоленской» изучают все учащиеся 8-х классов (8174),
Информация о выборе родителями (законными представителями) обучающихся 3-х классов модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
учебный год | Кол-во 3-х кл. | Общее кол-во обуч-ся | Модули ОРКСЭ | |||||
Основы мировых религиозных культур | Основы светской этики | Основы православной культуры | Основы исламской культуры | Основы иудейской культуры | Основы буддийской культуры | |||
2015-2016 | 572 | 8174 | 211 | 1169(14%) | 6792(83%) | 2 | 0 | 0 |
2014-2015 | 610 | 8439 | 326 | 2589(30%) | 5514(65%) | 0 | 1 | 9 |
Общеобразовательные организации | Кружки по основам православной культуры | Всего во всех ОО | ||||||||||
Модуль «Основы православной культуры» предмета «Основы религиозных культур и светской этики» | Предмет "История православной культуры земли Смоленской" 8 класс | Курс «Основы православной культуры» | Дошкольные образовательные организации | Организации дополнительного образования | ||||||||
Факультатив | Предмет в рамках экспериментальной апробации | |||||||||||
К-во школ | К-во уч-ся | Кол-во школ | Кол-во уч-ся | К-во школ | К-во уч-ся | К-во школ | К-во уч-ся | К-во ОУ | К-во уч-ся | К-во ОУ | К-во уч-ся | К-во уч-ся |
370 | 5514 | 388 | 7123 | 134 | 4525 | 69 | 2862 | 35 | 927 | 10 | 363 | 21314 |
Всего: | ||||
Факультативы и предмет в рамках экспериментальной апробации | 203 | -26 | 7395 | +216 |
Региональный компонент (ИПК) | 388 | -26 | 7123 | -270 |
Проф.образ. | 12 | -2 | 825 | -212 |
Доп.образ. | 10 | -5 | 363 | -98 |
Дошкольные | 35 | -7 | 927 | -139 |
ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») | 370 | -27 | 5514 | +867 |
Итого: | 457 | -30 | 22139 | +438 |
Совместно с телерадиокомпанией «РЕН ТВ Смоленск» осуществляется проект по созданию серии телепередач «Одигитрия»», которые эмоционально подкрепляют изучаемые предметы регионального компонента образования.
Воспитание и обучение представляют собой сложный процесс влияния на подрастающее поколение различных образовательных субъектов: семьи; образовательных организаций; учреждений культуры; учреждений социальной защиты; учреждений и организаций системы здравоохранения, реализующих образовательные программы; общественных и религиозных объединений и организаций; средств массовой информации. Эффективное решение основных задач воспитания без согласования работы всех образовательных и воспитательных институтов и организации системного управленческого воздействия на них невозможно.
Только выход на новый определенный уровень отношений и понимание необходимости и важности для всех субъектов образовательного пространства наличия и функционирования по определенным правилам и с определенными целями единого образовательного пространства обеспечивают условия реального содержательного прогресса в духовно-нравственном воспитании и просвещении детей и молодежи.
Традиционно для Смоленской области стало проведение следующих мероприятий:
- участие в образовательных чтениях Центрального федерального округа;
- олимпиады по основам православной культуры «Русь святая, храни веру Православную»;
- фестиваля «Отечество мое православное»;
- благотворительного марафона «Пасхальные дни милосердия»;
- областной научно-практической конференции «Шаг в науку»;
- Елизаветинских и Кирилло-мефодиевских чтений.
Так, в 2014 году в Смоленске проведены IX Образовательные чтения Центрального федерального округа, в которых приняло участие 163 человека (представители органов государственной власти, епархий и метрополий, региональных институтов развития образования, образовательных организаций) из 18 регионов Центрального федерального округа, гости из Санкт-Петербургской епархии, Мордовской митрополии.
Ежегодно проводится Региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми дошкольного, школьного возраста и молодёжью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя»
Конкурс проводится в целях стимулирования творчества педагогов образовательных учреждений по внедрению инновационных разработок, содействующих духовно-нравственному развитию личности, претворению в жизнь лучших моделей воспитания, обучения и внеклассной работы с детьми и молодежью. В текущем году в отборочном туре участвовало 85 работ, 158 участников. Лауреатами Конкурса стали 6 работ (6 участников), победителями в номинациях ‒7 работ (19 участников).
В номинации «Педагоги высшей школы - средней школе» лауреатом (III место) стала Тамара Михайловна Зыбина, преподаватель риторики Смоленской Православной Духовной Семинарии, представившая пособие для учителя «От слова – к Слову. Интегрированное обучение религиозной лексике».
В апреле 2015 г. подведены итоги очередного регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» (общее количество работ – 38, общее количество участников – 60). Работы Корнеевой Анны Сергеевны, Сокур Ольги Викторовны, Орешенковой Елены Вячеславовны (МБДОУ детский сад № 24 г. Смоленска) «Электронный путеводитель для детей «Культурно-исторический Смоленск»»; Гайвас Ольги Владимировны (МБОУ «Средняя школа № 4» г. Рославля) Доброслов. Дидактические и методические материалы: в помощь учителю в формировании нравственных качеств младшего школьника; Дидук Ирины Алексеевны, Марчевской Татьяны Николаевны (ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования») «Педагогические династии Смоленщины в ретроспективе опыта духовно-нравственного воспитания» направлены на участие во втором межрегиональном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежи до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».
В рамках Всероссийской олимпиады школьников четвертый год в области проводится олимпиада по основам православной культуры «Русь святая, храни веру Православную», в муниципальном и региональном этапах которой принимает участие более 600 обучающихся 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений Смоленской области. В 2015 году Иванова Александра, ученица 8 класса Смоленской Православной гимназии, получила диплом III степени на Общероссийской олимпиаде школьников по Основам Православной культуры.
С 2008 года ежегодно Департамент совместно со Смоленской Епархией Русской Православной Церкви проводит областной фестиваль «Отечество моё православное». Фестиваль содействует культурному, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодежи, содействует возрождению, сохранению и развитию лучших традиций национальной русской культуры.
В 2014 году такой конкурс традиционно проведен.
Уже в 2015 г. проведены муниципальный и региональный этапы VI областного фестиваля православной культуры «Отечество мое православное», посвященного 1000-летию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, подведение итогов которого состоится 28 мая 2015 г.
Ежегодно проводится областная научно-практическая конференция «Шаг в науку», на которой обучающимися образовательных организаций рассматриваются вопросы «Православная семья и будущее России», «Проблемы здорового образа жизни как основной христианской ценности. Проблемы репродуктивного здоровья», «Духовные основы и национальные традиции семьи». В 2015 г. в XV областной научной студенческой конференции «Шаг в науку» «Духовная традиция земли русской: культурно-исторический и религиозно-философский аспекты», посвященная святому равноапостольному великому князю Владимиру приняли участие 96 человек.
В 2015 году учащаяся 9 класса школы № 4 города Десногорска Виктория Мелёхина (педагог – Татьяна Алексеевна Селиванова) заняла 2 место среди 8-9 классов в Международном детско-юношеском литературном конкурсе имени И.С. Шмелева «Лето Господне». Конкурс проводится Издательским советом Русской Православной Церкви впервые. Конкурс был посвящен 1000-летию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира и 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
Образовательные организации приняли участие в IV межрегиональном конкурсе «Лучшая образовательная организация по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Вифлеемская звезда». В Оргкомитет Конкурса направлены материалы 3 образовательных организаций.
Ежегодно проводятся Елизаветинские чтения, цель которых сохранение и развитие традиций милосердия и служения идеалам на примере жизни Великой княгини Елизаветы Федоровны и других святых, посвятивших свою жизнь делам милосердия.
Воспитание и обучение представляют собой сложный процесс влияния на подрастающее поколение различных образовательных субъектов: семьи; образовательных организаций; учреждений культуры; учреждений социальной защиты; учреждений и организаций системы здравоохранения, реализующих образовательные программы; общественных и религиозных объединений и организаций; средств массовой информации. Эффективное решение основных задач воспитания без согласования работы всех образовательных и воспитательных институтов и организации системного управленческого воздействия на них невозможно.
Только выход на новый определенный уровень отношений и понимание необходимости и важности для всех субъектов образовательного пространства наличия и функционирования по определенным правилам и с определенными целями единого образовательного пространства обеспечивают условия реального содержательного прогресса в духовно-нравственном воспитании и просвещении детей и молодежи.
На современном этапе развития наше общество все больше приходит к пониманию того, что процветание страны невозможно без духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Духовно-нравственное воспитание понимается как деятельность, направленная на приобщение человека к Высшему миру, самоопределении личности и совершенствовании её добродетелей. Поэтому педагогические работники детских садов, общеобразовательных школ, школ – интернатов, коррекционных школ, системы дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций используя потенциал культурно-исторического наследия региона, православной церкви, приобщают детей к русским национальным традициям, ценностям православной культуры.
В условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, большое социальное и политическое значение приобретают солидарная устремленность в будущее, нацеленность на достижение качественно нового общественного состояния, наполненность личной жизни социальными смыслами.
Духовно-нравственное воспитание гражданина России – это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но сама модернизация нужна для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных (по мировым стандартам) условий для развития личности. Таким образом, воспитание гражданина и модернизация России есть две стороны одного процесса, который приближенно можно назвать прогрессом общества. Соответственно, национальный воспитательный идеал и цель современного образования не могут быть осуществлены одной только системой образования. Их реализация требует, применительно к образованию, консолидации сил, согласования полномочий и ответственности важнейших субъектов национальной жизни – образовательных учреждений, семьи, общественных организаций, религиозных объединений, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации. Только объединившись, мы сможем преодолеть существующие негативные явления в современной школе, возродить духовно-нравственные основы российской педагогики и вернуть в систему отечественного образования утраченную духовную сущность.
Из обращения Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, а ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси к школьникам «Слово пастыря о христианстве»: «…вера христианская ныне возрождается после десятилетий гонений: восстанавливаются храмы и монастыри, воссоздаются духовные школы, развивается церковная жизнь. И самое главное – в Церковь вновь приходят тысячи и миллионы людей, в том числе дети и подростки, юноши и девушки – те, чья сознательная жизнь пройдет в XXI веке» (учебное пособие «История православной культуры земли Смоленской»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы "Формирование духовно- нравственных ценностей обучающихся на уроках математики"
Цель моей работы – показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление духовно-нравственного воспитания....
Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей, находящихся на длительном лечении в больнице.
Материал предназначен учителям, воспитателям, работающим с детьми в больницах и санаториях....
Деятельностное освоение опыта прошлого - основа духовно-нравственного воспитания
Статья Даниловой Татьяны Алексеевны, учителя истории и обществознания МБОУ СШ №16 г. Арзамаса "Деятельностное освоение опыта прошлого - основа духовно-нравственного воспитания"....
«Особенности работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в рамках преподавания внеурочного курса «Православная культура» в 1-4 классах и Духовного краеведения Подмосковья в 8 классе»
Работа посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников. Автор раскрывает своё понимание этого процесса и приводит различные приёмы преподавательской и воспитательной деятельности в рамк...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИСТОРИИ (ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основывается всё школьное обучение и воспитание...
Выступление на педвыставке с опытом работы развития духовно-нравственного воспитания детей через ОПК "Воспитание добродетелей"
Рецензия Лепяхова Анна Николаевна является учителем ОПК в 5-8-х классах МБОУСОШ №3. Учителем было подготовлено выступление по теме «Воспитание добродетелей – ...
Из опыта работы «Формирование духовно-нравственных качеств личности посредством диалогового взаимодействия на уроках литературы»
В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий для формирования внутреннего субъектного мира личности школ...