Интегрированный урок по истории и математике в 5 классе
план-конспект урока по истории (5 класс)

Урок обобщения и систематизация знаний по математике и истории

 по теме «Страницы Древней Индии в математических задачах»

(Урок разработан совместно с учителем математики)

Дата проведения: ___________

Предмет: математика + история.

Тема: «Страницы Древней Индии в  математических задачах».

 

 

Педагогические цели

Способствовать осмыслению учащимися важнейших закономерностей и причинно-следственных связей в истории  Древней Индии (особенности географической среды, превращение земледелия и скотоводства в главные занятия, возникновение неравенства, государства); создать условия для осознания вклада, сделанного индийским народом в развитие хозяйства и культуры всего мира.

Тип и вид урока

Обобщения и систематизация знаний

Планируемые результаты (предметные)

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народа в истории человечества; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников Индии.

Совершенствование математических знаний, умений и навыков через решение заданий прикладного характера.

Личностные результаты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Умение грамотно и легко выражать свои мысли, применять изученный материал на практике.

Метапредметные результаты

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Основное содержание темы, понятия и термины

Древняя Индия. Условия жизни и занятия населения. Культурные достижения.

Использование свойств действий над числами при решении. Решение задач.

Образовательные ресурсы

Учебник. Презентация, маршрутные листы с заданиями по математике, контурные карты, сигнальные карточки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_istorii_i_matematike_5_klass.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщения и систематизация знаний по математике и истории

 по теме «Страницы Древней Индии в математических задачах»

(Урок разработан совместно с учителем математики)

Дата проведения: ___________

Предмет: математика + история.

Тема: «Страницы Древней Индии в  математических задачах».

Педагогические цели

Способствовать осмыслению учащимися важнейших закономерностей и причинно-следственных связей в истории  Древней Индии (особенности географической среды, превращение земледелия и скотоводства в главные занятия, возникновение неравенства, государства); создать условия для осознания вклада, сделанного индийским народом в развитие хозяйства и культуры всего мира.

Тип и вид урока

Обобщения и систематизация знаний

Планируемые результаты (предметные)

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народа в истории человечества; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников Индии.

Совершенствование математических знаний, умений и навыков через решение заданий прикладного характера.

Личностные результаты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Умение грамотно и легко выражать свои мысли, применять изученный материал на практике.

Метапредметные результаты

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Основное содержание темы, понятия и термины

Древняя Индия. Условия жизни и занятия населения. Культурные достижения.

Использование свойств действий над числами при решении. Решение задач.

Образовательные ресурсы

Учебник. Презентация, маршрутные листы с заданиями по математике, контурные карты, сигнальные карточки.

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

I.Организа-

ционный момент

 (5 мин)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Учитель истории: Звучит индийская мелодия (слайд 1 ).

Учитель приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

-Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок.  Мы совершим путешествие в одну из самых экзотических стран мира.

Учитель математики:

Для того, чтобы наше путешествие было поистине удивительным,  мы возьмем с собой доброго помощника – математику.

Любое путешествие начинается с подготовительного этапа. Я предлагаю вам назвать свойства действий над числами. (слайд 2).

Для чего нам нужны эти свойства?

А для того, чтобы вы узнали, в какую страну мы отправляемся, предлагаю выполнить задание. Каждому правильному ответу соответствует буква. (слайд 3)

  1. 347х23-247х23=
  2. 157х2х5=
  3. 3248-(248+400)=
  4. 4х23х25=
  5. 4х189х25=

    Я

   Н

   И

   Д

18900

1570

2300

2600

 Итак, о какой стране сегодня пойдёт речь?

Правильно, об  Индии (слайд 4)

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место

Называют свойства, представленные на слайде.

-для того, чтобы упростить вычисления.

Устно решают примеры и разгадывают название страны – Индия.

Быстрое включение в деловой ритм

II.Постановка учебной задачи

(5 мин)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

Учитель истории: - Ребята, прежде чем начать наше путешествие по этой  удивительной  стране, я хотела бы узнать, какие ассоциации вызывает у вас эта страна.  

(ответы: ассоциируется с песнями и танцами, без этого невозможно представить эту культуру). -Молодцы!

Учитель математики: Именно с Индии берут свои начала многие человеческие достижения. Десять индийских цифр, включая знак «нуль» показали в новом свете значение чисел. Понадобилось много веков, чтобы эти цифровые обозначения пришли из Индии через Багдад в западный мир.

Учитель истории:

 Греки эту страну называли «сказочной».

 Почему? Ответ на этот вопрос мы дадим с вами в конце  урока.

- Согласны?

И так, тема нашего урока: «Страницы Древней Индии в математических задачах» (слайд 5)

-Ребята, а как вы думаете, какие цели нашего урока?

 (ответы детей: обобщить изученные знания по Древней Индии. Развивать вычислительные навыки, умения решать прикладные задачи.

Слушают учителя, формулируют учебную задачу.

Регулятивные:

принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя.

Беседа по вопросам

III. Обобщение и систематизация знаний.

(25 мин.)

Фронтальная.

Словесный, наглядный.

Беседа, работа с картой.

Учитель истории (незавершённые предложения по ответам детей они дополняются на карточках) 

- Открываем первую страницу:  поиграем в игру «Незаконченные предложения» и  одновременно будете работать в контурных картах (контурные карты).

1.Вспомните в какой части Азии расположена Индия?

Индия расположена в _______(Южной ) Азии на полуострове _______(Индостан);

(слайд 6 с картой).

Берега её с запада, востока и юга омывает ________(Индийский) океан.

 С севера её границей служат самые высокие горы в мире это_______( Гималаи) (слайд 6).

Именно в Гималаях находится самая высокая вершина на земле – (Джомолунгма или Эверест)

 Многие альпинисты мира пытаются покорить ее. Интересно кому из альпинистов  5 «А» класса удастся это?.

Учитель математики:

А чтобы узнать это я предлагаю вам, ребята, решить задачу №1. (слайд 7)

Самая высокая гора Европы Монблан на 4041 м ниже  Эвереста. Высота двух гор составляет 13655 м. Вычислите высоту Эвереста.

- Вспомним, к какому виду задач она относится?

- Как лучше записать условие задачи?

(Ответы детей).

Каждому решившему задачу правильно присваивается звание  «Юный альпинист».

Учитель истории: - Какие реки текут в Индии? Правильно, это полноводные реки Индии: Инд и Ганг. (слайд 8-9). -Долина, какой реки была заселена раньше другой? (долина реки Инд)

-А кто из вас знает, от чего произошло название этой страны? (от реки Инд, индийцы называют свою страну БХАРАТА)

Учитель математики:

 Индия полна тайн и загадок. Одной из таких загадок являются древние города, развалины которых обнаружены современными археологами.

Задача: (слайд 10)

Древний город  Мохенджо - Даро  старше Лотхала на 200 лет. Вычислить возраст каждого из них, если Лотхал возник 2400 лет до нашей эры.

У доски задачу решает_____

Остальные работают в тетрадях.

Еще в глубокой древности Индия славилась знаниями в различных областях. Наибольших успехов индийские ученые достигли в области математики.

Я предлагаю вам решить старинную индийскую задачу ( III-IV век нашей эры). (слайд 11)

Из четырех жертвователей храма первый дал одну часть, второй – вдвое больше  первого, третий –втрое больше второго, четвертый вчетверо больше третьего. Все вместе дали 132. Сколько дал первый?

Молодцы!

Учитель истории:

-Продолжаем дальше наше путешествие по этой сказочной стране.

-В долине Ганга мы знаем, что было жарко и влажно. Её покрывали  леса, это____ (джунгли - густые, труднопроходимые леса) А что такое джунгли? (ответы детей).

 (слайд 10).

 Некоторые деревья в них вырастали необычайной толщины. Ветви крепко сплетались друг с другом, а касаясь земли, пускали корни - можно запутаться и заблудиться среди множества побегов. И чтоб нам с вами не заблудиться и не запутаться в этих корнях, давайте выполним физкультминутку.

Физкультминутка (музыка леса, шум, крики птиц)

 Давайте прогуляемся по этим джунглям. Повторяйте за мной движения:
1).Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз).
2). Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).
3). Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо).
4). Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).
5). Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).
6). Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания)
.

-Молодцы, садитесь.

Учитель математики:

-Ребята, а вы любите сюрпризы? Перед нами на слайде три коробочки. Как же узнать, что в них?

А ответ на этот вопрос нам подскажут ответы на следующие задания (слайд 11)

90х25+10х25=

123х8-23х8=

1490х87-490х87=

 (по количеству цифр в числе –ответе определяем, что в коробках: рис, сахар, вата )

-Молодцы, вы правильно выполнили задание, а здесь лежит рис, сахар, вата.

Учитель истории: - Ребята, а случайно ли оказались здесь эти предметы?  Действительно, здесь лежат они  не случайно. Это всё выращивают в Индии (рис, сахарный тростник, хлопчатник) (слайд 12). Удивительно разнообразен растительный и животный мир Индии. И даже богов индийцы представляли в виде животных.

- Давайте, вспомним  бога с головой слона? (Ганеша)

Индийцы были очень верующими людьми. Они верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Человек может после смерти родиться животным, а животное - человеком. Кем станет человек после смерти, зависит от его поведения. За дурные дела он может родиться четвероногим или насекомым.

 - А какое животное в Индии считалось и считается священным? (корова).

С особой любовью и почтением индийцы относились к корове. 

-Ребята, а почему люди так относились к корове? А как с почтением они называют её?

(Ответы: она давала людям молоко, из которого делали простоквашу, масло и поэтому её называли матерью, божественной кормилицей). (слайд 13)

Учитель истории:

-А что такое КАСТА? (Ответы: Каста-группа людей, обладающая определёнными правилами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.

-Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы (слайд 15)

При изучении религиозных  верований древних индийцев мы выяснили, что Будда, основатель буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению.

Учитель математики:

 Для того, чтобы добраться на лодке по реке Ганг из селения до храма Будды,  расстояние между которыми 30 км, жрецу понадобилось 10 часов. За какое время может преодолеть это расстояние современный человек, если он будет плыть на лодке, собственная скорость которой 12 км/ч?( слайд 16)

Называют и отмечают объекты на контурной карте.

Решают математические задачи и примеры.

Отвечают на вопросы, работают с карточками, выполняют задания в оценочных листах.

Регулятивные:

Оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено, осознают качество и уровень усвоения.

Познавательные:

Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные: строят понятные для всех высказывания.

Беседа по вопросам, работа с картой.

IV.Подведение итогов. Рефлексия

(3мин)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

Учитель математики:

Давайте подведём итоги нашего урока.

-Чем мы сегодня с вами занимались на уроке? (ответы детей)

Каким величайшим открытием древнеиндийской математики мы с вами пользуемся на каждом уроке? (ответы детей).

Какие свойства действий над числами помогают нам в вычислениях?

 (ответы детей).

Учитель истории:

-Скажите, пожалуйста, почему же греки называли Индию сказочной страной? (ответы детей)

-Вы согласны с греками? (ответы детей).

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: Оценивают результат работы, определяют,  осознают качество и уровень усвоения.

Познавательные:

Воспроизводят по памяти информацию.

Коммуникативные: строят речевое высказывание.

Беседа по вопросам.

V.Информация о домашнем задании (2 мин)

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение учителя.

Учителя комментируют задание. (слайд 17, 18)

Учитель математики:

Составить и решить две задачи ( на части , уравнивание или на движение на материале из истории древней Индии).

Учитель истории:

Написать эссе (сочинение-рассуждение):

Какие культурные достижения древних индийцев сохранили своё значение в наши дни?

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

задачи

Эссе

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и математике в 6 классе

Материал для урока подготовлен по теме "История и математика Олимпийских игр".Интересно и захватывающе ученики, повторяя пройденный материал по истории и математике, погружаются в мир Древней Греции....

интегрированный урок по истории и математики

урок истории можно разнообразить математическими действиями т.е. интегрировать с уроком математики....

Разработка интегрированного урока по истории и математике с использованием ИКТ в 5 классе по теме: «Архитектура Древнего Рима и ее геометрические формы»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по истории по теме «Культура Древнего Рима» и математике по темам «Действия с дробями», «Геометрические фигуры» и по истории по теме «Древний Рим», пока...

Презентация интегрированного урока по истории и математики для учащихся 6 класса с ОВЗ "Город мастеров"

Это урок-игра на повторение пройденного материала по истории и математике....

Интегрированный урок по истории и математике в 6 классе Тема «Культура Киевской Руси. Пропорции в математике и в жизни»

Урок направлен на установление межпредметной связи  с темой "Культура Древней Руси" курса истории и темой "Отношения и пропорции" курса метематики 6 класса, а также  на у...

ЭОР Интегрированный урок по истории и математике

Увлекательный и познавательный урок посвещенный событиям истории России времен Великой Отечественной войны и решение математических задач....

Интегрированный урок по истории и математике в рамках проведения «Недели Петра Великого», посвященный 350-летию со дня рождения Петра I. Тема: Наука и образование в эпоху Петра I. 8 класс.

Методическая цель: формирование на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, посредством  работы с информацией ( раздаточный материал...