История 8 класс У истоков российской модернизации
план-конспект урока по истории (8 класс)

Пелых Валерия Николаевна

Технологическая карта урока "У истоков российской модернизации", так же сопроводительная презентация к уроку.  Данный материал разработан по учебнику Истории России. 8 класс. Москва "Просвещение", 2016 г., Авторы Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева. Часть 1 и 2. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТА УРОКА В ИСТОРИИ РОССИИ. 8 КЛАСС.

Тема урока

УРОК 29. «У истоков российской модернизации»

Тип урока

вводный урок

Цель урока

  • Познакомиться с основным содержанием курса, его целями, задачами, объяснить его специфику и особенности;
  • Определить место дисциплины в образовательном процессе;
  • Познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника;
  • Вызвать интерес к курсу «История России. 8 класс»

План урока

1)История России – часть всемирной истории.

2)Периодизация отечественной истории. Краткая характеристика ,задачи курса.

3)Модернизация – новая черта эпохи

Образовательные  ресурсы

Учебник «История России» 1 часть, под редакцией РАН А.В. Торкунова, Москва «Просвещение», 2016 г. иллюстрации, презентация;

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

  •  Локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени;
  • Применять понятийный аппарат исторического знания;
  • Доказывать, что история России является частью мировой истории;
  • Соотносить и систематизировать информацию из различных источников;

Познавательные: собирать и фиксировать информацию, выделять главную и второстепенную, критически оценивать ее достоверность;

 логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью;

Коммуникативные: формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебе и познавательной деятельности;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками, работать индивидуально и в группе;

Регулятивные: планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

 изложение своей точки зрения, ее аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОК

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Организационный

2

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

II.   Мотивационно-целевой этап

10

Беседа

История – это не собрание рассказов о событиях и деятелях прошлого, а наука, исследующая факты, события и процессы с помощью различных документальных источников.

Любой человек должен знать историю своей страны. Ведь история – хранительница памяти народа. Она учит нас мудрости, воспитывает патриотизм, любовь к Родине. Познание истории своего государства помогает по-новому взглянуть на мир. Не зная историю, нельзя считать себя культурным человеком.

Начиная с 6 класса, вы изучаете историю России.

- Какие периоды из истории России вам запомнились больше всего?

- С какими общественными деятелями вы познакомились?

- Какие события запомнились вам больше всего? Почему?

Ответы детей на вопросы.

Фронтальная

работа

и

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

устные ответы

III. Изучение нового материала

1. История России - часть всемирной истории

2. Периодизация отечественной истории. Краткая характеристика, задачи курса

3.Модернизация – новая черта эпохи

17

Беседа с учащимися, фронтальная, рассказ, записи в тетради

Беседа с учащимися, фронтальная, рассказ, записи в тетради, работа с учебником

Беседа с учащимися, фронтальная, рассказ, записи в тетради.

Беседа с учащимися, фронтальная, рассказ, записи в тетради, работа с текстом учебника, иллюстрациями.

Сегодня мы начинаем увлекательное путешествие по страницам Истории России XVIII в. В этот период Россия стала крупнейшей евразийской державой, завоевала и присоединила новые земли. Но в то же время она переживала периоды глубоких кризисов, вызванных эпохой дворцовых переворотов. Как развивалась история нашей страны? Как мы узнаем о событиях прошлого? Надо ли человеку знать историю своего Отечества? Какую роль играет история в жизни общества? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на уроке.

Прежде чем приступить к изучению непосредственно учебника и курса истории, давайте вспомним, что же мы знаем об истории нашей страны и методах изучения прошлого.

- Какие виды исторических источников вы знаете?

(Письменные, вещественные, устные)

- В чем ценность каждой из групп?

- С какими историческими источниками вы работали при изучении истории?

(Документами, картами, картинами и т.д.)

- Соответствовала ли история России общему направлению развития европейских стран?

Все события в мире взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга. Нельзя углубиться в изучение одного аспекта явления, игнорируя те условия и окружение, в которых оно появилось и развивается. Точно так же было бы неправильно рассматривать историю России в отрыве от мировой истории.

Задание. Обратившись к учебнику "История России", наугад выберите пять дат, событий или имен, которые привлекли ваше внимание. Выпишите их в рабочий лист.

Вопросы к классу:

- Каким темам посвящена первая честь учебника?

(Петровские преобразования, Северная война, Российское общество, повседневная жизнь, эпоха дворцовых переворотов)

- Какой период мы будем изучать на уроках истории в 8 классе?

(XVIII век)

Итак, мы выяснили, что наш учебник посвящен изучению истории XVIII века. Но перед тем, как предположить, что нового мы узнаем из учебника, давайте вспомним, на какие периоды делится история России.

Задание. В рабочей тетради напишите основные этапы Российской истории.

1) Киевская Русь

2) Удельная Русь

3) Московская Русь

4) Россия в эпоху Ивана Грозного

5) Смутное время

6) Россия при первых Романовых

7) Эпоха петровских преобразований

8) Дворцовые перевороты XVIII в.

9) Россия во второй половине XVIII в.

В это году мы в вами остановимся на изучении Истории России XVIII в. Мы познакомимся с такими выдающимися деятелями как Петр I, Екатерина II, Александр Васильевич Суворов, Александр Данилович Меншиков, мятежник Емельян Пугачев и выдающийся ученый Михаил Ломоносов.

Узнаем, что значит выражение "гнутся как шведы под Полтавой", сосчитаем, сколько было платьев у императрицы Аннны Иоанновны и выясним, при каких обстоятельствах был основан наш город.

Но, прежде чем приступать к изучению нового материала, давайте вместе сформулируем наши задачи в изучении Истории России XVIII в.

Задание. Сформулируйте задачи, которые вы поставите перед собой, приступая к изучению курса "История России XVIII в.". Запишите в рабочей тетради.

Задание. Перед вами изображения известных исторически личностей. Назовите их и подумайте, что их объединяет.

1) Петр 1

2) Екатерина II

3) Емельян Пугачев

4) А.В. Суворов

Все они внесли свой большой вклад в развитие нашей страны. Даже бунтовщик Пугачев заставил Екатерину II задуматься и скорректировать свою политику не только в сторону централизации государства, но и предоставления свобод торговому и городскому сословию.

Задание. Прочитайте "введение" на с.5 учебника. Найдите в тексте характерные черты модернизации для XVIII в. Запишите их в рабочей тетради.

Внутренняя политика

1. укрепление государственности

2. повышение эффективности управления

3. формирование новой армии и флота

4. создание промышленности

5. развитие торговли

6. завершилось формирование абсолютной монархии (Россия стала империей)

7. расширение прав дворянства

8. централизация государства

9. предоставление свобод торговому и городскому сословию

Внешняя политика

1. формирование новой армии и флота

2. развитие торговли

3. расширение территории

4. выход к Черному морю

5. освоение Новороссии и Крыма

Художественная культура

1. изменение повседневной жизни, возникновение новых обычаев

2. приобщение к европейский культуре

3. развитие просвещения, образования и науки

4. светский характер культуры

5. трансформация традиционного уклада жизни

6. развитие общественной мысли и публицистики

Теперь посмотрите на выписанные нами преобразования. Попробуйте сформулировать определение слова "модернизация". Какие бы ключевые слова вы использовали.

Внимательно слушают учителя, выделяют важную информацию и отвечают на вопросы.

Внимательно работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

Внимательно слушают учителя, записывают основные этапы Российской истории, ставят задачи к изучению курса "История России XVIII в.".

Внимательно слушают учителя, работают с презентацией – иллюстрациями, также  работают с текстом учебника и выделяют черты модернизации.

Модернизация - обновление основных сторон жизни общества.

Фронтальная

Фронтальная

фронтальная

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему;
Познавательные: извлекают необходимую информацию
из рассказа учителя, дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Записи в тетради

Записи в тетради

Записи в тетради

Записи в тетради

!!!Физминутка –

5 минут

Личностные: проявляют интерес к физминутке, выражают положительное отношение к процессу отдыха

физминутка

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

7

Решение проблемы, беседа

Вопросы классу:

- Какой период мы будем изучать на уроках истории России в 8 классе?

- Что такое модернизация?

- Назовите черты модернизации во внешней политике?

- Назовите черты модернизации во внутренней политике?

Подводят итог урока

Групповая работа,

Познавательные:

самостоятельно осуществляют ответ на поставленный вопрос в начале урока

Устные ответы

 

V. Итоги урока.

Рефлексия

6

Обобщение полученных на уроке сведений

В тетрадях закончите два предложения.

"Я знал..."

"Я узнал..."

Отвечают на вопросы.

Определяют   свое эмоциональное состояние на уроке  

Ответ на вопросы,

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Устные ответы.

Оценивание учащихся за

работу на уроке

Домашнее задание

2

Изучить  стр.5-6,

записи в тетради

Конкретизирует домашнее задание

Записывают  домашнее
задание

Индивидуальная работа



Предварительный просмотр:

Разработка урока № 29

Тема: «У истоков российской модернизации»

Цели и задачи:

  • Познакомиться с основным содержанием курса, его целями, задачами, объяснить его специфику и особенности;
  • Определить место дисциплины в образовательном процессе;
  • Познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника;
  • Вызвать интерес к курсу «История России. 8 класс»

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени;
  • Применять понятийный аппарат исторического знания;
  • Доказывать, что история России является частью мировой истории;
  • Соотносить и систематизировать информацию из различных источников;

Метапредметные:

1) коммуникативные:

- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебе и познавательной деятельности;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками, работать индивидуально и в группе;

2) Регулятивные:

- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

3) Познавательные:

- собирать и фиксировать информацию, выделять главную и второстепенную, критически оценивать ее достоверность;

- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью;

Личностные:

- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- изложение своей точки зрения, ее аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, рабочий лист

Тип урока: вводный урок

План:

1)История России – часть всемирной истории.

2)Периодизация отечественной истории. Краткая характеристика ,задачи курса.

3)Модернизация – новая черта эпохи

Ход урока

I.Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

II . Мотивационно-целевой этап.

История – это не собрание рассказов о событиях и деятелях прошлого, а наука, исследующая факты, события и процессы с помощью различных документальных источников.

Любой человек должен знать историю своей страны. Ведь история – хранительница памяти народа. Она учит нас мудрости, воспитывает патриотизм, любовь к Родине. Познание истории своего государства помогает по-новому взглянуть на мир. Не зная историю, нельзя считать себя культурным человеком.

Начиная с 6 класса, вы изучаете историю России.

- Какие периоды из истории России вам запомнились больше всего?

- С какими общественными деятелями вы познакомились?

- Какие события запомнились вам больше всего? Почему?

III. Изучение нового материала

Сегодня мы начинаем увлекательное путешествие по страницам Истории России XVIII в. В этот период Россия стала крупнейшей евразийской державой, завоевала и присоединила новые земли. Но в то же время она переживала периоды глубоких кризисов, вызванных эпохой дворцовых переворотов. Как развивалась история нашей страны? Как мы узнаем о событиях прошлого? Надо ли человеку знать историю своего Отечества? Какую роль играет история в жизни общества? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на уроке.

Прежде чем приступить к изучению непосредственно учебника и курса истории, давайте вспомним, что же мы знаем об истории нашей страны и методах изучения прошлого.

1.История России – часть всемирной истории.

- Какие виды исторических источников вы знаете?

(Письменные, вещественные, устные)

- В чем ценность каждой из групп?

- С какими историческими источниками вы работали при изучении истории?

(Документами, картами, картинами и т.д.)

- Соответствовала ли история России общему направлению развития европейских стран?

Все события в мире взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга. Нельзя углубиться в изучение одного аспекта явления, игнорируя те условия и окружение, в которых оно появилось и развивается. Точно так же было бы неправильно рассматривать историю России в отрыве от мировой истории.

Задание. Обратившись к учебнику "История России", наугад выберите пять дат, событий или имен, которые привлекли ваше внимание. Выпишите их в рабочий лист.

Вопросы к классу:

- Каким темам посвящена первая честь учебника?

(Петровские преобразования, Северная война, Российское общество, повседневная жизнь, эпоха дворцовых переворотов)

- Какой период мы будем изучать на уроках истории в 8 классе?

(XVIII век)

2. Периодизация отечественной истории. Краткая характеристика, задачи курса

Итак, мы выяснили, что наш учебник посвящен изучению истории XVIII века. Но перед тем, как предположить, что нового мы узнаем из учебника, давайте вспомним, на какие периоды делится история России.

Задание. В рабочей тетради напишите основные этапы Российской истории.

1) Киевская Русь

2) Удельная Русь

3) Московская Русь

4) Россия в эпоху Ивана Грозного

5) Смутное время

6) Россия при первых Романовых

7) Эпоха петровских преобразований

8) Дворцовые перевороты XVIII в.

9) Россия во второй половине XVIII в.

В это году мы в вами остановимся на изучении Истории России XVIII в. Мы познакомимся с такими выдающимися деятелями как Петр I, Екатерина II, Александр Васильевич Суворов, Александр Данилович Меншиков, мятежник Емельян Пугачев и выдающийся ученый Михаил Ломоносов.

Узнаем, что значит выражение "гнутся как шведы под Полтавой", сосчитаем, сколько было платьев у императрицы Аннны Иоанновны и выясним, при каких обстоятельствах был основан наш город.

Но, прежде чем приступать к изучению нового материала, давайте вместе сформулируем наши задачи в изучении Истории России XVIII в.

3.Модернизация – новая черта эпохи

Задание. Сформулируйте задачи, которые вы поставите перед собой, приступая к изучению курса "История России XVIII в.". Запишите в рабочей тетради.

Задание. Перед вами изображения известных исторически личностей. Назовите их и подумайте, что их объединяет.

1) Петр 1

2) Екатерина II

3) Емельян Пугачев

4) А.В. Суворов

Все они внесли свой большой вклад в развитие нашей страны. Даже бунтовщик Пугачев заставил Екатерину II задуматься и скорректировать свою политику не только в сторону централизации государства, но и предоставления свобод торговому и городскому сословию.

Задание. Прочитайте "введение" на с.5 учебника. Найдите в тексте характерные черты модернизации для XVIII в. Запишите их в рабочей тетради.

Внутренняя политика

1. укрепление государственности

2. повышение эффективности управления

3. формирование новой армии и флота

4. создание промышленности

5. развитие торговли

6. завершилось формирование абсолютной монархии (Россия стала империей)

7. расширение прав дворянства

8. централизация государства

9. предоставление свобод торговому и городскому сословию

Внешняя политика

1. формирование новой армии и флота

2. развитие торговли

3. расширение территории

4. выход к Черному морю

5. освоение Новороссии и Крыма

Художественная культура

1. изменение повседневной жизни, возникновение новых обычаев

2. приобщение к европейский культуре

3. развитие просвещения, образования и науки

4. светский характер культуры

5. трансформация традиционного уклада жизни

6. развитие общественной мысли и публицистики

Теперь посмотрите на выписанные нами преобразования. Попробуйте сформулировать определение слова "модернизация". Какие бы ключевые слова вы использовали.

Модернизация - обновление основных сторон жизни общества

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

Вопросы классу:

- Какой период мы будем изучать на уроках истории России в 8 классе?

- Что такое модернизация?

- Назовите черты модернизации во внешней политике?

- Назовите черты модернизации во внутренней политике?

V. Итоги урока. Рефлексия

В тетрадях закончите два предложения.

"Я знал..."

"Я узнал..."

Домашнее задание: Изучить  стр.5-6, записи в тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ярославль у истоков Российской истории"

Презентация была подготовлена и проведена на общешкольной линейке, которая была приурочена к Мировому политическому форуму, проходящему в Ярославле в 2011 году....

Презентация к лекции "Незавершенная российская модернизация в контексте всемирной истории (конец Х1Х - начало ХХвека)"

В презентации приводятся точки зрения отечественных историков на российскую модернизацию в конце Х1Х-начале ХХ вв. в контексте всемирной истории, рассматриваются реформы императора Николая 11 и его го...

У истоков российской модернизации

Презентация к теме урока "У истоков российской модернизации" для 8 класса по учебнику Торкунова...

Разработка урока по истории Росси и в 8 классе по теме: У истоков российской модернизации

Технологическая карта и конспект урока по истории России в 8 классе по теме "У истоков российской модернизации"...

У истоков российской модернизации

технологическая карта урока истории (8 класс)...

У истоков российской модернизации

Введение в историю России 8 класс...