Рабочая программа по истории 9 класс (ФГОС)
рабочая программа по истории (9 класс)
Рабочая программа по истории 9 класс (ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_9_klass.docx | 119.9 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ № 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования М.: «Просвещение» Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 класс». – М.:«Просвещение», 2016 г, а также с учетом концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (Историко Культкрного Стандарта).
Программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам. История 5 - 9 классы (Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы. М.: Просвещение, 2016г.).,авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы).
Рабочая программа предназначена для обучающихся 9 класса.
В основу рабочей программы 9 класса заложено два курса: «История России»
( 44 часа) и «Всеобщая история» ( 21 час), всего 65 часов. Эти два курса изучаются модульно.
1) Программа курса «Истории России» реализуется по УМК «История России. 9 класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2018 год
2) "История Донского края" под редакцией члена - корреспондента РАН Ю. А. Жданова, Ростов - на - Дону, "Донской издательский дом", 2007 г.
Программа курса «Всеобщая история» ориентирована на линию учебников:
1) УМК - Всеобщая история. История нового времени. 9 класс (1801 - 1914 гг.)
Авторы - Н. В. Загладин, Л. С. Белоусов, издательство "Русское слово"., Мосвка, 2019 г.
Уровень обучения – ФГОС.
Преподавание истории в 9 классе в 2019 -2020 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативно - правовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28, ч. 2;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, (с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1 от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 от 25.12.2013 № 72, изменений № 3 от 24.11.2015 № 81);
4. приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, №629 от 07.07.2017г.);
5. Устав МБОУ « ООШ».
6. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Родионово – Несветайского района « Платово-Ивановская основная общеобразовательная школа» (5-9 класс).
7. Учебный план МБОУ « Платово-Ивановская ООШ» на 2019-2020 учебный год;
8. Календарный учебный график на 2019-2020 учебный год МБОУ «Платово-Ивановская ООШ»;
9. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ «Платово-Ивановская ООШ».
10. «Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории 2013» (Историко - культурный стандарт)
11. «Программы общеобразовательных учреждений. История.Обществознание. 5-11 класс». – М.:«Просвещение», 2013г.
12. Авторской программы по Всеобщей истории. История Нового времени. (1801 - 1914 гг.), Н. В. Загладин, Л. С. Белоусов под редакцией Карпова С. П., издательство "Русское слово", Москва, 2019 год
13. Авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова, изд - во Просвещение, 2018 г.
Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.
Общие цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета:
Рабочая программа по истории реализует три основные функции:
— информационно-ориентировочную функцию, которая обеспечивает понимание и масштабность образовательного поля предмета, его место в учебном плане и системе исторического образования, а также специфику мировоззренческой значимости конкретного курса истории;
— организационно-методическую функцию, которая позволяет с учётом целей, особенности фундаментального ядра содержания курса спроектировать образовательную деятельность и обеспечить достижение высокого качества освоения учебного содержания, решать задачи социализации учащихся средствами учебного предмета «История»;
— социализирующую функцию, которая предполагает
обеспечение учащихся знанием основных явлений, процессов и социальных закономерностей, происходящих на протяжении всей истории человечества.
Задачи изучения истории в современной школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной са¬моидентификации в окружающем мире;
— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
— развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном пол и культурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Наряду с обозначенными задачами, реализующими содержание Примерной программы по истории, актуальными для выполнения задач ФГОС также являются:
— деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
— компетентностный подход, рассматривающий в качестве приоритетного в процессе усвоения программы по истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, над предметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
— дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся.
-личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;
-проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний в процессе решения проблемных задач. Главная задача школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности.
Общие задачи изучения предмета «История России» в 9 классе следующие:
1. Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
2.Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
3. Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
4. Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
5. Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
6. Приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важных событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи с хронологической последовательности.
7.Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными историческими источниками и исторической информацией.
8. Овладение способами деятельности : учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
Цели изучения курса «Всеобщая история»:
- усвоение знаний о важнейших событиях, процессах всеобщей истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности с российской историей;
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим" принципам общественной жизни.
Общие задачи изучения предмета «Всеобщая история» в 9 классе следующие:
Изучение истории на ступенях основного общего образования направлено на достижение следующих целей :
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
РАЗДЕЛ № 2. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 9 класса.
Согласно штатному расписанию и годовому календарному плану рабочая программа по истории в 9 классе рассчитана на 34, 1 рабочие недели (2 часа в неделю - 65 часов).
В основу рабочей программы 9 класса заложено два курса: «История России» ( 44 часа) и «Всеобщая история» ( 21 час), всего 65 часов. Курсы "История России" и "Всеобщая история" изучаются модульно.
Срок реализации программы 1 год (2019 - 2020 учебный год)
Классы | Всего часов | Количество часов | ||
История России (количество часов) | Всеобщая история (количество часов) | |||
V класс | 70 | История Древнего мира | ||
VI класс | 65 | 39 | 26 | |
VII класс | 65 | 52 | 13 | |
VIII класс | 70 | 45 | 25 | |
IX класс | 65 | 44 | 21 |
Итого за 5 лет обучения - 335 часов, из них 180 час по истории России и 155 часов по Всеобщей истории.
РАЗДЕЛ № 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- устанавливать причинно-следственных связи, объяснять исторические явления;
- устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы, Америки и Азии;
- составлять и анализировать генеалогические схемы и таблицы;
- определять и использовать основные исторические понятия изучаемого периода;
- определять территории России и её границы, перерабатывать полученную информацию об их изменениях на протяжении XIX в.;
- описывать географию края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
- описывать социально-политическое устройство Российской империи в XIX в.;
- ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп, получат представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
- отличать основные течения общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации);
- устанавливать связи между общественным движением и политическими событиями (реформы и контрреформы);
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить поиск в источниках различного типа и вида (художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
- анализировать информацию, содержащуюся в различных исторических источниках изучаемого периода (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и т. п.);
- анализировать и давать историческую оценку действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры — Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II; государственные деятели — М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели — К. С. Аксаков, П. Я. Чаадаев, А. С. Хомяков и др.; представители оппозиционного движения — П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), влияния их деятельности на развитие российского государства;
- сопоставлять с помощью учителя различных версий и оценок исторических событий и личностей, с опорой на конкретные примеры, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
- давать определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
- проводить систематизацию информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
- приобретёт опыта историко-культурного, историко- антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
·- описывать культурное пространство России XIX в., осознает роль и место культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
В результате изучения истории на данном этапе обучения являются :
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
— указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
— читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте, соотносить местонахождение и состояние
исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
— осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных
и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-
ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
— различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
— соотносить единичные исторические факты и общие явления;
— различать причину и следствие исторических событий, явлений;
— выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
— сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходства и различия;
— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
— определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
— использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни
как основу диалога в поликультурной среде;
— способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и
общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Метапредметные результаты
Познавательные учебные действия:
Выпускник научится:
- самостоятельно приобретать знания и решать проблему;
- ставить проблему и выбирать адекватные способы её решения;
- проводить поиск и обрабатывать информацию;
- формулировать выводы и/или обосновать и реализовывать/апробировать принятое решение,
- обосновывать и создавать модель, прогноз, макет, объект, творческое решение.
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности и условия и средства достижения целей;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в выполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Регулятивные:
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени;
- использовать ресурсные возможности для достижения целей;
- осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
Коммуникативные:
Выпускник получит возможность научиться:
- ясно излагать и оформлять выполненную работу;
- публично представлять результаты работы, исследования, проекта;
- аргументировано отвечать на поставленные вопросы.
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Личностные результаты
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются :
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;
- формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;
- соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
- обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);
- расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении. Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое и современное время ; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего села, города,, края, области.
Ведущие методы, технологии обучения
При организации образовательного процесса будут использоваться следующие педтехнологии:
• личностно-ориентированное обучение, направленное на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
• развивающее обучение, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;
• объяснительно-иллюстративное обучение, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных знаний.
Главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки, уроки - проекты). Среди форм организации учебного процесса целесообразно использовать: решение и составление познавательных задач, рассказ по рисунку, историческое сочинение, характеристика исторического деятеля по памятке, составление и разгадывания кроссвордов, ролевые и интеллектуальные игры, викторины и конкурсы, конкурс рисунков, подготовка сообщений, работа с документами и др.
В процессе организации учебного времени предполагается как индивидуальная, так и работа в парах и в группе.
Методы организации и осуществления образовательной деятельности
-методы, обеспечивающие передачу учебной информации учителем и восприятие её учащимися посредством слушания, наблюдения, практических действий,
-словесные методы: рассказ, лекция, беседа, чтение, анализ документов,
-наглядные методы: иллюстрации, показ плакатов, репродукций, фото, схемы, таблицы,
-практические методы: работа с учебной книгой, атласом, контурной картой,
-методы учебной работы под руководством учителя,
-методы самостоятельной работы учащихся,
-методы стимулирования мотивации учебной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, опора на неожиданность, парадоксальность, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха,
-методы стимулирования мотивов сознательности, ответственности, настойчивости, долга: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.
Критерии оценки уровня достижений обучающихся
Критерии оценки устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
1. Оценка процесса проектной деятельности учащегося
Критерии оценки | Показатели |
2.1. Актуальность | Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата |
2.2. Проблемность | Наличие и характер проблемы в замысле |
2.3. Технологичность | Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность |
2.4. Соответствие объемам учебного времени | Качественное выполнение проекта в определенные сроки |
2.5. Экологичность | Отсутствие вредных для здоровья компонентов, материалов, отходов в процессе изготовления продукта |
2.6. Экономичность | Оптимальные затраты на материалы и изготовление |
2.7. Безопасность | Соблюдение правил ТБ |
2.8. Соответствие современному уровню научно-технического прогресса | Учет последних достижений в той области, к которой относится проектируемый продукт |
2.9. Содержательность | Информативность, смысловая емкость проекта |
2.10. Разработанность | Глубина проработки темы |
2.11. Завершенность | Законченность работы, доведение до логического окончания |
2.12. Наличие творческого компонента в процессе проектирования | Вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д. |
2.13. Коммуникативность (в групповом проекте) | Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д. |
2.14. Самостоятельность | Степень самостоятельности учащихся определяется с помощью устных вопросов к докладчику. |
2. Оценка оформления проекта
Критерии оценки | Показатели |
3.1. Соответствие стандартам оформления | Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии |
3.2. Системность | Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда |
3.3. Лаконичность | Простота и ясность изложения |
3.4. Аналитичность | Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов |
3.5. Дизайн | Композиционная целостность текста, продуманная система выделения. Художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков |
3-6. Наглядность | Видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п., четкость, доступность для восприятия с учетом расстояния до зрителей |
3. Оценка защиты (презентации) проекта | |
Критерии оценки | Показатели |
4.1. Качество доклада | Системность, композиционная целостность Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы Краткость, четкость, ясность формулировок |
4.2. Ответы на вопросы | Понимание сущности вопроса и адекватность ответов Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов Аргументированность, убедительность |
4.3. Личностные проявления докладчика | Уверенность, владение собой Настойчивость в отстаивании своей точки зрения Культура речи, поведения Удержание внимания аудитории Импровизационность, находчивость Эмоциональная окрашенность речи |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:
• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
При оценивании устного ответа учащегося оценка ставится:
-- за устный ответ на обобщающем уроке; за устные индивидуальные ответы учащегося на уроке
- за участие во внеурочных мероприятиях по предмету
- за исправление ответов учащихся
-- за умение использовать в ответе различные источники знаний ( текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы)
- за работу с историческими источниками и их анализ
- за выполнение домашней работы;
- за работу в группах по какой-либо теме;
- за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;
- за ролевую игру или викторину
- за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме;
При оценивании письменных ответов оценка ставится:
- за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно
- за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта
- за исторический диктант
- за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)
- за тестовую работу
- за письменный реферат
Оценивание устных ответов:
Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.
Оценка «4» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.
Оценка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.
Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы
Оценивание письменных ответов:
Оценка «5» - 100-90 %
Оценка «4» - 89-70 %
Оценка «3» - 69-45 %
Оценка «2» - 44-20 %
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, хронологический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам , решение исторических задач, кроссвордов и т.д.
Формы и средства контроля.
Формы контроля знаний –
1) заполнение контурных карт.
2) подготовка сообщений,
3) заполнение рабочих тетрадей. исторический диктант;
– тестовая работа
– самостоятельная работа
- зачет (устный, письменный).
– письменная проверочная работа;
- карточки - задания
- кроссворды.
- проекты
- доклады
- сообщения.
- рефераты
- текущий контроль: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверка и взаимопроверка, терминологические тесты, устные рассказы по плану, сочинения,
- промежуточный контроль: тематические тесты,
- итоговый контроль: контрольная работа.
Виды контроля:
1) Устные :
А) устный ответ на поставленный вопрос.
Б) развернутый ответ по заданной теме.
В) устное сообщение по избранной теме.
2) Письменные:
А) составление хронологических таблиц.
Б) составление сравнительных таблиц.
В) анализ исторических документов.
Г) анализ исторических ситуаций.
Д) анализ исторических версий и оценок.
3) Творческие работы:
А) презентации. Б) проекты. В) тестирование. Г) рефераты. Д) эссе. Е) сообщения
В конце учебного года рабочая программа предусматривает итоговую контрольную работу за курс основной школы по истории.
РАЗДЕЛ № 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Всеобщая история. История нового времени (21 час)
РАЗДЕЛ № 1. Революции и реакция в европейском развитии ( 4 часа)
Империя Наполеона. Франция в конце XVIII века. Переворот 18 брюмера (19 ноября). Провозглашение империи. Завоевание господства в Европе. Тильзитский мир 1807 г. Народы против французской империи.
Народы против французской империи. Революционная Франция и Европа. Захватническая политика империи и восстание в Испании. Реформы и рост национального сознания в Европе. Углубление кризиса в империи. Противоречия между Францией и Россией.
Поход в Россию и крушение Французской империи. Война 1812 года и падение империи Наполеона 1. Венский конгресс и 100 дней Наполеона. Создание Священного Союза.
Священный Союз, политическое развитие стран Европы и революционное движение в 1820 - 1830 - х гг. Усиление реакции в Европе. Освобождение Греции. Революция 1830 года во Франции и Бельгии. Священный Союз и Польское восстание в830 - 1831 гг.
Освободительное движение Латинской Америки в первой половине 19 века. Латинская Америка в начале 19 века. Освободительное движение в испанских колониях. Крушение колониальных империй. Священный Союз и доктрина Монро. США и Латинская Америка.
РАЗДЕЛ № 2. Становление национальных государств в Европе (3 часа)
Революции 1848 - 1849 гг. в Европе. Революция во Франции. Революционное движение в Германии 1848 - 1849 гг. Революция в Австрии. Итоги революций 1848 - 1849 гг. в Центральной Европе.
Начало объединения Италии и Германии. Королевство Сардиния. Война и революция в Италии. Роль Пруссии в объединении Германии. Австро - Прусская война 1866 года.
Внутренняя политика Наполеона III. Франко - германская война и Парижская коммуна. Франция времен Наполеона III. Франко - германская война 1870 - 8171 гг. Парижская коммуна.
РАЗДЕЛ № 3. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно - политические процессы (3 часа)
Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения в первой половине XIX века. Завершение промышленного переворота. Промышленные страны. Рост городов. Формирование рабочего класса. Рабочее движение в Великобритании. Рабочее движение в континентальной Европе.
Индустриальные страны во второй половине XIX - начале XX вв. Вторая промышленная революция. Концентрация производства и капитала. Экономические кризисы и монополии. Социальное последствие индустриализации. Профсоюзное движение в конце 19 - начале 20 вв.
Консервативные, либеральные и социалистические идеи в XIX веке. Консервативные идеи. Развитие либерализма. Социалистические идеи первой половины XIX века и анархизм. Возникновение марксистского учения. Марксизм и рабочее движение. Национализм в странах Запада.
РАЗДЕЛ № 4. Ведущие страны мира в середине XIX - начале XX века (7 часов)
Великобритания и её доминионы. Великобритания в середине XIX века. Политические и социальные реформы в Великобритании. Канада: особенность развития. Австралийский Союз. Новая Зеландия.
США во второй половине XIX - начале XX века. Американское общество. Конфликт между Севером и Югом. Гражданская война США (1861 - 1865 гг.) Восстановление Юга. США в конце XIX - начале XX века.
Страны Западной и Центральной Европы. Франция после поражения. Германская империя. Австро - Венгрия.
Государство Южной и Юго - Восточной Европы. Италия после объединения. Испания на периферии Европы. Балканские страны на пути независимого развития.
РАЗДЕЛ № 5. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце XIX - начале XX века (3 часа)
Османская империя и Персия в XIX - начале XX века. Кризис Османской империи. "Восточный вопрос". Реформы в Турции в середине XIX века. Турция и Крымская война 1853 - 1856 гг. Попытки реформ в 1870 - е годы. Младотурецкая революция 1908 - 1909 гг. Революция 1905 - 1911 гг. в Иране.
Завершение колониального раздела мира. Мир к началу XX века. Колониальная империя в Великобритании. Колониальные захваты Франции. Германия как колониальная держава. Колониальная политика США.
Колониализм: последствия для метрополий и колоний. Европейский колониализм. Традиционный уклад в колониальных и зависимых странах. Предпосылки модернизации в странах Азии.
РАЗДЕЛ № 6. Обострение противоречий на международной арене в конце XIX - начале XX века (1 час)
Военно - политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX - начале XX вв. Внешняя политика ведущих стран мира. Обострение противоречий между ведущими державами. Образование военно - политических союзов в Европе.
РАЗДЕЛ № 7. Наука, культура и искусство в XIX - начале XX вв. (1 час)
Культурное наследие XIX - начале XX вв. Истоки ускорения технического прогресса. Достижения научной мысли . Кризис механистических воззрений в XIX веке гуманитарной науки. Развитие транспорта и строительства. Развитие военной техники.
Наука, культура и искусство в XIX - начале XX века. Классицизм революционной эпохи. Романтизм в духовной жизни Европы. Музыкальное и театральное искусство. Литература и живопись. От реализма к импрессионизму. Изменение жизни людей и духовная жизнь на рубеже XIX - XX вв. Истоки массовой культуры.
Содержание курса "История России" (44 часа)
Глава 1. Россия в первой четверти XIX в. (11 часов)
Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Донское казачество в Отечественной войне 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов Александровская эпоха: государственный либерализм Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия. Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй. Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.
Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир. Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе.
Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ. Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение. Национальный вопрос в Европе и России. Политика рос-
сийского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны. Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.
Глава 2. Россия во второй четверти XIX в. (8 часов)
Николаевская эпоха: государственный консерватизм .
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817— 1864 гг. Крымская война 1853— 1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Донской край во второй четверти XIX в.
Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления. Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития. Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота. Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий.
Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в. Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи. Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами. Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество. Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур. Российская культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий.
Глава 3. Россия в эпоху Великих реформ (8 часов)
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация
Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту. Император Александр II и основные направления его внутренней политики. Отмена крепостного права, историческое значение реформы. Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий. Политические реформы 1860—1870-х гг.
Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству .Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения. Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850—1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики. Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
Глава 4. Россия в 1880—1890-е (7 часов)
«Народное самодержавие» Александра III
Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления. Особенности экономического развития страны в 1880—1890-е гг. Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период.
Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма .Национальная и религиозная политика Александра III.
Идеология консервативного национализма. Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское искусство. Передвижники.
Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры. Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.
Глава 5. Россия в начале XX века. (8 часов)
Россия в начале ХХ в.: кризис империи
Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в. Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация. Политическая система Российской империи начала XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика. Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения. Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России.
Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский край. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.
Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования. Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг.,
её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране .Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905—1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.
Общество и власть после революции 1905—1907 гг.
Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий. Реформы П. А. Столыпина и их значение. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг.
гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство.
Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей.
Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий. Серебряный век русской культуры. Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа. Культура народов России. Повседневная жизнь в городе
и деревне в начале ХХ в.
Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Первая мировая войн 1914 года, ее причины и участники. Основные события. Итоги и значение.
Повторение (2 часа)
Итоговая контрольная работа - 1 ч.
Повторительно - обобщающий урок за курс истории в 9 классе - 1 ч.
РАЗДЕЛ № 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов |
Всеобщая история (Новое время. Новейшее время) | (21 час) | |
1. | Революции и реакция в Европейском и мировом развитии | 4 |
2. | Становление национальных государств в Европе | 3 |
3. | Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно - политические процессы | 3 |
4. | Ведущие страны мира в середине XIX - начале XX вв. | 7 |
5. | Обострение противоречий на международной арене в конце XIX- начале XX вв. | 1 |
6. | Наука, культура и искусство в XIX - начале XX века | 2 |
7 | Повторение | 1 |
История России | (44 часа) | |
1. | Россия в первой четверти XIX века | 11 |
2. | Россия во второй четверти XIX в | 8 |
3. | Россия в эпоху Великих реформ | 8 |
4. | Россия в 1880—1890-е гг. | 7 |
5. | Россия в начале XX в. | 8 |
Повторение | 2 |
Итого - 65 часов, из них 21 час Всеобщей истории, 44 часа - История России.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ 9 КЛАСС
УМК по истории России - Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под ред. Торкунова А.В./ История России. 9 класс. В 2-х частях. Из-во «Просвещение», 2018 г
УМК по всеобщей истории - "Всеобщая история. История Нового времени 1801 - 1914 гг" под редакцией Загладин Н. В., Белоусов Л. С. , Москва, изд - во "Русское слово", 2019 г.
№ п/п | Дата | Наименование темы урока | Количество часов | Виды деятельности учащихся | Примерное домашнее задание | |
план | факт | |||||
Раздел 1. Революции и реакции в Европейском и мировом развитии ( 4 ч.) | ||||||
1 | 02.09 | Империя Наполеона I | 1 | Работа с картой, самостоятельная работа по учебнику | П.1Н. И. | |
2 | 05.09 | Народы против Французской империи | 1 | Изучение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | § 2 Н. И. | |
3 | 09.09 | Поход в Россию и крушение Французской империи | 1 | Изучение нового материала с элементами анализа текста учебника | П.3 Н. И. | |
4 | 12.09 | Священный Союз, политическое развитие стран Европы и революционное движение в 1820 - 1830 - х гг. | 1 | Работа с терминами, составление таблицы сравнения черт Священного Союза | П.4 | |
Раздел 2. Становление национальных государств в Европе(3ч.) | ||||||
5 | 16.09 | Революции 1848 - 1849 гг. в Европе | 1 | Оценивать исторические явления, работа с картой | П.6 | |
6 | 19.09 | Начало объединения Италии и Германии | 1 | Работать с текстом учебника и, оценить начало объединения Италии и Германии, самостоятельная работа по учебнику, беседа | П. 7. | |
7 | 23.09 | Внутренняя политика Наполеона III, франко - германская война и Парижская коммуна | 1 | Определить места Англии среди других стран; оценить роль колоний в экономике страны | П. 8 | |
Раздел 3. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно - политические процессы (3 ч.) | ||||||
8 | 26.09 | Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения в первой половине XIX века | 1 | Работа с картой, тестом, терминами, | П. 9 | |
9 | 30.09 | Индустриальные страны во второй половине XIX - начале XX в. | 1 | Работа с картой; оценивать исторические события индустриальных стран; оперирование терминами и понятиями | П.10 | |
10. | 03.10 | Консервативные, либеральные и социалистические идеи XIX века | 1 | Заполнить таблицу | П. 11 | |
Раздел 4. Ведущие страны мира в середине XIX -начале ХХ в. ( 4 ч.) | ||||||
11 | 07.10 | Великобритания и её доминионы | 1 | Работа с картой, тестом учебника, терминами, | П.12 | |
12 | 10.10 | США во второй половине XIX - начале XX в. | 1 | Работа с картой, тестом, терминами оценивать исторические явления | П.13 | |
13 | 14.10 | Страны Западной и Центральной Европы | 1 | Работа с картой, тестом учебника, терминами | П.14 | |
14 | 17.10 | Государства Южной и Юго - Восточной Европы | 1 | Работа с картой, текстом учебника | П. 15 | |
Раздел 5. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америке в конце XIX - начале XX вв. (3 часа) | ||||||
15 | 21.10 | Османская империя и Персия в XIX - начале XX в. | 1 | Работа с картой, текстом учебника | П. 19 | |
16 | 24.10 | Завершение колониального раздела мира | 1 | Работа с картой, текстом учебника | П. 20 | |
17 | 07.11 | Колониализм: последствия для метрополий и колоний | 1 | Работа с картой, текстом учебника | П. 21 | |
Раздел 6. Обострение противоречий на международной арене в конце XIX -начале ХХ в. (1 час) | ||||||
18 | 11.11 | Военно - политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX -начале ХХ в. | 1 | Работа с картой. | П.23, | |
Раздел 7. Наука, культура и искусство в XIX -начале ХХ (2 часа) | ||||||
19, 20 | 14.11, 18.11 | Культурное наследие XIX -начале ХХ в. | 2 | Работа с репродукциями картин | П. 25 | |
Повторение (1 ч.) | ||||||
21 | 21.11 | Контрольная работа по Всеобщей истории за курс 9 класса | 1 | Повторить П 1 - 25 | ||
Раздел 1. Россия в первой четверти XIX в. (11 ч.) | ||||||
22 | 25.11 | Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского | 1 | Выявление сущности реформ и их последствий | П. 1, 2 | |
23 | 28.11 | Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. | 1 | Анализ и обобщение исторических явлений. | П.3 | |
24, 25 |
| Отечественная война 1812 г. Р.К. Участие в войне донских казаков | 2 | Анализ источников, работа с картой | П.4 | |
26 | 09.12 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. | 1 | Работа с картой. Беседа, участие в дискуссии | П.5 | |
27 | 12.12 | Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг. | 1 | Работа с историческими документа ми; анализ статистических данных, самостоятельная работа по учебнику | П.6 | |
28 | 16.12 | Национальная политика Александра | 1 | Работать с текстом учебника и документами; характеристика национальной политики | конспект | |
29 | 19.12 | Р.К. Донской край в начале XIX века | 1 | Решение проблемной задачи | Подготовить сообщение | |
30 | 23.12 | Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. | 1 | Работать с текстом учебника и документами | П.7 | |
31, 32 | 26.12, 09.01 | Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов | 2 | Сравнение исторических событий (на примере народных волнений начала XVIII в.). | П.8, 9 | |
Раздел 6. Россия во второй четверти XIX в. (8 ч.) | ||||||
33 | 13.01 | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I | 1 | Сравнение европейских политических тенденций и российских. | П.10 | |
34 | 16.01 | Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. | 1 | Собственный вывод о значении преобразований | П.11 | |
35 | 20.01 | Общественное движение при Николае I | 1 | Самостоятельная подготовка сообщения по заданной теме | П.12 | |
36 | 23.01 | Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны | 1 | Самостоятельная подготовка сообщения по заданной теме; работа с картой. | Подготовка сообщения по заданной теме | |
37 | 27.01 | Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817— 1864 гг. | 1 | Работа с текстом учебника и документами. Работа с картой. | П. 13—14 | |
38 | 30.01 | Крымская война 1853— 1856 гг. Р.К. Донской край во время Крымской войны | 1 | Работа с текстом учебника и документами. Работа с картой. Решение проблемной задачи | П. 13—14 | |
39 | 03.02 | Культурное пространство империи в первой половине XIX в. | 1 | Составление краткой характеристи ки основных видов русского искусства первой половины XIX в. | Повторить П.1-14 | |
40 | 06.02 | Контрольная работа по теме: « Россия в первой четверти XIX в.» | 1 | Сравнение новых русских обычаев с западноевропейскими | Конспекты повторить | |
Раздел 3. Россия в эпоху Великих реформ. (8 ч.) | ||||||
41 | 10.02 | Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России | 1 | Анализ внутренней политики, работа с терминами | П.15 | |
42 | 13.02 | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | Работа с учебником и документами. Выявление сущности реформы, работа с терминами | П. 16 | |
43 | 17.02 | Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация | 1 | Работа с учебником и документами. Выявление сущности реформы, работа с терминами. | П.17 | |
44 | 20.02 | Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период | 1 | Работа с учебником. Определить значение и последствия реформ | П.18 | |
45 | 27.02 | Общественное движение при Александре II и политика правительства | 1 | Работа с учебником и документами. Определить значение и последствия основных направлений обществен ного движения | П.19,20 | |
46 | 02.03 | Национальная и религиозная политика Александра II. | 1 | Работа с учебником и картой. Выявление культурных и конфессиональных особенностей российского многонационального народа | Сообщение о националь ных и рели гиозных традициях | |
47 | 05.03 | Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. | 1 | Работа с текстом учебника и документами. Работа с картой. | П.21 Составить х-ку войны | |
48 | 12.03 | Р.К.Донской край в пореформенный период | 1 | Работа с текстом учебника и документами. 56 | Повторить П.15-21 | |
Раздел 4. Россия в 1880—1890-е гг. (7 ч.) | ||||||
49 | 16.03 | Александр III: особенности внутренней политики | 1 | Работа с картой, выявление противоречий с соседними странами | П.22 | |
50 | 19.03 | Перемены в экономике и социальном строе | 1 | Выявление экономических и социальных особенностей | П.23 | |
51 | 30.03 | Общественное движение при Александре III | 1 | Анализ направлений общественного движения и оценка последствий | П.24 | |
52 | 02.04 | Национальная и религиозная политика Александра III | 1 | Работа с учебником и картой. Выявление культурных и конфессиональных особенностей российского многонационального народа | конспект | |
53 | 06.04 | Внешняя политика Александра III | 1 | Работа с текстом учебника. Работа с картой. | П.25 | |
54 | 09.04 | Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. | 1 | Работа с текстом учебника и документами, источниками культуры | Заполнить таблицу «Культура России во второй половине XIX в.» | |
55 | 13.04 | Контрольная работа по теме «Россия в 1880—1890-е гг.» | 1 | Составление краткой характеристик и социальных слоёв населения. Обобщение изученного материала | Повторить п.22-25 | |
Раздел 9. Россия в начале XX в. (8 ч.) | ||||||
56 | 16.04 | Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития | 1 | Работа с исторической картой, составление сравнительной характеристики развития России, стран Запада и Востока | П.26 | |
57 | 20.04 | Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX— XX вв. | 1 | Работа с учебником. Формулирование собственного вывода о значении преобразований | П.27 | |
58 | 23.04 | Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. | 1 | Анализ внутренней политики, работа с терминами | П.28 | |
59 | 27.04 | Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг | 1 | Работа с исторической картой, источниками, составление характеристики войны. Решение проблемной задачи. | П.29 | |
60 | 30.04 | Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. | 1 | Работа с исторической картой, источниками, составление развёрнутого конспекта. | П.30 | |
61 | 07.05 | Социально-экономические реформы П. А. Столыпина | 1 | Работа с учебником и документами. Выявление сущности реформы, работа с терминами. | П.31. | |
62 | 14.05 | Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. | 1 | Анализ внутренней политики, работа с терминами | П.32 | |
63 | 18.05 | Серебряный век русской культуры | 1 | Составление краткой характеристики основных видов русского искусства науки России начала ХХ в. | П. 33 Подготовиться к итоговой к.р. | |
Повторение (2 часа) | ||||||
64 | 21.05 | Итоговая контрольная работа по истории за курс 9 класса | 1 | Пишут тестовую контрольную работу по истории за курс 9 класса | Повторить конспекты | |
65 | 25.05 | Повторительно - обобщающий урок за курс истории в 9 классе | 1 |
Итого - 65 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...