Рабочая программа по истории 8 класс (ФГОС)
рабочая программа по истории (8 класс)

Лариса Сергеевна Мамаева

Рабочая программа по истории 8 класс (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_8_klass.docx93.37 КБ

Предварительный просмотр:

         Раздел № 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта и  примерной программы по учебным предметам. История 5 – 9 классы, М.: Просвещение, 2016 г. , авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы)., М: Просвещения, 2016 г. УМК – Н. М. Арсеньтев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарев  под редакцией академика РАН А.. В. Торкунова «История России»  8 класс изд - во "Просвещения" 2016г., А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина «Всеобщая история»  8 класс, М., изд- во «Просвещение», 2016 г. "История Донского края"  под редакцией члена - корреспондента РАН Ю.  А. Жданова, Ростов - на - Дону, "Донской издательский дом", 2007 г.

 Рабочая программа по истории предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы основного общего образования (ФГОС). Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся класса.

Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта  (Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного общего образования. М.:«Просвещение»,2016 г).

Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история».

Рабочая программа предполагает использование следующих учебников:

 «История России. 8 класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2018 год;

 «Всеобщая история. Новая история.1500-1800 гг. 8 класс», авторы: А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под редакцией  А.А. Искендерова –  М. «Просвещение», 2016 год. . "История Донского края"  под редакцией члена - корреспондента РАН Ю.  А. Жданова, Ростов - на - Дону, "Донской издательский дом", 2007 г.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 8 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта и рассчитана на средний уровень учащихся.

В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.

Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История».

Цели и задачи изучения учебного предмета «История»:

Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Наряду с обозначенными задачами выделяют задачи обучения курса с учетом ФГОС:

- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

—        компетентностный подход, рассматривающий в качестве приоритетного в процессе усвоения программы по истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, над предметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

—        дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания,  предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся.

-личностно  ориентированный  (гуманистический)  подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое,  направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;

-проблемный   подход,   предполагающий  усвоение  программных  знаний  в  процессе решения проблемных задач. Главная задача школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28, ч. 2;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, (с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1 от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 от 25.12.2013 № 72, изменений № 3 от 24.11.2015 № 81);
4. - приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, №629 от 07.07.2017г.);
5. Устав МБОУ « ООШ».
6. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Родионово – Несветайского района « Платово-Ивановская основная общеобразовательная школа» (5-9 класс).
7. Учебный план МБОУ « Платово-Ивановская  ООШ» на 2019-2020 учебный год;
8. Календарный учебный график на 2019-2020 учебный год МБОУ «Платово-Ивановская  ООШ»;
9. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ «Платово-Ивановская  ООШ».

10. «Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории 2013» (ИКС)

11. «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 класс». – М.:«Просвещение», 2013 г.

12. Авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова,изд  - во Просвещение, 2016 г.

13. Историко - культурный стандарт.

Раздел № 2. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРС В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет «Всеобщая история. Новая история.1500-1800 гг. 8 класс» и "История  России", является структурной частью предмет "История", который входит в область "Общественно - научные предметы"  и является обязательным для изучения на уровне основного общего образования.

Учебный предмет "История" 8 класса реализуется за счет часов обязательной части учебного плана.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (в 5  - 9  классах)) для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  335 часов  для обязательного изучения учебного  предмета "История" на этапе основного образования, в том числе 5, 6, 7, 8, 9 классах из расчета 2 учебных часа в неделю.

На изучение учебного предмета «История» в 8 классе отводится  70 часов. Изучение учебного предмета «История» начинается с изучения курса «Всеобщая история. Новая история. (25 часов). Так как изучение отечественной истории является приоритетным в школьном историческом образовании, соответственно на изучение курса «История России» отводится 45 часов учебного времени. Контроль знаний предполагает повторение, обобщение, а также  тестирование изученных тем. В рабочей программе запланирована промежуточная контрольная работа за курс истории 8 класса.

Данная рабочая программа предполагает реализацию регионального компонента отечественной истории. Для этого отводится  10 часов.

Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2019-2020 учебном году  в МБОУ «Платово - Ивановская ООШ» и предполагает изучение учебного предмета «История» на уровне ФГОС.

В 2019 - 2020 учебном году согласно годовому календарному графику и штатному расписанию МБОУ "Платово - Ивановская ООШ" количество часов с 5 - 9 класс распределись следующим образом:

Классы

Всего часов

Количество часов

История России

(количество часов)

Всеобщая история (количество часов)

V класс

70

История Древнего мира

VI класс

65

39

26

VII класс

65

52

13

VIII класс

70

45

25

IX класс

65

44

21

Итого за 5 лет обучения - 335  часов, из них 180 часов по истории России и 155 часов по Всеобщей истории

Согласно годовому календарному плану и учебному  расписанию МБОУ "Платово - Ивановская ООШ" рабочая программа  по истории в 8  классе рассчитана на 70  часов ( 2 часа в неделю - 35 недель)

Класс

Объем учебного времени

Разделы примерной программы

8 класс

70 ч

Всеобщая история  -       25 часов

История России –  45 часов

На изучение регионального компонента из 45 часов  по Истории России отводится 10 часов из курса  Истории Донского края.  

Темы уроков регионального компонента:

№ 1. Азовские походы.

№ 2. Как служили донские казаки?

№ 3. Жизнь на Дону в период правления Петра I.

№ 4. Донской край в начале XVIII века. Основание города Таганрога.

№ 5. Основание города Ростова - на - Дону.

№ 6. Дон в период правления Екатерины II.

№ 7. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева

№ 8. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Донское казачество во второй половине XVIII века

№ 9. Жизнь на Дону во время правления Павла I

№ 10. Донское казачество в XVIII веке.

Раздел № 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

      Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания;
  • умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
  • знать имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
  • основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII— XVIII в.в.;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;
  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
  •  решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • организовывать учебное  сотрудничество и совместную деятельность с учителем  и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
  • активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать  с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
  • критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • познавательный интерес к прошлому своей страны
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
  • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
  • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • формирование коммуникативной компетентности;
  • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Планируемые результаты изучения курса «История»

Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

Предполагается, что в результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

 1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории

- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

 - характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий

 - группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям

3. Работа с историческими источниками:

- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды

- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др., отбирать ее, группировать, обобщать

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания

4. Описание (реконструкция):

- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках

 - характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников

5. Анализ, объяснение:

 - различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка)

 - соотносить единичные исторические факты и общие явления

- различать причину и следствие исторических событий, явлений

 - выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений

 - раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия

 - излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий

6. Работа с версиями, оценками:

- проводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе

- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий

 - использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде

 - способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках

системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки

достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.

Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, хронологический  диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам , решение исторических задач, кроссвордов и т.д.

Оценка индивидуального проекта

1.Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

2.Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

3. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции.

4. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

5.Критерии оценки проектной работы:

5.1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

5.2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

5.3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

5.4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

                

        По каждому критерию вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. Максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).

Портфолио обучающегося как метод оценки

Портфолио - наиболее адекватный метод интегральной (накопительной) оценки. Портфолио (портфель достижений) сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в исторической и обществоведческой областях. В состав Портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его/ее учебной деятельностью, входят:

1) подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений творчества,   рефлексии.   Такими   работами   (в   рамках обсуждаемых предметов) могут быть, исходя из различных учебных задач и ситуаций, учебных и проверочных материалов, как минимум следующие:

•  выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам по истории;

2)  систематизированные материалы текущей оценки:

• оценочные листы и материалы видео- и аудиозаписей процессов выполнения отдельных видов работ;

•результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;

• выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся;

3)    материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ.

Показатели освоения курса

Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая, коммуникативная.

Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;
  • способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
  • способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
  • способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
  • способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
  • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.

Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

Критерии оценивания устного ответа по истории

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Отметка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

Формы и средства контроля.

Формы контроля знаний –

1) заполнение контурных карт,

2) подготовка сообщений,

3)  заполнение рабочих тетрадей.

Одна из форм контроля –входной контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль, тестирование по темам.

Виды контроля:

1) Устные :

 А) устный ответ на поставленный вопрос.

 Б) развернутый ответ по заданной теме.

В) устное сообщение по избранной теме.

2) Письменные:

А) составление хронологических таблиц.

Б) составление сравнительных таблиц.

В) анализ исторических документов.

Г) анализ исторических ситуаций.

Д) анализ исторических версий и оценок.

3) Творческие работы:

А) презентации.

Б) проекты.

В) тестирование.

Г) рефераты.

Д) эссе.

Е) сообщения

Раздел № 4. Содержание учебного курса «Всеобщая история. Новая история»

Новая история -   (25 часов)

8 класс. Всемирная история.

Глава 1. Европа в начале Нового  времени (5 часов)

Введение. История Нового времени. Великие  открытия и достижения науки

Расцвет абсолютизма в Европе. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. «отцы-основатели». Преобразование в экономике.

Глава 2. Строительство Новой Европы ( 14 часов)

Художественная культура XVIII вв. Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в.  Фридрих II.Семилетняя война. Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г. Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Революционные политические группировки. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.   Революционный террор. Якобинская диктатура. Директория. Наполеон Бонапарт Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы.

 Раздел 3. Страны Азии, Латинской Америки в Новое время (6 часов)

Колониальный период в Латинской Америке Держава Великих Моголов.

Начало европейского завоевания Индии.  Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин.  Османская империя: от могущества к упадку. Индия.. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии. Мир в новое время: XVIII век.

Итого - 25 часов

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИСТОРИЯ РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в. (45 часов)

РОССИЯ В ЭПОХУ ПЕТРА I.  (16 часов)

Предпосылки петровских реформ.

Усиление иностранного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Политическийкурс Б. И. Морозова и  И. Д. Милославского. Реформы А.Л. Ордина - Нащокина. Реформаторские планы В. В. Голицына. Бенедикт Спиноза. Исторические документы - В. О. Ключевский о А. Л. Ордине - Нащокине.

Начало правления Петра 1.

Детство Петра 1. Двоецарствие. Царевна Софья. Учителя Петра 1 - Тиммерлан, Брандт, Лефорт, Гордон. Русская гвардия, "потешные" полки - Семеновский и Преображенский.  Начало царствования Петра. Отношения между Софьей, Иваном и Петром. Азовские походы. Осада крепости Азов. Первый и второй поход русской армии на Азов.  Взятие турецкой крепости - Азов. Великое посольство 1697 - 1688 гг.  

Великая Северная война 1700 -  1721 гг.

Начало Северной войны, её причины, уроки, итоги для России и для стран Европы. Поражение под Нарвой.  Военная реформа Петра 1. Причины победы под Полтавой.  Полтавская "виктория". Прутский поход. Победы русского флота. Ништатский мир. Исторические Документы- "Из обращения Петра 1 к войскам в день полтавской битвы. 27 июня  1709 года". "Из указа Петра 1 о начале войны с Швецией (1700 г.)"

Реформы управления Петра 1

Создание Сената и коллегий. Указ о единонаследии (1714 года), табель о рангах (1722года). Реформа местного управления. Система коллегий (Коллегия иностранных дел, военная, адмиралтейская, камер - коллегия, штатс - коллегия, мануфактур - коллегия). Генеральный регламент, тайная канцелярия. Роль деления России на 8 губерний. Реформа местного управления. Исторические документы - "Рабочая неделя Петра 1. Собственноручная запись царя", "Из указа о единонаследии. 23 марта 1714 года" , "Современник о Петре 1"

Экономическая политика Петра 1

Роль государства в экономике. Развитие промышленности. Мануфактуры. Развитие торговли, транспортных путей и налоговой системы. Протекционизм. Меркантилизм. Подушная перепись. Кумпанства. Отходники. Посессионные крестьяне. Развитие сельского хозяйства. Итоги экономического развития. Исторический документ - "Из Берг - привилегии. 10 декабря 1719 год"

Российское общество в петровскую эпоху

Дворянское сословие. Города и горожане. Различия между  вотчиной и поместьем после 1714 года. Положение крестьян. Тяготы народа в годы Петровских реформ. Гильдии и цехи. Магистрат. Регламент Главного магистрата. Прибыльщик, ревизия.   Сословия, с которых  взыскивалась подушная подать.

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.

 Петр 1 и церковь. Упразднение патриаршества. Ереси. Раскоп. Феофан Прокопович и "учетная дружина" "Первое учение отрокам".. Старообрядцы и другие конфессии. Поповщина. Беспоповщина. Синод.

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам.

Причины народных выступлений. Астраханское восстание 1705 - 1706 гг., его особенности.  Ржевский - местный воевода Астрахани. Яков Носов - купец - старообрядец. Восстание под предводительством К. А. Булавина. "Работные люди".  Башкирское восстание, его специфика. Противники Петровских реформ. Причины группировки аристократии против Петра 1. Исторический документ - "Из инструкций Петра 1 местным властям"

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ

Преобразования в науке при Петре 1. Аптекарский огород. Ботанический сад. Хирургические инструменты.  Достижения Шилова, Рябова, Григория Капустина, Якова Брюса, Л. Ф. Магницкого, А. К. Нартова. Е. П. Никонова. Преобразование в образовании. Светская система образования. Реформа алфавита. Печатная газета "Ведомости". Кунсткамера. Первый русский музей. Научная библиотека. Указ об учреждении Академии наук и художеств (1724 г.)

Повседневная жизнь и быт при Петре 1.

Дворянский образ жизни.  Крестьянская и городская жизнь. Новшества в повседневной жизни. Исторический документ- Из статьи историка М. П. Погодина.

Значение петровских преобразований в истории страны.

Характер Петровских реформ. Успехи и неудачи преобразований. Россия - великая европейская держава. Реакция ведущих мировых держав на рост международного авторитета и могущества России.

Исторический документ - "Из воспоминаний о Петре 1 солдата Никиты Кашин"

РОССИЯ ПРИ НАСЛЕДНИКАХ ПЕТРА: ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ.(7 часов)

Эпоха дворцовых переворотов (1725 - 1762 гг.)

Причины и сущность дворцовых переворотов. Историческая личность Екатерины 1 (1725 - 1727 годы). Верховный Тайный Совет. Борьба за власть. Историческая личность Петра 2. (1727 - 1730 гг.). "Верховники" (февраль 1730 гг.). Попытки ограничения абсолютной власти российского монарха. Правление Анны Иоанновны (1730 - 1740 гг.). Правление Ивана VI Антоновича (1740 - 1741 гг.). Правление Елизаветы Петровны (1741 - 1761 гг.) Правление Петра 3 (1761 - 1762 гг.) . Бироновщина. Верховный Тайный Совет. Дворцовый переворот. Кондиции.

Исторический документ - "Из кондиций, подписанных Анной Иоанновной"

Внутренняя политика и экономика России в1725 - 1762 гг.

Система управления страной. Укрепление позиций дворянства. Экономика России в 1725 - 1762 гг. Манифест о вольности дворянства 1762 г. 

Исторический документ - Жалованная грамота Императрицы Анны Иоанновны Московским купцам на заведение суконной мануфактуры 1736 г.

 Внешняя политика России в 1725 - 1762 гг. 

В сообществе европейских держав. Внешняя политика России в эпоху дворцовых переворотов. Причины и итоги Семилетней войны. Результаты Русско - Турецкой войны 1735 - 1739 гг. Причины вхождения в состав России земель казахских племен. Причины построения Оренбургской крепости.

Исторический документ - "Из рескрипта императрицы Елизаветы В. В. Фермору по поводу взятия Кенигсберга и занятия русскими войсками Восточной Пруссии".

Национальная и религиозная политика в 1725 - 1762 гг. 

Прибалтика и Украина. Башкирские восстания. Религиозная политика. Буддизм. Главные положения буддизма.

Исторический документ - "Из указа Елизаветы Петровны 1743 г."

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ПРИ ЕКАТЕРИНЕ II (10 часов)

Россия в системе международных отношений

Изменение международных отношений в середине XVIII века. Отношения между Россией и Францией. Отношения между Россией и Англией. Отношения между Россией и Австрией. Отношения между Россией  и Пруссией. Отношения между Россией и Швецией. Отношения между Россией и Речью Посполитой. Отношения России с Турцией и Крымом. Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.

Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.

Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.

Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.

Внутренняя политика Екатерины II.

Екатерина II - правительница России. "Просвещенный абсолютизм". Соборное Уложение 1649 г. Основные этапы закрепощения крестьян в России. Реформы Екатерины II. Секуляризация церковных земель 1764 г. Реформа 1775 года ("Учреждения для управления губерний"). Местное управление по реформе Екатерины II. Жалованная грамота городам 1785 г. Школьная реформа 1786 г. Указ  Синода 1773 г. - принцип веротерпимости. 1782 г. Указ благочиния. Духовное управление мусульман. "Просвещенный абсолютизм". Уложенная комиссия.

Исторические документы - "Из указа Екатерины II 1767 г."

Экономическое развитие России при Екатерине II.

Развитие сельского хозяйства. Барщина и месячина - форма эксплуатации безземельных крестьян. Развитие промышленности. 1775 г. - Манифест о свободе предпринимательства. Развитие торговли, транспортных путей и денежной системы. Ярмарки - Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная. Формирование банковской системы - выпуск ассигнаций. Секуляризация. Феодально - крепостнические отношения.

"Благородные"и "подлые": социальная  структура Российского общества второй половины XVIII века. (1 час)

"Золотой век" дворянства. Нечерноземье. "Крестьянское житие" зажиточные, государственные, дворцовые, кабинетские, конюшенные, приписные, посессионные, крепостные крестьяне, их обязанности и образ жизни. Услуги, которые они  оказывали. Мещане. Купцы 1 и 2 гильдии, "иностранные гости", "именитые граждане". Исторический документ - Из"инструкции,по которой в домашних и деревенских порядках исполнять неотменно следующее" Т. Текутьева.

Восстание под предводительством Е. И. Пугачева. 

Причины восстания. Пугачевская программа. Основные этапы восстания. Расправа с восставшими. Значение Пугачевского восстания. Самоуправление.  

Исторические документы - Из Манифеста Е. И. Пугачева. Декабрь, 1773 г.

Народы России. Национальная и религиозная политика Екатерины II.

Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование кубанского казачества. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Религиозная политика. Ислам. Основные положения ислама.

Внешняя политика Екатерины II.

Основные направления внешней политики. Русско - турецкая война 1768 - 1774 гг. Русско - грузинские отношения. Георгиевский трактат. Русско - турецкая война. 1787 - 1791 гг.Григорий Александрович Потемкин (1739 - 1791 гг.) Александр Васильевич Суворов (1730 - 1800 гг.) Греческий проект Екатерины II. Участие России в разделах Речи Посполитой. Война со Швецией. Политика "вооруженного нейтралитета". Борьба Екатерины II с революционной Францией. Результаты внешней политики Екатерины. Буферное государство,  Коалиция, Нейтралитет.  

Исторические документы - "Из рапорта адмирала Г. А. Спиридонова, 1770 г.","Современники о сражении под Кинбурном. 1787 г", "Из рапорта А. В. Суворова 11 декабря 1799 гг."

Начало освоения Новороссии и Крыма

Образование Новороссии. Переселенческая политика. Диаспора. Образование новых городов. Освоение Крыма. Основание Севастополя. Поездка Екатерины II по Новороссии и Крыму. Значение освоения Новоросии и Крыма для России. Григорий Александрович Потемкин, Бенджамин Франклин.

Исторические документы - Из мемуаров Екатерины II , Историки о правлении Екатерины II(Карамзин Н. М., Ключевский В. О.)

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ПРИ ПАВЛЕ I - (3 часа)

Внутренняя политика Павла I

Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I.

Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.

Личность Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Преобразования в армии. Усиление бюрократизма. Полицейский произвол. Крестьянский вопрос. "Разжалованная грамота" дворянству.

Исторический документ - "Из воспоминаний современника Павла I", "Из записок приближенного Павла I графа Ф. В. Растопчина".

Внешняя политика Павла I.

Выбор внешнеполитического курса. Покровительство Мальтийскому ордену. Итальянский и Швейцарский походы. Союз с Наполеоном. Индийский поход. Заговор 11 марта 1801 года. Личности: Федор Федорович Ушаков (1745 - 1817 гг.). Андре Массена (1758 - 1817 гг.), Горацио Нельсон (1758 - 1805 гг.)

 КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ в VIII в.  (7 часов)

Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.

Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.

Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.

Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.

Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура

и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения.

Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.

Повторение (2 часа)

Промежуточная контрольная работа за курс истории в 8 классе.

Защита проектов.

Основные события и даты

8 класс

1682—1725 гг. — царствование Петра I (до 1689 г. при регентстве царевны Софьи; до 1696 г. совместно с Иваном V)

1682—1689 гг. — правление царевны Софьи

1682, 1689, 1698 гг. — восстания стрельцов в Москве

1686 г. — заключение «вечного мира» с Речью Посполитой

1686—1700 гг. — война с Османской империей

1687 г. — основание Славяно-греко-латинского училища (позднее — академия) в Москве

1687, 1689 гг. — Крымские походы В. В. Голицына

1689 г. — Нерчинский договор между Россией и Китаем

1695, 1696 гг. — Азовские походы

1697—1698 гг. — Великое посольство в Европу

1700—1721 гг. — Северная война

1700 г. — поражение под Нарвой        

16 мая 1703 г. — основание Санкт-Петербурга

1705—1706 гг. — восстание в Астрахани

1707—1708 гг. — восстание под предводительством Кондратия Булавина

1708—1710 гг. — учреждение губерний

1708 г. — битва при деревне Лесной

27 июня 1709 г. — Полтавская битва

1711 г. — учреждение Сената; Прутский поход

1714 г. — указ о единонаследии

27 июля 1714 г. — Гангутское сражение

1718—1720 гг. — учреждение коллегий

1718—1724 гг. — проведение подушной переписи и первой ревизии

1720 г. — сражение у острова Гренгам

1721 г. — Ништадтский мир со Швецией

1721 г. — провозглашение России империей

1722 г. — введение Табели о рангах

1722—1723 гг. — Каспийский (Персидский) поход

1725 г. — учреждение Академии наук в Петербурге

1725—1727 гг. — правление Екатерины I

1727—1730 гг. — правление Петра II

1730—1740 гг. — правление Анны Иоанновны

1733—1735 гг. — война за польское наследство

1736—1739 гг. — русско-турецкая война

1741—1743 гг. — русско-шведская война

1740—1741 гг. — правление Иоанна Антоновича

1741—1761 гг. — правление Елизаветы Петровны

1755 г. — основание Московского университета

1756—1763 гг. — Семилетняя война

1761—1762 гг. — правление Петра III

1762 г. — Манифест о вольности дворянской

1762—1796 гг. — правление Екатерины II

1768—1774 гг. — русско-турецкая война

26 июня 1770 г. — Чесменское сражение

21 июля 1770 г. — сражение при Кагуле

1772, 1793, 1795 гг. — разделы Речи Посполитой

1773—1775 гг. — восстание под предводительством Емельяна Пугачёва

1774 г. — Кючук-Кайнарджийский мир с Османской империей

1775 г. — начало губернской реформы

1783 г. — присоединение Крыма к России

1785 г. — жалованные грамоты дворянству и городам

1787—1791 гг. — русско-турецкая война

1788 г. — указ об учреждении «Духовного собрания магометанского закона»

1788—1790 гг. — русско-шведская война

11 декабря 1790 г. — взятие Измаила

1791 г. — Ясский мир с Османской империей

1796—1801 гг. — правление Павла I

1799 г. — Итальянский и Швейцарский походы русской армии

11 марта 1801 г. — убийство Павла I

 

Основные понятия и термины:

Модернизация. Реформы. Меркантилизм. Гвардия. Империя. Сенат. Коллегии. Синод. Губерния. Крепостная мануфактура. Рекрутские наборы. Ревизия. Прокурор. Фискал. Прибыльщик. Ассамблея. Табель о рангах. Ратуша. Дворцовый переворот. Верховный тайный совет. Кондиции. «Бироновщина». Просвещённый абсолютизм. Секуляризация. Уложенная комиссия. Гильдия. Магистрат. Духовные управления (мусульманские).

Барокко. Рококо. Классицизм. Сентиментализм.

Основные источники:

Генеральный регламент. Воинский устав. Морской устав. Духовный регламент. Табель о рангах. Указ о единонаследии 1714 г. Ништадтский мир. «Акт поднесения государю царю Петру I титула Императора Всероссийского и наименования Великого и Отца Отечества». Указы Петра I. Походные журналы Петра Великого. «Ревизские сказки». Реляции и мемории. «Юности честное зерцало». «Слово на погребение Петра Великого» Феофана Прокоповича. Газета «Ведомости». Переписка Петра I. «Гистория свейской войны». Записки и воспоминания иностранцев о России. Кондиции Анны Иоанновны. «Наказ» Екатерины II Уложенной комиссии. Учреждение о губерниях. Жалованные грамоты дворянству и городам. Городовое положение. Манифест о вольности дворянства. Воспоминания Екатерины II. Переписка Екатерины II с Вольтером. Указы Емельяна Пугачёва. Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Георгиевский трактат с Восточной Грузией. Ясский мирный договор. Оды М. В. Ломоносова. Журналы «Живописец» и «Всякая всячина». «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева.

Государственные и военные деятели: Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Ф. М. Апраксин, А. П. Бестужев-Рюмин, Э. И. Бирон, Я. В. Брюс, А. П. Волынский, В. В. Голицын, Ф. А. Головин, П. Гордон, Екатерина I, Екатерина II, Елизавета Петровна, Иван V, Иоанн VI Антонович, М. И. Кутузов, Ф. Я. Лефорт, И. Мазепа, А. Д. Меншиков, Б. К. Миних, А. Г. Орлов, А. И. Остерман, Павел I, Пётр I, Пётр II, Пётр III, Г. А. Потёмкин, П. А. Румянцев,

царевна Софья, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, П. П. Шафиров, Б. П. Шереметев.

Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования: Батырша, Г. Байер, В. И. Баженов, В. Беринг, В. Л. Боровиковский, Д. С. Бортнянский, Ф. Г. Волков, Е. Р. Дашкова, Н. Д. Демидов, Г. Р. Державин, М. Ф. Казаков, А. Д. Кантемир, Дж. Кваренги, И. П. Кулибин, Д. Г. Левицкий, М. В. Ломоносов, А. К. Нартов, И. Н. Никитин, Н. И. Новиков, И. И. Ползунов, Ф. Прокопович, Е. И. Пугачёв, А. Н. Радищев,

В. В. Растрелли, Ф. С. Рокотов, Н. П. Румянцев, А. П. Сумароков, В. Н. Татищев, В. К. Тредиаковский, Д. Трезини, Д. И. Фонвизин, С. И. Челюскин, Ф. И. Шубин, И. И. Шувалов, П. И. Шувалов, М. М. Щербатов, С. Юлаев, С. Яворский.

РАЗДЕЛ № 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ РАЗДЕЛА

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

(25 часов)

1.

Европа в начале Нового времени

5

2.

Строительство Новой Европы

14

3.

Страны Азии, Латинской Америки в Новое время

6

ИСТОРИЯ РОССИИ

(45 часов)

1.

Россия в эпоху Петра 1

16

2.

Россия при наследниках Петра 1: эпоха дворцовых переворотов

7

2.

Российская империя при Екатерине II

10

3.

Российская империя при Павле I

3

4.

Культурное пространство Российской империи в XVIII веке

7

5.

Повторение

2

Итого - 70 часов

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ 8 КЛАСС

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения урока

Примерное домашнее задание

По плану

По факту

История Нового времени (25 часов)

Раздел № 1. Европа в начале Нового времени (5 часов)

1.

Введение. История Нового времени.

1

03.09

конспект

2.

Великие  открытия и достижения науки

1

05.09

П. 1 Новая истории

3.

Расцвет абсолютизма в Европе

1

10.09

П. 3, П. 1, 2

4 - 5.

Преобразования в экономике

2

12.09

17.09

п.4 п.2,4,в.3,

п.5 таблица сословий

Новая история

Раздел № 2. Строительство новой Европы ( 14 часов)

6- 7

Художественная культура XVIII века

2

19.09

24.09

П. 8, п. 9

8.

Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе

1

26.09

П. 19

9.

Австрия и Пруссия в XVIII в.

 Фридрих II.

Семилетняя война

1

01.10

П. 22

10.

Английские колонии в Америке

1

03.10

П. 23

11 - 12.

Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г.

2

08.10

10.10

П. 22, конспект

13.

Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма

1

15.10

П.9-10

14 - 15.

Кризис абсолютизма во Франции

2

17.10

22.10

П.23

16.

Великая французская революция. Начало революции

1

24.10

П.26

17.

Революционные политические группировки.

 Революционный террор. Якобинская диктатура

1

05.11

П.24

П.25

18.

Директория. Наполеон Бонапарт

1

07.11

П.26

19.

Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы

1

12.11

П. 26

Страны Азии, Латинской Америки в Новое время ( 6 часов)

20.

Колониальный период в Латинской Америке

1

14.11

П.27

21.

Держава Великих Моголов.

Начало европейского завоевания Индии

1

19.11

П.29

22.

Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин

1

21.11

П.29

23.

Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава

1

26.11

П.30

24.

Мир в новое время: XVIII век

1

28.11

Повторить важнейшие события

25.

Контрольная работа № 1 за курс Всеобщей истории

1

03.12

Итого - 25 часов

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 8 КЛАСС

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения урока

Примерное домашнее задание

По плану

По факту

Глава № 1. Россия в эпоху Петра 1    (16 часов)

1.

Россия  и Европа в конце XVII в

1

05.12

П.1

История России

2.

Предпосылки  Петровских реформ

1

10.12

П.2

3.

Начало правления Петра I.

Р. К. Азовские походы

1

12.12

П.3

4 - 5

Великая Северная война 1700   - 1721 гг.

2

17.12

19.12

П.4

6 - 7

Реформы управления Петра I

2

24.12

26.12

П.5

8.

Экономическая политика

1

09.01

П.6

9.

Изменение в российском обществе в Петровскую эпоху

1

14.01

П.7

10.

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.

1

16.01

П.8

11.

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам Петра I

1

21.01

П.9

12.

Преобразования Петра I в области культуры

1

23.01

П.10

13.

Повседневная жизнь и   быт при Петре 1.

Р. К.  Как служили Петру 1 донские казаки?

1

28.01

П.11

14.

Значение петровских преобразований в истории страны.

Р. К. Жизнь на Дону в период правления Петра 1

1

30.01

П.12

15.

Р. К. Донской край в начале XVIII века. Основание Таганрога

1

04.02

Конспект, подготовить сообщение

16.

Контрольная работа № 2 по теме:  «Россия в эпоху Петра I»

1

06.02

Повторить п. 1-12

Глава №  2 "Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов"  (7 часов)

17- 18.

Дворцовые перевороты

2

11.02

13.02

П.13-14

19.

Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг.

1

18.02

П. 15

20.

Внешняя политика России в 1725-1762 гг.

1

20.02

П.16

21.

Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг.

1

25.02

С.105-109

22.

Р.К. Основание города Ростова-на-Дону

1

27.02

Конспект, подготовить сообщение, доклд

23.

Контрольная работа № 3 по теме «Эпоха дворцовых переворотов»

1

03.03

Повторить  п.13-16

Глава №  3. Российская империя при Екатерине II (10 часов)

24.

Россия в системе международных отношений

1

05.03

П.17

25.

Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещённый абсолютизм»

1

10.03

П. 18, стр. 9 - 11

26.

Реформы Екатерины II.

Р. К. Дон в период правления Екатерины II

1

12.03

П. 18, стр. 11 - 15

27.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века

1

17.03

П. 19

28.

Социальная структура общества второй половины  XVIII века

1

19.03

П. 20

29.

 Р.К. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

1

31.03

П. 21

30.

Национальная политика и религиозная политика Екатерины II

1

02.04

Стр. 32 - 38

31 - 32.

Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи

2

07.04

09.04

П.22

33.

Р.К. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Донское казачество во второй половине XVIII века.

1

14.04

П.23

Глава № 4. Российская империя при Павле I (3 часа)

34.

Внутренняя политика Павла I

1

16.04

П.24

35.

Внешняя политика Павла I

 Р. К. Жизнь на Дону во время правления Павла 1

1

21.04

П.25

36.

Контрольная работа  по теме «Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I»

1

23.04

Повторить п.17-25

Глава № 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (7 часов.)

37- 38.

Идеи Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе.

2

28.04

30.04

С.72-77

39.

Образование в России в XVIII веке Российская наука и техника. М.В. Ломоносов

1

07.05

С.77-81,

С.81-86

40.

Русская архитектура XVIII в. Изобразительное искусство в России. Музыка и театр

1

12.05

С. 86 -  100

41.

Народы России XVIII века.

Р.К. Казачество в России в XVIII веке

1

14.05

Подготовка проекта к защите

42.

Культура и быт российских сословий

1

19.05

Подготовка проекта к защите

43.

Контрольная работа по теме: " Российская империя при Павле I. Культурное пространство Российской империи в XVIII веке"

1

21.05

Повторить конспекты, даты, события

Повторение (2 часа)

44.

Промежуточная контрольная работа за курс истории 8 класса

1

26.05

Повторить конспекты, подготовить проект

45.

Защита проектов по истории за курс 8 класса

1

28.05

Всеобщая история - 25 часов. История России - 45 часов

Итого - 70 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...