Рабочая программа по истории России (сквозная) с 5-9 классы
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)
В данной программе используется УМК по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В. Торкунова, издательства "Просвещение". Данные линии учебников соответствуют ФГОС основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф "Рекомендовано" и включены в Федеральный перечень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по истории России (сквозная) с 5-9 классы | 100.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов:
- Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2019-2020 учебный год;
- Примерной программы основного общего образования по истории;
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»
- Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»
- Уставом МБОУ «Уринская СОШ».
Цели изучения курса:
образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории:
□ овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно- историческом процессе с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
□ воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
□ развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
□ формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе путем смены способов, форм и методов обучения.
Все учебники соответствуют требованиям Концепции нового учебно-методического комплекта по отечественной истории и Историко-культурному стандарту, разработанным Российским историческим обществом. В данной программе используется УМК по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В. Торкунова, издательства «Просвещение». Данные линии учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень. В соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15) была проведена синхронизация курсов всеобщей истории и истории России.
Описание места учебного предмета.
Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет по 2 часа в 5- 8 классах и 3 часа в 9 классе.
Изменения в рабочей программе производятся по курсу всеобщей истории, в связи с требованиями Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15). Были произведены следующие изменения:
7 класс - Тема 3. «Эпоха Просвещения. Время преобразований» по программе изучается в 8 классе. В программе увеличено количество часов на изучение тем «Реформация», «Первые революции Нового времени», увеличено количество повторительно-обобщающих уроков. Данное увеличение часов стало возможным, за счет выделения темы «Век Просвещения» для изучения в 8 классе.
8 класс - Изучение темы «Век Просвещения» предполагалось в 7 классе. В рабочей программе, в соответствии с требованиями, данная тема изучается в 8 классе и увеличено количество часов до 28 часов на ее изучение. В программе увеличено количество уроков на изучение тем «Великие просветители Европы», «Война за независимость и Создание Соединенных Штатов Америки», «Великая Французская революция», «Государства Востока».
9 класс - Данные темы ранее изучались в 8 классе. Фактически программа данного курса изучается в 9 классе, в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программой основного общего образования. В рабочей программе темы и количество часов на изучение тем не изменяются. Увеличено количество времени на изучение темы «Международные отношения: обострение противоречий» до 3 часов.
В соответствии с базисным учебным планом в рамках основного общего образования и на основании учебного плана М БОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа » на освоение программы основного общего образования по истории (5 - 9 классы) выделяется 374 часов учебного времени.
5 класс - 68 часов федерального компонента;
6 класс - 68 часов федерального компонента;
7 класс - 68 часов федерального компонента;
8 класс - 68 часов федерального компонента;
9 класс - 102 часов федерального компонента.
Учебно-методический комплект.
Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник. 5 класс.
-Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе.
Учебник. 6 класс.
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М.
-Всеобщая история. История Нового времени. 1500 - 1800. Под редакцией А. А. Искендерова. Учебник. 7 класс.
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М.
-Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. Под редакцией А. А. Искендерова. Учебник. 8 класс.
-История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.
-История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.
-История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. ТоркуноваА.В.
-История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под ред. Торкунова А.В.)
1.Планируемые результаты освоения предмета
1.1.Личностные результаты:
5 КЛАСС
• представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
• приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
• освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
1.2.Метапредметные результаты:
• способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
• готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
• умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
• способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
1.3.Предметные результаты:
• целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
• яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
• способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных
версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально - этических вопросов далекого прошлого;
• представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
• уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
• уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
• умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментах подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
• умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
• умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
• готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
6 КЛАСС
Личностными результатами:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
•1.2. Метапредметные результаты:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
1.3. Предметные результаты:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
• • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
7 КЛАСС
1.1Личностными результатами:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
2.1. Метапредметных результатов:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ - технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
1.3.Предметные результаты:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI— XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во все мирно-историческом процессе в изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
8 КЛАСС
Личностные результаты:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;
• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;
• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
1.2.Метапредметные результаты:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;
1.3.Предметные результаты:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
знать и понимать:
• имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
• основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
9 КЛАСС
1.1.Личностные результаты:
• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.
1.2.Метапредметные результаты:
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;
• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;
• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;
• работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
1.3.Предметные результаты:
• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX века.;
• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;
• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;
• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);
• определение и использование основных исторических понятий периода;
• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
2.Содержание учебного предмета
5 класс
Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам. Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.
6 класс
Введение. Живое Средневековье. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств. Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Культура Западной Европы в Средние века. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
7 класс
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации.
8 класс
Введение. Мир в на рубеже XVII-XVIII вв. Европейское общество в новое раннее время в начале XVIII в. Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Страны Востока в XVIII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.
9 класс
Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному. Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные отношения: обострение противоречий. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий. Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. Политическое развитие в начале XX в.
История России.
6 класс
Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи. Русь в IX — первой половине XII в. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности. Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества. Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края.
7 класс
Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
8 класс
Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. Россия при Павле I. Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.
9 класс
Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов. тем | Количество часов |
1 | 5 класс (68 час) ВВЕДЕНИЕ | 1 |
Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ | 7 | |
2 | Тема 2. Первобытные собиратели и охотники | 3 |
3 | Тема 3. Первобытные земледельцы и скотоводы | 3 |
4 | Тема 4. Счёт лет в истории | 1 |
Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК | 20 | |
5 | Тема 5. Древний Египет | 8 |
6 | Тема 6. Западная Азия в древности | 7 |
7 | Тема 7. Индия и Китай в древности | 5 |
Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ | 21 | |
8 | Тема 8. Древнейшая Греция | 5 |
9 | Тема 9. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 |
10 | Тема 10. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии | 5 |
11 | Тема 11. Македонские завоевания в IV в. до н. э. | 4 |
Раздел IV. ДРЕВНИИ РИМ | 17 | |
12 | Тема 12. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | 3 |
13 | Тема 13. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья | 3 |
14 | Тема 14. Гражданские войны в Риме | 4 |
15 | Тема 15. Римская империя в первые века нашей эры | 5 |
16 | Тема 16. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи | 2 |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ | 2 | |
17 | Признаки цивилизации Греции и Рима. | 2 |
Итого: | 68 | |
6 класс (28 час) История средних веков Введение. Живое Средневековье | 1 | |
1 | Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XIвека). | 4 |
2 | Тема 2. Византийская империя и славяне вVI-XI веках. | 2 |
3 | Тема 3. Арабы в VI-XI веках. Возникновение ислама. | 1 |
4 | Тема 4.Феодалы и крестьяне. | 2 |
5 | Тема 5 .Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 2 |
6 | Тема 6.Католическая церковь в VI-XIII веках. Крестовые походы. | 1 |
7 | Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвека). | 7 |
8 | Тема 8.Славянские государства и Византия в XIV-XVвеках. | 2 |
9 | Тема 9.Культура Западной Европы в Средние века. | 2 |
10 | Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. | 3 |
Итого: | 68 | |
7 класс (28 час) | ||
1 | Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация | 19 |
2 | Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) | 9 |
8 класс
| ||
1 | Введение | 1 |
2 | Тема 1 Эпоха Просвещения. Время преобразований | 13 |
3 | Тема 2.Франция в XVIII в. | 6 |
4 | Тема 3. Традиционные общества Востока. | 6 |
5 | Повторение | 2 |
9 класс | ||
1 | Введение От традиционного общества к обществу индустриальному. | 1 |
2 | Тема 1 . Становление индустриального общества | 6 |
3 | Тема 2. Строительство новой Европы | 10 |
4 | Тема 3. Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества | 5 |
5 | Тема 4 . Две Америки | 3 |
6 | Тема 5 . Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма | 4 |
7 | Тема 6.Международные отношения: обострение противоречий | 2 |
Итого | 31 | |
История России 6 класс | ||
1 | Введение. Наша Родина - Россия | 1 |
2 | Тема 1 .Народы и государства на территории нашей страны в древности | 5 |
3 | Тема 2 . Русь в IX –первой половине XIIвека | 11 |
4 | Тема 3 .Русь в середине XII-начале XIII века | 5 |
5 | Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV века | 10 |
6 | Тема 5. Формирование единого Русского государства | 8 |
Итого | 40 | |
7 класс | ||
1 | Тема 1. Россия в XVI веке | 20 |
2 | Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых | 20 |
Итого | 40 | |
8 класс | ||
1 | Введение | 1 |
2 | Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра | 13 |
3 | Тема 2. Россия при наследниках ПетраI: эпоха дворцовых переворотов | 6 |
4 | Тема 3. Российская империя при Екатерине II | 9 |
5 | Тема 4. Россия при Павле I | 2 |
6 | Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII веке | 9 |
Итого | 40 | |
9 класс 71час | ||
1 | Тема 1. Россия в первой четверти XIX века | 13 |
2 | Тема 2. Россия во второй четверти XIX века | 14 |
3 | Тема 3. Россия в эпоху Великих реформ | 13 |
4 | Тема 4. Россия в 1880-1890-е годы | 14 |
5 | Тема 5. Россия в начале XX века | 17 |
Итого | 71 |
Приложение 1.
КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ИСТОРИЯ РОССИИ 6 класс (40 ч.) | ||||||
1 | Введение .Наша Родина Россия | 1 | 17.12 | |||
Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч) | ||||||
2 | 1.1 | Древние люди и их стоянки на территории современной России | 1 | 23.12 | ||
3 | 1.2 | Неолитическая революция. | 24.12 | |||
3 | 1.3 | Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | 1 | 6.01 | ||
5 | 1.4 | Образование первых государств | 1 | 13.01 | ||
6 | 1.5 | Восточные славяне и их соседи | 14.01 | |||
Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. (11 ч) | ||||||
7 | 2.1 | Первые известия о Руси | 1 | 20.01 | ||
8-9 | 2.2-2.3 | Становление Древнерусского государства | 2 | 21.01,27.01 | ||
10 | 2.4 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1 | 28.01 | ||
11 | 2.5 | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 | 3.02 | ||
12 | 2.6 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | 1 | 4.02 | ||
13 | 2.7 | Общественный строй и церковная организация на Руси | 1 | 10.02 | ||
14 | 2.8 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси | 1 | 11.02 | ||
15 | 2.9 | Повседневная жизнь населения | 1 | 17.02 | ||
16 | 2.10 | Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по теме II | 1 | 18.02 | ||
17 | 2.11 | Урок истории и культуры родного края в древности | 1 | 24.02 | ||
Тема III. Русь в середине ХП — начале XIII в. (5 ч) | ||||||
18 | 3.1 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси | 1 | 25.02 | ||
19 | 3.2 | Владимиро-Суздальское княжество | 1 | 2.03 | ||
20 | 3.3 | Новгородская республика | 1 | 3.03 | ||
21 | 3.4 | Южные и юго-западные русские княжества | 1 | 10.03 | ||
22 | 3.5 | Повторительно-обобщающий урок по теме III | 1 | 16.03 | ||
Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. (10 ч) | ||||||
23 | 4.1 | Монгольская империя и изменение политической картины мира | 1 | 17.03 | ||
24 | 4.2 | Батыево нашествие на Русь | 1 | 30.03 | ||
25 | 4.3 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 1 | 31.03 | ||
26 | 4.4 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура | 1 | 6.04 | ||
27 | 4.5 | Литовское государство и Русь | 1 | 7.04 | ||
28 | 4.6 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | 1 | 13.04 | ||
29 | 4.7 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | 1 | 14.04 | ||
30 | 4.8 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. | 1 | 20.04 | ||
31 | 4.9 | Родной край в истории и культуре Руси | 1 | 21.04 | ||
32 | 4.10 | Повторительно-обобщающий урок по теме IV | 1 | 27.04 | ||
Тема V. Формирование единого Русского государства (8 ч) | ||||||
33 | 5.1 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | 1 | 28.04 | ||
34 | 5.2 | Московское княжество в первой половине XV в. | 1 | 4.05 | ||
35 | 5.3 | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 | 5.05 | ||
36 | 5.4 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | 1 | 11.05 | ||
37 | 5.5 | Русская православная церковь в XV — начале XVI в. | 1 | 12.05 | ||
38 | 5.6 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | 1 | 18.05 | ||
39 | 5.7 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | 1 | 19.05 | ||
40 | 5.8 | Урок истории и культуры родного края или повторительно- обобщающий урок по теме V (по усмотрению учителя | 1 | 25.05 | ||
Итого: | 40 | |||||
7 класс (40ч.) | ||||||
Тема I. Россия в XVI в. (20 ч) | ||||||
1-2 | 1.1-1.2 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 2 | 9.12,12.12 | ||
3 | 1.3 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | 1 | 16.12 | ||
4-5 | 1.4-1.5 | Формирование единых государств в Европе и России | 1 | 19.12,23.12 | ||
6 | 1.6 | Российское государство в первой трети XVI в. | 1 | 26.12 | ||
7 | 1.7 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в | 1 | 6.01 | ||
8-9 | 1.7-1.8 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | 2 | 9.01,13.01 | ||
10-11 | 1.9-1.10 | Внешняя политика России во второй половине XVI в. | 2 | 16.01,20.01 | ||
12-13 | 1.11-1.12 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | 2 | 23.01,27.01 | ||
14-15 | 1.13-1.14 | Опричнина | 2 | 30.01,3.02 | ||
16 | 1.15 | Россия в конце XVI в. | 1 | 6.02 | ||
17-18 | 1.16-1.17 | Церковь и государство в XVI в. | 2 | 10.02,13.02 | ||
19 | 1.18 | Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. | 1 | 17.02 | ||
20-21 | 1.19-1.20 | Повторительно-обобщающий урок или контрольно-оценочный урок по теме I (по усмотрению учителя) | 2 | 20.02,24.02 | ||
Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых (20 ч) | ||||||
22 | 2.1 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. | 27.02 | |||
23-24 | 2.2-2.3 | Смута в Российском государстве | 2.03.5.03 | |||
25-26 | 2.4-2.5 | Окончание Смутного времени | 9.03,12.03 | |||
27 | 2.6 | Экономическое развитие России в XVII в. | 12.03 | |||
28-29 | 2.7-2.8 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | 2 | 16.03,19.03 | ||
30 | 2.9 | Изменения в социальной структуре российского общества | 30.03 | |||
31 | 2.10 | Народные движения в XVII в. | 2.04 | |||
32 | 2.11 | Россия в системе международных отношений | 6.04 | |||
33 | 2.12 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 9.04 | |||
34-35 | 2.13-2.14 | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | 13.04,16.04 | |||
36 | 2.15 | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | 20.04 | |||
37 | 2.16 | Культура народов России в XVII в. | 23.04 | |||
38-39 | 2.17-2.18 | Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. | 27.04,30.04 | |||
40 | Повторительно-обобщающие уроки или контрольно-оценочные уроки по теме II (по усмотрению учителя) | 7.05,14.05 | ||||
Итого: | 40 | |||||
8 класс (40ч.) | ||||||
Введение (1 ч) У истоков российской модернизации | ||||||
Тема I. Россия в эпоху преобразований Петра I (13 ч) | ||||||
1 | 1.1 | Россия и Европа в конце XVII в. | 1 | 19.12 | ||
2 | 1.2 | Предпосылки Петровских реформ | 1 | 20.12 | ||
3 | 1.3 | Начало правления Петра I | 1 | 26.12 | ||
4 | 1.4 | Великая Северная война 1700— 1721 гг. | 1 | 27.12 | ||
5 | 1.5 | Реформы управления Петра I | 1 | 16.01 | ||
6 | 1.6 | Экономическая политика Петра I | 1 | 17.01 | ||
7 | 1.7 | Российское общество в Петровскую эпоху | 1 | 23.01 | ||
8 | 1.8 | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий | 1 | 24.01 | ||
9 | 1.9 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам | 1 | 30.01 | ||
10 | 1.10 | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ | 1 | 31.01 | ||
11 | 1.11 | Повседневная жизнь и быт при Петре I | 1 | 6.02 | ||
12 | 1.12 | Значение петровских преобразований в истории страны | 1 | 7.02 | ||
13 | 1.13 | Повторительно-обобщающий урок по теме I | 1 | 13.02 | ||
Тема II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (5 ч) | ||||||
14 | 2.1 | Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762) | 1 | 14.02 | ||
15 | 2.2 | Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. | 1 | 20.02 | ||
16 | 2.3 | Внешняя политика России в 1725—1762 гг. | 1 | 21.02 | ||
17 | 2.4 | Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. | 1 | 27.02 | ||
18 | 2.5 | Повторительно-обобщающий урок по теме II | 1 | 28.02 | ||
Тема III. Российская империя при Екатерине II (9 ч) | ||||||
19 | 3.1 | Россия в системе международных отношений | 1 | 5.03 | ||
20 | 3.2 | Внутренняя политика Екатерины II | 1 | 6.03 | ||
21 | 3.3 | Экономическое развитие России при Екатерине II | 1 | 12.03 | ||
22 | 3.4 | Социальная структура российского общества второй половины XVIII в | 1 | 13.03 | ||
23 | 3.5 | Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва | 1 | 19.03 | ||
24 | 3.6 | Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II | 1 | 20.03 | ||
25 | 3.7 | Внешняя политика Екатерины II | 1 | 2.04 | ||
26 | 3.8 | Начало освоения Новороссии и Крыма | 1 | 3.04 | ||
27 | 3.9 | Повторительно-обобщающий урок по теме III | 1 | 904 | ||
Тема IV. Россия при Павле I (2 ч) | ||||||
28 | 4.1 | Внутренняя политика Павла I | 1 | 10.04 | ||
29 | 4.2 | Внешняя политика Павла I | 1 | 16.04 | ||
Тема V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (9 ч) | ||||||
30 | 5.1 | Общественная мысль, публицистика, литература | 1 | 17.04 | ||
31 | 5.2 | Образование в России в XVIII в. | 1 | 23.04 | ||
32 | 5.3 | Российская наука и техника в XVIII в. | 1 | 24.04 | ||
33 | 5.4 | Русская архитектура XVIII в. | 1 | 30.04 | ||
34 | 5.5 | Живопись и скульптура | 1 | 8.05 | ||
35 | 5.6 | Музыкальное и театральное искусство | 1 | 14.05 | ||
36 | 5.7 | Народы России в XVIII в. | 1 | 15.05 | ||
37 | 5.8 | Перемены в повседневной жизни российских сословий | 1 | 21.05 | ||
38 | 5.9 | Повторительно-обобщающий урок по темам IV и V | 1 | 22.05 | ||
Резерв: 2 часа | ||||||
Тема I. Россия в первой четверти XIX в. (13 ч) | ||||||
1-2 | 1.1-1.2 | Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского | 2 | |||
3-4 | 1.3-1.4 | Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. | 2 | 20.11, 25.11 | ||
5-6 | 1.5-1.6 | Отечественная война 1812 г. | 2 | 26.11 27.11 | ||
7-8 | 1.7-1.8 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. | 2 | 2.12 3.12 | ||
9-10 | 1.9-1.10 | Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг. | 2 | 4.12 9.12 | ||
11-12 | 1.11-1.12 | Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в | 2 | 10.12 -11.12 | ||
13 | 1.13 | Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов | 1 | 16.12 | ||
Тема II. Россия во второй четверти XIX в. (14 ч) | ||||||
14-15 | 2.1-2.2 | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I | 2 | 17.12 18.12 | ||
16-17 | 2.3-2.4 | Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. | 2 | 23.12 24.12 | ||
18-19 | 2.5-2.6 | Общественное движение при Николае I | 2 | 25.12 30.12 | ||
20 | 2.7 | Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны | 1 | 6.01 | ||
21-22 | 2.8-2.9 | Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. | 2 | 8.01 13.01 | ||
23-24 | 2.10-2.11 | Крымская война 1853—1856 гг. | 2 | 14.01 15.01 | ||
25-26 | 2.12-2.13 | Культурное пространство империи в первой половине XIX | 2 | 20.01 21.01 | ||
27 | 2.14 | Повторительно-обобщающий урок по темам I и II | 1 | 22.01 | ||
Тема III. Россия в эпоху Великих реформ (13 ч) | ||||||
2829 | 3.1-3.2 | Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России | 2 | 27.01 28.01 | ||
30-31 | 3.3-3.4 | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. | 2 | 29.01 | ||
32-33 | 3.5-3.6 | Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация | 2 | 3.02 4.02 | ||
34-35-36 | 3.7-3. 8-3.9 | Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период Общественное движение при Александре II и политика правительства | 3 | 5.02 10.02 11.02 | ||
37-38 | 3.103.11 | Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе | 2 | 12.02 17.02 | ||
39-40 | 3.12-3.13 | Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. | 2 | 18.02 19.02 | ||
Тема IV. Россия в 1880—1890-е гг. (14 ч) | ||||||
41-42 | 4.1-4.2 | Александр III: особенности внутренней политики | 2 | 24.02 25.02 | ||
43-44 | 4.3-4.4 | Перемены в экономике и социальном строе | 2 | 26.02-2.03 | ||
45-46 | 4.5-4.6 | Общественное движение при Александре III | 2 | 3.03 4.03 | ||
47 | 4.7 | Национальная и религиозная политика Александра III | 1 | 9.03 | ||
48-49 | 4.8-4.9 | Внешняя политика Александра III | 2 | 10.03 11.03 | ||
50-51 | 4.10-4.11-4.12 | Культурное пространство империи во второй половине XIX | 3 | 16.03 17.03 18.03 | ||
52-53 | 4.13-4.14 | Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. | 2 | 30.03 31.03 | ||
Тема V. Россия в начале XX в. (17 ч) | ||||||
54-55 | 5.1-5.2 | Россия и мир на рубеже XIX— XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. | 2 | 1.04 6.04 | ||
56-57 | 5.3-5.4 | Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. | 2 | 7.04 8.04 | ||
58-59 | 5.5-5.6 | Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904— 1905 гг. | 2 | 13.04 14.04 | ||
60-61 | 5.7-5.8 | Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. | 2 | 15.04 20.04 | ||
62-63 | 5.9-5.10 | Социально-экономические реформы П. А. Столыпина | 2 | 21.04 22.04 | ||
64-65 | 5.11-5.12 | Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. | 2 | 27.04 28.04 | ||
66-68 | 5.13-5.14-5.15 | Серебряный век русской культуры | 3 | 29.04 6.5 11.05 | ||
69-70 | 5.16-5.17 | Повторительно-обобщающий урок по темам III—V | 2 | 16.05 17.05 | ||
Итого | 71 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории 9 класс
Программа содержит пояснительную записку, список используемой литературы, учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование, кимы по темам...
Рабочая программа по истории России и Всемирной истории в 8 классе
Рабочая программа по истории России в 8 классе к учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной и Всемирной истории в 8 классе к учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной....
Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов
Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...
Рабочая программа по истории России. XIX в. для 8 класса
Данная рабочая программа по истории России для 8 класса создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (Ф...
Рабочая программа по истории России и Средних веков 6 класс на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа по истории Средних веков и истории России для 6 класса по УМК Агибалова Е.В., Донской Г.М. ,Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История Росси...
Рабочая программа по истории России для учащихся 6-8 классов по учебнику Н.М.Арсентьева, Издательство "Просвещение"
Рабочая программа по истории России для учащихся 6-8 классов по учебнику Н.М.Арсентьева, Издательство "Просвещение"...
Рабочая программа по истории России XVI- конец XVII 7 класс (ФГОС)
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второгопоколения основного общего образования по истории:Учебник: Андреев И.Л., Фёдоров И.Н....