Материалы для подготовки к зачету по теме"Великая Отечественная война" для 11 класса
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс)
Материал содержит основную информацию о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., включая термины, даты, персоналии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
для учащихся 11 класса | 29.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы для подготовки к зачету по теме «Великая Отечественная война»
Дата | Событие | Факт | |
План нападения на СССР план «Барбаросса» | |||
Начальный период 1941—1942 гг. | 22.06.1941г. Брестская крепость | Летом 1941 года символом стойкости и героизма советских солдат в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками стал подвиг защитников Брестской крепости «26 июня 1941 г. Гнездом сопротивления остался Восточный форт. Сюда нельзя подступиться со средствами пехоты, так как превосходный ружейный и пулеметный огонь из глубоких окопов и из подковообразного двора скашивал каждого приближающегося, 27 июня. От одного пленного узнали, что и Восточном форту обороняется около 20 командиров и 370 бойцов с достаточным количеством боеприпасов и продовольствия. Воды недостаточно» но ее достают из вырытых ям. В форту находятся также женщины и дети. Душой сопротивления является Будто бы один майор и один комиссар..» | |
22.06.1941г. | Первое обращение представителя высшего советского руководства по радио к народам СССР по поводу нападения фашистской Германии – нарком иностранных дел В.М.Молотов Режим военного времени в СССР в 1941—1945 гг. предусматривал проверки гражданской переписки военной цензурой, отмены ежегодных отпусков
| ||
Июль –октябрь 1941 сражение под Смоленском | Смоленское сражение сорвало планы «молниеносной войны» германского вермахта и отсрочило наступление на Москву. | ||
Оборона Ленинграда 8 сентября 1941- Январь 1943 (прорыв блокады) 27 января 1944 снятие блокады | 900 дней длилась блокада, дорога жизни по Ладожскому озеру, голод, паек- хлеб 250 грамм | ||
Октябрь 1941г. - план «Тайфун» немецкий. 5 декабря 1941 контрнаступление Красной армии | План операции по захвату Москвы «Тайфун» провалился благодаря мужеству и героизму советских людей, мастерству таких военачальников, как Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, П.А.Горов. В результате битвы за Москву и контрнаступления, начавшегося 6 декабря 1941 г., к марту 1942 г. Враг был отброшен на 100-250 км от столицы. Иван Васильевич Панфилов Панфилов В боях под Волоколамском особенно отличилась 316-я стрелковая дивизия генерала И.В. Панфилова. Отражая в течение 6-ти дней непрерывные атаки врага, они подбили 80 танков и уничтожили несколько сот солдат и офицеров. Попытки противника овладеть районом Волоколамска и открыть путь к Москве с запада провалились. За героические действия это соединение было награждено орденом Красного Знамени и преобразовано в 8-ю гвардейскую, а ее командир генерал И.В. Панфилов удостоился звания Героя Советского Союза. | ||
Период коренного перелома | Коренным переломом в ходе ВОВ считается: битва под Сталинградом июль 1942 –февраль 1943 | Операция «Уран» Благодаря победе под Сталинградом, произошел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Силами Юго-Западного (командующий Н.Ф.Ватутин), Сталинградского (командующий А.И.Еременко), Донского (командующий К.К.Рокоссовский) была проведена операция «Уран», в результате которой была окружена 4-ая танковая армия Манштейна и 6-ая армия Паулюса. 2 февраля 1943 г. Паулюс капитулировал. | |
битва на Орлово-Курской дуге июль-август 1943 год План действий немецких войск на Орлово-Курской дуге носил название: операция «Цитадель» | В ее ходе произошло самое крупное танковое сражение за всю историю Второй мировой войны – в районе деревни Прохоровка одновременно вступило в бой 1500 танков. В результате победы в Курском сражении советские войска смоги перейти в наступление по линии Орел – Курск – Белгород. Первый артиллерийский салют в годы Великой Отечественной войны был дан в Москве в честь освобождения городов Орёл и Белгород в августе 1943 г. Был освобожден Харьков. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны был завершен. С этого времени стратегическая инициатива полностью перешла на строну Красной Армии. В ходе зимней и летней кампаний 1943 г.были возвращены Ростов, Воронеж, Курск, Белгород, Харьков, часть Донбасса. | ||
«Новый порядок» на оккупированных территориях | «Новый порядок», установленный нацистами на оккупированных землях, — это
Германский план «Ост», очерчивавший контуры «нового порядка» для оккупированных территорий, предусматривал сокращение численности местного населения и насильственную ассимиляцию всех оставленных в живых с целью увеличения «биологической силы» германской нации. Концентрационный лагерь (концлагерь) — специально оборудованный центр массового содержания заключенных, военнопленных и гражданского населения. В годы Второй мировой войны фашистская Германия во всех оккупированных государствах создавала систему концлагерей, которая была превращена в инструмент репрессий и геноцида народов этих государств. В Бухенвальде, Освенциме, Треблинке, Майданеке, Заксенхаузене и других концентрационных лагерях было уничтожено свыше 11 млн. граждан СССР, Польши, Чехословакии, Франции, Румынии, Венгрии, Югославии, Бельгии и др. | ||
Ноябрь 1943 Тегеранская конференция | Состоялась первая встреча глав стран антигитлеровской коалиции. И Сталин, президент США Ф.Рузвельта и премьер-министра Великобритании У.Черчилля – Тегеранская конференция. Были приняты решения об открытии второго фронта не позднее мая 1944 года, о переносе границы Польши на запад до Одера и признании «линии Керзона» в качестве будущей восточной границы Польши, а также о передаче СССР Кенигсберга. Кроме того, обсуждались проблемы послевоенного устройства Германии и всего мира. Сталин дал обязательство начать военные действия против Японии. | ||
Завершающий этап | Лето1944 Операция «Багратион». | Освобождение Белоруссии. | |
Лето — осень 1944г. Советские войска начали освобождение Польши, Румынии (второй Украинский фронт), Болгарии (второй Украинский фронт), Югославии (третий Украинский фронт) и Словакии. | |||
4 – 11 февраля Ялтинская международная конференция в 1945 г. | обсуждались вопросы послевоенного устройства мира. Окончательно установлены границы Польши, признанны требования СССР по репарациям, а также о переходе к нему Курильских островов и Южного Сахалина. | ||
16 апреля 1945г. Началась Берлинская операция 2 мая Капитулировал гарнизон Берлина. Гитлер покончил собой. 9 мая Фельдмаршал Кейтель подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии | 8 мая в Карлсхорст, восточное предместье Берлина, из Фленсбурга под охраной английских офицеров была доставлена в германская делегация: бывший начальник штаба верховного главнокомандования вермахта (ОКВ) генерал-фельдмаршал В. Кейтель, главнокомандующий ВМС адмирал флота Г. Фридебург и генерал-полковник авиации Г. Штумпф, имевшие полномочия подписать Акт о безоговорочной капитуляции. Церемония подписания акта проходила в здании военно-инженерного училища, где был подготовлен специальный зал, украшенный государственными флагами СССР, США, Англии и Франции. В 00 часов 9 мая представители союзного командования главный маршал авиации Великобритании А. Теддер, командующий стратегическими воздушными силами США генерал К. Спаатс, главнокомандующий французской армией Ж.М. де Латр де Тассиньи, а также представители Ставки Верховного главнокомандования Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, А.Я. Вышинский, К.Ф. Телегин и В.Д. Соколовский вошли в зал, где должно было состояться подписание немцами акта о безоговорочной капитуляции. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года в ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков и одержанных исторических побед Красной Армии, 9 мая было объявлено в Советском Союзе праздником Победы. | ||
Июль-август 1945 Потсдамская конференция | Дискуссии велись практически по тем же проблемам, что и Ялтинская конференция, но, вследствие перемен в внешнеполитическом курсе стран-участниц , противоречия между ними обострились. | ||
Цена Победы | За победу в Великой Отечественной войне Советский Союз заплатил дорогой ценой. Прежде всего, цена победы – это огромные людские потери. Количество потерь СССР в войне долгое время преуменьшалось официальной пропагандой, а для научного исследования эта тема оставалась закрытой, хотя некоторое переосмысление количества потерь постепенно происходило. Вскоре после войны в выступлении Сталина прозвучала первая цифра: СССР потерял в Великой Отечественной войне около семи миллионов человек. Сталинская оценка дожила до 60-х годов. В 1961 г. Хрущев опроверг приведенное Сталиным число потерь. По его мнению, действительные потери составили 20 млн. В 1965 г. Брежнев говорил о «более 20 миллионах». На сегодняшний день статус официальной оценки людских потерь СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. приобрела цифра, прозвучавшая в докладе, посвященном 45-летию Победы, Президента СССР М.С. Горбачева 8 мая 1990 г.: примерно 27 миллионов жизней. В общем, она совпадает с различными расчетамиСледует отметить, что ценой войны можно считать и ее косвенные потери – послевоенные демографические изменения, вследствие сокращения в целом численности населения в СССР и сокращения численности мужского населения в частности (так, из мужчин 1923 года рождения осталось в живых всего 3%) Были деформированы возрастная, половая, семейно-брачная структура. Сотни тысяч женщин не смогли создать семей, не родились миллионы детей, которые должны были родиться. Война нанесла и огромный материальный урон СССР, который потерял 30% своего национального богатства. Стоимость только расхищенных и уничтоженных врагом материальных ценностей составила 679 миллиардов рублей. Больше всего пострадало сельское хозяйство, потерявшее 60% от довоенного уровня производства валовой продукции. Оккупанты по официальным данным разрушили 1710 советских городов и поселков, свыше 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожных путей, 98 тыс. колхозов и 2 тыс. совхозов, 6 тыс. больниц, 82 тыс. школ, 334 вуза, 427 музеев, 43 тыс. библиотек. В целом материальный ущерб, нанесенный СССР составил 2569 миллиардов рублей (в довоенных ценах |
В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Самые достоверные произведениями о войне создали писатели-фронтовики: В. К. Кондратьев, В. О. Богомолов, К. Д. Воробьев, В. П. Астафьев, Г. Бакланов, В. В. Быков, Б. Васильев, Ю. В. Бондарев, В. П. Некрасов, Е. И. Носов, Э. Г. Казакевич, М. А. Шолохов
Военные ситуации, исполненные особого драматизма, с их «предельной» заострённостью нравственного выбора, где человек обнаруживает себя «до дна» в добре и зле, мужестве и страхе, духовном взлёте и нравственном падении,
позволяют писателям открывать в своём герое главное, выявлять идейно-нравственные основы его личности.
Образ советского человека рисуется писателями как бы в двух аспектах тесно взаимосвязанных: герой в противостоянии миру фашизма и герой в борьбе за подлинно - нравственные ценности в себе в разных ситуациях – фронтовых, госпитальных, тыловых. Второй аспект изображение потребовал от писателейзаострения нравственно - гуманистической проблематики произведений. Советские писатели утверждают, что ценность человека на войне меряется не только выполнением боевых заданий. Есть ещё одна мера – его «нравственные установления», составляющие основу характера, двигательные стимулы. В этом смысле герой В. Быкова капитан Ивановский («Дожить до рассвета»), учитель Мороз («Обелиск»), партизан Левчук («Волчья стая»), Степанида («Знак беды») является важным художественной системы не только писателей Ю. Бондарева и В. Быкова, но всей советской военной прозы.
Наша нравственность, основанная на человечности и сознания глубочайшей ответственности человека не только за себя, но и за судьбу других.
Война не только не «отменяет», она делает ещё более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности. Ясность целей и задач на войне не может служить оправданием какой – либо моральной неразборчивости. Она не освобождает человека от необходимости в полной мере
за свои поступки, осмысливать происходящее. Жизнь на войне – это жизнь со всеми её духовными и нравственными проблемами в их сложности и противоречивости.
Писатель-фронтовик Борис Львович Васильев (р. в. 1924), лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии имени А. Д. Сахарова «Апрель». Он автор любимых всеми книг «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился», «Аты-баты шли солдаты»,
Быков Василь (Василий Владимирович) родился 19 июля 1924 г. В 1941 г. Быков – студент Витебского художественного училища добровольно уходит на фронт. Прошел всю войну, закончив ее в Австрии, в звании офицера. После окончания войны еще в течение 10 лет служил в армии. В 1955 г. демобилизовался и стал заниматься только литературой. Автор повестей: «Журавлиный крик» (1961), «Третья ракета» (1962), «Альпийская баллада» (1964), «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968), «Круглянский мост» (1969), «Сотников» (1972), «Волчья стая» (1975), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1983) и др. Народный писатель Белоруссии. Умер 22 июня 2003 г.
В. Быков - художник трагический. Он сосредоточен на исследовании социально-нравственных коллизий, раскаленных добела нашим тоталитарным режимом и тотальной, истребительной войной гитлеровской Германии, он стремится выяснить, что в нечеловеческих обстоятельствах происходит с человеком. Локальность места действия, краткая временная протяженность изображаемых событий, не многочисленность персонажей - таковы структурные особенности Быковских персонажей - таковы структурные особенности Быковских повестей. Сюжеты в его повестях раскручиваются стремительно и непредсказуемо, как в реальной партизанской жизни, где человек не ведал, в какой крутой переплет, в какой капкан может попасть на ближайшей опушке леса или за поворотом ведущей к глухому хутору дороги. Столкновение взглядов, позиций, принципов поведения персонажей отличается крайней остротой и драматизмом, потому что его героям приходится действовать на свой страх и риск, без команды и приказа, когда над ними нет начальства, когда никто не может разделить с ними ответственность за их действия. В.
Быков стремится докопаться до причин нравственной подоплеки тех или иных поступков - верности и предательства, злодейства и человечности, мужества и слабодушия, - проникнуть в скрытую при обычном течении жизни и обнаженную жестокими испытаниями глубинную суть характеров.
Ольга Берггольц, работая корреспондентом на Ленинградском радио, измученная голодом, обращалась ежедневно с воззваниями к жителям города. В эти дни она находит в себе силы создавать поэмы: «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма».
Ольга Берггольц Я никогда героем не была, И не хвалюсь я тем, что в дни блокады И если чем-нибудь могу гордиться, | В грязи, во мраке, в голоде, в печали, О да, мы счастье страшное открыли - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для предметной газеты "Математики в годы великой отечественной войны"
Презентация с готовыми для печати материалами предметной газеты "Математики в годы великой отечественной войны"...
тест:Материалы для подготовки к ЕГЭ по темам: «Внешняя политика до Второй мировой войны », «Великая Отечественная война», « СССР во Второй мировой войне».
Тест разработан для 9, 11 классов для подготовки сдачи ЕГЭ и ГИА....
Зачет по теме:"Великая Отечественная война"
Зачет по теме:"Великая Отечественная война"...
Экспериментальное изучение темы «Великая Отечественная война» в курсе Отечественной истории 11 класса.
Данная статья раскрывает особенности изучения такой сложной темы как "Великая Отечественная война". В статье описывается эксперимент по проведению уроков на основе деятельностного подхода к изучению и...
Методическая разработка по теме:" Подготовка к итоговому сочинению по литературе. Тема: "Великая Отечественная война". Аргументация на примере литературного произведения(поэма О.Берггольц "Февральский дневник")"
Пример сочинения по литературе на тему войны( аргументация с использованием литературного материала- О.Берггольц "Февральский дневник")....
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....