Рабочая программа "История Древнего мира" 5 класс ФГОС
рабочая программа по истории (5 класс)
Рабочая программа "История Древнего мира" 5 класс. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. К учебнику Т.П. Андреевской, М.В. Белкина, Э.В. Ванина, с учетом превентивного курса на 10 часов. Всего - 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_istoriya_drevnego_mira_5_klass.doc | 1004.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
История Древнего мира 5 класс.
Данная рабочая программа разработана на основе:
1.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г. № 273-ФЗ
2. ФГОС ООО, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
3. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Выдринская СОШ» на 2018-19 уч.год.
4. Учебного плана МАОУ «Выдринская СОШ» на 2018-19 уч.г.
5. Авторской программы. История: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, А.Н. Майков. – М.: Вентана-Граф, 2014 г. – 256 с.
УМК:
- А.Н. Майков. История. Введение в историю, Вентана-Граф , 2015 г.
-Андреевская Т.П., Белкин Н.В., Ванина Э.В. под ред. Мясникова В.С. История Древнего мира. 5 класс. Учебник (ФГОС ООО) – М.: Вентана-Граф, 2015.
Важность изучения в школе предмета «История» обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами. В процессе освоения предмета закладываются основы знаний об историческом пути человечества, формируются представления о многообразии окружающего мира и о месте в нем нашей страны, толерантное сознание и поведение.
Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах. Обязательное изучение истории в 5 классе 68 часов, из расчета 2 часа в неделю (34 учебных недель)
В связи с тем, что учащиеся в начальной школе не изучали курса истории, в 5 классе вводится пропедевтический модуль «Введение в историю» (10 часов), рассказывающий о предмете и задачах исторической науки, целях изучения истории, видах исторических источников и тд.
Реализация программы курса истории в 5 классе предполагает последовательное изучение курсов «Введение в историю» и «История Древнего мира». В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создаёт предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.
Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.
В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников.
Курс дает возможность обучающимся научиться сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создаёт предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
В планировании определены как содержание и последовательность изучения исторического материала, так и основные виды деятельности учащихся (в соответствии с предполагаемыми результатами изучения истории). Тем самым реализуется системно-деятельностный подход к обучению.
Межпредметные связи курса «История»:
Изучение предмета «История» как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.
К целям и задачам курса «Всеобщей истории», исходя из общих положений ФГОС, относится:
Цели:
- овладение представлениями о закономерности развития человеческого общества с древности до наших дней;
- миропонимание и познание современного общества на основе изучения исторического опыта человечества;
- осмысление социального опыта предшествующих поколений;
- формирование у учащихся исторических ориентиров самоиндетификации в современном мире;
- усвоение гуманистических и демократических ценностей;
- формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.
Задачи:
- усвоение интегративной системы знаний об истории человечества;
- развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов;
- обучение современным методам поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- становление гуманитарной культуры, базирующейся на анализе проблематики «человек в истории».
- Изучение исторических истоков современных отношений между народами, этническими и религиозными общностями, цивилизационными образованиями.
Характеристика 5-х классов.
Учащиеся с высоким уровнем мотивации | Учащиеся со средним уровнем мотивации | Слабо мотивированные учащиеся |
5 «а» 7 человек 5 «б» 6 человек 5 «в» 5 человек | 5 «а» 8 человек 5 «б» 7 человек 5 «в» 7 человек | 5 «а» 5 человек 5 «б» 7 человек 5 «в» 5 человек |
Особенности работы с первой группой заключаются в следующем: необходимо как можно больше привлекать ребят к творческой и самостоятельной деятельности, а так же к выполнению проектных работ и мини исследований, самостоятельных работ, представленных в учебнике.. Эти ребята стараются на уроках давать полный, точный, четкий ответ, отстаивать свою позицию, опираясь на факты истории и др. Этих ребят необходимо учить не бояться публичных выступлений, качественно готовить свои творческие работы, обучение носит проблемно-исследовательский характер.Регулярно и добросовестно выполняют домашнее задание. Эти умения и навыки необходимо развивать и совершенствовать и далее, для контроля знаний применяются задания усложненные, творческого характера, проблемные задачи в качестве дополнительных заданий. Эти ребята активно работают на уроках.
Особенности работы со второй группой ребят заключаются в следующем: ребята так же активно работают на уроках, умеют или стараются применять на практике свои знания. Обучение акцентируется на моментах, где необходимо доказать свою точку зрения в опоре на факты. Проблема у ребят может заключаться в том, что они не всегда готовят домашнее задание, отсюда и проблемы в знании фактического материала и как следствие – отработка компетенций занимает более длительное время. Необходимо повышать уровень заинтересованности в изучении предмета у этих ребят, а так же привлекать их к самостоятельной, проектной деятельности. Контроль знаний так же предусматривает дополнительные задания усложненного характера.
Третья группа ребят в изучении предмета в основе своей не заинтересована, на уроках создают «эфферкт присутствия», либо в связи с тем, что были допущены пробелы в изучении предмета (пропуски, невыполнение домашнего задания и тд.) потеряли интерес к предмету и не предпринимают усилий догнать ребят в знаниях. Поэтому, работу следует продолжать в направлении повышения мотивации, четкого выполнения минимальных требований по предмету, обучение умению давать ясный полный устный ответ, работать с проблемными заданиями, умение анализировать историческую ситуацию, составлять схемы, работать с текстом и историческими источниками и дт.
В 5-х классах обучаются ребята с ЗПР, а именно 5 «а» – 1
5 «б» - 1; 5 «в» - отсутствуют.
Для них разрабатываются индивидуальные задания. При обучении этих ребят ставятся те же задачи, что и в основной школе.
Требования, предъявляемые к знаниям по истории в школах для детей с ЗПР, в целом соответствуют требованиям, предъявляемым к ученикам массовой школы, за исключением знания дат. Дети с ЗПР должны запомнить даты самых крупных исторических событий и общую историческую периодизацию. Изучение школьного курса истории представляет значительные трудности для детей с ЗПР в силу особенностей их познавательной деятельности. Для этих детей характерны недостаточный уровень развития логического мышления, затруднения в установлении причинно-следственных связей, сниженная память, отставание в развитии речи. В связи с этим учащиеся замедленно овладевают необходимыми обобщенными историческими, представлениями и понятиями, плохо запоминают историческую периодизацию и хронологию, затрудняются в анализе и обобщении конкретных исторических фактов, в понимании закономерностей общественного развития.
На уроках истории школьники нуждаются в специально организованной помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение учебного материала. Рекомендуется некоторая разгрузка программы за счет освобождения от слишком сложного для них или не имеющего первостепенного значения материала, от излишней детализации.
Высвобождающееся время рекомендуется использовать для изучения и разбора особо значимых исторических фактов, для группировки материала по историко-региональному признаку, его систематизации, а также для привлечения краеведческого материала и сведений о современных событиях в жизни своего города, района, области, республики.
Рекомендуется активно привлекать дополнительный наглядный материал, технические средства обучения, а также учить детей работать с учебником. Большую роль в обучении детей с ЗПР играет максимальное использование контурных карт, составление разнообразных опорных «памяток», словариков, таблиц и схем; определенный эффект достигается привлечением произведений художественной литературы и живописи и пр.
Отдельные темы даются обзорно, в связи с чем сокращается учебное время, отводимое на их изучение.
Исторический процесс прослеживается на материале не отдельно взятой страны, а группы стран, и учебный материал организован крупными тематическими блоками.
I. Древний Восток.
1. Географическое положение стран Древнего Востока (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай).
2. Возникновение классов и государства в странах Древнего Востока.
3. Управление государством и борьба классов в странах Древнего Востока.
4. Могущество и упадок государств Древнего Востока.
5. Религия в странах Древнего Востока.
6. Культура стран Древнего Востока.
II. Древняя Греция и Древний Рим.
1. Природа Греции и Рима и хозяйственная жизнь народа в этих странах.
2. Установление рабовладельческого строя в Афинах, Спарте, Риме.
3. Укрепление рабовладельческого строя в Афинах и Риме.
4. Образование городов-государств в Греции и на берегах Средиземного и Черного морей.
5. Греко-персидские и пунические войны.
6. Развитие рабовладения в Греции и Риме.
7. Афинская и римская рабовладельческая демократия.
8. Упадок Греции и подчинение ее Македонии. Распад державы А. Македонского.
9. Восстание рабов под предводительством Спартака.
10. Культура Греции и Рима.
11. Упадок и гибель Римской империи.
Организация учебного материала крупными математическими блоками преследует определенную коррекционную цель. Такой подход способствует обобщению сведений, пониманию закономерностей исторического процесса, лучшему запоминанию и усвоению конкретных исторических фактов.
По каждой теме предлагается заполнить сводную тематическую таблицу (чертится на доске либо готовится плакат). Так, таблица по разделу «Древний Восток» имеет 4 графы:
Египет |
|
|
|
После объяснения темы 1 учитель кратко заносит в таблицу на доске, а дети за ним в тетради основные сведения о географическом положении каждой страны и ее природных условиях. Запись заканчивается указанием на то, откуда можно взять соответствующий материал.
После изучения темы непременно проводятся обобщающие уроки.
По разделу «Древняя Греция и Древний Рим» в таблицах соответственно будет две графы (по количеству изучаемых стран).
Формы организации образовательного процесса.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные.
В программу включены нетрадиционные формы уроков: урок-презентация; урок-путешествие; урок-виртуальная экскурсия; урок-практикум, урок-игра.
В ходе изложения учебного материала используются методы обучения: урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами, историческими источниками; проблемное изложение; индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Технологии обучения:
Данный УМК реализует системно-деятельностный подход через ряд пед.технологий:
1.Проблемно-диалогическая технология,
2.Технология личностно-ориентированного обучения);
3.Проектная технология.
4.Технология здоровьесбережения
5.Игровые технологии
Раздел 1. Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты:
- осознание основ культурного наследия человечества;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории человечества;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества;
- понимание гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире;
- способность к самовыражению, самореализация, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки.
Познавательные УУД:
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
2. устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
3. анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации
4. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
5. ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
6. устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Коммуникативные УУД:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
2. работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
3. формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
4. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
5. владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
6. целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
Предметные:
Ученик научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Ученик получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Система оценивания результатов обучения курса истории Древнего мира в 5 классе.
Промежуточная аттестация на уровне ООО проводится в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом, школьным «Положением о о формах, периодичности порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» (пр. №116 от 01.09.2015 г.).
Основные виды контроля:
- Стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью;
- Промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса) в конце четверти;
- Итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов в конце учебного года.
Формы контроля:
- Стартовые диагностические работы на начало учебного года;
- Стандартизированные письменные и устные работы;
- Комплексные диагностики метапредметных и личностных результатов на начало и конец учебного года;
- Самоанализ и самооценка;
- практические и самостоятельные работы;
- защита учебно-исследовательских работ и проектов, творческих проектов;
- тестирование, в том числе с использованием контрольно-измерительных материалов
Основными объектами оценки метапредметных результатов являются:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебнопрактических задач, основанных на работе с текстом.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Контрольные работы
Название контрольных работ | Вид контроля | Количество часов |
История – наука о прошлом | Вводный Тест /диагностическая работа | 1 |
Счет лет в истории | Текущий контроль Практическая работа | (15-20мин на уроке) (https://multiurok.ru/) |
Древний Египет | Текущий, тематический Практическая работа | 1 |
Древний Восток | Текущий, тематический Тест | 1 |
Древняя Греция | Промежуточный Контрольная работа | 1 |
Древний Рим, Итоговая контрольная работа «История Древнего мира» | Итоговый контроль | 1 |
Контрольно-измерительные материалы.
- Урок 10. Повторение и обобщение: «История – наука о прошлом», Крючкова Е.Л. Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы 5 класс. Просвещение, 2015 г. – [Глава 3. Стр. 10-16]
- Урок 11. Обобщающе-повторительный урок по разделу «Древний Египет». Максимов М.Ю. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс. М.: «Экзамен», 2016 г. - [Итоговый тест по теме «Древний Египет» – стр.36-40]
- Урок 21. Повторительное обобщение: «Древний Восток» Крючкова Е.Л. Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы 5 класс. Просвещение, 2017 г. – [Глава 4-6. Стр. 16-33]
- Урок 50 Обобщающе-повторительный урок по разделу «Древняя Греция» Максимов М.Ю. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс. М.: «Экзамен», 2017 г. - [Итоговый тест по теме «Древняя Греция» – стр.112-116 ]
- Урок 68. Повторительное обобщение «Древний Рим», Итоговая контрольная работа «История Древнего мира». - Максимов М.Ю. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс. М.: «Экзамен», 2016 г. - [Итоговый тест по теме «Древний Рим» – стр.165-169]
Проектные работы на 2018-2019 учебный год.
Название проекта | Форма представления |
«Искусство первобытного человека» | Рисунки, рассказы, оформление выставки ученических работ |
«Чудеса света: египетские пирамиды, Вавилонская башня, сады Семирамиды». | Презентации, творческие работы, рисунки, модели и тд. |
«Тайны Великой Китайской стены» | Рассказы, презентации, путеводитель |
«Удивительные греческие храмы» «Македонское войско» | Рисунки, презентации, карты, рассказы |
«Виртуальная экскурсия по Древнему Риму» | Презентации |
Критерии и нормы оценки:
Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов одноклассников, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, видеофрагменты и другую информацию, умение правильно анализировать явления окружающей жизни.
Оценка «5» - материал усвоен в полном объёме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с действительностью, дополнения не требуются, речь грамотная.
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности, речь хорошая.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Речь бедная.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
Оценивание письменных ответов(тест):
Оценка «5» - 100-81 %
Оценка «4» - 80-61 %
Оценка «3» - 60-41 %
Оценка «2» - 40-21 %
Раздел 2. Содержание рабочей программы.
История. Введение в историю.
Что изучает наука история. (10 часов) Историческая память народа. Исторические факты и события. Причины и следствия. Источники знаний о прошлом. Источники устные, письменные, вещественные. О чём говорят пословицы, песни, сказания. (Архивы и библиотеки, музеи.) улиц. Измерение времени. Время. Способы измерения времени в разные исторические эпохи. Летоисчисление в истории. Тысячелетие, столетие (век), год. Историческое развитие. Деление истории на периоды. Историческая карта. Легенда карты. Археология - помощница историков. Наука о народах — наука о прошлом. Деятельность археологов, этнография. Человек в истории. Происхождение фамилий. Знать своих предков — знать историю. Моя родословная. Моё имя. Географические названия — свидетели прошлого.
Как в географических названиях отражается история. История в названиях городов,
О чём могут поведать герб, флаг и гимн. Государственные символы. История становления гербов. Гербы в европейских странах. История Российского герба. Герб СССР. Герб Российской Федерации. Знамёна. Флаги. Национальные цвета. Гимны. Как работать с учебными материалами по истории.
Основные понятия курса:
Историческая память, всемирная история, история России, Отечество, историческая наука, вспомогательные исторические дисциплины, исторический факт, историческое событие, летоисчисление, хронология, дата, век, тысячелетие, период, исторический источник, архив, историческая карта, легенда карты, родословная (генеалогия), геральдика, устное народное творчество (фольклор), государственные символы, герб, гимн, знамя, флаг.
История Древнего мира.
Введение. Что изучает история Древнего мира. Хронологические рамки древней истории. Древний мир во всемирной истории. Исторические источники изучения Древнего мира.
Раздел I. Первобытное общество. (4 часа )
Глава 1. У истоков истории.
Возникновение человека. Появление человека. Облик Древнейших людей. Овладение огнём. Орудия труда и занятия древнейших людей. Долгий путь к «человеку разумному». Изменение климата на Земле. От человеческого стада к родовой общине. Племя. Появление современного человека. Знания первобытных людей об окружающем мире. Зарождение искусства и религиозных верований. Религиозные представления и зарождения искусства. Быт первобытного человека. Первые земледельцы и скотоводы. Появление ремесла. Использование металлов. Человечество на пути к новому обществу Соседская община. Возникновение имущественного и социального неравенства.
Раздел II. Древний Восток. (17 часов)
Глава 2. Древний Египет.
Введение. Древний Восток в истории Древнего мира.
Древний Египет. Образование государства в долине Нила. Местоположение и природа Древнего Египта. Хозяйственная жизнь египтян в древности. Река Нил в жизни древних египтян. Ирригационная система. Образование «номов». Возникновение единого государства в Египте. Религиозные верования в Древнем Египте. Религиозные верования древних египтян. Мифы о богах. Обожествление явлений природы. Культ животных. Представление египтян о загробной жизни. Мумификация. Религия в повседневной жизни египтян. Правитель Древнего Египта. Фараон – правитель страны. Почитание фараона как бога. Строительство пирамид. Пирамида Хеопса. Жители Древнего Египта – подданные фараона. Вельможи и чиновники. Жрецы. Воины, армия фараона. Крестьяне и ремесленники. Рабы – люди, потерявшие свободу. Быт Древних египтян. Жилище. Одежда. Семья. Праздники.
Культура Древнего Египта. Иероглифическое письмо. Образование. Научные знания: математика, астрономия, медицина. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Значение культурных достижений Древнего Египта для современного человечества.
Глава 3. Древняя Азия.
Двуречье. Шумер и Аккад. Природные условия и население Двуречья (Южной Мессопотамии). Шумер. Города – государства. Древний Аккад. Держава Саргона. Хозяйственная жизнь. Религиозные верования. Научные знания: астрономия, математика. Клинопись. Поэма о Гильгамеше. Вавилонское царство. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство. Хозяйство и быт вавилонян. Город Вавилон. Традиции и обычаи. Боги и храмы Древней Мессопотамии. Ассирия. Природа Северной Мессопотамии. Превращение Ассирии в могущественную военную державу. Царь и его армия. Завоевательные походы. Отношение ассирийцев к покорённым народам. Управление державой. Ниневия – столица Ассирийской державы. Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии. Финикия. Местоположение. Население, хозяйственная Жизнь. Города – государства на территории Финикии. Общественное устройство и управление страной. Морские путешествия финикийцев. Изобретения финикийцев. Особенности религиозных верований. Палестина. Местоположение, природа. Ветхий завет об истории древних евреев. Моисей и его заповеди. Ветхозаветные сказания. Древнееврейское царство. Знаменитые правители: Саул, Давид, Соломон. Персидская держава. Возникновение персидской державы. Завоевательные походы. Кир Великий. Дарий 1. Государственное устройство империи. Сатрапии. Культура и религия. Древняя Индия. Местоположение, природа. Занятия, нравы и обычаи народов Древней Индии. Племена ариев. Варны и касты. Эпические произведения древних индийцев. Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии. Религиозные верования. Будда. Возникновение буддизма. Буддийские притчи. Города и жилища. Древний Китай. Местоположение, природа и население. Семь царств. Объединение Китая. Империя Цинь. Учения Конфуция. Нормы поведения человека в отношениях с государством, в семье. Повседневная жизнь. Изобретения и открытия древних китайцев.
Раздел III. Древняя Греция. (19 часов)
Глава 4. Древнейшая Греция.
Введение. Античный период в истории Древнего мира. Природа Греции и занятия древних греков. Природа и население Древней Греции. Значение моря и гор в жизни древних греков. Особенности хозяйственной деятельности. Древнейшие государства Греции: Крит и Микены. Крит и Микены – древнейшие государства Греции. Археологические раскопки на Крите. Держав царя Миноса. Особенности организации жизни на Крите. Микенское царство. Дорийское завоевание.
Верования древних греков. Пантеон греческих богов. Мифы о богах и героях. Отражение в греческой религии явлений природы. Представление о загробном мире. Религиозные церемонии. «Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел. Микены и Троя: правда и вымысел. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как памятники истории и литературы.
Глава 5. Государства-полисы Древней Греции.
Греческий полис — город-государство. Развитие земледелия и ремёсел. Возникновение греческих полисов. Организация жизни в полисе. Великая греческая колонизация. Великая греческая колонизация, её причины и основные направления. Колонии и метрополии. Греки и скифы. Законодатели в жизни Афин. Афины и Спарта – два пути развития греческой государственности. Законы Драконта. Борьба демоса и аристократов. Реформы Солона и их значение в жизни Афин. Рождение афинской демократии. Греческие тираны. Спарта. Возникновение Спартанского государства, его социальная организация. Законы Ликурга. Образ жизни спартанцев. Илоты. Спартанский воин.
Глава 6. Греко-персидские войны.
Греко-персидские войны. Причины войны персов с греками. Организация греческого и персидского войск. Марафонская битва. Поход персидского царя Ксеркса на Элладу. Фемистокл. Саламинское сражение. Битва при Платеях. Афинский морской союз. Итоги и последствия греко – персидских войн.
Глава 7. Расцвет Греции и величие Афин.
Греческий полис и его жители. Повседневная жизнь древних греков. Жилище. Одежда. Еда. Семья. Развитие демократии при Перикле. Афины при Перикле. Повседневная жизнь древних греков. Народное собрание. Идеалы и общественные нормы древних греков. Счастье, патриотизм в понимании древних греков. Афинский гражданин. Должностные лица. Афинские граждане, переселенцы, рабы. Изменения в организации управления в Афинах. Строительство в городе при Перикле. Олимпийские игры. Олимпийские игры в жизни древних греков. Греческая наука. Развитие научных знаний. Древнегреческие мыслители. Образование. Древнегреческий театр. Трагедии и комедии. Эсхил, Еврипид, Софокл, Аристофан. Архитектура и скульптура Греции. Памятники греческого искусства. Рождение театра.
Глава 8. Упадок Греции и возвышение Македонии.
Греция и Македония в IV в. до н. э. Пелопонесская война. Возвышение Македонии при Филиппе. Организация македонского войска. Демосфен в борьбе за свободу греческих полисов. Битва при Херонее и её последствия. Греция под властью Македонии.
Глава 9. Завоевания Александра Македонского и их последствия.
Вступление Александра Македонского на престол. Первая военная победа. Основание Александрии. Завоевание Сирии, Финикии, Египта. Гибель Персидской державы. Поход в Индию. Держава Александра Македонского и её распад. Распространение греческой культуры на Восток. Эллинистический мир. Вклад культуры эпохи эллинизма в мировую культуру (Александрия Египетская, Фароссийский маяк, Мусейон («храм муз»), знаменитые учёные: Евклид, Аристарх, Архимед).
Раздел IV. Древний Рим. (18 часов)
Глава 10. Ранний Рим.
Древняя Италия и начало города Рима. Природа и население древней Италии. Занятия населения. Легенда об основании Рима. Рим в эпоху царей. Эпоха царей: 753 – 509 гг. Управление Римом в эпоху царей. Рим под властью этрусков. Реформа Сервия Туллия. Рождение Римской республики. Рождение республики. Патриции и плебеи, борьба между ними. Народные трибуны. Победы плебеев. Законы 12 таблиц. Рим и соседние народы. Нашествие галлов. Самнитские войны. Война с Пирром. Завоевание Римом Италии.
Глава 11. Расцвет Римской республики.
Государственное устройство Римской республики. Народное собрание. Сенат. Консулы. Должностные лица. Армия Древнего Рима. Римский воин и его вооружение. Организация римской армии и военное искусство римлян. Триумфальные шествия. Пунические войны. Причины Пунических войн. Первая Пуническая война. Ганнибал. Ход второй Пунической войны. Битва при Каннах. Публий Сципион. Битва при Заме. Третья Пуническая война. Разрушение Карфагена. Завоевания Рима на Востоке. Завоевание Рима на Востоке. Македонские войны. Сирийская война. Римляне в Азии. Покорение Греции. Разрушение Коринфа. Государственное устройство Римской республики. Управление провинциями. Наместники и откупщики. Римское общество: его нравы и обычаи. Своеобразие римской религии, её связь с греческой религией. Пантеон римских богов. Богиня Веста и жрицы весталки. Жрецы. Римские праздники. Повседневная жизнь римского общества. Быт римлян. Римский дом. Одежда. Семья. Распорядок дня. Представления о гражданских достоинствах личности. «Отеческие нравы»: верность, долг, служение Отечеству. Упадок нравов. Рабство в Риме. Источники рабства. Роль рабства в хозяйственной жизни Рима. Рабы и свободные. Гладиаторы. Восстание Спартака.
Глава 12. Кризис и падение Римской республики.
Начало гражданских войн в Риме. Гражданские войны в Римской республике. Реформы братьев Гракхов. Усиление роли полководцев и подвластных им армий в жизни Рима. Реформа армии. Гай Марий и Корнелий Сулла. Установление диктатуры Суллы. Гай Юлий Цезарь. Гай Юлий Цезарь: путь к вершине власти. Первый триумвират. Галльские войны. Диктатура Цезаря. Гибель Цезаря. Борьба за власть после смерти Цезаря. Гибель республики. Второй триумвират. Октавиан Август и рождение Римской империи Октавиан Август. Марк Антоний.
Глава 13. Римская империя.
Установление Римской империи. Реформы Октавиана Августа. Завоевательные походы. Вечный город. Наследники Октавиана Августа. Нерон: «актёр на троне». «Золотой век» Римской империи. Императоры Траян, Марк Аврелий. Хозяйственная жизнь в Римской империи. Кризис империи. Культура Римской империи. Культура Римской империи. Архитектура и скульптура. Строительное искусство. Римскик поэты, писатели, историки. Ораторское искусство. Римское право. Рим эпохи империи. Возникновение христианства. Возникновение христианства. Иудея. Иисус Христос. Первые христиане и гонения на них. Распространение христианства. Император Константин. Римская империя в III–V вв. Новые явления в хозяйственной жизни. Варварские племена и их взаимоотношения с Римом. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Падение западной римской империи.
Основные понятия курса:
Эпоха первобытности, Древний Восток, Античность, Человеческое стадо (праобщина), род, племя, родовая община, соседская община, дань, государство, налог, повинности, закон, фараон, династия , провинция, полис, народное собрание, демократия, реформа, тирания, республика, империя, колонизация, колонии, метрополии. Социальное неравенство, знать, аристократы, демос, гражданин, раб, патриции, плебеи, народный трибун, консул, гражданская война, диктатор, фаланга, легион, колон, варвары. Хозяйственная деятельность, земледелие, ирригационная система, скотоводство, ремесло. Культура, философия, наука, религиозные верования, миф, религия, многобожие, единобожие, жрец, христианство, Библия, Ветхий Завет, Евангелие, буддизм, искусство, скульптура, архитектура, театр, ораторское искусство, письменность, быт и повседневная жизнь.
3. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока и основные вопросы содержания | Кол-во час | Основные понятия, требования | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание | Дата провед | |
план | факт | ||||||
1. | Что изучает история. 2. Как работают историки | 1 | История Факт Исторические источники Памятник Иллюстрации учебника, отражающие историческое прошлое. Словарь иностранных слов Изучение нового материала | Усвоить понятие «история», понять, для чего она необходима людям. Иметь первоначальные представления о работе историков. Знать важнейшие вопросы, с которых начинается историческое познание: что произошло, где произошло, когда произошло. Уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений. Усвоить, что целью работы историка является поиск правды, истины | § 1 | 4.09 | |
2. | Источники знаний о прошлом. 4. Архивы, музеи, библиотеки | 1 | Архив Музей Библиотека Иллюстрации, показывающие, как гибнут памятники старины. Пример любого исторического документа Комбинированный урок | Способность оценивать действия и поступки людей. Понимать, что история воспитывает уважение к традициям народа. Умение классифицировать информацию, давать описание вещественных исторических источников. Представление о систематизации в исторической науке на примере деления исторических источников на группы | § 2 | 7.09 | |
3. | Измерение времени. 5. Историческая хронология | 1 | Хронология. Дата. Лента времени .Эра. Летосчисление. Иллюстрации, отображающие хронологический порядок в истории. Словарь иностранных слов Урок-практикум | Понимать сущность порядка в исторической хронологии: все события выстраиваются по годам. Начать овладевать навыками работы с единицами измерения времени: определять век, тысячелетие, если известен, год, когда произошло событие. Понимать методы современного летосчисления: счёт лет нашей эры и до нашей эры. Ознакомление с особенностями измерения времени у разных народов | § 3 | 11.09 | |
4. | Историческая карта. 2. История на плане | 1 | Историческая карта, контурная карта. Легенда карты. Различные виды исторических карт. Различные варианты планов городов, мест сражения | Понимать, что историческая карта — важный источник информации. Понимать, какую информацию может предоставить карта. Уметь приводить примеры использования карты при изучении истории | § 5 | 14.09 | |
5. | Археология-помощница историков. 2. Как работают археологи | 1 | Иллюстрации, отображающие работу археологов, археологические находки. Словарь иностранных слов Урок виртуальная экскурсия | Сформировать общее представление о работе археолога. Объяснять необходимость труда археологов для познания исторического прошлого. Понять, в чём вред раскопок, проводимых случайными людьми. Уметь использовать ранее полученные знания при изучении нового материала (например, как гибнут памятники старины). Включать в ответы на поставленные учителем вопросы новые термины и понятия. | § 5 вопросы и задания
| 18.09 | |
6 | Наука о народах – наука о прошлом. Что изучает этнография. 4. История в песне | 1 | Этнография, этнографический музей, сказания, миф Иллюстрации, изображающие одежду, жилища, предметы быта. Словарь иностранных слов
Комбинированный урок | Учиться использовать текст и иллюстрации учебника во время беседы Понимать, как этнография помогает историкам в изучении прошлого; понимать особенности работы этнографов; развивать умение анализировать сказания, мифы, песни с целью извлечения исторической информации | § 6. | 21.09 | |
7. | Знать своих предков — знать историю. 4. История в фамилиях | 1 | Генеалогическая таблица. Словарь иностранных слов Комбинированный урок | Понимать, что «история — вокруг нас». Приблизиться к пониманию, что история семьи, происхождения имени, географических названий — всё это важные составляющие, из которых складывается историческая память человека | § 7 | 25.09 | |
8. | Географические названия — свидетели прошлого. 7. Названия стран мира | Названия городов, сёл, улиц в родном крае. История их возникновения. Целесообразно использовать краеведческий материал при изучении происхождения географических названий Комбинированный урок | Усвоить, что географические названия заключают в себе информацию, необходимую для изучения исторического прошлого. Учебные материалы на доступном уровне подводят школьников к осмыслению необходимости бережного отношения к географическим названиям | § 8 Происхождение названия улиц | 28.09 | ||
9. | О чём могут поведать герб, флаг и гимн. 4.Государственные символы и гимн Российской Федерации | 1 | Герб, флаг, гимн. Национальные цвета Таблица «Формы гербовых щитов». Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. Словарь иностранных слов Комбинированный урок. | Понимать значение символики в жизни людей, а также какую информацию она может скрывать. Понимать, что уважение к государственным символам — одна из нравственных и социальных установок любого общества. Овладевать навыком сравнения, умением самостоятельно делать описания | § 9, 10, 11 | 2.10 | |
10 | Повторение и обобщение по теме: «История – наука о прошлом» | 1 | Репродукции картин, изображающих историческое прошлое. Различные варианты памяток: как работать с текстом учебника, как работать с иллюстрацией и др. Урок повторения и обобщения. | Повторение и обобщение изученного материала. Тестирование, решение познавательных задач, практикум.[Глава 3. Стр. 10-16] | 5.10 |
Раздел I. У истоков истории – 4 часа | |||||||||||||
1 | Возникновение человека | 1 | Орудия, труда, эпоха первобытности Собирательство, стадо Изучение нового материала | образ земледельцев и скотоводов. Объяснить смысл исторических понятий урока. Устанавливать последовательность развития орудий труда и занятий древнего человеА. | §1 Сообщение, в.1-4 | 9.10 | |||||||
2 | Появление современного человека | 1 | Неандерталец, род, племя, родовая община Комбинированный урок | Сравнить родовую общину и соседскую общину. Рассказать о жизни семей земледельца или скотовода | §2 В.1-5, | 12.10 | |||||||
3 | Зарождение искусства и религиозных верований | 1 | Мифы, скульптура, живопись Урок- виртуальная экскурсия. | Объяснять причину появления верований, религии, рассказать о возникновении первобытного искусства | §3, ответы на в.1-5. | 16.10 | |||||||
4 | Человечество на пути к новому обществу | 1 | Ремесло, соседская община Урок-практикум | Устанавливать последовательность развития орудий труда и занятий древнего человека | §4, составить сравнительную таблицу «Родовая и соседская община» | 19.10 | |||||||
Раздел II. Древний Восток. Древний Египет – 7 час | |||||||||||||
5 | Образование государства в долине Нила | 1 | Древний Египет: географическое местоположение и природные условия, население. Труд, быт и жилище ремесленников и земледельцев. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Государство. Изучение нового материала | Объяснить смысл терминов. Показывать на карте положение Древнего Египта. Объяснить назначение предметов быта и труда. Описать условия жизни и основные занятия древних египтян. | §5 Тестирование, Работа с к.картой, рассказ по рисунку, в.1-5 | 23.10 | |||||||
6 | Религиозные верования в Древнем Египте | 1 | Боги, бальзамирование, язычество-многобожие Комбинированный урок | Объяснять назначение пирамид, гробниц, статуй, храмов. | §6. В.1-5 Сообщение, рассказ по рисунку | 26.10 | |||||||
7 | Правитель Древнего Египта | 1 | Фараон, пирамиды, Древнее царство Комбинированный урок | Выделять основные черты, присущие группам населения. | §7 в.1-5 Тестирование, проверка тетрадей | 30.10 | |||||||
8 | Подданные фараона | 1 | Жрецы, ритуалы, святилище, налоги, Среднее царство, рабы. Комбинированный урок | §8. Сообщение, рассказ по рисунку | 9.11 | ||||||||
9 | Повседневная жизнь древних египтян | 1 | Комбинированный урок | Сочинение, §9, ответы на в.1-4. | 13.11 | ||||||||
10 | Культура Древнего Египта | 1 | Изучение нового материала Иероглифы, рельефы, архитектура, Урок-путешествие в древнюю историю | §10 в. 1-4,, тестирование проверка тетрадей | 16.11 | ||||||||
11 | Обобщающе-повторительный урок по разделу «Древний Египет» | 1 | Исторические понятия раздела [Итоговый тест по теме «Древний Египет» – стр.36-40] | Повторение §5-10 | 20.11 | ||||||||
Раздел II. Древний Восток. Древняя Азия – 10 час | |||||||||||||
12 | Шумер и Аккад | 1 | Двуречье, Междуречье, Месопотамия, город-государство, династия, зиккурат, клинопись Изучение нового материала | Называть и показывать расположение Древневосточных государств на карте. Уметь работать с историческими документами. Называть хронологические рамки существования древневосточных государств. Сравнивать религии египтян, жителей Западной Азии. Объяснять : цели, мотивы, результаты законов Хаммурапи. Выделять общее и особенное в образе жизни и занятий жителей Древнего Египта и Западной Азии и Древнего Египта. Определять хронологические рамки | §11 в.1-4 работа с картой | 23.11 | |||||||
13 | Древний Вавилон | 1 | Хаммурапи, свод законов, кредитор, | §12 в.1-5, проверка тетрадей | 27.11 | ||||||||
14 | Ассирийская держава | 1 | Военное искусство | §13, в.1-4, ,проверка тетрадей Работа с картой | 30.11 | ||||||||
15 | Финикия | 1 | Алфавит, буква, | §14 Рассказ по карте, вопросы 1- 6 | 4.12 | ||||||||
16 | Древняя Палестина | 1 | Библия, Ветхий завет | §15 Работа с картой, ответы на в.1,2,3. | 7.12 | ||||||||
17 | Древняя Персия | 1 | Персидская держава Царя царей | §16, Работа с картой , ответы на в.1-4, составить план источника с.93 | 11.12 | ||||||||
18 | Древняя Индия | 1 | Джунгли, хлопчатник, тростник, каста, бамбук | Называть хронологические рамки существования Древней Индии и Древнего Китая. Соотносить периоды существования Древней Индии и Древнего Китая. Показывать по карте, рассказывать об особенностях природных условий Индии и Китая. Описывать условия и образ жизни, занятия людей Древнего Китая и Индии. Называть существенные черты политического устройства Индии и Китая. Выделять существенные черты политического устройства Индии и Китая. Сравнивать религиозные верования Индии и Китая. | §17, Рассказ по карте, вопросы 1-5. | 14.12 | |||||||
19 | Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии | 1 | Буддизм, индуизм,карма | §18, ответы на в.1,2,3., вопрос к источнику. | 18.12 | ||||||||
20 | Древний Китай | 1 | Бумага, шелк, император, конфуцианство, гунны | §19 Работа с картой , проверка тетрадей, творческое задание (с.111) | 21.12 | ||||||||
21 | Обобщающе-повторительный урок по разделу «Древний Восток» | 1 | Исторические понятия раздела Контрольное тестирование. [Глава 4-6. Стр. 16-33] | Читать карту с опорой на легенду. Поиск информации и помещенных там документов. Описывать исторические объекты и культурные памятники. | Тестирование, проверка тетрадей. Работа с картой | 25.12 | |||||||
Раздел III. Древняя Греция -19 час | |||||||||||||
22 | Природа и занятия древних греков | 1 | Изучение нового материала. | Рассказывать о природных условиях Древней Греции и их влиянии на жизнь людей, о населении и его занятиях, Излагать мифы Древней Греции и их значении для изучения истории. Соотносить миф о возникновении государства на острове Крит с реальными событиями. Рассказать о политическом устройстве древнегреческих государств. Рассказывать о религии древних греков. Объяснить как образовались греческие полисы. Характеризовать политическую власть в Афинах. Изменения в политической системе и основных слоях населения при Перикле. Рассказать о Спарте, характеризовать ее государственное устройство. Раскрывать причины греко-персидских войск. Рассказать о наиболее крупных сражениях и их последствиях. Описывать и выявлять особенности архитектуры в храмах. Находить общее в быту афинян и спартанцев, характеризовать и выявлять черты, присущие афинской демократии. Объяснить причины возникновения македонского царства. Описывать состояние македонской армии, причины потери независимости Грецией. Объяснять причины распада империи Александра Македонского. Сопоставлять факты, работать с документами, выделять главную мысль. | §20, ответы на в.1,2,3., работа с картой, источником. | 27.12 | |||||||
23 | Древнейшие государства Греции: Крит и Микены | 1 | Комбинированный. | §21 Рассказ по карте,работа с источником вопросы 1,3,6 | 15.01 | ||||||||
24 | Верования древних греков | 1 | Эллины, Илиада, ахейцы, дорийцы, мифология, титаны, фрески Путешествие в страну греческих богов. (Урок-путешествие) | §22,в.1-4, работа с рисунками, источником. Тестирование, проверка тетрадей | 17.01 | ||||||||
25 | «Илиада» и «Одиссея» | 1 | Изучение нового материала. | §23, ответы на в.1,2,3. Работа с рисунками, источником | 22.01 | ||||||||
26 | Греческий полис- город-государство. Великая греческая колонизация | 1 | Полис, колонии, скифы, демос, знать, ареопаг. Урок-диспут. | §24, в. 1-5, работа с картой, источником. | 24.01 | ||||||||
27 | Установление демократического строя в Афинах | 1 | гражданин, демократия, реформа, архонт, народное собрание, тиран Изучение нового материала. | §25,в.1-5,работа с источником, проверка тетрадей | 29.01 | ||||||||
28 | Древняя Спарта | 1 | Изучение нового материала. | §26, работа с рисунком, , ответы на в.1-7. | 31.01 | ||||||||
29 | Греко-персидские войны | 1 | Варвары, Марафон, триера Комбинированный. | §27-28, схема сражения , ответы на в.1-6,составить таблицу «Греко-персидские войны», работа с источником.. | 5.02 | ||||||||
30 | Греческий полис и его жители | 1 | Народное ополчение, гражданин, долговое рабство Комбинированный урок. | §29, в.1-4, работа с источником | 7.02 | ||||||||
31 | Развитие демократии при Перикле | 1 | Совет пятисот, гелиэя, остракизм, Комбинированный урок. | §30, в.1-4 | 12.02 | ||||||||
32 | Олимпийские игры | 1 | Атлет, олимпийские игры Урок-игра. | §31, в 1-5, работа с картой, работа с источником, творческое задание 5. | 14.02 | ||||||||
33 | Повседневная жизнь древних греков | 1 | Комбинированный урок. | §32, в1-4, план источника с.171 Тестирование, проверка тетрадей | 19.02 | ||||||||
34 | Греческая наука | 1 | Философия, Комбинированный урок. | §33,в.1-3, Сообщение детей «Ученые Греции», работа с источником | 21.02 | ||||||||
35 | Архитектура и скульптура Греции | 1 | Агора, Акрополь, Парфенон, колонна, портик, фронтон, стиль, палестра, Фаросский маяк, Александрийская библиотека Изучение нового материала. | §34, в.1-4, работа с источником, работа с рисунками. | 26.02 | ||||||||
36 | Рождение театра. | 1 | Комедия, трагедия, орхестра, хор Изучение нового материала. | §35, в.1-5. Сообщение, рассказ по картине, работа с рисунками, источником. | 28.02 | ||||||||
37 | Греция и Македония в 4 в. до н.э. | 1 | Междоусобица, фаланга, осадная башня Изучение нового материала. | §36, в.1-4, работа с источником. | 5.03 | ||||||||
38 | Александр Македонский | 1 | Поход Александра Македонского на Восток, значение похода. Работа по карте. Оценка правления Александра Македонского. Комбинированный урок | §37, в.1-5, работа с картой, рисунками. | 7.03 | ||||||||
39 | Александрия Египетская | 1 | Александрия Египетская Комбинированный урок. | §38, в. 1-3, работа с картой, рисунками, источником. Творческое задание с. 202 | 12.03 | ||||||||
40 | Обобщающе-повторительный урок по разделу «Древняя Греция» | 1 | Исторические понятия раздела Контрольное повторение. [Итоговый тест по теме «Древняя Греция» – стр.112-116 ] | Тестирование, проверка тетрадей | 14.03 | ||||||||
Раздел IV . Древний Рим - 18 час | |||||||||||||
41 | Древняя Италия и начало города Рима | 1 | Ромул, Рем, римская волчица Изучение нового материала. | Установить длительность процесса превращения Рима в крупный город. Объяснять влияние природных условий на образ жизни и занятия жителей Древней Италии. Соотносить содержание легенды о возникновении Рима с реальными научными фактами. Описывать по карте территорию, которую занимал Древний Рим. Объяснять причину разделения населения на патрициев и плебеев. Рассказать о религиозном веровании в Древнем Риме. Определять даты по названным событиям. Сравнивать управление в древнейшем Риме и молодой Римской республике. Характеризовать Объяснять причины войн Рима с народами Италии. Характеризовать войны Рима с Карфагеном. Объяснять причины и последствия гражданских войн в Риме. Рассказывать о диктатуре Цезаря. Императорская власть. Рассказывать о борьбе римлян с варварами. О причинах распада Римской империи на западную и восточную. Описывать основные сооружения и скульптурные памятники. Рассказывать о развитии ораторского искусства в Риме. | §39 в.1-6, работа с картой, вопросы 1-6. | 19.03 | |||||||
42 | Рим в эпоху царей Комбинированный урок. | 1 | Ликторы, патриции, плебеи, сенат, консул, республика, право вето, народные трибуны, Гладиаторы, амфитеатр, гражданская война, император, меценат Легион, консул, нобилитет, всадники, патрон. Атрий, домус, перистиль,инсула,туника, тога. Преторианцы, Триумвират. Иисус, апостолы, христиансво, Евангелие, священники, пантеон, Колизей, триумфальная арка, терма, оратор, колоны, рабы с хижинами. | §40 в. 1-4, работа с картой, рисунками, Конспект, схема, ответы на в.1,2,3. | 21.03 | ||||||||
43 | Рождение Римской республики. Комбинированный урок. | 1 | §41 1-8, работа с источником. Тестирование, проверка тетрадей | 26.03 | |||||||||
44 | Завоевание Римом Италии Армия Древнего Рима Комбинированный урок. | 1 | §42, в1-6, работа с картой, Сообщение, рассказ по карте §43,в. 1-3, работа с рисунками, составить рассказ по рисунку с.225. | 28.03 | |||||||||
45 | Рим и Карфаген Комбинированный урок. | 1 | §44, в.1-7, таблица «Пунические войны». Работа с картой, схемой, источником. | 9.04 | |||||||||
46 | Завоевания Рима на Востоке Комбинированный урок. | 1 | §45, в 1-6, работа с картой, Конспект, схема, ответы на в.1,2,3. | 11.04 | |||||||||
47 | Государственное устройство Римской республики Изучение нового материала. | 1 | §46,в.1-5, схема «Управление римской республикой»,работа с источником | 16.04 | |||||||||
48 | Римское общество: его нравы и обычаи Комбинированный урок. | 1 | §47, в.1-5, Сообщение детей | 18.04 | |||||||||
49 | Повседневная жизнь римского общества Комбинированный урок. | 1 | §48, в.1-4,6 Сообщение о гладиаторах, работа с иллюстрацией, | 23.04 | |||||||||
50 | Рабство в Риме Комбинированный урок. | 1 | §49, в.1-6, сочинение «Восстание Спартака», работа с картой, | 25.04 | |||||||||
51 | Начало гражданских войн в Риме. Изучение нового материала. | 1 | §50, в.1-5, Сообщение, рассказ по картине | 30.04 | |||||||||
52 | Гай Юлий Цезарь Комбинированный урок. | 1 | §51,в. 1-5, Сообщение о Цезаре, работа с источником, иллюстрацией. | 2.05 | |||||||||
53 | Октавиан Август и рождение Римской империи Комбинированный урок. | 1 | §52, вопросы 1-5, работа с картой, таблица «Гражданские войны в Риме» | 7.05 | |||||||||
54 | Императоры Рима 1-2 вв. Комбинированный урок. | 1 | §53, в.1-5, Сообщение «Императоры I-II вв» , рассказ по картине | 9.05 | |||||||||
55 | «Вечный город». Культура Римской империи Урок – виртуальная экскурсия | 1 | §54-55, в. 1-4.Сообщение, рассказ по картине | 14.05 | |||||||||
56 | Возникновение христианства Изучение нового материала. | 1 | §56, в.1-4, работа с иллюстрациями, источником. | 16.05 | |||||||||
57 | Римская империя в III –V веке. Комбинированный урок. | 1 | §57, в.1-4, работа с картой, иллюстрациями, источником. Творческое задание с.295 | 21.05 | |||||||||
58 | Обобщающий урок «Древний Рим» Итоговое повторение «История Древнего мира» | 1 | Исторические понятия раздела Повторительное обобщение. [Итоговый тест по теме «Древний Рим» – стр.165-169] Итоговое тестирование | Тестирование, проверка тетрадей. Вопросы с.296-297 | 23.05 |
Всего – 68 ч.
Приложение 1.
Учебно-методический комплекс
Дополнительная литература для учащихся.
- Ванина Э.В. История Древнего мира: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций/ Э.В. Ванина, А.К. Данилова. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 112 с.
- Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира, выпуск 2 Древняя Греция и Рим. М.: Просвещение, 2016.
- Школьная энциклопедия «Русика». История Древнего мира. – М.: ОЛМА-ПРЕСС. Образование,2003 – 815 с.
- Картографический материал.
- Атласы по истории Древнего мира.
Литература для учителя:
- Алексашкина Л.Н. Тесты по истории Древнего мира. 5 класс: к учебнику Т.П. Андреевской, М.В. Белкина, Э.В. Ваниной «История Древнего мира: 5 класс». ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 93 с.
- История Древнего мира. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2002.
- Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс». ФГОС – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 173 с.
- Пособие для учителя «Преподавание истории в 5 кл.» М.: Просвещение, 2005.
- Поурочные планы к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой, «История Древнего мира» Волгоград. «Учитель» 2014.
- А.А. Вигасин. Хрестоматия по истории Древнего мира. Пособие для учителя. Сост. Е.А. Черкасова. – М.: Просвещение, 1991 – 288 с.
Интернет-ресурсы:
1. А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)
2. История Востока (Восток в древности) (l1ttр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1)
3. Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным Указателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам.
4. Античная мифология (http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index/htm) предполагает не только изучение материала, но и возможность on-line тестирования, а Мифология (http://mifologia.cjb.net) содержит статьи, очерки, библиографию, произведения классиков, рисунки в «мифологическом» стиле, рецензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д.
Приложение 2
Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России
Всеобщая история | История России | |
5 класс | ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Первобытность. Древний Восток Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим. | Народы и государства на территории нашей страны в древности |
6 класс | ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XV вв. Раннее Средневековье Зрелое Средневековье Страны Востока в Средние века Государства доколумбовой Америки. | ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIII –XV вв. Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Образование государства Русь Русь в конце X – начале XII в. Культурное пространство Русь в середине XII – начале XIII в. Русские земли в середине XIII - XIV в. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. Культурное пространство Формирование единого Русского государства в XV веке Культурное пространство Региональный компонент |
7 класс | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции Европа в конце ХV— начале XVII в. Европа в конце ХV— начале XVII в. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. Страны Востока в XVI—XVIII вв. | РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ Россия в XVI веке Смута в России Россия в XVII веке Культурное пространство Региональный компонент |
8 класс | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIIIв. Эпоха Просвещения. Эпоха промышленного переворота Великая французская революция | РОССИЯ В КОНЦЕ XVII - XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ Россия в эпоху преобразований Петра I После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Народы России в XVIII в. Россия при Павле I Региональный компонент |
9 класс | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIX в. Мир к началу XX в. Новейшая история. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. Страны Азии в ХIХ в. Война за независимость в Латинской Америке Народы Африки в Новое время Развитие культуры в XIX в. Международные отношения в XIX в. Мир в 1900—1914 гг. | IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. Россия на пути к реформам (1801–1861) Александровская эпоха: государственный либерализм Отечественная война 1812 г. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм Крепостнический социум. Деревня и город Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Пространство империи: этнокультурный облик страны Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли Россия в эпоху реформ Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация «Народное самодержавие» Александра III Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Этнокультурный облик империи Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений Кризис империи в начале ХХ века Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма Общество и власть после революции «Серебряный век» российской культуры Региональный компонент |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...