Проблемы и пути эффективного развития агропромышленного комплекса России на современном этапе.
статья по истории

Курмакаев Юнир Якубович

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы состояния агропромышленного комплекса России на современном этапе.  Обозначены также имеющиеся отдельные проблемы отрасли и перспективы развития. Указаны имеющиеся определенные трудности на пути становления  фермерских хозяйств в стране.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы и пути эффективного развития агропромышленного комплекса России на современном этапе.

The state and prospects of development of agroindustrial complex of Russia at the present stage.

Ю.Я. Курмакаев, канд. истор. наук, преподаватель

(ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №6»)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы состояния агропромышленного комплекса России на современном этапе.  Обозначены также имеющиеся отдельные проблемы отрасли и перспективы развития. Указаны имеющиеся определенные трудности на пути становления  фермерских хозяйств в стране.

Abstract. The article deals with the state of the agroindustrial complex of Russia at the present stage. Shows existing different problems of industry, development prospects. Indicates certain difficulties in the establishment of peasant farms in the country.

Ключевые слова / Key words: АПК/agroindustrial complex, крестьянско - фермерское хозяйство/peasant farms, кооперация/cooperation, кадры/human resources, продовольственная программа/food programme.

В экономике любой страны сельское хозяйство занимает особое место. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обусловливается производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непроизводственных потребительских товаров и продукции иного назначения. По существу, уровень развития сельского хозяйства во многом определяет степень продовольственной обеспеченности страны.

Обострившиеся проблемы на российском продовольственном рынке, вызвавшие значительный рост цен на продукты питания в связи с продовольственным эмбарго со стороны европейских государств, серьезным финансово-экономическим кризисом, обусловливают особое внимание к аграрному сектору экономики. Прежде всего, это касается политики протекционизма, государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства, сбалансированности всего воспроизводственного процесса в экономике.

Понятие приоритета в экономике означает, что насущные проблемы и задачи развития определенных отраслей и звеньев должны решаться в первую очередь. Необходимость экстренных мер предопределяется тем, что благополучие села и сельской местности – это отражение общего социально-экономического и духовно – нравственного состояния государства, а следовательно, мудрости и профессионализма его политического руководства. Всем понятно, что на уникальных по выполняемым многоцелевым функциям сельскохозяйственных территориях воспроизводится незаменимый базис существования человечества.

Сегодня колоссальные средства затрачиваются на импорт продовольствия. Причем, из до предела урезанного, абсолютно не отвечающего принципу приоритетности сельского хозяйства аграрного бюджета, лишь 1/4 достается непосредственному товаропроизводителю. О социальной справедливости в отношении крестьянства, инновационном развитии отрасли пока всерьез говорить не приходится. Эта сумма во много раз ниже, чем в Финляндии, не говоря уже о Норвегии, Японии, Южной Корее, многих других странах, чем объясняется экономическое и социальное благополучие этих стран, подлинный прогресс в сельском хозяйстве, «облагороженность» сельской местности и, в конечном счете, здоровый социально-экономический климат в обществе. Такое положение – результат реальной политики приоритета сельского развития, активной государственной поддержки, иначе говоря, последовательно осуществляемого аграрного протекционизма.

Учитывая кризисное состояние аграрного сектора России, сельскую демографию, деградацию материально-технической базы, социальной и инженерной инфраструктуры села, земельного фонда (процессы деградации на значительной сельской территории перешли или переходят за критическую черту и приобретают необратимый характер), проведение такой политики, во-первых, безальтернативно, во-вторых, неотложно. Она послужит восстановлению социальной справедливости по отношению к крестьянству, к сельскому хозяйству со стороны общества.

Об этой угрозе свидетельствует запредельный дефицит продуктов питания отечественного производства, покрываемый беспрецедентными закупками продовольствия за рубежом.

Однако следует с удовлетворением признать, что в развитии АПК в последнее время наметилась положительная тенденция: благодаря господдержке, изменению ценовой политики на сельхозпродукты, впервые наметилась положительная динамика: например, в этом году собран хороший урожай зерновых – 106 млн. тонн зерна. Выступая в октябре 2018 года на совещании по вопросам реализации потенциала агропромышленного комплекса в Минеральных Водах, президент России В.В.Путин сказал: «В последние годы агропромышленный комплекс демонстрирует позитивную динамику. За пять лет объем производства сельхозпродукции вырос более чем на 20 процентов. Это без всякого преувеличения и называется прорыв…Отечественные производители практически полностью обеспечивают страну по основным группам продовольственных товаров, активно осваивают внешние рынки. По итогам прошлого года объем продовольствия и сельхозсырья прибавил 21 процент и превысил 20 миллиардов долларов. Это, казалось, совсем недавно абсолютно невероятным. Напомню: объем продаж оружия у нас – чем мы всегда гордились – составляет 15 миллиардов долларов. Сельхозпроизводители на пять миллиардов долларов превысили объем экспорта. За семь месяцев текущего года аграрный экспорт вырос еще почти на треть, до 13 миллиардов долларов. Отмечу: еще двадцать лет назад Россия была вынуждена закупать зерно за границей, а сегодня наша страна является крупнейшим поставщиком пшеницы, крупнейшим в мире, и занимает второе место в мире по поставкам зерновых вообще».

Следует добавить также, что увеличивается и экспорт сахара, растительного масла, свинины, мяса птицы. За семь месяцев текущего года, вывоз зерна из России вырос в 1,7 раза, а объем экспорта мяса птицы вырос на 31 процент, свинины – на 20 процентов, растительных масел – на пять, сахара – на четыре процента.

По итогам 2017 года показатели продовольственного самообеспечения составили по зерну 170,8 процента, растительного масла – 153,1 процента, сахар – 105,2 процента, по мясу и мясопродуктам – 93 процента, по картофелю – 87 процентов, овощам – 85,9, молоку и молочным продуктам – 82. На фоне этих высоких показателей, вероятно, необходимо остановиться и на имеющихся недостатках самообеспеченности страны. Это прежде всего касается овощей и фруктов, молочной продукции, говядины.

Успехи в аграрном секторе, которые были указаны выше, достигнуты, в первую очередь, за счет увеличения помощи со стороны государства. Так, например, на обеспеченность сельхозтехникой было выделено с 2013 по 2017 год более 34 миллиардов рублей, а в 2018 году – еще 10 миллиардов рублей. Для увеличения темпов обновления парка по программе субсидирования производителей сельхозтехники возвращена скидка для аграриев в размере 25 – 30 процентов, а не 15 – 20 как было ранее.

Учитывая важность обновления парка сельхозтехники, Минсельхоз России изыскал возможность перераспределить четыре миллиарда рублей из средств госпрограммы в уставный капитал компании «Росагролизинг».

Положительная динамика развития наметилась в последние годы и в животноводческой отрасли. За девять месяцев прошедшего года производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий составило 10,3 миллиона тонн, что на 356 тысяч тонн больше уровня соответствующего периода 2017 года. Производство молока составило 24,7 миллиона тонн.

Одним из главных направлений радикального реформирования аграрных отношений в России в начале 90-х годов являлось создание качественно нового сектора сельхозпроизводства – крестьянского (фермерского) хозяйства, основанного на принципах экономической самостоятельности и частной собственности на средства производства и произведенную продукцию. К настоящему времени крестьянские (фермерские) хозяйства, заняли определенную нишу в многоукладном сельскохозяйственном производстве и заявили о себе как о реально существующей новой форме хозяйствования в аграрном секторе[[1]].

Фермерство сегодня это динамично развивающаяся часть многоукладного АПК, серьезная производительная сила, вносящая существенный вклад в развитие аграрного сектора и социальной сферы села России.

По данным Статистического регистра хозяйствующих субъектов Росстата на конец 2013 г. в стране насчитывалось 223182 фермерских хозяйств. На долю фермерского уклада в 2013 г. приходилось 10,2% объема произведенной в стране сельскохозяйственной продукции.

Неуклонно растет доля продукции крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства сельхозпродукции. Если в 2000 г. их доля в общем объеме составляла 3,2%, то в 2013 г. – 10,2%. Доля продукции растениеводства за эти годы возросла с 4,4 до 15,1%, животноводства – с 1,8 до 4,7% [[2]].

Для современных крестьянских (фермерских) хозяйств характерен огромный потенциал дальнейшего развития. Однако существуют определенные проблемы, которые препятствуют повышению производительности и поступательному развитию крестьянских (фермерских) хозяйств. В числе основных, можно отметить следующие:

1) отсутствие единого подхода к определению правового статуса фермерских хозяйств. Фактически они сегодня существуют в разных организационно-правовых формах: юридические лица, ИП, ООО, ОАО, СПК, ТОО и другие. Следствием этого является отсутствие полной, качественной и достоверной информации по фермерству[[3]];

2) отсутствие в крестьянских (фермерских) хозяйствах  бизнес-плана. Бизнес-планирование способствует упорядочиванию экономических отношений. Это особенно важно в настоящее время, когда предприятия агропромышленного комплекса постоянно ощущают недостаточность собственного капитала и пытаются организовать различного рода подсобные цеха и промыслы с целью стабилизации своего экономического состояния;

3)недостаточная эффективность и малая доступность мер государственной поддержки начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств, хотя в последнее время правительство пытается создать благоприятные условия для развития малого бизнеса на селе. В 2018 году на грантовую поддержку фермеров и кооперативов было запланировано выделить 10,4 миллиарда рублей федеральных средств единой субсидии, что почти на 17 процентов больше, чем в 2017 году;

4) проблема ценообразования и обеспечения доходности сельскохозяйственного производства. Основной причиной выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие действенной инфраструктуры сбыта. Поэтому фермер осенью вынужден продавать по себестоимости свою продукцию посредникам;

5) неразвитость структуры сельскохозяйственной потребительской кооперации, призванной сделать крестьянские хозяйства более конкурентоспособными, а также убрать возможных посредников. Именно кооперация способна объединить фермеров, сформировать крупные партии продукции, обеспечить качественное хранение, переработку, транспортировку, реализацию;

6) социальная незащищенность фермеров и членов их семей. Так, в современных условиях глава и члены фермерских хозяйств, оказались не включены в «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», что существенно осложняет вопросы оформления инвалидности, социального, пенсионного страхования и т.д.

Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что в современных условиях крестьянские (фермерские) хозяйства требуют не столько количественного роста, сколько качественных изменений и эффективного функционирования.

На наш взгляд, первоочередного решения ждут также  вопросы по оптимизации площади крестьянских (фермерских) хозяйств, совершенствование структуры землепользования, рациональное формирование отраслей и их сочетание, стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств.

В целях совершенствования структуры землепользования в качестве одного из приоритетных направлений следует выделить достижение оптимальных размеров землепользования.

Для определения оптимальных размеров крестьянских (фермерских) хозяйств необходимо учитывать то обстоятельство, что на размеры крестьянских хозяйств оказывают влияние природные, экономические, технические и социальные факторы: специализация и интенсивность производства, уровень механизации производства, состояние путей сообщения и развитие транспорта. Управляемость хозяйства.

Анализ развития крестьянских хозяйств за последние годы показывает, что наиболее удачно и эффективно работают крестьянские (фермерские) хозяйства, у которых площадь земельного участка порядка 200-300 га земли.

В настоящее время в крестьянских (фермерских) хозяйствах ведущее место занимает растениеводство. В растениеводстве первостепенное значение имеет зерновое направление. Под зерновыми культурами занято около 50% посевных площадей.

Вклад фермерского сектора в развитие животноводства не существенен. В первую очередь это связано: а) с высокой трудоемкостью производства, отсутствием и завышенной стоимостью необходимых помещений и оборудования для содержания животных, низкой рентабельностью отрасли.

Но для более эффективного развития крестьянских (фермерских) хозяйств необходимо развитие не одной отрасли, а сочетание нескольких отраслей. За счет комбинирования отраслевой структуры можно добиться более устойчивого производства.

Важным направлением стимулирования и развития крестьянских (фермерских) хозяйств в АПК является государственная поддержка на основе программного подхода по нескольким приоритетным направлениям:

  1. расширение доступности кредитных ресурсов для крестьянских (фермерских) хозяйств и создаваемых ими сельскохозяйственных кооперативов;
  2. стимулирование создания заготовительных и снабженческо – сбытовых структур, развитие кредитной кооперации.

Таким образом, рациональная организация и использование земельных ресурсов крестьянского (фермерского) хозяйства, а также их устойчивое стимулирование и развитие позволит увеличить долю обрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения, увеличить объемы сельскохозяйственного производства и решить социально-экономические проблемы развития села, относящиеся к приоритетным целям развития АПК[[4]].

В докладе президента АККОР В. Плотникова, сказанному на  XXI съезде объединения (12 февраля 2010 г.) говорится:

«За последние 10 лет сбор зерновых в крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличился в 4 раза и удельный вес составляет 21% от всего урожая зерна. Производство подсолнечника выросло в 4 раза, сахарной свеклы – в 3,4 раза, картофеля – в 4,6, овощей – в 5,1. Эти темпы роста являются самыми высокими среди всех форм хозяйствования на селе. Поголовье крупного рогатого скота выросло в 2,3 раза, свиней – в 2 раза, коз и овец – в 7,3 раза. За 10 лет рост по мясу скота и птицы – 2,4 раза, по молоку – 2,4, по шерсти – 5 раз».

В его выступлении были отмечены также имеющиеся серьезные недостатки в развитии крестьянского (фермерского) движения, а именно:

  1. на текущий момент информационно-консультационное          

обслуживание фермеров слабое, недостаточное;

2) несправедливость ценообразования на рынке сельхозпродукции;

3) несовершенство системы кредитования;

4) несовершенство налогового законодательства;

5) социальная незащищенность фермеров;

6) нерешенность земельного вопроса;

7) недостаточная государственная поддержка фермерства;

8) неразвитость сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Президент России В.В. Путин на выездном совещании с фермерами по вопросам развития сельского хозяйства страны, которое прошло в Ростовской области 24 сентября 2015 г. отметил,что отмеченные крестьянами недостатки имеют место быть и правительство это понимает. В свою очередь, он поблагодарил сельскохозяйственных производителей за эффективную работу. По словам президента, государство выделяет и будет выделять значительные ресурсы на поддержку сельского хозяйства, и нужно обеспечить оперативное доведение средств до производителя, в том числе до крестьянских (фермерских) хозяйств.

Уже сегодня, по его словам, фермерское производство овощей и картофеля соизмеримо с сельхозорганизациями. По поголовью овец фермеры опережают их вдвое. Их всех секторов, только в КФХ  растет поголовье коров, причем  динамично:  за последние 5 лет – в среднем на 80 тыс. голов  в год.  Стоимость одного скотоместа при строительстве на семейных фермах в среднем в 4 раза ниже, а себестоимость их молока в 1,5 раза ниже, чем на молочных комплексах.

На своей ежегодной пресс – конференции, состоявшейся в Москве 18 декабря 2015 года, Президент Российской Федерации сказал:

«Одни говорят, что нужно, прежде всего, развивать крупнотоварное производство, и только оно, крупнотоварное производство, а не фермеры могут обеспечить страну качественным продовольствием и в нужном объеме. Но все-таки, без всяких сомнений, мы должны поддерживать и фермерские способы и формы ведения сельского хозяйства. Фермеры вносят существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности».

Для успешного развития фермерского движения рассматривается необходимость социального обустройства села, подготовки кадров, ориентированных на рынок, способных профессионально руководить хозяйствами, зачастую имеющими сложную организационно-производственную структуру. Российское село сегодня – это не только место постоянного проживания части населения, но это и производственная, и общественная система, имеющая как технологическую и природную, так и культурную составляющую; это – социально – культурная общность людей, реализация возможностей которых зависит от комплекса внешних и внутренних условий.

Известно, что в российском селе сегодня сложилась трудная кадровая ситуация. С одной стороны, есть земля, на которой можно вести фермерское хозяйство, с другой – молодежь покидает разоренное село и уходит в город.

        «…Нужно сделать так, чтобы крестьянину незачем было бежать из деревни,- говорил в свое время известный российский ученый А.В. Чаянов,- чтобы в деревне мог он безбедно жить и найти такие прибыльные занятия своему труду, чтобы ему некогда было бегать на отхожие промыслы. Трудная это задача…Но все-таки разрешимая»[[5]].

Профориентационной работой надо начинать заниматься, начиная со школы. Молодые люди, которые родились и выросли в деревне, привязаны к ней исторической памятью. Многие с присущей российским интеллигентам жертвенностью готовы самозабвенно служить ей. Их романтический порыв сочетается с высоким интеллектом, со знанием технологии сельхозпроизводства, знакомством с ним у нас и за рубежом, умением управлять техникой, стремлением к самореализации.

Если не сделать этого - то можно быстро растерять такой ценный потенциал, кадровый резерв.

Другие причины миграции молодежи из села – низкая зарплата, невозможность самореализации, плохие социально-бытовые условия жизни на селе. И молодые люди, не видя перспектив, покидают село.

Важным механизмом повышения качества жизни в сельской местности является программа «Устойчивое развитие сельских территорий», которую Минсельхоз России реализует в рамках госпрогаммы АПК. В 2017 году на это было направлено 15,4 миллиарда рублей, в прошлом году – 16,9 миллиарда. Но этого, конечно, явно недостаточно. Развитие сельских территорий должно быть охвачено особой заботой государства, благодаря которой каждый человек на селе почувствует позитивные изменения. Это и строительство новых домов, учреждений культуры и здравоохранения, школ и детских садов, развитие транспортного сообщения, создание новых рабочих мест и т.д.

Указав положительную тенденцию развития агропромышленного сектора экономики, следует остановиться и на издержках, тормозящих сельскохозяйственное производство. Во-первых, в сельском хозяйстве, несмотря на предпринимаемые меры сегодня, парк зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов резко сократился. Обеспеченность хозяйств основными видами сельскохозяйственной техники составляет 40-70%, сохраняется тенденция старения, возрастает срок эксплуатации машин и оборудования. Снижение платежоспособного спроса сельских товаропроизводителей обусловило депрессивное состояние сельскохозяйственного и тракторного машиностроения, заводов по производству минеральных удобрений и предприятий ряда других отраслей промышленности.

Во-вторых, аграрный сектор несет значительные потери, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, недостаточным и несвоевременным бюджетным финансированием и кредитованием.

В-третьих, низкий уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им вести производство на расширенной основе, поддерживать и обновлять материально- техническую базу и социальную инфраструктуру, своевременно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками, банками по ссудам и работниками по оплате труда.

В-четвертых, осуществленная приватизация пищевых, перерабатывающих и обслуживающих агропромышленный комплекс предприятий повысила их монополизм по отношению к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Сокращение производства и низкая конкурентоспособность ряда отечественных продовольственных товаров послужили причиной экспансии продуктов питания из зарубежных стран и обострили проблему сбыта отечественной продукции.

В-пятых, значительная часть дохода, создаваемого в сельском хозяйстве, перераспределяется и реализуется в других отраслях.

И, наконец – это ухудшение социальных условий жизни на селе. Не секрет, что среднемесячная зарплата работников, занятых в сельском хозяйстве, остается самой низкой из всех отраслей экономики, и этот разрыв постоянно увеличивается. По сравнению с работниками газовой и нефтеперерабатывающей промышленности зарплата в сельхозпроизводстве ниже в 20 – 25 раз. Ухудшение условий жизни на селе, низкие заработки привели к сокращению сельскохозяйственного производства и «отмиранию» сельских поселений.

Хочется верить, что предпринятые в последнее время меры – размеры и механизмы активной протекционистской поддержки сельского хозяйства, лоббирования интересов села, меры ответственности и другие условия, обеспечивающие динамичное развитие непосредственно аграрного производства и действительно радикальные изменения в условиях труда и жизни сельских товаропроизводителей, дадут свои положительные результаты.


[1]

                                               Примечания

[] Юсов В. Состояние и тенденции развития крестьянских (фермерских) хозяйств Омской области. С.17-20.

[2][] Крестьянские (фермерские) хозяйства России в 2013 г. (экономический обзор). АПК: Экономика, управление, 2014, №4. С. 58-63.

[3][] Лактюшина Е.В. Проблемы и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в переходной экономике России. Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Экономика и управление, 2011 г., №4. С. 65-71.

[4][ ] Кононова А.О. Современное состояние, проблемы и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств.// Молодой ученый, 2015, №6. С. 84-86.

[5][] Чаянов А.В. Организация северного хозяйства. – Ярославль: Изд.Ярославского союза кооператоров, 1918. С.120.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сельское хозяйство и Агропромышленный комплекс России

Самостоятельная работа по географии 9 класс...

конспект урока "Агропромышленный комплекс России" 9 класс

Данная разработка является материалом для  урока географии в 9 классе пло теме: "АПК России". Разработка состоит из конспекта урока и презентации. В ходе урока рассмотрен вопрос о составе АПК, ег...

Конеспект занятия по географии для 9 класса по теме: Агропромышленный комплекс России. Состав и его значение

Конспект открытого урока для 9 класса по теме : Агропромышленный комплекс России. Состав и его значение.  По учебнику Дронов В.П. Ром В.Я. География России. Население и хозяйство....

Агропромышленный комплекс России

Рассматривается три главных звена АПК, используется кейс-технология....

Агропромышленный комплекс России

дополнительный материал к изучению...

Агропромышленный комплекс России

дополнительный материал к изучению...

Агропромышленный комплекс России

Хорошая презентация с цифрами и картами для урока.Есть привязка к Санкт-Петербургу.Есть задания.Требует обновления цифр....