Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История» 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История» 5 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Павловский Посад Московской области
«Утверждаю»
Директор МКОУ школы-интерната:
___________________Гришина М.Б.
«___»_______________20___г.
Рабочая программа по учебному предмету «История Древнего мира»
5а класс
Составила: Огальцова Римма Николаевна,
учитель истории
высшей квалификационной категории
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Разделы: «Содержание учебного предмета» (5 класс) и «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности» оформлены согласно «Положению о рабочих материалах» МКОУ школы-интерната.
Данная программа реализуется с помощью учебника: А. Вигасин, Г. Годер, И. Свенцицкая «История Древнего мира» 5 класс. М., издательство «Просвещение», 2016 г.
В работе использована методическая литература: О.В. Арасланова, К.А. Соловьев Поурочные разработки по «Истории Древнего мира», Москва, ВАКО, 2016 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.
Рабочая программа адаптирована для работы с обучающимися с ОВЗ.
Цель изучения предмета «История Древнего мира»:
— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков.
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:
- определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Общая характеристика предмета «История Древнего мира».
Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.
Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.
Описание места учебного предмета «История Древнего мира» в учебном плане
Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Реализация рабочей программы рассчитана на 60 часов (из расчета два учебных часа в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса по истории.
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание предмета.
Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Историческое летоисчисление. Историческая карта. История Отечества- часть Всемирной истории.
Всеобщая история .
История Древнего мира
Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения. Первобытные верования. Зарождение искусства
Древний Восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). Занятия жителей. Возникновение государств. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древнего Востока.
Древняя Греция. Легенды о людях и богах Полис - город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Империя Александра Македонского. Эллинистический мир. Культурное наследие Древней Греции.
Древний Рим. Легенды и верования римлян. Патриции и плебеи. Республика. Войны Рима.. Г.Ю. Цезарь. Римская империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима.
Четверть | Количество недель | Количество часов |
I | 8 | 16 |
II | 7 | 14 |
III | 11 | 22 |
IV | 8 | 16 |
Итого: | 34 | 68 |
Календарно-тематическое планирование уроков
истории Древнего мира в 5а классе
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения | ||
по плану | по факту | ||||
1 | Введение. Что изучает наука история. Источники исторических знаний. | 1 | 02.09 | ||
Раздел I. Жизнь первобытных людей. | |||||
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. | |||||
2 | Древнейшие люди. Историческая карта. | 1 | 05.09 | ||
3 | Родовые общины охотников и собирателей. Знать своих предков – знать историю. | 1 | 09.09 | ||
4 | Возникновение искусства и религии. Археология – помощница истории. | 1 | 12.09 | ||
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. | |||||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | 16.09 | ||
6 | Появление неравенства и знати. | 1 | 19.09 | ||
7 | Повторение по теме «Жизнь первобытных людей» Как работать с учебным материалом по истории. | 1 | 23.09 | ||
Тема 3. Счёт лет в истории. | |||||
8 | Измерение времени по годам. | 1 | 26.09 | ||
Раздел II. Древний Восток. | |||||
Тема 4. Древний Египет. | |||||
9 | Государство на берегах Нила. | 1 | 03.10 | ||
10 | Как жили земледельцы и ремесленники. Наука о народах и наука о прошлом. | 1 | 02.10 | ||
11 | Жизнь египетского вельможи. | 1 | 07.10 | ||
12 | Военные походы фараонов. | 1 | 10.10 | ||
13 | Религия древних египтян. | 1 | 14.10 | ||
14 | Искусство древних египтян. | 1 | 17.10 | ||
15 | Письменность и знания древних египтян. | 1 | 21.10 | ||
16 | Повторение по теме «Древний Египет» Географические названия - свидетели прошлого. | 1 | 21.10 | ||
Тема 5. Западная Азия в древности | |||||
17 | Древнее Двуречье. | 1 | 24.10 | ||
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | 07.11 | ||
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | 11.11 | ||
20 | Библейские сказания. | 1 | 14.11 | ||
21 | Древнееврейское царство. | 1 | 18.11 | ||
22 | Ассирийская держава. | 1 | 21.11 | ||
23 | Персидская держава «царя царей». | 1 | 25.11 | ||
Тема 6. Индия и Китай в древности | |||||
24 | Природа и люди Древней Индии. | 1 | 28.11 | ||
25 | Индийские касты. | 1 | 02.12 | ||
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | 05.12 | ||
27 | Первый властелин единого Китая. | 1 | 09.12 | ||
28 | Повторение по теме «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру» | 1 | 12.12 | ||
Раздел III. Древняя Греция. | |||||
Тема 7. Древнейшая Греция. | |||||
29 | Греки и критяне. | 1 | 16.12 | ||
30 | Микены и Троя. | 1 | 19.12 | ||
31 | Поэма Гомера «Илиада». | 1 | 23.12 | ||
32 | Поэма Гомера «Одиссея». | 1 | 09.01 | ||
33 | Религия древних греков. | 1 | 13.01 | ||
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | |||||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 | 16.01 | ||
35 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | 20.01 | ||
36 | Древняя Спарта. | 1 | 23.01 | ||
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | 1 | 27.01 | ||
38 | Олимпийские игры в древности. | 1 | 30.01 | ||
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 | 03.02 | ||
40 | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | 06.02 | ||
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. | |||||
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | 10.02 | ||
42 | В городе богини Афины | 1 | 13.02 | ||
43 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | 17.02 | ||
44 | В театре Диониса. | 1 | 20.02 | ||
45 | Афинская демократия при Перикле. | 1 | 24.02 | ||
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. | |||||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | 27.02 | ||
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | 02.03 | ||
48 | В Александрии Египетской. | 1 | 05.03 | ||
49 | Повторение по теме «Древняя Греция» | 1 | 09.03 | ||
Раздел IV. Древний Рим. | |||||
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. | |||||
50 | Древнейший Рим. | 1 | 12.03 | ||
51 | Завоевание Римом Италии. | 1 | 16.03 | ||
52 | Устройство Римской республики. | 1 | 19.03 | ||
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. | |||||
53 | Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | 30.03 | ||
54 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. | 1 | 02.04 | ||
55 | Рабство в Древнем Риме. | 1 | 06.04 | ||
Тема 13. Гражданские войны в Риме. | |||||
56 | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | 09.04 | ||
57 | Восстание Спартака. | 1 | 13.04 | ||
58 | Единовластие Цезаря. | 1 | 16.04 | ||
59 | Установление империи. | 1 | 20.04 | ||
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. | |||||
60 | Соседи Римской империи. | 1 | 23.04 | ||
61 | Рим при императоре Нероне. | 1 | 27.04 | ||
62 | Первые христиане и их учение. | 1 | 30.04 | ||
63 | Расцвет Римской империи во II в. | 1 | 04.05 | ||
64 | «Вечный город» во времена империи и его жители. | 1 | 07.05 | ||
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. | |||||
65 | Римская империя при Константине | 1 | 11.05 | ||
66 | Взятие Рима варварами. | 1 | 14.05 | ||
67 | Повторение по теме «Древний Рим» | 1 | 18.05 | ||
68 | Итоговая работа | 1 | 21.05 |
Согласовано
на заседании ШМО
гуманитарного цикла
Протокол заседания от 30. 08.2019 № 1
__________________ Ерёмина С.А.
Согласовано
Зам. Директора по УВР
___________Ефимцева Н.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История» 6 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История» 6 класс...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История» 7 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История» 7 класс...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История» 8 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История» 8 класс...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История» 9 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История» 9 класс...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по учебному предмету «История России. Всеобщая история» для 5 «А», 5 «Б» класса
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе рабочей программы по истории Древнего мира для 5 класса к УМК Ф.А. Михайловского и др., составленную с опорой на материал учебника и ...
Рабочая программа и календарно - тематический план по физике для 7-9 классов. Перышкин.
Рабочая программа и календарно - тематический план по физике для 7-9 классов по ФГОС на 2019-2020 учебный год...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета «История России» для 9 класса
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета «История России» для 9 класса...