НЕДЕЛЯ ИСТОРИИ, посвященная Великой Отечественной войне (Битва под Москвой)
материал по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)
НЕДЕЛЯ ИСТОРИИ, посвященная Великой Отечественной войне (Битва под Москвой)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
Недели Истории,
посвященной Великой Отечественной войне
(Битва под Москвой)
(07.12.2015 – 12.12.2016 гг.)
Дата проведения | План проведения | Место проведения |
07.12.2015 г. | Открытие Недели «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» Конкурс стихов, рисунков (5-6 классы). | Кабинет истории. |
08.12.2015 г. | «О героях былых времен…». Защита проектов. Наши земляки - герои (7 класс) | Кабинет истории. |
09.12.2015 г. | Экскурсия в историко-краеведческий музей (8 класс). | Музей |
10.12.2015 г. | «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!» Просмотр презентации (5-9 классы) | Актовый зал |
11.12.2015 г. | Трудовая женская активность в годы Великой Отечественной войны. Защита проектов. (9 класс) | Кабинет истории. |
12.12.2015 г. | Маршалы Великой Отечественной войны. Защита проектов (8-9 классы) | Кабинет истории. |
Жюри: Куликова С.В.
Ефимцева Н.Н.
Еремина С.В.
Ответственный за проведение: Огальцова Р.Н.
Предварительный просмотр:
СТИХИ О ВОЙНЕ
ОГНЁМ ГОРЕЛА КУРСКАЯ ДУГА…
Друзья мои, я не был на войне,
Но помню точно по рассказам деда,
Он говорил на кухне в тишине,
Как нелегко далась нам та победа...
Огнем горела Курская дуга,
Давили оборону клинья танков,
Любой ценой остановить врага,
Особенно прорвавшегося с флангов...
Дымят, уже закончен их поход,
Семь тигров из фашистского зверинца
На миг враг передышки не дает...
И днем и ночью приходилось биться...
Несладко вобщем, что ни говори!
А тут еще немецкая пехота
Работал снайпер, черт его дери,
Упал на бруствер командир расчета,
Комбат убит, и ранен политрук
Нет связи и кончаются снаряды
И все в дыму, кромешный ад вокруг,
Заполнены все койки в медсанбате...
Но все кто живы, те еще в строю
Изранены, уставшие до жути,
Но все равно к орудиям встают...
В бою друг друга прикрывают грудью
Но так и не сумели нас снести...
Ни вражеские танки, ни пехота
Нас не сломили, не смогли пройти,
Хотя в живых осталось два расчета,
Рассвет встает в распахнутом окне,
Я слышу только тихий голос деда,
Его рассказ о памятной войне,
Как нелегко далась нам та победа...
Игорь Ширяев
ШТЫКИ ОТ СТУЖИ ПОБЕЛЕЛИ…
Штыки от стужи побелели,
Снега мерцали синевой.
Мы, в первый раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой.
Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет.
И. Иванов
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА
..Весь Ленинград, как на ладони,
С Горы Вороньей виден был.
И немец бил
С Горы Вороньей.
Из дальнобойной "берты" бил.
Прислуга
В землю "берту" врыла,
Между корней,
Между камней.
И, поворачивая рыло,
Отсюда "берта" била.
Била
Все девятьсот блокадных дней...
М. Дудин
НА МАМАЕВОМ КУРГАНЕ ТИШИНА…
На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы,
Не придет, не скажет: Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!"
В. Боков
НА ПОДСТУПАХ К МОСКВЕ
Держась, как за личное счастье,
за каждую пядь земли,
мы под Москвой встали насмерть,
в грунт промерзлый вросли!
Земля от взрывов дрожала,
горела берестой броня.
Солнце – в дыму пожара –
чадило, как головня...
Не только на этом взгорье,
где наш окопался взвод, –
на Балтике и в Черноморье
Москву защищал народ.
Но – лишь в подмосковной зоне –
встряхнуть твое сердце мог,
как часы на ладони,
знакомый с детства гудок...
Когда с оружейным раскатом
мы подымались в бой, –
поэт становился солдатом,
поэтом – солдат любой.
Павел Железнов
1941
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
(ученица 9 класса Кондрашкина Надежда)
ГЕОРГИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ЖУКОВ
Г. К. Жуков родился 19 ноября 1896 г. в деревне Стрелковка в Калужской области. Его семья была небогатой, поэтому мальчику
пришлось рано начать работать. Отец сапожничал в городе, а мать
занималась тяжёлой крестьянской работой.
В 11 лет, окончив начальные классы церковно-приходской школы на «отлично», он отправился в Москву учиться ремеслу. Родители определили его в скорняжную мастерскую (мастерская по выделению меха). Став мастером, он ушёл оттуда в армию. В 1915 г. попал на службу в кавалерию (род сухопутных войск, которые передвигаются в бою на лошадях).
Спустя год армейской службы его отобрали для учёбы на унтер-офицера (военнослужащий младшего командного состава). После окончания учёбы Жуков был направлен на фронт. В это время шла
Первая мировая война. Попал он на фронт молодым солдатом, а вернулся опытным фронтовиком с Георгиевскими крестами на груди, которыми его наградили за захват в плен немецкого офицера и за
тяжёлое ранение. В 1941 г. Жукова назначают начальником Генерального штаба. Шла Великая Отечественная война. В эту войну генерал Жуков проявил себя как талантливый полководец. 18 января 1943 г., в день завершения прорыва Ленинградской блокады, Жукову было присвоено звание Маршала Советского Союза. А впереди его ждали новые победы и новые награды. Он был первым награждён орденом «Победы», медалью «Золотая Звезда Героя Советского
Союза» — четырежды. Со всеми важнейшими стратегическими операциями советских войск в ходе Великой Отечественной
войны неразрывно связано имя Георгия Константиновича Жукова. «Там, где Жуков, там Победа».
Эта фраза родилась в советской армии во время Московской битвы, стала крылатой и жила среди бойцов до последних дней войны. И это действительно было так. Летом 1941 г. он организовывает первую
крупную и успешную контрнаступательную операцию советских войск под Ельней, в критической обстановке сентября заменяет не справившегося с организацией обороны Ленинграда К. Е. Ворошилова
и налаживает оборону города, в октябре отзывается Сталиным в Москву и организует оборону Москвы, а затем и контрнаступление советских войск, приведшее к разгрому немецкой группы армий «Центр». Г. К. Жуков был одним из разработчиков плана контрнаступления под Сталинградом, операции на Курской дуге. Он же заменил раненого генерала армии Н. Ф. Ватутина и вступил в командование 1 м Украинским фронтом в марте 1944 г. Наконец, в ноябре 1944 г. И. В. Сталин назначает его командующим 1 м Белорусским фронтом, которому предстояло выйти на Берлин и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Г. К. Жуков принимал капитуляцию Германии в ночь с 8 на 9 мая 1945 г., а также знаменитый парад Победы 24 июня 1945 г. на Красной площади.
2016-2017 учебный год
ПРОЕКТ (ученица 9 класса Булычева Юлия)
КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ
РОКОССОВСКИЙ
Рокоссовский Константин Константинович родился в г. Великие Луки, в семье железнодорожного машиниста, поляка по происхождению. Армейскую службу начал в царской армии рядовым, продолжил младшим унтер офицером в Драгунском полку. В годы Великой Отечественной войны К. К. Рокоссовский — командир
9 го механизированного
корпуса, командующий
4-й и 16-й армиями. Командующий войсками Западного фронта Г. К. Жуков писал в его боевой характеристике: «Тов. Рокоссовский успешно провёл оборонительную операцию и не пропустил врага
к Москве, также умело провёл наступательную операцию по разгрому немецких войск... храбр, энергичен. Войсками армии управляет твёрдо. Должности командующего войсками армии вполне соответствует». Рокоссовскому дважды присвоено звание Героя Советского Союза. Он награждён семью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, шестью орденами Красного Знамени орденами Суворова I степени, и Кутузова I степени. Удостоен ордена «Победа». В битве под Курском, командуя войсками Центрального фронта, проявил военное искусство при отражении наступления немецких войск, а затем при разгроме орловской группировки противника в ходе контрнаступления. После Курской битвы Рокоссовскому было присвоено звание генерал полковника, спустя три месяца — генерала армии. Организация и проведение артиллерийской контр-подготовки в Курской битве, оригинальность решения в операции «Багратион» (1944 г.), отсечение и разгром крупных группировок противника в 1945 г. в Восточно-Прусской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях — примеры полководческого искусства Рокоссовского. Ещё до окончания операции в Белоруссии Рокоссовскому было присвоено звание маршала. «Мой Багратион» — так Иосиф Сталин иногда называл Рокоссовского. Беречь людей, воздерживаясь от неподготовленных
действий, не обеспеченных артиллерийским огнём и авиационной поддержкой, таков был один из главных принципов деятельности командующего фронтом Рокоссовского в заключительных операциях Великой Отечественной войны. При этом он всегда стремился достичь максимального превосходства в силах и средствах на направлениях главного удара. Рокоссовского часто можно было видеть на переднем крае, среди солдат и офицеров. «Если долго не бываешь в окопах, — говорил он, — то появляется ощущение, словно какая то важная линия связи оборвалась и какой-то очень ценной информации не хватает...» А солдат отвечал на это искреннее внимание командующего к себе безграничным доверием и готовностью к самопожертвованию во имя Родины, во имя Победы. Многие военные историки называют Рокоссовского самым талантливым советским полководцем. Неслучайно именно он 24 июня 1945 г. командовал Парадом Победы в Москве.
2016-2017 учебный год
ПРОЕКТ
(ученик 9 класса Волков Г.)
ИВАН СТЕПАНОВИЧ
КОНЕВ
И. С. Конев родился в Вологодской губернии в д. Лодейно (сейчас — Подосиновский район Кировской области) в семье крестьянина. Окончил сельскую школу и земское училище. С 12 лет работал на лесоповале и в хозяйстве отца. В начале сентября 1941 г. Конев назначен командующим Западным фронтом, однако уже вскоре был переброшен на Калининский фронт, где на тот момент складывалось крайне тяжёлое положение для войск Красной Армии. За время войны Конев побывал командующим шести фронтов: Степного, Калининского, Западного, Северо-Западного, 2 го Украинского и 1 го Украинского. Образцами умелого командования можно считать операции, в которых участвовали фронты под его командованием вот только некоторые из них:
Корсунь-Шевченковская — в ходе этой операции были разгромлены войска под командованием фельдмаршала Манштейна;
Уманско-Ботошанская — в результате этой операции войска Красной Армии вышли к Государственной границе СССР;
ОСОБЫЕ ДАТЫ
Львовско-Сандомирская — в этой операции удачно были скоординированы действия пехотных частей и танковых подразделений во время прорыва вражеской обороны;
Восточно-Карпатская — проведена 1 м Украинским фронтом, совместно со словацкими войсками, итог — освобождение Словакии от фашистов;
Сражение на Курской Дуге — Степной фронт под командованием Конева был основной ударной силой в этом эпохальном сражении, определившем ход всей войны.
На фронтах Великой Отечественной Конев проявил себя как талантливый военачальник, и Родина по достоинству оценила его заслуги — летом 1944 г. он был награждён званием Героя Советского Союза. Великая Отечественная закончилась для Ивана Степановича в Праге. Это был последний день войны и последняя победа над гитлеровцами. «Мы, фронтовики, не зря прожили жизнь, мы сумели разгромить фашизм и вселить веру в торжество нашего общего дела, — говорил Конев. — Так пусть же каждый молодой человек помнит и чтит завоевания отцов и дедов, всего советского народа».
2016-2017 учебный год
ПРОЕКТ
(ученик 9 класса Контунов Дима)
НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ
ВАТУТИН
Н. Ф. Ватутин родился 16 декабря 1901 г. в селе Чепухино бывшей Воронежской губернии в семье крестьянина. В марте 1943 г. назначен командующим Воронежским фронтом. Незаурядное военное дарование Ватутин проявил при создании мощных ударных группировок, применении танковых корпусов в качестве подвижных групп армий, а танковых армий — в качестве подвижных групп фронта, что позволило соблюдать высокие темпы при прорыве обороны противника и преследовании его. Под руководством Ватутина войска Воронежского (с октября 1943 г. — 3 го Украинского) фронта участвовали в битве за Днепр, освобождении Киева (в ноябре 1943 г.), в последующих операциях по изгнанию врага с Правобережной Украины. Во взаимодействии со 2 м Украинским фронтом войска 1 го Украинского фронта в январе — феврале 1944 г. в Корсунь Шевченковской операции окружили крупную группировку противника и ликвидировали её. Ватутин внёс немаловажный вклад в формирование теории и практики контрнаступления, окружения и разгрома крупных группировок противника, действий подвижных групп фронта и армии, осуществления решительного манёвра войсками, организации устойчивой и активной сильно эшелонированной оперативной обороны. 29 февраля 1944 г. во время выезда в войска был смертельно ранен. Похоронен в Киеве. За умелое руководство войсками во время борьбы с немецко-фашистскими захватчиками Н. Ф. Ватутину присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
2016-2017 учебный год
ПРОЕКТ
(ученик 9 класса Морозов Андрей)
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ВАСИЛЕВСКИЙ
Василевский А. М. родился 18 сентября 1895 г. в селе Новая Гольчиха Кинешеманского уезда Костромской губернии в большой семье священника. Полководец, Маршал Советского Союза (1943), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). С детства мечтал быть агрономом или учителем, но после окончания церковно-приходской школы был определён в Кинишемское духовное училище, а потом в Костромскую духовную семинарию, из последнего класса которой ушёл добровольцем в армию. Окончив в 1915 г. ускоренные курсы Алексеевского военного училища, был отправлен на фронт командовать полуротой. В мемуарах Василевский писал: «В юности очень непросто решить задачу, какой дорогой пойти... Я в конце концов стал военным. И благодарен судьбе, что вышло именно так, и, думаю, в жизни я оказался на своём месте». Великую Отечественную войну Василевский встретил в должности заместителя начальника Генштаба. Принимал активное участие в разработке плана по обороне Москвы и переходу в контрнаступление. За успешное выполнение задачи был представлен к внеочередному званию «генерал- лейтенант». В июне 1942 г. Василевский назначается начальником Генштаба, а с осени 1942 г. — заместителем народного комиссара обороны. Летом 1942 г. генерал Василевский принимал активное участие в разработке плана и координации действий воинских частей Советской Армии под Сталинградом. Летом 1943 г. Василевского ждали новые испытания. У Гитлера оставался шанс на решительный
штурм. Не было особых сомнений, что дожидаться его нужно на Курской дуге. Разведка подтвердила это. Для советского командования вопрос заключался в способах и формах противостояния врагу. Василевский и Жуков настаивали на проведении оборонительной операции с последующим переходом в контрнаступление и разгром врага. Фронтовое руководство, в особенности южного фаса Курской дуги, предлагало упреждающую наступательную операцию. Верховный командующий колебался, не надеясь более на мощную, глубокоэшелонированную оборону. Но Василевскому уже не впервой было переубеждать Сталина и брать ответственность на себя. Жуков отправился представителем Ставки на северный фас дуги к Рокоссовскому, а Василевский — на юг к Ватутину. В Курской битве Василевскому пришлось в особенности нелегко. Против него воевал один из лучших гитлеровских стратегов — фельдмаршал Манштейн. Под его командованием были лучшие эсэсовские дивизии, самая большая численность танков. Но мощь Красной Армии, умения её командиров и полководцев превысили мощь вермахта. Измотав и обескровив лучшие немецкие части в оборонительных боях, наши войска перешли в атаку. Произошёл окончательный перелом в Великой Отечественной войне. После Курской дуги, операций «Кутузов» и «Полководец Румянцев» Красная Армия больше не отступала, стремительно гнала врага с оккупированной территории. После трагической гибели командующего
3 м Белорусским фронтом генерала Черняховского, Василевский был назначен на его место. Операция по взятию Кенигсберга, которой руководил Василевский, стала образцом тактической гибкости и смекалки, её изучают в военных академиях и в наше время.
2016-2017 учебный год
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Коллективный проект: Ивлева Л., Рущенко Н., Маркелова К. (9 класс) 2015-2016
ПРОЕКТ
Трудовая женская активность
в годы Великой Отечественной войны
Вклад женщин в качестве медицинского работника был огромен и велик. Медицинские работники, оперировавшие раненных бойцов, медсестры, которые выносили раненных бойцов с поля боя – это десятки тысяч женщин-героинь, имен которых мы сегодня почти не знаем. В Красной армии женщин - медицинских работников было более 100 000 человек. Этим женщинам обязаны жизнями миллионы советских солдат и офицеров.
По словам многих бойцов Красной армии, во многих полках были женщины разведчицы, которых отправляли в боевое задание с малой надеждой, что они вернуться…
Женщины-колхозницы, заменившие в тылу своих мужей на поле вынуждены были без техники и специального оборудования возделывать почву и собирать урожай для армии и страны(часто отказывая в питании своим детям).
Во время войны, Героями Советского союза стали 87 женщин. Они настоящие Герои и ими можно гордиться.
В странах – участниках Второй мировой войны положение и условия женщин было безусловно разным. В СССР и Германии были законы, которые с легкостью позволяли призывать на военную службу женщин. В Америке и Англии женщины воевали по своей собственной инициативе.
В Германии немцы не отправляли своих женщин на сам фронт в боевые действия. На фронтах у немцев не было даже медсестер женского пола (только медбратья).
СССР в отличие от Германии жестоко эксплуатировала женщин. К примеру, женщины-летчицы. Преимущественно женщин отправляли на тихоходных этажерках, которые по неизвестной причине называли бомбардировщиками. Женщины – пилоты этих этажерок были жертвами воздушной войны, так как шансов выжить после полета у женщин было очень мало.
Советские женщины-снайперы безупречно действовали на передовой и уничтожали тысячами немецких солдат и офицеров. Людмила Павлюченко – храбрый советский снайпер, пользовалась любовью и славой во всем мире. После того, когда она приехала в США, американцы очень тепло встретили ее. Но после уезда, женщин-снайперов в Америке не появилось.
К слову сказать, только в СССР были женщины – пулеметчицы и женщины – водители танков. Ни в какой другой стране мира такого явления не было. Между прочим, после того, когда эти славные женщины гибли, Коммунистического правительство с удвоенной силой призывали советских женщин заменить их.
Конечно, на западе женщины принимали активно участие в войне, но они служили в войсках ПВО, в частях связи и на других тыловых работах.
К концы Великой Отечественной войны, ¾ всех работающих работников в колхозах и совхозах были женщины. В промышленности трудились женщин более половины всех работников. В СССР женщины использовались даже на угольных шахтах и вредных рудниках, женина – кузнец, женщина – литейщик, женщина-грузчик, женщина – металлург….женщина – укладчик вручную железнодорожных шпал….. Женщины использовались бесщадно и постоянно, под постоянным контролем внутренних войск НКВД и партийных работников.
Предварительный просмотр:
Коллективный проект: Аристов В., Боровичев С., Морозов А. (9 класс) 2015-2016
ПРОЕКТ
Трудовая женская активность
в годы Великой Отечественной войны
Женская активность в годы Великой Отечественной войны поражает своей массовостью, многогранностью и не находит аналогов в истории.
В годы войны женщина стала ведущей фигурой экономики, составив 2/3 всех рабочих и служащих и 3/4 всех тружеников сельского хозяйства. С первых дней войны, заявив “Мужских профессий больше нет!”, женщины совершили уникальный профессиональный прорыв: среди них были лесорубы, шахтеры, нефтяники, металлурги, грузчики, сварщики, трактористы, комбайнеры. Если до войны женщины составляли 9% среди механизаторов, то в 1944г. их доля была равна 60%. Женщины выступали за развитие различных производственных движений: досрочные выполнения заказов фронта, высвобождение рабочей силы, экономию сырья. До 500 000 женщин доказали свои способности руководителей в различных отраслях народного хозяйства.
Велика была активность женщин интеллектуального труда. Среди специалистов различных образовательных учреждений страны они составляли от 50-70%. Около 1,5 тысяч женщин за годы войны получили степени и звания - доктора наук, профессора, доцента. Неоценим вклад в победу медиков, оказавших помощь 10 миллионам воинов и возвративших в строй свыше 70% раненных и 90% больных. Среди врачей женщин было более 70%, среди среднего медперсонала более 90%.
Беспримерное явление имело место в рядах Советских Вооруженных Сил - до миллиона женщин-военнослужащих. Среди военных специалистов было нечто выходящее из правил: женщина-стрелок, автоматчик, танкист, кавалерист, матрос и другие.
За годы войны были сформированы три женских авиаполка, отдельная женская добровольческая стрелковая бригада, отдельный женский запасной стрелковый полк, созданы Центральная женская школа снайперской подготовки и другие формирования. Только в войсках ПВО служило до 300 тысяч женщин. По линии Всеобуча было подготовлено более 220 тысяч девушек-снайперов, связисток и других специалистов. Десятки тысяч женщин участвовали в партизанском движении и антифашистском подполье. Огромен их вклад в строительство оборонительных укреплений, они составили при их возведении 3/4 всех рабочих.
Признанием выдающихся заслуг женщин-матерей явилось установление 8 июня 1944 года звания мать-героиня, для родивших и воспитавших 10 детей, многие из которых сражались на фронте. Тысячи матерей были удостоены этого высокого звания, более одного миллиона награждены орденом “Материнская Слава” и “Медалью Материнства”. За трудовые и боевые подвиги, совершенные в годы войны свыше 250 тысяч женщин были награждены орденами и медалями.
Среди форм общественно-политической активности женщин действовали: собрания, съезды, конференции, митинги, переписка с фронтом, отправление женских делегаций на фронт, участие в международном антифашистском движении, в деятельности комсомольских и партийных организаций. Они составили значительную часть агитаторов и пропагандистов.
Небывалого размаха в годы войны достигает благотворительность и милосердие. Женщины явились инициаторами сбора средств в Фонд обороны страны, куда поступило 17 миллиардов рублей наличными и драгоценностей на сумму 1 миллиард 700 миллионов, большая часть из которых - женские украшения. Ими же организуется сбор теплых вещей и сельхозпродуктов красноармейцам, забота о раненных в госпиталях, о семьях фронтовиков, о детях-сиротах. Они составили 90% всех доноров, дав фронту 1,5 миллиона литров крови.
Женщины страны внесли бесценный вклад в дело победы над германским фашизмом, их деятельность явилась немеркнущим примером массового женского героизма в мировой истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя истории, посвященная Великой Отечественной войне
Презентация о Великой Отечественной войне (может быть показана с 4 класса), текст к ней, викторина, а также викторина по истории "Дела давно минувших дней"...
Тема Великой Отечественной войны в повести К.Воробьёва "Убиты под Москвой".
Литература второй половины ХХ века о Великой Отечественной войне. (К.Воробьев. “Убиты под Москвой”). 2 часа. Тема Великой Отечественной войны в литературе в произведениях 60-х годов 20 века...
Родной край в Великой Отечественной войне. Битва за Кавказ
Цель урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ; бои местного значенияЗадачи:образовательная – определить место и значение битв...
Авторская программа . "Великая Отечественная война Советского Союза (1941-1945 гг.) в экспозициях музеев г.Москвы и Московской области". Предмет-Музееведение (дополнительное образование).
Данная программа опробируется автором уже несколько лет в личном преподавании как во внеклассной работе в качестве классного руководителя, так и в дополнительном образовании в смешанных возрастных гру...
Великая Отечественная война. Битва за Москву
К 70-летию Победы. Битва за Москву...
Методическая разработка урока истории в 9 классе "Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву."
Материал предназначен для учителей истории....
НЕДЕЛЯ ИСТОРИИ, посвященная 75-летию Сталинградской битвы
НЕДЕЛЯ ИСТОРИИ, посвященная 75-летию Сталинградской битвы...