Индия в древности
план-конспект занятия по истории (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Древняя Индия»
Тип урока: урок изучения нового материала
Дата проведения урока: 14.12.2018 г.
Место проведения: МОУ «СОШ № 31»
Учитель: Турубанова Алёна Сергеевна, учитель истории.
Тема урока «Древняя Индия»
Цели урока: | ▪ формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; ▪ развитие восприятия, внимания, творческого мышления, расширение кругозора; ▪ приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации. |
Задачи урока | ▪ развитие умения работать с историческим документом, картой, учебником, умения анализировать исторический материал, самостоятельно делать выводы, готовить сообщения; ▪ развитие интереса к истории, мотивации к учению; ▪ формирование навыков исследовательской деятельности |
Педагогические технологии | ▪ традиционная, ▪ компьютерная технология, ▪ технология межпредметных связей, ▪ проблемные технологии, ▪ технология развития критического мышления |
Межпредметные связи: | природоведение, география |
Форма организации деятельности: | ▪ фронтальная, ▪ групповая ▪ индивидуальная |
Методы | • словесные, • наглядные, • практические. |
УУД | ЛичностныеУУД: умение высказывать свое мнение о роли истории в жизни людей Регулятивные УУД: обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке Коммуникативные УУД: обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные УУД: обучающиеся смогут сравнивать виды источников. |
Планируемые результаты | Предметные: формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия Древней Индии Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности. Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
Основные понятия | Индостан, Инд, Ганг, Гималаи, джунгли, касты, Ганеша. |
Оборудование. |
|
Дидактическая | Деятельность | Деятельность | Задания для учащихся | Планируемые Предметные | Результаты УУД |
Организационный момент (2 минуты) | У: Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставив как можно больше следов в истории. А теперь улыбнулись друг другу, и мысленно пожелали успехов и себе и своим товарищам. | ||||
РАЗМИНКА «Прогулка по станам Древнего мира» (5 минут) | Ученики называют страны и место их нахождения | У: Ребята, сегодня мы продолжим путешествовать по Древнему миру и познакомимся с новой для нас цивилизацией, но прежде давайте вспомним с какими государствами вы уже познакомились? У: 1. «Одно из первых древних государств, расположенное в Северо – Восточной Африке на берегах Средиземного и Красного морей. (ЕГИПЕТ) 2. Государство образовалось в то же время, что и Египет, распложено между двумя полноводными реками Тигр и Евфрат. (ДВУРЕЧЬЕ) 3. Узкой полоской протянулось государство по восточному побережью Средиземного моря, с богатыми городами Тир, Библ и Сидон. (ФИНИКИЯ) Выборочный опрос детей пересказа. | Называют страны, с которыми познакомились на предыдущих уроках. Используя карту, кратко расскажите о географическом положении Египта, Финикии, Междуречья, Ассирии. Используя таблицу в тетрадях, выявляют сходства и различия природных и климатических условий древних стран. | (Познавательные УУД). выдвижение гипотез и их обоснование (Коммуникативные УУД) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. (Регулятивные УУД). Прогнозирование и предвосхищение результата | |
II. Изучение нового материала (25-30 минут) 1. Организационный этап. 2. Подготовка к активному усвоению новых знаний. 3. Основной этап. 4 этап. Физкультминутка |
Обучающиеся дают ответы на поставленные им вопросы и записывают тему нашего урока Вместе с учителем обучающиеся заполняют контурную карту. Самостоятельная работа с текстом. Обучающиеся говорят о климатических особенностях Индии Работа с текстом на странице 94-95 Обучающиеся повторяют движения за учителем Обучающиеся дают ответ на заданный вопрос С помощью источника отвечают на заданный им вопрос Отвечают на заданный им вопрос Вместе с учителем читают замекти и отвечают на заданный им вопрос Обучающиеся записывают что такое каста, и выполняют индивидуальное задание. | У: Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с древней историей страны, которая называется... Впрочем, что это за страна - вы назовете мне сами. Сегодня мы отправимся путешествовать в страну, которая является родиной шахмат, родиной арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране. Догадались ли вы, о какой стране идет речь? У: Ребята как вы думаете, что это за страна? У: А что вам известно об этой стране? У: Тема нашего урока "Древняя Индия", давайте ее запишем. У: Древние греки называли Индию: «волшебной, сказочной страной». Почему? В течение урока мы постараемся ответить на этот вопрос. Чтобы ответить на этот вопрос, нам с вами необходимо обсудить следующие вопросы: -- Местоположение Древней Индии. – Природные условия Древней Индии. – Занятия жителей Древней Индии. --Образование государств. --Социальные отношения У: При изучении каждой страны мы с вами сначала рассматриваем местонахождение и климатические условия древней цивилизации. Давайте откроем страницы 94-95 на которых содержится ответы на интересующие нас вопросы У: А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского «Историческая библиотека» (у каждого на парте лежит текст документа). Чтение первого отрывка: «Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями». У:Что мы узнали из этого отрывка?(записываем климатические особенности Индии) У: Что же такое джунгли? (Записываем понятие джунгли) - Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии? - Какая опасность подстерегала человека в джунглях? У: Я думаю, что мы с вами проделали уже большой путь и немного устали. Давайте отдохнём. У: Давайте опять обратимся к источнику и скажем, каким основным занятием занимались индийские люди в древности, и какие особенности были у этих людей У: С середины 3 тыс. до 1800 г. до н.э. существовала высокоразвитая городская культура. Основой у которые было конечно же земледелие. А что же выращивали у нас земледельцы? У: как вы думаете почему многие археологи говорят о высоком уровне городов того времени? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос прочитав археологические заметки о городе Мохенджо-Даро (у каждого на парте лежит заметка археологов) У: Развитие Древней Индии иногда прерывалось и шло вспять. Так, например, в середине 2 тысячелетия до н.э. в Индию приходят и расселяются полукочевые племена ариев. Индийская цивилизация исчезает. Происходит возвращение к первобытному строю. Только в 1 тысячелетии до н.э. снова возникают государства. В 268 г .до н.э. индийский престол занял могущественный правитель династии Маурьев Ашока. Он установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нем государство стало одним из крупных на Востоке У: Каста – разделение социальных групп, в индийском обществе. Перед вами лежит кастовая лестница, вам необходимо ее заполнить и расположить касты, от главной к меньшей. У: О жизини и верованиях народов индии в период ариев, мы можем узнать из поэм «Махабхараты» и «Рамаяны» | Контурная карта Древней Индии, на которой необходимо отметить реки Инд и Ганг, Гималайские горы, Аравийское море, Бенгальский залив Кастовая лестница, заполняют индивидуально | 1. Первичное усвоение новых знаний 2. Ученики сравнивают географическое положение и природные условия Древней Передней Азии и Индии 3.Делают записи и творческие схемы - рисунки в тетради. 4. Работают с картой. 5. Проводится первичная проверка понимания 6. Работа с учебником. 7. Работа с историческим источником. 9. Индивидуальные выступления детей с сообщениями. 10. Учатся разрешать проблемные Выявлять особенности хозяйственной жизни Древней Индии. Раскрывать суть варного и кастового деления общества в Индии. Выявлять особенности образа жизни в Древней Индии. | Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска ; Сравнение Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Совместная деятельность с учителем. Сотрудничество со сверстниками. Регулятивные УУД планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий позитивная моральная самооценка; ориентация в системе моральных норм и ценностей; уважение к истории, культурным и историческим памятникам Древнего мира |
III. Рефлексия деятельности (итог урока) 6 минут | Отвечают на поставленный им вопрос | У: Вот и пришло время ответить на главный вопрос: Почему греки называли Индию «волшебной, сказочной страной»? Заключительное слово. Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Кем станет человек после смерти – зависит от его поведения. За дурные дела он может родиться четвероногим или насекомым. Вор станет крокодилом, пьяница – червяком. Индийцы верили в переселение душ: ты причиняешь боль какому-нибудь малому зверьку, а в нем, возможно, живет душа твоего отца или любимой бабушки. Древнеиндийская цивилизация учит многому и сегодня. Не стоит забывать мудрость индийских Вед: Да не будет ненависти У брата к брату, а у сестры к сестре! Оборотившись друг к другу, Следуя одному обету, Говорите доброе слово!
У: А теперь запишем домашнее задание. Параграф 17, вопрос 4 в тетрадь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по истории Древнего мира. Тема «Индия в древности»
Цель данной работы: провести анализ учебных занятий по использованию психолого-педагогических технологий проектирования универсальных учебных действий на материале заданий к урокам по теме «Древняя Ин...
Тест по теме «Западная Азия, Индия и Китай в древности» в 5 классе.
Итоговое тестирование в 5 классе по теме "Западная Азия, Индия, Китай в древности" в двух авриантах. Состоит из двух частей, Часть А содержит задания с выбором ответа, часть В - задания бо...
Разработка урока по истории «Индия, Китай в древности», 5класс
Разработка урока по истории «Индия, Китай в древности», 5класс...
Урок обобщения "Западная Азия, Индия и Китай в древности
Работа позволяет проверить и закрепить знания по нескольким государствам Азии. Презентация по данной теме предусматривает выполнение разноуровневых заданий и включает проверку понятий, имен, дат. Неко...
Тема урока по истории: "Индия и Китай в древности". 5-й класс
Данный урок является текущем уроков в разделе Азия...
Тема урока по истории: "Индия и Китай в древности". 5-й класс
Данный урок является текущем уроков в разделе Азия...
Урок-Игра Западная Азия,Индия и Китай в древности. 5 класс
Урок-Игра Западная Азия,Индия и Китай в древности. 5 класс...