Индия в древности
план-конспект занятия по истории (5 класс)

Турубанова Алёна Сергеевна

ФГОСный конспект 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_indiya.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Древняя Индия»

Тип урока: урок изучения нового материала

Дата проведения урока:  14.12.2018 г.

Место проведения: МОУ «СОШ № 31»

Учитель:  Турубанова Алёна Сергеевна, учитель истории.

Тема урока «Древняя Индия»

Цели урока:

▪ формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии;

▪ развитие восприятия, внимания, творческого мышления, расширение кругозора;

▪ приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.

Задачи урока

▪ развитие умения работать с историческим документом, картой, учебником, умения  анализировать исторический материал, самостоятельно делать выводы, готовить сообщения;

▪ развитие интереса к истории, мотивации к учению;

▪ формирование навыков исследовательской деятельности

Педагогические технологии

▪ традиционная,

▪ компьютерная технология,

▪ технология межпредметных связей,

▪ проблемные технологии,

▪ технология развития критического мышления

Межпредметные связи:

природоведение, география

Форма организации деятельности:

▪ фронтальная,

▪ групповая

▪ индивидуальная

Методы

•        словесные,

•        наглядные,

•        практические.

УУД

ЛичностныеУУД:   умение высказывать свое мнение о роли истории в жизни людей

Регулятивные УУД: обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке

Коммуникативные УУД: обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД: обучающиеся смогут сравнивать виды источников.

Планируемые результаты

Предметные: формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия Древней Индии

Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Основные понятия

Индостан, Инд, Ганг, Гималаи, джунгли, касты, Ганеша.

Оборудование.

  • учебник: Т.П. Андреевская, М.В. Белкин. Вентана-Граф 2016 г.
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация «Древняя Индия»;
  • отрывки из документа "Диодор Сицилийский. Историческая библиотека" по количеству групп;
  • отрывки из поэма «Махабхарата» для каждого ученика ;
  • карта Индии;
  • раздаточный материал для каждого ученика

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся

Планируемые

Предметные

Результаты

УУД

Организационный момент

(2 минуты)

У: Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставив как можно больше следов в истории. А теперь улыбнулись друг другу, и мысленно пожелали успехов и себе и своим товарищам.

  1. Повторение пройденного.

РАЗМИНКА «Прогулка по станам Древнего мира»

(5 минут)

Ученики называют страны и место их нахождения

У: Ребята, сегодня мы продолжим путешествовать по Древнему миру и познакомимся с новой для нас цивилизацией, но прежде давайте вспомним с

какими государствами вы уже познакомились?

У: 1. «Одно из первых древних государств, расположенное в Северо – Восточной Африке на берегах Средиземного и Красного морей.   (ЕГИПЕТ)

2. Государство образовалось в то же время, что и Египет, распложено между двумя полноводными реками Тигр и Евфрат.   (ДВУРЕЧЬЕ)

 3.  Узкой полоской протянулось государство по восточному побережью Средиземного моря, с богатыми городами Тир, Библ и Сидон.    (ФИНИКИЯ)

Выборочный опрос детей пересказа.

Называют страны, с которыми  познакомились на предыдущих уроках.  Используя карту, кратко расскажите о географическом положении        

Египта, Финикии,         

Междуречья, Ассирии.

Используя таблицу в  тетрадях, выявляют сходства и различия природных и климатических условий древних стран.

(Познавательные УУД). выдвижение гипотез и их обоснование

(Коммуникативные УУД) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

(Регулятивные УУД).

Прогнозирование и предвосхищение результата

II.  Изучение

нового материала

(25-30 минут)

1. Организационный этап.

2.

Подготовка к активному усвоению новых знаний.

3.

Основной этап.

4 этап.

Физкультминутка

 

Обучающиеся дают ответы на поставленные им вопросы и записывают тему нашего урока

Вместе с учителем обучающиеся заполняют контурную карту.

Самостоятельная работа с текстом.

Обучающиеся говорят о климатических особенностях Индии

Работа с текстом на странице 94-95

Обучающиеся повторяют движения за учителем

Обучающиеся дают ответ на заданный вопрос

С помощью источника отвечают на заданный им вопрос

Отвечают на заданный им вопрос

Вместе с учителем читают замекти и отвечают на заданный им вопрос

Обучающиеся записывают что такое каста, и выполняют индивидуальное задание.

У: Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с древней историей страны, которая называется... Впрочем, что это за страна - вы назовете мне сами.

Сегодня мы отправимся путешествовать в страну, которая является родиной шахмат, родиной арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране.

Догадались ли вы, о какой стране идет речь?

У: Ребята как вы думаете, что это за страна?

У: А что вам известно об этой стране?

У: Тема нашего урока "Древняя Индия", давайте ее запишем.

У: Древние греки называли Индию: «волшебной, сказочной страной».

Почему? В течение урока мы постараемся ответить на этот вопрос.

Чтобы ответить на этот вопрос, нам с вами необходимо обсудить следующие вопросы:

-- Местоположение Древней Индии.

– Природные условия Древней Индии.

– Занятия жителей Древней Индии.

--Образование государств.

--Социальные отношения

У: При изучении каждой страны мы с вами сначала рассматриваем местонахождение и климатические условия древней цивилизации.

Давайте откроем страницы 94-95 на которых содержится ответы на интересующие нас вопросы

У: А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского «Историческая библиотека» (у каждого на парте лежит текст документа). Чтение первого отрывка: «Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями».

У:Что мы узнали из этого отрывка?(записываем климатические особенности Индии)

У: Что же такое джунгли? (Записываем понятие джунгли)

- Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии?

- Какая опасность подстерегала человека в джунглях?

У: Я думаю, что мы с вами проделали уже большой путь и немного устали. Давайте отдохнём.
Физкультминутка
Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
1) Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз).
2) Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).
3) Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо).
4) Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).
5) Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).
6) Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).
 У: Мы с вами разобрали климатические условия, что же следующие у нас стоит в изучении Древней Индии

У: Давайте опять обратимся к источнику и скажем, каким основным занятием занимались индийские люди в древности, и какие особенности были у этих людей

У: С середины 3 тыс. до 1800 г. до н.э. существовала высокоразвитая городская культура. Основой у которые было конечно же земледелие. А что же выращивали у нас земледельцы?

У: как вы думаете почему многие археологи говорят о высоком уровне городов того времени? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос прочитав археологические заметки о городе Мохенджо-Даро (у каждого на парте лежит заметка археологов)

У: Развитие Древней Индии иногда прерывалось и шло вспять. Так, например, в середине 2 тысячелетия до н.э. в Индию приходят и расселяются полукочевые племена ариев. Индийская цивилизация исчезает. Происходит возвращение к первобытному строю. Только в 1 тысячелетии до н.э. снова возникают государства. В 268 г .до н.э. индийский престол занял могущественный правитель династии Маурьев Ашока. Он установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нем государство стало одним из крупных на Востоке

У: Каста – разделение социальных групп, в индийском обществе.  Перед вами лежит кастовая лестница, вам необходимо ее заполнить и расположить касты, от главной к меньшей.

У: О жизини и верованиях народов индии в период ариев, мы можем узнать из поэм «Махабхараты» и «Рамаяны»

Контурная карта Древней Индии, на которой необходимо отметить реки Инд и Ганг, Гималайские горы, Аравийское море, Бенгальский залив

Кастовая лестница, заполняют индивидуально

1.  Первичное усвоение новых знаний

2.  Ученики сравнивают  географическое  положение и  природные  условия Древней Передней Азии и Индии

3.Делают  записи и творческие схемы - рисунки  в  тетради.

4. Работают  с  картой.

5. Проводится первичная проверка понимания

6. Работа с учебником.

7. Работа с историческим источником.

9. Индивидуальные выступления детей с сообщениями.

10. Учатся разрешать проблемные

Выявлять особенности хозяйственной жизни Древней Индии.

 Раскрывать суть варного и кастового деления общества в Индии. Выявлять особенности образа жизни в Древней Индии.

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска ;

Сравнение

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Совместная деятельность с учителем.

Сотрудничество со сверстниками.

Регулятивные УУД

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

позитивная моральная самооценка;

ориентация в системе моральных норм и ценностей;

уважение к истории, культурным и историческим памятникам Древнего мира

III. Рефлексия деятельности (итог урока)

6 минут

Отвечают на поставленный им вопрос

У: Вот и пришло время ответить на главный вопрос: Почему греки называли Индию «волшебной, сказочной страной»?

Заключительное слово.

Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Кем станет человек после смерти – зависит от его поведения. За дурные дела он может родиться четвероногим или насекомым. Вор станет крокодилом, пьяница – червяком. Индийцы верили в переселение душ: ты причиняешь боль какому-нибудь малому зверьку, а в нем, возможно, живет душа твоего отца или любимой бабушки.

Древнеиндийская цивилизация учит многому и сегодня. Не стоит забывать мудрость индийских Вед:

Да не будет ненависти

У брата к брату, а у сестры к сестре!

Оборотившись друг к другу,

Следуя одному обету,

Говорите доброе слово!

 

У: А теперь запишем домашнее задание. Параграф 17, вопрос 4 в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по истории Древнего мира. Тема «Индия в древности»

Цель данной работы: провести анализ учебных занятий по использованию психолого-педагогических технологий проектирования универсальных учебных действий на материале заданий к урокам по теме «Древняя Ин...

Тест по теме «Западная Азия, Индия и Китай в древности» в 5 классе.

Итоговое тестирование  в 5 классе по теме "Западная Азия, Индия, Китай в древности" в двух авриантах. Состоит из двух частей, Часть А содержит  задания с выбором ответа, часть В - задания бо...

Разработка урока по истории «Индия, Китай в древности», 5класс

Разработка урока по истории «Индия, Китай в древности», 5класс...

Урок обобщения "Западная Азия, Индия и Китай в древности

Работа позволяет проверить и закрепить знания по нескольким государствам Азии. Презентация по данной теме предусматривает выполнение разноуровневых заданий и включает проверку понятий, имен, дат. Неко...

Тема урока по истории: "Индия и Китай в древности". 5-й класс

Данный урок является текущем уроков в разделе Азия...

Тема урока по истории: "Индия и Китай в древности". 5-й класс

Данный урок является текущем уроков в разделе Азия...

Урок-Игра Западная Азия,Индия и Китай в древности. 5 класс

Урок-Игра Западная Азия,Индия и Китай в древности. 5 класс...