Подготовка к ОГЭ/ЕГЭ
статья по истории
Практика показывает, что успешно освоить предмет история и пройти единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 6 по 11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_oge.ege_.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ОГЭ/ЕГЭ
Практика показывает, что успешно освоить предмет история и пройти единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 6 по 11 класс.
При подготовке к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, считаю необходимым, прежде всего, использовать системно - деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.
Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем. Основная подготовка выпускников к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию, должна осуществляться не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и начиная с 6 класса.
1 этап – работа с понятиями на уроках;
2 этап – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;
3 этап – работа с картами, закрепление и самопроверка своих знаний.
4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения эссе.
Остановлюсь на некоторых видах работы по подготовке к ОГЭ/ЕГЭ.
Что движет учеником в процессе исторического познания?
В 5-7 классах это может быть интерес к предмету в целом, возможность получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах учителя, родителей, желание быть успешным.
В 8-9 классах ситуация усложняется. Мотив достижения успеха в учебе практически не развивается, познавательный интерес только у высокомотивированных.
В 10-11 классах интерес к предмету приобретает практический характер, рассматривается с позиции его необходимости в получении дальнейшего образования.
В 5-7 классах, на мой взгляд, наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, а в 8-11 классах – деловые игры, семинары и практикумы.
Индивидуальную практическую работу лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов.
Традиционные задания по составлению планов, таблиц и схем.
На уроках постоянно составляем таблицы, схемы, логические цепочки и т.д., которые помогают структурировать материал. Например, 6 класс – тема «Восточные славяне». Работая по контурной карте, заполняем таблицу с заданием:
Племена | Места заселения | Главный город | Основные занятия | Кому платили дань или с кого собирали |
По Петровской эпохе – 7 класс, необходимо показать взаимосвязанность его внешней, внутренней и культурной политики. Предлагается заполнить несколько таблиц.
Органы государственной власти при Петре I
Орган государственной власти | Его функции | Кем осуществлялись ранее |
Вполне естественно, что успеть заполнить все данные таблицы всем классом на одном уроке практически невозможно. Поэтому рекомендуется организовать работу по вариантам. Также заполнение таблиц можно предложить нескольким учащимся у доски с последующим активным участием класса в проверке правильности выполненной работы.
10 класс - Работая со справочником Данилова «Россия с древних времен до конца ХIХ в.» предлагаю составить таблицу «Мероприятия внутренней и внешней политики первых русских князей».
Группе сильных учеников предлагаю составить презентацию схемы «Деятельность русских князей первой половины Х в.», с последующим её объяснением.
Кроме уже традиционных заданий по составлению планов и таблиц, хороший эффект дает использование метода «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям. Например, по истории России начала 20 века надо дополнить предложение «Самым сильным в экономике классом является……., так как……», по истории Киевской Руси – задание «При Владимире на Руси впервые…».
Следующим методическим приемом является отработка дат, хронологии. В практике любого учителя истории есть обязательные хронологические диктанты, которые обучающиеся не любят. Чтобы заинтересовать, повысить их мотивацию к изучению дат основных исторических событий, я использую в 6-8 классах учебные тренажёры и проверочные тесты формата ОГЭ/ЕГЭ
Например, 7 класс - часть 1 - работа с датами. Первый уровень образовательного ресурса представляет собой тренажёр, с помощью которого ученик может повторить основные даты, факты, понятия, характерные признаки исторических явлений, причины и следствия событий и усовершенствовать свои умения и навыки.
Второй уровень – проверочный тест, за который он получит отметку.
Умение работать с историческим источником — эта одна из базовых компетенций, которая проверяется у выпускника, сдающего историю ЕГЭ. Шарль Монтескье отмечал, что «История — это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся». Наша задача — уметь оценивать исторический текст с позиций объективности и выполнять задания к нему.
Что такое исторический текст в формате ЕГЭ по истории? Это ряд заданий, которые проверяют умения выпускника работать с информацией, которая представлена в явном и неявном виде. Например, здесь может быть представлен отрывок из летописи, труда историка, мемуаров исторического деятеля или отзыва очевидца событий.
Исторические тексты (или их отрывки) встречаются во всех частях ЕГЭ по истории — части 1 (тестовой) и части 2 (письменной, аналитической).
Ученикам для работы даётся памятка «Как работать с текстом ЕГЭ по истории?».
1. При работе с текстом ЕГЭ по истории необходимо выделять в нем ключевые мысли, имена, даты — все, что может помочь идентифицировать события, описывающиеся в нем, период, о котором идет речь или его создания.
2. Работайте прямо в КИМе, не теряя время на переписывание на черновик.
3. Внимательно прочитайте задание, определите, что именно от Вас требуется и сколько элементов ответа нужно дать.
4. Показываем при ответе в письменной части 2 свои знания и эрудицию, по возможности применяем термины.
5. Выписывайте ответ максимально формально приближенно к заданию, так чтобы эксперт четко видел, на какой элемент задания Вы даете ответ.
6. Нумеруйте элементы ответа, если это дано в формулировке задания.
7. И помните, что глубокие знания истории — залог успешного выполнения текстовых заданий ЕГЭ по истории.
Работа с картографической информацией.
«Читать» географическую и историческую карты наши ученики не любят и не хотят. Работа по подготовке к выполнению заданий с картографической информацией может проводиться с использованием настенных и электронных карт, атласов и контурных карт.
Поэтому формы работы с исторической картой должны быть разнообразнее. Прежде всего, необходимо научиться проводить атрибуцию исторической карты в целом и информации, представленной на карте.
Затем следует приступать к выполнению заданий, предполагающих:
-самостоятельное изложение материала с опорой на историческую карту;
- нанесение объектов на контурную карту (постепенно, к VIII – IX классам, такую работу можно проводить без использования атласов и карт из учебника в качестве подсказки);
- ответы на вопросы по исторической карте.
Кроме того комплексный характер названных заданий даёт широкие возможности проверки знания контекстной информации.
Задача учителя, который готовит выпускника к ЕГЭ по истории – не завалить его огромным количеством дат и фактов. А научить самостоятельно применять минимальный набор фактических знаний. Как говорят математики – выбрать главное, отрезать лишнее, оставить нужное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тестовые задания « Подготовка металлических поверхностей под простую и улучшенную окраску», «Подготовка деревянных поверхностей под штукатурку».
Тестовые задания,которые проводятся в конце четверти....
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....
Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси
Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка
Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...
Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени
Контрольно-переводные нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...