"Фотография как источник в краеведении"
методическая разработка по истории (9 класс)
Одним из более современных исторических источников, фиксирующих то или иное событие, связанное с разнообразными проявлениями социально-экономической жизни государства, общества, края, города, является фотография.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка внеурочного мероприятия | 54.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №69 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» городского округа
г. Уфа Республика Башкортостан
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«ФОТОГРАФИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК В КРАЕВЕДЕНИИ»
Составитель: Александр Александрович Бобырь,
преподаватель истории и обществознания
УФА
2019
Внеклассное мероприятие по истории
"Фотография как исторический источник в краеведении"
Направление: нравственно-патриотическое
Разделы: История и краеведение, Внеклассная работа
ЦЕЛИ:
Расширение и углубление знаний обучающихся об истории Родного края
Расширение кругозора обучающихся
Развитие познавательного интереса к фотографической съемке
ЗАДАЧИ:
Личностные: воспитание уважительного отношения к прошлому своей Родины; формирование умения принимать положительные и отрицательные события из прошлого своего Отечества, анализировать их.
Метапредметные: развивать способности анализировать, исследовать, сопоставлять исторические события, раскрывать причинно-следственные связи;
Предметные: расширять и углублять знания по истории, культуре Родного края.
Основные понятия (термины): история, палеография, археология, фотография.
Оборудование урока: ТСО (интерактивная доска, видеопроектор, ПК, фототехника).
Участники
Обучающиеся 9 класса
ПЛАН:
1. Организационный момент, включающий постановку цели, определение задач, описание методов работы.
2. Основная часть, включающая поиск информации, фотографий.
3. Выезд к месту исследования. Доклады. Подведение итогов.
4. Рефлексия.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Организационный момент
Мотивация обучающихся на активную работу.
Сообщение о теме мероприятия, этапах работы.
Беседа о том, что такое история, почему необходимо её изучать и знать; ознакомление с основными помощниками истории; выяснение, как подразделяются исторические источники, является ли историческим источником фотография. Определение задач (поиск информации и подготовка докладов, поиск исторических фотографий Уфы авторства С.М. Прокудина-Горского, выбор фотографий для исследования и сравнения).
2. Основная часть
Учитель: Итак, давайте вспомним, как переводится с греческого языка слово “история”?
Звучат ответы учащихся: “История” с греческого переводится - “рассказ о прошедшем”. Таким образом, история – это наука, изучающая прошлое человечества.
Учитель: Ребята, а для чего нужно знать историю?
Звучат ответы учащихся: Человек не может не задаваться вопросами: «Кто я?», «Откуда я?». Не зная истории человечества, невозможно понять, что происходит вокруг нас в мире, разобраться в образе жизни и мыслей разных народов, проникнуть в суть событий. Мы изучаем историю (краеведение) для того, чтобы узнать прошлое, понять настоящее и заглянуть в будущее родного края – Республики Башкортостан!
Учитель: История – это целый комплекс общественных наук, которые изучают прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. История исследует факты, события и процессы на базе исторических источников.
История – наука сложная, объёмная, но даже ей необходимы помощники, и их у неё немало!
Мы говорим о специальных отраслях исторического знания, которые называются вспомогательными историческими дисциплинами. Их существует множество. О некоторых из них мы сегодня и поговорим.
Учитель рассказывает о письменных источниках, которыми занимается палеография – историко-филологическая дисциплина, которая изучает памятники древней письменности.
Были времена, когда не было никакой письменности, да и свидетелей событий не осталось. Вот тут широко использует историческая наука вещественные памятники: орудия труда, остатки жилищ, ремесленные изделия, украшения, оружие, предметы домашнего обихода и т. д. Их изучением занимается археология.
Одним из более современных исторических источников, фиксирующих то или иное событие, связанное с разнообразными проявлениями социально-экономической жизни государства, общества, края, города, является фотография.
В истории российской фотографии известен как пионер цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский, который в 1904 – 1916 годах совершил поездки по территории Российской империи, итогом которых стала великолепная коллекция цветных фотоснимков. В коллекции С.М. Прокудина-Горского имеются и фотографии нашего края, фотографии Уфы.
После постановки цели и определения задач обучающиеся осуществляют
А) Поиск материалов для подготовки доклада о С.М. Прокудине-Горском (Приложение 1).
Б) Поиск материалов для доклада о строительстве первого железнодорожного моста в Уфе (Приложение 2).
В) Поиск коллекции фотографий С.М. Прокудина-Горского, выбор фотографий для проведения исследования «Современное состояние места, запечатлённого на фотографии». Фотографии оцифрованы и выложены в базе данных сайта Библиотеки Конгресса США, Вашингтон (Приложение 3).
3. Выезд к месту исследования, доклады, подведение итогов
Выбраны фотографии железнодорожного моста и его окрестностей. Обучающиеся во главе с учителем выезжают на место исследования. На месте проходит обзорная экскурсия, осуществляется фотографирование с ракурса, схожего с ракурсом фотографий С.М. Прокудина-Горского.
По итогам поисков материалов заслушиваются доклады учащихся, иллюстрируемые сравнением фотографий 1910 и 2019 годов (Приложение 4).
Как изменилась местность, изображённая на фотографиях (Памятник герою башкирского народа Салавату Юлаеву, культурный центр, Конгресс-холл, телецентр, новый железнодорожный мост, гранитная набережная. Исчезли строения Семинарской слободы. На горизонте новостройки).
4. Рефлексия
Обучающиеся дают свою оценку мероприятию, делятся полученным опытом, выводами.
Учитель: Ребята, как вы считаете, что мы узнали на нашем занятии, чему мы научились, какие планы на будущее перед собой поставим.
Звучат ответы учащихся: «Нам было интересно увидеть, как изменился наш город за сто лет. Мы продолжим нашу работу по изучению Родного края».
Вывод (слово учителя): Труд историка, по крупицам восстанавливающего картину былого, сложен и необычайно увлекателен. Знаменитый французский историк Марк Блок сравнивал своих коллег со следопытами, а источники – со следами. Фотография является ярким источником для историка-краеведа!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотография и ребёнок. Печатайте фотографии своих детей.
Рекомендации для родителей. Беседа....
"Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии." 8 класс
Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства в 9 классе "Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии" по программе Б. М. Неменского. Сегодняшняя доступнос...
Краеведение как источник обогащения русского языка
Выступление на конференции "А как у вас говорят?"...
Краеведение как источник обогащения русского языка
Творческая работа на тему " Краеведение как источник обогащения руского языка"...
История развития фотографий. Фотографии - вид искусства.
Изучить историю возникновения фотографий. Рассмотреть фотографии как вид искусства....
Урок "Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии"
План урока ИЗО в 9 классе...
Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии.
Конспект занятия для обущающихся, который полностью раскрывает тему, а главное интересно....