"Фотография как источник в краеведении"
методическая разработка по истории (9 класс)

Бобырь Александр

Одним из более современных исторических источников, фиксирующих то или иное событие, связанное с разнообразными проявлениями социально-экономической жизни государства, общества, края, города, является фотография.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №69 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» городского округа

г. Уфа Республика Башкортостан

        http://alsh-vesti.ru/media/cache/18/4a/2f/57/29/7a/184a2f57297adb6b4236a1b379d104fc.jpg

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ФОТОГРАФИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК В КРАЕВЕДЕНИИ»

Составитель: Александр Александрович Бобырь,

преподаватель истории и обществознания

УФА

2019

Внеклассное мероприятие по истории

"Фотография как исторический источник в краеведении"

Направление: нравственно-патриотическое

Разделы: История и краеведениеВнеклассная работа


ЦЕЛИ:

Расширение и углубление знаний обучающихся об истории Родного края

Расширение кругозора обучающихся

Развитие познавательного интереса к фотографической съемке

ЗАДАЧИ:

Личностные: воспитание уважительного отношения к прошлому своей Родины; формирование умения принимать положительные и отрицательные события из прошлого своего Отечества, анализировать их.

Метапредметные: развивать способности анализировать, исследовать, сопоставлять исторические события, раскрывать причинно-следственные связи;

Предметные: расширять и углублять знания по истории, культуре Родного края.

Основные понятия (термины): история, палеография, археология, фотография.

Оборудование урока: ТСО (интерактивная доска, видеопроектор, ПК, фототехника).

Участники

Обучающиеся 9 класса

ПЛАН:

1. Организационный момент, включающий постановку цели, определение задач, описание методов работы.

2. Основная часть, включающая поиск информации, фотографий.

3. Выезд к месту исследования. Доклады. Подведение  итогов.

4. Рефлексия.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Организационный момент

Мотивация обучающихся на активную работу.

Сообщение о теме мероприятия, этапах работы.

Беседа о том, что такое история, почему необходимо её изучать и знать; ознакомление с основными помощниками истории; выяснение, как подразделяются исторические источники, является ли историческим источником фотография. Определение задач (поиск информации и подготовка докладов, поиск исторических фотографий Уфы авторства С.М. Прокудина-Горского, выбор фотографий для исследования и сравнения).

2. Основная часть

Учитель: Итак, давайте вспомним, как переводится с греческого языка слово “история”? 

Звучат ответы учащихся: “История” с греческого переводится - “рассказ о прошедшем”. Таким образом, история – это наука, изучающая прошлое человечества.

Учитель: Ребята, а для чего нужно знать историю?

Звучат ответы учащихся: Человек не может не задаваться вопросами: «Кто я?», «Откуда я?». Не зная истории человечества, невозможно понять, что происходит вокруг нас в мире, разобраться в образе жизни и мыслей разных народов, проникнуть в суть событий. Мы изучаем историю (краеведение) для того, чтобы узнать прошлое, понять настоящее и заглянуть в будущее родного края – Республики Башкортостан!

Учитель: История – это целый комплекс общественных наук, которые изучают прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. История исследует факты, события и процессы на базе исторических источников.

История – наука сложная, объёмная, но даже ей необходимы помощники, и их у неё немало!

Мы говорим о специальных отраслях исторического знания, которые называются вспомогательными историческими дисциплинами. Их существует множество. О некоторых из них мы сегодня и поговорим.

Учитель рассказывает о письменных источниках, которыми занимается палеография – историко-филологическая дисциплина, которая изучает памятники древней письменности.

Были времена, когда не было никакой письменности, да и свидетелей событий не осталось. Вот тут широко использует историческая наука вещественные памятники: орудия труда, остатки жилищ, ремесленные изделия, украшения, оружие, предметы домашнего обихода и т. д. Их изучением занимается археология. 

Одним из более современных исторических источников, фиксирующих то или иное событие, связанное с разнообразными проявлениями социально-экономической жизни государства, общества, края, города, является фотография.

В истории российской фотографии известен как пионер цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский, который в 1904 – 1916 годах совершил поездки по территории Российской империи, итогом которых стала великолепная коллекция цветных фотоснимков. В коллекции С.М. Прокудина-Горского имеются и фотографии нашего края, фотографии Уфы.

После постановки цели и определения задач обучающиеся осуществляют

А) Поиск материалов для подготовки доклада о С.М. Прокудине-Горском (Приложение 1).

Б) Поиск материалов для доклада о строительстве первого железнодорожного моста в Уфе (Приложение 2).

В) Поиск коллекции фотографий С.М. Прокудина-Горского, выбор фотографий для проведения исследования «Современное состояние места, запечатлённого на фотографии». Фотографии оцифрованы и выложены в базе данных сайта Библиотеки Конгресса США, Вашингтон (Приложение 3).

3. Выезд к месту исследования, доклады, подведение итогов

Выбраны фотографии железнодорожного моста и его окрестностей. Обучающиеся во главе с учителем выезжают на место исследования. На месте проходит обзорная экскурсия, осуществляется фотографирование с ракурса, схожего с ракурсом фотографий С.М. Прокудина-Горского.

По итогам поисков материалов заслушиваются доклады учащихся, иллюстрируемые сравнением фотографий 1910 и 2019 годов (Приложение 4).

Как изменилась местность, изображённая на фотографиях (Памятник герою башкирского народа Салавату Юлаеву, культурный центр, Конгресс-холл, телецентр, новый железнодорожный мост, гранитная набережная. Исчезли строения Семинарской слободы. На горизонте новостройки).

4. Рефлексия

Обучающиеся дают свою оценку мероприятию, делятся полученным опытом, выводами.

Учитель: Ребята, как вы считаете, что мы узнали на нашем занятии, чему мы научились, какие планы на будущее перед собой поставим.

Звучат ответы учащихся: «Нам было интересно увидеть, как изменился наш город за сто лет. Мы продолжим нашу работу по изучению Родного края».

Вывод (слово учителя): Труд историка, по крупицам восстанавливающего картину былого, сложен и необычайно увлекателен. Знаменитый французский историк Марк Блок сравнивал своих коллег со следопытами, а источники – со следами. Фотография является ярким источником для историка-краеведа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотография и ребёнок. Печатайте фотографии своих детей.

Рекомендации для родителей. Беседа....

"Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии." 8 класс

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства в 9 классе "Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии" по программе Б. М. Неменского. Сегодняшняя доступнос...

Краеведение как источник обогащения русского языка

Выступление на конференции "А как у вас говорят?"...

Краеведение как источник обогащения русского языка

Творческая работа на тему " Краеведение как источник обогащения руского языка"...

История развития фотографий. Фотографии - вид искусства.

Изучить историю возникновения фотографий. Рассмотреть фотографии как вид искусства....

Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии.

Конспект занятия для обущающихся, который полностью раскрывает тему, а главное интересно....