Интегрированная игра-викторина, посвященная Дню героев Отечества, на тему: «Достойные славы…»
план-конспект занятия по истории (7 класс)
Данная интегрированная игра-викторина «Достойные славы…» проводится с учащимися 7-ых классов во внеурочное время и способствует интеграции знаний учащихся по истории Отечества и литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие по литературе и истории в 7 классе "Достойные славы..." | 213.65 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Управление образования Администрации Чеховского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
142300, Московская область, г.Чехов, ул. Лопасненская, стр. 1/1
Телефоны: 8(49672)2-38-70; 8(49672)6-52-74
Интегрированная игра-викторина,
посвященная
Дню героев Отечества,
на тему:
«Достойные славы…».
Учитель русского языка и литературы Сурова Александра Павловна
Данная интегрированная игра-викторина «Достойные славы…» проводится с учащимися 7-ых классов во внеурочное время и способствует интеграции знаний учащихся по истории Отечества и литературе. Использование видео и аудио материалов способствует созданию эмоционального фона, на основе которого усиливается интерес школьников к изучению истории своей страны, активизирует знания по литературе, учит сопоставлять произведения, вызывает у них глубокое чувство сопереживания, формирует гражданскую и патриотическую позицию.
Цели мероприятия - расширить сведения о празднике «День Героев Отечества», дать знания детям о высших наградах России и награждённых, активизировать знания по литературе, творческие способности учащихся.
Задачи мероприятия:
1. Способствовать формированию активной гражданской позиции, общечеловеческих ценностей, чувства гордости за славные подвиги сограждан во имя Отечества.
2. Развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.
3. Воспитывать учащихся на примерах мужества, патриотизма.
4. Воспитывать уважение к родному языку и слову, к истории страны.
Ход мероприятия:
I. Вступительное слово Суровой А.П., учителя русского языка и литературы:
Ребята! Ваша жизнь проходит в потоке Истории. Рождаясь, человек попадает в этот поток и, даже умирая, всё же не уходит из него, оставляя потомству свои дела, мысли и память о себе, какая была заслужена им. Вместе с тем человек приходит в мир не на голое место, не в пустыню, а на богатую ниву, возделанную неустанным трудом, великими подвигами и огромными жертвами многих поколений, предшествовавших ему.
В нашей стране 9 декабря отмечается праздник - День Героев Отечества. Сегодня мы познакомимся с краткой историей этого праздника и историей высшей награды Героев Отечества – Георгиевским крестом, а также вспомним Героев России разных эпох и различных по званию, которых объединяло одно – великая любовь к своей родине и способность к её защите.
Маршрутный лист
Название команды: _____________
Класс: 7 - ____
Этап
Название
Номер кабинета
1
Вопросы и загадки
221
2
Наши Герои
220
3
Героические страницы истории России
219
4
Посмотри и ответь
218
5
По страницам книг
318
Финал
Подведение итогов
318
Этап №1. Вопросы и загадки.
1 билет.
А) Как в древней Руси называли отважного, доблестного воина, богатыря?
(витязь)
Б) Отчизну она защищает,
нам мир и покой охраняет,
В ней – авиация, пехота и бойцы морского флота.
( Армия)
2 билет.
А) О чем эта старая русская загадка: «Глазами не увидишь, руками не возьмешь, а без него в атаку не пойдешь».
( «Ура»)
Б) Крейсер русской старины,
Защищал он честь страны.
Он в пучине вод остался,
но японцам в плен не сдался.
( «Варяг»)
3 билет.
А) Как называли красноармейский суконный головной убор в виде шлема с красной звездой?
(Буденовка)
Б) Я – город – герой,
Стою над Невой.
В болоте родился,
три раза крестился.
( Петербург, Петроград, Ленинград)
4 билет.
А) Как назывался бронежилет времен Александра Невского?
( кольчуга)
Б) Викинг – воин скандинавов
тот народ суровых нравов.
Как его, скажите, детки,
называли наши предки?
(Варяг)
Этап №2. Наши Герои.
1 билет.
К какому полководцу относятся эти слова?
- Мудрый, добрый, заботливый командир.
- Бородинское сражение.
- Он говорил: « Нельзя загубить остаток войска. Без войска погибнет вся Россия, а с войском мы вернем Москву»
(Михаил Илларионович Кутузов)
2 билет.
Чей это памятник? (Жуков Георгий Константинович)
3 билет.
Отряду в двадцать восемь бойцов пришлось сражаться с несколькими десятками вражеских танков. Когда кончались боеприпасы, солдаты с последними гранатами в руках бросались под гусеницы фашистских машин. Подвиг двадцати восьми героев стал примером для других.
Вопрос: Кто из генералов командовал этим отрядом?
( Панфилов Иван Васильевич)
4 билет.
Великий реформатор, полководец, основатель русской армии военного флота, «прорубивший окно в Европу».
(Пётр 1)
Этап № 3. Героические страницы истории России.
1 билет.
Какое военное событие в нашей истории длилось почти 900 дней (872 дня)?
(Блокада Ленинграда)
2 билет.
Предстояло совершить немыслимое: перейти высочайшие вершины Альп, покрытые льдом и снегом.
Вопрос: Какой героический полководец совершил этот переход через Альпы?
(Суворов Александр Васильевич )
3 билет.
Лютая зима 1825 года. Петербург. Четырнадцатого декабря на сенатскую площадь вышли организаторы и сторонники Северного тайного общества. В их ряды влились несколько военных подразделений царской армии, это приблизительно три тысячи человек. Уникальность этого события в том, что впервые в мировой истории за равенство людей, за справедливые отношения в обществе выступили не бедные, угнетенные труженики, а титулованные дворяне: богатейшие, образованнейшие и интеллигентнейшие представители элиты, молодые генералы войны 1812 года. С оружием в руках они готовы были защищать права тех, кто веками был бесправен.
Вопрос: О каком событии идет речь?
( Восстание декабристов)
4 билет.
Важнейшее событие в истории средневековой Руси. Сражение во главе великого князя Дмитрия Донского, которое стало поворотным пунктом в борьбе русского народа против татаро-монгольского ига, оно оказало решающее влияние на создание единого российского государства.
Вопрос: О каком событии идет речь?
(Куликовская битва)
Этап №5. По страницам книг.
I. Вступление.
Рустамова Абабил (ученица 7-б класса) рассказывает об истории создания, о значении для молодого поколения праздника «День Героев Отечества».
9 декабря - День Героев Отечества
День Героев Отечества в России - это памятная дата, которая отмечается в нашей стране ежегодно 9 декабря. Она установлена Федеральным законом Российской Федерации. Свою историю данный праздник ведет еще с 18 века. Эта дата приурочена к выдающемуся событию эпохи правления императрицы Екатерины II , которая в 1769 году учредила орден Святого Георгия Победоносца. В те годы этим орденом награждались воины, проявившие в бою доблесть, отвагу и смелость. До 1917 года в день памяти Святого Георгия в России отмечался праздник георгиевских кавалеров. После Октябрьской революции 1917 года праздник был упразднен.
Впервые в нашей стране День Героев Отечества был отмечен в декабре 2007 года. Современная Россия, начиная с 1992 года, насчитывает около 600 человек, удостоенных званий Героев Российской Федерации. Среди этих людей есть и те, кто до сегодняшнего дня продолжают служить в рядах Вооруженных Сил России. Возрождение в наши дни благородных традиций чествования Героев Отечества – это не только дань уважения людям, прославившим Россию воинской доблестью и самоотверженным трудом, но и достойный пример для воспитания в молодом поколении патриотизма и гордости за свою страну!
Алексей Трибунский (ученик 7-б класса) читает стихотворение «У всех святое право…»
У всех святое право – Отчизну защищать.
А если и придётся, то жизнь свою отдать.
Во времена любые достоин славы тот,
Кто, как зеницу ока, Отчизну бережет.
Сегодня вспомним с вами защитников Руси,
Ведь в нас, живущих ныне, частица их крови.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память – наша совесть!
Она, как сила, нам нужна.
Когда гремит над городом салют,
Погибшие за Родину встают.
Мы их не видим, мы не слышим их,
Но павшие всегда среди живых.
Молчат и смотрят, будто ищут ответ:
Мы этой жизни стоим или нет?
II. Викторина по произведениям литературы на тему:
«Герои Отечества на страницах книг”.
Читая произведения о войне, в нашей памяти всегда остаются незабываемые образы главных героев, для которых война стала главным испытанием в жизни.
Прочитайте фрагменты произведений, изученных в школе, вспомните их названия, героев и укажите авторов данных произведений.
1.
Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам…
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамен,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлен.
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом!» (А.С. Пушкин «Полтава»)
2.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
(М.Ю. Лермонтов «Бородино»)
3.
А и тут старыя казак …………………
Становил коня да посередь двора,
Сам идет он во палаты белокаменны.
Проходил он во столовую во горенку,
На пяту он дверь-то поразмахивал,
Крест-от клал он по-писаному,
Вел поклоны по-ученому,
На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,
Самому князю Владимиру в особину,
Еще всем его князьям он подколенныим*.
Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать:
– Ты скажи-тко, ты откулешний, дородный добрый молодец,
Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
Величают, удалого, по отечеству? –
(былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»)
4.
В атаку пошла пехота —
К полудню была чиста
От убегавших немцев
Скалистая высота.
Всюду валялись трупы,
Раненый, но живой
Был найден в ущелье Ленька
С обвязанной головой.
Когда размотали повязку,
Что наспех он завязал,
Майор поглядел на Леньку
И вдруг его не узнал:
Был он как будто прежний,
Спокойный и молодой,
Все те же глаза мальчишки,
Но только... совсем седой.
(К. Симонов «Сын артиллериста»)
5.
На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в середине едет народ.
Дело было летом. Собрались на зорьке обозы за крепость, вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге. Жилин ехал верхом, и телега его с вещами шла в обозе.
Ехать было двадцать пять вёрст. Обоз шёл тихо: то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит или лошадь станет, и все стоят, дожидаются.
Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошёл. Пыль, жара, солнце так и печёт, и укрыться негде. Голая степь: ни деревца, ни кустика по дороге.
Выехал Жилин вперёд, остановился и ждёт, пока подойдёт к нему обоз. Слышит, сзади на рожке заиграли - опять стоять. Жилин и подумал: "А не уехать ли одному, без солдат? Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар - ускачу. Или не ездить?.. " (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»)
6.
Вскоре я увидел, кaк из-зa крaйних дворов хуторa вышел нa дорогу мужчинa. Он вел зa руку мaленького мaльчикa, судя по росту – лет пяти-шести, не больше. Они устaло брели по нaпрaвлению к перепрaве, но, порaвнявшись с мaшиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловaтый мужчинa, подойдя вплотную, скaзaл приглушенным бaском:
- Здорово, брaток!
- Здрaвствуй. - Я пожaл протянутую мне большую, черствую руку.
Мужчинa нaклонился к мaльчику, скaзaл:
- Поздоровaйся с дядей, сынок. Он, видaть, тaкой же шофер, кaк и твой пaпaнькa. Только мы с тобой нa грузовой ездили, a он вот эту мaленькую мaшину гоняет.
Глядя мне прямо в глaзa светлыми, кaк небушко, глaзaми, чуть-чуть улыбaясь, мaльчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:
- Что же это у тебя, стaрик, рукa тaкaя холоднaя? Нa дворе теплынь, a ты зaмерзaешь?
С трогaтельной детской доверчивостью мaлыш прижaлся к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.
- Кaкой же я стaрик, дядя? Я вовсе мaльчик, и я вовсе не зaмерзaю, a руки холодные - снежки кaтaл потому что.
Он достaл из кaрмaнa зaщитных летних штaнов свернутый в трубку мaлиновый шелковый потертый кисет, рaзвернул его, и я успел прочитaть вышитую нa уголке нaдпись: "Дорогому бойцу от ученицы 6-го клaссa Лебедянской средней школы".
Мы зaкурили крепчaйшего сaмосaдa и долго молчaли. Я хотел было спросить, кудa он идет с ребенком, кaкaя нуждa его гонит в тaкую рaспутицу, но он опередил меня вопросом:
- Ты что же, всю войну зa бaрaнкой?
- Почти всю.
- Нa фронте?
- Дa.
- Ну, и мне тaм пришлось, брaток, хлебнуть горюшкa по ноздри и выше.
Он положил нa колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул нa него, и мне стaло что-то не по себе… Видaли вы когдa-нибудь глaзa, словно присыпaнные пеплом, нaполненные тaкой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот тaкие глaзa были у моего случaйного собеседникa.
Выломaв из плетня сухую искривленную хворостинку, он с минуту молчa водил ею по песку, вычерчивaя кaкие-то зaмысловaтые фигуры, a потом зaговорил:
- Иной рaз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глaзaми и думaешь: "Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?" Нету мне ответa ни в темноте, ни при ясном солнышке… ( М.А. Шолохов «Судьба человека»)
7.
И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его-как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного» . Так же и князь Александр - побеждал, но был непобедим. («Житие Александра Невского»)
III. Заключение.
Рустамова Абабил (ученица 7-б класса) :
Героев наградили орденами, медалями, званиями, в их честь назвали улицы, площади, корабли… . Нужно ли это мёртвым? Нет. Это нужно живым. Чтобы не забывали.
Мальчики 7-в класса исполняют песню «Люди мира, на минуту встаньте…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятие, посвященное Дню героев Отечества « Юные герои Кубани»
Это внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 классов, направленное на воспитание патриотизма, чувства уважения к историческому прошлому своей родины. Учащиеся знакомятся с историей возникновения празд...
Сценарий, посвященный Дню Героев Отечества "Гордимся славою героев"
Познавательное мероприятие о героях - земляках, рассказ о их подвигах, почтение минутой молчания земляков, павших в бою. Цель программы: развить чувство гордости и уважения к героям, привить люб...
Сценарий, посвященный Дню героев Отечества "Гордимся славою героев"
У нас в селе Белом есть уцилицы, которые носят имена Героев О.Кошевого и И.Чучваги. О них собран большой материал....
Сценарий мероприятия, посвященного Дню героев отечества, "Героями не рождаются - героями становятся"
Материал предназначен для детей среднего и старшего школьного возраста....
Сценарий, посвященный Дню героев Отечества "Гордимся славою героев"
Цели:расширить сведения о днях воинской славы и памятных датах России;о празднике Героев Отечества;углубить знания детей о высших наградах России, истории их учреждения и награжденных;спос...
Mероприятие, посвященное Дню героев Отечества, «Героями не рождаются – героями становятся»
Mероприятие, посвященное Дню героев Отечества, «Героями не рождаются – героями становятся»...