Рабочая программа по истории 10 класс ФГОС
рабочая программа по истории (10 класс)
Рабочая программа для 10 класса. Составлена в соответствии с ФГОС. Расчитана на 3 часа в неделю (102 часа в год). Включает региональный компонент (8 часов) по истории Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по истории для 10 класса ФГОС | 102.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Преподавание истории в 2019 – 2020 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
- Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
- Приказа Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 о федеральном перечне учебников, рекомендуемых при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Общая характеристика курса.
В 2019/2020 учебном году в 10 классах общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга осуществляется переход на линейную структуру исторического образования.
Структурно предмет "История" на базовом уровне включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914 - 1945 гг. - ("История России").
Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов.
Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории,
Данная программа предполагает изучение истории в 10 классе в форме интегрированного курса, включающего в себя синхронизацию исторических событий всемирной истории и истории России.
Место учебного предмета «История» в базисном учебном плане.
Предмет «История» изучается на ступени среднего общего образования в качестве обязательного предмета в 10 классе в общем объеме — 102 часа в год, по 3 часа в неделю.
Учебно-методический комплекс
- Всеобщая история. Новейшая история. Учебник. 10 класс. О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа, Москва, Просвещение, 2019.
- История России, 10 класс.. Горинов М.М., ДаниловиА.А. в трех частях, Москва, Просвещение, 2019.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами;
- понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;
- уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека; толерантность;
- способность к определению своей позиции и ответственному поведению;
- готовность к международному диалогу, взаимодействию с представителями других народов, государств.
Метапредметные результаты
- организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;
- планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
- осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;
- использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете;
- использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
- логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;
- владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;
- представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в виде письменных работ;
- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации ин формации;
- планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
- выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- оценивать собственные действия, учебные достижения.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета "История" на уровне среднего общего образования.
Выпускник на базовом уровне научится:
- рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
- знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
- определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- представлять культурное наследие России и других стран;
- работать с историческими документами;
- сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
- критически анализировать информацию из различных источников;
- соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
- использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
- использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
- составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
- работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
- читать легенду исторической карты;
- владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
- демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
- оценивать роль личности в отечественной истории XX века;
- ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории XX века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
- устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
- определять место и время создания исторических документов;
- проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
- характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
- использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
- представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
- соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей XX века;
- анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории XX века;
- обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
- приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
- применять полученные знания при анализе современной политики России;
- владеть элементами проектной деятельности.
Формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Для проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся используются виды контроля: поурочный и тематический
Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.
Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённой темы (тем). При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся не по отдельным элементам (как при поурочном контроле), а в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).
Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.
Для осуществления контроля используются различные виды учебных работ, методы и средства, с помощью которых устная, письменная, практическая формы контроля или их сочетание позволяют получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, собеседования, дидактические тесты, тесты и задания в формате ОГЭ, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, лабораторные (работа с документами и т.п.) и практические работы (с картой, учебником, иллюстрацией, диаграммой и др., составление плана, таблицы), рефераты, учебно-исследовательские проекты и др.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждой четверти и в конце учебного года. Промежуточная аттестация проводится согласно локальному акту школы.
Критерии и нормы оценки устных и письменных ответов
Оценка «5» ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
- Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
- Полностью не усвоил материал.
Тестирование:
Оценка 3 Выполнено не менее 50 % предложенных заданий
Оценка 4 Выполнено не менее 75 % предложенных заданий
Оценка 5 Выполнено не менее 90 % предложенных заданий
Содержание курса
(курсивом выделены темы по Всеобщей истории)
Тема 1. Россия и мир в Первой мировой войне (16 ч.)
Мир накануне Первой мировой войны
"Империализм". Колониальные и континентальные империи. Мировой порядок перед Первой мировой войной. Антанта и Тройственный союз. Гаагские конвенции и декларации. Гонка вооружений и милитаризация. Пропаганда. Региональные конфликты накануне Первой мировой войны. Причины Первой мировой войны.
Первая мировая война
Ситуация на Балканах. Сараевское убийство. Нападение Австро-Венгрии на Сербию. Вступление в войну Германии, России, Франции, Великобритании, Японии, Черногории, Бельгии. Цели войны. Планы сторон. Сражение на Марне. Наступление в Галиции. Морское сражение при Гельголанде. Вступление в войну Османской империи. Вступление в войну Болгарии и Италии. Поражение Сербии. Четверной союз (Центральные державы). Верден. Отступление российской армии. Сомма. Война в Месопотамии. Геноцид в Османской империи. Ютландское сражение. Вступление в войну Румынии. Брусиловский прорыв. Вступление в войну США. Революция 1917 г. и выход из войны России. Бои на Западном фронте. Война в Азии. Капитуляция государств Четверного союза. Новые методы ведения войны. Националистическая пропаганда. Борьба на истощение. Участие колоний в европейской войне. Позиционная война. Новые практики политического насилия: массовые вынужденные переселения, геноцид. Политические, экономические, социальные и культурные последствия Первой мировой войны.
Россия в Первой мировой войне
Россия и мир накануне. Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в городе и разверстки в деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве.
Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти. "Прогрессивный блок" и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Эхо войны на окраинах империи: восстание в Средней Азии и Казахстане. Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и "пораженцы". Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества.
Петербург (Петроград) в годы Первой мировой войны.
Тема 2. Великая российская революция– 13 ч.
Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль - март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна - лето: "зыбкое равновесие" политических сил при росте влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец "двоевластия". православная церковь. Всероссийский Поместный собор и восстановление патриаршества. Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие власти большевиками ("октябрьская революция"). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как политический деятель.
Первые революционные преобразования большевиков.
Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи. Национализация промышленности.
"Декрет о земле" и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от государства и школы от церкви.
Созыв и разгон Учредительного собрания
Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость центра и формирование "многовластия" на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г.
Гражданская война и ее последствия
Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 - весной 1918 г.: Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч, Директория, правительства А.В. Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля. Положение населения на территориях антибольшевистских сил. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села: "красные" продотряды и "белые" реквизиции. Политика "военного коммунизма". Продразверстка, принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчетов и административное распределение товаров и услуг. "Главкизм". Разработка плана ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Террор "красный" и "белый" и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав Советов в пользу чрезвычайных органов - ЧК, комбедов и ревкомов. Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму.
Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921 - 1922 гг.
Идеология и культура периода Гражданской войны и "военного коммунизма"
"Несвоевременные мысли" М. Горького. Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. "Окна сатиры РОСТА". План монументальной пропаганды. Национализация театров и кинематографа. Издание "Народной библиотеки". Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации. Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в деревне. Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, "черный рынок" и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной обстановки на психологию населения.
Петербург (Петроград) в годы революции и Гражданской войны.
Тема 3. Мир в 1920-1930 –е годы – 11 ч.
Революционная волна после Первой мировой войны
Образование новых национальных государств. Народы бывшей российской империи: независимость и вхождение в СССР. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская республика. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Образование Коминтерна. Венгерская советская республика. Образование республики в Турции и кемализм.
Версальско-Вашингтонская система
Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция. Версальская система. Лига наций. Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция. Смягчение Версальской системы. Планы Дауэса и Юнга. Локарнские договоры. Пацифистское движение.
Страны Запада в 1920-е гг.
Реакция на "красную угрозу". Послевоенная стабилизация. Экономический бум. Процветание. Возникновение массового общества. Либеральные политические режимы. Рост влияния социалистических партий и профсоюзов.
Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в США
Начало Великой депрессии. Причины Великой депрессии. Мировой экономический кризис. Социально-политические последствия Великой депрессии. Закат либеральной идеологии. Победа Ф.Д. Рузвельта на выборах в США. "Новый курс" Ф.Д. Рузвельта. Кейнсианство. Государственное регулирование экономики. Другие стратегии выхода из мирового экономического кризиса. Тоталитарные экономики.
Авторитарные режимы в Европе: Польша и Испания. Б. Муссолини и идеи фашизма. Приход фашистов к власти в Италии. Создание фашистского режима. Фашистский режим в Италии.
Нарастание агрессии. Германский нацизм
Нарастание агрессии в мире. Агрессия Японии против Китая в 1931 - 1933 гг. НСДАП и А. Гитлер. "Пивной" путч. Приход нацистов к власти. Поджог Рейхстага. "Ночь длинных ножей". Нюрнбергские законы. Нацистская диктатура в Германии. Подготовка Германии к войне.
"Народный фронт" и Гражданская война в Испании
Борьба с фашизмом в Австрии и Франции. VII Конгресс Коминтерна. Политика "Народного фронта". Революция в Испании. Победа "Народного фронта" в Испании. Франкистский мятеж и фашистское вмешательство. Социальные преобразования в Испании. Политика "невмешательства". Советская помощь Испании. Оборона Мадрида. Сражения при Гвадалахаре и на Эбро. Поражение Испанской республики.
Политика "умиротворения" агрессора
Создание оси Берлин - Рим - Токио. Оккупация Рейнской зоны. Аншлюс Австрии. Судетский кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия. Присоединение Судетской области к Германии. Ликвидация независимости Чехословакии. Итало-эфиопская война. Японо-китайская война и советско-японские конфликты. Британско-франко-советские переговоры в Москве. Советско-германский договор о ненападении и его последствия. Раздел Восточной Европы на сферы влияния Германии и СССР.
Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии
Китай после Синьхайской революции. Революция в Китае и Северный поход. Режим Чан Кайши и гражданская война с коммунистами. "Великий поход" Красной армии Китая. Становление демократических институтов и политической системы колониальной Индии. Поиски "индийской национальной идеи". Национально-освободительное движение в Индии в 1919 - 1939 гг. Индийский национальный конгресс и М. Ганди.
Тема 4. Советская Россия в годы НЭПа -10 ч.
Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921 - 1922 гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от "военного коммунизма" и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразверстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922 - 1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР звания "Герой Труда" (1927 г., с 1938 г. - Герой Социалистического Труда).
Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Политика "коренизации" и борьба по вопросу о национальном строительстве. Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. В.И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И.В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин. Молодежная политика. Социальные "лифты". Становление системы здравоохранения. Охрана материнства и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью. Организация детского досуга. Меры по сокращению безработицы. Положение бывших представителей "эксплуататорских классов". Лишенцы. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в аренду.
Культурное пространство советского общества в 1920- гг. Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе. Падение трудовой дисциплины. Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и праздники. Наступление на религию. Обновленческое движение в церкви. Положение нехристианских конфессий.
Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства.
Внешняя политика СССР в 1920 - 1930-е годы. Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции "построения социализма в одной стране". Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема "царских долгов". Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. "Военная тревога" 1927 г.
Тема 5. Советский Союз в 1929 – 1941 г– 13 ч.
"Великий перелом". Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Создание рабочих и инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли и предприним ательства. Кризис снабжения и введение карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. "Раскулачивание". Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя.
Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации. Голод в СССР в 1932 - 1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках. Днепрострой, Горьковский автозавод. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Турксиб. Строительство Московского метрополитена. Создание новых отраслей промышленности. Иностранные специалисты и технологии на стройках СССР. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной промышленности. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация безработицы. Успехи и противоречия урбанизации. Утверждение "культа личности" Сталина. Малые "культы" представителей советской элиты и региональных руководителей. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание "Краткого курса истории ВКП(б)" и усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937 - 1938 гг. "Национальные операции" НКВД. Результаты репрессий на уровне регионов и национальных республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ: социально-политические и национальные характеристики его контингента. Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных территорий. Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г.
Культурная революция и ее особенности в национальных регионах. Советский авангард. Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая академия, Институты красной профессуры. Создание "нового человека". Пропаганда коллективистских ценностей. Воспитание интернационализма и советского патриотизма.Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение Арктики. Рекорды летчиков. Эпопея "челюскинцев". Престижность военной профессии и научно-инженерного труда. Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.) и первые награждения.
Культурная революция. От обязательного начального образования - к массовой средней школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Социалистический реализм как художественный метод. Литература и кинематограф 1930-х годов. Культура русского зарубежья. Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др. Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники. Формирование национальной интеллигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930-х годов. Снижение уровня доходов населения по сравнению с периодом нэпа. Потребление и рынок. Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город: последствия вынужденного переселения и миграции населения. Жилищная проблема. Условия труда и быта на стройках пятилеток. Коллективные формы быта. Возвращение к "традиционным ценностям" в середине 1930-х гг. Досуг в городе. Парки культуры и отдыха. ВСХВ в Москве. Образцовые универмаги. Пионерия и комсомол. Военно-спортивные организации. Материнство и детство в СССР. Жизнь в деревне. Трудодни. Единоличники. Личные подсобные хозяйства колхозников.
Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Нарастание негативных тенденций в экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Катынская трагедия. "Зимняя война" с Финляндией.
Петербург (Ленинград) в 1930-е гг.
Тема 6. Вторая мировая война и Великая Отечественная война– 31 ч.
Начало Второй мировой войны
Причины Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих сторон. Блицкриг. "Странная война", "линия Мажино". Разгром Польши. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско-германский договор о дружбе и границе. Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Советско-финляндская война и ее международные последствия. Захват Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и ее союзников. Германо-британская борьба и захват Балкан. Битва за Британию. Рост советско-германских противоречий.
Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане
Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США и его причины. Перл-Харбор. Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ стратегии союзников. Ленд-лиз. Идеологическое и политическое обоснование агрессивной политики нацистской Германии. Планы Германии в отношении СССР. План "Ост". Планы союзников Германии и позиция нейтральных государств.
Коренной перелом в войне
Сталинградская битва. Курская битва. Война в Северной Африке. Сражение при Эль-Аламейне. Стратегические бомбардировки немецких территорий. Высадка в Италии и падение режима Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция. "Большая тройка". Каирская декларация. Роспуск Коминтерна.
Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам
Условия жизни в СССР, Великобритании и Германии. "Новый порядок". Нацистская политика геноцида, холокоста. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и насильственные переселения. Массовые расстрелы военнопленных и гражданских лиц. Жизнь на оккупированных территориях. Движение Сопротивления и коллаборационизм. Партизанская война в Югославии. Жизнь в США и Японии. Положение в нейтральных государствах.
Разгром Германии, Японии и их союзников
Открытие Второго фронта и наступление союзников. Переход на сторону антигитлеровской коалиции Румынии и Болгарии, выход из войны Финляндии. Восстания в Париже, Варшаве, Словакии. Освобождение стран Европы. Попытка переворота в Германии 20 июля 1944 г. Бои в Арденнах. Висло-Одерская операция. Ялтинская конференция. Роль СССР в разгроме нацистской Германии и освобождении Европы. Противоречия между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Разгром Германии и взятие Берлина. Капитуляция Германии.
Наступление союзников против Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии. Потсдамская конференция. Образование ООН. Цена Второй мировой войны для воюющих стран. Итоги войны.
Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны (июнь 1941 - осень 1942). План "Барбаросса". Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Брестская крепость. Массовый героизм воинов - всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин - Верховный главнокомандующий. Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов "молниеносной войны".
Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой - весной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. "Дорога жизни". Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение норм военной дисциплины на производстве и транспорте. Нацистский оккупационный режим. "Генеральный план Ост". Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание партизанского движения. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 - 1943 г.). Сталинградская битва. Германское наступление весной - летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. "Дом Павлова". Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском направлении. Разгром окруженных под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом - осенью 1943 г.
Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом. Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских формирований из советских военнопленных. Генерал Власов и Русская освободительная армия. Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками и пособниками оккупантов в 1943 - 1946 гг. Человек и война: единство фронта и тыла. "Все для фронта, все для победы!". Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых. Помощь населения фронту. Добровольные взносы в фонд обороны. Помощь эвакуированным. Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей. Создание Суворовских и Нахимовских училищ. Культурное пространство войны. Песня "Священная война" - призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет. Государство и церковь в годы войны. Избрание на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 г. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Культурные и научные связи с союзниками. СССР и союзники. Проблема второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г. Французский авиационный полк "Нормандия-Неман", а также польские и чехословацкие воинские части на советско-германском фронте.
Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция. Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после ее окончания. Война и общество. Военно-экономическое превосходство СССР над Германией в 1944 - 1945 гг. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало советского "Атомного проекта". Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ. Депортация "репрессированных народов". Взаимоотношения государства и церкви. Поместный собор 1945 г. Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре "Д"). Решение проблемы репараций. Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки "холодной войны". Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Осуждение главных военных преступников.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и материальные потери. Изменения политической карты Европы.
Петербург (Ленинград) в годы Великой Отечественной войны.
Резерв – 8ч
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Курсивом выделены темы по всеобщей истории
Тема раздела, урока. | Кол-во часов | Тип урока | Основное содержание. | Основные результаты деятельности (на уровне учебных действий). | Учебник | ||
Всеобщая история | История России | ||||||
Тема 1. Россия и мир в Первой мировой войне – 16 ч. | |||||||
1 | Мир накануне Первой мировой войны. | 1 | Комбинированный урок | Карта мира к 1914 г. Социально-экономическое и политическое развитие стран мира к началу Первой мировой войны. | Определять причинно-следственные связи. Высказывать и аргументировать собственные суждения. Выявлять взаимосвязь между явлениями и процессами. Использовать карту как исторический источник. | § 1 | |
2-3 | Новый империализм . Происхождение Первой мировой войны. | 2 | Изучение нового материала | Характерные черты «нового империализма». Протекционизм. Смена военно-политических союзов: Антанта и Тройственный союз | Выявлять экономическую и политическую составляющие «нового империализма». Показывать на карте и комментировать состав и территории военно-политических блоков. Рассказывать о предпосылках Первой мировой войны. | § 2 | |
4-5 | Россия и мир накануне Первой мировой войны. | 2 | Изучение нового материала | Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений. Военно-политические блоки. Новые средства военной техники и программы перевооружения. Предвоенные международные кризисы. Сараевский выстрел и начало войны. Планы сторон. | Определять причинно-следственные связи. Высказывать и аргументировать собственные суждения. Актуализировать знания из курса Всеобщей истории. Систематизировать информацию в виде плана. Выстраивать логическую цепочку рассуждений. Выявлять взаимосвязь между явлениями и процессами. Использовать карту как исторический источник. | § 1 | |
6-7 | Первая мировая война. 1914-1918 гг. | 2 | Изучение нового материала | Июльский кризис. Цели и планы главных участников войны. Начало войны. Важнейшие сухопутные и морские сражения Первой мировой войны. Итоги военных компаний за 1914, 1915, 1916 годы. Особенности военных действий в 1917 г. Причины поражения Германии и ее союзников. | Рассказывать об этапах и основных событиях Первой мировой войны. Характеризовать цели и планы сторон. Оценивать взаимодействие союзников. Объяснять причины поражений в сражениях Первой мировой войны. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного материала. | § 3 | |
8-10 | Россия в первой мировой войне | 3 | Комбинированный урок | Военная кампания 1914. Военные действия в 1915 г. Кампания 1916. Мужество и героизм российских воинов. Экономика России в годы войны. Власть и общество в годы войны. | Прогнозировать значение исторических процессов и явлений. Определять причинно-следственные связи. Уметь проектировать историческую ситуацию Использовать карту при изложении основных событий войны. Приводить аргументы, как в поддержку, так и в опровержение выдвинутых суждений. Прояснять при помощи словаря смысл терминов. | § 2 | |
11 | Петроград в Первой мировой войне. Региональный компонент. | 1 | Комбинированный урок | Памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие о войнах начала ХХ в. (памятник «Стерегущему», здание бывшего Прусского посольства и другие). 1914 г. – переименование Петербурга в Петроград. П | Формирование устойчивого познавательного интереса к городу. Выявление уникального петербургского наследия, связи сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым. Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. Формирование стремления в реализации своих знаний и умений. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. Формирование ценностного отно-шения к наследию Петербурга, которое проявляется в словесном выражении собственного впечатления от объекта; | ||
12-13 | Последствия войны: революции и распад империй. | 2 | Комбинированный урок | Последствия Первой мировой войны. Раскол в рабочем о социалистическом движении. Революция в Германии 1918-1919. Распад Австро-Венгерской империи. Революции в Австрии и Венгрии. Образование Чехословакии, Югославии, Распад Российской империи. Утверждение независимости Финляндии и Польши.. | Показывать на карте страны, где произошли революции во время мировой войны или после неё. Объяснять, какие международные условия способствовали развитию революций в разных странах. Комментировать итоги и последствия революций. Объяснять причины и последствия распада Российской империи. | § 4 | |
14-15 | Версальско–Вашингтонская система. | 2 | Изучение нового материала. | Парижская мирная конференция. Территориальные изменения. Лига Наций. Вашингтонская конференция. Причины неизбежного краха Версальско–Вашингтонской системы. | Анализировать основные условия Версальско-Вашингтонской системы. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного материала. Показывать и объяснять на карте территориальные изменения в мире после войны. | § 5 | |
16 | Повторитель-обобщающий урок | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Первая мировая война: причины. участники и их цели, основные события на Западном и Восточном фронтах. Изменение карты мира. | Систематизировать материал темы. Раскрывать логическую взаимосвязь между явлениями и процессами. Применять метод сравнительного анализа. Делать обобщающие выводы. Обосновывать свое мнение. Уметь объяснять смысл понятий и терминов. | ||
Тема 2. Великая российская революция– 13 ч. | |||||||
17-18 | Великая российская революция: Февраль 1917 г. | 2 | Комбинированный урок | Объективные и субъективные причины революционного кризиса. Падение монархии. Временное правительство и его программа. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Основные политические партии в 1917 г. Кризисы Временного правительства. | Планировать и осуществлять дополнительную познавательную деятельность по теме. Определять причинно-следственные связи. Прогнозировать последствия и значение исторических событий. Систематизировать знания при работе с текстом учебника. Объяснять смысл исторических понятий. Анализировать и сравнивать программы политических партий. Определять свое отношение к исторической личности.. Давать аргументированные собственные суждения. | § 3 | |
19-20 | Великая российская революция: Октябрь 1917 г. | 2 | Комбинированный урок | Русская православная церковь в условиях революции. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Рост влияния большевиков. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. | Формулировать аргументы за и против выдвинутого аргумента. Определять причинно-следственные связи. Оценивать мнения и позиции представителей разных социальных групп. Давать расшифровку сокращенных названий, проясняя их смысл. Раскрывать роль лозунга в политической борьбе за влияние в массах. Сравнивать политические течения. Использовать метод сравнительного анализа при сопоставлении исторических событий. Аргументировать свою точку зрения. | § 4 | |
21 | Петроград – столица революций. Региональный компонент | 1 | Изучение нового материала. | Петроград – арена важнейших для России политических событий: памятные места и памятники Февральской революции 1917 г. События в Петрограде осенью 1917 г. Захват власти большевиками. Последствия октябрьских событий в Петрограде. Памятники и памятные места города, напоминающие об этих событиях, их руководителях и участниках (Смольный, Зимний дворец, крейсер «Аврора», Таврический дворец и другие). | Формирование устойчивого познавательного интереса к городу. Выявление уникального петербургского наследия, связи сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым. Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. Формирование стремления в реализации своих знаний и умений. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. Формирование ценностного отно-шения к наследию Петербурга, которое проявляется в словесном выражении собственного впечатления от объекта; | ||
22 | Первые революционные преобразования большевиков. | 1 | Изучение нового материала | Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Организация власти Советов. Создание новой армии и спецслужбы. Брестский мир. Первая Конституция России 1918 г. | На основе систематизации делать выводы. Применять ранее полученные знания. Давать оценку историческим деятелям. Определять причины и следствия исторических процессов. Анализировать и делать выводы на основе учебника. Систематизировать материал. определять значение терминов и понятий. Выявлять противоречия исторических событий. | §5 | |
23 | Экономическая политика большевиков. Политика военного коммунизма. | 1 | Комбинированный | Национализация промышленности. Политика в деревне. Военный коммунизм. План ГОЭЛРО. | Давать характеристику деятельности политических партий. Оценивать влияние различных факторов на становление экономики страны. Устанавливать связь между явлениями политической и экономической жизни общества. Прогнозировать последствия исторических процессов и явлений. Давать оценочные суждения. | §6 | |
24-26 | Гражданская война | 3 | Изучение нового материала | Причины и основные этапы Гражданской войны в России. Выступление левых эсеров. Формирование однопартийной системы. Палитра антибольшевистских сил. Важнейшие события 1918-1919 г. Террор красный и белый: причины и масштабы. Польско-советская война. Окончание Гражданской войны. Причины победы Красной армии в Гражданской войне. | Определять причины исторических событий. Проявлять критичность суждений в оценке событий истории. Владеть приемом сравнительного анализа. Использовать историческую карту как исторический источник. Систематизировать информацию. Выявлять последствия исторического события. Определять свое отношение к наиболее значимым историческим событиям. | §7 | |
27 | Петроград - «арена» истории. Региональный компонент. | 1 | Комбинированный урок. | Этапы развития советского государства – этапы развития Петрограда: гражданская война, военный коммунизм. 1918 г. – перенесение столицы в Москву – утрата Петроградом столичного статуса. | Формирование устойчивого познавательного интереса к городу. Выявление уникального петербургского наследия, связи сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым. Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. Формирование стремления в реализации своих знаний и умений. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. Формирование ценностного отно-шения к наследию Петербурга, которое проявляется в словесном выражении собственного впечатления от объекта; | ||
28 | Идеология и культура периода Гражданской войны. | 1 | Комбинированный урок | Политика новой власти в области образования и науки. Власть и интеллигенция. Отношение новой власти к русской православной церкви. Повседневная жизнь. Общественные настроения. | Устанавливать связь между социально-политической и культурной жизнью общества. Уметь делать обобщения на основе систематизации знаний. Определять цели государственной политики в сфере культуры. Планировать свою познавательную деятельность. | §8 | |
29 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Великая российская революция. Гражданская война. | Систематизировать материал темы. Раскрывать логическую взаимосвязь между явлениями и процессами. Применять метод сравнительного анализа. Делать обобщающие выводы. Обосновывать свое мнение. Уметь объяснять смысл понятий и терминов. | ||
Тема 3. Мир в 1920-1930 –е годы – 11 ч. | |||||||
30-31 | Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия. | 2 | Изучение нового материала | Особенности экономического восстановления в 1920-е гг. План Дауэса. Международные отношения в 1920-е гг. США и страны Европы в 1920 е гг. США: процветание по-американски. Германия-кризис Веймарской республики. Великобритания – коалиционные правительства. | Называть причины быстрого роста экономики США. Характеризовать международные отношения в 1920-е гг. Сравнивать развитие Великобритании, Германии, Франции, США в 1920-е гг. Готовить сообщения (с помощью Интернета). | § 6 | |
32 | Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. «Великая депрессия» . | 1 | Изучение нового материала | Особенности мирового экономического кризиса.1929-1933 г.Социальные последствия кризиса. причины экономического кризиса. Пути выхода из кризиса. | Объяснять причины и особенности экономического кризиса. Сравнивать либерально-демократические и тоталитарные режимы. Характеризовать авторитарные режимы и их особенности. | §7 | |
33-34 | Страны Запада в 1930-е гг США: «новый курс» Ф. Рузвельта. Великобритания: «национальное правительство» | 2 | Изучение нового материала | Особенности экономического кризиса в США. Политика президента Гувера. «Новый курс» Ф.Рузвельта.. Сельскохозяйственная политика. Массовые социальные движения. Социальные реформы «нового курса». Внешняя политика США. Великобритания: «национальное правительство» Экономическая политика. Внешняя политика. Великобритании. | Называть особенности кризиса в США. Раскрывать суть «нового курса» Ф. Рузвельта. Характеризовать социальные реформы «нового курса». Сравнивать экономическую политику Англии и США в период кризиса. Анализировать внешнюю политику Великобритании в 1930-е гг. | §8 | |
35-36 | Нарастание агрессии в мире. Фашистский режим в Италии. Установление нацистской диктатуры в Германии. | 2 | Изучение нового материала | .Италия: фашизм и корпоративизм. Внешняя политика Италии..Германия в 1930- е гг.: нацизм и тоталитарная диктатура. Милитаризация экономики. Внешняя политика Германии. | Объяснять причины установления тоталитарного режима в Италии. Объяснять, почему Италия стала первой страной Европы, где утвердился фашизм; причины установления тоталитарной диктатуры в Германии. Раскрывать особенности пути фашистов к власти в Германии. Характеризовать особенности фашизма и национал-социализма.
| §9 | |
37 | Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании. Гражданская война в Испании. | 1 | Изучение нового материала | Франция в 1930- гг.: политическая неустойчивость. Народный фронт. Парламентский кризис и угроза фашизма. Формирование антифашистского фронта. Деятельность правительства Народного фронта. Испания: республика и революция. Гражданская война 1936-1939 гг.Испанский фашизм. Особенности франкизма. | Характеризовать политическое и экономическое положение Франции в условиях кризиса. Приводить примеры, свидетельствующие об угрозе фашизма во Франции. Раскрывать особенности пути фашистов к власти в Испании. | §10 | |
38-39 | Международные отношения в 1930 – гг. Политика умиротворения агрессора. | 2 | Комбинированный урок | Крах Версальско-Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги Наций. Военно-политический блок «Берлин-Рим-Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 г. Провал идеи коллективной безопасности. | Объяснять причины распада Версальско-Вашингтонской системы договоров. Характеризовать международную обстановку накануне войны. Оценивать роль Лиги Наций в международной политике в 1930-е гг.Объяснять причины провала идеи коллективной безопасности. | §11 | |
40 | Восток в первой половине XX века. | 1 | Изучение нового материала | Традиции и модернизация. Япония. Китай. Индия. | Объяснять, какие задачи стояли перед Японией, Индией, Китаем в 1920—1930-е гг. Сравнивать пути к модернизации в Японии, Китае и Индии. Раскрывать смысл понятия «гандизм». Выделять особенности общественного развития. Объяснять сходство и различия в развитии стран континента. | §12 | |
Тема 4. Советская Россия в годы НЭПа -10 ч. | |||||||
41 | Экономический и политический кризис начала 1920-х годов и переход к НЭПу. | 1 | Изучение нового материала | Последствия мировой войны, революции т Гражданской войны для демографии и экономики России. Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход к новой экономической политике. | Определять последствия исторических явлений, событий. Давать характеристику положения в стране на основе анализа исторической карты. Раскрывать сущность терминов. Выявлять противоречивость исторических явлений. Критически оценивать действия власти во внутренней политике. | § 9 | |
42-43 | Экономика НЭПа | 2 | Комбинированный урок | Замена продразверстки единым продовольственным налогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа Сокольникова. Создание Госплана и переход к пятилетнему планированию развития народного хозяйства. | Высказывать аргументированное собственное мнение. Раскрывать сущность исторических явлений. Систематизировать материал. Анализировать исторические источники. Давать оценку программе экономического развития государства. Прогнозировать последствия исторических событий. | § 10 | |
44 | Образование СССР и национальная политика в 1920-е гг. | 1 | Комбинированный урок | Предпосылки и значение образования СССР. Образование СССР и Конституция 1924. Национально-государственное строительство. Политика «коренизации». | Выделять предпосылки исторических процессов. Объяснять причины исторических событий. Сравнивать различные точки зрения. Анализировать роль личности в истории. Характеризовать принципы государственного устройства. | § 11 | |
45-46 | Политическое развитие в 1920-е гг. | 2 | Комбинированный урок | Трудности поворота. Болезнь Ленина и борьба за власть. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б). Ужесточение политического курса. | Раскрывать связь между политическим и социально-экономическим развитием страны. Систематизировать материал о деятельности политических сил. Раскрывать связь между историческими событиями. Проявлять критическое мышление. Объяснять смысл исторических терминов и понятий. Давать характеристику деятельности исторических персоналий. | § 12 | |
47-48 | Международное положение и внешняя политика в 1920-е гг | 2 | Комбинированный урок | Международное положение после окончания Гражданской войны в России. «Полоса признания». Отношения со странами Востока. Создание и деятельность Коминтерна. Дипломатические конфликты с Западными странами. | Определять причинно-следственные связи. Формулировать актуальные задачи внешней политики государства. Характеризовать интересы различных участников внешнеполитических отношений. Отслеживать сущность и последовательность исторических событий. Проявлять критическое мышление в оценке исторических событий. | § 13 | |
49 | Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. | 1 | Комбинированный урок | Партийный контроль над духовной жизнью. Сменовеховство. Начало «нового искусства» | Характеризовать особенности культурной и научной жизни общества. Определять значение духовного и научного наследия. Объяснять поведение людей, их деятельность. | § 14 | |
50 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Систематизировать материал темы. Раскрывать логическую взаимосвязь между явлениями и процессами. Применять метод сравнительного анализа. Делать обобщающие выводы. Обосновывать свое мнение. Уметь объяснять смысл понятий и терминов. | |||
Тема 5. Советский Союз в 1929 – 1941 г– 13 ч. | |||||||
51-52 | Великий перелом. Индустриализация | 2 | Комбинированный урок | Разработка и принятие плана первой пятилетки. «Великий перелом». Ход и особенности советской индустриализации. Цена и издержки индустриализации. Итоги и достижения индустриального развития. | Группировать и систематизировать признаки явлений и процессов. Выявлять отличительные признаки событий. Раскрывать роль государства в экономическом развитии страны. Объяснять мотивы поступков людей в определенную историческую эпоху. Оценивать роль исторических личностей. Оценивать итоги исторических событий. | §15 | |
53 | Ленинград – «зеркало эпохи» (20-30-е гг). Региональный компонент. | 1 | Комбинированный урок | Этапы развития советского государства – этапы развития Ленинграда: национализация промышленных предприятий, банков, торговли. НЭП, первые пятилетки. Задачи, которые решал Ленинград в период индустриализации . Памятники и памятные места города, напоминающие об этих событиях. Ленинградская промышленность к 1940 г. Ленинград – крупный железнодорожный транспортный узел СССР. | Формирование устойчивого познавательного интереса к городу. Выявление уникального петербургского наследия, связи сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым. Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. Формирование стремления в реализации своих знаний и умений. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. Формирование ценностного отно-шения к наследию Петербурга, которое проявляется в словесном выражении собственного впечатления от объекта; | ||
54-55 | Коллективизация сельского хозяйства | 2 | Комбинированный урок | Политические дискуссии о путях развития советской деревни. Политика сплошной коллективизации. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Голод. Становление колхозного строя. | Раскрывать процесс влияния политики государств в отношении различных социальных групп общества. Определять причины исторических событий. Составлять схемы. Определять собственное отношение к историческому событию. Раскрывать сущность исторического явления. Давать анализ исторической ситуации. Оценивать точку зрения ученых-историков. Анализировать альтернативные точки зрения. Характеризовать основные итоги коллективизации. | §16 | |
56-57 | Политическая система в 1930- е годы. | 2 | Комбинированный урок | Конституция 1936 г. Формирование партийного государства. Репрессивная политика. Массовые общественные организации. | Раскрывать признаки политической системы государства. Определять роль партии в политической системе. Раскрывать основные положения Конституции 1936 г. Определять роль массовых общественных организаций в жизни общества. Раскрывать признаки понятий и приводить примеры для их подтверждения. Сравнивать и анализировать различные явления. Выявлять противоречия между заявленными положениями в государственных актах и реальном их воплощении. процессов. | §17 | |
58 | Убийство Кирова в Ленинграде – начало массовых политических репрессий. Региональный компонент. | 1 | Комбинированный урок | 1934 г. – убийство С. Кирова; репрессии; памятники и памятные места, напоминающие об 4 этих событиях (памятник С. Кирову, камень-памятник на Троицкой площади, Большой дом, сфинксы напротив тюрьмы «Кресты».) 1939 г. – Ленинград – «прифронтовой город». | Формирование устойчивого познавательного интереса к городу. Выявление уникального петербургского наследия, связи сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым. Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. Формирование стремления в реализации своих знаний и умений. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. Формирование ценностного отно-шения к наследию Петербурга, которое проявляется в словесном выражении собственного впечатления от объекта; | ||
59 | Советская национальная политика в 1930-е гг | 1 | Изучение нового материала | Общие черты и особенности индустриализации в национальных образованиях. Ход индустриализации. Итоги индустриализации в национальных образованиях. Направления национальной политики. | Выявлять противоречивый характер исторических явлений и процессов. Формулировать задачи государства в историческом контексте. Использовать карту как исторический источник. Систематизировать исторический материал. Делать самостоятельные выводы. | Стр. 148 | |
60 | Культурное пространство советского общества в 1930-е гг | 1 | Комбинированный урок | Формирование «нового человека». Культ героев. Культурная революция. Достижения отечественной науки в 1930-е гг. Советское искусство. Повседневность 1930-х гг. Общественные настроения. Культура русского зарубежья. | Определять собственное отношение к достижениям культуры. Анализировать исторические явления под заданным углом зрения и прогнозировать его последствия. Раскрывать сущность явлений и процессов. | §18 | |
61-62 | СССР и мировое сообщество в 1930 годы | 2 | Комбинированный урок | .Мировой экономический кризис 1929-1933 и пути выхода из него. СССР и мировое сообщество. Борьба за создание системы коллективной безопасности. Усиление угрозы мировой войны. Укрепление безопасности на Дальнем Востоке. СССР в международной политике накануне начала Второй мировой войны. | Определять причины исторических событий. Выявлять последовательность исторических процессов. Прогнозировать последствия исторических событий и процессов. Систематизировать материал и делать самостоятельные выводы. Использовать текст документов как исторический источник. Выявлять причины принятия международных актов, договоров. Раскрывать роль страны на международной арене. Давать анализ внешнеполитической деятельности государства. Раскрывать взаимосвязь внутренней и внешней политики. | §19 | |
63 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Систематизировать материал темы. Раскрывать логическую взаимосвязь между явлениями и процессами. Применять метод сравнительного анализа. Делать обобщающие выводы. Обосновывать свое мнение. Уметь объяснять смысл понятий и терминов. | |||
Тема 6. Вторая мировая война и Великая Отечественная война– 31 ч. | |||||||
64-66 | Вторая мировая война | 3 | Комбинированный урок | Канун войны. Начало Второй мировой войны. Политика СССР. Поражение Франции. Великая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Боевые действия в Северной Африке.. Военные действия на других фронтах войны. Перл-Харбор и война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Атлантическая хартия. Движение Сопротивления. Завершающий этап Второй мировой войны. Крымская конференция. Берлинская конференция. Капитуляция Японии | Объяснять причины Второй мировой войны. Анализировать готовность главных участников к войне. Называть периодизацию войны. Показывать на карте районы и комментировать основные события боевых действий. Объяснять направления взаимодействия союзников, какие страны внесли наибольший вклад в победу. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. | § 13-14 | |
67-68 | СССР накануне Великой Отечественной войны. | 2 | Изучение нового материала | Советская внешняя политика на начальном этапе Второй мировой войны. Форсирование военного производства и освоения новой военной техники. Реорганизация Красной армии. Укрепление трудовой и производственной дисциплины. Военно-патриотическое воспитание населения. | Актуализировать знания из курса всеобщей истории. Характеризовать экономическое развитие страны перед войной. На основе карты характеризовать социально-государственного устройство страны. Использовать карту для объяснения геополитического положения страны. Выявлять противоречивость исторических событий и явлений. Формулировать выводы, высказывать аргументированное собственное суждение. | § 20 | |
69-71 | Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942) | 3 | Комбинированный урок. | Канун войны. Начало войны. Характер войны. Силы и планы сторон. Неудачи Красной армии летом и осенью 1941. Битва за Москву. | Характеризовать исторические явления и процессы. Оценивать поведение людей и их действия. Определять причины исторических событий. Использовать карту как исторический источник: определять цели военных кампаний. Определять значение событий. Систематизировать материал и переводить его содержание из текста в таблицу. | §21 | |
72 | Начало блокады Ленинграда Региональный компонент. | 1 | Комбинированный урок. | 8 сентября 1941 г.- начало блокады. Место Ленинграда в стратегических планах фашистского командования. Город в начале войны по воспоминаниям современников, документам и фотографиям тех лет, памятным местам и музейным экспозициям (мобилизация, формирование народного ополчения, создание оборонительных рубежей, эвакуация, маскировка города, переход промышленности на военные рельсы). Военные действия на Ленинградском фронте в 1941-1942гг.: попытки прорыва блокадного кольца. основные сражения; памятники, напоминающие о них. Командующие Ленинградским фронтом; памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них Герои – защитники Ленинграда. | Формирование устойчивого познавательного интереса к городу. Выявление уникального петербургского наследия, связи сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым. Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия. Формирование стремления в реализации своих знаний и умений. Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. Формирование ценностного отно-шения к наследию Петербурга, которое проявляется в словесном выражении собственного впечатления от объекта; | ||
73-76 | Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома. | 4 | Комбинированный урок. | Ситуация на фронте весной 1942 г. Силы и планы сторон. Немецкое наступление летом 1942 года. Начало Сталинградской битвы. Битва за Кавказ. Немецкий оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение. Сотрудничество с врагом: причины, формы, масштабы. Образование антигитлеровской коалиции. Итоги первого этапа войны. | Актуализировать знания по всеобщей истории. Давать оценочные суждения о деятельности исторических личностей. На основе карты давать характеристику главных направлений военной операции и проектировать её последствия. Определять последствия исторических явлений, процессов. Систематизировать материал и переводить его содержание из текста в таблицу. Давать характеристику результатов событий и явлений. | § 22 | |
77-78 | Человек и война: единство фронта и тыла. | 2 | Комбинированный урок. | Повседневность военного времени. Человек на войне. Церковь в годы войны. Соотечественники за рубежом в борьбе с фашизмом. Культурное пространство войны. Военные будни и праздники. Летопись культурных утрат. | Оценивать поведение людей, их деятельность. Определять информационную ценность кинематографа. Раскрывать взаимосвязь между различными сторонами жизни общества. Оценивать позиции разных социальных групп. Приводить примеры, разъясняющие смысл лозунга. | § 23 | |
79 | В блокадном Ленинграде Региональный компонент. | 1 | Изучение нового материала | Подвиг и трагедия жителей блокадного Ленинграда. Хронология жизни блокадного города и его жителей .Условия жизни (холод, голод. блокада и дети) и труд блокадников. Знаменитые ленинградцы .Наука и культура в Блокадном Ленинграде. «Дорога жизни». Помощь осажденному городу области и всей страны. Памятники и памятные места города, напоминающие о блокаде. Жители блокадного Ленинграда – носители памяти о героических и трагических событиях. | Оценивать поведение людей, их деятельность. Определять значение, последствия исторического события. Давать ему оценку. Формулировать выводы, высказывать аргументированное собственное суждение. | ||
80-83 | Второй период войны. Коренной перелом в ходе ВОВ (ноябрь 1942 -1943). | 4 | Комбинированный урок. | Разгром немецких войск под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны. | Актуализировать знания по всеобщей истории Объяснять причины исторического события. Аргументировать свою позицию. Описывать с опорой на карту ход и итоги военных действий. Анализировать факты и делать выводы. Систематизировать материал и переводить его содержание из текста в таблицу. Давать характеристику результатов событий и явлений. | §24 | |
84 | Народы СССР в борьбе с фашизмом. | 1 | Комбинированный урок. | Многонациональный советский народ на фронтах войны. Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения. Национальная политика. | Выявлять противоречивый характер исторических явлений и процессов. Формулировать задачи государства в историческом контексте. Использовать карту как исторический источник. Систематизировать исторический материал. Делать самостоятельные выводы. | стр. 51 | |
85 | Прорыв и снятие блокады Ленинграда Региональный компонент. | 1 | Комбинированный урок. | Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда. Операция «Искра» и ее историческое значение. | Описывать с опорой на карту ход и итоги военных действий. Анализировать факты и делать выводы. Давать оценку военным операциям. | ||
86-90 | Третий период войны. Победа СССР в великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. | 5 | Комбинированный урок. | Завершение освобождения территории СССР. «Десять сталинских ударов. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе. Освободительная миссия советской армии. Крымская (Ялтинская) конференция. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Потсдамская конференция.. Разгром милитаристской Японии. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. | Актуализировать знания по всеобщей истории Систематизировать информацию на основе карты. Описывать с опорой на карту ход и итоги военных действий. Анализировать факты и делать выводы. Давать оценку военным операциям. Систематизировать материал и переводить его содержание из текста в таблицу. Давать характеристику результатов событий и явлений. Высказывать и аргументировать свое мнение. | § 25 | |
91-93 | Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование | 3 | Комбинированный урок | Итоги Второй мировой войны. Последствия Второй мировой войны Мирное урегулирование. Образование ООН. Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками. | Объяснять основные последствия войны для стран союзников, стран-агрессоров, всего мира. Оценивать итоги Нюрнбергского процесса. | § 15 | |
94 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Планировать свою познавательную деятельность. Самостоятельно выполнять индивидуальную учебно-познавательную деятельность. Обосновывать свое мнение, раскрывать позицию на конкретных примерах. Оценивать результаты своей познавательной деятельности. | |||
95-102 | Резерв | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...