Рабочая программа по истории 10 класс ФГОС
рабочая программа по истории (10 класс)

Михайлова Ирина Валерьевна

Рабочая программа для 10 класса. Составлена в соответствии с ФГОС. Расчитана на 3 часа в неделю (102 часа в год). Включает региональный компонент (8 часов) по истории Санкт-Петербурга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка                                                                                                                                

              Преподавание истории в 2019 – 2020 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

  • Федеральным государственным образовательным  стандартом  общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
  • Приказа Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 о федеральном перечне учебников, рекомендуемых при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего,  основного общего, среднего общего образования.

Общая характеристика курса.

        В 2019/2020 учебном году в 10 классах общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга осуществляется переход на линейную структуру исторического образования.

Структурно предмет "История" на базовом уровне включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914 - 1945 гг. - ("История России").

Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.

Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов.

Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории,

Данная программа предполагает изучение истории в 10 классе в форме интегрированного курса, включающего в себя синхронизацию исторических событий всемирной истории и истории России.

Место учебного предмета «История» в базисном учебном плане.

        Предмет «История» изучается на ступени среднего общего образования в качестве обязательного предмета в 10 классе в общем объеме — 102 часа в год, по 3 часа в неделю.

Учебно-методический комплекс

  1. Всеобщая история. Новейшая история. Учебник. 10 класс. О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа, Москва, Просвещение, 2019.
  2. История России, 10 класс.. Горинов М.М., ДаниловиА.А. в трех частях, Москва, Просвещение, 2019.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами;
  • понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;
  • уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека; толерантность;
  • способность к определению своей позиции и ответственному поведению;
  • готовность к международному диалогу, взаимодействию с представителями других народов, государств.

Метапредметные результаты

  • организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;
  • планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
  • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
  • осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;
  • использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете;
  • использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
  • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
  • логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;
  • владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;
  • представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в виде письменных работ;
  • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации ин формации;
  • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
  • выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • оценивать собственные действия, учебные достижения.

Предметные результаты

В результате изучения учебного предмета "История" на уровне среднего общего образования.

Выпускник на базовом уровне научится:

  • рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
  • знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
  • определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • представлять культурное наследие России и других стран;
  • работать с историческими документами;
  • сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
  • критически анализировать информацию из различных источников;
  • соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
  • использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
  • использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
  • составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
  • работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
  • читать легенду исторической карты;
  • владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
  • демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
  • оценивать роль личности в отечественной истории XX века;
  • ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории XX века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
  • устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
  • определять место и время создания исторических документов;
  • проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
  • характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
  • использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
  • представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
  • соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей XX века;
  • анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории XX века;
  • обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
  • приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
  • применять полученные знания при анализе современной политики России;
  • владеть элементами проектной деятельности.

Формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной  аттестации.

Для проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся используются виды контроля: поурочный и тематический

Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.

Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённой темы (тем). При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся не по отдельным элементам (как при поурочном контроле), а в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.

Для осуществления контроля используются различные виды учебных работ, методы и средства, с помощью которых устная, письменная, практическая формы контроля или их сочетание позволяют получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках,  собеседования, дидактические тесты, тесты и задания в формате ОГЭ, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, лабораторные (работа с документами и т.п.) и практические работы (с картой, учебником, иллюстрацией, диаграммой и др., составление плана, таблицы), рефераты, учебно-исследовательские проекты и др.

Промежуточная аттестация проводится в конце каждой четверти и в конце учебного года. Промежуточная аттестация проводится согласно локальному акту школы.

Критерии и нормы оценки  устных и письменных ответов

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя. 

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. 

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
  4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
  5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки. 

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
  5. Полностью не усвоил материал.

Тестирование:

Оценка  3        Выполнено не менее 50 % предложенных заданий

Оценка  4        Выполнено не менее 75 % предложенных заданий

Оценка  5        Выполнено не менее 90 % предложенных заданий

 

 

Содержание курса

(курсивом выделены темы по Всеобщей истории)

         

Тема 1. Россия и мир в Первой мировой войне (16 ч.)

Мир накануне Первой мировой войны

"Империализм". Колониальные и континентальные империи. Мировой порядок перед Первой мировой войной. Антанта и Тройственный союз. Гаагские конвенции и декларации. Гонка вооружений и милитаризация. Пропаганда. Региональные конфликты накануне Первой мировой войны. Причины Первой мировой войны.

Первая мировая война

Ситуация на Балканах. Сараевское убийство. Нападение Австро-Венгрии на Сербию. Вступление в войну Германии, России, Франции, Великобритании, Японии, Черногории, Бельгии. Цели войны. Планы сторон. Сражение на Марне. Наступление в Галиции. Морское сражение при Гельголанде. Вступление в войну Османской империи. Вступление в войну Болгарии и Италии. Поражение Сербии. Четверной союз (Центральные державы). Верден. Отступление российской армии. Сомма. Война в Месопотамии. Геноцид в Османской империи. Ютландское сражение. Вступление в войну Румынии. Брусиловский прорыв. Вступление в войну США. Революция 1917 г. и выход из войны России. Бои на Западном фронте. Война в Азии. Капитуляция государств Четверного союза. Новые методы ведения войны. Националистическая пропаганда. Борьба на истощение. Участие колоний в европейской войне. Позиционная война. Новые практики политического насилия: массовые вынужденные переселения, геноцид. Политические, экономические, социальные и культурные последствия Первой мировой войны.

Россия в Первой мировой войне

Россия и мир накануне. Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в городе и разверстки в деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве.

Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти. "Прогрессивный блок" и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Эхо войны на окраинах империи: восстание в Средней Азии и Казахстане. Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и "пораженцы". Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества.

Петербург (Петроград)  в годы Первой мировой войны.

Тема 2. Великая российская революция– 13 ч.

Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль - март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна - лето: "зыбкое равновесие" политических сил при росте влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец "двоевластия". православная церковь. Всероссийский Поместный собор и восстановление патриаршества. Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие власти большевиками ("октябрьская революция"). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как политический деятель.

Первые революционные преобразования большевиков.

Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи. Национализация промышленности.

"Декрет о земле" и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от государства и школы от церкви.

Созыв и разгон Учредительного собрания

Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость центра и формирование "многовластия" на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г.

Гражданская война и ее последствия

Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 - весной 1918 г.: Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч, Директория, правительства А.В. Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля. Положение населения на территориях антибольшевистских сил. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села: "красные" продотряды и "белые" реквизиции. Политика "военного коммунизма". Продразверстка, принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчетов и административное распределение товаров и услуг. "Главкизм". Разработка плана ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Террор "красный" и "белый" и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав Советов в пользу чрезвычайных органов - ЧК, комбедов и ревкомов. Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму.

Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921 - 1922 гг.

Идеология и культура периода Гражданской войны и "военного коммунизма"

"Несвоевременные мысли" М. Горького. Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. "Окна сатиры РОСТА". План монументальной пропаганды. Национализация театров и кинематографа. Издание "Народной библиотеки". Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации. Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в деревне. Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, "черный рынок" и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной обстановки на психологию населения.

Петербург (Петроград) в годы революции и Гражданской войны.

 Тема 3. Мир в 1920-1930 –е годы – 11 ч.

Революционная волна после Первой мировой войны

Образование новых национальных государств. Народы бывшей российской империи: независимость и вхождение в СССР. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская республика. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Образование Коминтерна. Венгерская советская республика. Образование республики в Турции и кемализм.

Версальско-Вашингтонская система

Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция. Версальская система. Лига наций. Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция. Смягчение Версальской системы. Планы Дауэса и Юнга. Локарнские договоры. Пацифистское движение.

Страны Запада в 1920-е гг.

Реакция на "красную угрозу". Послевоенная стабилизация. Экономический бум. Процветание. Возникновение массового общества. Либеральные политические режимы. Рост влияния социалистических партий и профсоюзов.

Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в США

Начало Великой депрессии. Причины Великой депрессии. Мировой экономический кризис. Социально-политические последствия Великой депрессии. Закат либеральной идеологии. Победа Ф.Д. Рузвельта на выборах в США. "Новый курс" Ф.Д. Рузвельта. Кейнсианство. Государственное регулирование экономики. Другие стратегии выхода из мирового экономического кризиса. Тоталитарные экономики.

Авторитарные режимы в Европе: Польша и Испания. Б. Муссолини и идеи фашизма. Приход фашистов к власти в Италии. Создание фашистского режима. Фашистский режим в Италии.

Нарастание агрессии. Германский нацизм

Нарастание агрессии в мире. Агрессия Японии против Китая в 1931 - 1933 гг. НСДАП и А. Гитлер. "Пивной" путч. Приход нацистов к власти. Поджог Рейхстага. "Ночь длинных ножей". Нюрнбергские законы. Нацистская диктатура в Германии. Подготовка Германии к войне.

"Народный фронт" и Гражданская война в Испании

Борьба с фашизмом в Австрии и Франции. VII Конгресс Коминтерна. Политика "Народного фронта". Революция в Испании. Победа "Народного фронта" в Испании. Франкистский мятеж и фашистское вмешательство. Социальные преобразования в Испании. Политика "невмешательства". Советская помощь Испании. Оборона Мадрида. Сражения при Гвадалахаре и на Эбро. Поражение Испанской республики.

Политика "умиротворения" агрессора

Создание оси Берлин - Рим - Токио. Оккупация Рейнской зоны. Аншлюс Австрии. Судетский кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия. Присоединение Судетской области к Германии. Ликвидация независимости Чехословакии. Итало-эфиопская война. Японо-китайская война и советско-японские конфликты. Британско-франко-советские переговоры в Москве. Советско-германский договор о ненападении и его последствия. Раздел Восточной Европы на сферы влияния Германии и СССР.

 Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии

Китай после Синьхайской революции. Революция в Китае и Северный поход. Режим Чан Кайши и гражданская война с коммунистами. "Великий поход" Красной армии Китая. Становление демократических институтов и политической системы колониальной Индии. Поиски "индийской национальной идеи". Национально-освободительное движение в Индии в 1919 - 1939 гг. Индийский национальный конгресс и М. Ганди.

Тема 4. Советская Россия в годы НЭПа -10 ч.

Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921 - 1922 гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от "военного коммунизма" и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразверстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922 - 1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР звания "Герой Труда" (1927 г., с 1938 г. - Герой Социалистического Труда).

Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Политика "коренизации" и борьба по вопросу о национальном строительстве. Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. В.И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И.В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин. Молодежная политика. Социальные "лифты". Становление системы здравоохранения. Охрана материнства и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью. Организация детского досуга. Меры по сокращению безработицы. Положение бывших представителей "эксплуататорских классов". Лишенцы. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в аренду.

 Культурное пространство советского общества в 1920- гг. Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе. Падение трудовой дисциплины. Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и праздники. Наступление на религию. Обновленческое движение в церкви. Положение нехристианских конфессий.

Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства.

Внешняя политика СССР в 1920 - 1930-е годы. Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции "построения социализма в одной стране". Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема "царских долгов". Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. "Военная тревога" 1927 г.

Тема 5. Советский Союз в 1929 – 1941 г– 13 ч.

"Великий перелом". Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Создание рабочих и инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли и предприним     ательства. Кризис снабжения и введение карточной системы.     Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. "Раскулачивание". Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя.

Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации. Голод в СССР в 1932 - 1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках. Днепрострой, Горьковский автозавод. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Турксиб. Строительство Московского метрополитена. Создание новых отраслей промышленности. Иностранные специалисты и технологии на стройках СССР. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной промышленности. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация безработицы. Успехи и противоречия урбанизации. Утверждение "культа личности" Сталина. Малые "культы" представителей советской элиты и региональных руководителей. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание "Краткого курса истории ВКП(б)" и усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937 - 1938 гг. "Национальные операции" НКВД. Результаты репрессий на уровне регионов и национальных республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ: социально-политические и национальные характеристики его контингента. Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных территорий. Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г.

Культурная революция и ее особенности в национальных регионах. Советский авангард. Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая академия, Институты красной профессуры. Создание "нового человека". Пропаганда коллективистских ценностей. Воспитание интернационализма и советского патриотизма.Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение Арктики. Рекорды летчиков. Эпопея "челюскинцев". Престижность военной профессии и научно-инженерного труда. Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.) и первые награждения.

Культурная революция. От обязательного начального образования - к массовой средней школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Социалистический реализм как художественный метод. Литература и кинематограф 1930-х годов. Культура русского зарубежья. Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др. Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники. Формирование национальной интеллигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930-х годов. Снижение уровня доходов населения по сравнению с периодом нэпа. Потребление и рынок. Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город: последствия вынужденного переселения и миграции населения. Жилищная проблема. Условия труда и быта на стройках пятилеток. Коллективные формы быта. Возвращение к "традиционным ценностям" в середине 1930-х гг. Досуг в городе. Парки культуры и отдыха. ВСХВ в Москве. Образцовые универмаги. Пионерия и комсомол. Военно-спортивные организации. Материнство и детство в СССР. Жизнь в деревне. Трудодни. Единоличники. Личные подсобные хозяйства колхозников.

Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Нарастание негативных тенденций в экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Катынская трагедия. "Зимняя война" с Финляндией.

Петербург (Ленинград)  в 1930-е гг.

 Тема 6. Вторая мировая война и Великая Отечественная война– 31 ч.

Начало Второй мировой войны

Причины Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих сторон. Блицкриг. "Странная война", "линия Мажино". Разгром Польши. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско-германский договор о дружбе и границе. Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Советско-финляндская война и ее международные последствия. Захват Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и ее союзников. Германо-британская борьба и захват Балкан. Битва за Британию. Рост советско-германских противоречий.

Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане

Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США и его причины. Перл-Харбор. Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ стратегии союзников. Ленд-лиз. Идеологическое и политическое обоснование агрессивной политики нацистской Германии. Планы Германии в отношении СССР. План "Ост". Планы союзников Германии и позиция нейтральных государств.

Коренной перелом в войне

Сталинградская битва. Курская битва. Война в Северной Африке. Сражение при Эль-Аламейне. Стратегические бомбардировки немецких территорий. Высадка в Италии и падение режима Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция. "Большая тройка". Каирская декларация. Роспуск Коминтерна.

Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам

Условия жизни в СССР, Великобритании и Германии. "Новый порядок". Нацистская политика геноцида, холокоста. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и насильственные переселения. Массовые расстрелы военнопленных и гражданских лиц. Жизнь на оккупированных территориях. Движение Сопротивления и коллаборационизм. Партизанская война в Югославии. Жизнь в США и Японии. Положение в нейтральных государствах.

Разгром Германии, Японии и их союзников

Открытие Второго фронта и наступление союзников. Переход на сторону антигитлеровской коалиции Румынии и Болгарии, выход из войны Финляндии. Восстания в Париже, Варшаве, Словакии. Освобождение стран Европы. Попытка переворота в Германии 20 июля 1944 г. Бои в Арденнах. Висло-Одерская операция. Ялтинская конференция. Роль СССР в разгроме нацистской Германии и освобождении Европы. Противоречия между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Разгром Германии и взятие Берлина. Капитуляция Германии.

Наступление союзников против Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии. Потсдамская конференция. Образование ООН. Цена Второй мировой войны для воюющих стран. Итоги войны.

Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны (июнь 1941 - осень 1942). План "Барбаросса". Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Брестская крепость. Массовый героизм воинов - всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин - Верховный главнокомандующий. Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов "молниеносной войны".

Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой - весной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. "Дорога жизни". Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение норм военной дисциплины на производстве и транспорте. Нацистский оккупационный режим. "Генеральный план Ост". Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание партизанского движения. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 - 1943 г.). Сталинградская битва. Германское наступление весной - летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. "Дом Павлова". Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском направлении. Разгром окруженных под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом - осенью 1943 г.

Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом. Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских формирований из советских военнопленных. Генерал Власов и Русская освободительная армия. Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками и пособниками оккупантов в 1943 - 1946 гг. Человек и война: единство фронта и тыла. "Все для фронта, все для победы!". Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых. Помощь населения фронту. Добровольные взносы в фонд обороны. Помощь эвакуированным. Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей. Создание Суворовских и Нахимовских училищ. Культурное пространство войны. Песня "Священная война" - призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет. Государство и церковь в годы войны. Избрание на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 г. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Культурные и научные связи с союзниками. СССР и союзники. Проблема второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г. Французский авиационный полк "Нормандия-Неман", а также польские и чехословацкие воинские части на советско-германском фронте.

Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция. Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после ее окончания. Война и общество. Военно-экономическое превосходство СССР над Германией в 1944 - 1945 гг. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало советского "Атомного проекта". Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ. Депортация "репрессированных народов". Взаимоотношения государства и церкви. Поместный собор 1945 г. Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре "Д"). Решение проблемы репараций. Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки "холодной войны". Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Осуждение главных военных преступников.

Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и материальные потери. Изменения политической карты Европы.

Петербург (Ленинград) в годы Великой Отечественной войны.

Резерв – 8ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Курсивом выделены темы по всеобщей истории

Тема раздела,  урока.

Кол-во

часов

Тип урока

Основное содержание.

Основные результаты деятельности (на уровне учебных действий).

Учебник

Всеобщая

история

История России

Тема 1. Россия и мир в Первой мировой войне  – 16 ч.

1

Мир накануне Первой мировой войны.

1

Комбинированный урок

Карта мира к 1914 г. Социально-экономическое и политическое развитие стран мира к началу Первой  мировой войны.

Определять причинно-следственные связи. Высказывать и аргументировать собственные суждения.

Выявлять взаимосвязь между явлениями и процессами. Использовать карту как исторический источник.

§ 1

2-3

Новый империализм . Происхождение Первой мировой войны.

2

Изучение нового материала

Характерные черты «нового империализма». Протекционизм. Смена военно-политических союзов: Антанта и Тройственный союз

Выявлять экономическую и политическую составляющие «нового империализма».

Показывать на карте и комментировать состав и территории военно-политических блоков. Рассказывать о предпосылках Первой мировой войны.

§ 2

4-5

Россия и мир накануне

Первой мировой войны.

2

Изучение нового материала

Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений. Военно-политические блоки. Новые средства военной техники и программы перевооружения. Предвоенные международные кризисы. Сараевский выстрел и начало войны. Планы сторон.

Определять причинно-следственные связи. Высказывать и аргументировать собственные суждения. Актуализировать знания из курса Всеобщей истории.

Систематизировать информацию в виде плана. Выстраивать логическую цепочку рассуждений. Выявлять взаимосвязь между явлениями и процессами. Использовать карту как исторический источник.

§ 1

6-7

Первая мировая война. 1914-1918 гг.

2

Изучение нового материала

Июльский кризис. Цели и планы главных участников войны. Начало войны. Важнейшие  сухопутные и морские сражения Первой мировой войны. Итоги военных компаний за 1914, 1915, 1916 годы.  Особенности военных действий в 1917 г. Причины поражения Германии и ее союзников.

Рассказывать об этапах и основных событиях Первой мировой войны. Характеризовать цели и планы сторон. Оценивать взаимодействие союзников.

Объяснять причины поражений в сражениях Первой мировой войны.

 Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного материала.

§ 3

8-10

Россия в первой мировой войне

3

Комбинированный урок

Военная кампания 1914. Военные действия в 1915 г. Кампания 1916. Мужество и героизм российских воинов. Экономика России в годы войны. Власть и общество в годы войны.

Прогнозировать значение исторических процессов и явлений. Определять причинно-следственные связи. Уметь проектировать историческую ситуацию

Использовать карту при изложении основных событий войны. Приводить аргументы, как в поддержку, так и в опровержение выдвинутых суждений.

Прояснять при помощи словаря смысл терминов.

§ 2

11

Петроград в Первой мировой войне. Региональный компонент.

1

Комбинированный урок

Памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие о войнах начала ХХ в. (памятник «Стерегущему», здание бывшего Прусского посольства и другие). 1914 г. – переименование Петербурга в Петроград. П

Формирование устойчивого познавательного интереса к городу.  Выявление уникального петербургского наследия, связи сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым.

 Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия.

Формирование стремления в реализации своих знаний и умений.

Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей.

Формирование ценностного отно-шения к наследию Петербурга, которое проявляется в словесном выражении собственного впечатления от объекта;

12-13

Последствия войны: революции и распад империй.

2

Комбинированный урок

Последствия Первой мировой войны. Раскол в рабочем о социалистическом движении. Революция в Германии 1918-1919. Распад Австро-Венгерской империи. Революции в Австрии и Венгрии. Образование Чехословакии, Югославии, Распад Российской империи. Утверждение независимости Финляндии и Польши..

Показывать на карте страны, где произошли революции во время мировой войны или после неё. Объяснять, какие международные условия способствовали развитию революций в разных странах.

Комментировать итоги и последствия революций. Объяснять причины и последствия распада Российской империи.

§ 4

14-15

Версальско–Вашингтонская система.

2

Изучение нового материала.

Парижская мирная конференция. Территориальные изменения. Лига Наций. Вашингтонская конференция. Причины неизбежного краха Версальско–Вашингтонской системы.

Анализировать основные условия Версальско-Вашингтонской системы. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного материала. Показывать и объяснять на карте территориальные изменения в мире после войны.

§ 5

16

Повторитель-обобщающий урок

1

Повторительно-обобщающий урок

Первая мировая война: причины. участники и их цели, основные события на Западном и Восточном фронтах. Изменение карты мира.

Систематизировать материал темы. Раскрывать логическую взаимосвязь между явлениями и процессами. Применять метод сравнительного анализа. Делать обобщающие выводы. Обосновывать свое мнение. Уметь объяснять смысл понятий и терминов.

Тема 2. Великая российская революция– 13 ч.

17-18

Великая российская революция: Февраль 1917 г.

2

Комбинированный урок

Объективные и субъективные причины  революционного кризиса. Падение монархии. Временное правительство и его программа. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Основные политические партии в 1917 г. Кризисы Временного правительства.

Планировать и осуществлять дополнительную познавательную деятельность по теме. Определять причинно-следственные связи. Прогнозировать последствия и значение исторических событий. Систематизировать знания при работе с текстом учебника. Объяснять смысл исторических понятий. Анализировать и сравнивать программы политических партий. Определять свое отношение к исторической личности.. Давать аргументированные собственные суждения.

§ 3

19-20

Великая российская революция: Октябрь 1917 г.

2

Комбинированный урок

Русская православная церковь в условиях революции. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Рост влияния большевиков. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров.

Формулировать аргументы за и против выдвинутого аргумента. Определять причинно-следственные связи. Оценивать мнения и позиции представителей разных социальных групп. Давать расшифровку сокращенных названий, проясняя их смысл. Раскрывать роль лозунга в политической борьбе за влияние в массах. Сравнивать политические течения. Использовать метод сравнительного анализа при сопоставлении исторических событий. Аргументировать свою точку зрения.

§ 4

21

Петроград – столица революций.

Региональный компонент

1

Изучение нового материала.

 Петроград – арена важнейших для России политических событий: памятные места и памятники  Февральской революции 1917 г.

События в Петрограде осенью 1917 г. Захват власти большевиками. Последствия октябрьских событий в Петрограде. Памятники и памятные места города, напоминающие об этих событиях, их руководителях и участниках (Смольный, Зимний дворец, крейсер «Аврора», Таврический дворец и другие).

Формирование устойчивого познавательного интереса к городу.  Выявление уникального петербургского наследия, связи сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым.

 Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия.

Формирование стремления в реализации своих знаний и умений.

Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей.

Формирование ценностного отно-шения к наследию Петербурга, которое проявляется в словесном выражении собственного впечатления от объекта; 

22

Первые революционные преобразования большевиков.

1

Изучение нового материала

Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Организация власти Советов. Создание новой армии и спецслужбы. Брестский мир. Первая Конституция России 1918 г.

На основе систематизации делать выводы. Применять ранее полученные знания. Давать оценку историческим деятелям.  Определять причины и следствия исторических процессов. Анализировать и делать выводы на основе учебника. Систематизировать материал. определять значение терминов и понятий. Выявлять противоречия исторических событий.

§5

23

Экономическая политика большевиков. Политика военного коммунизма.

1

Комбинированный

Национализация промышленности. Политика в деревне. Военный коммунизм. План ГОЭЛРО.

Давать характеристику деятельности политических партий. Оценивать влияние различных факторов на становление экономики страны. Устанавливать связь между явлениями политической и экономической жизни общества. Прогнозировать последствия исторических процессов и явлений. Давать оценочные суждения.

§6

24-26

Гражданская война

3

Изучение нового материала

Причины и основные этапы Гражданской войны в России. Выступление левых эсеров. Формирование однопартийной системы. Палитра антибольшевистских сил. Важнейшие события 1918-1919 г. Террор красный и белый: причины и масштабы. Польско-советская война. Окончание Гражданской войны.  Причины победы Красной армии в Гражданской войне.

Определять причины исторических событий. Проявлять критичность суждений в оценке событий истории. Владеть приемом сравнительного анализа. Использовать историческую карту как исторический источник. Систематизировать информацию. Выявлять последствия исторического события. Определять свое отношение к наиболее значимым историческим событиям.

§7

27

Петроград - «арена» истории.  Региональный компонент.

1

Комбинированный урок.

Этапы развития советского государства – этапы развития Петрограда: гражданская война, военный коммунизм. 1918 г. – перенесение столицы в Москву – утрата Петроградом столичного статуса.

Формирование устойчивого познавательного интереса к городу.  Выявление уникального петербургского наследия, связи сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым.

 Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия.

Формирование стремления в реализации своих знаний и умений.

Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей.

Формирование ценностного отно-шения к наследию Петербурга, которое проявляется в словесном выражении собственного впечатления от объекта;

28

Идеология и культура периода Гражданской войны.

1

Комбинированный  урок

Политика новой власти в области образования и науки.  Власть и интеллигенция. Отношение новой власти к русской православной церкви. Повседневная жизнь. Общественные настроения.

Устанавливать связь между социально-политической и культурной жизнью общества. Уметь делать обобщения на основе систематизации знаний. Определять цели государственной политики в сфере культуры. Планировать свою познавательную деятельность.

§8

29

Повторительно-обобщающий урок.

1

Повторительно-обобщающий урок

Великая  российская революция. Гражданская война.

Систематизировать материал темы. Раскрывать логическую взаимосвязь между явлениями и процессами. Применять метод сравнительного анализа. Делать обобщающие выводы. Обосновывать свое мнение. Уметь объяснять смысл понятий и терминов.

Тема 3. Мир в 1920-1930 –е годы – 11 ч.

30-31

Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия.

2

Изучение нового материала

Особенности экономического восстановления в 1920-е гг. План Дауэса. Международные отношения в 1920-е гг. США и страны Европы в 1920 е гг. США: процветание по-американски. Германия-кризис Веймарской республики. Великобритания – коалиционные правительства.

Называть причины быстрого роста экономики США. Характеризовать международные отношения в

1920-е гг. Сравнивать развитие Великобритании, Германии,

Франции, США в 1920-е гг.

Готовить сообщения (с помощью Интернета).

§ 6

32

Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. «Великая депрессия» .

1

Изучение нового материала

Особенности мирового экономического кризиса.1929-1933 г.Социальные последствия кризиса. причины экономического кризиса. Пути выхода из кризиса.

Объяснять причины и особенности экономического кризиса. Сравнивать либерально-демократические и тоталитарные режимы. Характеризовать авторитарные режимы и их особенности.

§7

33-34

Страны Запада в 1930-е гг США: «новый курс»  Ф. Рузвельта. Великобритания: «национальное правительство»

2

Изучение нового материала

Особенности экономического кризиса в США. Политика президента Гувера. «Новый курс» Ф.Рузвельта.. Сельскохозяйственная политика. Массовые социальные движения. Социальные реформы «нового курса». Внешняя политика США. Великобритания: «национальное правительство» Экономическая политика. Внешняя политика. Великобритании.

Называть особенности кризиса в США. Раскрывать суть «нового курса» Ф. Рузвельта. Характеризовать социальные реформы «нового курса». Сравнивать экономическую политику Англии и США

в период кризиса. Анализировать внешнюю политику Великобритании

в 1930-е гг.

§8

35-36

Нарастание агрессии в мире. Фашистский режим в Италии.

Установление нацистской диктатуры в Германии.

2

Изучение нового материала

.Италия: фашизм и корпоративизм. Внешняя политика Италии..Германия в 1930- е гг.: нацизм и тоталитарная диктатура. Милитаризация экономики. Внешняя политика Германии.

Объяснять причины установления тоталитарного режима в Италии.

Объяснять, почему Италия стала первой страной Европы, где утвердился фашизм; причины установления тоталитарной диктатуры в Германии. Раскрывать особенности пути фашистов к власти в Германии. Характеризовать особенности фашизма и национал-социализма.

 

§9

37

Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании.

Гражданская война в Испании.

1

Изучение нового материала

Франция в 1930- гг.: политическая неустойчивость. Народный фронт. Парламентский кризис и угроза фашизма. Формирование антифашистского фронта. Деятельность правительства Народного фронта. Испания: республика и революция. Гражданская война 1936-1939 гг.Испанский фашизм. Особенности франкизма.

Характеризовать политическое и экономическое положение Франции в условиях кризиса. Приводить примеры, свидетельствующие об угрозе фашизма во Франции. Раскрывать особенности пути фашистов к власти в Испании.

§10

38-39

Международные отношения в 1930 – гг. Политика умиротворения агрессора.

2

Комбинированный урок

Крах Версальско-Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги Наций. Военно-политический блок «Берлин-Рим-Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 г. Провал идеи коллективной безопасности.

Объяснять причины распада Версальско-Вашингтонской системы договоров.

Характеризовать международную обстановку накануне войны. Оценивать роль Лиги Наций в международной политике в 1930-е гг.Объяснять причины провала идеи коллективной безопасности.

§11

40

Восток в первой половине XX века.

1

Изучение нового материала

Традиции и модернизация. Япония. Китай. Индия.

 Объяснять, какие задачи стояли перед Японией, Индией, Китаем в 1920—1930-е гг. Сравнивать пути к модернизации в Японии, Китае и Индии. Раскрывать смысл понятия «гандизм». Выделять особенности общественного развития.

Объяснять сходство и различия в развитии стран континента.

§12

Тема 4. Советская Россия в годы НЭПа -10 ч.

41

Экономический и политический кризис начала 1920-х годов и переход к НЭПу.

1

Изучение нового материала

Последствия мировой войны, революции т Гражданской войны для демографии и экономики России. Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход к новой экономической политике.

Определять последствия исторических явлений, событий. Давать характеристику положения в стране на основе анализа исторической карты. Раскрывать сущность терминов. Выявлять противоречивость исторических явлений. Критически оценивать действия власти во внутренней политике.

§ 9

42-43

Экономика НЭПа

2

Комбинированный урок

Замена продразверстки единым продовольственным налогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа Сокольникова. Создание Госплана и переход к пятилетнему планированию  развития народного хозяйства.

Высказывать аргументированное собственное мнение. Раскрывать сущность исторических явлений. Систематизировать материал. Анализировать исторические источники. Давать оценку программе экономического развития государства. Прогнозировать последствия исторических событий.

§ 10

44

Образование СССР и национальная политика в 1920-е гг.

1

Комбинированный урок

Предпосылки и значение образования СССР. Образование СССР и Конституция 1924. Национально-государственное строительство. Политика «коренизации».

Выделять предпосылки исторических процессов. Объяснять причины исторических событий.  Сравнивать различные точки зрения. Анализировать роль личности в истории. Характеризовать принципы государственного устройства.

§ 11

45-46

Политическое развитие в 1920-е гг.

2

Комбинированный урок

Трудности поворота. Болезнь Ленина и борьба за власть. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б). Ужесточение политического курса.

Раскрывать связь между политическим и социально-экономическим развитием страны. Систематизировать материал о деятельности политических сил. Раскрывать связь между историческими событиями. Проявлять критическое мышление. Объяснять смысл исторических терминов и понятий. Давать характеристику  деятельности исторических персоналий.

§ 12

47-48

Международное положение и внешняя политика в 1920-е гг

2

Комбинированный урок

Международное положение после окончания Гражданской войны в России. «Полоса признания». Отношения со странами Востока. Создание и деятельность Коминтерна. Дипломатические конфликты с Западными странами.

Определять причинно-следственные связи. Формулировать актуальные задачи внешней политики государства. Характеризовать интересы различных участников внешнеполитических отношений. Отслеживать сущность и последовательность исторических событий. Проявлять критическое мышление в оценке исторических событий.

§ 13

49

Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.

1

Комбинированный урок

Партийный контроль над духовной жизнью. Сменовеховство. Начало «нового искусства»

Характеризовать особенности культурной и научной жизни общества. Определять значение духовного и научного наследия. Объяснять поведение людей, их деятельность.

§ 14

50

Повторительно-обобщающий урок

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать материал темы. Раскрывать логическую взаимосвязь между явлениями и процессами. Применять метод сравнительного анализа. Делать обобщающие выводы. Обосновывать свое мнение. Уметь объяснять смысл понятий и терминов.

Тема 5. Советский Союз в 1929 – 1941 г– 13 ч.

51-52

Великий перелом. Индустриализация

2

Комбинированный урок

Разработка и принятие плана первой пятилетки. «Великий перелом». Ход и особенности советской индустриализации. Цена и издержки индустриализации. Итоги и достижения индустриального развития.

Группировать и систематизировать признаки явлений и процессов. Выявлять отличительные признаки событий. Раскрывать роль государства в экономическом развитии страны. Объяснять мотивы поступков людей в определенную историческую эпоху. Оценивать роль исторических личностей. Оценивать итоги исторических событий.

§15

53

Ленинград – «зеркало эпохи» (20-30-е гг). Региональный компонент.

1

Комбинированный урок

Этапы развития советского государства – этапы развития Ленинграда: национализация промышленных предприятий, банков, торговли. НЭП, первые пятилетки. Задачи, которые решал Ленинград в период индустриализации . Памятники и памятные места города, напоминающие об этих событиях.

Ленинградская промышленность к 1940 г. Ленинград – крупный железнодорожный транспортный узел СССР.

Формирование устойчивого познавательного интереса к городу.  Выявление уникального петербургского наследия, связи сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым.

 Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия.

Формирование стремления в реализации своих знаний и умений.

Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей.

Формирование ценностного отно-шения к наследию Петербурга, которое проявляется в словесном выражении собственного впечатления от объекта;

54-55

Коллективизация сельского хозяйства

2

Комбинированный урок

Политические дискуссии о путях развития советской деревни. Политика сплошной коллективизации. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Голод. Становление колхозного строя.

Раскрывать процесс влияния политики государств в отношении различных социальных групп общества. Определять причины исторических событий. Составлять схемы. Определять собственное отношение к историческому событию. Раскрывать сущность исторического явления. Давать анализ исторической ситуации. Оценивать точку зрения ученых-историков. Анализировать альтернативные точки зрения. Характеризовать основные итоги коллективизации.

§16

56-57

Политическая система в 1930- е годы.

2

Комбинированный урок

Конституция 1936 г. Формирование партийного государства. Репрессивная политика. Массовые общественные организации.

Раскрывать признаки политической системы государства. Определять роль партии в политической системе. Раскрывать основные положения Конституции 1936 г. Определять роль массовых общественных организаций в жизни общества. Раскрывать признаки понятий и приводить примеры для их подтверждения. Сравнивать и анализировать различные явления. Выявлять противоречия  между заявленными положениями в государственных актах и реальном их воплощении. процессов.

§17

58

Убийство Кирова в Ленинграде – начало массовых политических репрессий. Региональный компонент.

1

Комбинированный урок

1934 г. – убийство С. Кирова; репрессии; памятники и памятные места, напоминающие об 4

этих событиях (памятник С. Кирову, камень-памятник на Троицкой площади, Большой дом, сфинксы напротив тюрьмы «Кресты».) 1939 г. – Ленинград – «прифронтовой город».

Формирование устойчивого познавательного интереса к городу.  Выявление уникального петербургского наследия, связи сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым.

 Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия.

Формирование стремления в реализации своих знаний и умений.

Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей.

Формирование ценностного отно-шения к наследию Петербурга, которое проявляется в словесном выражении собственного впечатления от объекта;

59

Советская национальная политика в 1930-е гг

1

Изучение нового материала

Общие черты и особенности индустриализации в национальных образованиях. Ход индустриализации. Итоги индустриализации в национальных образованиях. Направления национальной политики.

Выявлять противоречивый характер исторических явлений и процессов. Формулировать задачи государства в историческом контексте. Использовать карту как исторический источник. Систематизировать исторический материал. Делать самостоятельные выводы.

Стр. 148

60

Культурное пространство советского общества в 1930-е гг

1

Комбинированный урок

Формирование «нового человека». Культ героев. Культурная революция. Достижения отечественной науки в 1930-е гг. Советское искусство. Повседневность 1930-х гг. Общественные настроения.

Культура русского зарубежья.

Определять собственное отношение к достижениям культуры. Анализировать исторические явления под заданным углом зрения и прогнозировать его последствия. Раскрывать сущность явлений и процессов.

§18

61-62

СССР и мировое сообщество  в 1930 годы

2

Комбинированный урок

.Мировой экономический кризис 1929-1933 и пути выхода из него. СССР и мировое сообщество. Борьба за создание  системы коллективной безопасности. Усиление угрозы мировой войны. Укрепление безопасности на Дальнем Востоке. СССР в международной политике накануне начала Второй мировой войны.

Определять причины исторических событий. Выявлять последовательность исторических процессов. Прогнозировать последствия исторических событий и процессов. Систематизировать материал и делать самостоятельные выводы. Использовать текст документов как исторический источник. Выявлять причины принятия международных актов, договоров. Раскрывать роль страны на международной арене. Давать анализ внешнеполитической деятельности государства. Раскрывать взаимосвязь внутренней и внешней политики.

§19

63

Повторительно-обобщающий урок

1

Повторительно-обобщающий урок.

Систематизировать материал темы. Раскрывать логическую взаимосвязь между явлениями и процессами. Применять метод сравнительного анализа. Делать обобщающие выводы. Обосновывать свое мнение. Уметь объяснять смысл понятий и терминов.

Тема 6. Вторая мировая война и Великая Отечественная война– 31 ч.

64-66

Вторая мировая война

3

Комбинированный урок

Канун войны. Начало Второй мировой войны. Политика СССР. Поражение Франции. Великая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Боевые действия в Северной Африке.. Военные действия на других фронтах войны. Перл-Харбор и война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Атлантическая хартия. Движение Сопротивления. Завершающий этап Второй мировой войны. Крымская конференция. Берлинская конференция. Капитуляция Японии

Объяснять причины Второй мировой войны. Анализировать готовность главных участников к войне.

Называть периодизацию войны. Показывать на карте районы и комментировать основные события боевых действий. Объяснять направления взаимодействия союзников, какие страны внесли наибольший вклад в победу.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.

§ 13-14

67-68

СССР накануне Великой Отечественной войны.

2

Изучение нового материала

Советская внешняя политика  на начальном этапе Второй мировой войны. Форсирование военного производства и освоения новой военной техники. Реорганизация Красной армии. Укрепление трудовой и производственной дисциплины. Военно-патриотическое воспитание населения.

Актуализировать знания из курса всеобщей истории. Характеризовать экономическое развитие страны перед войной. На основе карты характеризовать социально-государственного устройство страны.  Использовать карту для объяснения геополитического положения страны. Выявлять противоречивость исторических событий и явлений. Формулировать выводы, высказывать аргументированное собственное суждение.

§ 20

69-71

Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 – ноябрь  1942)

3

Комбинированный урок.

Канун войны. Начало войны. Характер войны. Силы и планы сторон. Неудачи Красной армии летом и осенью 1941. Битва за Москву.

Характеризовать исторические явления и процессы. Оценивать поведение людей и их действия. Определять причины исторических событий. Использовать карту как исторический источник: определять цели военных кампаний. Определять значение событий. Систематизировать материал и переводить его содержание из текста в таблицу.

§21

72

Начало блокады Ленинграда Региональный компонент.

1

Комбинированный урок.

8 сентября 1941 г.- начало блокады.

Место Ленинграда в стратегических планах фашистского командования. Город в начале войны по воспоминаниям современников, документам и фотографиям тех лет, памятным местам и музейным экспозициям (мобилизация, формирование народного ополчения, создание оборонительных рубежей, эвакуация, маскировка города, переход промышленности на военные рельсы). Военные действия на Ленинградском фронте в 1941-1942гг.: попытки прорыва блокадного кольца. основные сражения; памятники, напоминающие о них. Командующие Ленинградским фронтом; памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них Герои – защитники Ленинграда.

Формирование устойчивого познавательного интереса к городу.  Выявление уникального петербургского наследия, связи сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым.

 Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия.

Формирование стремления в реализации своих знаний и умений.

Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей.

Формирование ценностного отно-шения к наследию Петербурга, которое проявляется в словесном выражении собственного впечатления от объекта;

73-76

Поражения и победы 1942 г. Предпосылки  коренного перелома.

4

Комбинированный урок.

Ситуация на фронте весной 1942 г. Силы и планы сторон. Немецкое наступление летом 1942 года. Начало Сталинградской битвы. Битва за Кавказ. Немецкий оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение. Сотрудничество с врагом: причины, формы, масштабы. Образование антигитлеровской коалиции. Итоги первого этапа войны.

Актуализировать знания по всеобщей истории. Давать оценочные суждения о деятельности исторических личностей. На основе карты давать характеристику главных направлений военной операции и проектировать её последствия. Определять последствия исторических явлений, процессов. Систематизировать материал и переводить его содержание из текста в таблицу. Давать характеристику результатов событий и явлений.

§ 22

77-78

Человек и война: единство фронта и тыла.

2

Комбинированный урок.

Повседневность военного времени.  Человек на войне. Церковь в годы войны. Соотечественники за рубежом в борьбе с фашизмом. Культурное пространство войны. Военные будни и праздники. Летопись культурных утрат.

Оценивать поведение людей, их деятельность. Определять информационную ценность кинематографа. Раскрывать взаимосвязь между различными сторонами жизни общества. Оценивать позиции разных социальных групп. Приводить примеры, разъясняющие смысл лозунга.

§ 23

79

В блокадном Ленинграде Региональный компонент.

1

Изучение нового материала

Подвиг и трагедия жителей блокадного Ленинграда. Хронология жизни блокадного города и его жителей .Условия жизни (холод, голод. блокада и дети)  и труд блокадников. Знаменитые ленинградцы .Наука и культура в Блокадном Ленинграде. «Дорога жизни». Помощь осажденному городу области и всей страны. Памятники и памятные места города, напоминающие о блокаде. Жители блокадного Ленинграда – носители памяти о героических и трагических событиях.

Оценивать поведение людей, их деятельность. Определять значение, последствия исторического события. Давать ему оценку. Формулировать выводы, высказывать аргументированное собственное суждение.

80-83

Второй период войны. Коренной перелом в ходе ВОВ (ноябрь 1942 -1943).

4

Комбинированный урок.

Разгром немецких войск под Сталинградом.  Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны.

Актуализировать знания по всеобщей истории Объяснять причины исторического события. Аргументировать свою позицию. Описывать  с опорой на карту ход и итоги военных действий. Анализировать факты и делать выводы.

Систематизировать материал и переводить его содержание из текста в таблицу. Давать характеристику результатов событий и явлений.

§24

84

Народы СССР в борьбе с фашизмом.

1

Комбинированный урок.

Многонациональный советский народ на фронтах войны. Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения. Национальная политика.

Выявлять противоречивый характер исторических явлений и процессов. Формулировать задачи государства в историческом контексте. Использовать карту как исторический источник. Систематизировать исторический материал. Делать самостоятельные выводы.

стр. 51

85

Прорыв и снятие блокады Ленинграда Региональный компонент.

1

Комбинированный урок.

Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда. Операция «Искра» и ее историческое значение.

Описывать  с опорой на карту ход и итоги военных действий. Анализировать факты и делать выводы. Давать оценку военным операциям.

86-90

Третий период войны. Победа СССР в великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны.

5

Комбинированный урок.

Завершение освобождения территории СССР. «Десять сталинских ударов.  Боевые действия в Восточной и Центральной Европе. Освободительная миссия советской армии. Крымская (Ялтинская) конференция. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Потсдамская конференция.. Разгром милитаристской Японии. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Актуализировать знания по всеобщей истории Систематизировать информацию на основе карты. Описывать  с опорой на карту ход и итоги военных действий. Анализировать факты и делать выводы. Давать оценку военным операциям.

Систематизировать материал и переводить его содержание из текста в таблицу. Давать характеристику результатов событий и явлений. Высказывать и аргументировать свое мнение.

§ 25

91-93

Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование

3

Комбинированный урок

Итоги Второй мировой войны. Последствия Второй мировой войны Мирное урегулирование.  Образование ООН. Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками.

Объяснять основные последствия войны для стран союзников, стран-агрессоров, всего мира. Оценивать итоги Нюрнбергского процесса.

§ 15

94

Повторительно-обобщающий урок.

1

Повторительно-обобщающий урок.

Планировать свою познавательную деятельность. Самостоятельно выполнять индивидуальную учебно-познавательную деятельность. Обосновывать свое мнение, раскрывать позицию на конкретных примерах. Оценивать результаты своей познавательной деятельности.

95-102

Резерв

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...