Рабочая программа основного общего образования по Всеобщей истории (5-9 кл.)
рабочая программа по истории
Рабочая программа основного общего образования по Всеобщей истории (5-9 кл.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_po_vseobshchey_istorii_5-9_kl_fgos.docx | 81.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
основного общего образования
по Всеобщей истории, 5-9 классы
Пояснительная записка
Программа предмета «Всеобщая история» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений составлена на основе: Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»); примерной программы по учебным предметам: история 5 - 9 классы (Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2010); авторской программы: Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина – А.О. Сороко – Цюпы. 5-9 класс. М.: Просвещение, 2011.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения
обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «Всеобщая история» в подготовке обучающихся основного общего образования к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира.
Учебный предмет «Всеобщая история» дает обучающимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение. История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «Всеобщая история» составляет «вертикаль» гуманитарного знания. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому, или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения.
Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.
Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.
В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников.
Новизна стандарта по истории связана с реализацией личностно - ориентированного, деятельностного, практикоориентированного подходов.
Личностная ориентация образовательного процесса предполагает приоритет воспитательных и развивающих целей исторического образования. История не только открывает перед школьником картины прошлого, но и наглядно показывает взаимосвязь поколений, роль исторического наследия в современной жизни. Способность понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, конфессиональных систем, существующих в современном мире. Тем самым, формируется готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентаций и социального положения.
По мере развития исторического мышления картина мира, формируемая у школьников под воздействием всего образовательного процесса, приобретает особую глубину и направленность. Представление об исторических корнях существующих социальных норм и мировоззренческих ценностей, об историческом опыте собственного народа и всего человечества позволяет школьникам более четко и осознанно определять собственную идентичность, рассматривать ее как элемент исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Личностная самоидентификация подростков тесно взаимосвязана с восприятием национальных, культурных и исторических традиций, а также самоопределением в социальном пространстве современного российского общества, формированием национальной идентичности. Таким образом, система исторического образования призвана способствовать развитию гуманитарной культуры обучающихся, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, демократизма, толерантности.
Деятельностный и практикоориентированный подходы отражают стратегию современной образовательной политики, необходимость формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Молодому человеку предстоит жить в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми разных воззрений и ценностных ориентаций. Образовательная система должна ориентироваться не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Цели изучения предмета:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, для участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи изучения истории в основной школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС ООО, в условиях перехода на линейную структуру общего исторического образования, предмет «История» представлен двумя учебными курсами «История России» и «Всеобщая история».
Количество учебных недель – 5-9 классы – 35 недель.
При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов. Некоторые темы учебного курса «Всеобщая история» будут упоминаться в учебном курсе «История России» (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.)
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на уровне основного общего образования и выбранным школой программно-методическим обеспечением курс «Всеобщая история» изучается в 5-9 классах следующим образом: 5класс – История Древнего мира; 6 класс – История Средних веков; 7 класс – Новая история; 8 класс – Новая история, 9 класс – Новая история. Новейшая история.
Распределение учебного времени для изучения курса «Всеобщая история»
Класс | Обязательный минимум | Количество учебных недель в соответствии с календарным учебным графиком | Всего по учебному плану |
5 класс | 70 | 35 | 70(в том числе- 2 час. на изучение Истории России) |
6 класс | 30 | 35 | 30 |
7 класс | 30 | 35 | 30 |
8 класс | 30 | 35 | 30 |
9 класс | 35 | 35 | 35 |
195 | - | 195 |
Классы | Объем учебного времени (ч) | Разделы программы |
5 | 70 | История Древнего мира |
6 | 30 | История средних веков.VI-XV |
7 | 30 | История Нового времени. XVI-XVII вв. |
8 | 30 | История Нового времени. XVIII в. |
9 | 35 | История Нового времени. XIX в. Мир к началу XX в. Новейшая история. |
Итого | 195 |
Программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования на основе УМК примерной программы и авторской программы: Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко – Цюпы. 5-9 класс. М.: Просвещение, 2011.
Настоящая Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
- Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
- Агибалова Е.В., Всеобщая история. История Средних веков: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений /Е.В. Агибалова, Г.М. Донской: под ред. А.А. Сванидзе.- 5-е изд.-М.:Просвещение, 2016
- Юдовская А.Я, Ванюшкина Л.М, Баранов П. А. Всеобщая история.Новая история, 1500-1800: учебн. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ Юдовская А.Я, Ванюшкина Л.М, Баранов П. А. / под редакцией А.А.Искендерова .-4-е изд.-М.: Просвещение, 2016
- Юдовская А.Я, Ванюшкина Л.М, Баранов П. А. Всеобщая Новая история, 1800-1900:учебн. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ Юдовская А.Я, Ванюшкина Л.М, Баранов П. А. / под редакцией А.А.Искендерова .-11-е изд.-М.: Просвещение 2016.
- Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история: учебн. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2015
- Электронное приложение к учебникам — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.
Учителю необходимо обратить внимание, что в связи с переходом на линейную структуру общего исторического образования в 2018-2019 учебном году учебник по Всеобщей истории для 7 класса будет использоваться как в 7-ом, так и 8-ом классах, т.к. происходит смещение хронологии.
В 2019/2020 учебном году в 9 классе при переходе на линейную систему преподавания истории используется учебник по Всеобщей истории для 8 класса (XIX в.).
Планируемые предметные результаты освоения курса
«Всеобщая история»
История Древнего мира
1. Объяснять смысл терминов «до н.э.», «н.э.».
2. Называть имена: а) наиболее известных правителей; б) основателей мировых религий; в) представителей и памятники культуры древнего мира.
3. Показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств.
4. Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.
5. Составлять описание и объяснять назначение памятников древней культуры: архитектурных сооружений; предметов быта, произведений искусства.
6. Называть характерные, существенные черты: а) политического строя в государствах древности; б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древнем мире.
7. Объяснять значение понятий: республика, империя, метрополия, колония, рабство, закон, миф, религия.
История средних веков
1. Называть хронологические рамки средневековья.
2. Называть а) имена наиболее известных – правителей, общественных и религиозных деятелей, ученых, представителей духовной, художественной культуры средневековья; б) участников и результаты наиболее значительных социальных, религиозных движений в средние века.
3. Показывать на исторической карте местоположения государств средневекового мира.
4. Описывать занятия и образ жизни людей в средневековых обществах Европы и Востока.
5. Составлять описание средневековых памятников: а) жилых и общественных зданий, храмов; б) предметов быта; в) произведений искусства.
6. Называть характерные, существенные черты: а) политического устройства средневековых обществ в Европе и на Востоке; б) социального положения людей в средние века (правителей, знати, подданных; свободных и зависимых); в) представлений средневекового человек о мире; религиозных воззрений, ценностей, господствовавших в средневековых обществах.
7. Объяснять значение понятий: аграрное общество, натуральное хозяйство, община, феодальные отношения, сословие, иерархия (феодальная, церковная), монархия, политическая раздробленность, централизованное государство, Возрождение, гуманизм.
История Нового времени
1. Называть: а) хронологические рамки нового времени; б) даты важнейших событий – великих географических открытий и колониальных захватов, реформации, социальных движений, реформ и революций XVI – XIX вв.
2. Называть: а) место, обстоятельства, участников, итоги событий, указанных в п.1; б) правителей, государственных деятелей, политических лидеров, оказавших значительное влияние на развитие своих стран, мира в целом; в) представителей общественной мысли, науки и культуры.
3. Показывать на исторической карте государства-метрополии и колонии, многонациональные империи.
4. Описывать: а) условия жизни людей разного социального положения в странах Европы, Америки, Востока; б) достижения науки и техники в новое время, их влияние на труд и быт людей.
5. Соотносить факты и общие процессы индустриального развития стран; социальных движений нового времени; становления гражданского общества.
6. Называть характерные, существенные черты: а) политического устройства стран Европы, Америки, Азии, Африки в новое время; б) международных отношений нового времени; в) развития духовной культуры стран Европы и Востока.
7. Объяснять значение понятий: реформация, абсолютизм, Просвещение, промышленный переворот, утопический социализм, консерватизм, либерализм, радикализм, индустриальное общество, империализм, монополия, колониализм, модернизация.
8. Излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и революций, войн нового времени.
9. Объяснять, в чём состояли цели, результаты, значение деятельности наиболее известных политических и общественных лидеров, представителей науки и культуры нового времени.
Новейшая история
1. Называть даты важнейших, поворотных событий истории начала ХХ в., связанных с образованием новых государств, со сменой политических режимов, с реформами, революциями, войнами.
2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
3. Называть: а) место, участников, результаты событий, указанных в п. 1; б) политических и общественных деятелей, оказавших значительное воздействие на судьбы народов и государств в начале ХХ в.; в) выдающихся представителей науки и культуры начала ХХ в.
4. Называть и показывать на исторической карте: а) государства, появившиеся на карте мира в начале ХХ в .
5. Проводить поиск необходимой информации одной или нескольких источниках (при работе с документами и другими историческими материалами).
6. Сравнивать данные разных источников, выявляя сходство и различие информации.
7. Рассказать (устно или письменно) об исторических событиях и их участниках.
8. Описывать условия жизни людей в разных регионах современного мира.
9. Составлять описание памятников современной истории: а) зданий, технических сооружений и устройств; б) предметов быта; в) произведений художественной культуры.
10. Соотносить факты и общие процессы: движений за национальное и социальное самоопределение; выбора путей и моделей развития.
11. Называть характерные, существенные черты: а) политических режимов, существовавших в начале ХХ в., - демократических, авторитарных, тоталитарных; б) социальных отношений в разных регионах мира, сочетания в них традиций и современности; в) освободительных, социальных, этнонациональных, религиозных движений начала ХХ в.; г) наиболее значительных течений в культуре в начале ХХ в.
12. Систематизировать исторический материал: составлять таблицы, схемы.
13. Объяснять значение понятий: социал-демократия, коммунистическое движение.
14. Сравнивать: политические системы, существовавшие в разных странах в отдельные периоды; опыт модернизации в разных странах (реформ и революций).
15. Излагать суждения о причинах возникновения и последствиях: освободительных, социальных и этнонациональных движений в начале ХХ в.; международных конфликтов и войн.
16. Объяснять, в чём состояли цели и результаты действий политических лидеров и масс в наиболее значительных событиях истории начала ХХ в.
17. Излагать оценки: а) важнейших, переломных событий в истории начала ХХ в. (см. п. 1); б) исторических личностей (п. 3); в) достижений и последствий научно-технического прогресса.
18. Высказывать и аргументировать своё отношение к событиям и личностям, названным в пп. 16 и 17.
Содержание предмета «История России»
5 класс | ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Первобытность Древний Восток Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим. Модуль предмета «История России» «Народы и государства на территории нашей страны в древности» |
6 класс | ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XV вв. Раннее Средневековье Зрелое Средневековье Страны Востока в Средние века Государства доколумбовой Америки. |
7 класс | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции Европа в конце ХV— начале XVII в. Европа в конце ХV— начале XVII в. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII— ХVIII в. Страны Востока в XVI—XVIII вв. |
8 класс | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции Европа в конце ХV— начале XVII в. Европа в конце ХV— начале XVII в. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII— ХVIII в. Страны Востока в XVI—XVIII вв. |
9 класс | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIX в. Мир к началу XX в. Новейшая история. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. Страны Азии в ХIХ в. Война за независимость в Латинской Америке Народы Африки в Новое время Развитие культуры в XIX в. Международные отношения в XIX в. Мир в 1900—1914 гг. |
5 класс
История Древнего мира
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Что изучает история | 1 |
2 | Счет лет в истории | 2 |
3 | Первобытность | 6 |
4 | Древний Восток | 19 |
5 | Древняя Греция. Эллинизм | 21 |
6 | Древний Рим | 17 |
7 | Народы и государства на территории нашей страны в древности | 2 |
8 | Итоговое повторение | 2 |
Итого | 70ч |
История Древнего мира
История Древнего мира. 5 класс (68 часов)
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель
империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй , аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
Модуль предмета «История России «Народы и государства на территории
нашей страны в древности» (2 ч)
Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности
перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических
орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э.
Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство.
Скифское царство. Дербент.
6 класс
История средних веков
1 | Введение | 1 |
2 | Раннее Средневековье | 11 |
3 | Зрелое Средневековье | 13 |
4 | Страны Востока в Средние века. | 2 |
5 | Государства доколумбовой Америки. | 1 |
6 | Повторительно-обобщающий урок. Историческое и культурное наследие Средневековья. | 2 |
Итого | 30ч |
История средних веков
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни.
Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
- класс
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVII вв.
1 | Введение | 1 |
2 | Европа в конце ХV — начале XVII в. | 12 |
3 | Страны Европы и Северной Америки в | 11 |
середине XVII—ХVIII в. | ||
4 | Страны Востока в XVI-XVII веках | 4 |
5 | Итоговое обобщение. | 2 |
Итого | 30ч. |
История Нового времени
Новое время: понятие и хронологические рамки.
Европа в конце ХV— начале XVII в.
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель.
Итоги и значение революции.
Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII— XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения
середины XVII—XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой.
Страны Востока в XVI—XVII вв.
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.
- класс
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIII в.
1 | Мир на рубеже XVII -XVIII вв. | 2 |
2 | Эпоха Просвещения | 10 |
3 | Эпоха промышленного переворота. | 4 |
4 | Великая французская революция | 7 |
5 | Страны Востока в XVIII в | 4 |
6 | Итоговое повторение | 3 |
Итого | 30ч |
Эпоха Просвещения
Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».
Эпоха промышленного переворота
Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния
Великая французская революция
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Страны Востока в XVIII в.
Колониальные захваты европейских держав. Международные отношения в XVIII в.
9 класс
История Нового времени. XIX в. 35 час.
Мир к началу XX в. Новейшая история. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны.
1. | Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. | 6 |
2. | Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. | 5 |
3. | Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. | 3 |
4. | Страны Азии в ХIХ в. | 3 |
5 | Война за независимость в Латинской Америке. | 3 |
6 | Народы Африки в Новое время. | 2 |
7 | Развитие культуры в XIX в. | 3 |
8 | Международные отношения в XIX в. | 3 |
9 | Новейшая история. Мир в 1900—1914 гг. | 6 |
10 | Итоговое повторение | 1 |
Итого | 35ч |
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди.Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.
Страны Азии в ХIХ в.
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегунатаТокугава, преобразования эпохи Мэйдзи.
Война за независимость в Латинской Америке
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.
Народы Африки в Новое время
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.
Развитие культуры в XIX в.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX в.
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.
Историческое и культурное наследие Нового времени.
Новейшая история.
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Мир в 1900—1914 гг.
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий). | |
5класс, История Древнего мира, 70 час | ||||
1 | Вводный урок. Источники знаний по истории Древнего мира. Счёт лет в истории. Первобытность: Древнейшие люди Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религии Первобытные земледельцы и скотоводы Появление неравенства и знати Повторительно – обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей» | 3 6 | • Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности; • давать характеристику общественного строя древних государств; • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде; • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории. | |
2 | Древний Восток Местоположение и природные условия Древнего Египта Быт земледельцев и ремесленников Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов Религия древних египтян Искусство Древнего Египта Письменность и знания древних египтян Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Египет» Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы Финикийские мореплаватели Библейские сказания Древнееврейское царство Ассирийская держава Образование Персидской державы Местоположение Древней Индии Индийские касты Учение Конфуция Первый властелин единого Китая | 19 | ||
3 | Древняя Греция. Эллинизм. Местоположение и природные условия. Критское царство. Микенское царство. Поэма Гомера «Илиада» и «Одиссея» Религия древних греков Земледельцы Аттики теряют землю и свободу Зарождение демократии в Афинах Древняя Спарта Основание греческих колоний Олимпийские игры в древности Греко-персидские войны. Нашествие персидских войск на Элладу Последствия победы над персами для Афин. Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Образование афинян. Возникновение театра. Афинская демократия при Перикле. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток В Древней Александрии Египетской Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древняя Греция» | 21 | ||
4 | Древний Рим Местоположение и природные особенности Италии. Завоевание Римом Устройство Римской республики Карфаген – крупное государство в Западном Средиземноморье. Установление господства Рима во всём Средиземноморье Рабство в Древнем Риме Разорение земледельцев Италии и его причины. Восстание Спартака Единовластие Цезаря в Установление империи в Риме В Риме при императоре Нероне Возникновение христианства. Расцвет Римской империи во 2 веке Промежуточная аттестация Римская империя при Константине «Вечный город» во времена империи и его жители Взятие Рима готами | 17 | ||
5 | Народы и государства на территории нашей страны в древности | 2 | ||
6 | Итоговое повторение | 2 | ||
6 класс. История средних веков 30 час. | Локализовать во времени общие рамки и события Средневековья; • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.; • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; сравнивать свидетельства различных историческихисточников, выявляя в них общее и различия; • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах в зарубежных странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя в зарубежных странах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; • объяснять причины и следствия ключевых событий всеобщей истории Средних веков; • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); • давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Средних веков. • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековойкультуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение. | |||
1 | Раннее Средневековье. Введение Древние германцы и Римская империя. Образование государства у франков. Христианская церковь и королевство Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западная Европа в 9 – 11 веках. Культура Западной и Центральной Европы. Византийская империя при Юстиниане. Культура Византии Образование славянских государств. Возникновение ислама и объединение арабов.Культура стран халифата. Повторительно-обобщающий урок по теме "Раннее Средневековье" | 12 | ||
2 | Зрелое Средневековье В рыцарском замке Средневековая деревня и ее обитатели Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни Католическая церковь в XI - XIII веках. Крестовые походы. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война Крестьянские восстания во Франции и Англии Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов Византийская империя и славянские государства в XIV—XV вв Культура средневековой Европы. Повторительно-обобщающий урок по теме "Зрелое Средневековье" | 13 | ||
3 | Страны Востока в Средние века Средневековый Китай Индия: государство и культура Африка. | 2 | ||
4 | Государства доколумбовой Америки. Доколумбовая Америка. | 1 | ||
5 | Итоговое повторение | 2 |
Новое время, 7-9 классы, Новейшее время , 9 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий). |
7 класс. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции,35 час | |||
1 | Введение Новое время: понятие и хронологические рамки. | 1 | Определять значение понятия Новое время. Характеризовать источники, рассказывающие о Новом времени, в том числе памятники этой эпохи, сохранившиеся в современном мире Показывать на карте маршруты мореплавателей, открывших Новый свет, и колониальные владения европейцев в Америке, Азии и Африке. Раскрывать экономические и социальные последствия великих географических открытий для Европы и стран Нового Света. Раскрывать значение понятий мануфактура, «новое дворянство», расслоение крестьянства, капитализм. Определять предпосылки формирования и сущность капиталистического производства. Характеризовать важнейшие изменения в социальной структуре европейского общества в раннее Новое время. Характеризовать, используя карту, о процессы формирования централизованных государств в Европе. Определять, что способствовало образованию централизованных государств в Европе в раннее Новое время. Раскрывать значение понятий Реформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, контрреформация. Характеризовать крупнейшие деятели европейской Реформации. Характеризовать основные положения протестантских учений, объяснять, что они меняли в сознании и жизни людей. Излагать основные события и итоги религиозных войн ХУ1- ХУП вв. Давать оценку сущности и последствиям религиозных конфликтов, высказывать и аргументировать свое отношение к ним. Характеризовать значение Нидерландской революции для истории страны и европейской истории. Характеризовать причины военных конфликтов между европейскими державами в раннее Новое время. Характеризовать масштабы и последствия военных действий в ходе Тридцатилетней войны, значение Вестфальского мира. Систематизировать материал по истории Английской революции ХУП в. (в форме периодизации, таблиц и др.) Характеризовать позиции участников революции, выявляя их различие на отдельных этапах борьбы. Составлять характеристики известных участников событий, высказывая и обосновывая свои оценки. Высказывать суждение о значении Английской революции ХУП1 в. Для британской и европейской истории. Характеризовать особенности развития стран Востока в XVI-XVII веках |
2 | Европа в конце ХV — начале XVII в. Технические открытия и выход к мировому океану Великие географические открытия:предпосылки, участники, результаты Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Начало Реформации в Европе. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Нидерландская революция Международные отношения в раннее Новое время Международные отношения в раннее Новое время Повторительно -обобщающий урок по теме"Европа в конце ХV— начале XVII в." | 12 | |
3 | Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. Английская революция XVII в.: Европейская культура XVI—XVIII вв Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Высокое Возрождение Высокое Возрождение Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Международные отношения середины XVII—XVIII в. Повторительно -обобщающий урок по теме"Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в." | 11 | |
4 | Страны Востока в XVI-XVII веках Османская империя: от могущества к упадку Индия: держава Великих Моголов. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии | 4 | |
5 | Итоговое повторение | 2 | |
8 класс ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.XVIIIв.,35 час | |||
1 | Мир на рубеже XVII -XVIII вв. | 2 | Характеризовать предпосылки Просвещения в европейских странах. Раскрывать значение понятий Просвещение, энциклопедисты, права человека, просвещенный абсолютизм. Определять, в чем заключались основные идеи просветителей и их общественное значение (используя тексты исторических источников). Составлять характеристики деятелей Просвещения. Характеризовать ключевые события войны североамериканских колоний за независимость (используя историческую карту). Раскрывать значение понятий и терминов «бостонское чаепитие», «Декларация независимости», конституция. Составлять характеристики активных участников борьбы за независимость, «отцов основателей» США. Определять, в чем заключалось историческое значение образования Соединенных Штатов Америки. Характеризовать причины и предпосылки Французской революции. Систематизировать материал о событиях и участниках Французской революции (в форме периодизации, таблиц и т.д.) Раскрывать значение понятий и терминов Учредительное собрание, Конвент. Жирондисты, якобинцы, санкюлот, «Марсельеза», террор, гильотина. Характеризовать основные течения в лагере революции, политические позиции их участников. Излагать основные идеи «Декларации прав человека и гражданина» и объяснять, в чем заключалось их значение для того времени и для последующей истории. Составлять характеристики деятелей революции, высказывать и аргументировать суждения об их роли в революции. Называть важнейшие научные открытия и технические изобретения ХУ1-ХУШ вв., объяснять, в чем заключалось их значение для того времени и для последующего развития. Давать характеристики личности и творчества представителей Высокого Возрождения. Характеризовать художественные стили европейского искусства ХУ1-ХУШ вв., приводить примеры относящихся к ним архитектурных сооружений, произведений изобразительного искусства, музыки и литературы. Представлять описание памятников культуры рассматриваемого периода, высказывая суждения об их художественных особенностях.Показыватьна карте территории крупнейших государств Азии ХУ1-ХУШ вв. Раскрывать основные черты экономической и политической жизни стран Азии в рассматриваемый период. Определять, как складывались отношения европейских государств и стран Востока в ХУ1-ХУШ вв Систематизировать факты, относящиеся к международным отношениям ХУП-ХУШ вв. (в форме таблиц, тезисов) Определять, какие интересы лежали в основе конфликтов и войн ХУП-ХУШ вв. Высказывать оценочные суждения о характере и последствиях войн (с использованием свидетельств исторических источников) |
2 | Эпоха Просвещения. Век Просвещения. Стремление к царству разума . Великие просветители Европы. Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки. Повторительно - обобщающий урок по теме: "Эпоха Просвещения" | 10 | |
3 | Эпоха промышленного переворота. Аграрная революция в Англии. Промышленный переворот в Англии. Повседневная жизнь, положение основных сословий. | 4 | |
4 | Великая французская революция Франция в XVIII веке. Причины и начало Французской революции. Французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | 7 | |
Страны Востока в XVIII в Государства Востока: традиционные общество в эпоху раннего нового времени. Государства Востока. Начало европейской колонизации. | 4 | ||
Итоговое повторение | 3 | ||
9 класс, 35 час. | |||
1. | Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз. Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей: социалисты—утописты Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран н 1815— 1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий: возникновение марксизма. | 6 | Раскрывать значение понятий и терминов: кодекс Наполеона, Наполеоновские войны, Священный союз. Характеризовать внутреннюю политику императора Наполеона 1, давать оценку проведенным им преобразований. Представлять обзорную характеристику военных кампаний наполеона Бонапарта (с использованием исторической карты), включая поход его армии в Россию (привлекается материал из курса отечественной истории). Составлять исторический портрет Наполеона Бонапарта (с оценкой его роли в истории Франции и Европы). Определять значение понятий фабричное производство, индустриализация, пролетариат, консерватизм, либерализм, социалисты-утописты, радикализм, профсоюзы. Раскрывать сущность, экономические и социальные последствия промышленного переворота. Определять причины распространения социалистических идей, возникновения рабочего движения. Раскрывать значение понятий и терминов чартизм, избирательное право, конституционная монархия, национальный вопрос. Характеризовать идейные позиции консервативного, либерального, социалистического течений в Европе первой половины Х1Х в. Сопоставлять опыт политического развития отдельных стран Европы в первой половине Х1Х в., выявлять общие черты и особенности. Высказывать оценочные суждения об итогах европейских революций первой половине Х1Х в. |
2. | Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.Великобритания в Викторианскую эпоху: мастерская мира, рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко—германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм. Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861— 1865). А. Линкольн. | 5 | Раскрывать значение понятий и терминов тред-юнионы, рабочее законодательство, юнкерство, автономия, национализм. Систематизировать информацию об экономическом развитии европейских стран во второй половине Х1Х в., выявляя общие тенденции. Высказывать суждения о том, что способствовало проведению реформ и расширению социального законодательства в странах западной Европы во второй половине Х1Х в. Сравнивать пути создания единых государств в Германии и Италии, выявляя особенности каждой из стран. Составлять характеристики известных исторических деятелей европейской истории рассматриваемого периода (привлекая наряду с информацией учебников материалы научно-популярных и справочных изданий). Раскрывать значение понятий и терминов фермерство, плантационное хозяйство, двухпартийная система, аболиционизм, реконструкция. Определять, какие противоречия привели к Гражданской войне (861-1865) в США. Систематизировать материал об основных событиях и итогах Гражданской войны (1861-1865) (в форме таблицы, тезисов и др.) Определять, почему победу в войне одержали северные штаты. |
3. | Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.. Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения. | 3 | Раскрывать значение понятий и терминов монополия, индустриальное общество, империализм, миграция, всеобщее избирательное право, феминизм. Характеризовать причины и последствия создания монополий. Определять, какую роль в жизни европейского общества играли различные социальные движения. |
4. | Страны Азии в ХIХ в. Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, опиумные войны, движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сёгунатаТокугава, преобразования эпохи Мэйдзи. | 3 | Раскрывать значение понятий и терминов Танзимат, «открытие» Китая и Японии, реформы Мэйдзи, Индийский национальный конгресс. Характеризовать внутреннее развитие и внешнюю политику отдельных стран Азии. Проводить сопоставительное рассмотрение опыта проведения реформ, модернизации в странах Азии. Раскрывать значение понятий и терминов хунта, герилья, федерация. |
5. | Война за независимость в Латинской Америке. Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр. С. Боливар. Провозглашение независимых государств. | 3 | Характеризовать колониальный режим, установленный в странах Латинской Америки европейскими метрополиями. Называть крупнейшие события и руководителей борьбы народов Латинской Америки за независимость. Определять, благодаря чему произошло освобождение народов латинской Америки от колониальной зависимости. |
6. | Народы Африки в Новое время. Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов. | 2 | Показывать на карте колониальные владения европейских государств в Африке. Характеризовать цели колониальной политики европейцев и средства, использовавшиеся для достижения этих целей. Высказывать суждения о последствиях колонизации для африканских обществ. |
7. | Развитие культуры в XIX в. Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество. | 3 | Раскрывать значение понятий и терминов ампир, романтизм, реализм, импрессионизм, демократизация культуры. Называть важнейшие научные открытия и технические достижения Х1Х в., объяснять, в чем их значение для своего времени и последующего развития общества. Характеризовать основные стили и течения в художественной культуре Х1Х в., раскрывая их особенности на примерах конкретных произведений. Проводить поиск информации (в печатных изданиях и Интернете) для сообщений о значительных явлениях и представителях культуры Х1Х в. Высказывать и обосновывать оценочные суждения о явлениях культуры, творчеств6 отдельных художников. |
8. | Международные отношения в XIX в. Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав. | 3 | Раскрывать значение понятий и терминов коалиция, Венская система, восточный вопрос, пацифизм, колониальная империя, колониальный раздел мира. Определять, в чем заключались интересы великих держав в конфликтах и ключевых событиях международной жизни в Х1Х в. Раскрывать, что изменилось в международных отношениях в Х1Х в. по сравнению с предшествующим столетием. |
9. 10. | Мир к началу ХХ в. Новейшая история: понятие, периодизация. Мир в 1900—1914 гг. Страны Европы и США в 1900— 1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж. Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья). Итоговое повторение | 6 1 | |
Объяснять значение понятия новейшая история. Излагать основания периодизации новейшей истории Раскрывать значение понятий и терминов урбанизация, социальное законодательство, автономия. Объяснять причины усиления монополий в начале ХХ в., а также мотивы принятия антимонопольных мер в США и других странах. Характеризовать содержание и значение социальных реформ начала ХХ в. На примерах отдельных стран. Раскрывать, в чем заключалась неравномерность темпов развития индустриальных стран в начале ХХ в. Давать сравнительную характеристику путей модернизации традиционных обществ в странах Азии, латинской Америки в первые десятилетия ХХ в. Характеризовать задачи и итоги революций в Турции, Ираке, Китае, Мексике. Раскрывать значение понятий и терминов Антанта, Тройственное согласие, блицкриг, Характеризовать причины, участников Первой мировой войны. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Основного общего образования по истории для 7 класса
Тематическое планирование по Всеобщей истории разработано в соответствии с Законом об образовании Примерной программой основного общего образования по истории, с учетом требований федерального компоне...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ 5-9 КЛАССЫ
рабочая программа по истории 5-9 КЛАССЫ...
Рабочая программа основного общего образования по истории
Рабочая программа основного общего образования по истории составлена с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Технология» в 5 классе ФГОС общего образования второго поколения .
Рабочая программа даёт возможность не только само реализовываться при выполнении практических и различных творческих работ, но и расширять кругозор, оценивать свою деятельность с точки зрения нравстве...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ВАРИАНТ 1) ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» 7 КЛАСС
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллек...
Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА" Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...
Рабочая программа основного общего образования учебного предмета "История"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебного предмета...