разработка урока по эпохе Петра 1
методическая разработка по истории (7 класс)

Скалина Алла Николаевна

Дан полный конспект урока по эпохе Петра 1 с применением ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока истории для 7-х классов:

 «Реформы государственного и общественного строя –

абсолютизм Петра Великого» 

(с использованием элементов

информационно-коммуникационных технологий)

                                 

                             Подготовила и провела:

                                                учитель истории и обществознания

                           МБОУ «Лицей №153»

                                городского округа г.Уфа

                                  Республики Башкортостан

                                  Скалина Алла Николаевна

       

Цели: охарактеризовать модернизацию государственной системы России; показать изменения, происходившие в положении церкви, и ее взаимоотношения с государством; рассмотреть изменения в положении дворянства.

Задачи:

         1. Подвести учеников к выводу, что развитие экономики, проведение военных изменений, ведение Северной войны требовали изменений устаревшего государственного аппарата. Государственные реформы проводились по личной инициативе Петра I. При Петре I окончательно оформляется абсолютизм, который начал формироваться в XVII веке при Алексее Михайловиче.

 2. Продолжать формирование умения сравнивать государственное устройство России XVII  и  XVIII веков, а также с государственными системами стран Западной Европы. Развивать образное мышление с помощью показа картин Сената и Боярской Думы, чтения отрывков произведений Толстого, Чехова.

 3. Показать, что Петр I способствовал выдвижению людей не по знатности, а по способности. Продемонстрировать упорядоченность в работе государственного аппарата, необходимость дисциплины. Служение Отечеству – высший долг гражданина.

Основные понятия: абсолютизм, Сенат, генерал-прокурор, коллегия, Синод, губерния (губернатор), магистрат, фискалы, регламент, бюрократия, «Табель о рангах».

Оборудование: схема «Политическое устройство Российского государства  в XVII в.», схема «Управление Россией в Петровское время», портреты Петра I, П.И.Ягужинского, Г.И.Головкина, А.Д. Меншикова, иллюстрация «Сенат Петровского времени» художника Д.Н. Кардовского, таблица «Табель о рангах», таблички с новыми терминами и датами, отрывки из литературных произведений – романа А.Толстого «Петр I», рассказа  А.П. Чехова «Тонкий и толстый».

Ход урока.

Организационный момент.

I. Проверка домашнего задания.

Тест

1.Соотнесите даты и события:

а) сражение у о.Гренгам;

б) создание Петром I «Устава воинского»;

в) Полтавская битва;

г) основание Кронштадта;

д) взятие русскими войсками крепости Орешек.

1) 1703;     2) 1716;     3) 1703;      4) 1720;      5) 1709.

2.Сражение пол Нарвой было проиграно потому, что:

а) затянулась осада города, и упал боевой дух русских войск;

б) сыграли отрицательную роль плохое снабжение и слабое вооружение русской армии;

в) в рядах русской армии преобладало дворянское ополчение;

г) для русской армии была характерна плохая организация и слабая дисциплина;

д) шведы нанесли внезапный удар;

е) русское командование не сумело организовать эффективное управление войсками.

Обозначьте указанные причины порядковыми номерами в убывающей последовательности в зависимости от степени их значимости.

3. Петр I  создавал новую армию на основе:

а) набора солдат с определенного числа крестьянских и посадских дворов на пожизненную службу;

б) усиления дворянского ополчения;

в) увеличения числа стрелецких полков;

г) свободного набора на военную службу по найму.

Указать точный ответ.

4. Предательство Мазепы накануне Полтавской битвы:

а) резко ухудшило положение русских войск;

б) никак не отразилось на положении русских войск;

в) усилило позицию Карла XII;

г) внесло раскол в братский союз украинского и русского народов;

д) внесло смятение в ряды союзников России.

Укажите точный ответ.

5. Когда  произошла Полтавская битва:

а) 27.07.1709 г.;

б) 27.06.1709 г.;

в) 27.08.1709 г.;

г) 27.09.1709 г.

6. В результате Северной войны Россия:

а) завоевала выход в Балтийское море;

б) лишилась части своей северной территории;

в) укрепила свое международное положение;

г) потеряла свою независимость.

7. Соотнесите имена полководцев и сражения, в которых они одержали победы:

а) Б.П.Шереметев;                                        1) Полтава;

б) Петр I и Ф.М.Апраксин;                           2) Ниеншанц и Нотебург;

в) М.М.Головин;                                          3) Гангут;

г) Петр I.                                                      4) Гренгам.

II. Изучение нового материала.

Его величество есть самовластный монарх,

который никому на свете в своих делах

ответу дать не должен.

(Так определялась власть царя в предисловии

к Воинскому уставу).

Сам же Петр I говорил: “Знаю, что меня считают тираном… Это неправда…”

Так какой же была власть Петра I?

ПЛАН

  1. Преобразование центральных органов власти.
  2. Изменение в положении церкви, ее отношение с государством.
  3. Реформа территориального деления России и органов власти на местах.
  4. Изменения в положении дворянства. Табель о рангах.

1. Мы знаем, что были реформы в экономической, военной сфере, но они проводились без какого-либо плана, считаясь с нуждами войны.

Вспомните, какие органы государственного управления существовали в XVII-XVIII вв. и как они мешали ведению войны? (Боярская Дума, Земский собор, приказы.)

За ответы на уроке дети поощряются раздачей медалей петровской эпохи.

 

Схема «Политическое устройство Российского государства в XVII в.»

Боярская Дума – законосовещательный орган при царе. Состав – примерно 100 человек бояр и окольничих – знатные княжеские фамилии. Дума решала вопросы войны и мира, утверждала законопроекты – введение новых налогов, решение спорных вопросов.

Земский собор – сословно-представительное учреждение, последний был созван в 1653 году.

Приказы порой ведали решением одних и тех же вопросов или довольно близких по характеру задач. Например, военными задачами ведали: Стрелецкий, Пушкарский, Иноземный, Рейтарский, Разрядный приказы. То есть нужно было реформировать приказную систему, качественно упростить.

         

Литературный образ приказа – отрывок их романа А.Толстого «Петр I»:

«В сводчатых палатах дворцового приказа – жара, духота, - топор вешай. За длинными столами писцы, свернув головы, свесив волосы на глаза, скрипят перьями. В чернилах – мухи. На губы, на мокрые волосы липнут мухи. Дьяк наелся пирогов, сидит на лавке, в дремоте. Дьяка тоже одолели мухи. Вынув шелковый платок, помахал он вокруг себя, вытер лицо и козлиную бороду.

        - Эй, спите! – лениво крикнул он. – Разве вы, писцы, разве вы, подьячие? Все бы вам даром жрать казенные деньги. Страху нет на вас, бога забыли, шпыни ненадобные… Вот выдеру весь приказ батогом, - будете знать как работать с бережением… И чернил на вас не напасешься, и бумаги прорва… Гром вас порази

        Вяло махнув платком, дьяк опять задремал. Скучное настало время – ни челобитчиков, ни даров».

        Петр I все реже обращался к услугам Боярской Думы. В 1699 году она была заменена Ближней канцелярией, а с 1708 «консилией министров». Петр хотел создать временный орган власти, который бы управлял страной во время его разъездов по стране и военных походов. Так в 1711 году появляется Сенат. 

        Обращаемся к иллюстрации картины Д. Кардовского «Сенат Петровского времени». Сенат включал 9 персон – назначенных Петром  особо доверенных лиц. Сенат контролировал правосудие, сбор налогов, государственные расходы, работу большого государственного аппарата в центре и на местах.

        

Задание: На каких принципах была построена работа в Сенате?

Прослушайте правило, предписанное сенаторам: «Если кто станет говорить речи, другому не перебивать, но дать окончить и потом другому говорить, как честным людям надлежит, а не как бабкам торговкам». Запрещалось в Сенате говорить и на посторонние темы, произносить непотребляемые и праздные слова. При обсуждении вопроса первыми высказывали мнение низшие чины – асессоры, за ними – советники, затем – вице-президент и президент.

        В 1722 году была учреждена должность генерал – прокурора. Его главная задача – быть «оком государевым» в Сенате, то есть надзирать за работой сенаторов и обо всем доносить императору. На эту должность за свои личные качества -  честность, прямодушие, неподкупность был назначен П.И.Ягужинский (на слайде появляется его портрет).


Схема « Управление Россией в Петровское время»

        В 1712 году Петр I отправляет за границу специальные экспедиции для изучения опыта по организации коллегий по разным отраслям управления. За 1718-1720 годы появилось 12 коллегий. Работа с учебником и схемой – найти  в параграфе, чем ведала каждая из коллегий.

        Каждую коллегию возглавлял президент, ему подчинялись вице-президент и советники, действовал принцип коллегиального обсуждения.

        Петр I целенаправленно стремился к четкой деятельности государственных органов, и Государственный регламент представлял собой документ, регулировавший работу коллегий, а также были изданы регламенты каждой коллегии.

        2. 12-ой коллегией являлась Духовная коллегия или Синод, преобразованная из Монастырского приказа. Каково было отношение церкви и государства? Во второй половине XVII века позиции Русской православной церкви были прочными, церковь была автономной. После смерти матери в 1694 году Петр I практически перестал участвовать в религиозных церемониях и регулярно общаться с патриархом. Он стремился взять из церкви как можно больше средств на строительство флота. После смерти патриарха Адриана в 1700 году новый патриарх избран не был. В 1721 году Патриаршество в России было упразднено, а руководство церковью передано светскому государственному ведомству – Синоду. Церковь утратила свое право распоряжаться своей собственностью. Все средства пошли на содержание армии и флота. В указе 1724 года Петр I назвал монахов «тунеядцами, которые не желают служить императору». Какая функция сохранилась за монахами? Просвещение русских крестьян:

-чтение проповедей;

-учение молитв;

-воспитание у детей уважения к царю и церкви.

В ходе реформ был создан огромный чиновничий аппарат, и далеко не всех чиновников устраивало жалованье, поэтому многие вымогали взятки у просителей, присваивали казенные деньги. Чтобы пресечь зло воровства, Петр создал целую армию тайных доносителей – фискалов.

3. После восстания Булавина, в Астрахани и в Башкирии нужно было усилить власть на местах. С 1708 по 1720-е годы Петр I несколько раз перекраивал границы регионов России, и к концу его правления Российская империя делилась на 8 огромных губерний.

Работа с учебником – найдите названия этих губерний. Как вы думаете, в состав какой губернии входила наша республика Башкортостан?

Обращение к схеме: губерния делилась на провинции, а провинция на уезды.

4.Весь огромный чиновничий аппарат – от уездного писаря до президента коллегии – был связан единой системой чинов – Табелью о рангах 1722 г. Обращаемся к таблице в учебнике. Все службы делились на три категории:

• воинскую;

• статскую (гражданскую);

• придворную.

Все чины разделены на 14 классов, из них первые пять составляли генералитет, элиту всех рядов службы. Выходцы из низших слоев, достигнув восьмого ранга на гражданской службе или 14-го на военной службе, получали потомственное дворянство. Таким образом, на смену принципу родовитости и знатности пришел принцип личной заслуги.

Сам Петр I начал службу бомбардиром, получал звания за конкретные дела и заслуги. Но не задолго до Гангутского сражения Сенат отказал Петру I в присвоении ему звания вице-адмирала, так как посчитал, что у него недостаточно заслуг.

Задание: За время правления Петра I несколько человек « низкого» происхождения стали крупными чиновниками: Меншиков, Курбатов, Головкин (на слайде появляются их портреты). Чем это объяснить и можно ли считать это явление типичным для правления Петра I?

Задание: Постарайтесь объяснить с помощью Табели фабулу рассказа А.П.Чехова «Тонкий и толстый» (разыгрывается детьми по ролям):

…- Порфирий! – воскликнул толстый, увидев тонкого. – Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

- Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

- Ну, как живешь, друг? – спросил толстый, восторженно глядя на друга. – Служишь где? Дослужился?

- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею… Ну а ты как? Небось уже статский? А?

- Нет, милый мой, поднимайся повыше, - сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился…

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро его лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…

- Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с!

- Ну, полно! – поморщился толстый. – Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!

  • Помилуйте…Что вы-с… - захихикал тонкий, еще более съеживаясь…

III. Закрепление изученного материала.

Каждому ученику раздается задание «Проверь себя» (на выполнение отводится 3-4 минуты, правильные ответы потом появляются на слайде).

Подушная подать

Военная реформа

Создание регулярной армии

Церковная реформа

Синод

Сенат

Государственная реформа

Создание флота

Меркантилизм

Экономические преобразования

Рост мануфактурной промышленности

Коллегии

Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: какой была власть Петра?

Абсолютной, неограниченной. Так что же такое абсолютизм? Это форма монархии, для которой характерны следующие признаки:

• власть монарха неограниченна;

• монарх олицетворяет высшую судебную, законодательную и исполнительную власть (этот вывод появляется на слайде).

Каждому ученику раздается грамота с высказываниями самого Петра I, которые нужно прочитать, вспомнить когда они были произнесены и уметь трактовать.

Из указа Петра I отрокам, потомкам и наследникам Российского государства:

«Сеи мои высказывания знать, трактовать и в жизни применять повелеваю:

  1. Аз есть в чину учимых и учащих меня требую.
  2. Достойному – достойное.
  3. Славу королям создают их министры.
  4. Прилежание и верность. Превосходит силно.
  5. Промедление смерти подобно».



Предварительный просмотр:

Разработка урока истории для 7-х классов:

 «Реформы государственного и общественного строя –

абсолютизм Петра Великого» 

(с использованием элементов

информационно-коммуникационных технологий)

                                 

                             Подготовила и провела:

                                                учитель истории и обществознания

                           МБОУ «Лицей №153»

                                городского округа г.Уфа

                                  Республики Башкортостан

                                  Скалина Алла Николаевна

       

Цели: охарактеризовать модернизацию государственной системы России; показать изменения, происходившие в положении церкви, и ее взаимоотношения с государством; рассмотреть изменения в положении дворянства.

Задачи:

         1. Подвести учеников к выводу, что развитие экономики, проведение военных изменений, ведение Северной войны требовали изменений устаревшего государственного аппарата. Государственные реформы проводились по личной инициативе Петра I. При Петре I окончательно оформляется абсолютизм, который начал формироваться в XVII веке при Алексее Михайловиче.

 2. Продолжать формирование умения сравнивать государственное устройство России XVII  и  XVIII веков, а также с государственными системами стран Западной Европы. Развивать образное мышление с помощью показа картин Сената и Боярской Думы, чтения отрывков произведений Толстого, Чехова.

 3. Показать, что Петр I способствовал выдвижению людей не по знатности, а по способности. Продемонстрировать упорядоченность в работе государственного аппарата, необходимость дисциплины. Служение Отечеству – высший долг гражданина.

Основные понятия: абсолютизм, Сенат, генерал-прокурор, коллегия, Синод, губерния (губернатор), магистрат, фискалы, регламент, бюрократия, «Табель о рангах».

Оборудование: схема «Политическое устройство Российского государства  в XVII в.», схема «Управление Россией в Петровское время», портреты Петра I, П.И.Ягужинского, Г.И.Головкина, А.Д. Меншикова, иллюстрация «Сенат Петровского времени» художника Д.Н. Кардовского, таблица «Табель о рангах», таблички с новыми терминами и датами, отрывки из литературных произведений – романа А.Толстого «Петр I», рассказа  А.П. Чехова «Тонкий и толстый».

Ход урока.

Организационный момент.

I. Проверка домашнего задания.

Тест

1.Соотнесите даты и события:

а) сражение у о.Гренгам;

б) создание Петром I «Устава воинского»;

в) Полтавская битва;

г) основание Кронштадта;

д) взятие русскими войсками крепости Орешек.

1) 1703;     2) 1716;     3) 1703;      4) 1720;      5) 1709.

2.Сражение пол Нарвой было проиграно потому, что:

а) затянулась осада города, и упал боевой дух русских войск;

б) сыграли отрицательную роль плохое снабжение и слабое вооружение русской армии;

в) в рядах русской армии преобладало дворянское ополчение;

г) для русской армии была характерна плохая организация и слабая дисциплина;

д) шведы нанесли внезапный удар;

е) русское командование не сумело организовать эффективное управление войсками.

Обозначьте указанные причины порядковыми номерами в убывающей последовательности в зависимости от степени их значимости.

3. Петр I  создавал новую армию на основе:

а) набора солдат с определенного числа крестьянских и посадских дворов на пожизненную службу;

б) усиления дворянского ополчения;

в) увеличения числа стрелецких полков;

г) свободного набора на военную службу по найму.

Указать точный ответ.

4. Предательство Мазепы накануне Полтавской битвы:

а) резко ухудшило положение русских войск;

б) никак не отразилось на положении русских войск;

в) усилило позицию Карла XII;

г) внесло раскол в братский союз украинского и русского народов;

д) внесло смятение в ряды союзников России.

Укажите точный ответ.

5. Когда  произошла Полтавская битва:

а) 27.07.1709 г.;

б) 27.06.1709 г.;

в) 27.08.1709 г.;

г) 27.09.1709 г.

6. В результате Северной войны Россия:

а) завоевала выход в Балтийское море;

б) лишилась части своей северной территории;

в) укрепила свое международное положение;

г) потеряла свою независимость.

7. Соотнесите имена полководцев и сражения, в которых они одержали победы:

а) Б.П.Шереметев;                                        1) Полтава;

б) Петр I и Ф.М.Апраксин;                           2) Ниеншанц и Нотебург;

в) М.М.Головин;                                          3) Гангут;

г) Петр I.                                                      4) Гренгам.

II. Изучение нового материала.

Его величество есть самовластный монарх,

который никому на свете в своих делах

ответу дать не должен.

(Так определялась власть царя в предисловии

к Воинскому уставу).

Сам же Петр I говорил: “Знаю, что меня считают тираном… Это неправда…”

Так какой же была власть Петра I?

ПЛАН

  1. Преобразование центральных органов власти.
  2. Изменение в положении церкви, ее отношение с государством.
  3. Реформа территориального деления России и органов власти на местах.
  4. Изменения в положении дворянства. Табель о рангах.

1. Мы знаем, что были реформы в экономической, военной сфере, но они проводились без какого-либо плана, считаясь с нуждами войны.

Вспомните, какие органы государственного управления существовали в XVII-XVIII вв. и как они мешали ведению войны? (Боярская Дума, Земский собор, приказы.)

За ответы на уроке дети поощряются раздачей медалей петровской эпохи.

 

Схема «Политическое устройство Российского государства в XVII в.»

Боярская Дума – законосовещательный орган при царе. Состав – примерно 100 человек бояр и окольничих – знатные княжеские фамилии. Дума решала вопросы войны и мира, утверждала законопроекты – введение новых налогов, решение спорных вопросов.

Земский собор – сословно-представительное учреждение, последний был созван в 1653 году.

Приказы порой ведали решением одних и тех же вопросов или довольно близких по характеру задач. Например, военными задачами ведали: Стрелецкий, Пушкарский, Иноземный, Рейтарский, Разрядный приказы. То есть нужно было реформировать приказную систему, качественно упростить.

         

Литературный образ приказа – отрывок их романа А.Толстого «Петр I»:

«В сводчатых палатах дворцового приказа – жара, духота, - топор вешай. За длинными столами писцы, свернув головы, свесив волосы на глаза, скрипят перьями. В чернилах – мухи. На губы, на мокрые волосы липнут мухи. Дьяк наелся пирогов, сидит на лавке, в дремоте. Дьяка тоже одолели мухи. Вынув шелковый платок, помахал он вокруг себя, вытер лицо и козлиную бороду.

        - Эй, спите! – лениво крикнул он. – Разве вы, писцы, разве вы, подьячие? Все бы вам даром жрать казенные деньги. Страху нет на вас, бога забыли, шпыни ненадобные… Вот выдеру весь приказ батогом, - будете знать как работать с бережением… И чернил на вас не напасешься, и бумаги прорва… Гром вас порази

        Вяло махнув платком, дьяк опять задремал. Скучное настало время – ни челобитчиков, ни даров».

        Петр I все реже обращался к услугам Боярской Думы. В 1699 году она была заменена Ближней канцелярией, а с 1708 «консилией министров». Петр хотел создать временный орган власти, который бы управлял страной во время его разъездов по стране и военных походов. Так в 1711 году появляется Сенат. 

        Обращаемся к иллюстрации картины Д. Кардовского «Сенат Петровского времени». Сенат включал 9 персон – назначенных Петром  особо доверенных лиц. Сенат контролировал правосудие, сбор налогов, государственные расходы, работу большого государственного аппарата в центре и на местах.

        

Задание: На каких принципах была построена работа в Сенате?

Прослушайте правило, предписанное сенаторам: «Если кто станет говорить речи, другому не перебивать, но дать окончить и потом другому говорить, как честным людям надлежит, а не как бабкам торговкам». Запрещалось в Сенате говорить и на посторонние темы, произносить непотребляемые и праздные слова. При обсуждении вопроса первыми высказывали мнение низшие чины – асессоры, за ними – советники, затем – вице-президент и президент.

        В 1722 году была учреждена должность генерал – прокурора. Его главная задача – быть «оком государевым» в Сенате, то есть надзирать за работой сенаторов и обо всем доносить императору. На эту должность за свои личные качества -  честность, прямодушие, неподкупность был назначен П.И.Ягужинский (на слайде появляется его портрет).


Схема « Управление Россией в Петровское время»

        В 1712 году Петр I отправляет за границу специальные экспедиции для изучения опыта по организации коллегий по разным отраслям управления. За 1718-1720 годы появилось 12 коллегий. Работа с учебником и схемой – найти  в параграфе, чем ведала каждая из коллегий.

        Каждую коллегию возглавлял президент, ему подчинялись вице-президент и советники, действовал принцип коллегиального обсуждения.

        Петр I целенаправленно стремился к четкой деятельности государственных органов, и Государственный регламент представлял собой документ, регулировавший работу коллегий, а также были изданы регламенты каждой коллегии.

        2. 12-ой коллегией являлась Духовная коллегия или Синод, преобразованная из Монастырского приказа. Каково было отношение церкви и государства? Во второй половине XVII века позиции Русской православной церкви были прочными, церковь была автономной. После смерти матери в 1694 году Петр I практически перестал участвовать в религиозных церемониях и регулярно общаться с патриархом. Он стремился взять из церкви как можно больше средств на строительство флота. После смерти патриарха Адриана в 1700 году новый патриарх избран не был. В 1721 году Патриаршество в России было упразднено, а руководство церковью передано светскому государственному ведомству – Синоду. Церковь утратила свое право распоряжаться своей собственностью. Все средства пошли на содержание армии и флота. В указе 1724 года Петр I назвал монахов «тунеядцами, которые не желают служить императору». Какая функция сохранилась за монахами? Просвещение русских крестьян:

-чтение проповедей;

-учение молитв;

-воспитание у детей уважения к царю и церкви.

В ходе реформ был создан огромный чиновничий аппарат, и далеко не всех чиновников устраивало жалованье, поэтому многие вымогали взятки у просителей, присваивали казенные деньги. Чтобы пресечь зло воровства, Петр создал целую армию тайных доносителей – фискалов.

3. После восстания Булавина, в Астрахани и в Башкирии нужно было усилить власть на местах. С 1708 по 1720-е годы Петр I несколько раз перекраивал границы регионов России, и к концу его правления Российская империя делилась на 8 огромных губерний.

Работа с учебником – найдите названия этих губерний. Как вы думаете, в состав какой губернии входила наша республика Башкортостан?

Обращение к схеме: губерния делилась на провинции, а провинция на уезды.

4.Весь огромный чиновничий аппарат – от уездного писаря до президента коллегии – был связан единой системой чинов – Табелью о рангах 1722 г. Обращаемся к таблице в учебнике. Все службы делились на три категории:

• воинскую;

• статскую (гражданскую);

• придворную.

Все чины разделены на 14 классов, из них первые пять составляли генералитет, элиту всех рядов службы. Выходцы из низших слоев, достигнув восьмого ранга на гражданской службе или 14-го на военной службе, получали потомственное дворянство. Таким образом, на смену принципу родовитости и знатности пришел принцип личной заслуги.

Сам Петр I начал службу бомбардиром, получал звания за конкретные дела и заслуги. Но не задолго до Гангутского сражения Сенат отказал Петру I в присвоении ему звания вице-адмирала, так как посчитал, что у него недостаточно заслуг.

Задание: За время правления Петра I несколько человек « низкого» происхождения стали крупными чиновниками: Меншиков, Курбатов, Головкин (на слайде появляются их портреты). Чем это объяснить и можно ли считать это явление типичным для правления Петра I?

Задание: Постарайтесь объяснить с помощью Табели фабулу рассказа А.П.Чехова «Тонкий и толстый» (разыгрывается детьми по ролям):

…- Порфирий! – воскликнул толстый, увидев тонкого. – Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

- Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

- Ну, как живешь, друг? – спросил толстый, восторженно глядя на друга. – Служишь где? Дослужился?

- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею… Ну а ты как? Небось уже статский? А?

- Нет, милый мой, поднимайся повыше, - сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился…

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро его лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…

- Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с!

- Ну, полно! – поморщился толстый. – Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!

  • Помилуйте…Что вы-с… - захихикал тонкий, еще более съеживаясь…

III. Закрепление изученного материала.

Каждому ученику раздается задание «Проверь себя» (на выполнение отводится 3-4 минуты, правильные ответы потом появляются на слайде).

Подушная подать

Военная реформа

Создание регулярной армии

Церковная реформа

Синод

Сенат

Государственная реформа

Создание флота

Меркантилизм

Экономические преобразования

Рост мануфактурной промышленности

Коллегии

Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: какой была власть Петра?

Абсолютной, неограниченной. Так что же такое абсолютизм? Это форма монархии, для которой характерны следующие признаки:

• власть монарха неограниченна;

• монарх олицетворяет высшую судебную, законодательную и исполнительную власть (этот вывод появляется на слайде).

Каждому ученику раздается грамота с высказываниями самого Петра I, которые нужно прочитать, вспомнить когда они были произнесены и уметь трактовать.

Из указа Петра I отрокам, потомкам и наследникам Российского государства:

«Сеи мои высказывания знать, трактовать и в жизни применять повелеваю:

  1. Аз есть в чину учимых и учащих меня требую.
  2. Достойному – достойное.
  3. Славу королям создают их министры.
  4. Прилежание и верность. Превосходит силно.
  5. Промедление смерти подобно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный урок истории "Эпоха Петра Первого"

Урок повторительно-обобщающий для учащихся 7 класса....

повторительно-обобщающий урок по эпохе Петра Великого

В игровой форме можно провести повторение по эпохе Петра Великого. Урок проходит незаметно, активность детей высокая, результативность тоже....

Урок-игра Эпоха Петра Великого

Заключительный, обобщающий урок в форме игры "Счастливый случай"....

Урок обобщения «Эпоха Петра 1». 7 класс.

Урок обобщения «Эпоха Петра 1».7 класс....

Технологическая карта урока истории "Эпоха Петра I"

История в профессиональном образовательном учреждении изучается на новом, проблемном уровне  по сравнению с тем, который осваивают учащиеся  в основной школе. Данная разработка основывается ...

Урок - квест "Эпоха Петра I"

Урок - квест "Эпоха Петра I"...