разработка урока по эпохе Петра 1
методическая разработка по истории (7 класс)
Дан полный конспект урока по эпохе Петра 1 с применением ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
эпоха Петра 1, государственные реформы | 82.5 КБ |
gosudarstvennye_reformy_petra_i.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока истории для 7-х классов:
«Реформы государственного и общественного строя –
абсолютизм Петра Великого»
(с использованием элементов
информационно-коммуникационных технологий)
Подготовила и провела:
учитель истории и обществознания
МБОУ «Лицей №153»
городского округа г.Уфа
Республики Башкортостан
Скалина Алла Николаевна
Цели: охарактеризовать модернизацию государственной системы России; показать изменения, происходившие в положении церкви, и ее взаимоотношения с государством; рассмотреть изменения в положении дворянства.
Задачи:
1. Подвести учеников к выводу, что развитие экономики, проведение военных изменений, ведение Северной войны требовали изменений устаревшего государственного аппарата. Государственные реформы проводились по личной инициативе Петра I. При Петре I окончательно оформляется абсолютизм, который начал формироваться в XVII веке при Алексее Михайловиче.
2. Продолжать формирование умения сравнивать государственное устройство России XVII и XVIII веков, а также с государственными системами стран Западной Европы. Развивать образное мышление с помощью показа картин Сената и Боярской Думы, чтения отрывков произведений Толстого, Чехова.
3. Показать, что Петр I способствовал выдвижению людей не по знатности, а по способности. Продемонстрировать упорядоченность в работе государственного аппарата, необходимость дисциплины. Служение Отечеству – высший долг гражданина.
Основные понятия: абсолютизм, Сенат, генерал-прокурор, коллегия, Синод, губерния (губернатор), магистрат, фискалы, регламент, бюрократия, «Табель о рангах».
Оборудование: схема «Политическое устройство Российского государства в XVII в.», схема «Управление Россией в Петровское время», портреты Петра I, П.И.Ягужинского, Г.И.Головкина, А.Д. Меншикова, иллюстрация «Сенат Петровского времени» художника Д.Н. Кардовского, таблица «Табель о рангах», таблички с новыми терминами и датами, отрывки из литературных произведений – романа А.Толстого «Петр I», рассказа А.П. Чехова «Тонкий и толстый».
Ход урока.
Организационный момент.
I. Проверка домашнего задания.
Тест
1.Соотнесите даты и события:
а) сражение у о.Гренгам;
б) создание Петром I «Устава воинского»;
в) Полтавская битва;
г) основание Кронштадта;
д) взятие русскими войсками крепости Орешек.
1) 1703; 2) 1716; 3) 1703; 4) 1720; 5) 1709.
2.Сражение пол Нарвой было проиграно потому, что:
а) затянулась осада города, и упал боевой дух русских войск;
б) сыграли отрицательную роль плохое снабжение и слабое вооружение русской армии;
в) в рядах русской армии преобладало дворянское ополчение;
г) для русской армии была характерна плохая организация и слабая дисциплина;
д) шведы нанесли внезапный удар;
е) русское командование не сумело организовать эффективное управление войсками.
Обозначьте указанные причины порядковыми номерами в убывающей последовательности в зависимости от степени их значимости.
3. Петр I создавал новую армию на основе:
а) набора солдат с определенного числа крестьянских и посадских дворов на пожизненную службу;
б) усиления дворянского ополчения;
в) увеличения числа стрелецких полков;
г) свободного набора на военную службу по найму.
Указать точный ответ.
4. Предательство Мазепы накануне Полтавской битвы:
а) резко ухудшило положение русских войск;
б) никак не отразилось на положении русских войск;
в) усилило позицию Карла XII;
г) внесло раскол в братский союз украинского и русского народов;
д) внесло смятение в ряды союзников России.
Укажите точный ответ.
5. Когда произошла Полтавская битва:
а) 27.07.1709 г.;
б) 27.06.1709 г.;
в) 27.08.1709 г.;
г) 27.09.1709 г.
6. В результате Северной войны Россия:
а) завоевала выход в Балтийское море;
б) лишилась части своей северной территории;
в) укрепила свое международное положение;
г) потеряла свою независимость.
7. Соотнесите имена полководцев и сражения, в которых они одержали победы:
а) Б.П.Шереметев; 1) Полтава;
б) Петр I и Ф.М.Апраксин; 2) Ниеншанц и Нотебург;
в) М.М.Головин; 3) Гангут;
г) Петр I. 4) Гренгам.
II. Изучение нового материала.
Его величество есть самовластный монарх,
который никому на свете в своих делах
ответу дать не должен.
(Так определялась власть царя в предисловии
к Воинскому уставу).
Сам же Петр I говорил: “Знаю, что меня считают тираном… Это неправда…”
Так какой же была власть Петра I?
ПЛАН
- Преобразование центральных органов власти.
- Изменение в положении церкви, ее отношение с государством.
- Реформа территориального деления России и органов власти на местах.
- Изменения в положении дворянства. Табель о рангах.
1. Мы знаем, что были реформы в экономической, военной сфере, но они проводились без какого-либо плана, считаясь с нуждами войны.
Вспомните, какие органы государственного управления существовали в XVII-XVIII вв. и как они мешали ведению войны? (Боярская Дума, Земский собор, приказы.)
За ответы на уроке дети поощряются раздачей медалей петровской эпохи.
Схема «Политическое устройство Российского государства в XVII в.»
Боярская Дума – законосовещательный орган при царе. Состав – примерно 100 человек бояр и окольничих – знатные княжеские фамилии. Дума решала вопросы войны и мира, утверждала законопроекты – введение новых налогов, решение спорных вопросов.
Земский собор – сословно-представительное учреждение, последний был созван в 1653 году.
Приказы порой ведали решением одних и тех же вопросов или довольно близких по характеру задач. Например, военными задачами ведали: Стрелецкий, Пушкарский, Иноземный, Рейтарский, Разрядный приказы. То есть нужно было реформировать приказную систему, качественно упростить.
Литературный образ приказа – отрывок их романа А.Толстого «Петр I»:
«В сводчатых палатах дворцового приказа – жара, духота, - топор вешай. За длинными столами писцы, свернув головы, свесив волосы на глаза, скрипят перьями. В чернилах – мухи. На губы, на мокрые волосы липнут мухи. Дьяк наелся пирогов, сидит на лавке, в дремоте. Дьяка тоже одолели мухи. Вынув шелковый платок, помахал он вокруг себя, вытер лицо и козлиную бороду.
- Эй, спите! – лениво крикнул он. – Разве вы, писцы, разве вы, подьячие? Все бы вам даром жрать казенные деньги. Страху нет на вас, бога забыли, шпыни ненадобные… Вот выдеру весь приказ батогом, - будете знать как работать с бережением… И чернил на вас не напасешься, и бумаги прорва… Гром вас порази
Вяло махнув платком, дьяк опять задремал. Скучное настало время – ни челобитчиков, ни даров».
Петр I все реже обращался к услугам Боярской Думы. В 1699 году она была заменена Ближней канцелярией, а с 1708 «консилией министров». Петр хотел создать временный орган власти, который бы управлял страной во время его разъездов по стране и военных походов. Так в 1711 году появляется Сенат.
Обращаемся к иллюстрации картины Д. Кардовского «Сенат Петровского времени». Сенат включал 9 персон – назначенных Петром особо доверенных лиц. Сенат контролировал правосудие, сбор налогов, государственные расходы, работу большого государственного аппарата в центре и на местах.
Задание: На каких принципах была построена работа в Сенате?
Прослушайте правило, предписанное сенаторам: «Если кто станет говорить речи, другому не перебивать, но дать окончить и потом другому говорить, как честным людям надлежит, а не как бабкам торговкам». Запрещалось в Сенате говорить и на посторонние темы, произносить непотребляемые и праздные слова. При обсуждении вопроса первыми высказывали мнение низшие чины – асессоры, за ними – советники, затем – вице-президент и президент.
В 1722 году была учреждена должность генерал – прокурора. Его главная задача – быть «оком государевым» в Сенате, то есть надзирать за работой сенаторов и обо всем доносить императору. На эту должность за свои личные качества - честность, прямодушие, неподкупность был назначен П.И.Ягужинский (на слайде появляется его портрет).
Схема « Управление Россией в Петровское время»
В 1712 году Петр I отправляет за границу специальные экспедиции для изучения опыта по организации коллегий по разным отраслям управления. За 1718-1720 годы появилось 12 коллегий. Работа с учебником и схемой – найти в параграфе, чем ведала каждая из коллегий.
Каждую коллегию возглавлял президент, ему подчинялись вице-президент и советники, действовал принцип коллегиального обсуждения.
Петр I целенаправленно стремился к четкой деятельности государственных органов, и Государственный регламент представлял собой документ, регулировавший работу коллегий, а также были изданы регламенты каждой коллегии.
2. 12-ой коллегией являлась Духовная коллегия или Синод, преобразованная из Монастырского приказа. Каково было отношение церкви и государства? Во второй половине XVII века позиции Русской православной церкви были прочными, церковь была автономной. После смерти матери в 1694 году Петр I практически перестал участвовать в религиозных церемониях и регулярно общаться с патриархом. Он стремился взять из церкви как можно больше средств на строительство флота. После смерти патриарха Адриана в 1700 году новый патриарх избран не был. В 1721 году Патриаршество в России было упразднено, а руководство церковью передано светскому государственному ведомству – Синоду. Церковь утратила свое право распоряжаться своей собственностью. Все средства пошли на содержание армии и флота. В указе 1724 года Петр I назвал монахов «тунеядцами, которые не желают служить императору». Какая функция сохранилась за монахами? Просвещение русских крестьян:
-чтение проповедей;
-учение молитв;
-воспитание у детей уважения к царю и церкви.
В ходе реформ был создан огромный чиновничий аппарат, и далеко не всех чиновников устраивало жалованье, поэтому многие вымогали взятки у просителей, присваивали казенные деньги. Чтобы пресечь зло воровства, Петр создал целую армию тайных доносителей – фискалов.
3. После восстания Булавина, в Астрахани и в Башкирии нужно было усилить власть на местах. С 1708 по 1720-е годы Петр I несколько раз перекраивал границы регионов России, и к концу его правления Российская империя делилась на 8 огромных губерний.
Работа с учебником – найдите названия этих губерний. Как вы думаете, в состав какой губернии входила наша республика Башкортостан?
Обращение к схеме: губерния делилась на провинции, а провинция на уезды.
4.Весь огромный чиновничий аппарат – от уездного писаря до президента коллегии – был связан единой системой чинов – Табелью о рангах 1722 г. Обращаемся к таблице в учебнике. Все службы делились на три категории:
• воинскую;
• статскую (гражданскую);
• придворную.
Все чины разделены на 14 классов, из них первые пять составляли генералитет, элиту всех рядов службы. Выходцы из низших слоев, достигнув восьмого ранга на гражданской службе или 14-го на военной службе, получали потомственное дворянство. Таким образом, на смену принципу родовитости и знатности пришел принцип личной заслуги.
Сам Петр I начал службу бомбардиром, получал звания за конкретные дела и заслуги. Но не задолго до Гангутского сражения Сенат отказал Петру I в присвоении ему звания вице-адмирала, так как посчитал, что у него недостаточно заслуг.
Задание: За время правления Петра I несколько человек « низкого» происхождения стали крупными чиновниками: Меншиков, Курбатов, Головкин (на слайде появляются их портреты). Чем это объяснить и можно ли считать это явление типичным для правления Петра I?
Задание: Постарайтесь объяснить с помощью Табели фабулу рассказа А.П.Чехова «Тонкий и толстый» (разыгрывается детьми по ролям):
…- Порфирий! – воскликнул толстый, увидев тонкого. – Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
- Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
- Ну, как живешь, друг? – спросил толстый, восторженно глядя на друга. – Служишь где? Дослужился?
- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею… Ну а ты как? Небось уже статский? А?
- Нет, милый мой, поднимайся повыше, - сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился…
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро его лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…
- Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с!
- Ну, полно! – поморщился толстый. – Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!
- Помилуйте…Что вы-с… - захихикал тонкий, еще более съеживаясь…
III. Закрепление изученного материала.
Каждому ученику раздается задание «Проверь себя» (на выполнение отводится 3-4 минуты, правильные ответы потом появляются на слайде).
Подушная подать | ||
Военная реформа | ||
Создание регулярной армии | ||
Церковная реформа | Синод | |
Сенат | ||
Государственная реформа | Создание флота | |
Меркантилизм | ||
Экономические преобразования | Рост мануфактурной промышленности | |
Коллегии |
Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: какой была власть Петра?
Абсолютной, неограниченной. Так что же такое абсолютизм? Это форма монархии, для которой характерны следующие признаки:
• власть монарха неограниченна;
• монарх олицетворяет высшую судебную, законодательную и исполнительную власть (этот вывод появляется на слайде).
Каждому ученику раздается грамота с высказываниями самого Петра I, которые нужно прочитать, вспомнить когда они были произнесены и уметь трактовать.
Из указа Петра I отрокам, потомкам и наследникам Российского государства:
«Сеи мои высказывания знать, трактовать и в жизни применять повелеваю:
- Аз есть в чину учимых и учащих меня требую.
- Достойному – достойное.
- Славу королям создают их министры.
- Прилежание и верность. Превосходит силно.
- Промедление смерти подобно».
Предварительный просмотр:
Разработка урока истории для 7-х классов:
«Реформы государственного и общественного строя –
абсолютизм Петра Великого»
(с использованием элементов
информационно-коммуникационных технологий)
Подготовила и провела:
учитель истории и обществознания
МБОУ «Лицей №153»
городского округа г.Уфа
Республики Башкортостан
Скалина Алла Николаевна
Цели: охарактеризовать модернизацию государственной системы России; показать изменения, происходившие в положении церкви, и ее взаимоотношения с государством; рассмотреть изменения в положении дворянства.
Задачи:
1. Подвести учеников к выводу, что развитие экономики, проведение военных изменений, ведение Северной войны требовали изменений устаревшего государственного аппарата. Государственные реформы проводились по личной инициативе Петра I. При Петре I окончательно оформляется абсолютизм, который начал формироваться в XVII веке при Алексее Михайловиче.
2. Продолжать формирование умения сравнивать государственное устройство России XVII и XVIII веков, а также с государственными системами стран Западной Европы. Развивать образное мышление с помощью показа картин Сената и Боярской Думы, чтения отрывков произведений Толстого, Чехова.
3. Показать, что Петр I способствовал выдвижению людей не по знатности, а по способности. Продемонстрировать упорядоченность в работе государственного аппарата, необходимость дисциплины. Служение Отечеству – высший долг гражданина.
Основные понятия: абсолютизм, Сенат, генерал-прокурор, коллегия, Синод, губерния (губернатор), магистрат, фискалы, регламент, бюрократия, «Табель о рангах».
Оборудование: схема «Политическое устройство Российского государства в XVII в.», схема «Управление Россией в Петровское время», портреты Петра I, П.И.Ягужинского, Г.И.Головкина, А.Д. Меншикова, иллюстрация «Сенат Петровского времени» художника Д.Н. Кардовского, таблица «Табель о рангах», таблички с новыми терминами и датами, отрывки из литературных произведений – романа А.Толстого «Петр I», рассказа А.П. Чехова «Тонкий и толстый».
Ход урока.
Организационный момент.
I. Проверка домашнего задания.
Тест
1.Соотнесите даты и события:
а) сражение у о.Гренгам;
б) создание Петром I «Устава воинского»;
в) Полтавская битва;
г) основание Кронштадта;
д) взятие русскими войсками крепости Орешек.
1) 1703; 2) 1716; 3) 1703; 4) 1720; 5) 1709.
2.Сражение пол Нарвой было проиграно потому, что:
а) затянулась осада города, и упал боевой дух русских войск;
б) сыграли отрицательную роль плохое снабжение и слабое вооружение русской армии;
в) в рядах русской армии преобладало дворянское ополчение;
г) для русской армии была характерна плохая организация и слабая дисциплина;
д) шведы нанесли внезапный удар;
е) русское командование не сумело организовать эффективное управление войсками.
Обозначьте указанные причины порядковыми номерами в убывающей последовательности в зависимости от степени их значимости.
3. Петр I создавал новую армию на основе:
а) набора солдат с определенного числа крестьянских и посадских дворов на пожизненную службу;
б) усиления дворянского ополчения;
в) увеличения числа стрелецких полков;
г) свободного набора на военную службу по найму.
Указать точный ответ.
4. Предательство Мазепы накануне Полтавской битвы:
а) резко ухудшило положение русских войск;
б) никак не отразилось на положении русских войск;
в) усилило позицию Карла XII;
г) внесло раскол в братский союз украинского и русского народов;
д) внесло смятение в ряды союзников России.
Укажите точный ответ.
5. Когда произошла Полтавская битва:
а) 27.07.1709 г.;
б) 27.06.1709 г.;
в) 27.08.1709 г.;
г) 27.09.1709 г.
6. В результате Северной войны Россия:
а) завоевала выход в Балтийское море;
б) лишилась части своей северной территории;
в) укрепила свое международное положение;
г) потеряла свою независимость.
7. Соотнесите имена полководцев и сражения, в которых они одержали победы:
а) Б.П.Шереметев; 1) Полтава;
б) Петр I и Ф.М.Апраксин; 2) Ниеншанц и Нотебург;
в) М.М.Головин; 3) Гангут;
г) Петр I. 4) Гренгам.
II. Изучение нового материала.
Его величество есть самовластный монарх,
который никому на свете в своих делах
ответу дать не должен.
(Так определялась власть царя в предисловии
к Воинскому уставу).
Сам же Петр I говорил: “Знаю, что меня считают тираном… Это неправда…”
Так какой же была власть Петра I?
ПЛАН
- Преобразование центральных органов власти.
- Изменение в положении церкви, ее отношение с государством.
- Реформа территориального деления России и органов власти на местах.
- Изменения в положении дворянства. Табель о рангах.
1. Мы знаем, что были реформы в экономической, военной сфере, но они проводились без какого-либо плана, считаясь с нуждами войны.
Вспомните, какие органы государственного управления существовали в XVII-XVIII вв. и как они мешали ведению войны? (Боярская Дума, Земский собор, приказы.)
За ответы на уроке дети поощряются раздачей медалей петровской эпохи.
Схема «Политическое устройство Российского государства в XVII в.»
Боярская Дума – законосовещательный орган при царе. Состав – примерно 100 человек бояр и окольничих – знатные княжеские фамилии. Дума решала вопросы войны и мира, утверждала законопроекты – введение новых налогов, решение спорных вопросов.
Земский собор – сословно-представительное учреждение, последний был созван в 1653 году.
Приказы порой ведали решением одних и тех же вопросов или довольно близких по характеру задач. Например, военными задачами ведали: Стрелецкий, Пушкарский, Иноземный, Рейтарский, Разрядный приказы. То есть нужно было реформировать приказную систему, качественно упростить.
Литературный образ приказа – отрывок их романа А.Толстого «Петр I»:
«В сводчатых палатах дворцового приказа – жара, духота, - топор вешай. За длинными столами писцы, свернув головы, свесив волосы на глаза, скрипят перьями. В чернилах – мухи. На губы, на мокрые волосы липнут мухи. Дьяк наелся пирогов, сидит на лавке, в дремоте. Дьяка тоже одолели мухи. Вынув шелковый платок, помахал он вокруг себя, вытер лицо и козлиную бороду.
- Эй, спите! – лениво крикнул он. – Разве вы, писцы, разве вы, подьячие? Все бы вам даром жрать казенные деньги. Страху нет на вас, бога забыли, шпыни ненадобные… Вот выдеру весь приказ батогом, - будете знать как работать с бережением… И чернил на вас не напасешься, и бумаги прорва… Гром вас порази
Вяло махнув платком, дьяк опять задремал. Скучное настало время – ни челобитчиков, ни даров».
Петр I все реже обращался к услугам Боярской Думы. В 1699 году она была заменена Ближней канцелярией, а с 1708 «консилией министров». Петр хотел создать временный орган власти, который бы управлял страной во время его разъездов по стране и военных походов. Так в 1711 году появляется Сенат.
Обращаемся к иллюстрации картины Д. Кардовского «Сенат Петровского времени». Сенат включал 9 персон – назначенных Петром особо доверенных лиц. Сенат контролировал правосудие, сбор налогов, государственные расходы, работу большого государственного аппарата в центре и на местах.
Задание: На каких принципах была построена работа в Сенате?
Прослушайте правило, предписанное сенаторам: «Если кто станет говорить речи, другому не перебивать, но дать окончить и потом другому говорить, как честным людям надлежит, а не как бабкам торговкам». Запрещалось в Сенате говорить и на посторонние темы, произносить непотребляемые и праздные слова. При обсуждении вопроса первыми высказывали мнение низшие чины – асессоры, за ними – советники, затем – вице-президент и президент.
В 1722 году была учреждена должность генерал – прокурора. Его главная задача – быть «оком государевым» в Сенате, то есть надзирать за работой сенаторов и обо всем доносить императору. На эту должность за свои личные качества - честность, прямодушие, неподкупность был назначен П.И.Ягужинский (на слайде появляется его портрет).
Схема « Управление Россией в Петровское время»
В 1712 году Петр I отправляет за границу специальные экспедиции для изучения опыта по организации коллегий по разным отраслям управления. За 1718-1720 годы появилось 12 коллегий. Работа с учебником и схемой – найти в параграфе, чем ведала каждая из коллегий.
Каждую коллегию возглавлял президент, ему подчинялись вице-президент и советники, действовал принцип коллегиального обсуждения.
Петр I целенаправленно стремился к четкой деятельности государственных органов, и Государственный регламент представлял собой документ, регулировавший работу коллегий, а также были изданы регламенты каждой коллегии.
2. 12-ой коллегией являлась Духовная коллегия или Синод, преобразованная из Монастырского приказа. Каково было отношение церкви и государства? Во второй половине XVII века позиции Русской православной церкви были прочными, церковь была автономной. После смерти матери в 1694 году Петр I практически перестал участвовать в религиозных церемониях и регулярно общаться с патриархом. Он стремился взять из церкви как можно больше средств на строительство флота. После смерти патриарха Адриана в 1700 году новый патриарх избран не был. В 1721 году Патриаршество в России было упразднено, а руководство церковью передано светскому государственному ведомству – Синоду. Церковь утратила свое право распоряжаться своей собственностью. Все средства пошли на содержание армии и флота. В указе 1724 года Петр I назвал монахов «тунеядцами, которые не желают служить императору». Какая функция сохранилась за монахами? Просвещение русских крестьян:
-чтение проповедей;
-учение молитв;
-воспитание у детей уважения к царю и церкви.
В ходе реформ был создан огромный чиновничий аппарат, и далеко не всех чиновников устраивало жалованье, поэтому многие вымогали взятки у просителей, присваивали казенные деньги. Чтобы пресечь зло воровства, Петр создал целую армию тайных доносителей – фискалов.
3. После восстания Булавина, в Астрахани и в Башкирии нужно было усилить власть на местах. С 1708 по 1720-е годы Петр I несколько раз перекраивал границы регионов России, и к концу его правления Российская империя делилась на 8 огромных губерний.
Работа с учебником – найдите названия этих губерний. Как вы думаете, в состав какой губернии входила наша республика Башкортостан?
Обращение к схеме: губерния делилась на провинции, а провинция на уезды.
4.Весь огромный чиновничий аппарат – от уездного писаря до президента коллегии – был связан единой системой чинов – Табелью о рангах 1722 г. Обращаемся к таблице в учебнике. Все службы делились на три категории:
• воинскую;
• статскую (гражданскую);
• придворную.
Все чины разделены на 14 классов, из них первые пять составляли генералитет, элиту всех рядов службы. Выходцы из низших слоев, достигнув восьмого ранга на гражданской службе или 14-го на военной службе, получали потомственное дворянство. Таким образом, на смену принципу родовитости и знатности пришел принцип личной заслуги.
Сам Петр I начал службу бомбардиром, получал звания за конкретные дела и заслуги. Но не задолго до Гангутского сражения Сенат отказал Петру I в присвоении ему звания вице-адмирала, так как посчитал, что у него недостаточно заслуг.
Задание: За время правления Петра I несколько человек « низкого» происхождения стали крупными чиновниками: Меншиков, Курбатов, Головкин (на слайде появляются их портреты). Чем это объяснить и можно ли считать это явление типичным для правления Петра I?
Задание: Постарайтесь объяснить с помощью Табели фабулу рассказа А.П.Чехова «Тонкий и толстый» (разыгрывается детьми по ролям):
…- Порфирий! – воскликнул толстый, увидев тонкого. – Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
- Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
- Ну, как живешь, друг? – спросил толстый, восторженно глядя на друга. – Служишь где? Дослужился?
- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею… Ну а ты как? Небось уже статский? А?
- Нет, милый мой, поднимайся повыше, - сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился…
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро его лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…
- Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с!
- Ну, полно! – поморщился толстый. – Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!
- Помилуйте…Что вы-с… - захихикал тонкий, еще более съеживаясь…
III. Закрепление изученного материала.
Каждому ученику раздается задание «Проверь себя» (на выполнение отводится 3-4 минуты, правильные ответы потом появляются на слайде).
Подушная подать | ||
Военная реформа | ||
Создание регулярной армии | ||
Церковная реформа | Синод | |
Сенат | ||
Государственная реформа | Создание флота | |
Меркантилизм | ||
Экономические преобразования | Рост мануфактурной промышленности | |
Коллегии |
Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: какой была власть Петра?
Абсолютной, неограниченной. Так что же такое абсолютизм? Это форма монархии, для которой характерны следующие признаки:
• власть монарха неограниченна;
• монарх олицетворяет высшую судебную, законодательную и исполнительную власть (этот вывод появляется на слайде).
Каждому ученику раздается грамота с высказываниями самого Петра I, которые нужно прочитать, вспомнить когда они были произнесены и уметь трактовать.
Из указа Петра I отрокам, потомкам и наследникам Российского государства:
«Сеи мои высказывания знать, трактовать и в жизни применять повелеваю:
- Аз есть в чину учимых и учащих меня требую.
- Достойному – достойное.
- Славу королям создают их министры.
- Прилежание и верность. Превосходит силно.
- Промедление смерти подобно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный урок истории "Эпоха Петра Первого"
Урок повторительно-обобщающий для учащихся 7 класса....
повторительно-обобщающий урок по эпохе Петра Великого
В игровой форме можно провести повторение по эпохе Петра Великого. Урок проходит незаметно, активность детей высокая, результативность тоже....
Методическая разработка урока "Культура эпохи высокого Средневековья (архитектура, скульптура и живопись) " (урок с использованием мультимедийной техники)
Описание урока с иллюстрациями...
Урок-игра Эпоха Петра Великого
Заключительный, обобщающий урок в форме игры "Счастливый случай"....
Урок обобщения «Эпоха Петра 1». 7 класс.
Урок обобщения «Эпоха Петра 1».7 класс....
Технологическая карта урока истории "Эпоха Петра I"
История в профессиональном образовательном учреждении изучается на новом, проблемном уровне по сравнению с тем, который осваивают учащиеся в основной школе. Данная разработка основывается ...
Урок - квест "Эпоха Петра I"
Урок - квест "Эпоха Петра I"...