Урок мужества Афганистан
план-конспект урока по истории (11 класс)
Цель: определить историческое значение Афганской войны, показать героизм и мужество советских военнослужащих.
Задачи:
метапредметные:
1. освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам.
2. умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
3. Воспитание важнейших качеств гражданина: целеустремлённости, патриотизма, ответственности, чувства долга перед Отечеством, самосознание, героизма и гражданских ценностей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_muzhestva.docx | 52.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории
Афганская война
Цель: определить историческое значение Афганской войны, показать героизм и мужество советских военнослужащих.
Задачи:
метапредметные:
1. освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам.
2. умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
3. Воспитание важнейших качеств гражданина: целеустремлённости, патриотизма, ответственности, чувства долга перед Отечеством, самосознание, героизма и гражданских ценностей;
Технология: ТРКМ - технология критического мышления (приём 6 шляп мышления).
Вводное слово учителя.
Закончилась и ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война. В декабре 1979 советские войска вошли в Афганистан, с целью поддержать дружественный режим, и были намерены уйти максимум через год. Но благие намерения Советского Союза обернулись долгой войной. Сегодня эту войну некоторые стараются преподнести как злодейство или результат заговора.
По прошествии времени до сих пор остается актуальным вопрос: Афганская война - трагическая страница в истории нашей страны, или это война которая была не нужна Советскому государству? сегодня снят гриф секретности со многих документов. Каковы же были взгляды на эту проблему?
Я предлагаю сегодня на уроке поразмышлять над этим и другими вопросами:
• Как вы относитесь к проблеме Афганской войны?
• Почему проблема Афганистана актуальна сегодня?
- что могло бы быть, если правительство не направило наши войска в Афганистан?
- Была ли оправдана бессмысленная гибель 13. 310 человек?
Высказать свою точку зрения, определиться с гражданской позицией. Для этого на уроке сегодня каждый из вас выступит в определенной роли:
1. Политологи - это специалист, который занимается исследованием всех сфер жизни, связанных с политикой, анализирует политическую деятельность, дает ей оценку.
2. Обыватели - эта группа не является специалистами в области политики, но с позиции патриотических чувств должно оценить действия советских войск в Афганистане и высказать свое отношение.
3. Критики - это особая группа, которая критически относится к любым фактам и мнениям, имеет свою особенную точку зрения на вопрос или проблему.
4. Специалисты: эта группа имеет определенный опыт и знания в этом вопросе, в качестве специалиста на урок мы пригласили председателя общественной организации "Побратимы".
Гостей нашего урока я предлагаю назначить экспертами, оценивать выступление учащихся и высказать свое мнение.
В конце урока я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты и определиться с гражданской позицией в этом вопросе. _______________ (обучающийся) выступит в качестве социолога - подсчитает количество ответов и сообщит итоги анкетирования. Каждому участнику выданы опросные листы и основные вопросы урока, а также памятка устного ответа.
Итак, мы начинаем урок мужества, посвященный Афганской войне.
Хронологию войны представит______________.
Я предлагаю обсудить афганскую войну с разных аспектов:
1. Международный аспект
2. Идеологический
3. Моральный и религиозный
4. Территориальные и экономические интересы СССР
Итак 1 аспект: международный.
Вопрос для обсуждения: Афганская война является заключительным этапом в холодной войне двух сверхдержав. Согласны ли вы, что в Афганистане столкнулись интересы двух сверхдержав и война была неизбежной?
Подтвердите фактами, что Афганская война была продолжением холодной войны.
(Война во Вьетнаме, Северная Корея, Берлинский кризис, кубинский кризис - это те точки конфликта, в которых участвовали обе стороны, вооружая и финансируя местную власть). По сути СССР ставило своей целью закрепить в Афганистане прокоммунистическое правительство и всячески помогать ему).
Мнение специалиста.
Мнения историков.
Мнение критиков.
Я думаю, что надо честно признаться, что та война принесла неисчислимые беды, страдания и афганскому народу. В течение девяти лет погибло более миллиона афганцев. И солдат революции, и мирных жителей, оказавшихся под перекрестным огнем «своих» и «шурави» (советских).
Как отнеслись США к вводу ограниченного контингента советских войск в Афганистан?
Факт:
США восприняли ввод советских войск в Афганистан как попытку СССР установить контроль над всем центральноазиатским нефтяным регионом, что угрожало экономическим интересам США. Происходит резкое ухудшение советско-американских отношений:
1. Отказ США ратифицировать договор ОСВ-2;
2. Бойкот летней Олимпиады в Москве 1980 г.;
Мнение обывателей. Почему реакция США была столь резкой? К чему это могло привести? (крушению политики разрядки).
Итак мы выяснили, что в дипломатических отношениях - война в Афганистане только усугубляла положение СССР, ставило под удар все достижения и переговоры, страна оказалась в изоляции. На Генеральной Ассамблее ООН советские действия в Афганистане осудили 104 государства, в том числе многие ранее безоговорочно поддерживавшие любые действия СССР.
С точки зрения мирового сообщества ввод войск был непродуманным, и был осужден, значит международный аспект был отрицательным.
2 аспект: идеологический.
Я предлагаю вам обсудить письмо Андрея Дмитриевича Сахарова ген. секретарю Леониду Ильичу Брежневу. Выскажите свое отношение к данному письму. Для этого в тексте письма выделите основные тезисы и отметьте знаком (галочка) на полях.
Мнения обывателей.
Мнение специалиста.
Мнение критиков. Я согласен с мнением А.Д. Сахарова и во многом он прав. Поэтому Афганская война не нужна была ни советскому народу, ни афганскому. Это прямое нарушение прав человека и суверенности государства.
3 аспект Территориальный и экономический.
Мог ли Советский союз иметь выгоды территориальные или экономические от этой войны?
Факты:
За время советского присутствия в Афганистане СССР было построено два газопровода, несколько ГСЭ и ТЭЦ, линии электропередач, 2 аэропорта, более десятка нефтебаз, промышленные предприятия, хлебозаводы, Центр матери и ребёнка, поликлиники, Политехнический институт, ПТУ, школы – всего более 200 различных объектов промышленности и социальной инфраструктуры.
«Афганский долгострой» весьма негативно сказался на СССР. Есть мнение, что именно неудачная советская военная интервенция стала одной из главных причин исчезновения Советского Союза с политической карты мира. Если ввод войск в 1979 году усилил «антирусские настроения» и на Западе, и в странах соцлагеря, и в исламском мире, то форсированный вывод войск и смена политических союзников и партнеров в Кабуле стали одной из самых фатальных ошибок, поставив под сомнение всё то позитивное, что сделал СССР не только за десятилетние пребывания ОКСВА, но и за многие годы до этого.
СССР содержание армии и ведение боевых действий в Афганистане обходилось $3 млрд. ежегодно и ещё $800 млн. выделялось на поддержку кабульского режима. Если сравнить США только на вьетнамскую войну потратило $165 млрд.
Мнения обывателей.
Мнение критиков.
Т.О. афганская война дорого обходилась советскому правительству. Это скорее не выгоды а значительные экономические издержки, не принесшие прибыль.
4 аспект: моральный.
Факты:
1. Всего, по уточнённым данным, потери Советской Армии в афганской войне составили 14,427 тыс. человек погибшими и пропавшими без вести. Контужено, ранено или травмировано было более 53 тыс. человек. За мужество и героизм, проявленные в Афганистане, более 200 тыс. военнослужащих были награждены орденами и медалями (11 тыс. награждены посмертно), 86 человек удостоены звания Героя Советского Союза (28 посмертно).
2. Примерно за такой же отрезок времени, американская армия во Вьетнаме потеряла 47,378 человек в боевых действиях и ещё 10,779 умершими. Более 152 тыс. оказалось раненными, 2,3 тыс. пропали без вести.
Война не оправдывается никакими жертвами, это всегда смерть, горе, потеря близких людей. Однако СССР всемерно помогала афганскому народу, выполняя миротворческую миссию и восстанавливая быт и жизнь маджахедов и афганцев.
Примеры героизма:
Василий Васильевич Щербаков, майор, командир вертолетной эскадрильи в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане.
Белорус, родился в Витебской области. С 1979 года совершал боевые вылеты на территории Афганистана, всего совершил более четырехсот вылетов. Прикрывал с воздуха колонны бойцов и машин, вывозил раненых бойцов с поля боя, доставлял боеприпасы и продовольствие. Однажды душманы устроили засаду, куда попали наши мотострелки. На помощь мотострелкам был послан вертолет под командованием капитана Копчикова. Но очередью из крупнокалиберного пулемёта двигатель вертолета был выведен из строя. Команде Копчикова пришлось идти на вынужденную посадку прямо на территорию рядом с кишлаком, где засели душманы. Щербаков, работавший в паре на другом вертолете в этой операции, принял решение о помощи товарищу незамедлительно. И когда к подбитому вертолету Копчикова уже бежали боевики, Щербаков, интенсивно снижаясь на своем вертолете, открыл огонь с вертолетного пулемета с воздуха. Одновременно открыли огонь и члены команды подбитого вертолета с земли. Душманы были оглушены, остановились и залегли. Все происходило быстро: Щербаков приземлился рядом с подбитой машиной, экипаж был спасен. Такую тактику по спасению боевых товарищей в дальнейшем использовали и другие лётные бригады, по примеру Василия Щербакова.
Лейтенант Демченко командир взвода мотострелковой бригады, погибший в бою в ущелье Ганджгал с превосходящими силами моджахедов и спецназом пакистанской армии. Советских военных было 17 против более 300, Герой Советского Союза Демченко погиб с гранатой в руках, как и его однополчане Герои России лейтенант Амосов С.А. и рядовой Гаджиев Н.О. Отражая атаку и защищая правый фланг батальона, погиб почти весь взвод, в живых остался лишь один тяжело раненый солдат, которого Демченко перед гибелью затолкал в расщелину.
7 января 1988 года в Афганистане на высоте 3234 м над дорогой в город Хост в зоне афгано-пакистанской границы произошел ожесточенный бой. Это было одно из наиболее известных боевых столкновений частей Ограниченного контингента советских войск в Афганистане с вооруженными формированиями афганских моджахедов. На основе этих событий в 2005 году в РФ был снят фильм «Девятая рота». Высоту 3234 м защищала 9-я парашютно-десантная рота 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка общей численностью 39 человек при поддержке полковой артиллерии. Советских бойцов атаковали части моджахедов численностью от 200 до 400 человек, прошедшие подготовку в Пакистане. Бой продолжался 12 часов. Моджахедам так и не удалось захватить высоту. Понеся большие потери, они отступили. В девятой роте погибло шестеро десантников, 28 получили ранения, из них девять – тяжелые. Все десантники за этот бой награждены орденами Боевого Красного Знамени и Красной Звезды. Младший сержант В. А. Александров и рядовой А. А. Мельников посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.
Выступление обучающихся (метроном)
«Мы чувствовали себя честно выполнившими свой долг…» слова воина-земляка, участника войны.
Подведение итогов.
Афганская война – это исторически закономерное событие. В период «холодной войны» в мире сложилась биополярная система, и шла борьба между США и СССР за сферы влияния капиталистического и социалистического мира. Поэтому СССР оказывал помощь Афганистану в защите коммунистического режима.
Солдаты не выбирают войну. Они свято выполняют приказ. Об афганской войне известно многое. Подсчитаны потери в живой силе и технике, материальный и моральный ущерб. Невозможно лишь посчитать, сколько пролито материнских, вдовьих и детских слез. И самое печальное, что молодые советские солдаты до конца не осознавали за что и за кого они воюют.
Мнение специалиста.
Технологическая карта урока.
Вопросы для обсуждения.
- Как вы относитесь к проблеме Афганской войны?
- Почему проблема Афганистана актуальна сегодня?
- что могло бы быть, если правительство не направило наши войска в Афганистан?
- Была ли оправдана бессмысленная гибель 13. 310 человек?
Правила ведения дискуссии.
- излагай мысли кратко, стараясь не повторять сказанного;
- в выступлении выделяй главное, четко формулируй свои доводы;
- не стесняйся высказывать необычные идеи:
- оригинальность мышления признак развитого интеллекта;
№ п/п | Тезисы | Согласен/не согласен |
Афганская война - это принесшая только боль и разрушение. СССР не должен был начинать эту войну. | ||
Афганская война - закономерный этап в холодной войне (противостоянии США и СССР) | ||
Афганская война - это ошибка советского руководства | ||
Афганская война - это героическая страница нашей истории и миротворческая миссия советской армии |
- наблюдай за реакцией участников дискуссии на твои слова или точку зрения, но при этом держись с достоинством.
Оцените свою работу в группе:
1. Очень хорошо
2. Мог работать лучше
3. Не доволен своей работой на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества "Афганистан живёт в моей душе", классный час "Женщины на войне"
В этой разработке рассказывается о воинах -афганцах, живущих в нашем хуторе, о воине-интернационалисте Сергее Смолкине,ученике нашей школы, погибшем в Афганистане. Классный час "Жен...
Урок мужества "Афганистан к нам тянется сквозь годы"
Сценарий урока мужества, посвященного выводу войск из Афганистана "Афганистан к нам тянется сквозь годы"...
Урок мужества "Афганистан. Боль. Скорбь. Память."
Классный час посвящен 25-летию вывода советских войск из Афганистана...
Урок мужества "Афганистан. Страницы истории"
Сценарий урока мужества "Афганистан. Страницы истории". История войны в Афганистане....
Урок мужества: « Афганистан - боль в моей судьбе»
Цель: - расширить знания учащихся о войне в Афганистане....
Урок мужества "Афганистан болит в моей душе" 5-й класс
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященого выводу советских войск из Афганистана...
Урок мужества "Афганистан - наша память и боль"
Воспитательное мероприятие для кадетов 7 "в" класса ГБО "РШИ "ТКК". Подготовила воспитатель Монгуш С.Э....