Проектная работа "Создание "Летописи Победы"
проект по истории (8 класс)

В проектной работе собраны материалы о детях войны, об их родственниках и родителях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryzhaykina_proekt.docx50.46 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

     Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь  можно просто взять и оборвать. Великая Отечественная война – это не только прошлое. Ее дыхание многие чувствуют и теперь. Ведь она изменила всю жизнь нашей страны, каждый дом, каждую судьбу, каждую семью. Война принесла нашему народу колоссальные разрушения, страдания и горечь, которые и поныне остро и скорбно тревожат память. Вместе с тем война оставила глубокое чувство национальной гордости за нашу Родину, за ее могущество и несокрушимость.

   Актуальность темы:

     Я и мои одноклассники родились в 2004 -2005 годах, мамы и папы в 80-е,  и даже бабушки и дедушки,  рождённые после войны, мало знают о военных годах.  И когда на классном часе мы говорили о Великой Отечественной войне, о том, что в каждой семье война оставила свой чёрный след, я решила создать свою книгу памяти о людях, которые имеют отношение к моему родном городе Ардатову. Рассказать о тех людях, которые внесли большой вклад, в победу над фашистами в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945 г.г.). И о людях, которые рассказали мне о своем военном детстве.

Цель  работы:  узнать  о родных, живших в годы ВОВ, узнать о жизни детей в годы войны из рассказов моих земляков, найти сведения об участниках войны -  выпускниках и учителях моей школы.

 Объект исследования:

 События Великой Отечественной войны периода оккупации на территории города Ардатова

 Предмет исследования:

Условия жизни детей моего города в период оккупации и вклад в дело борьбы с фашизмом.

 Задачи работы:

1.Изучить архивные материалы, художественную литературу  периода Великой Отечественной войны;

2. Провести опрос детей войны  по сущности проблемы;

3.Узнать о воевавших учителях и учениках моей школы;

4. Научить уважать и почитать старшее поколение, обожженное войной.

     Я постараюсь показать на примере реальных человеческих судеб, что семейные ценности, здоровый образ жизни, активная жизненная позиция, основанная на любви, патриотическом отношении к Родине, способствует гармоничному развитию человека, формирует ответственное отношение к труду, обществу, семье.

     В ходе выполнения исследовательской работы была использована следующая методика:

•изучение теории вопроса на основе литературных источников

•анкетирование

•интервьюирование

•телефонный опрос

•описательный  метод

•статистический метод

•графический метод

•метод сравнительного анализа

а) составлен план работы, б) проведены беседы с детьми военного времени, в) проведено сотрудничество с краеведческим музеем города Ардатова и с редакцией газеты «Маяк» г) опрос одноклассников; г)произведена обработка результатов, д) сделаны соответствующие выводы.

 7.      Проблема исследования:

     Сравнивая нашу жизнь с жизнью подростков военной поры, я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых россиян, но и лишившее детства самых маленьких жителей страны.

 О чем мечтали дети, которых война лишила всего, даже детства? Ведь быть не по годам взрослым – это очень трудно.  К чему в те далекие сороковые стремились мои сверстники и кем хотели стать? Их вовлекли в ненужную и непонятную «взрослую» игру, которая длилась 4 долгих и нескончаемых года. Они, также как и я , учились в школе, посещали разные кружки, пели, танцевали. Дети любили жизнь, радуясь запаху полевых цветов, шуму дождя и радуясь лучам  утреннего солнца. Ребята еще не знали, какое испытание их ждет. В своей книге «Герои и судьбы» А. Недогонов пишет:  

Мы книги читали о счастье – они их сжигали в огне;

Мы ставили звезды на елках – они на еврейской спине.

Мы ландыши рвали руками – они их срезали ножом,

Стрижей мы ловили силками – они их сбивали ружьем…

     Сколько девчонок и мальчишек взяли в плен, увезли в немецкое рабство, угнали в концлагеря. Некоторым «повезло», они наравне со взрослыми шли воевать, чтобы защищать свою родину. Детей,  оставшихся в тылу, тоже не обошла война, затронув седым крылом. Они остались живы, но им было ничуть не легче. Они терпели голод и холод, теряли родных и близких, работали наравне со взрослыми.            

     О Великой Отечественной войне написано очень много: это и  воспоминания фронтовиков,  литературные произведения, и сухие цифры статистки. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ни что не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах. Именно это я увидела, встретившись с нашими ветеранами. На мой взгляд, история судеб детей войны одновременно похожа и не похожа друг на друга, и каждая заслуживает особого внимания.

1.1.Моя прабабушка

     Моя прабабушка Курятникова Александра Павловна – самая старейшая из всего нашего рода. Ее символическую ветвь нашего родословного древа продолжает моя бабушка, далее мой папа, затем я. До 90 лет, бабушка Шура (как я ее называла), имела  хорошую память, помнила многие события из своей жизни, она была прекрасным собеседником и человеком интересной, нелегкой судьбы.(умерла в 9 июля 2016 года, было ей 91 год)

     Курятникова (Ковадина) Александра Павловна родилась 17 февраля 1925 года в  селе Большое Кузьмино Ардатовского района. Кузьмино до сих пор славится своей природой с прудами, садами, в которых летом спеет самая вкусная в районе Владимировская вишня, когда-то давным-давно завезенная туда помещиком Валерием Скребневым.

     Бабушка Шура родилась в семье крестьян Павла Андреевича Ковадина (15.01.1900-1976 гг.) и Анны Трофимовны Ковадиной (Ушениной) (12.12.1903-1989 гг.) уроженцев этого же села.

     Александра была первым ребенком в семье и единственной дочерью. Семья Ковадиных была очень трудолюбивой и поэтому не бедной по тем временам. Из самых ранних воспоминаний своего детства бабушка рассказывала о том, как ее совсем еще маленькую девочку в красных сапожках водила в деревянную церковь крестная Саша. А через несколько дней в дом пришли незнакомцы и отобрали эти сапожки. Лишь повзрослев, бабушка узнала, что это было раскулачивание. До сих пор сохранилась старинная швейная машинка, спрятанная… в колодце.

     Семья была верующая, а бабушкины родители даже пели в церковном хоре. Было очень жаль, когда сельскую церковь разломали. К празднику Пасхи маленькая Шура всегда помогала своей маме наряжать окна бумажными занавесками, которые вырезались из газет! В двадцатые-тридцатые годы семья жила в избе с соломенной крышей, как и у всех кузьминцев.

Еще она помнит своего прадедушку Ивана, который прожил 102 года! У прадедушки была большая седая борода, он все время ходил босиком и никогда не болел.

     Когда бабушке исполнилось 8 лет, она пошла в школу. В селе была только начальная школа, поэтому в пятый класс пришлось идти в соседнее большое село Куракино. Ходить туда было далеко, часто школьники очень мерзли, приходили с промокшими ногами. А обувались тогда в лапти, одежда была старенькой, легкой. Классы освещались керосиновой лампой, отапливались дровами, зимой было холодно.

     Бабушкины родители работали день и ночь в колхозе, чтобы прокормить четверых детей (у бабушки было три брата, а двое детей умерло совсем маленькими). Ковадины имели свое большое хозяйство, корову, овец, кур. Моя бабушка помнила, как она подростком, по пятам за женщинами из соседних мордовских сел, ранним утром пешком ходила в Ардатов на рынок продавать масло, яйца, а зимой замороженное кружками молоко. На деньги от продажи покупала керосин, мыло, соль, сахар. Было очень тяжело, ведь ей приходилось, проходит 17 километров в один конец!

     Интересно бабушка рассказывала о том, как деревенские подростки и молодежь того времени (тридцатые- сороковые годы двадцатого столетия) проводили свободное время. А свободное время было только по вечерам, потому что весь день нужно было помогать родителям по хозяйству, работать в поле, ухаживать за скотиной, учиться. Девочек с раннего возраста приучали прясть, работать на домашних ткацких станках и даже делать конопляное масло. «Моя мама была очень строгой. Ни за что не отпустит на улицу, пока не закончу все дела» - рассказывала мне  бабушка Шура. Летом собирались на улице посидеть на бревнышках у какого-нибудь амбара или погреба, а зимой в келье (так называли комнату в избе). Для этого просились обычно к одинокой женщине. При свете лучины молодые парни играли на балалайках, угощали семечками, шутили, девчата брали с собой работу (пряли), пели, плясали. Было весело! В Большом Кузьмине в то время было много молодежи, так как все семьи были многодетными. Тогда не было не только интернета и телевизора, но радио было одно на все село. Большой праздник был тогда, когда привозили кино. Его показывали в школе. Немое (без звука) черно-белое кино приходили смотреть все жители села, так что сидели многие прямо на полу.

     Наступил 1940 год, позади учеба в школе. Встал вопрос о выборе профессии, хотя почти все одноклассники остались работать в колхозе. Бабушкины родители были людьми грамотными и очень мечтали выучить своих детей. Отец хотел, чтобы Александра стала учителем. 22 июня 1941 года бабушка подала заявление в Ардатовское педучилище, а через несколько часов по радио сообщили, что началась война.

     Большое горе постигло нашу Родину. С первых дней войны мужчины отправлялись на фронт. Всюду слышался плач женщин и детей. Бабушкин отец Павел Андреевич был отправлен на два месяца в село Силино обучать новобранцев, а затем (через два месяца, 28 августа 1941 года) вместе с ними ушел на войну. Был сержантом.

     В том время, когда на фронте шли кровопролитные бои, оставшиеся в селе женщины, дети, старики растили хлеб, берегли каждый колосок, вязали теплые носки и варежки. Все это отправлялось защитникам Родины.

     Бабушка вспоминала, о том как в Б.Кузьмине умирали маленькие дети от голода. Они падали прямо на цветущие луга в ягоды клубники. Это было очень страшно видеть. Сельские женщины научились печь лепешки из липовых и дубовых листьев. Они были горькими, но от голода казались очень вкусным. Не чем было кормить коров, поэтому все стали держать одну корову на две семьи.

Голод, тревога за жизнь младших братьев заставило бабушку бросить учебу и вернуться домой. Отец, из письма узнав, что Шура бросила учебу, был очень недоволен.

     Ее взяли на работу учетчицей тракторной бригады в Куракинскую МТС. Эта бригада состояла из таких же молоденьких девушек, за короткое время научившихся водить трактора. Девчонки очень уставали, недосыпали. Шура, видя, как слипаются их глаза, часто сама садилась за руль. Часто приходилось перевозить зерно на железнодорожный вокзал станции Ардатов, откуда потом будущий хлеб отправляли ближе к фронту. Бабушка и ее подруги грузили тяжелые мешки на повозки, запряженные быками. Однажды жарким летним днем быки, увидев речку, ринулись с моста вниз к водопою, чуть не свалив повозки с драгоценным зерном и вместе и ними и девчонок. Упрямцы никак не хотели подниматься и идти дальше, а девчонки плакали… Хорошо, что во время подошли проезжавшие мимо мужчины и помогли им.

     Война продолжалась четыре долгих года. В село часто приходили похоронки. Погибли четыре бабушкиных дяди (их имена внесены в книгу «Память»), На старенькой фотографии своего класса бабушка отметила лишь некоторых погибших на войне одноклассников.

     Зимой 1943 года перестали приходить письма с фронта от бабушкиного отца.

Только после окончания войны семья узнала, что Павел Андреевич был тяжело ранен в боях под Сталинградом и все эти годы находился в госпитале. Какая была радость узнать, что отец жив, хотя война сделала почти слепым, искалеченным. Именно поэтому он так долго не писал.

     В мае 1945 года наступила долгожданная победа. В село стали возвращаться фронтовики, но их было очень мало. Работать учетчицей бабушка продолжала и после войны до 1946 года.

     За то, что бабушка Шура трудилась во время войны в Куракинской МТС, она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями в честь Победы.

     В честь 35-летия Победы бабушка и ее подруги, работавшие в годы войны трактористками, были приглашены в Ардатовский краеведческий музей на встречу с молодежью. Фотография, запечатлевшая момент встречи находится в музее. Я очень люблю, уважаю и горжусь своей бабушкой Шурой!

Глава II. Нина Ефимовна Батылова

     Вниз по переулку Л. Толстого, в первом доме от полиции живет Батылова Нина Ефимовна. К ней я и обратилась с просьбой рассказать мне о своем детстве в годы Великой Отечественной войны. Нина Ефимовна очень гостеприимная, и с радостью встретила нас с моим учителем истории. Она рассказала нам о своей семье. Ее мама была коренной ленинградкой, а отец – мордвин из Чамзинского района, выросший в многодетной семье, в которой было 11 детей. Родители  познакомились в Ленинграде, где он учился в военно-пограничном училище. Здесь в феврале 1933 года родилась Нина Ефимовна Батылова. Ее раннее детство прошло на пограничных заставах, на которых они жили то месяц, то год.  В 1940 году отца, старшего лейтенанта, с финской границы перевели в Молдавию, в город Кишинев. Здесь Нина пошла в первый класс. И у нее на всю жизнь остались яркие впечатления об этом самом светлом отрезке ее маленькой жизни. Военная часть стояла в городе. А их поселили на даче помещика Кеглера, куда добирались на машине по Устюжанскому шоссе. Дача представляла собой барачного типа дом, поделенный на две половины. В одной – их семья, во второй – младший лейтенант с молодой женой. Вокруг бесконечные плантации виноградников, к дому вела аллея, обсаженная фруктовыми деревьями, за домом поле виктории. Каждое утро за отцом приезжала машина, заодно забирала в школу Нину и ее сестру Тамару, которая была на пять лет старше. Этот день никогда не выветрить из памяти. Накануне мама наварила варенья из виктории, отец вернулся поздно ночью из командировки с больной ногой, растянул ее. В четыре утра они проснулись от рева моторов самолетов, круживших в небе. Тут же к их дому прибежали толпой мужчины - молдаване из ближайшего селения, они были в белом нижнем белье и взбудоражены. Разбудили отца, тот спросонок сказал: "Не волнуйтесь, это учения". Только они ушли, приехал за отцом мотоциклист, сказал, что вызывают в штаб. Отец сослался на больную ногу и не поехал. Второй гонец прибыл с пакетом, и отец тут же уехал. Самолетов над ними проносилось все больше. Дача стояла в стороне, обособленно, и молодая соседка с Тамарой ушли по аллее узнать, что случилось. И тут посыпались бомбы. За домом был огромный погреб, вернее, старинное хранилище для вин. Мама побоялась туда залезть. И они метались в страхе по двору, прячась от взрывов. Вернулись Тамара с соседкой. Сказали, что по всему шоссе наши танки, их даже близко не подпустили. Тут во двор забежал танкист, попросил попить. Он-то первый и произнес это слово –"война". Вскоре прибыла машина. Велено было дом закрыть на замок, ничего с собой не брать, только собаку-овчарку. И они как были в летних платьишках сели в машину, не зная куда их повезут. Мама зачем-то схватила эти две банки с вареньем. Одну велела передать отцу в часть, а со второй прибыли на вокзал, куда с разных концов везли семьи военнослужащих. Народу набралось на два эшелона. Кто-то принес хлеба и детям дали поесть. Этот кусок хлеба с вареньем стал последним вкусным завтраком в то раннее утро 22 июня 1941 года.

     Жен комсостава вызвали на совещание, после которого они немного повздорили из-за несправедливости. Семьям младшего комсостава приказано было отправляться прямо сейчас, а высшего – ночью, когда вроде как безопаснее, так женщинам показалось. Составы должны были встретиться на определенной станции и уже дальше ехать вместе. Нина с мамой и сестрой уехали в первом составе. По пути не раз попадали под бомбежки, и два вагона разбомбило. А тех, что выехали ночью, бомбили уже так, что от эшелона осталось только два целых вагона. Встретившись, как обнимались и плакали навзрыд все оставшиеся в живых. В этот миг и пришло понимание, что началась самая настоящая беспощадная страшная война.

     Прибыли в Москву. Здесь встал вопрос, куда им эвакуироваться. В Ленинграде у мамы двоюродная сестра, но туда нельзя. Молодая соседка предложила ехать с ней к ее маме в город Кашино Калининской области. Приехали туда. Мама встала на учет в военкомат, устроилась работать санитаркой в госпиталь.  Фронт приближался. Вскоре окна заклеили полосками бумаги, каждый день объявляли воздушные тревоги, без конца выли сирены. Лейтенант прилетел на самолете и забрал жену. Они остались одни в чужом городе. Нужно было эвакуироваться, но не знали куда ехать. Маму в очередной раз вызвали в военкомат, сообщили, что ее двоюродная сестра вместе с заводом эвакуировалась из Ленинграда в Омск. "На днях туда уходит отсюда последний эшелон, собирайтесь". Прибыли на вокзал вместе с сопровождающим из военкомата. К составу ринулось столько народу с мешками, чемоданами, сундуками, козами, а они совсем без вещей. Но даже так они бы никогда не протиснулись в вагон, если бы не сопровождающий. Нину Ефимовну до сих пор удивляет, что в такое, казалось бы, сложное время семью военного не бросили на произвол судьбы, а спасали, как могли. Они оказались в товарняке с голыми нарами в три яруса, забитом людьми. Им даже на доски постелить было нечего. Посредине вагона дыра, занавешенная простынями - туалет. Выбрали старших по вагону - какого-то мужчину и маму Нины Ефимовны. Они куда-то уходили на остановках и приносили то хлеба, то супа, а то только кипятку. Все это делилось на всех. На очередной остановке мама не успела сесть в поезд. Девчонки плакали от отчаяния и ехали дальше. Отстав, мама с величайшим трудом попросилась в рядом стоящий воинский эшелон, к которому ее не подпускали часовые, но она нашла главного и все объяснила. Он разрешил, но сказал, что если она не догонит их до какой-то станции, то все, там линия расходится. На каждой остановке мама выбегала из вагона и в отчаянии бегала между составами. И только на седьмой день наткнулась на свой поезд. До Омска они добирались 1 месяц и 4 дня. В Омске их встретила мамина двоюродная сестра. Она работала в секретном отделе курьером, ее дочка в цехе. Они и приютили, привели в комнату в бараке, где жили вместе с хозяйкой. Приехавшие были почти нагишом, а впереди зима с морозами в 40-50 градусов. Мама и пятнадцатилетняя Тамара стали работать на этом же заводе, Нина в Омске пошла во второй класс.

- Нам, видимо, кроме того, давали в военкомате какое-то пособие. В школе раздавали по кусочку хлеба или по полбулочки, посыпанные сахаром. Это было спасением. Какая доброта тогда была в людях, - вспоминает Нина Ефимовна. - Нас ведь каким-то образом одели. А учительница в школе, когда кто-то не приходил, тот остававшийся бесхозным кусочек хлеба не брала себе, не прятала для своих детей, а отдавала нам, двум эвакуированным девочкам. Тетради делали из газет, чернила – из сажи. Но к нам часто приезжали артисты с концертами, мы знали все военные песни.

Потом случилось страшное: их сняли с довольствия в военкомате – отец пропал без вести. Пришлось очень туго. Мама с одной женщиной поехала на барже по Иртышу, на мельницу, привезли отруби овсяные. Это было так вкусно – не передать. Сколько-то продержались. Из второй поездки вернулась в слезах: при выходе с баржи у нее вырвали мешок с отрубями. Мама и Тамара опухали от голода, у них были шишки на голове. Они же так тяжело работали! Вся еда всегда делилась на три равные части, и маленькой Нине этой доли хватало, она не опухала. В это время Нина стала главным снабженцем для семьи – отоваривала талоны. Не всегда на них давали хлеб, иногда его заменяли горсткой муки. На что мука, когда у них никаких других продуктов нет? Бесстрашная девочка ездила по всему городу из конца в конец, искала магазин, где талоны отоваривали хлебом. А это было очень небезопасно. В то время в Омске свирепствовала банда, так называемая "Черная перчатка". Они грабили людей у всех на глазах, и если кто-то пытался заступиться, того прямо по лицу били рукой в черной перчатке, начиненной лезвиями. Однажды она только сошла с трамвая, как за спиной раздался душераздирающий крик очередной такой жертвы. Банду разоблачил милиционер по фамилии Кубрин. Бандитов посадили, но и милиционеру отомстили – убили ночью самого, жену и детей.

Военный завод номер 357 находился на окраине Омска. Развернули его на базе сельхозинститута. Место это называлось Сибаки, туда добирались в вагоне по узкоколейке и потом шли в гору пешком. Со временем им дали место в общежитии. Для мамы и Тамары – благо, работа рядом, а у Нины не стало возможности учиться, и она потеряла два года. Здесь дети весной ходили по полям - собирали мерзлую картошку. Все два года мама искала отца, даже написала письмо Сталину. После этого и выяснилось, что отец выполняет секретное задание, и их снова поставили на довольствие в военкомат. Спустя время, от отца пришло письмо и посылка – белый полушубок для мамы. Она поехала к рыбакам и выменяла его на муку и рыбу.

Так они прожили до конца войны и вместе с заводом прибыли в Ленинград.

Весь коллектив поселили в огромный цех. Фанерами отгородили квадраты и в каждый поселили по 5-6 семей. Мама с Тамарой на работе, восстанавливают завод. Для всех вернувшихся был введен карантин на несколько месяцев. И Нина опять не ходит в школу. Бегают по разрушенному Ленинграду, собирают фантики от конфет на Финлядском вокзале, ходят смотреть на настоящую еду в витрине коммерческого магазина, отоваривают талончики, но голод по-прежнему неотступный спутник каждого дня. Рабочим в обед давали лапшу. Нина стала помогать кассиру - клеить талончики, и ей за это тоже наливали немножко лапши.

Восстанавливали город стремительно, всех рабочих поставили на очередь на квартиры, которые давали быстро. Приехал отец. Они с Тамарой в рев – не хотим никуда ехать, хотим в Ленинграде остаться. Мама показала им свои изъеденные руки: ей приходилось работать с реактивами, в которых отмывали детали...  

Часть отца стояла в Костромских лесах. Им пришлось жить в деревне Лапино. Тут отца демобилизовали. Куда ехать? Ближний город - Нерехта. Приехали. Он - в партком, так как всю жизнь был коммунистом и жил по приказу. Ему, военному связисту, поручили восстанавливать подсобное хозяйство.

Жили на частной квартире, мама с Тамарой устроились на каблучную фабрику, Нина пошла в школу. Здесь они построили свой первый дом из соломенных матов, на что взяли ссуду. Но он сгорел, когда отец уезжал в Мордовию за Ниной, на лето отправленной к деду с бабушкой. Вновь оставшись ни с чем, они приняли решение перебраться в Мордовию. Сначала попали в Кадошкино. Тамара, очень мечтавшая выучиться и к тому времени окончившая вечернюю школу, вычитала где-то, что в Ардатове есть педучилище. Отцу дали направление в Ардатов, здесь он работал начальником связи. В 1949 году Тамара поступила в педучилище. Через несколько лет ее примеру последовала и Нина.

Но еще долго семья бедствовала, скиталась по частным квартирам. Отец принял решение строиться, место выбрал почти у самой речки. Каково им это далось – отдельный разговор. Лето пришлось жить под навесом, обшитым толью, еду готовить на костре, а зиму 1952 года коротали в вырытой отцом землянке, которую в дождь заливало водой. В новом доме Нина прожила год, когда училась на четвертом курсе. В это время она входила в сборную Мордовии по лыжам, сдала нормы ГТО и вступила в партию.

Через год уехала работать в Таджикистан. Отработав три года учителем русского языка в школе отдаленного кишлака, она в совершенстве выучила узбекский язык, стала депутатом кишлакского Совета, заочно училась в институте. На четвертом году ей предложили должность третьего секретаря райкома партии и квартиру в стоящемся доме. Но мама прислала письмо в райком партии с просьбой отпустить дочь ввиду ее пошатнувшегося здоровья. Она очень боялась, что Нина навсегда останется там, у самой границы с Афганистаном.

Вернулась в Ардатов, где трудно было с работой. Вскоре вышла замуж, родились дети. Четыре года отработала инспектором в РОНО. Дети были маленькие, зарплата 41 рубль, постоянно приходилось ездить по школам с проверками. Тогда и перешла в Ардатовскую школу-интернат, где 36 лет отработала воспитателем без единого больничного, несмотря на наличие в семье троих детей и ребенка-инвалида. Будучи человеком неиссякаемой энергии, она отдавала детям столько любви, учила быть активными, неравнодушными. Организовала кукольный театр, который был любовью всей ее жизни и необыкновенной отдушиной нескольким поколениям детей, участвовавших в спектаклях. Она горячо принимала участие в судьбах своих выпускников. Одна из школьниц впоследствии связала свою жизнь с кукольным театром в Саранске.

2.3.2. Ученики и учителя нашей школы, которые участвовали в Великой Отечественной войне.

     В жизни каждого человека была школа. Каждая школа имеет свою историю. Я очень люблю свою школу, своих друзей и учителей. За годы обучения в школе я помню многие уроки, каждый праздник.  Мы участвуем  в разных фестивалях и проводим  много конкурсов. Жизнь современных школьников проходит без особых тревог и забот. Но  история нашей школы помнит и страшные страницы военных лет. Приходили в город и  похоронки с фронтов войны, плакали дети, родители. Всё детство было омрачено теми трагическими событиями. Приходилось голодать, работа была не по плечу. А школа продолжала работать,  и ребятишки учились. Кто же в то время из учеников, которые учились в нашей школе ушли на фронт? Этот вопрос очень сильно меня заинтересовал. Я обратилась в военкомат и в Ардатовский краеведческий музей с просьбой предоставить мне информацию о них. Вот что мне удалось собрать.

Артамонов Борис Николаевич родился в 1922 году в городе  Ардатове. В 1938 году окончил 9  классов Ардатовской средней школы. С 2 января 1939 по 25 августа 1940 гг. был инструктор  Дома пионеров. С 20 ноября 1940 по 28 мая 1941гг. учился в аэроклубе в городе Алатыре. Затем в 1941 году уезжает на  учебу в город Чкалов в ЧВАШП.В 1943 году был переведен в Бугуруслан. До 1946 году служил летчиком. Умер Артамонов Б. Н. в 1981 году.

Гримак Михаил Михайлович родился в 1923 году. В феврале 1942 года  ему вручили повестку. Бесстрашно среди пехотинцев сражался  с врагом старший лейтенант Гримак Михаил Михайлович. Свое первое боевое крещение он принял в феврале 1943 г. под Старой Руссой. Потом – бои на Каре́льском  перешейке (участок суши между Финским заливом и Ладожским озером). Полк погибал – попал в окружение.  На Карельском перешейке он вынес на себе из окружения знамя полка, хранимое ныне в Музее Армии и Флота. Выпускник нашей школы спас полковое знамя, обмотав его вокруг себя. Был ранен, знамя прострелено, но сохранено  и сейчас хранится в Музее Армии и Флота.  Полк был восстановлен, а наш герой удостоен награды Ордена Отечественной войны II степени ( 2 раза), Орден Красной Звезды ( 3 раза). Умер Гримак М. М. в 2001 году.

Захаров Сергей Иванович (1922-1943). Родился в г. Ардатов, окончил Ардатовскую среднюю школу. В 1940 г. призван в Советскую Армию. Рядовой. Имеет награду Медаль «За боевые заслуги» Погиб в бою  в феврале 1943 г.

Карачаров Петр Алексеевич (1924-1994). После окончания средней школы поступил в Ленинградский  ветеринарный  комбинат – техникум. Участник Финской войны 1940 г.  24 июня 1941 г.  был призван в Советскую Армию. Прошел всю войну. Ветеринарный врач, его профессия пригодилась и на фронте. Имеет награду Медаль «За отвагу».  Вернулся с войны живой, но очень больной. После войны жил и работал в Ленинградской области.

На пятый день войны в ряды Советской Армии была призвана Антонина Алексеевна Карачарова (1918 - 1988). Прошла всю войну – Курское направление. Потом судьба забросила в Австрию, где ухаживала в эвакогоспитале за ранеными. Вернулась с войны  в конце мая 1945 г. Была удостоина награды  Медаль «За боевые заслуги» Поступила на работу  в Ардатовскую больницу.

Ляшков Павел Кузьмич.

Ему мы посвятили «Парту Героя» в нашей школе.

Макарова (Кондрашина) Нина Дмитриевна (1920-1986).  В 1939 г. окончила Ардатовскую среднюю школу, училась в пединституте в г. Ульяновск. Не закончила его, приехала в Ардатов,  работала счетоводом в ГОРПО.В апреле 1942 г. добровольно пошла в армию. Была на фронте до 9 мая 1945 г.  Окончила свой боевой путь в Оппельне (Германия). Приехала домой в  сентябре 1945 г. Работала счетоводом. Бухгалтером в различных организациях города. С 1956-76 гг. работала в УПП ВОС экономистом. С 1976 г. – пенсионер. Медаль «За победу над Германией»

Наумова Клавдия Семеновна (1923 -?) В 1942 г. окончила Ардатовскую среднюю школу. В октябре 1942 г. призвали через военкомат, как комсомолку.  Была отправлена на Волховский фронт – писарь роты, позже стала комсоргом батальона. Прошла  Ленинградскую область, Новгородскую, Калининградскую, Белоруссию. Состояла в нестроевой части, которая занималась  ремонтом дорог, мостов. Награждена орденом Отечественной войны 2 степени.

Приложение 1. Интервью учеников.

 На  мой вопрос « Что вы знаете о войне? Как жили дети во время войны? мои сверстники отвечали по-разному.

 Маша 9 «б»: «Если честно, о войне я знаю немного, в основном из рассказов прабабушки. Период войны, как она говорила, стал самым тяжёлым периодом всей её жизни. Мне всегда было интересно её слушать, ведь многое то, что она рассказывала, нам не даётся на уроках истории. Например, меня удивило то, что люди не сразу поверили, что началась война. Многие несколько дней даже не подозревали, что их ждёт в ближайшие 4 года. Даже сейчас, представив это, невольно бросает в дрожь. А что чувствовали люди тогда, в 41-м? Вообще, я  считаю, что необязательно знать точные даты всех сражений или тактику той или иной страны в войне. Главное, это сопереживать и понимать то поколение людей, которое позволило нам сейчас  жить в мире и согласии».

 Илья 6 «а»: «О войне я знаю в основном из фильмов. Очень люблю смотреть кино на военную тему. Меня захватывает атмосфера военной эпохи. А лучше всего это можно прочувствовать, посмотрев хороший фильм. «Диверсанты», «Штрафбат»- это мои любимые фильмы. А недавно я посмотрел вторую часть «Мы из будущего». В нём настолько по-настоящему показывается жизнь того времени, что иной раз бросает в дрожь. К тому же. Этот фильм не только  критикует современную молодёжь, но и заставляет любить то место, где мы живём - Нашу Родину».

 Ксюша 11 : «Война-это самая большая трагедия. Принесшая людям боль. Горе. Слёзы. Она унесла жизнь миллионов людей. Для меня война всегда ассоциируется с тьмой, с чёрным дымом, смертью,  руинами, горем, разрушающим огнём. Безумством. Прошло уже немало лет со времен той страшной роковой войны, но до сих пор в сердцах ветеранов живут воспоминания. Очень мало осталось тех, кто прошёл через это, кто спасал нашу Родину. И их нужно беречь. И это главное»

Кроме того, были опрошены 12 ребят из 6-11-х классов. 89% из них знают, когда началась и закончилась война.11% этого не знают. 75% знают, с кем воевали. У 64% ребят прадедушки и прабабушки были на войне. Эти ребята говорят, что представляют, что было на войне. Но ведь это только слова. Они думают что понимают, но на самом деле ни один человек по-настоящему, никогда не сможет понять, что испытали те, кто воевал,  защищая Родину, и кто пережил военное лихолетье. Дети военной поры.

Исходя из данных соц. опроса можно сделать вывод, что подростки владеют некоторой фактической информацией но, мало знают о  чувствах, эмоциях тех детей, которые пережили эту страшную пору.

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в  послевоенном мире, – надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убеждена: необходимо.

Заключение.

 Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.

     По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком. Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…

     Сейчас мало кто придаёт значение такому факту, как  лишение детства детей, родившихся до войны. Война узурпировала их детский быт. Росли они, не зная каждодневной ласки родителей. Их мамы постоянно находились  на работе и не имели возможности встречаться с ними ежедневно. Младших детей опекали старшие. О лакомствах они не имели понятия, очень многие из них воспитывались без отцов. Ни о какой радости в те годы и говорить не приходилось. Их детство сопровождалось слезами матерей по погибшим на фронтах войны отцов да щемящим душу переживаниям: как будем дальше жить, чем кормиться, как содержать корову-кормилицу, где брать топливо для обогрева хат, как учить и во что одевать детей.

    Все, что вынесло поколение людей военных лет – это подвиг, самопожертвование во имя Победы правого дела отечественной войны советского народа. Все – от стариков, женщин, подростков до детей военных лет – стяжали себе право называться ветеранами войны. Старшие ковали победу на трудовом фронте, дети пожертвовали своим детством,  а с ним и материнскими ласками и уютом домашнего очага во имя разгрома фашистской Германии.

    Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Их повзрослевшее детство наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить. Но это было, было в истории нашей страны.

     Мне в своей работе хотелось, как можно больше узнать о детях войны, о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, многие из которых были в то время еще детьми. В основу своей  работы  я положила  воспоминания старожилов нашего города. Некоторые факты потрясли меня. Этого не прочитаешь ни в одной книге, не увидишь ни в одном кинофильме. Несмотря на никакие трудности, ветераны живут. Они для нас являются образцами настоящих сыновей и дочерей нашей Родины.

        В наследство от героев нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки женщин. В ответ нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. А война живет в памяти народа. Это не должно повториться, но и забывать об этом нельзя.

        Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Прежде всего, это “Зарница. Опыт проведения игры “Зарница” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

     Мы живем в непростое время. И все-таки в душе каждого из нас теплится идеал будущего общества, к которому всегда стремилось человечество — общества гуманного, в котором основными законами будут человеколюбие, доброта, взаимопонимание.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа естественно-научного направления к конкурсу «Бородинское поле русской славы», посвященного 200-летию со дня победы русского народа в Отечественной войне 1812 года

Тема: «Медицинская служба русской армии в Отечественную войну 1812 г.»Проект выполнили суворовцы: Гришанов Д., Черненко Д., Гуров Г.  Руководители:  преподаватель химии Баси...

проектная работа "Одна победа - два события"

Проектная работа "Одна победа - два события", посвященная 22 зимним Олимпийским играм и 11 зимним Паралимпийским играм....

проектная работа ко дню победы

Проектная работа ко Дню победы. Расчитаная для доведение до учащихся значимости праздника, всероссиского значения!....

Проектная работа по теме:" Как победить дракона,или удержатся от вредной привычки. Часть 2. Курение = самоубийству."

Курение наносит огромный вред организму подростка. Как можно отучить от этой привычки?  Презентация создана для учащихся 7- 9 классов....

Проектная работа " Спасибо деду за Победу"

Данный проект необходим для воспитания духовно-патриотических и гражданских качеств личности. Проект важен для сохранения исторического наследия  для потомков, для вовлечения в поисковую деятельн...

Проектная работа "70 лет Великой Победе"

Проектная работа об истории нашего края и о судьбах людей в годы Великой Отечественной войны....