конспекты уроков история России 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс)
...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vostochnye_slavyane_i_ih_sosedi.doc | 39 КБ |
kulturnoe_prostranstvo_evropy_i_kultura_rusi.doc | 59 КБ |
mongolskoe_zavoevanie.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
«Восточные славяне и их соседи»
Цель урока:
познакомить учащихся с занятиями, верованиями, бытом и соседями восточных славян;
Тип урока: урок изучения нового материала
Основные понятия: бортничество, язычество, идолы, волхвы, вервь, вече, народное ополчение.
Ход урока.
- ОРГМОМЕНТ
Приветствие, отметка отсутствующих.
Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос/ проверка таблицы "Характеристика государств"
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
Вопросы для беседы с учащимися:
1.Знакомо ли Вам понятие славяне?
2.На какие ветви они делились?
III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
ПЛАН
1.Происхождение и расселение восточных славян.
2. Xозяйство славян
3. Быт и нравы.
4. Духовный мир славян.
5. Общины земледельцев.
6. Восточные славяне и их соседи
1 сл Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике. Постепенно отдельные группы индоевропейских племён стали отделяться друг от друга. Примерно во 2 тыс. до н.э. произошло выделение балтославянских индоевропейских племён. В V в. до н.э. они разделились на балтов и славян. В V в. н.э. славяне устремились на земли, простиравшиеся от Чёрного до Балтийского морей. В ходе движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную.
2 сл Восточные славяне заселили в VI-VIII вв. обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. На этой территории проживало 12 (15) восточнославянских племенных союзов: поляне, ильменские словене, дреговичи, полочане и др.
3, 4 сл Основным занятием восточных славян было земледелие. В лесной зоне система земледелия называлась подсечно-огневой. В степной и лесостепной зонах – переложная система земледелия. Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Затем почву выравнивали бороной – боронили. Самым ответственным занятием был сев. В конце лета наступала жатва. Убирали хлеб серпами.
Славяне сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху. В огородах сажали репу, редьку, свёклу, капусту, лук, чеснок. Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством, бортничеством, рыболовством и охотой. Успешно развивались ремёсла - выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело.
Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза. Главной чертой славян была любовь к свободе. Они были добродушными, гостеприимными хозяевами, выносливыми и храбрыми воинами.
IV. 8 сл ФИЗМИНУТКА
5сл Поселения восточных славян были рассеяны на обширных пространствах, преимущественно по берегам рек и озёр. Жили они семьями в домах – полуземлянках площадью 10-20 м. стены домов, скамьи, столы, посуда делались из дерева. Дома топились по-чёрному, имели несколько выходов.
6сл Восточные славяне были язычниками. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли её в виде различных божеств. Наиболее почитаемыми были Ярило, Перун, Стрибог, Велес, Макошь. Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков. Они признавали существование домового, русалок, водяного, лешего, кикимор. Обряды славяне совершали в священных рощах, у священных дубов, где стояли идолы (статуи языческих богов). Людей умеющих общаться с богами, предсказывать будущее они называли волхвами, кудесниками.
7сл Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами. Во главе стоял старейшина, имевший большую власть. Родовую общины сменила соседская община – вервь. На общий совет- вече - теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности с врагами сражалось всё мужское население – народное ополчение. Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племён.
У финнугорских племен славяне заимствовали названия многих рек, озер, селений. Большое влияние на славян оказали и потомки ираноязычного населения. Однако не со всеми соседями у славян были дружеские отношения, в частности это были авары и хазары, а также печенеги.
V. РЕФЛЕКСИЯ ПРОШЕДШЕГО ЗАНЯТИЯ Итог урока:
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
параграф 3, записи в тетрадях.
Предварительный просмотр:
"Культурное пространство Европы и культура Руси." 6-й класс
Цель: формировать представления учащихся о развитии культуры Древнерусского
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания
Соотнесите определения и термины
1. | Бояре | А | Служитель культа в религиях, исповедующих веру в единого бога |
2. | Князь | Б | Люди, получившие купу – заём и обязанные за это работать на господина, предоставившего купу |
3. | Духовенство | В | Свободные крестьяне, идущие с князем на войну. |
4. | Епископ | Г | Просветители населения, незнакомого с христианством. |
5. | Закупы | Д | Высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин. |
6. | Митрополит | Е | раб |
7. | Рядовичи | Ж | Люди, заключившие ряд ( договор) на выполнение определённой работы |
8. | Смерды | З | Правитель славян, военный вождь |
9. | Миссионеры | И | Глава крупного церковного округа |
10. | Холоп | К | Глава крупной церковной области, части митрополии |
- Проверьте себя( сл. 1)
КЛЮЧ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Д | З | А | К | Б | И | Ж | В | Г | Е |
Сегодня мы будем говорить о культуре Древнерусского государства.
Что такое культура? (Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей). Что входит в понятие культура? ( литература, живопись и т.д.)
Культура славян формировалась не изолированно, а под влиянием соседей. А вот какое наследие оставили нам наши предки, мы и поговорим сегодня на уроке.
Особенности культуры Руси.
- В древнерусской культуре исследователи видят истоки национального самосознания. Она определила идеалы русского народа на многие столетия. Какие же факторы повлияли на развитие русской культуры?
- Ознакомьтесь с п. 2 и попытайтесь выделить эти особенности.
- Давайте проверим, что у вас получилось?
Особенности культуры: ( сл. 8)
- Основа – богатое наследие восточных славян ( мифы и сказания, резьба по дереву и камню, искусство кузнецов)
- Развивалось и УНТ ( песни, сказки, былины)
- Впитались достижения соседних народов ( балтов, финно- угров, хазар, булгар, печенегов, половцев и др.)
- Влияние культуры Византии в связи с принятием христианства
- Но : создавая произведения, авторы стремились отразить думы и настроения жителей Руси. Главным мотивом древнерусского искусства был ПАТРИОТИЗМ.
- Что такое патриотизм?
( любовь к отечеству, преданность ему,стремление своими действиями служить его интересам, одно из наиболее глубоких чувств.закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств)
- Можете ли вы привести примеры патриотического поведения людей?
Письменность и грамотность.
- Письменность у славянских племён существовала ещё до принятия христианства .
- Кто создал славянскую азбуку? ( Кирилл и Мефодий)
- Как назывались славянские алфавиты? (Древнейшей славянской азбукой является глаголица, а новая славянская азбука – кириллица - заслуга Константина (Кирилла) и Мефодия.)
В 862 году из Великой Моравии прибыло посольство. Славяне, жившие в селениях на берегах Эльбы, Моравы, просили Константинополь прислать им проповедников, которые бы знали славянский язык. Простые люди не понимали речей на латинском и немецком языках. Царь Михаил отправил к славянам братьев Кирилла и Мефодия. В древних источниках сказано, что Кирилл и Мефодий прибыли в Великоморавскую державу для ведения богослужения на славянском языке. А потом началось и создание азбуки. Некоторые буквы Кирилл взял из греческого алфавита, другие придумал сам. Братья начали переводить греческие и латинские рукописи на славянский язык, в частности основные богослужебные книги. Сохранилось предание, что первая фраза, переведенная Кириллом, гласила: «В начале было слово...».
- Что представляли собой первые рукописные книги?
- Давайте об этом прочитаем ( стр. 86 « Первые русские книги писались… « до стр. 87)
- Вывод: древнерусские книги были:
- рукописные
- на пергаменте
- дорогие
- украшенные миниатюрами - небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты
Литература.
Житие - литературное описание людей, причисленных православной церковью к лику святых
Летописи | Нестор | « Повесть временных лет» |
Жития | Нестор | « Житие Бориса и Глеба» |
Слово | Иларион | « Слово о законе и благодати» |
Поучения | Владимир Мономах | « Поучение Владимира Мономаха |
Зодчество и изобразительное искусство.
Издавна на Руси избы простых людей, терема знати, крепости строили из дерева. В X-XI веках получило развитие каменное строительство, что было связано с Крещением Руси. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь в Киеве, сооруженную в 989-996гг. а в 1240 году разрушенную во время осады Киева монголами.
Особенности строительства каменных храмов:
крестово-купольные храмы.
Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке
Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней;
Икона
Первые иконы пришла на Русь из Византии во времена Княгини Ольги и князя Владимира. Первым известным нам иконописцем был Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря
Художественное ремесло.
- Русь славилась своими мастерами. Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами.
- высокого уровня достигло искусство ювелиров. Для изготовления серёжек, браслетов, подвесок использовалась очень сложная техника:
1) зернь: на поверхность изделия напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков – зёрнышек
2)) скань: орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую напаивали на металлическую поверхность
закрепление:
1. Жанр Древнерусской литературы | слово | поучение | житие |
2. Запись событий по годам | летопись | ||
3. Основатель славянской письменности | Кирилл | Мефодий | Нестор |
4. Изображение, составленное из скрепленных между собой цветных камешков или стекла | фреска | мозаика | |
5. Произведение древнерусского зодчества | Софийский собор в Киеве | Десятинная церковь |
6. Домашнее задание:
§ 10, вопросы. Записи в тетради
Предварительный просмотр:
Тема урока Монгольская империя и изменение политической карты мира
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания | ||||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | |||||
I. Организационный (мотивация к учебной деятельности) | - Добрый день, ребята! (Проверка готовности учащихся к уроку) Я хочу начать наш урок со стихотворения. А вы, попробуйте сформулировать о чем пойдет речь на уроке? Слайд №1 Был страшный год, когда все страны Откройте учебник на стр.4. Прочтите тему параграфа и запишите ее в тетрадь. Слайд №2-3 | Ответы детей, постановка целей: Кто такие монголы? Устройство их государства, ход монгольского нашествия, основные сражения русских и монгольских войск, последствия монгольского нашествия на Русь. Записывают тему и план урока Монгольская империя и изменение политической карты мира План:
| Самоопределение к деятельности | Определять цель в учебной деятельности. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Определять главную тему, общую цель или назначение текста. | Беседа | |
II. Актуализация знаний | Какие кочевые народы известны вам из курсов истории Древнего мира и Средних веков? Чем отличался их быт от оседлых народов? С какими соседними кочевыми народами взаимодействовала Русь? Всегда ли контакты были мирными? | Ответы учащихся: С давних времен в степях к северу от Китая обитали различные племена и народы: монголы, татары, кереиты и др. Их главное занятие – кочевое скотоводство. Печенеги, половцы. Не всегда. | Формирование познавательного интереса | Целеполагание; | Строить монологическое контекстное высказывание Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Актуализация ранее полученных знаний для изучения новой темы; | Беседа | |
III. Изучение нового материала. |
В начале XIII в. на Русь стали доходить смутные слухи о появлении где-то на Востоке новой мощной державы степных кочевников. Вот слова древнерусской летописи «Никто точно не знает кто они, и откуда появились и каков их язык и какого они племени…»Это были монголы. 1.Как же происходило образование Монгольской державы? Прочитать П.1стр.4 и ответить на вопросы: 1.Какие факты свидетельствуют о том, что у монголо-татар появилось государство? Первым ханом, который смог объединить разрозненные племена кочевников, был Темучин. О детстве и юности одного из величайших полководцев истории нам расскажет ученик _____, а вы ответьте на вопрос: на формирование каких личных качеств повлияли события его юности? Слайд №12 Чингисхан создал свод законов «Великая Яса», который Давайте познакомимся с отрывком из него. Вопрос: Какие выводы мы можем сделать из анализа этого документа? 2.Причины успехов монголо-татар: Работа с документом. Слайд №13-14 Общий вывод по первому пункту плана. Итак – объединенные Чингисханом в единое государство и укрепленные реформами и жестокой дисциплиной, монголы начали готовиться к завоеванию всего мира.
Работа с учебником и картой Слайд №15 . Прочитайте п. 2 на стр.5. Слайд №16-18 Охарактеризуйте военное снаряжение монголов, используя иллюстрацию. По карте проследите ход завоеваний Чингисхана в Азии. Итоговые вопросы:
Первое столкновение Руси с монголо-татарами произошло в битве на реке Калке. Запишем дату сражения в тетради – В половецких степях и на границах Руси действовал отборный отряд войска Чингисхана под руководством его лучших полководцев — молодого талантливого Джэбэ и умудренного опытом старого Субэдэя. Половецкий хан Котян, в пределы которого вступили монголы, обратился к русским князьям за помощью. Прочитайте отрывок из Ипатьевской летописи о битве на Калке (см. Приложение 1.) и ответьте на два вопроса.
По данному вопросу учитель рассказывает в пределах учебника по плану:
| Работа с учебником Слайд №4
Слайд №5-8 Власть Войско Законы Территория Слайд №9-11 Сообщение о Чингисхане Приложение 1 - Ответы учащихся. В 1206 г. было созвано торжественное собрание монгольской знати (нойонов) – курултай. На этом съезде Темучин был провозглашен правителем Монгольского государства и принял имя Чингисхана – Великого хана, Небесного хана, Божественного хана. (Запись в тетрадь) Он регламентировал правила поведения и жизни монголов. Документ (Приложение 1) Дети совместно с учителем делают выводы о преимуществах и силе монгольского войска(запись в тетрадь)
Составление таблицы: «Походы Чингисхана» Ответы: Всадники были вооружены луками со стрелами, саблями, копьями, арканами. Ответы учащихся: 1.Чингисхан использовал в управлении опыт и знания китайских чиновников, привлек к себе на службу китайских ученых, военных специалистов. Монгольская армия была сильна теперь не только своей могучей и быстрой конницей но и китайскими осадными стенобитными и камнеметными машинами, метательными снарядами с горючей смесью, в состав которой входила нефть. Как уже говорилось, Чингисхан располагал превосходной разведкой. Нередко роль разведчиков играли посольства, засылаемые в ту или иную страну перед ее завоеванием. Угнетающее воздействие на врагов оказывали жестокие расправы монголов с противниками. 2.Непокорные города они уничтожали — жгли, разрушали, а жителей либо уводили в плен (ремесленников, женщин, детей), либо истребляли. Запись в тетрадь - Четкая структура монгольского войска - Единое командование - Жесточайшая дисциплина - Особые приёмы боя: ложное отступление. Слайд №19 Запись в тетрадь 31 мая 1223 года – битва на реке Калке Чтение отрывка Слайд №20 Причины поражения русских войск . (запись в тетради)
Слайд №21-22 Запись в тетрадь Положительное значение: управление: - баскаки, почтовая служба, изобретения, терпимое отношение к церкви Отрицательное: людские потери и хозяйственное разорение, болезни - чума | Умение оценивать свои и чужие поступки. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Работать по плану, сверяясь с целью Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Оценивать степень достижения цели в учебной ситуации. | Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. Координировать свое мнение и позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). Анализировать (выделять главное). Определять понятия. Обобщать, делать выводы. | Беседа Работа с текстом, картой и иллюстрациями Составление таблицы | |
IV. Первичное закрепление. | Заполните пропуски в предложениях, используя выделенные слова в скобках. (Чингисхан, тумен, организацию, Среднюю Азию, Темучжин, божественный, кочевые, камикадзе, великий, Японию, курултае, дисциплину). Слайд №23-26 Вопросы: -Кто возглавил монголов? -В чем была сила монгольского войска? -В чем был недостаток организации русского войска? | «_________ племена монголов объединил ___________ , получивший на __________, съезде монгольской знати, титул _____________, что означает «хан, _________ как океан». Его армия имела чѐткую ____________ и железную _____________. Самой крупной боевой единицей был___________ , равный десяти тысячам. Бегство с поля хотя бы одного воина влекло за собой казнь всего десятка. Монголы покорили _______________, Китай. _________ спас тайфун, который получил название __________ - «______________ ветер». Записи в тетради: Чингисхан В организации и дисциплине В дезорганизации | Оценивать усваиваемое содержание Самостоятельно давать и объяснять оценки событий. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. | Излагать своё мнение (в диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. Работать в парах и группе, эффективно сотрудничать. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | Анализировать (выделять главное). Строить логическое рассуждение. Обобщать, делать выводы на основе аргументации | Работа со схемой Устный опрос | |
V. Итог урока (рефлексия деятельности) | Интерес - что было интересно на уроке? Обучение - чему научились? Главное - что сегодняшний урок принёс для меня? Сегодня все отлично поработали, молодцы. Выставление оценок (аргументировано) | Ребята дают оценку своим знаниям | Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности | ||||
VI Домашнее задание. | п.15, читать, пересказывать, выполнить задания в рабочей тетради: п.15 з.№1,2.3,4. З.№5-для сильных. | Слайд №27 Записывают дом/задание. | Опрос Тестирование |
Раздаточный материал
Приложение 1.Примерный текст сообщения:
В 1155 году в бескрайней монгольской степи на берегу реки Онон у Есугей-багадура, главы небольшого кочевого рода Кият-Борджигин, родился первенец. Его рождение совпало с успешным набегом на соседей-кочевников, в ходе которого был пленен их предводитель Те-му-чэн. Чтобы надолго закрепить у сородичей память о военном успехе, Есугей-богадур назвал сына Тэмуджином (Темучином). Никто тогда не мог предположить, что через несколько десятилетий это имя будет наводить ужас на народы двух континентов, а его обладатель создаст крупнейшую в мире империю.
В 9 лет мальчик остался сиротой. И он, и его родственники считали, что Есугей-багадур был отравлен татарами. И с этого возраста Тэмучин стал готовиться отомстить убийцам отца. Он еще не представлял, какой будет его месть, но знал, что она будет крайне жестокой. Из-за малолетства его не признали главой рода, и бывшие подданные отца откочевали к другим степным владыкам, угнав почти весь принадлежащий семье скот.
Для Тэмучина, его матери и братьев Бэктэра и Хасара начался период лишений и тяжелых испытаний. Оэлун-экэ, мать будущего «потрясателя вселенной», была женщиной энергичной и умной. Монголо-китайская хроника «Юань-чао би-ши» (Сокровенное сказание) отмечает, что она воспитывала сынов на героическом эпосе и постоянно внушала им, что со временем они станут великими воинами и вернут семье прежнее положение. Ее пророчества сбылись очень скоро. Но до этого семье пришлось познать и жестокую нужду, и унижения.
Отрочество Тэмучина прошло в суровой борьбе за выживание. Помощи ждать было неоткуда, да и не принято было у монголов заниматься «благотворительностью». Уже в этот период у будущего полководца проявились стремление к верховодству любой ценой и пренебрежение к чужой жизни. Так, в пылу детской ссоры он убил брата Бэктэра, причем, как отмечается в «Сокровенном сказании», послал стрелу ему в спину.
Отношения с соседями даже в бескрайней степи не всегда складываются просто. Тэмучин уже в молодости умудрился чем-то так «насолить» родственному племени тайчиутов, что они напали на его стойбище. Удивительно, но тайчиуты не тронули небогатого имущества, а только захватили Тэмучина и увезли его к себе, надев на подростка колодки. Чем были вызваны столь «мягкие» действия, историки все-то спорят. Вероятно, Тэмучина просто хотели жестоко «повоспитывать», но не наносить ему серьезного вреда. Это косвенно подтверждается и тем, что из плена он сумел бежать, а тайчиуты не стали его преследовать, видимо решили, что нахождение в колодках свою «воспитательную роль» сыграло. Знали бы они, что за это «воспитание» он впоследствии жестоко отомстит их вождю Таргутаю.
Возможно, именно эти суровые испытания, выпавшие на долю молодого Тэмуджина, закалили его характер и волю, подготовив его к серьезной взрослой жизни. В 17 лет Тэмуджин женился на дочери степного феодала Дай-Сэчэна, которую в свое время ему сосватал отец, и стал восстанавливать связи с влиятельными родственниками. Обещаниями и хитростью, а порой и силой он начинает собирать вокруг себя бывших подданных семьи. У него складывается круг друзей и единомышленников, многие из которых впоследствии стали известными полководцами. Их привлекали в юном Тэмуджине качества, которые со временем должны были превратить его в крупного вождя.
Уже в этот период у него явно проявились многие черты, которые, казалось бы, друг друга взаимоисключали: большая физическая сила и бесстрашие, но стремление любой ценой спасать собственную жизнь; целеустремленность и настойчивость в достижении цели, но сильнейшие депрессии в случае неудач; благородство и обязательность по отношению к соратникам, но пренебрежительное отношение к близким родственникам и вероломство; личное обаяние и красноречие, но мнительность и подозрительность.
На первых шагах на пути к власти ему сопутствовала удача, степная молва показывала его бескорыстным и верным в дружбе удальцом, и к Темуджину постепенно начали стекаться люди. Несмотря на юный возраст, он стал заметной фигурой среди степной аристократии. В этот период зарождаются основы его мировоззрения. Почувствовав реальную власть, Темуджин ставит перед собой цель — объединить все монгольские и родственные им племена в единое государство, и начинает последовательно добиваться ее выполнения. В монгольской степи начинается жестокая война. Постепенно в ходе смертельной борьбы складывается две коалиции племен. Одну возглавляет Темуджин, другую его бывший друг Джамуха, не раз ранее спасавший его от смертельной опасности. Борьба между ними была длительной и закончилась только в 1218 году, когда были окончательно разбиты крупные степные объединения меркитов и найманов, а Джамуха попал в плен и был казнен. Темуджин приказал умертвить его бескровно, т. е. почетной для монгола смертью, и похоронить с почестями, достойными великого вождя.
Юношеская мечта Темуджина, провозглашенного Чингисханом, осуществилась, на громадных степных просторах от предгорий Алтая и сибирской тайги до Китая, Урала и песков Средней Азии была создана величайшая империя, границы которой даже после смерти «потрясателя вселенной» еще долго продолжали стремительно раздвигаться.
ДокументКогда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются: точно так же, если один или двое смело вступают в бой, десять других не следует, то их так же умерщвляют…
Оружие же все по меньшей мере должно иметь такое: два или три лука, и три большие колчана, полные стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые… У некоторых из них есть копья, и на шейке копья они имеют крюк, которым, ели могут, стаскивают человека с седла… В ходе завоевания соседних стран монголы научились пользоваться осадными орудиями – таранами и метательными устройствами. Если встретится какая крепость, они окружат ее; мало того, они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом он весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха, сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска, и одно сменяет в бою другое, так что они не утомляются.
Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга (крыла). Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвкушении победы, теряя осторожность, то крылья наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву. Такая тактика называлась тактика полумесяца.
ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ о битве на Калке
Дошли вести в стан, что пришли татары посмотреть русские ладьи; услышав же об [этом] Даниил Романович и, сев на коня, погнался посмотреть на невиданную рать; и бывшие с ним конники и многие другие князья вместе с ним помчались смотреть невиданное войско. Оно же отошло, а Юрий им [князьям] рассказал, что «это стрелки». А другие говорили, что «это простые люди, ниже половцев». Юрий Домамирич же сказал: «Это ратники и добрые воины».
Вернувшись же, Юрий всё рассказал Мстиславу. Молодыми князьями было сказано: «Мстислав и другой Мстислав - не стойте! Пойдём на них!» Все князья - Мстислав, и другой Мстислав, Черниговский, перешли реку Днепр, другие князья перешли [тоже], и [все они] пошли в поле Половецкое… Оттуда же шли 8 дней до реки Калки. Встретило их татарское охранение. [Русское] же охранение билось с ним и были убиты Иван Дмитриевич и ещё двое с ним.
Татары отошли, около самой реки Калки встретились татары с половецкими полками русских. Мстислав Мстиславич же приказал вначале перейти реку Калку Даниилу с [его] полком и другим полкам с ним, а сам после них перешёл, двигаясь лично в авангарде. Когда же он увидел татарские полки, то вернулся и сказал: «Вооружайтесь!» Мстиславу Романовичу же и другому Мстиславу, сидевшим в стане и ничего не знавшим, Мстислав [Мстиславич] не сообщил [о происходящем] из-за зависти к ним, ибо была между ними великая распря.
Полки сошлись и сразились, Даниил же выехал вперёд, а Семён Олюевич и Василько Гаврилович устремились на полки татарские, Василько же был пронзён и ранен. А самому Даниилу, раненному в грудь, по молодости и горячности, не почувствовалось ран в теле, полученных им, ибо был он в возрасте 18 лет и силён.
Даниил хорошо сражался, избивая татар. <…> Когда татары побежали, и Даниил своим полком их избивал, то Олег Курский крепко бился с другими полками [татар], сразившимися с ними. За грехи наши, русские полки были побеждены... И была победа над всеми князьями русскими. Такого же никогда не бывало [прежде]. Татары же, победившие русских князей за прегрешения христианские, пришли и добрались до Новгорода Святополчьего. Русские, не знавшие их коварств, вышли навстречу им с крестами, но они [татары] поубивали их всех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. История 8 класс "Отмена крепостного права в России"
Конспект урока истории России в 8классе Урок истории 8 класс. по учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова "История России XX век".Тема урока: « Отмена крепостного права в России». 8 класс.Пред...
План - конспект урока Истории России. 8 класс по теме: "Крымская война 1853 -1856 г."
Урок для учащихся 8 классо. Урок изучения нового материала....
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ
ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1. Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича....
Конспект урока истории России в 8 классе «Внутренняя политика России в годы правления Николая I»
Урок посвящен периоду царствования в России императора Николая I. В процессе изучения нового материала важно определить особенности внутриполитического курса Николая I, охорокризовать его , как ...
Конспекты уроков История России 8 класс
Материал к курсу истории России 8 класса...
Конспект урока истории России в 9 классе на тему "Внешняя политика России. Русско-японская война"
Разработка урока истории 9 класс...
конспект урока истории 10 класс Тема: Культура России в 18в.
Цели урока: - способствовать формированию знаний об основных особенностях развития культуры России в 18 столетии; о новых жанрах, стилях и памятниках культуры «галантного века;- Развитие н...