Система оценивания
методическая разработка по истории
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются:
· ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
· обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
система оценивания | 39.5 КБ |
карта оценивания | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений науроках истории и обществознания.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
Целью оценочной деятельности является ориентирование ученика на достижение результатов:
- в духовно-нравственном развитии и воспитании (личностные результаты)
- в формировании учебных универсальных действий (метапредметные результаты)
- в освоении результатов учебных предметов (предметные результаты).
Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач. Отдельные действия, прежде всего, успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определенном смысле).
Если способы оценивания предметных результатов более или менее знакомы учителям, то совершенно новыми для школы будут являться метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Новой будет и диагностика результатов личностного развития, которая может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдений и т.д.)
В данном докладе рассматриваются способы оценки, которые наряду с предметными результатами оценивают метапредметные и личностные результаты.
Привычная форма контроля в виде тестов, зачетов и контрольных работ теперь дополняется новыми формами контроля результатов такими как:
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам);
- самооценка ученика по принятым формам;
- результаты разнообразных учебных, внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников;
- результаты учебных проектов.
Причем эти формы контроля должны быть направлены только на поддержание успешности и мотивации ученика, на обеспечение его психологической безопасности. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальный образовательный маршрут, на свой темп освоения материала.
Давайте рассмотрим дополнительные формы контроля более подробно.
Наблюдение учащихся может проводиться по следующим параметрам: отношение к деятельности на уроке, интенсивность усилий по выполнению поставленных задач, активность, умение ставить цели, планировать работу, способы организации работы и т.д. По результатам наблюдений и после определенной фиксации ( на каждый урок могут предполагаться разные параметры для наблюдений, которые фиксируются, например при помощи «+» или «-») учитель может давать оценку, т.е. словесную характеристику результатов действий (молодец, оригинально, очень логично, здесь неточно, надо подумать и т.д.)
Еще один способ контроля – это самооценка. Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты? Для развития самоконтроля и адекватной самооценки существует ряд техник. На уроках истории и обществознания можно применять следующие способы для формирования данного умения.
- Очень хороший способ – ведение дневников успешности. Каждую неделю учащиеся записывают, что ими усвоено успешно и какие есть проблемы и делают записи по преодолению проблем.
- Учитель индивидуально обсуждает с учащимися зону ближайшего развития, саморазвития, способы достижения прогресса.
- При проверке письменных работ можно не исправлять ошибки, а использовать коррекционные коды, чтобы дать возможность учащимся самим исправить ошибки.
- Для включения учащихся в действие взаимоконтроля и взаимооценки при индивидуальных ответах все учащиеся делают краткие записи по определённой схеме, включающей критерии оценивания определённого вида деятельности, и дают словесную характеристику ответу. Этот способ помогает научиться адекватно воспринимать конструктивную критику и корректно высказывать замечания.
- Очень хороший способ – записать речь учащегося, а потом дать ему возможность при прослушивании найти свои ошибки.
- При выполнении письменных творческих работ в классе на этапе редактирования можно выполнять эту работу в парах или группах либо обменяться текстами и отредактировать чужую работу.
- Интересно проходят и групповые статистические опросы. Учащиеся выясняют наличие приоритетов и проблем, успешность выполнения заданий, а потом, обобщив данные, сообщают статистические данные классу либо оформляют стенгазету, памятку и т.д.
- В качестве одного из способов развития самооценки учащиеся размещают себя на «лестнице успеха», оценив свои знания и умения, а затем одноклассники размещают друг друга на той же лестнице, т. к. оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Важным условием для развития адекватной самооценки является совместная выработка критериев оценивания определенных умений. Что касается истории и обществознания, то навыки и рецептивные умения (тестирование) оценить достаточно просто, сравнив ответы с ключами. В то время как для корректного оценивания продуктивных умений (устный ответ) должны быть выработаны определенные критерии.
Давайте рассмотрим способы оценивания достижений учеников в разных областях (учеба, творчество, общение, труд) и т. д. Одним из способов фиксации таких достижений является портфолио – сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс, и достижения ученика.
Еще одним способом оценивания результатов учебной деятельности является проект. Проект это и движущая сила развития личности и прекрасный способ контроля образовательных результатов. Проект является способом и средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности в разных видах деятельности. В ходе реализации проекта учащиеся совместно решают проблему, следуя логической цепочке элементов: потребность – мотив – задачи – действия – результат. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники самостоятельно приобретают знания, получают опыт, включаются в реальную деятельность, принимают личную ответственность за продвижение в обучении, участвуют в совместном оценивании результатов проекта.
Данный подход представляет модель, которая способствует наиболее эффективному достижению учащимися запланированных результатов в обучении и развитии и поиску совместных способов их оценивания. Принцип такого подхода для учащихся можно сформулировать следующим образом: я знаю последовательность работы по проблеме, я умею работать самостоятельно, умею работать с источниками информации, я могу разработать проект, публично защитить его и объективно оценить свою деятельность.
Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, сберечь психофизическое здоровье детей, то мы неизбежно должны склониться к использованию новых способов оценивания образовательных достижений учащихся.
К технологии оцениванию знаний я подхожу, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Ведь чем более содержательной будет обратная связь, тем эффективнее может быть реакция на нее. Поэтому я ищу пути для облегчения перехода от традиционного способа оценивания (пятибалльная система) к более конструктивному подходу: использую стимулирующие функции при оценивании работы ученика, самооценку, взаимооценивание результатов письменных работ учащихся и устных ответов, используя накопительную систему оценивания.
Предварительный просмотр:
Приложение1
Ф.И___________________________________________________________________
Имя, Фамилия рецензируемого: _________________________________________________________
Название проекта: ____________________________________________________________________
Достоинства и недостатки работы ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Конструктивные предложения по работе: ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я хочу знать больше о ……
- я не уверен, что это значит...
- Я хочу знать больше деталей о ...
- Другие идеи и замечания:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2. Карта самоанализа.
Карта самоанализа | ||||
Критерии | отлично | хорошо | неплохо | плохо |
1. Я знаю основные даты и события периода | ||||
2.Я представляю особенности культуры периода (эпохи) | ||||
3.Я разбираюсь в вопросах внешней политики периода | ||||
4.Я знаком с содержанием исторических источников периода (в рамках школьной программы) |
Приложение 3 Экспертная карта проектной работы.
Тема проекта ____________________________________
Автор работы ____________________________________
Тьютор проекта __________________________________
Критерий | Количество баллов | Оценка тьютора | Оценка комиссии | ||
1 балл | 2 балла | 3 балла | |||
1. Обоснование проблемы проекта | Проблема не сформулирована или формулировка носит поверхностный характер | Проблема сформулирована, но недостаточно обоснована | Проблема чётко сформулирована и обоснована | ||
2. Определение цели проекта | Цель не сформулирована | Цель определена, но недостаточно конкретно | Цель определена, ясно выражена и описана | ||
3. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования | Большая часть источников не относится к теме | Источники однотипны, число их ограничено | Работа содержит информацию из разнообразных источников | ||
4. Соответствие выбранных методов работы цели и содержанию проекта | Методы работы не соответствуют цели проекта | Методы работы соответствуют цели, но недостаточно эффективны | Методы работы соответствуют цели, использованы уместно и эффективно | ||
5. Анализ хода работы, выводы и перспективы | Анализ заменён описанием порядка работы | Предпринята попытка проанализировать результаты работы | Представлен анализ, сделаны выводы, намечены перспективы | ||
6. Личная заинтересованность автора, творческий подход | Автор проявил незначительный интерес, не проявил самостоятельности | Работа самостоятельная, представлен личный взгляд на проблему | Работа отличается творческим подходом, собственным, оригинальным отношением к теме | ||
7. Соответствие требованиям оформления письменной части | Нарушена структура работы | Имеются незначительные ошибки в оформлении | Работа выполнена в соответствии с требованиями | ||
8. Качество проектного продукта | Проектный продукт в стадии оформления | Проектный продукт требует незначительной доработки | Проектный продукт готов к использованию, доступен, универсален |
Приложение 4. Критерии оценивания защиты проекта.
№ | Критерии оценки выступления | Кол-во баллов | |
1. | Качество выступления | 1 – автор зачитывает текст 2 – автор рассказывает, но не раскрывает суть работы 3 – выступление четко выстроено, доказательно, автор говорит свободно | |
2. | Качество ответов на вопросы | 1 – не может четко ответить на вопросы 2 – не может ответить на большинство вопросов 3 – отвечает на большинство вопросов, ответы грамотные, убедительные | |
3. | Мультимедийное сопровождение | 1 – представленный демонстрационный материал использован частично 2 – соответствует структуре выступления | |
4. | Четкость выводов, обобщений | 1 – выводы имеются, но нечётко сформулированы 2 – выводы имеются, но недостаточно аргументированы 3 – выводы чёткие и аргументированные | |
5. | Дополнительный балл | 1 – балл может быть начислен по усмотрению члена комиссии за оригинальность, использование ИКТ, практическую значимость и т.д. | |
Итого: | Максимум баллов: 12 |
Общее количество баллов, полученное за работу ________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС НОО. Новые подходы к системе оценивания достижения планируемых результатов.
В данной статье рассматриваются новые подходы к системе оценивания, заложенные в ФГОС НОО. Представлен опыт работы ГОУ СОШ № 425 САО г. Москвы в городской экспериментальной площад...
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В статье представлен разнообразный арсенал используемых форм оценивания учащихся на уроках ИЗО....
Система оценивания на уроках английского языка
Система оценивания...
Новые системы оценивания учащихся
Актуальность изучения процесса оценивания отмечается всегда. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания отмечают все участники ...
Анализ системы оценивания знаний, умений и навыков в системе образовательного процесса
В данной работе проведён анализ различных систем оценивания знаний учащихся....
Система оценивания в системе ФГОС
Статья о современных методах оценивания....
Накопительная система оценивания – новая система оценки достижений результатов обучающихся
ФГОС содержит чёткие требования к системе оценки достижений результатов обучающихся. Материал будет полезен учителям русского языка и литературы....