Урок мужества «Война в Афганистане».
план-конспект урока по истории (9 класс)
Урок мужества «Война в Афганистане».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzhestva_voyna_v_afganistane_.docx | 36.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок мужества «Война в Афганистане».
Посвящается 30 - летию вывода ограниченного контингента
Советских войск из Афганистана.
…Служил стране, как сердцу было велено.
Профессия – Отчизну защищать!
Заслуги? – Верность Родине, России.
Предмет: История
Дата проведения: 15 февраля 2019 г.
Цель:
- память 15 февраля - День памяти воинов-интернационалистов;
- определение исторического значения Афганской войны;
- ознакомление учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан;
- причиной вывода войск;
- воспитание патриотизма, любви к Родине, уважения к старшему поколению, развитие кругозора, ответственности за будущее;
- сформирование представление о долге, чести, ответственности, нравственности.
Задачи:
- воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;
- способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины;
- расширение кругозора учащихся, воспитание чувства долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма;
- духовное обогащение поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов.
Оборудование: мультимедийный компьютер, интерактивная доска, записи песен, видеоролики, компьютерная презентация, раздаточный материал.
Приглашены гости воины-интернационалисты.
План:
- Война в Афганистане.
- «Живая память».
- «Афганистан – незаживающая рана».
Ход урока
- Война в Афганистане.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Слайд 1
Учитель: Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Наш сегодняшний урок посвящен памятной дате,
15 февраля – это дата вывода советских войск из Афганистана и День памяти воинов-интернационалистов, участников военных действий, отдавших долг Родине за её пределами, и прежде всего в Афганистане.
30 лет назад закончилась война в Афганистане. В учебниках истории еще так мало описано об этих событиях, хотя они сыграли существенную роль в истории нашей страны. Знание истории необходимо, в каждое время появляются новые герои, но не нужно забывать о ратном подвиге воинов-интернационалистов.
В этот день мы вспоминаем тех, кто отстаивал честь, достоинство и свободу Афганистана. Память эта жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим.
1 учащийся.
Афганистан! Ты весь во мне:
Разрывами гранат, осколками свинца,
Ты заревом окутан, весь в огне,
Страданиям и болям нет конца.
Афганистан! Ты наша боль и горе,
Крик матерей доносится сюда,
Горючих слез уж выплакано море,
Пожалуй, хватит их на все года.
И снова поднимаюсь я в атаку,
И снова пули поднимают пыль.
Афган! Зачем же раньше сроку
Суровую всем открываешь быль.
Историю не повернуть вспять,
Сполна мы за Россию заплатили,
Но память возвращает нас опять
В Афганистан – туда, где мы служили.
Учитель. Официально войну в Афганистане называли «выполнением интернационального долга». Что это была за война? С чего всё началось? Слайд 2
После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было очень тесным. В 1973 году в Афганистане была свергнута монархия. В результате переворота к власти пришел брат последнего монарха – Закир Шах Мухаммед Дауд. 27-28 апреля 1978 г. был свергнут и убит Дауд. На весь мир было объявлено, что это революция. К власти пришел Амин. Слайд 3
И вот 12 декабря 1979 год по просьбе руководства Афганистана. На заседании Политбюро ЦК КПСС было единогласно принято решение – ввести советские войска в Афганистан. 25 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск. 27 декабря советские десантники штурмом взяли дворец Амина, в ходе этой операции Амин был убит, во главе государства встал Бабрак Кармаль.
Просмотр видеофрагмента «Мусульманский батальон – Штурм дворца Амина».
Ситуация в Афганистане была осложнена тем обстоятельством, что само афганское общество оказалось расколотым на две части, одна из которых воспринимала вмешательство СССР, как союзную помощь, а другая, как интервенцию. Противников кабульского правительства называли моджахедами или душманами. Они получили поддержку от Пакистана, Саудовской Аравии и США. Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить!
2 учащийся.
Давно я боль чужую и свою
Не стал уже делить на грани
И чаще песни грустные пою
О тех, кто был в Афганистане.
И кто сынков своих похоронил,
Кому мутило горе разум,
Кто часто плачет у могил,
Кто стал седым и старым сразу... Слайд 4, 5
Учитель. 15 февраля исполнилось 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Советские войска на территории Афганистана воевали девять лет, один месяц и девятнадцать дней – с 1979 по 1989 гг. Выполняя просьбу руководства Афганистана о поддержке, советское правительство ввело в Афганистан ограниченный контингент 40-й армии Советских войск, которые участвовали в войне. Это называлось выполнением интернационального долга. И наши войска на чужой земле защищали интересы своего народа и выполняли интернациональный долг. Слайд 6
Просмотр видеофрагмента «Мы интернационалисты – Краткая история войны».
Помимо боевых действий, которые вела сороковая армия в Афганистане, советские люди оставили добрый след: строили больницы, школы, дороги, открывали заводы, фабрики. До 60 процентов наших задач были миротворческими. Афганцы этого не забыли до сих пор! Советский солдат в стране гор и пустынь противостоял продвижению международного терроризма и наркобизнеса к границам Отчизны, и в этом – его большая заслуга. Слайд 7
Слайд 8, 9. За девять лет через Афганистан прошли около 600 тысяч советских воинов. Мы потеряли убитыми и умершими от ран 15 031 человек, ранеными и искалеченными – 49985 человек, пленными и пропавшими без вести – 330 человек. Стали инвалидами войны – 6669 человек. Сотни людских жизней оказались связаны с событиями, развернувшимися в стране гор и песков.
Учащийся.
1.Мы форму одели, не зная вины,
Отличные парни отличной страны!
Нас время носило за «шелковый путь»…
Ты только, Россия, о том не забудь.
Горячая точка,
Кровавый Восток,
Неровная строчка
На белый листок:
Мы клятву давали и клятве верны-
Отличные парни отличной страны!
2.Мы дышим «афганцем»- не ветром весны,
Ползут бэтээры в мальчишечьи сны,
И жжет нас упавших, горячий песок…
Горячая точка,
Кровавый Восток,
Неровная строчка
На белый листок:
Живой я, и выйду живым из огня-
Ты только, Россия, молись за меня!
3.Мы песни свои уносили с собой
Туда, где осколки звенели судьбой…
Допой же, Россия, за тех, кого нет-
Мальчишек своих - недопетый куплет!
Горячая точка,
Кровавый Восток,
Неровная строчка
На белый листок:
Живой я, родные, не плачьте по мне-
Я «Черным тюльпаном» расцвел на войне.
Учитель. Что же такое «чёрный тюльпан»?
Так называли самолёты, которые везли через перевалы свой тягостный груз - погибших солдат, унося их тела на родину, чтобы родные смогли оплакать и проститься с ними в последний раз. Армия теряла людей на дорогах, на минных полях, в госпиталях. Но, подчиняясь приказу, она продолжала выполнять интернациональный долг.
Звучит песня-слайды об Афганистане «Пришел приказ».
- «Живая память»
Учитель. Подвиги в Афганистане сродни подвигам воинов Великой Отечественной войны. Да разве могло быть иначе – одна армия, преемственность поколений, а главное – войсковая дружба, где жизнь товарищей дороже своей. В разные годы через Афганистан прошло около 600 000 солдат и офицеров.
В том числе наши земляки: Слайд 10
Асаев Николай Ефимович, Сафонов Геннадий Тимофеевич, Топазов Василий Андреевич,
Юртайкин Александр Петрович, Юртайкин Петр Петрович.
Учащиеся читают сообщения об участниках войны в Афганистане. Слайд 11
Показ слайдов земляков воинов-интернационалистов. Слайд 12, 13
- «Афганистан – незаживающая рана».
Учитель: В абсолютном своем большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла, молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта неожиданно, оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.
Давайте послушаем отрывки из писем солдат-афганцев, которых нет рядом с нами, которые погибли на суровой афганской земле. Письма, которые отражают их чувства, мысли. Слайд 14
Ученик 1: Милованов Сергей Александрович: “Привет из Афганистана! Здравствуй, мама! С горячим солдатским приветом к тебе Сергей. Письмо твое получил, за которое большое спасибо. Напишу немного о себе: я жив и здоров. Служба идет нормально, еще немного и приду домой, так что картошку и на меня сажайте. Мама, одним словом, все хорошо. За меня не беспокойся. Береги свое здоровье для внучат, ведь их у тебя столько будет! Погода здесь нормальная, много зелени. Я уже успел загореть, дома так ни разу не загорал. Днем солнце жарит, а ночью прохладно бывает. Вот, наверное, и все, что я хотел написать. Мама, передавай большой привет всем, кого я знаю, и кто меня помнит, До свидания. Жду ответа, Сергей. Мама, еще раз прошу, за меня не волнуйся, скоро увидимся”.
Какой любовью и нежностью наполнено письмо, заботой не о себе, а о маме. Это письмо солдата, находящегося в центре боевых действий.
Ученик 2: Казаков Анатолий Евгеньевич: “Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался, и сейчас так об этом писать не хочется, я ведь знаю, какая ты у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан...”
Он погиб на 12 день пребывания в Афганистане.
Ученик 3: Гордов Леонид Андреевич: “Здравствуйте, мама, Маруся и все наши. Извините, что долго не писал, Сейчас нахожусь на крупных учениях и еле выбрал возможность написать одно это письмо... А уж сейчас не взыщите!”
Это письмо написано за 2 месяца до его смерти. Родные узнали, что Леонид служил в Афганистане только тогда, когда привезли цинковый гроб.
Ученик 4: Грядушкин Сергей Анатольевич: “...Мама, не надо зря лить слезы и оплакивать меня, ведь я не навечно ушел служить, а всего лишь на 2 года, зря не волнуйся за меня и я обязательно приду. Крепко-крепко целую, ваш сын Сергей”.
Письмо было написано 14.03.81, а на следующий день он погиб.
Ученик 5: Гальченко Сергей Васильевич: “...Мама, еще раз тебя прошу, не переживай, ничего страшного со мной не случится. Ведь я везучий и попал в хорошее место!”
В Афганистан он прибыл 20 июня 1982 г., 22 июня написал письмо, а уже 28 июня его отправили домой в цинковом гробу.
Ученик 6: Севастьянов Алексей Иванович: “... Дорогая моя мама! Разреши мне от всего сердца поздравить тебя с наступающим 1985 годом. Тебе самого доброго, мама! г. Кабул, ДРА, 12.12.1984.”
Он торопился с новогодними поздравлениями, словно боялся не успеть. Эту открытку родители получили вместе с “похоронкой”.
Ученица. «Где только нет сынов твоих, Россия!»
Они сражались, побеждая зло...
В Отечественной скольких покосило,
В войне афганской сколько полегло?!
Пусть не сопоставимы эти войны,
И не сравнима численность потерь,
Но сыновья отцов своих достойны.
Они лежат в одной земле теперь...
Какая вера и какая сила
Их повела в последний смертный бой?..
Между Афганистаном и Россией
Лежит пространство под названьем БОЛЬ.
Она с годами – нет, не утихает:
По всей земле убитые кричат!
И зарево кроваво полыхает
Над братскими могилами солдат...
Мы, повстречавшись на родной земле,
Уйдя в круговорот воспоминаний,
Помянем не вернувшихся парней
Единственной минутою молчанья. Слайд 15
Объявляется минута молчания в память о погибших воинах.
Учитель. В конфликт было втянуто много стран. Он начал перерастать в продолжительную войну. Блок НАТО в лице США и др. стран оказывали помощь террористам в Афганистане. Слайд 16
14 апреля 1988 года министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским соглашениям, вступившим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через девять месяцев. Крупномасштабный вывод войск БЫЛ ПРОВЕДЕН В ТРИ ЭТАПА.
- Первый – октябрь 1986 года.
- Второй – 15 мая 1988 года.
- Третий – 15 февраля 1989 года.
С территории Афганистана войска уходили в боевой обстановке. Главная проблема заключалась в организации боевого охранения колонн на марше. Слайд 17, 18
15 февраля 1989 последнее подразделение 40-й армии СССР под командованием Б.В. Громова покинуло Афганистан. Последним покидал Афганистан батальон 201 - й дивизии. Перед выводом Б.В. Громов построил батальон и, зная, что с ним уже больше не придется встречаться, поблагодарил всех бойцов и сказал, что в этот особенный день разведбат 201 - й дивизии войдет в историю как последнее подразделение советских войск, покинувшее территорию Афганистана.
Просмотр видеоролика «Вывод советских войск из Афганистана»
Учитель. Когда закончилась война, солдаты и офицеры с чувством выполненного долга вернулись на родную землю. С огромной радостью встречали их отцы и матери, жены и дети, друзья и любимые. А за порогом дома их считали «побеждёнными» и старались не говорить об этой войне. Как будто и не было её. Из письма Владимира Ерохова, рядового гранатометчика:
«…Возвращались мы с надеждой, что дома нас ждут с распростертыми объятиями. И вдруг открытие – никому не интересно, что мы пережили.
… В институте старый преподаватель убеждал:
– Вы стали жертвой политической ошибки.
– Мне было тогда 18 лет. А вам сколько? Когда у нас там шкура лопалась от жары, вы молчали. Когда нас привозили в «черных тюльпанах», вы молчали. Теперь все разом заговорили: жертва… ошибка…
А я не хочу быть жертвой политической ошибки. Пусть свет перевернется, но это не перевернется: герои в земле лежат». Слайд 19
Учитель. Давно закончилась самая тяжелая и страшная – Великая Отечественная война. Потом Афганистан. И все-таки никто не умалит героизма наших воинов там, в афганском аду. И никто, и ничто не может быть предано забвению. Чтобы не забыть – надо знать и помнить». Мы не должны допустить исторического беспамятства!»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества "Война, война...Из сорок первого ребята сегодня с нами говорят."
Урок мужества проходит в форме устного журнала, состоящего из следующих страниц: страница «Герои-ивантеевцы», Страница «Орденоносная», Музыкальная страница «На привале», викторина ...
Урок мужества "Афганистан живёт в моей душе", классный час "Женщины на войне"
В этой разработке рассказывается о воинах -афганцах, живущих в нашем хуторе, о воине-интернационалисте Сергее Смолкине,ученике нашей школы, погибшем в Афганистане. Классный час "Жен...
Презентация к уроку мужества "Войну никто не выбирает"
Презентация предназначена для визуального сопровождения к уроку мужества, посвященного дню Защитника Отечества....
Воспитательное мероприятие . Урок мужества и памяти «Афганистан – наша память и боль».
Данное воспитательное мероприятие о войне. О войне, о которой мало что известно, о которой почти ничего не написано в учебниках истории, о героизме и подвигах, совершённых в ...
Урок мужества, посвященный теме войны в Афганистане "Отзовется болью в душах"
Литературное мероприятие патриотического направления с участием детей...
Классный час. Урок мужества "Афганистан. Война миров. Герои афганской войны"
В рзработке дан план классного часа по теме "Афганистан. Война миров. Герои афганской войны"...
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига жителей в годы Великой Отечественн...