Кто развалил СССР?
статья по истории (11 класс)

Авакян Светлана Гарегиновна

Итоговая аттестационная работа (реферапт) по модулю историография "трудных вопросов" отечественной истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_kto_razvalil_sssr_2.docx70.71 КБ

Предварительный просмотр:

Кто развалил СССР?

Распад СССР - трагедия XX века.

В.В.Путин.

План.

    Вступление.

1. Характер национальной политики большевиков и ее оценка (III модуль)

2. Советская национальная политика. (IVмодуль)
3. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР. (V модуль)
   Заключение.

Вступление

   Первого и единственного президента СССР М.С.Горбачева и министра иностранных дел СССР Э.А.Шеварднадзе неоднократно упрекали в том, что они «проиграли Победу», одержанную нашим народом  в 1945 г. Кроме того, Горбачеву ставят в вину то, что он получил Нобелевскую премию мира за развал социалистического лагеря и снижения обороноспособности СССР.

«Когда начался закат Советского Союза?» - задавался вопросом Дж. Боффа, известный историк, автор исследования «История Советского Союза» и называл точную дату. Это 14 октября 1964г. – день смещения Н. С. Хрущева. Исследователь полагал, что именно с этого момента начался медленный спад в эволюции нашей страны.

Почему время его правления, которое нередко определяют как «золотой век»,впоследствии оказалось кануном распада?  Найти ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, и есть цель данной работы.

Обращаясь к истории, мы видим, что за время существования наций и народностей отношения между ними всегда были объектом пристального внимания во все времена, во всех многонациональных государствах. Цели и направления национальной политики всегда зависят от общей направленности политики государства. Россия в этом смысле тоже не исключение. Кто же в нашей стране определял эту общую направленность политики вообще и национальной в частности, как её составной части. Если исходить из того, что решающую роль в истории играет историческая личность, деятельность которой оказывает существенное воздействие на ход и исход крупных исторических событий, то можно прийти к выводу, что это первые лица России, стоявшие у руля государства на протяжении всего XXвека: Николай II, В.И.Ленин, И.В.Сталин, Н.С.Хрущев, Л.И.Брежнев, М.С.Горбачев и Б.Н.Ельцин.Не один Горбачев развалил СССР. Эта, действительно, величайшая трагедия XXвека была предопределена всем ходом истории нашей страны и отношением руководителей страны к национальной политике. Возможно, поэтому национальная политика входит в список 20 сложных вопросов истории России, а в условиях изменившейся геополитической ситуации в мире на сегодняшний день, приобретает особенноважное значение и требует осмысления исторических фактов, их интерпретации.

По всем основным признакам: территории и составу населения дореволюционная Россия являлась именно империей. Она объединяла народы, находившиеся на разных стадиях социального и культурно-исторического развития и обладавшие поэтому различными цивилизационными мироощущениями. Скрепление такого необычайного разнообразия осуществлялось верховной монархической властью посредством насильственной русификации.

                

        Характер национальной политикибольшевиков и её оценка        

   Партия большевиков в своей первой, дореволюционной программе выдвигала лозунг права наций на самоопределение, вплоть до отделения. Однако использовала этот максималистский  лозунг главным  образом для  разжигания революционной активности угнетенных народов против царизма, буржуазии. При этом доказывалась целесообразность сохранения единого государства. Ленин писал: «Мы в принципе против федерации – она ослабляет экономическую связь, она негодный тип для одного государства». Идея федеративного устройства начала признаваться лишь под напором  национально-освободительного движения в 1917 г., особенно в Польше, Финляндии, Прибалтике, на Украине.
На І Всероссийском съезде Советов (июнь 1917 г.) Ленин уже заявил:         «Пусть Россия будет союзом свободных республик… Всякий народ пусть будет освобожден, прежде всего пусть будут освобождены все народности, с которыми вы революцию в России делаете». В Декларации прав народов России, принятой через неделю  после Октябрьского переворота, были провозглашены лишь общие принципынациональной политики: «1) Равенство и суверенность народов России. 2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. 3) Отмена всех  и всяких национальных и национально-религиозных привилегий  и ограничений. 4)Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России». На основе этих принципов строилась деятельность Комиссариата по делам национальностей
,во главе которого  был поставлен И.В. Сталин. Он был признанным авторитетом для большевистского руководства по национальным проблемам, хотя его теоретические труды носили главным образом компилятивный характер.

Национальный вопрос хотя и признавался важным, но подчиненным по отношению к вопросу о власти.

Ленин раскрывал принципы проводимой большевиками национальной политики следующим образом: »Нам говорят, что Россия раздробится, распадется на отдельные республики, но нам нечего боятся этого. Сколько бы ни было самостоятельных республик, мы этого страшиться не станем. Для нас важнее не то, где проходит государственная граница, а то, чтобы сохранялся союз между трудящимися всех наций для борьбы с буржуазией каких угодно наций». Подобное утверждение противоречило историческим традициям общества, оскорбляло патриотические чувства россиян. Но оно подогревало национальный сепаратизм.

Вслед за Украиной и Финляндией провозгласила свою независимость (в апреле 1918г.) Закавказская демократическая федеративная республика; после её скорого распада (в июне) возникли Грузинская, Азербайджанская, Армянская буржуазные республики.

Первая Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 г.,закрепила принцип унитарности  нового советского государства. Однако народы получили право на создание областных объединений (автономий).Предусматривалась возможность выхода отдельных частей из Российской Федерации,так же как и на вхождение в состав Федерации новых членов.

Одним из сложнейших во всём мире был и остается вопрос национально-государственного строительства. Особую важность он имел в  России, где проживало более 160 наций и народностей.

   К 1922 году на территории бывшей Российской империи существовало 9 формально независимых советских республик, 8 автономных республик и 14 автономных областей.  Реальной самостоятельности они не имели.

В августе 1922 г. И.В. Сталин выступил с идеей «автономизации» советских республик, предлагая им вступить в РСФСР на правах автономии, т.е. создать единую систему органов власти. В.И. Ленин подверг резкой критике этот план и предложил создать новое федеративное государство путём равноправного объединения самостоятельных советских республик, когда за субъектами сохраняется некоторая политическая самостоятельность.

   30 декабря 1922 г. в Москве собрались уполномоченные делегации советских республик, которые утвердили Договор и Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

Значительную часть полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, пересмотр границ, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, связь, денежное  обращение. В ведении республик оставались внутренние дела.

На начальном этапе развития СССР центральная власть пыталась учитывать национальную специфику, но это вызвало появление множества противоречий: с одной стороны пробуждалось национальное самосознание, происходило становление национальных культур, с другой стороны, положенный в основу образования СССР принцип «одна нация – одно государство» нередко приводил к ущемлению прав народов,веками живших вместе на общей территории.

   Проводимая в 20-е годы политика «коренизации», была направлена на исправление дореволюционного курса на русификацию. Она формировала уважение к советской власти,…. вместе с тем такая политика способствовала определённой разобщённости, замкнутости союзных республик.

   С началом индустриализации и коллективизации произошёл определённый поворот в национальной политике большевиков, подвергся корректировке принцип «коренизации».  Уже в 1930-1931гг. на Украине и в Белоруссии были репрессированы представители национальной интеллигенции.  Руководство  СССР в 30-е годы в национальной политике приступило к реализации плана ускоренного сближения и слияния народов в «единую советскую нацию».

                        Советская национальная политика

   Важнейшей составной частью внутренней политики СССР и после Великой Отечественной войны продолжала оставаться национальная политика. Сталин смотрел на неё как на сферу своей компетенции и специализации. Он был Комиссаром по делам национальностей в первом советском правительстве, позже лично определял границы республик СССР, обозначив их на карте. Война и связанная с ней централизация всех сил страны привели к ограничению самостоятельности союзных республик. Практика отношений центра с национальными регионами все больше напоминала систему унитарной империи. Однако формально на федеративное устройство никто не покушался, за союзными республиками сохранялись все права, включая даже право выхода из СССР.

 В послевоенный период острые проблемы в национальной политике были связаны, прежде всего, с ситуацией в западных регионах СССР–Западной Украине, Прибалтике, отчасти в Молдавии и Западной Белоруссии.

    Движение “лесных братьев”, продолжавших оказывать сопротивление, поддерживали западные державы, отказавшиеся признавать Прибалтику частью СССР. В 1947-1948 гг. почти удалось справиться с противниками Советов в Латвии и Эстонии. Наиболее ожесточенная борьба шла на Украине, но и здесь, сочетая репрессии с амнистиями, удавалось достичь некоторых результатов.

Ситуация вновь обострилась после того, как в 1949–1950 гг. в новых республиках и областях началась сплошная коллективизация последовавшая за страшным голодом. Она вызвала в 1949 г. вспышку возмущения даже в сравнительно лояльной Молдавии.

    Как и в 30-е годы из Москвы поступило указание “признать ошибки” и “исправить перегибы”.Националистическое подполье в новых условиях теряло опору. Советская власть действовала против подполья жестоко, но и националисты прибегали к массовому террору, в том числе против собственных народов.

В итоге союзного строительства в СССР сложилась своеобразная иерархия народов. Ее закрепление произошло в 1945–1948 гг., на первом этапе борьбы с “космополитизмом”, одной из черт которого считалось неправномерное уравнивание вклада различных народов СССР в общую историю.

Русский народ теперь признавался первым среди равных. Это разительно отличалось от положения в 1920-х гг., когда “великорусский шовинизм” считался главным врагом власти. Следующую ступень занимали титульные народы союзных республик. К 1953г. в СССР, кроме РСФСР, состояло уже 15 союзных республик. Далеешли последовательно титульные народы автономных образований – республик и областей. Замыкали иерархию малочисленные («малые») народы, лишь для некоторых из которых предусматривались в составе краев и областей «национальные округа». Но помимо этого, имелись ещё народы, «наказанные» общей ссылкой по обвинению в сотрудничестве с немцами в годы войны. Существование таких народов (немцев Поволжья, калмыков, чеченцев, ингушей  и др.) в ту пору просто замалчивалось.

Определенному статусу народа соответствовали и строго определенные возможности в культурном развитии. Во всех союзных республиках создавались свои Академии наук, в каждой столице автономной республики, независимо от ее реальных потребностей, предполагалось открыть по университету.

Роль РСФСР  в этой сложной системе взаимоотношений являлась двойственной.С одной стороны, в борьбе с местным «национализмом» (подлинным и мнимым) московской власти старались опираться на выходцев со стороны, с другой стороны, у России попросту не имелось многих обязательных для союзной республикигосударственных инстанций.

   Попытка хоть как-то разграничить управление СССРи РСФСР, предпринятая в Ленинграде, обернулась одним из обвинений «ленинградской» группе ... Сама мысль об этом воспринималась Сталиным как заговор, потрясающий основы сконструированного им Союза.

Таким образом, сталинская национальная политика формировалась в соответствии с ситуациейи имела в качестве характерных черт балансирование между политической поддержкой русских как государствообразующей нации и материальной поддержкой национальных республик, чья неудовлетворенность пребыванием в составе СССР была бы политически опасной.

30 декабря 1952г. ЦК КПСС потребовал от руководства Украины, Белоруссии и республик Прибалтики в ближайшее время покончить с вооруженным националистическим подпольем.

Смерть Сталина и приход к власти в Кремле «коллективного руководства» внесли серьезные перемены в национальную политику.

Уже весной 1953г. была прекращена антисемитская кампания.

Акцент в республиках ставился на выдвижение национальных кадров. Президиум ЦК КППС принял решение, что во главе ЦК компартии национальных республик должны находиться представители титульных наций.

В 1954г. в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией Крымская область РСФСР была передана в состав Украинской ССР. Решение об этом было принято Верховным Советом СССР по предложению Н.С,Хрущева. При этом Верховный Совет РСФСР вопроса о Крыме не обсуждал, хотя действовавшая Конституция СССР устанавливала, что изменение границ союзных республик требует взаимного согласия.

        Выступая с «секретным» докладом на XX съезде КПСС, Н.С.Хрущев заявил: «В сознании не только марксиста-ленинца, но и всякого здравомыслящего человека не укладывается такое положение – как можно возлагать ответственность за враждебные действия отдельных лиц или групп на целые народы, включая женщин, детей, стариков, коммунистов и комсомольцев, и подвергать их массовым репрессиям, лишениям и страданиям». Массовые депортации были охарактеризованы им как «грубое попрание основных ленинских принципов национальной политики Советского государства». В 1956-1957гг. отменили решения о высылке немцев Поволжья, калмыков, карачаевцев, ингушей, чеченцев, балкарцев, крымских татар, репрессированных в 1941-1944гг. Были восстановлены национальные автономии калмыков, карачаевцев, балкарцев, ингушей, чеченцев. Исключение составили немцы Поволжья и крымские татары, в 1950-е гг. официальной реабилитации этих народов так и не произошло.

Сложному процессу возвращения депортированных власти с самого начала пытались придать планомерный характер. Однако процесс переселение вскоре вышел из-под контроля.

В целом «возвращение к ленинским нормам» внесло изменения в сложившуюся в СССР иерархию народов, но не отменило самого факта ее существования. Предметом особого внимания союзного руководства являлась Украина. Благодаря освоению целинных земель одно из ведущих мест среди союзных республик занял Казахстан. В своеобразную зажиточную «витрину социализма» превратились республики Прибалтики.

Национальные отношения в Советском Союзе, вплоть до «перестроечных» времен, принято было считать предметом гордости партийной и государственной политики.

Действительно, официально провозглашенная в 1960-1970-е гг. новая историческая общность людей была отнюдь не мифом. Степень сплоченности советских национальностей и стремление к взаимному сближению особенно ярко проявились в сравнении с другими полиэтническими  государствами.

Вместе с тем курс на фактическое равенство на деле приносил не только запланированные результаты. Средства, выделяемые государством на ускоренное экономическое и социальное развитие союзных республик, складывались преимущественно их налоговых отчислений от доходов всех республик в общесоюзную казну. Однако если в бюджеты среднеазиатских и закавказских республик назад возвращалось до 100% от этих отчислений, в республики Прибалтики – в среднем 70-80%, на Украину и в Белоруссию – 50-60%, то в РСФСР – лишь немногим более 40%. Кроме того, почти все республики получали дотации  для решения каких-то конкретных задач.

Помогая другим республикам, Россия была не в состоянии должным образом заботиться о решении собственных насущных проблем. Речь идет о постепенном вымирании огромного края, включающего в себя около 30 регионов Российской Федерации. Основная причина состояла в хронической социальной и бытовой неустроенности жителей российской глубинки, в особенности деревни. Принятая в 1974г. Программа развития Нечерноземья оказалась неспособной решить эти проблемы, так как основной упор в ней делался на развитие хозяйственной, а не социальной сферы. Более того, в рамках этой программы был провозглашен курс на ликвидацию «неперспективных» деревень, что лишь ускорило процесс вымирания.

Политика выравнивания и сближения уровней развития советских народов  при опеке и бескорыстной помощи «старшего брата» - русского народа имела множество других непредвиденных последствий, отрицательно сказавшихся на общем состоянии национального вопроса. Речь в первую очередь идет об отношении к русским в национальных республиках и о том положении, в котором русские в итоге там оказались. Вместе с этим возникали и очень серьезные противоречия, вылившиеся впоследствии в конфликты.

   В одних республиках - прибалтийских, Грузии, Молдавии, на западе Украины – нарастающее присутствие русских воспринимали как намеренную русификацию и ассимиляцию. В других – преимущественно в мусульманских – поводом для недовольства было нетрадиционное для этих мест поведение приезжих.Вопреки ожиданиям партийных идеологов, усиление многонациональности в союзных республиках далеко не всегда способствовало их интеграции и по другим причинам. На первый взгляд социальная структура союзных республик все больше напоминала российский образец, однако при ближайшем рассмотрении оказывалось, что разделение на социальные группы в большинстве республик происходит по строго национальному признаку. Кроме того, в условиях нарастающего продовольственного дефицита очень большое значение приобретали связи с деревней, которых у большинства русских в национальных республиках почти не было. Таким образом, «коренные» сельские жители ощущали себя ущемленными по сравнению с горожанами – русскими, в то же время социальные различия в городах нередко ставили русских в положение граждан «второго сорта». Сложившаяся ситуация приводила республиканские элиты к выводу о необязательности учета интересов русского (русскоязычного) населения.Как следствие этого, уже с конца 1960-х гг. в ряде союзных республик наметилась тенденция к «выдавливанию» русских. В результате, например, доля азербайджанцев в населении Баку, столице Азербайджанской ССР, увеличилась с 40% в 1969 г. почти до 70% в 1985 г. Те же процессы шли в других республиках. Происшедшие демографические изменения наложили сильный отпечаток и на весь характер международных отношений в этих республиках.  Причем эти процессы коснулись не только русских, но и почти всех других «нетитульных» жителей республик.  Гораздо острее обозначились культурные и социальные различия, возникла национальная обособленность.
Центральные власти во главе с Брежневым, а затем Андроповым и Черненко  совершенно не обращали внимания на эти болезненные издержки национальной политики. Они предпочитали буквальным образом толковать завещанные Лениным рекомендации, что «в данном случае лучше пересолить в сторону уступчивости и мягкости к национальным меньшинствам, чем недосолить». На самом же деле это зачастую попросту прикрывало нежелание и неспособность политиков эпохи «застоя» по-настоящему разобраться в национальныхпротиворечиях.
Нерешенной также оставалась проблема репрессированных народов. Крымские татары, немцы Поволжья выступали за восстановление своих ликвидированных в годы Великой Отечественной войны автономий. Турки-месхетинцы, греки требовали разрешения возвратиться к местам прежнего жительства. Те же греки и немцы, а также евреи организовали общественное движение за право эмиграции на « историческую родину».

Данный этап истории Советского Союза в силу разных причин совпал с нарастанием этнического самосознание у большинства народов СССР. Однако отсутствие должной реакции на это со стороны центральной власти, а также социально-экономический и идейный кризисы способствовали тому, что этот процесс стал выливаться в «ревность» народов друг к другу, увлечение построения своего, отдельно «национального рая».  

    Перестройка обнажила долго скрываемые противоречия советского строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение, вызванное укреплением позиций национальных элит в союзных и автономных республиках СССР.

Анализируя ситуацию много лет спустя, Горбачев говорил: «В чем я действительно ошибся – это в том, что недооценил силу национализма».

В Грузии с апреля 1989г. нарастало движение за выход из СССР. Там открыто заявляли, что установление там советской власти в феврале 1921 г. являлось оккупацией страны.

В ноябре 1988 г. сессия ВС Эстонии приняла Декларацию о суверенитете. В мае и июле 1989 г. Декларацию и Закон и государственном суверенитете приняли соответственно Литва и Латвия. На первый взгляд в этих решениях ничего необычного не было. Но так прибалтийские республики в лице своих высших государственных органов установили приоритет республиканских законов над союзными, что противоречило Конституции СССР.

«Парад суверенитетов» и распад СССР.

16 мая 1990 г. в Москве начал  работу 1 Съезд народных депутатов России.   23 мая Горбачев в своём выступлении обвинил Ельцина в «отъединении России от социализма», в стремлении развалить Советский Союз, в «презрении к принципам, установленным Лениным». Выступая перед российскими депутатами, М. С. Горбачев заявил: «Если, товарищи, подвергнуть очень серьезному анализу то, что он говорил, то получается, что нас призывают под знаменем восстановления суверенитета России к развалу Союза».    

   «Самое главное направление одно – укрепление Союза», - говорил Б.Н. Ельцин 25 мая. Спустя всего две недели, 12 июня 1990 г., он поставил на голосование  Съезда   Декларацию о государственном суверенитете России.

Раскол Съезда по вопросу о кандидатуре председателя ВС РСФСР был преодолен при принятии Декларации:917 – за, 13 – против, 9 воздержались.

Россия сделала первый и  решительный шаг на пути к независимости и разрушению Советского Союза. В голосовании за декларацию слились либералы и коммунисты, космополиты и патриоты.

Первые сознательно стремились разрушить СССР как «империю зла», вторые не хотели, чтобы Россия «кормила» другие республики, считая, что независимая Россия станет богаче и сильнее. Все были едины в желании «повалить заборы» государства, территория которого веками собирались многими поколениями россиян, и опоры которого были «подпилены» руководством СССР в ходе перестройки.

Реализуя курс I СНД РСФСР, 24 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял закон, давший право российским органам власти приостанавливать действие союзных актов в том случае, если они нарушали суверенитет России.

Декларацию и этот закон привели к конституционному  кризису союзного государства. Кроме того, они породили «эйфорию самостийности» у руководства российских автономий.

Вслед за российским парламентом декларацию о независимости приняли Узбекистан, Молдова, Украина, Беларусь. Далее начался каскад провозглашения суверенитета внутри республик.

Таким образом, летом – осенью 1990 г. Россия спровоцировала начало процессов распада СССР, а союзный Центр подтолкнул центробежные силы в России. При этом и Б.Н. Ельцин в одном из своих выступлений предложил российским автономиям взять «столько   суверенитета, сколько сможете проглотить ».

Вопрос о правовом статусе России в Союзе ССР и автономий в России обсуждался на II Съезде народных депутатов РСФСР в декабре 1990 г. Он высказался за сохранение Союза ССР, но как обновленного союза республик.

В этих условиях руководство СССР оказалось неспособно преодолеть межнациональные конфликты и сепаратистское движение ни политическим, ни военным путем, хотя предпринимало попытки спасти ситуацию.

 Б.Н. Ельцин 19 февраля 1991 г., заявив, что Президент СССР «подвел страну к диктатуре», потребовал от него немедленно уйти в отставку, передав власть Совету Федерации,состоявшему из глав союзных республик.

Выступление Ельцина привело к первому расколу в российском руководстве. 21 февраля 1991 г. на сессии Верховного Совета РСФСР 6 народных депутатов Верховного Совета РСФСР обвинили Ельцина в авторитарности, стремлении к расширению личной власти, провале экономической политики. Они потребовали немедленно созыва внеочередного Съезда для обсуждения деятельности председателя Верховного Совета РСФСР.

   В ответ на «Заявление 6», Верховный Совет  РСФСР решил сделать новый шаг по пути укрепления суверенитета России, учредив пост Президента РСФСР. Несмотря на призывы наиболее радикальных сторонников Ельцина сказать на референдуме «нет» сохранению СССР, большинство россиян сказали «да» (71,3%).Одновременно они сказали «да» и учреждению поста Президента РСФСР (69,85%).

21 – 25 мая 1991 г. состоялся IV СНД РСФСР. Съезд принял Закон «О Президенте РСФСР» и ввел в конституцию РСФСР новую главу о Президенте – главе исполнительной власти.  12 июня 1991 г. состоялись выборы Президента РСФСР. Б.Н. Ельцин  получил57,3% голосов.

После закрытия 11 июля V Съезда народных депутатов РСФСР, Президент России издал указ о «департизации». Указ подрывал и влияние Президента СССР, совмещавшего посты главы союзного государства и Генерального секретаря ЦК КПСС.    Сам М.С. Горбачев призвал « не впадать в панику», говоря, что «комитет конституционного надзора разберется». Выжидательная позиция Генерального секретаря парализовала руководящие органы КПСС, способствовала дальнейшему распаду партий. Это серьезно ослабило союзный Центр, так как единая компартия все еще являлась главным звеном политической системы СССР.

Одновременно в Ново-Огареве продолжались начатые в апреле переговоры об итоговом варианте Союзного договора.

2 августа 1991 г. Президент СССР объявил по Центральному телевидению, что 20 августа Россия, Казахстан и Узбекистан начнут процедуру подписания нового Союзного договора. После этого Горбачев уехал в отпуск в Крым.

Б.Н. Ельцин в мемуарах отмечал: «Это был не просто «цивилизованный развод», как назвала новоогаревский договор пресса. Мы с Горбачевым вдруг ясно почувствовали, что наши интересы наконец-то совпали. Что эти роли нас вполне устраивают. Горбачев сохранял свое старшинство, я – свою независимость. Это было идеальное решение для обоих».

   Накануне подписания Союзного договора, 19 августа 1991г., был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Формально его возглавил вице-президент СССР   Г.И. Янаев, который издал указ о временном исполнении обязанностей Президента СССР в связи с невозможностью выполнять Горбачевым обязанности главы государства «по состоянию здоровья».  ГКЧП обещал установить на всей территории Союза безусловное верховенство Конституции СССР  и законов Союза ССР.

 ГКЧП стремился укротить сепаратизм республик, прежде всего России.

22 августа 1991 г. члены ГКЧП были арестованы. Вернувшийся из Фороса Президент СССР по Центральному телевидению отметил  «выдающуюся роль Президента России, который стал в центре сопротивления заговору и диктатуре».

     Задуманная окружением Горбачева как мера спасения СССР, акция ГКЧП ускорила его распад, позволив руководству России выступить в роли защитника законности.  

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще (Белоруссия). Руководители трех славянских республик (Президент России Б. Ельцин, президент Украины Л. Кравчук, председатель ВС Белоруссии С. Шушкевич) подписали Беловежское соглашение, в котором заявили о прекращении существования СССР как геополитической реальности и субъекта международного права и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) без единых органов власти и управления. Объявление лидеров трех республик о прекращении существования СССР не встретило сопротивления…

Это соглашение открыло новую страницу российской истории.

   12 декабря 1991 г. в интервью газете «Комсомольская правда» М.С. Горбачев заявил: «Это ненормально, но пусть идет процесс, главное, чтобы в конституционных, нормальных формах.  Я уйду в отставку… Я сделал все, что мог».

21 декабря 11 республик СССР поддержали соглашение о ликвидации СССР и создание СНГ («Алма-Атинское соглашение»).

25 декабря Президент СССР сложил свои полномочия. В тот же день ВС России установил вместо РСФСР новое официальное наименование государства – Российская Федерация.  

    26 декабря Верховный Совет СССР решением  Совета Союза официально признал роспуск СССР и самоликвидировался...  

Заключение

   К середине 1980-х гг. возможности “мобилизационной экономики», экстенсивного пути развития были окончательно исчерпаны.

В ходе перестройки начавшейся в 1985 г. обнаружились копившиеся десятилетиями  проблемы объективного характера, особенно в экономике и межнациональных отношениях. Союзный центр во главе с М.С.Горбачевым не имел четкой программы действий и терял рычаги управления. Во многих союзных республиках взяли верх сепаратисты. Все это, а также личное соперничество между руководителями СССР и РСФСР  привело к тотальному кризису советской системы и в итоге - к развалу СССР.

   “Парад суверенитетов” завершился подписанием  Беловежских соглашений 8 декабря 1991г.: Белоруссия, Россия и Украина  объявили о прекращении действия Союзного договора 1922г.  и о создании Содружества Независимых государств (СНГ).

Американский политолог и социолог Збигнев Бжезинский  по этому поводу писал:«Россия, являвшаяся  до недавнего времени создателем великой территориальной державой и лидером идеологического блока государств-сателлитов , территория которых простиралась до самого центра Европы и даже одно время до Южно-Китайского моря, превратилась в обеспокоенное национальное государство, не имеющее свободного  географического доступа к внешнему миру и потенциально уязвимое перед  лицом ослабляющих его конфликтов с соседями на западном, южном и восточном флангах. Только непригодные для жизни и недосягаемые северные просторы, почти постоянно скованные льдом и покрыта снегом, представляются безопасным в геополитическом плане”

Крушение Советского Союза вывело  США в разряд единственной сверхдержавы. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».

Президент СССР М.С. Горбачёв в интервью с главным редактором Радио “Свобода» Людмилой Телень  признал свою ответственность за развал государства.  На вопрос: «Вас до сих пор упрекают в том, что вы развалили Советский Союз…»  он ответил: «Это вопрос решённый. Развалил…»

Б.Н. Ельцин оправдывался:  “Но всё-таки не стоит забывать, что в последние годы в СССР людям жилось  очень тяжело. И материально и духовно, - добавил он. – Все сейчас как-то забыли, что такое пустые прилавки. Забыли, каково это - бояться высказать собственные мысли, идущие вразрез с “генеральной линией партии”. А забывать это ни в коем случае нельзя”.

В. В. Путин так оценил последствия распада  СССР:  “Прежде всего, следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической  катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию”.

  Предотвращение распада Российской Федерации свидетельствует о том, что руководство страны извлекло уроки из этой трагической истории….

Литература:

1.Советское общество: возникновение и развитие, исторический финал: В 2т./ Под общей редакцией Ю.Н.Афанасьева - М.,1997
2.Л.И.Брежнев: материалы и биографии. - М.,1991
3.Наше Отечество: опыт политической истории.- М., 1991-т.1-2

4.Перестройка десять лет спустя (апрель 1985-апрель 1995г.) – М., 1995
5.Шахназаров Г.Х. С вождями и без них. – М., 2001

6.Шевцова Л.Ф. Режим Бориса Ельцина. – М., 1999

7.Эпоха Ельцина: Очерки политической истории.

8.История России. // Под ред. Р.Ш. Ганелина. Учебник . 9 класс - М., Вентана – Граф 2012

9.История России.//А.А.Данилов и др. Учебник. 9 класс. - М., Просвещение 2014

10.История России.//Под ред. А.А.Данилова и др. Учебник. 11 класс. – М., Просвещение 2008

11.Россия и мир в XX – начале XI века.//Л.Н.Алексашкина и др. Учебник. 11 класс. – М., Просвещение 2012

12. История России. //Под ред. А.В.Торкунова. Часть 3.Учебник. 10 класс. – М., Просвещение 2016

 13.История России.//Под ред. М.М.Шумилова, С.П. Рябикина. Учебное пособие. Т.2. –С - Пб. Нева,2008