"Растим патриотов" - методическое пособие
учебно-методическое пособие по истории (8 класс)
"Растим патриотов" - методическое пособие для организации внеклассных мероприятия по патриотическому воспитанию школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Нивенское
Название номинация: Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, акций, посвящённых памятным событиям Российской истории.
Название работы:
«Растим патриотов».
Ляхова Елена Евгеньевна
учитель истории и обществознания
Пояснительная записка.
Номинация: «Методика и организация проведения: «Уроков мужества», торжественных мероприятий и акций, посвящённых памятным событиям Российской истории.
Название работы: «Растим патриотов».
Цели и задачи: Преодоление дистанции между ментальностью поколений.
- Разработка оптимальной структуры и модели проведения внеклассных мероприятий направленных на патриотическое воспитание школьников.
- Создание возможности вариативности содержания внеклассных мероприятий.
- Повышение эффективности мероприятий по патриотическому воспитанию:
а) через выработку личных отношений учеников собственной позиции в процессе дискуссии;
б) эмоциональное сопереживание.
4. Личный контакт с событиями прошлого и современниками исторических событий, преодолению проблемы «конфликта поколений».
Содержание:
Данная работа содержит общие принципы методики проведения и типологию внеклассных мероприятий патриотической направленности, которые различаются по целям и содержанию, по степени воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферу учеников. Работа содержит технологию подготовки и проведения мероприятий, которая предусматривает возможности анализа и эффективности.
Область применения:
Организация внеклассных мероприятий патриотической направленности в средней школе для 5-11 классов.
Форма реализации:
Наиболее эффективности формами реализации данной методики являются: «Уроки мужества», лекции, доклады, беседы, тематические вечера, читательские конференции, конкурсы, литературно-художественные композиции, митинги, встречи и интервью с ветеранами войны и труда.
Все эти формы работы тесно связаны с музейной работой (уголок боевой славы Л.П. Захарова) и работой по благоустройству и уходу за памятником погибших героям. В этих местах часто проводятся массовые и групповые мероприятия, что повышает их эффективность и степень эмоционального воздействия.
Эти формы работы предусматривают возможность организации движения по оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественной войны. Особенно важным представляется использование этих форм работы в единой системе патриотического воспитания школы. Помощь ветеранам
носит характер акций, посвященным памятным датам нашей истории и отражается
в публицистической деятельности: выпуске специальных газет с фотоматериалами.
Данная методика может использоваться в любых возрастных группах, но наиболее эффективно для 5-9 и 10-11 классов. Возрастные различия учитываются при планировании степени сложности и предварительной подготовки мероприятий. В массовых мероприятиях, как правило, участвуют школьники разных возрастных групп и выполняют задания, которые соответствуют их возможностям.
Система мероприятий учитывает особенности и традиции сельской школы в их лучших проявлениях.
Ожидаемые и полученные результаты:
Повышение качества и эффективности внеклассных мероприятий патриотической направленности.
Тщательная разработка методики с учётом возрастных и психологических особенностей, соответствие формы содержания помогут поднять качество патриотического, духовно-нравственного, исторического, психологического воспитания молодого поколения. Помогут оказать влияние на профессионально - деятельностную сферу интересов учащихся, воспитывать учеников на истинных воинских традициях, сохранить национальный менталитет и глубокое понимание исторических судеб Отечества.
Показателями эффективности воспитательной работы являются изменения, которые выявлены у учащихся в ходе наблюдения. Развитие образного мышления, умение понимать смысл происходящего, давать нравственные оценки поступкам своим и своих товарищей.
Ожидаем формирование нравственных идеалов, героических образцов для подражания. У всех учащихся отмечается наличие стойких познавательных интересов по отношению к событиям великой отечественной войны, чувство долга и ответственности. Дети научились работать с информацией, планировать свою деятельность, принимать решения, прогнозировать результат.
На протяжении многих лет в нашей школе отсутствуют конфликты на межнациональной основе. Дети проявляют толерантность друг к другу. Учатся понимать представителей старших поколений и оказывают им реальную помощь.
Эти результаты получены в результате анкетирования учащихся, бесед с классными руководителями родителями и ветеранами.
Содержательная часть:
Наша школа имеет традиции по патриотическому воспитанию учащихся, которые складывались с момента её основания (1946 года).
Патриотическая работа была тесна, связана с мемориальным комплексом, который располагался рядом с Нивенской школой и традициями, которые были заложены «Красными следопытами», собиравшими материал о воинах, захороненных на мемориале. Особое место отводилось герою Советского Союза капитану Льву Платоновичу Захарову, погибшему при штурме Кёнигсберга в 1945 году.
Здесь принципиальной является прямая и тесная связь учеников с событиями ВОВ и с её героями и с тем местом, где они похоронены.
В нашем микрорайоне проживают на сегодняшний день 5 участников ВОВ, которые нуждаются в нашей помощи, поддержке и внимании. Каждый класс выбирает себе подшефного ветерана. Дети приходят к нему домой, помогают по хозяйству, поздравляют с праздниками, дарят цветы и подарки. Инициативная группа берёт интервью, записывает интересные воспоминания. Специальное детское жюри оценивает работы и распределяет призовые места среди инициативных групп. Затем, лучшие интервью и фотографии детей и ветеранов публикуются в школьной газете. Эта форма работы называется «Фабрика добрых дел».
Наша методика основана на живом контакте с этими людьми, на оказание им практической помощи, на рассказах очевидцев событий, которые не может заменить ничто.
С 1983 года создана комната «Боевой славы», которая содержит материалы, личные вещи, книги, письма, фотографии, принадлежавшие погибшим воинам и герою Советского Союза Л.П. Захарову. В школе функционирует лекторская группа из учащихся, которая проводит экскурсии в классах.
За долгие годы сложилась традиция проведения «Уроков мужества», тематических классных часов и внеклассных мероприятий на патриотическую тему. Эти традиция дают нам возможность выработать принципы методики организации мероприятий патриотического направления. Эти принципы имеют духовную и биосоциальную природу.
Духовное начало:
- объясняет собственную сущность именуемую совесть;
Биологическое начало:
- инстинктивная привязанность к месту проживания, к обычаям, к окружающим людям;
Социальное начало:
- формирует человека и его сознание как индивидуальное, так и общественное.
Поскольку речь идёт о воспитании патриотизма у детей, то и нами учитываются особенности возрастных групп и соответствующие изменения мировосприятия ребёнка.
Эти принципы организации патриотических мероприятий одинаковы для любой возрастной группы. Различаются они только по сложности, проблемности, содержательности, особенно если они групповые. Если массовые, то сотрудничество детей разных возрастов является необходимым условием их проведения.
Для начальной школы характерны литературно - художественные формы организации мероприятий. Дети в этом возрасте знакомятся с основными событиями Российской истории. Они проявляют открытый интерес к героям народных былин и сказаний, охотно принимают участие в митингах, читают стихи, участвуют в театрализованных представлениях вместе с учениками старших классов. Это участие имеет важное воспитательное значение, т.к. оно основано на педагогике сотрудничества. Одной из основных форм мероприятий для начальной школы является - игровая.
Можно выделить 2 признака игрового мероприятия:
- Наличие прямой речи (диалога, монолога) участников;
- Наличие воображаемой ситуации в прошлом или настоящем.
Мероприятия для внеклассной работы можно классифицировать по целям, числу участников (массовые и групповые), по характеру действия (имитационные, символические, исследовательские). Спектакль, митинг, конференции, дискуссия.
Эти мероприятия существенно различаются не только по целям и содержанию, но и по степени воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферы учеников. Среди них выделяются требующие особой подготовки, ретроспективные мероприятия моделирующие ситуацию особым образом. Ученик находится в позиции очевидцев и участника событий в прошлом. Каждый ребёнок возникает эффект присутствия и соблюдается принцип исторической беллетристики.
В такой ситуации подростку удаётся стать умнее, смелее, благороднее, справедливее, примерить «на себя» конкретную историческую ситуацию, почувствовать свою сопричастность к происходящему.
Ребёнок должен знать имя, биографию, профессию, подвиг своего героя, готовит костюм, атрибуты, продумывает внешний облик. Он должен подумать о характере, чувствах, мыслях и взглядах своего героя. Ретроспективные мероприятия помогают ребёнку «войти» в историческое время, почувствовать колорит эпохи, «увидеть» конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определённого времени.
Ретроспективные мероприятия условно делятся на группы: ролевые, не ролевые и комбинированные
Ролевые мероприятия ретроспективного характера основаны на разыгрывании ролей участников исторических событий в условиях воссоздаваемой ситуации прошлого:
- театрализованное представление;
- литературно-художественная композиция;
- дискуссионно- проблемная игра.
Мероприятие обязательно имеет чётко обозначенный и прописанный сценарий, по которому оно проводится на сцене, в классе, на площади и т.д.
Оно полностью или частично воссоздаёт образы, картины и дух эпохи. Смысл мероприятия не только в воссоздании духа эпохи, но и в последующем обсуждении произошедшего, в его эмоциональном воздействии.
В основу тематического классного часа можно положить обсуждение важного вопроса или проблемы. Дети делают доклад или сообщение по теме, а учитель моделирует проблемную ситуацию, ставит промежуточные вопросы, акцентирует внимание на ролях участников. Ученики призваны решить важную этическую и морально-нравственную проблему со своих позиций, причём результат решения может быть заранее неизвестен. В итоге классного часа проблема может быть решена по-разному, но здесь важно, что ученик вырабатывает свою позицию и обосновывает её, т.е. здесь используется метод деловой игры с элементами ретроспективности. Ученик может принять участие в современных формах общения людей: судах, съездах, митингах, клубах путешественников, телемостах и т.д.
К очень эффективному виду мероприятий относятся конкурсные, иногда ретроспективные, иногда нет, игры. В них искусственно моделируется ситуация, в которой люди должны показать свои лучшие качества: мастерство, смекалку, навыки, например игра «А, ну-ка парни!», «Как много девушек хороших», «Зарница», тематический КВН. Соревновательный дух игры «зажигает» ребят, воспитывает чувство коллективизма, ответственность, стремление к познанию, умение использовать знания на практике. Способствует самоутверждению и выработке лучших личностных качеств.
Очень хорошо проходят мероприятия в виде встреч с ветеранами войны, труда, школы, с известными людьми района и посёлка. При этом учащиеся сами заранее должны придумать вопросы к интервью и продумать тематику мероприятия. Иногда это хорошо получается в виде импровизации. Это позволяет детям более осмысленно подойти к встрече, взять от нее больше, соприкоснуться с прошлым, через прямой контакт с очевидцем событий.
Практика нашей школы показывает, что методически верно организованные мероприятия требует много времени для подготовки, максимальной активности учеников, творческого поиска и сотрудничества с учителями, родителями и ветеранами.
Подготовка к мероприятиям проходит в несколько этапов:
- Подготовительный, когда обсуждается замысел, ставятся цели, пишется план и сценарий, отбирается команда участников с учётом интересов и способностей, готовятся доклады, сообщения по дополнительным материалам, проводятся консультации. Идёт работа над внешним оформлением, музыка, костюмы, гости.
- Проведение мероприятий.
- Оценочный этап, когда проводится анализ, оценки и самооценки участников. Обсуждается достигнутый эффект. Можно провести блиц-интервью или анкетирование участников и приглашенных.
Ожидаемые результаты:
Показатели эффективности воспитательной работы являются изменения, которые выявлены у учащихся в ходе наблюдения. Развитие образного мышления, умение понимать смысл происходящего, давать нравственные оценки поступкам своим и своих товарищей. Ожидаем формирования у детей нравственных идеалов, героических образцов для подражания. У всех учащихся отмечается наличие стойких познавательных интересов, чувство долга и ответственности. Дети научились работать с информацией, планировать свою деятельность, принимать решения, прогнозировать результат.
На протяжении многих лет в нашей школе отсутствуют конфликты на межнациональной основе. Дети проявляют толерантность друг к другу. Учатся понимать представителей старших поколений и оказывают им реальную помощь.
Папка приложений и дополнительных материалов.
Одним из самых приоритетных направлений в воспитательной работе является патриотическое воспитание учащихся.
Коллектив школы на протяжении несколько десятков лет бережно хранит память о герое Советского Союза Л.П. Захарова. Среди учащихся 10 класса работает лекторская группа, которая работает на всю школу. В 2006 году учащиеся, привлекая родителей, обновили стенд, посвящённый Л.П. Захарову. 13 апреля 2007 году мы приняли активное участие в областном конкурсе «Экскурсоводов школьных музеев», который состоялся в историко-художественном музее и получил грамоту за участие в данном конкурсе.
30 апреля в день гибели Захарова, вся школа и педагогический коллектив, приглашая ветеранов ВОВ и ветеранов труда, собирается на мемориальном комплексе почтить память и возложить цветы к месту захоронения героя.
Помимо классных часов, ежегодно в школе проводится музыкально-литературная композиция «Памяти павших, посвящается».
Тематические классные часы и «Уроки мужества».
Нами разработана разнообразная тематика внеклассных мероприятий, в соответствии с нашей методикой. Тематика следующая: «Морское путешествие», «Сила солдатская, сила богатырская», «День защитника Отечества».
Следующее направление работы с ветеранами
«Фабрика добрых дел».
В нашем микрорайоне проживает 5 участников ВОВ. За каждым ветераном закреплён класс. Ребята постоянно оказывают помощь в уборке помещений, дворов, носят уголь, поздравляют ветеранов с праздниками:
- «День пожилого человека»;
- «День защитника Отечества»;
- «Международный женский день»;
- «День Победы».
Ученики встречаются с ветеранами, делают подарки, берут интервью, делают фотографии на память. Организуют конкурс, на котором детское жюри отбирает лучшие интервью и фотографии. Они прилагаются к данным материалам. Ребятам такая форма работы очень понравилась, вызвала искренней интерес. Многие интервью были интересны, содержали уникальную информацию.
Переписка с родственниками воинов, захороненных на мемориале.
Ведётся переписка с родственниками погибших воинов, в связи с тем, что Калининградская область является анклавом, многие родственники погибших воинов не имеют возможности посетить их могилы. Переписка – это одна из самых эффективных форм работы (материалы прилагаются).
Литература:
- Френе С. «Избранные педагогические сочинения», г.Москва, Прогресс, 1990 год.
- Зеньковский В.В. «Психология детства», г. Москва, Наука, 1996 год.
- Гуреев В. «Основы авторской технологии», Народное образование,1997 год, № 9.
- Казакина М.Г. «Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе», Л., 1989 год.
- «Инициатива молодых – будущее России» (Всероссийский фестиваль молодёжных инициатив). Программа и проекты документов. М., 2016 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации.Положение о проведении соревнований по военно-прикладной подготовке юношей «Растим патриотов России-2014»
Положениео проведении соревнований по военно-прикладной подготовке юношей «Растим патриотов России» Общее положение Допризывная подготовка и подготовка к защите Отечества является ва...
Методические рекомендации.Положение о проведении соревнований по военно-прикладной подготовке юношей «Растим патриотов России-2014»
Положениео проведении соревнований по военно-прикладной подготовке юношей «Растим патриотов России» Общее положение Допризывная подготовка и подготовка к защите Отечества являе...
Методическая разработка "Растим патриотов России"
В основу методической разработки положены следующие нормативно-правовые документы:1. «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря ...
Окружной тур областного этапа Всероссийского конкурса методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России». "Литературный "бал в стиле XIX века". 2013 год.
- в номинации «Методика организации и проведения торжественных мероприятий, посвящённых памятным событиям Российской истории. Методические материалы по организации деятельности Посто...
Окружной тур областного этапа Всероссийского конкурса методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России»:Урок мужества."Жертвы Холокоста".Педагоги: Самаркина В.П., Зимина Е.Н., Богатова С.Я.
2013-2014 уч.год. Номинация «Методика организации и проведения «Уроков мужества». Методические материалы по организации деятельности Постов №1»:II место - коллектив педаг...
Методическое пособие для проведения открытого заседания клуба «Патриот» в формате студенческого проекта.
Внеаудиторная историко-патриотическая работа со студентами....
Методическое пособие по патриотическому воспитанию учащихся «Растим патриотов России»
Презентация "Катюша" содержит иллюстрации, схемы, наглядные материалы по патриотическому воспитанию учащихся вокального ансамбля. В простой наглядной форме раскрываются цели и задачи патриот...