"Древняя Русь"
учебно-методический материал (5 класс) по теме
Цели: повысить познавательный интерес учащихся к истории Древней Руси; сформировать духовно-нравственные ценности на основе славянских традиций.
Задачи:
- расширить знания учащихся о жизни и культуре древних славян;
- развить познавательную активность, речь учащихся, умение анализировать исторические ситуации с опорой на ранее изученный материал;
- воспитать уважительное отношение учащихся к истории предков.
УУД (метапредметные)
Познавательные:
- совершенствовать компетенции, необходимые для аргументации, комментария, обоснования своей точки зрения;
- сопоставлять различные позиции;
- работать с различными видами исторических источников;
- уметь выделять причинно-следственные связи в высказываниях, формулировать выводы.
Регулятивные:
- умение выполнять задание в соответствии с поставленной задачей, отвечать на вопрос;
- сознательно планировать свою деятельность в рамках урока.
Коммуникативные:
- формировать компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия;
- формировать компетенции, необходимые для создания устных монологических высказываний разного типа;
- быть способным к индивидуальной учебной работе.
Оборудование: мультимедийная презентация (Приложение), экран, проектор, компьютер, карточки с заданиями для каждой группы, сценарии славянских праздников, тексты исторических источников.
Форма внеклассного мероприятия: фольклорно-интеллектуальная игра Участники делятся на 2 команды, каждая из которых выполняет предложенные задания, набирая определенное количество баллов. Оценивает команды жюри из учителей и учащихся. Победителем считается тот, кто набрал наибольшее количество баллов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_vneklassnogo_meropriyatiya_drevnyaya_rus.docx | 116.7 КБ |
prilozhenie_-_mr_drevnyaya_rus_-5-6_kl.rar | 43.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»
Областной конкурс «Растим патриотов России»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории "Древняя Русь" для учащихся 5-6 класса
Составила: Журмухамбетова М.Б. учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, МБОУ «Благодарновская СОШ», Тюльганского района адрес: ул. Советская 67, с. Благодарное, Тюльганского района, Оренбургской области Тел: 89228828340
2017 г
Цели: повысить познавательный интерес учащихся к истории Древней Руси; сформировать духовно-нравственные ценности на основе славянских традиций. Задачи:
- расширить знания учащихся о жизни и культуре древних славян;
- развить познавательную активность, речь учащихся, умение анализировать исторические ситуации с опорой на ранее изученный материал;
- воспитать уважительное отношение учащихся к истории предков.
УУД (метапредметные)
Познавательные:
- совершенствовать компетенции, необходимые для аргументации, комментария, обоснования своей точки зрения; 2) сопоставлять различные позиции; 3) работать с различными видами исторических источников; 4) уметь выделять причинно-следственные связи в высказываниях, формулировать выводы.
Регулятивные:
- умение выполнять задание в соответствии с поставленной задачей, отвечать на вопрос;
- сознательно планировать свою деятельность в рамках урока.
Коммуникативные:
- формировать компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия;
- формировать компетенции, необходимые для создания устных монологических высказываний разного типа;
- быть способным к индивидуальной учебной работе.
Оборудование: мультимедийная презентация (Приложение), экран, проектор, компьютер, карточки с заданиями для каждой группы, сценарии славянских праздников, тексты исторических источников.
Форма внеклассного мероприятия: фольклорно-интеллектуальная игра Участники делятся на 2 команды, каждая из которых выполняет предложенные задания, набирая определенное количество баллов. Оценивает команды жюри из учителей и учащихся. Победителем считается тот, кто набрал наибольшее количество баллов.
План
1.Организационный момент.
2.Вводно-мотивационный этап.
3.Этап формирования новых знаний.
4.Рефлексивный этап.
5.Заключительный этап (подведение итогов).
Ход мероприятия
- Организационный момент. (Слайд 1) Вступительное слово учителя: Как у наших у ворот, собирается народ Ворота открываются, наше мероприятие начинается … Мир вам гости дорогие! Вы явились в добрый час – Встречу добрую такую Мы готовили для Вас.
- Этап целеполагания. Мотивационный этап. Просмотр видеоролика «Славься Русь!». ( Слайд 2) Учитель: Ребята как называется наше мероприятие? Каким событиям посвящено наше мероприятие? Что вы знаете о предках – славянах, их образе жизни, быте, традициях? Какую цель мы сегодня преследуем? Проблема: Для чего нам это необходимо? (Cлайд 3) анализ эпиграфа:
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих отцов не только можно, но и нужно». Знать историю своей страны - это долг каждого из нас. В наш информационный век знания только образованный, эрудированный человек может найти достойное место в жизни и уверенно смотреть в будущее. Путин В.В.
Учитель: Очень часто за событиями и за сутолокой дней Старины своей не помним, забываем мы о ней. Вот на улице пришла весна. В наше время практически никто не придает особого значения наступлению весны, а раньше её встречали целыми деревнями и обращали внимание на особые приметы, которые предсказывали будущее…. Какой праздник на этой недели празднует народ? Славяне – были язычниками. Языческие традиции славян полностью не исчезли, а продолжают жить в сознании людей, народной памяти (в приметах, суевериях, сказках, песнях и т.д.). Это Купала, Коляда, Масленица, Зелёные Святки, Ярилин день и другие. Языческая мифология сохранилась в волшебных сказках. Русская хороводная культура и ряд детских игр имеют славянские корни. Таким образом, традиционная народная память помнит верования, которым многие тысячи лет. Сегодня мы собрались еще и для того, чтобы разобраться, для кого уроки истории были не временем отбывания в школе, а способом узнать дела минувших дней. Итак, мы начинаем путешествие в мир наших далеких предков. III. Фольклорно-интеллектуальная игра «Древняя Русь» Представление команд. Прошу командам представиться!
Приветствие 1-ой команды. Название команды: «Русичи» Девиз: Соревноваться рады с вами Мы знаниями и делами. Мы вас приветствуем, друзья! Без знаний жить никак нельзя!
Приветствие 2 команды. Название команды: «Ярославичи» Девиз: Привет, соперники-друзья! Задора в нас не меньше. Если победу поделить нельзя, То пусть победит сильнейший!
Учитель: Мы приступаем к игре. Да победит сильнейший!
Актуализация полученных знаний. «Историческая разминка»: Мы с вами попытаемся вспомнить русские народные пословицы и поговорки. Каждая команда поочерёдно будет называть свою версию, максимальное время на обдумывание – 15 секунд. Команда, которая “продержалась” дольше всех, получает дополнительно 3 балла.
Задание 1 (см. слайд 4-5). Славянские названия месяцев. Соотнести славянские и современные названия месяцев. Дать объяснение каждому названию. (Приложение 1) Максимальный балл – 36 б. (По 3 б. за каждый правильный ответ)
Задание 2. (см. слайд 6-7). Древнерусские крылатые выражения. Командам предоставляется список древнерусских крылатых выражений и примет. Задача участников - объяснить их значение. (Приложение 2) Максимальный балл – 12 б. (По 2 б. за каждый правильный ответ)
Задание 3. (см. слайд 8-9). Расшифровка волшебного квадрата. В этом волшебном квадрате много разных букв. На первый взгляд, кажется, что все они расположены без всякого смысла. Но если приглядеться более внимательно, то можно найти названия славянских племен и богов. Читать слова можно по вертикали и по горизонтали. (Приложение 3) Максимальный балл – 22 б. (По 2 б. за каждый правильный ответ)
Задание 4. (см. слайд 10-11). Работа с иллюстрациями на историческую тему. Определите, какое событие изображено на картинке. Дайте краткую историческую справку данного события. Максимальный балл – 9 б.
«Песни о вещем Олеге». (Ответ: предсказание волхва князю Олегу о его смерти от любимого коня)
Физминутка
Учитель: ребята вы хорошо поработали. На Руси люди тоже умели работать, умели и отдыхать. «Делу - время, потехе – час», - так еще в старину говорили наши предки.
Задание 5 (см. слайд 12-13). Инсценировка славянских праздников. Команды должны показать сцену празднования одного из славянских праздников – Коляда или Иван Купала (учитель заранее раздает сценарий праздника, дети самостоятельно его инсценируют). После того как одна из команд выступит, другая команда должна рассказать подробно об этом празднике (когда отмечался, какие традиции и приметы этого праздника сохранились до наших дней). (Приложение 4) Максимальный балл – 7 б.
Задание 6. «Историческое событие» Сейчас каждая команда получит индивидуальное задание - по стихотворному описанию определит историческое событие. И за каждое задание команда получает по 3 бала. 1 команда. Кремль осаждает хищник смелый! Он до зубов вооружен, Он мечет огненные стрелы, По стенам в крепость лезет он; Во все ворота бьёт тараном, Под башнями костры кладет... И нету сил бороться с ханом, Пылает кремль, пропал народ! Не много дней осада длилась… 2 команда. По льду летели с лязгом, с громом. К мохнатым гривам наклоняясь, И первым на коне огромным, В немецкий строй врубился князь, И отступая перед князем, Бросая копья и щиты, С коней валились немцы наземь Воздев железные персты Под ними лошади тонули Под ними дыбом лёд вставал Их стремена на дно тянули, Им панцирь не давал.
Задание 7. Исторические вопросы.
- Кто создал славянское письмо? (Кирилл, Мефодий) Какой город монголо-татары называли “злым”? (Козельск) Покровитель жилища славян (домовой). С каким языческим славянским божеством связана поговорка “После дождичка в четверг”? (Перун) Именно этими продуктами питания на Руси встречали гостей в доме (хлеб и соль)
- Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий) Когда в военной истории опасность представляла свинья? (Ледовое побоище, 1242 г.) У славян был обряд – пускать с горы зажженное колесо. В какое время года это делали и зачем? (Весна, масленица, солнцеворот). Кто такой, Ярило? (Бог весеннего солнца). Это то, что использовалось как материал для письма в древней Руси. (Береста)
Задание 8. Кто больше назовет древнерусских имен? Мужские имена Женские имена
Иван (Иоанн) Василиса Василий Ольга Матвей Мария Егор Рагнеда Борис Малуша Глеб Анна Андрей Чахиня Павел Ирина (Ингегерда) Михаил Евфилия Петр Ефросинья Кузьма Ксения Никифор Анастасия Никита Ярославна Николай Ульяна Олег Феодосия Святослав Агафья Игорь Фетинья Владимир Александра Ярополк Парасковья Ярослав Пелагея (Паша) Вышеслав Изяслав Станислав Судислав Ростислав Роман Данил Дмитрий Константин Юрий (Григорий) Семион Семён
Задание 9. Участникам необходимо дать современное значение устаревших слов. За каждый правильный ответ – 1 балл. 1Вариант.
- “чело” (Лоб)
- “кудесник” (Волшебник, колдун)
- “курган” (Холм над могилой знатного воина)
- “жребий” (Судьба, участь)
- “отрок” (Младший воин в дружине)
- “сеча” (Битва с врагом)
- “волхв” (Языческий жрец, служитель богов) 2 вариант.
- “око” (Глаз)
- “недуг” (Болезнь)
- “броня” (одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от ударов меча, копья)
- “витязь” (храбрый воин, богатырь)
- “оброк” (дань)
- “чадо” (сын или дочь до 12 лет)
- “супостат” (противник, враг)
Задание 10. Блиц-турнир.
«Быт и нравы» (слайд 14-17) «За страницами учебника» (слайд 18-21) «Премудрости русского языка» (слайд 22-25) «Премудрости русского языка» - нашим гостям (слайд 26)
Учитель: ребята, вы прекрасно справились с заданиями. А теперь пока уважаемое жюри выполняет сложную работу по определению победителей, я предлагаю вам разгадать загадки. Загадки. Что на сковороду наливают, да в четверо сворачивают. (Блины.) Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша.) Золот хозяин в поле, Серебряный пастух с поля. (Солнце и месяц.) Белое, а не вода, Сладкое, а не мед. От рогатого берут. И деточкам дают. (Молоко.) Сестра к брату в гости идет, А он от нее прячется. – (День и ночь.) Бел, как снег, В чести у всех. И нравлюсь вам. Во вред зубам. (Сахар.) То толстеет, то худеет. Громко-громко голосит. (Гармонь) Без рук, без ног. Под окном стучит, В дом просится. (Ветер.)
IY. Подведение итогов. Анализ эпиграфа: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих отцов не только можно, но и нужно». Знать историю своей страны - это долг каждого из нас. В наш информационный век знания только образованный, эрудированный человек может найти достойное место в жизни и уверенно смотреть в будущее. (Путин В.В.)
Проблема: Для чего нам это необходимо? Учитель: Мы с вами окунулись в те далекие времена, которые сохранились в сознании современных людей. Мы не должны терять наши исторические корни, мы должны чтить и помнить обычаи и традиции наших предков. Каждый народ вправе гордиться своей историей. Но история русского народа – неповторима, самобытна. Её тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей. Поэтому мы с благодарностью должны помнить о делах минувших дней, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа. Наше мероприятие заканчивается. Молодцы! Мы хорошо поработали. Я предлагаю вам оценить работу каждого из вас в команде. Оценивание работы в группе.
Фамилия имя участника группы | Как оцениваете его работу в команде. |
|
|
Слово предоставляется членам жюри. Награждение победителей. Объявление победителей конкурса. V. Рефлексия. (Слайд 27) Старался у меня все получилось! Старался, но были ошибки. У меня не получилось, но я буду стараться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа "Древняя Русь", 6 класс
В тесте представлены задания разного типа, в том числе кроссворд, текст с ошибками, текст с пропусками.Уважаемые коллеги, не пугайтесь, тест не совсем правильно выглядит при предварительном просмотре ...
Дидактический материал. Индивидуальный маршрутный лист учащегося к уроку. "Древняя Русь."
Дидактический материал к уроку "Восточные славяне в древности". Индивидуальный маршрутный лист для самостоятельной работы всех учащихся класса в течение урока. Возможно использование для диффере...
История России. Проверочная работа по теме "Древняя Русь" (6 класс)
Материал для проверки знаний учащихся после изучения данной темы. Задания разделены на три варианта по три задания в каждом....
Демо-тест к темам: "Древняя Русь"
Демо-тест к темам: "Древняя Русь" составлен по материалам учебника А.А. Данилова, Д.Д, Данилова и др. "Российская история с древнейших времен до начала XVI века" для 6 класса. перед использованием дем...
Урок повторения «Происхождение славян. Их соседи и враги. Древняя Русь"
Урок повторения «Происхождение славян. Их соседи и враги. Древняя Русь" в форме тестовой работы для учащихся 10-х классов...
Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»
Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ». Урок - решения познавательных задач для 10-х классов...
Тема урока: Древняя Русь
1. Работа создана для представления по гуманитарному направлению. 2. Тема урока: Древняя Русь 3. Цель занятия: О...