Нужно ли применять дидактические игры на уроках
статья по истории на тему

Исаева Лика Михайловна
В современное время заинтересовать ребёнка достаточно сложно, тем более на уроках. Мир не стоит на месте, но не стоит забывать о базовых методах, которые очень интересны детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nuzhny_li_igry_na_urokah.doc57.82 КБ

Предварительный просмотр:

Нужны ли игры на уроках?

Для формирования у детей социальных качеств и нравственного самосознания нужно создавать соответствующие условия, организовывать и постоянно сохранять сферу их "личностных" отношений, стимулировать самодеятельность детей, свободу в установлении отношений друг с другом.

Но как это возможно? Через игровую деятельность, т.к. игра - это средство создания "детского общества". Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. ТВ, радио, видео, Интернет за последнее время значительно увеличили поток получаемой информации и её разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия.

Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развенчивает такое представление. И приходится искать методы и технологии в преподавании. В этом случае возможно применение дидактических и ролевых игр.

Педагогическое значение игры весьма многообразно и охватывает практически все стороны развития личности школьника. Исследователи этой проблемы подчеркивают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в способности ориентироваться в окружающей действительности. Конкретная социально-педагогическая ситуация может акцентировать те или иные аспекты ее применения в учебно-воспитательном процессе.

Дело  в том, что игру  многие специалисты в области детской психологии превратили в возрастную форму предметной деятельности, специфическую лишь для ребенка с первого года жизни до начала систематического учения… Между тем игра как особая форма деятельности имеет свою историю развития, охватывающую все периоды человеческой жизни.

Разрыв между развитием теории и опытом использования игры в воспитательной работе был очевиден, практика стимулировала научные исследования. В 60-е гг. появился ряд работ, непосредственно посвященных психологическому (Е.С.Махлах, Ф.И.Фрадкина) и педагогическому анализу

( Е.А.Фомин, С.А.Шмаков, М.Г. Яновская) творческих сюжетно-ролевых игр школьников. В 70-е гг. появились работы, касающиеся применения сюжетно-ролевых игр в подростковом коллективе (Э.В.Паничева, Л.М.Иванова, А.И.Ткаченко), в 80-е гг. появляется целый ряд работ учителей-новаторов

( Ш.А. Амонашвили, С.Н.Лысенкова).

Изучение специальной литературы, педагогической практики дает основание высказать ряд предположений о роли игры и ее соотношении с ведущими видами деятельности в школьном возрасте. В школе у детей формируются психологические предпосылки теоретического сознания, меняются мотивы поведения, открываются новые источники развития познавательных и нравственных сил. По мнению В.В.Давыдова, развитие этих процессов обуславливает учебная деятельность. Обоснование места игры в жизни младшего школьника должно, видимо, опираться на следующие положения.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности  современного школьника информацией. Во всем мире, и в России, в частности, постоянно расширяется предметно- информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации, и ее разнообразие. Но эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие  универсальных учебных действий. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей. Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности. В процессе игры ребенка осуществляется жизненный баланс между ним и взрослым человеком. В повседневной жизни взрослый почти всегда выступает в качестве субъекта: воспитывающего, обучающего, ведущего. Ребенок, соответственно, объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. Это становится стереотипом отношений, который маленький человек не в силах изменить. В силу сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребенок, являющийся объектом и субъектом одновременно, не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему,  создает собственную реальность, творя свой мир.

Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности. В процессе игры ребенка осуществляется жизненный баланс между ним и взрослым человеком. В повседневной жизни взрослый почти всегда выступает в качестве субъекта: воспитывающего, обучающего, ведущего. Ребенок, соответственно, объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. Это становится стереотипом отношений, который маленький человек не в силах изменить. В силу сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребенок, являющийся объектом и субъектом одновременно, не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему,  создает собственную реальность, творя свой мир.

Таким образом, важной задачей школы становится развитие у школьников умений самостоятельного разрешения проблем, самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, социального взаимодействия и коммуникационной компетентности, готовности к самообразованию. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра позволяет внести разнообразие в учебный процесс, что способствует формированию мотивации обучающихся к учебной деятельности и развитию интереса к изучению истории и обществознания.

Список литературы

  1. Баханов К.А. Театрализованные игры на уроках. «Преподавание истории в школе», №4, 1990.
  2. Борзова Л. П.. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя / М.: Владос - Пресс, 2003. - 160 с.
  3. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. / М.: Издатель Рассказов А.И., 2004. - 303 с.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. - 3-е издание. / Выготский Л.С. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.: ил.
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Выготский Л.С. - СПб.: Союз, 1997. - 224 с.
  6. Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя / М.: Вита-Пресс, 2009. - 112 с.
  7. Григорьев В.М. Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков, Диссертационная работа / ил РГБ ОД 61:85-13/54 /http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/157833.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках математики в 5 кл.

Материал содержит математические игры , которые можно использовать на уроках в 5 классе. Презентации в программе PowerPoint 2007 и Notebook позволяют организовать коллективную игру, а прилагаемый разд...

Урок в форме дидактической игры. Тема: «Урок-зачёт по теме «Имя числительное» в 6 классе.

Заочные экскурсии, которые совершаются на уроках, обогащают учащихся знаниями и позволяют одновременно повторить пройденный материал. Считаю, что целесообразно проводить такие уроки при системати...

Почему, важно применять дидактические игры на уроках в младшей школе.

Аннотация: Актуальность данной темы обусловлена необходимостью проведения урока с использованием дидактических игр для лучшего усвоения материала младшими школьниками.Ключевые слова: дидактическая игр...

Почему, важно применять дидактические игры на уроках в младшей школе.

Почему, важно применять дидактические игры на уроках в младшей школе....

От игры к знаниям: дидактические игры на уроке английского языка.

Использование дидактических игр на уроках делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, помогает облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Ис...

Почему, важно применять дидактические игры на уроках

Почему, важно применять дидактические игры на уроках...

Почему, важно применять дидактические игры на уроках в младшей школе.

Почему, важно применять дидактические игры на уроках в младшей школе....