Технологическая карта урока " Христианская церковь в раннее средневековье"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Разработка урока по истории средних веков 6 класс. ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hristianskaya_tserkov_6_klass.odt | 35.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений о роли христианства в раннем Средневековье; познакомить с понятиями духовенство, папа римский, епископ, монах, монастырь, миряне, аббат, пергамен, скрипторий |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые | Предметные: знают смысл понятий и терминов духовенство, монах, монастырь, аббат, пергамен, скрипторий; имеют представление о роли христианства в раннем Средневековье, доказывают, что союз короля и христианской церкви был взаимовыгоден; сравнивают положение и образ жизни служителей церкви (черное и белое духовенство); описывают средневековый монастырь на основе текста и иллюстративного материала учебника. Метапредметные: Познавательные: анализируют и осознают факты и явления, самостоятельно сопоставляют факты, в том числе взаимно исключающие друг друга, строят логическое рассуждение. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осознают качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, строят понятные высказывания для участников образовательного процесса, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности, выслушивают мнения других, аргументируют свою позицию. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, принимают ответственность за общее дело, следуют в поведении моральным нормам |
Образовательные | Христианская церковь и франкское королевство [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.examen.ru/add/ |
Оборудование | компьютер, мультимедийный проектор |
Основное содержание темы, понятия и термины | Значение принятия христианства Хлодвигом и франками. Духовенство и миряне. Организация монастырей. Духовенство, папа римский, епископ, монах, монастырь, миряне, аббат, пергамен, скрипторий |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Планируемые результаты | ||
предметные | формируемые умения (универсальные | ||||||
I. Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Фронтальная | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности | |||
II. Акту-ализация и проверка знаний | Опрос | – Покажите на карте место расселения франков. – Дайте характеристику системе государственного управления при Хлодвиге. – Какие законы существовали при Хлодвиге? – Каким образом рядовой свободный человек мог попасть в зависимость от знати? – Объясните смысл военной реформы Карла Мартелла. К каким изменениям – Как возникла Папская область? | Отвечают на вопросы, приводят примеры | Фронтальная | Характеризуют систему государственного управления при Хлодвиге, читают историческую карту с опорой на легенду, дают оценку военной реформе Карла Мартелла | Личностные: проводят осмысление социально-нравст-венного опыта предшествующих поколений. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Ответы на вопросы |
Терминологический диктант | Класс делится на три варианта, каждому из них дается исторический термин, изученный на прошлом занятии, которому необходимо дать определение. Термины: династия, титул, феодалы | Письменно дают определение историческому понятию | Индивидуальная | Дают определение терминам | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Терминологический диктант | |
III. Постановка учебных задач | Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи | Формулируют учебные задачи | Фронтальная | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи | Тезисный план | |
IV. Изучение нового мате- | Презентация по теме «Христианская церковь Средне- вековье» | Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах: – Церковь в эпоху раннего Средневековья представляла собой не только огромную политическую и экономическую, но и духовную силу. Церковь имела строгую иерархическую структуру. Ее главой был папа римский. Областями управляли епископы и архиепископы. Аббаты были руководителями монастырей. Богослужение в храмах вели священники. Служители церкви составляли особый слой в средневековом обществе – духовенство, все остальное население называлось мирянами. В этот период большое распространение получают монастыри. Монастыри – это религиозные общины. Во Франкском государстве их было около 250. Все монахи занимались хозяйственной деятельностью и молились. Долгое время монастыри были главными центрами науки, культуры и искусства. | Слушают учителя, ведут записи в тетради | Фронтальная | Понимают смысл понятий и терминов духовенство, монах, монастырь, аббат, пергамен, скрипторий; имеют представление о роли христианства в раннем Средневековье | Познавательные: анализируют и осознают факты и явления. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Личностные: проводят нравственно-этическую оценку изучаемого материала | Записи |
Работа с текстом учебника (с. 22–24) | – Кто в Средние века мог стать монахом? (Любой христианин мог посвятить жизнь только служению Богу, уединиться в пустынном месте и создать свою обитель.) – Что такое черное и белое духовенство? Каковы отличия между ними? (Белое духовенство – это священники, которым разрешалось иметь семью. Черное духовенство – это монахи, которые давали обет безбрачии. Свои названия эти категории людей получили по цвету своих одеяний.) – Каким образом у монастырей появились огромные земельные владения? (Часто верующие завещали монастырю свое имущество, чтобы там читали молитвы за упокой души завещавшего.) | Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно | Индивидуальная | Сравнивают положение и образ жизни служителей церкви (черное и белое духовенство) | Познавательные: самостоятельно сопоставляют факты, в том числе взаимно исключающие друг друга. Коммуникативные: строят понятные высказывания для участников образовательного процесса | Устные ответы | |
Работа (с. 23) | Предлагает изучить иллюстрацию в учебнике и ответить на вопросы: – Где, по вашему мнению, на этом плане находятся дворик, трапезная, кельи, хозяйственный двор с мастерскими, амбарами, конюшнями, птичником? Найдите и покажите сад, приют для странников, больницу, школу, библиотеку. Контролирует выполнение заданий | Показывают | Работа | Описывают средневековый монастырь на основе текста и иллюстративного материала учебника. Знают смысл понятий келья, трапезная | Личностные: принимают ответственность за общее дело. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности | Устные ответы | |
V. Первичное осмысление и закрепление знаний | Дискуссия | – Сохранилось предание о том, что | Формулируют ответы, приводят примеры | Фронтальная | Проводят доказательство тезиса, что союз короля | Познавательные: строят логическое рассуждение. Коммуникативные: выслушивают мнения других, аргументируют свою позицию | Аргументированные ответы |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Беседа | – Что мы изучали сегодня на уроке? – Какие вопросы вызвали у вас затруднения? – Каким образом вы их преодолели? – Что в новом материале вас заинтересовало? – Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают | Фронтальная | Личностные: следуют в поведении моральным нормам. Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала, оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Оцени-вание работы учащихся на уроке | |
Домашнее задание | Учебник, § 2; записи в тетрадях | Записывают | Индивидуальная |
Урок 4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПАД ИМПЕРИИ КАРЛА ВЕЛИКОГО
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений об образовании, устройстве и распаде империи Карла Великого; познакомить с понятиями граф, император, империя |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Планируемые | Предметные: усвоят понятия и термины граф, император, империя; знают основные события данного периода и их результат; применяют навыки работы с картой, показывают направления походов франков и завоеванные ими территории; составляют характеристику Карла Великого. Метапредметные: Познавательные: умеют осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, устанавливают связь между новым материалом и уже пройденным, владеют умением составлять конспект. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, проводят волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, составляют план действий для оптимального решения учебной задачи, адекватно оценивают свою деятельность, анализируют свое эмоциональное состояние. Коммуникативные: используют критерии для обоснования своего суждения, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации, слушают мнение других; умеют вести дискуссию. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности |
Образовательные | Карл Великий. Жизнеописание [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.vivl.ru/karl/karl.php Карл Великий [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Карл_Великий Франкское государство при Карле Великом [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.world-history.ru/countries_about/121/148.html |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Основное содержание темы, понятия и термины | Карл Великий. Внешняя политика при Карле I. Образование и распад империи Карла Великого. Граф, император, империя |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Планируемые результаты | ||
предметные | формируемые умения (универсальные | ||||||
I. Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Фронтальная | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности | |||
II. Акту-ализация знаний | Беседа по пройденному материалу | – Что такое империя? – Какие империи Древнего мира вы знаете? – Как первые правители германских королевств укрепляли свою власть? – Объясните причины распространения христианства в Европе. – На основе иллюстрации опишите устройство монастыря | Отвечают | Фронтальная | Познавательные: умеют осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал | Ответы на вопросы | |
III. Постановка учебных задач | Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи | Формулируют учебные задачи | Фронтальная | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи | ||
IV. Изучение нового материала | Рассказ учителя | – Роль Карла Великого в истории настолько значительна, что от его имени правители европейских государств стали называть себя королями, а династия, основанная еще его отцом, стала Каролингской. По свидетельствам современников, Карл обладал крепким телосложением и высоким ростом. По моде того времени он достаточно коротко стриг волосы, брил бороду и носил длинные усы. У него были светлые волосы и длинный нос. В быту он был непривередлив. Любил заниматься наукой, в совершенстве владел не только родным языком, но также латинским, знал и греческий язык, правда его он лучше понимал, чем изъяснялся на нем | Слушают рассказ учителя, делают записи в тетрадь | Фронтальная | Составляют характеристику Карла Великого | Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание Регулятивные: определяют последовательность действий с учетом конечного результата. Личностные: осознают свои возможности в учении | Записи |
Работа (п. 2, с. 27–28) | Предлагает прочитать о военных походах Карла Великого, после чего ответить на следующие вопросы: – Какие цели ставил перед собой Карл Великий? – Какими личными качествами он об-ладал? – Каких результатов он добился? (см. Приложение 1) | Формулируют ответы, приводят примеры | Фронтальная | Знают основные направления завоевательных походов франков, их цели и результат | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Регулятивные: проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: используют аргументы для обоснования своего суждения | Устные ответы | |
Презентация по теме «Империя Карла Великого» | Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 2). – Где происходила коронация Карла Великого? Кто совершал обряд? (Карл Великий был коронован в Риме, папа в храме возложил на его голову императорскую корону.) – Почему Карлу Великому понадобилось объявлять Франкское государство империей? (Новый титул Карла делал его равным императору Восточной Римской империи. Он хотел, чтобы его государство стало преемником Западной Римской империи.) | Слушают учителя, делают записи в тет-радях | Фронтальная | Раскрывают смысл понятий и терминов граф, император, империя; знают основные события данного периода и их результат | Познавательные: устанавливают связь между новым материалом и уже пройденным, владеют умением составлять конспект | Записи | |
Работа с картой (с. 18) | Предлагает изучить карту «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого» и выполнить следующие задания: – Покажите на карте направления основных походов Карла Великого в 768–814 гг. – Каким цветом на карте обозначены завоевания франков при Карле Великом? Покажите эти территории. – Насколько выросла территория Франкского государства за время правления Карла Великого? (По размерам Франкское государство теперь приближалось к Западной Римской империи.) | Изучают карту, отвечают | Работа | Читают историческую карту с опорой на легенду | Познавательные: осуществляют анализ объектов. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению | Самостоятельная работа | |
Работа (п. 4, с. 30–31) | Предлагает прочитать о Каролингском возрождении, после чего ответить на следующие вопросы: – Что такое Каролингское возрождение? (Подъем культуры, который переживало Франкское государство во время правления Карла Великого, историки назвали Каролингским возрождением.) – Каким образом Карл Великий пытался возродить культуру? (Карл Великий приглашал к своему двору образованных людей, приказал строить школы при больших монастырях, при его дворе было со-здано общество для научных занятий – «Дворцовая академия», велось строительство каменных дворцов и церквей.) | Формулируют ответы, приводят примеры | Индивидуальная | Знают, что такое Каролингское возрождение | Регулятивные: составляют план действий для оптимального решения учебной задачи | Ответы на вопросы | |
Рассказ учителя «Как и почему распалась империя Карла Великого» (см. Приложение 3) | – На какие государства распалась империя Карла Великого? Почему это произошло? (Империя Карла Великого распалась на три части, позднее на каждой из них образовались королевства – Франция, Германия и Италия. Это произошло потому, что между частями империи не существовало внутренних связей.) | Слушают рассказ учителя, формулируют ответы, приводят примеры, составляют конспект | Фронтальная | Знают основные события данного периода и их результат | Коммуникативные: умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Ответы на вопросы | |
V. Первичное осмысление | Дискуссия | Задает вопрос: – Выскажите свое мнение: заслуженно ли франкский король Карл получил прозвище Великий? Аргументируйте свой ответ | Формулируют ответы, приводят примеры, аргументируют свою позицию | Фронтальная | Дают оценку исторической личности | Коммуникативные: слушают мнение других, умеют вести дискуссию | Устный опрос |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | – Что мы изучали сегодня на уроке? – Какие вопросы вызвали у вас затруднения? – Каким образом вы их преодолели? – Что в новом материале вас заинтересовало? – Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние | Фронтальная | Регулятивные: адекватно оценивают свою деятельность, анализируют свое эмоциональное состояние. Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности | Оценивание работы учащихся на уроке | |
Домашнее задание | Учебник, § 3; записи в тетрадях | Записывают | Индивидуальная | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Карл Великий расширял территорию своего государства за счет ближайших соседей, хотя оправдывал свои завоевательные походы расширением христианского мира.
При Карле Великом государство франков пережило свой наивысший расцвет. Его территория значительно увеличилась за счет захваченных земель – Италии, области к югу от Пиренейских гор до реки Эбро и Саксонии.
Карл Великий, наряду с такими положительными качествами как трудолюбие, неприхотливость в быту, усердие, энергичность и настойчивость, был достаточно жестоким человеком. Всю жизнь он провел в завоевательных походах, где не проявлял снисхождения к местному населению. В подтверждение сказанному можно привести пример его жестокой политики по отношению к саксам:
• он принуждал население принимать христианство;
• ввел жестокие законы;
• за малейшее неподчинение королю, отказ от крещения или отречение от христианской веры грозила смертная казнь;
• в ответ на очередное восстание саксов Карл Великий приказал казнить 4500 пленных.
Он был хитрым политиком и в случае необходимости действовал с помощью лести и подкупа. Так, удержать Саксонию он смог лишь после того, как подкупил наградами и подарками знатных саксов.
Приложение 2
К концу правления Карла Великого франкское государство охватывало огромную территорию. Оно простиралось от среднего течения реки Эльбы, Богемских гор и Венского леса на востоке до Пиренеев на Западе, от границы Ютландии на севере до Средней Италии на юге.
В 800 г. Карл был провозглашен императором.
Для того чтобы удерживать в повиновении все расширяющийся слой зависимых крестьян, теряющих свои земли и свободу, а также многочисленные завоеванные народы, крупным землевладельцам необходима была сильная центральная власть. Именно этими причинами объясняется заметное усиление королевской власти.
Карл Великий дважды в год собирал совет, состоящий из высшей знати. С их согласия он издавал указы, касающиеся государственного управления. Контроль за работой органов местного управления (графами) осуществлялся с помощью «государевых посланцев», которые ездили по всей империи и следили за надлежащим выполнением королевской воли.
При Карле Великом была проведена военная реформа. Теперь служить в армии обязаны были лишь относительно зажиточные свободные землевладельцы, крестьяне же, объединив усилия, выставляли одного вооруженного воина от каждой деревни. Таким образом, крестьянство постепенно отстраняется от несения военной службы, это становится прерогативой высшего класса.
Приложение 3
КАК И ПОЧЕМУ РАСПАЛАСЬ ИМПЕРИЯ КАРЛА ВЕЛИКОГО
Империя Карла Великого была весьма непрочным политическим образованием. Объединенные племена подчинялись лишь силе оружия, внутри страны не существовало никаких экономических, культурных, этнических связей.
Карл Великий перед смертью разделил свою империю между сыновьями. Однако между наследниками не существовало согласия. В стране царили междоусобицы. Поэтому в 843 г. внуки Карла Великого в городе Вердене заключили договор о разделе империи на три части. По условиям подписанного документа Карл Лысый получал территории современной Франции, Людовик Немецкий – Германии, а старший внук – Лотарь – сохранял за собой императорский титул и территорию Италии.
Однако эти земли недолго сохраняли свое единство. Усиление крупных землевладельцев постепенно привело к тому, что они перестали нуждаться в сильной центральной власти и поддерживать власть королей.
В IX–XI вв. в Европе наступает период феодальной раздробленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Христианская церковь в раннее средневековье
Презентация. Урок истории. 6 класс....
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ : "ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ"
План-конспект урока истории в 6 классе....
Термины по теме "Христианская церковь в раннее Средневековье"
Термины по теме "Христианская церковь в раннее Средневековье" по курсу истории Средних веков 6 класса...
Христианская церковь в раннее Средневековье
Конспект урока "Христианская церков в раннее Средневековь" (Агибалова,Донской)...
Разработка урока по истории Средних веков в 6 классе на тему: «Христианская церковь в раннее Средневековье»
Разработка урока по истории Средних веков в 6 классе на тему: «Христианская церковь в раннее Средневековье»...
Христианская церковь в раннее Средневековье
Презентация к уроку по всеобщей истории в 6 классе "Христианская церковь враннее Средневековье"...
ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ИНСТИТУТ ПАПСТВА.
Технологическая карта урока со схемами к нему...