Личностно-ориентированное обучение на уроках истории и обществознания
статья по истории на тему

Целью данного метода, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности,  состоит в  создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с каждым учеником в отдельности, с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno-orientirovannoe.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОЬРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАЗАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ШАМОВА ЛЮДМИЛА МАКСИМОВНА

2017.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Одной из тенденций, определяющих реформирование школьного исторического образования, является переход к гуманитарно-ориентированному преподаванию, ведущей содержательной единицей которого становится метод познавательной деятельности.

Принятие личностной ориентации как определяющего вектора образования меняет понимание целей обучения, воспитания, развития. Образование предполагает гармонию государственных стандартов и личностного саморазвивающегося начала, а воспитание рассматривается как помощь личности в разностороннем развитии.

Идеи личностно-ориентированного образования проявляются на двух уровнях: обыденном и научном. С точки зрения обыденного сознания, личностный подход рассматривается как признание идеи уважения личности ребенка, индивидуализации образования, продуктивного партнерства, сотрудничества, диалога.

В науке личностный подход включает категории целей, содержания образования, методов обучения и конкретных технологий, деятельность преподавания и учения, критерии эффективности образовательного процесса.

Целью личностно-ориентированного образования является не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственного развития субъектов образовательного процесса.

Нынешняя социокультурная педагогическая ситуация обусловливает особую значимость ценностных ориентаций личности. На  первый план выдвинуты задачи по вычислению спектра социогуманитарных идей того ядра ценностей и приоритетов, которые станут основой новой стратегии мировосприятия. Этот этап в  историческом образовании характеризуется переходом от накопления знаний к их оценке.

Одна из основных задач обучения истории и воспитания историей – формирование нравственности и социальной активности людей. Раскрытие роли личности представляет собой путь осознания исторической миссии человека, его места в сегодняшнем и завтрашнем мире. Перестройка обучения в современной школе связана с реализацией принципа гуманизации, который закреплен как один из главных в законодательстве об образовании.

Школе принадлежит одна из главных ролей в выполнении этих задач, так как она во многом должна предвосхищать и опережать развитие общества, ориентироваться на социальную перспективу, готовить к восприятию мира в духе нового, гуманистического  по своей природе политического мышления. Суть гуманизации образования – создание необходимых условий для формирования активной деятельности личности, для реализации ее интересов и прав, выявления и развития способностей и дарований каждого ученика.

Гуманизация является ключевым элементом современного педагогического мышления, признающего личность учащихся высшей социальной ценностью. Мудрый Эм. Мунье говорил: «Личность – единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаем изнутри».

Чтобы занять определенную позицию, ученики должны соотнести свои ценности с ценностями других людей: авторов учебника, ученых, учителя, наконец, своих одноклассников. Все это требует от учащихся определенной активности, критического мышления, самостоятельности в принятии решений. При этом важно, чтобы на уроке была организована самостоятельная мыслительная деятельность учащихся.

Один из главных недостатков сегодняшнего преподавания истории в школе – это приверженность учителя к окончательным оценкам. Возникает иллюзия законченности познания, утрачивается ощущение движения человеческой мысли, забывается, что никто и никогда не сумеет написать «завершенную» историю и поставить последнюю точку в изучении прошедших событий. В этой связи в процессе изучения истории целесообразно создавать для учащихся ситуации выбора, что требует их ознакомления с различными, подчас альтернативными точками зрения на исторические процессы, факты, события, формирования умения отстаивать свою позицию по разнообразным проблемам истории.

Следует признать за учащимися право на собственное мнение, личную оценку исторических событий при условии ее серьезной аргументации. Надо предоставить возможность ученикам почувствовать свою причастность ко всему происходящему, повысить их интерес, помочь понять, что они полноправные члены общества и от них тоже зависит дальнейшее развитие общества.

В данном аспекте особое значение приобретает организация деловых и ролевых игр, где ученики на время чувствуют себя непосредственными участниками тех или иных событий, играют роли исторических личностей, персонажей и др.

Кроме того, можно добиться успехов в развитии индивидуальных способностей учащихся, внедряя диалогические формы общения учеников и учителя. Ведь диалог – это не фронтальный опрос, а совместное с учителем обсуждение проблемы. Диалог можно использовать на каждом этапе урока с целью активизации деятельности учащихся. Это может быть:

–        учебный диалог с элементами самостоятельного анализа источников;

–        решение нравственных проблем на базе исторических материалов;

–        установление исторических параллелей (обсуждение проблем в группах);

–        разыгрывание оценок;

–        ролевые игры;

–        театрализованное представление;

–        деловые игры;  

–        сопоставление различных точек зрения на события;

–        изучение дополнительной литературы.

Сегодня важно отказаться от излишне политизированной части истории. Когда на уроке в основном излагаются факты, а аналитической информации мало, тогда активизируется мыслительная деятельность учащихся, приводится в действие их творческий потенциал.

Анкетирование учеников выпускного класса показало, что эти формы работы ими особенно ценились, так как давали возможность каждому высказать собственное мнение при обсуждении проблемы в небольшой группе, учили слушать и понимать мысль товарищей, защищать свою точку зрения в споре с другими учащимися.

В процессе изучения истории важно привить школьникам вкус к рассуждениям, анализу явлений, поиску объяснений тех или иных процессов. В этой связи представляется неоправданным все более широкое использование тестов, которые подменяют живой процесс познания истории формализованными упражнениями.

При изучении истории мы не должны отказываться от информационного подхода к истории, но наряду с ним надо использовать и цивилизационный подход. При этом весьма важно, чтобы сама информация и задания к ней требовали от учащихся не простого воспроизведения материала, а умений сравнивать, обобщать, высказывать свою позицию и отстаивать ее.

Какова технология реализации принятых положений на практике? Очень часто материал дорабатывается учащимися дома. Вот почему более приемлема следующая технология в преподавании истории. Опрос в том виде, в каком он существует в комбинированном уроке, у нас отсутствует. В начале урока следует небольшая вводная беседа – разминка типа «Какую историю мы изучаем? О чем она? Какую тему сейчас проходим?» Затем – краткая установочная беседа и задание для самостоятельной работы на уроке. Детей необходимо настроить изучать новый материал на уроке, а не дома. Работу следует организовать так, чтобы прием информации (так можно назвать первый этап урока, будь то самостоятельная работа с учебником, документами или рассказ учителя) был бы меньшим по времени. Второй этап, состоящий из анализа, обсуждения материала, высказывания точек зрения учениками и их обоснования, делают продолжительным с тем, чтобы вовлечь большее количество учащихся в обсуждение и совместнуюмыслительность. Учащимся самим приходится анализировать, сравнивать, давать оценки тем или иным событиям или личностям, искать свою позицию и отстаивать ее. Делать это довольно трудно. Но из урока в урок, от темы к теме, из года в год они овладевают этими умениями. Главное внимание при ответах учеников учитель должен уделять не «правильности» позиции ученика, а ее аргументированности. Ученики должны научиться откровенно и аргументированно высказывать свою точку зрения. Главное – научить мыслить самостоятельно, критически свободно, творчески, иметь «свое лицо».

Большую роль в личностно-ориентированном обучении учащихся играет методика сотрудничества и сотворчества с учениками, нацеленная не на создание новых форм обучения, а на более полное и качественное использование уже существующих. Данная методика предназначена для работы в 9–11 классах, где, как известно, работа учителя сопряжена с наибольшим количеством трудностей. Для этой возрастной группы необходимо использовать, кроме уроков-зачетов, уроки сотрудничества и сотворчества, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки – пресс-конференции, уроки-диспуты и др. Использования уроков-лекций и уроков-семинаров помогает осуществить преемственность форм и методов обучения в школе, вузе, готовит школьников к новой ступени освоения знаний.

Одним из методов сотрудничества и сотворчества учителей с учениками является анкетирование-тестирование учащихся с целью выявления их мнений об уроке истории вообще и об отдельных его этапах.

Важно также привить ученикам умение рецензировать ответ сотоварища. Это еще одна возможность лучше узнать предмет. Кроме этого, рецензирование помогает ребятам доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения, что отнюдь немаловажно для становления личности.

Как показывает практика преподавания, главным источником информации выступает учитель, который знакомит школьников со своей интерпретацией истории. Между тем, исходя из объективных тенденций развития общества, наиболее значимой должна стать организация самостоятельной работы учащихся с историческим источником, что позволит им создать собственную версию истории.

Сегодня можно выделить наиболее важные профессионально-педагогические умения учителей истории:

–        определять уровень личностного развития учащихся (сформированности их личностных функций);

–        ставить педагогические цели разной масштабности с учетом гуманитарных возможностей изучаемой темы;

–        видоизменять формы проведения урока, учебные задания и виды  деятельности учеников с учетом поставленных перед уроком личностно-развивающих задач;

–        использовать разнообразные гуманитарные факторы обучения истории: побуждать школьников к осмыслению философско-мировоззренческих выводов на основе изучаемого материала, создавать педагогическую ситуацию с методологическим, нравственно-эстетическим содержанием, применять дискуссионные формы обучения, проявлять высокую культуру, личное обаяние, эрудицию при изложении материала, поддерживания тем самым высокий авторитет исторических знаний, идей, принципов и др.

В качестве одного из средств, помогающего «оживить» общение ребят с историей, увлечь и заинтересовать весь класс в целом и каждого ученика в отдельности может выступать использование системы познавательно-развивающих вопросов.

Составлять эти вопросы следует таким образом, чтобы, во-первых, их с нетерпением ждали ученики, во-вторых, не ответить на некоторые совсем было бы просто невозможно, и наконец, в третьих, даже неправильный, неточный ответ не понижал, а напротив, повышал познавательную активность ученика.

Несмотря на трудности, учитель должен формировать у учащихся целостную систему знаний об истории Отечества и мира, а также о человеке и обществе на разных этапах развития цивилизации. Видимо так можно определить  стратегию деятельности учителя истории и обществознания. Учитель может через собственную систему ценностей решить, какая историческая концепция наиболее точно отвечает его взглядам, его собственному мировоззрению и пониманию истории в целом.

Особенно удачны для развития личности ученика внеклассные формы работы. Опыт проведения различных игр («Звездный час», «Колесо истории», «Умники и умницы») показывает, что организация игровой деятельности способствует изучению материала, его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения школьников. В практике преподавания широко используют игры-состязания по типу: «Назови дату, событие», «Знаете ли вы?», «Кто сказал», «Что, где, когда?» и др.

Большие возможности для личностно-ориентированного обучения в процессе изучения истории открываются в организации и проведении Недель по предмету. При планировании Недель истории в мероприятия были  включены: «День дублера», выставка рисунков, диаграмм, спорных конспектов, схем, планов – «История глазами учеников», викторины, игры, конкурсы на лучшую стенгазету, радиогазету, конкурс на лучшее сочинение, игры, театрализованные представления с историческими персонажами и др.  

Одной из форм внеклассной работы является краеведение. Краеведение как народное знание о своих родных местах зародились в далеком прошлом. У всех народов мира во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлую и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям.

Важное место в процессе социализации личности предоставлено обществознанию, которое является необходимым условием оптимальной социализации личности, содействует вхождению личности в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открывает и утверждает уникальное неповторимое собственное «я» человека.

Различие между обществоведческим образованием и историческим образованием вытекает из различия двух групп общественных наук. Первую группу составляют собственно исторические науки, которые изучают события прошлого человечества в их индивидуальном облике и многообразии. Общественные науки изучают существующую действительность, преимущественно в обобщенном виде. Первое дает, как правило, «вертикальный», второе, главным образом, «горизонтальный» срез развития общества.

Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет.

Только знание особенностей возраста и изучение непосредственных и потенциальных интересов ребенка позволяет строить личностно-ориентированное содержание обучения. Если обратиться к минимуму содержания обществоведческого образования в основной и полной средней школе, то мы обнаружим, что среди его компонентов имеются такие, без которых не может обойтись ни один человек в период своего личностного становления.

Таким образом, современное содержание обществоведческого образования уже не сводится к чисто социологическим, экономическим или политико-правовым аспектам, оно включает актуальные для учащихся элементы, способствующие их социокультурному личностному самосознанию.

Значимость современных обществоведческих знаний особенно возрастает в связи с происходящими в стране и мире изменениями, оказывающими нередко негативное влияние на самоощущение растущего человека. Без обществоведческого образования невозможно в полной мере выполнить требования закона о формировании гражданина, интегрированного в современное общество. Решение этой задачи предполагает усвоение учащимися гражданской культуры, которая включает в себя и политическую, и правовую, и экономическую и нравственно-патриотическую составляющие. Правовая культура является важнейшими компонентами общей культуры современного человека. Обязательный минимум содержания обществоведческого образования выпускников школы включает знания, касающиеся и политико-правовой сферы. Сегодня в обществе весьма высок престиж правовых знаний. Превращение нашей страны в правовое государство невозможно без преодоления правового нигилизма граждан, ущербности правосознания многих из них.

Изучение правовых знаний помогает молодежи лучше разбираться в общественных отношениях, значительная часть которых регулируется нормами права, создает условия для адекватной реакции на события общественной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное обучение на уроках истории и обществознания

Данный материал   по проблеме личностно-ориентированного обучения на уроках истории и обществознания. Он позволяет  рассказать о том, как педагог применяет на своих уроках личностно-ори...

Обобщение опыта по использованию личностно – ориентированного развивающего обучения на уроках истории и обществознания.

Данная работа посвящена обобщению опыта работы по использованию личностно - оринтированного развивающнго обучения на уроках истории и обествознания.Разработки уроков прилагаются....

Применение личностно–ориентированных технологий обучения на уроках русского языка в коррекционном ОУ

Статья отражает основные педагогические принципы личностно-ориентированного подхода к учащимся коррекционной школы VI вида. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого отношения, особо...

« Личностно - ориентированное развивающие обучение на уроках географии »

Ведущим в организации учебно-воспитательного процесса является личностный подход, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики -личности со своим миром чувств и переживаний. Это и...

Исследовательская работа учителя "Модели личностно-ориентированного обучения на уроках истории и обществознания"

Материал помогает учителю овладеть навыками личностно-ориентированного обучения...