Использование современных образовательных технологий на уроках истории
статья по истории на тему

Шаферова Валентина Федоровна

Какие современные педагогические технологии, используемые на уроках истории, помогут повысить мотивацию к изучению истории и качеству образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шаферова В.Ф.

Использование современных образовательных технологий

на уроках истории

Л.Н.Толстой сказал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать». И с самых первых дней работы в школе, я поняла, что это действительно так. Современные дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою жизнь очень важно! Сегодня в качестве главного результата выступает готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи, учитель должен переходить на развитие ключевых  компетенций у обучающихся, которые и будут основой развития его личности.

Важно, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Здесь следует рассмотреть несколько технологий.

1. Педагогическая технология развивающего обучения.

Элементы технологии развивающего обучения апробированы и используются во всех классах используются рабочие тетради по истории, праву и обществознанию. В тетрадях предусмотрен широкий спектр развивающих заданий:

  • шифрограммы;
  • кроссворды;
  • логические задания;
  • контурные карты;
  • работа с документами, составление схем и таблиц, пакеты с ошибками;
  • составление рассказов и сказок;
  • работа с датами и понятиями;
  • задачи на соотнесение событий, дат, имен;
  • решение логических и практических задач.

За период апробации данный метод работы показал, что использование рабочих тетрадей в комплексе с учебно-методическими материалами дают высокие положительные результаты:

  • разнообразие в применяемых методах, приемах и формах обучения;
  • повышение качества усвоения материала;
  • способствует накопляемости оценок;
  • происходит 100% охват учебной деятельностью всех учащихся на уроке и при выполнении домашнего задания;
  • повышается интерес к предмету среди учащихся;
  • позволяет экономить учебное время, как учащимся, так и учителю;
  • развивает логику, мышление, устную и письменную речь.

Кроме рабочих тетрадей, мною готовятся тесты, логические, проблемные и практические задания.

2. Педагогическая технология проблемного обучения.

На уроках истории и обществознания распространенным методом активизации учащихся, развитию их логического мышления является постановка проблем на уроках различного типа. Апробированы и используются проблемные методы обучения на лекциях. Данный метод (озадачивание), сводится к тому, что я ставлю перед учащимися проблему: вопрос или систему вопросов. Ставлю проблему с помощью графиков, чертежей, рисунков, сравнительных таблиц.

Работа над проблемой проходит успешно лишь в том случае, когда возникает проблемная ситуация, т.е. когда учащиеся испытывают интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы.

В ходе апробации данной технологии мною установлены основные направления в решении проблемы:

1. Проблему решает педагог (сам ставит проблему и сам ее решает, излагая лекционный материал).

2. Генераторы-критики (учащиеся делятся на две группы, первая генераторы - дают большее число вариантов решения проблемы, вплоть до фантастических. Вторая группа, получая эти предложения, выбирает наиболее подходящее). В данном виде работы учащиеся могут вывести то или иное правило, закономерность, причинно-следственную связь, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям.

3. Лекции - беседы (я ставлю перед учениками проблему и предлагаю им решить ее совместно).

4. Работа малых групп (альтернативы), (я излагаю проблему и даю возможность высказаться нескольким учащимся, каждая группа защищает свою точку зрения).

5. Малые группы (ваше решение проблемы), (после короткого обсуждения каждая из групп предъявляет в письменном виде свой вариант решения).

6. «Мозговой штурм» (заполнение мнений по проблеме на карточках, а учитель оглашает наиболее распространенные мнения, приводит и доказывает правильный ответ, обращает внимание на способность учащихся к практическому анализу собственных суждений).

Все эти приемы проблемного обучения используются мною на лекциях, семинарах, диспутах. Апробация данной технологии проводилась на уроках истории и обществознания, начиная с 5 класса, например:

5 класс - «Греческие полисы и великая колонизация»;

- «Афины и Спарта»;

- «Пелопоннесская война».

6 класс - «Столетняя война»;

- «Классы и сословия средневековой Европы».

7 класс - «Эпоха дворцовых переворотов ХУ111 века».

8 класс - «Реформы и контрреформы XIX века».

9 класс - «Гражданская война в России в 1918 - 1920 г.г.».

10 класс - «Смутное время».

11 класс - «Альтернативы послевоенного развития СССР и другие». Применяя данную технологию в процессе обучения, я пришла к выводу, что она помогает мне научить учащихся:

  • отстаивать свою точку зрения, отстаивать свое мнение;
  • развивать мыслительную деятельность;
  • искать альтернативные варианты и различные суждения и точки зрения;
  • анализировать, сопоставлять учебный материал;
  • делать выводы, обобщения и сравнения;
  • готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, части «С».

3. Педагогические игровые технологии.

Игра позволяет учащимся в непринужденной форме усвоить необходимый материал.

Это повторительно-обобщающие уроки по истории Древнего мира:

(урок «Путешествие в страну Хаппи», «По Великому шелковому пути», «В поход с Александром Македонским» и другие).

Уроки по истории русской культуры:

- «Древнерусская культура IX - XII веков»;

- «Культура России в ХУП веке»;

- «Литературно-музыкальный салон XIX века» и др.

Игровая технология дает положительные результаты, так как:

1. Вовлекает всех учащихся класса в процесс обучения.

2. Позволяет учащимся быть непосредственными участниками игры.

3. Создает образное восприятие учащимися исторических событий.

4. Позволяет учащимся раскрепоститься психологически.

5. Помогает учащимся лучше запомнить учебный материал.

Мой опыт использования игровых технологий показал, что учащимся такие формы обучения нравятся, они способствуют повышению интереса к предмету.

Классификация исторических игр:

I. Деловые:

1. Обсуждение.

2. Исследование.

3. С элементами ретроспективы.

II. Ретроспективные:

1 .Ролевые (театрализованные представления,

театрализованные игры, проблемно-дискуссионные

игры).

2.Неролевые (конкурсные игры).

III. Тренинговые:

1. Настольные.

2. На основе заданного алгоритма.

3. Сюжетные.

На основе игровых технологий для 5-6 классов по истории древнего мира и истории средних веков разработаны рабочие программы блочно-тематического типа.

4. Технология уровневой дифференциации.

В стандарте исторического образования предусмотрены два уровня овладения знаниями: базовый и выше базового.

В данном направлении осуществляется работа на уроках и во внеурочной деятельности. Разработаны уроки зачетного типа, где предусмотрены комплексы заданий по двум уровням. Дозировка домашнего задания предусмотрена на базовый уровень и выше базового уровня.

При работе по данной технологии мною ведутся диагностические карты, в которых отслеживаются способности учащихся, усвоение ими

учебного материала, оценки за выполнение работы, а также все пробелы в их знаниях (даты, понятия, работа с документами, знание фактического материала и т.д.). Ведение диагностических карт помогает отследить динамику усвоения знаний и своевременно ликвидировать недостатки.

По итогам диагностики с учащимися разных уровней проводятся дополнительные занятия по ликвидации пробелов (со слабоуспевающими учащимися) и углублению и расширению знаний (с одарёнными детьми).

5. Технология коллективного способа обучения.

Данная педагогическая технология позволяет использовать такие виды обучения как практические работы, практикумы, лабораторные работы, работу по анализу исторических документов. Положительным элементом применения данной технологии обучения является тот факт, что здесь в работу включены одновременно все учащиеся класса. Этот способ обучения используется  при работе с учащимися с 5 по 11 класс при работе:

  • анализ документов;
  • составление синхронистических таблиц;
  • составление сравнительных таблиц;
  • составление исторических портретов;
  • работа с памятками-алгоритмами;
  • работа с учебником;
  • работа в группах, парах.

6. Современные информационные технологии.

В настоящее время необходимостью является то, что учащиеся, особенно выпускники, должны быть подготовлены к жизни в обществе современных информационных технологий.

I этап - пропедевтический (5-6 классы). На данном этапе происходит:

знакомство с компьютерными учебниками по истории,

обществознанию;

формирование умений работы с дисками, дискетами для

извлечения необходимой информации к урокам;

формирование информационной культуры;

тестирование учащихся.

II этап - курс основной школы (7-9 классы). Здесь предполагается:

создание презентаций по истории России;

использование графических работ (графиков, диаграмм);

использование мультимедийных технологий.

III этап - профильное обучение (10 - 11 классы). На данном этапе предусматривается:

обработка информации при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию;

проектная работа учащихся;

научно-исследовательская деятельность учащихся.

7. Проектная деятельность.

Цель применения данного вида деятельности:

  • развитие инициативности учащихся;
  • развитие способностей учащихся заниматься исследовательской деятельностью;
  • построение учащимися теоретических моделей;
  • созидательная деятельность учащихся от постановки целей и задач до их реализации и получение определенного результата;
  • умение решать конкретные проблемы.

Общим результатом моей работы является положительная динамика качества знаний, умений и навыков по истории и обществознанию в течение последних лет. Уровень успеваемости по истории составляет 100%; процент качества колеблется от 50 до 90 %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС

Данный материал будет интересен истории и обществознания, так как в нём показаны все положительные моменты использования  кейс- технологиии....

Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания

В данной статье представлены современные образовательные технологии использование которых необходимо при реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания....

Статья " Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы"

Статья в научно-методическом журнале  "Образовательный альманах", г.  Екатеринбург  выпуск № 4 от 14 апреля 2021г....

«Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания»

Выступление на педсовете «Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания»...

Использование современных образовательных технологий на уроках истории

В настоящее время ,в системе современного образования,  на уроках учителю необходимо использовать различные инновационные технологии,т.к. это влияет на эффективность учебного процесса и познавате...