Республиканские проекты
проект по истории на тему

Калимуллин Айрат Азатович

Научный интерес проявляю в области изучения татарской просветительской мысли, в частности перевод старо - татарских рукописных книг конца XIX-начало XX века. Перевод книги Мурада Рамзи являеться первым моим шагом в области изучения татарского этногенеза. Свой труд широко изпользовал в различных конференциях,конкурсах республиканского значения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл murad_ramzi.pptx1.68 МБ
Файл tezisy_k_issledovatelskoy_rabote.docx20.13 КБ
Microsoft Office document icon proekt.doc185 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Межрегиональная научно-практическая конференция « Ватаным Татарстан» тема « Мурад Рамзи -жизнь и наследие» Респулика Татарстан Кайбицкий мунициальный район « МБОУ Старочечкабская ООШ» Научный руководитель: Каллимуллин Айрат Азатович Автор проект: Хасанова Язиля 2018

Слайд 2

Мурад Рамзи-историк,знаток религии,переводчик,философ . Видный представитель мусульманской науки и религии, один из крупнейших татарских богословов и татарский историк, автор двухтомного исторического произведения « Талфик ал- ахбар », посвящённого истории Казанского края, татар, проживавших в царской России. В этом сочинении Мурад Рамзи впервые после Шигабутдина Марджани предпринимает аналогичную попытку составления истории татарского народа с древнейших времени до современных для автора дней. Делегат 2-го Всероссийкого съезда мусульман.

Слайд 3

Выставка посвещенная Мураду Рамзи 2016 в мечети Кул -Шариф

Слайд 5

Собрание сведений из прошлых событий Казани, Булгара и татарских царей

Слайд 6

Научное наследие ученого Мурада Рамзи в наши дни. Научное наследие учёного Мурада Рамзи , сохранившегося до наших дней

Слайд 7

Мои некоторые переводы книги Мурада Рамзи История российских мусульман после присоединения Казанского ханства к России в работе М. Рамзи В четвертой главе рассказывается, о том, что случилось с населением Казани, но и всего мусульманского народа после их присоединения в российское государство . Содержание этой главы состоит из следующих пунктов: 1. Шестой раздел о России (113 стр.). 2. Завоевание Россией Сибири (140 стр.). 3. Ермак Тимофеевич (143 стр.). 4. Захват восточных сторон реки Кама и городов Башкирии и события произошедшие после захвата (148 стр.). 5. Крещение инородцев (168 стр.). 6. Лука Канашевич (170 стр.). 7. Рассказ шейха Фахрутдина Нурлатыя (173 стр.). 8. Исламский суд (174 стр.). 9. Отношение Екатерины II на события этого суда (179 стр.). 10. Первый муфти – Мухаммаджан (181 стр.). 11. Второй муфти – Абдуссалям бин Абдуррахман (182 стр.). 12. Третий муфти – Абдульвахит бин Сулейман (182 стр.). 13. Четвертый муфти – Мирза Салимгарай (183 стр.). 14. Дух ислама и фанатизм мусульман (189 стр.). 15. Послание (письмо) против ислама (197 стр.). 16. Смерть муфтия Мирза Салимгарая (224 стр.). 17. Переписка Н.К. Ильминского с Обер-прокурором Победоносцевым (225 стр.).

Слайд 8

Татарские историки: Шигабутдин Маржани и Мурад Рамзи

Слайд 9

Общественная жизнь Мурада Рамзи потверждается тем, что он был участником второго съезда российских мусульман

Слайд 11

Изучив его труд « Тальфикуль акбар » пришли к мнению, что учёный Мурад Рамзи был сторонником кадимизма . Это потверждает богатый библиографический список преведенные в его книге, а также его отношение к накшбандийского тариката .

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тезисы к исследовательской работе на тему:

 Мурад Рамзи – жизнь и наследие

    Становление Мурада Рамзи, как историка происходило в конце XIX – вначале XX в. В то время, когда шел подъем к знаниям по истории своих предков у татар. Мурад Рамзи – выходец из простой крестьянской семьи. Он получил классическо-татарское образование у себя в деревне. Далее он совершенствовал свои знания в различных исламских мусульманских учебных заведениях. Однако многое зависело и от самого ученого. Хочется отметить, что началом исторических исследований Мурада Рамзи, послужило влияние другого татарского историка и богослова Шигабуддина Марджани. Он, неоднократно, приводил в доказательство своих слов цитаты из его книг. Конечно же, есть мнения, касающиеся тех вопросов о компилятивности работы Мурада Рамзи. Но в более подробном изучении его исторического труда приводит к мнению, что концепции Ш. Марджани и Мурада Рамзи о возникновении становлении и развитии татарского народа отличаются. Что и доказывает  пользу, приносимую от его исторических исследований.

    Актуальность темы: Изучение творчество Мурада Рамзи и особенно его исторического труда представляет  огромный интерес, тем которым интересуются с творчеством Шигабутдина марджани или Хусаина Фаизханова

    Целью работы : является выявление и оценка вклада Мурада Рамзи в дело изучения истории татарского народа

  Из поставленной задачи вытекают следующие исследовательские задачи: 

  1. Дать научную оценку деятельности историка Мурада Рамзи
  2. Показать для широкой общественности  Мурада Рамзи как личность внесший весомый вклад в просветительскую мысль татарского народа.
  3. Территориальные рамки исследования: охватывают Волго-Уральский регион, с которым связана жизнь и деятельность Мурада Рамзи, а также которому посвящена исследуемая нами работа историка.
  4. Научная новизна исследования: Мурад Рамзи один из ярких представителей татаро-философской мысли рубежа XIX – XX вв. Интерес к его работе начал проявляться в исследовательской среде сравнительно недавно но, несомненно, его работы можно ставить в один ряд таких известных личностей как Шигабутдин Марджани, Ризаэтдин фахретдин, Хусаин Фаизханов.

    Особенно актуальная, в наше время, стоит задача по изучению рукописных сочинений татарских мыслителей XIX – начало XX века. До настоящего времени многие произведения татарских просветителей, в том числе и М. Рамзи, не переведены на современный татарский и русский языки.

    Это не дает полной картины развития татарской исторической мысли вообще и просветительской в частности. Значение исторического наследия М. Рамзи для татарской культуры велико и неоценимо. Его творческая деятельность свидетельствует о честном служении своему народу. Он пытался приобщить современным достижением цивилизации и мусульманскими ценностями прошлого, русской и восточной культур и его книга останется крупным вкладом в историю, не только татарской, но и всей исторической мыслей в России.

                                             

                                                 



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1.  ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАТАРСКОГО ИСТОРИКА И БОГОСЛОВА МУРАДА РАМЗИ

  1.  Биография Мурада Рамзи

1.2. Религиозные и научные сочинения Мурада Рамзи: общая характеристика

2. СОЧИНЕНИЕ М. РАМЗИ («СОБРАНИЕ СВЕДЕНИЙ ИЗ ПРОШЛЫХ СОБЫТИЙ КАЗАНИ, БУЛГАРА И ТАТАРСКИХ ЦАРЕЙ»)

2.5. История российских мусульман после присоединения Казанского ханства к России в работе М. Рамзи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                   ВВЕДЕНИЕ

На рубеже XIX - ХХ вв. среди тюркоязычных народов Российской империи под влиянием модернизационных процессов наблюдается активизация интереса к изучению своего прошлого, происхождения народа с учетом достижений науки того времени. Рост самосознания народов пробуждает интерес к прошлому у татар, башкир, казахов и других народов. Именно этим можно объяснить появление целой плеяды оригинальных татарских исследователей, ученых - историков: Ш. Марджани, Х. Фаизханова, Х.-Г. Габаши. К ним можно по праву отнести и имя Мурада Рамзи, чья работа сразу же после публикации была запрещена к распространению и на долгое время была забыта. Все они сделали огромный вклад в достижении татарской исторической науке. Ученый-ориенталист Н.Ф. Катанов 15 ноября 1911 года, выступив на заседании общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, сказал: «Татары интересуются историей тюркских племен». К плеяде выдающихся татарских историков заслуженное место должен занять богослов и татарский историк Мурад Рамзи. Он сумел внести существенный вклад в изучении национальной истории и культуры. Он был одним из преподавателей накшбандийского тариката, крупнейшего течения среди суфийских кругов. Большой авторитет среди современников он приобрел, написав двухтомную книгу под названием («Сборник известий из пршлых событий Казани, Булгара и татарских царей»). В этой книге приводится описание историй, этнических процессов и становление государств тюрков и непосредственно связанных с ними народов. Далее приводится становление, развитие и упадка государственности тюрко-татар и взаимоотношение с Российским государством до сегодняшних дней. Работа историка отличает привлечение восточных и западных источников. Данная работа Мурада Рамзи стала кульминацией его научной деятельности, и снискал авторитет среди российских мусульман. Ученый понимал что, в особом значении формировании нового самосознания татарского народа, требуется восстановления и развития исторической науки. Поэтому достижения татарских историков того времени представляет собой особую ценность. Поскольку эти исторические работы, имеют оригинальные решения задач. Не исключением являлся и Мурад Рамзи, хорошо разбираясь в различных языках, он имел доступ ко многим источникам, которые хранились в библиотеках Средней Азии, Саудовской Аравии. Жизни ученого была многогранна и весьма нелегкой. Испытания, которые ему пришлось пройти, старания, старания, стремления, взлеты, падения его тернистого жизненного пути. Ведь Мурад Рамзи жил в неспокойные времена, войны и множеств революций во всем мире. Куда только не забросила его жизнь? Из обычной татарской деревни он приехал в Казань учиться, побывал во многих города исламского мира, и умер в одном из районов Китая. Конечно же, сам он был активным участником распространения культуры, и образования своего народа. Религиозный деятель пытался сохранить, защитить свою нацию и религию. Человек, который достоин того, чтобы на него обратили внимания.

Актуальность темы: Изучение творчество Мурада Рамзи и особенно его исторического труда представляет  огромный интерес наряду, тем которые интересуются с творчеством Шигабутдина марджани или Хусаина Фаизханова

Целью работы является выявление и оценка вклада Мурада Рамзи в дело изучения истории татарского народа

Из поставленной задачи вытекают следующие исследовательские  задачи: 

  1. Дать оценку деятельности историка Мурада Рамзи
  2. Показать для широкой общественности  Мурада Рамзи как личность внесший весомый вклад в просветительскую мысль татарского народа.

Объектом исследования выступает исторический труды Мурада Рамзи («Сборник известий из прошлых событий Казани, Булгара и татарских царей»), написанный в 1908 году.

Предметом исследования — исторические воззрения ученого.

Хронологические рамки исследования: период жизни ученого с 1896 года по 1914 год.

Территориальные рамки исследования: охватывают Волго-Уральский регион, с которым связана жизнь и деятельность Мурада Рамзи, а также которому посвящена исследуемая нами работа историка.

Научная новизна исследования: Мурад Рамзи один из ярких представителей татаро-философской мысли рубежа XIX – XX вв. Интерес к его работе начал проявляться в исследовательской среде сравнительно недавно. Но несомненно его работы можно ставить в один ряд таких известных личностей как Шигабутдин Марджани, Ризаэтдин фахретдин, Хусаин Фаизханов.


Глава 1. Жизнедеятельность татарского историка и богослова Мурада Рамзи

  1. Биография Мурада Рамзи

 Татарский историк и мусульманский богослов Мурад Рамзи родился 25 декабря 1855 года в деревне Альметьево Мензелинского уезда Уфимской губернии[1].

По сведениям директора Музея исламской цивилизации (мечеть Кул Шариф) Н. Г. Гараевой, отец Мурада Рамзи Бахадуршах Абдаллах осиротел в раннем детстве и не получил хорошего религиозного  образования. Его мать происходила из семьи учителей и сама была богобоязненной и образованной женщиной. Она открыла у себя дома начальную школу для девочек. Она родила четырех детей, которым дали хорошее воспитание. С шести лет М.Рамзи уже начал учиться в школе (дома) своей матери. Там он научился читать и писать, а также получил первоначальные религиозные знания[2].

В восемь лет он поступил в медресе деревни Альметьево. Шейх Хасан ад-Дин (дядя со стороны матери) был его наставником. Он был учеником известного религиозного деятеля Исмаила Кышкари. Мурад Рамзи был очень способным к знаниям. Уже в девять лет, он хорошо знал арабскую грамматику. Его дядя,  дав племяннику максимально возможные знания, посоветовал его родителям отправить Мурада в Казань, в медресе Шигабутдина Марджани, одно из авторитетных религиозных учебных заведений города Казани, которому он уже отправлял рекомендательные письма[3].

В Казани Мурад Рамзи долго не задерживается. Он отправляется в Центральную Азию в город  Бухару с желанием продолжить учебу. Но, добравшись до города Троицка, задерживается там на два года. В протяжении этого времени посещает медресе занятия муллы Шарафуддина и Мухаммадджана. Под руководством мулл он перечитал многочисленные известные религиозные труды, заново изучал логику и комментарии к сочинениям по логике. Потом только отправляется в Бухару. Его дорога лежала через город Ташкент, где Мурад Рамзи в течение двух месяцев ходил на занятия нескольких известных ученых того времени. В начале 1876 года Мурад Рамзи наконец-таки добирается до Бухары. Там он продолжает изучать калам. Но все же в Бухаре Рамзи надолго не задерживается, уже в 1876 году в начале весны возвращается в город Ташкент. Там он задерживается два следующих года, посещая занятия ученых Ташкента и окрестностей. В Ташкенте он нашел много книг по суфизму. Про святых, на арабском и персидских языках, и с большим желанием изучил все это[4].

 Мурад Рамзи после остановки в Ташкенте  решает путешествовать в Турцию, Египет и Хиджаз. Это, наверное, было связано с тем,  что молодой  Мурад  Рамзи не был удовлетворён  здешней  системой образованием. Если принять во внимание что Средняя Азия дала исламскому миру выдающихся ученых. То в XIX веке она была сплошь пропитана схоластикой, или можно сказать в нем царила  религиозной застой. А Мурад Рамзи хотел получить фундаментальные знания. Он хотел знать в совершенстве  арабский язык, и это могло ему дать только страны Ближнего Востока. Он отправляется в Индию со своими земляками. Там они остановились на три месяца, потом в начале 1876 года прибыли в Джидду (это крупный город и морской порт Аравийского полуострова). Посетив священный город Мекку и выполнив паломничество, Мурад Рамзи остановился в Лучезарной Медине, которая находится  в Османской империи. Там он прожил  четыре года. Он проводил время с  пользой: усовершенствовал свои знания по арабскому языку; изучал фикх (исламское право), хадисы (изречения пророка Мухаммада), тафсир (перевод и разъяснение Коран), науки изучающий шариат выучил наизусть Коран стал Коран хафизом ( то есть выучил весь Коран наизусть).

 Мурад Рамзи продолжил учебу в Мекке. Посещая занятия шейха Абд ал-Хамида ад-Дагистани, углубленно изучает хадисы пророка. Так же, посещает занятия и других известных ученых Мекки, того времени, по разным предметам.

В Медине и Мекке он продолжает упорно заниматься религиозными науками. Его интересовали книги по каламу (наука, изучающая ортодоксальный Ислам основанная на психологии и философии), хадису, тафсиру и фикху, так же любил читать биографические сочинения, интересовался историческими книгами, занимался стихосложением. Многих книг он перечитывал  несколько раз. Но его интерес  по суфийским книгам превосходил  остальные интересы. Он изучал труды Ибн ал-Араби,  Абд ар-Рахмана ал-Джами (известный знаток и комментатор учений Ибн ал-Араби)[5].

Мурад Рамзи в городе Медина приступает к работе над переводами с персидского языка на арабский язык, известных последователей накшибандийского тариката суфизма. Шейх аз-Завави был его духовным наставником, который нашел переводы Рамзи более удачными, чем переводы других ученых, и решил их издать. На средства шейха аз-Завави и соотечественников, переводы Мурада Рамзи были изданы в 1889-1990 годах в Мекке[6].

 Из числа земляков в Мекке было несколько шейхов-дервишей, несколько купцов, несколько шакирдов (ученики), изучавших науки. Последними из них был Абдарахман Джадид. Он занимался торговыми делами между Германией, Австрией и Турцией. Он временами бывал в Мекке и покупал там недвижимость. И там познакомился с Мурадом Рамзи и захотел закрепить с ним свои дружеские отношения родственными связями. Поговорив с ним, он привез в Мекку свою родную сестру Асму Шах-Мухаммад (родом из деревни Шепбаш Тетюшского уезда)[7]. В 1895 году Рамзи и Асма Шах-Мухаммад поженились. У них родился девять детей, но, к сожалению, четверо из них умерли уже в раннем детстве. Их родственник Юсуф Дебердеев приехал совершить хадж и поселился у Мурада Рамзи. И для семьи Мурада Рамзи он купил в Мекке дом.  Часть состоятельных татар приверженцев того или иного суфийского тариката (ордена) строили дома для единоверцев, которые отправлялись на Восток для обогащений своих духовных знаний общения с видными мусульманскими наставниками. Мухаммад  Юсуф  Дебердиев,  который купил дом для Мурада Рамзи, был крупным фабрикантом, а также талантливым поэтом и публицистом. Скорее всего,  Дибердеев принадлежал к одному из суфийских орденов и приобретал недвижимость в благотворительных целях.

 Мурад Рамзи много раз приезжал в Россию из Османской империи. Одной из причин это сбор исторической информации, для написания своего исторического труда. Совершенно нет сомнений, что он приезжал в родные места в 1896, 1902 годах – один, в 1904 году – с тремя детьми и женой, в 1907, 1909 – один, весной 1914 года – со всей своей семьей[8].

По воспоминаниям М. Рамзи, достаточно много раз ездил по России, собирал материалы, которые были нужны для завершения своего исторического труда; по этой причине он ездил в Восточный Туркестан (Западный Китай), поработал в архивах и библиотеках  различных городов. Труд, который принес Мураду Рамзи известность и признание как историк, был «Талфик аль-ахбар ва талких аль-асар фи вакаиги Казан ва Булгар ва мулюк ат-татар» («Собрание сведений из прошлых  событий  Казани, Булгара и татарских царей»). В этой работе он, впервые после Шигабутдина Марджани, использует аналогичную попытку составления истории татарского народа. С древнейших времени до современных дней. В Медине Мурад Рамзи становится последователем Накшибандийского тариката. Его шейхом в Медине был Мухаммад Мурад. В этом направлении он также получил большие успехи. После того как его наставник умер, по завещанию Мухаммада Мурада, Мурад Рамзи получил (иджаза) право преподавать религиозные знания.

К  трудам Рамзи принадлежат работы, которые посвящаются различным исламским вопросам, книги по арабской грамматике (сарф, наху, китаба, асват, тагбир, кыраат), многочисленные тафсиры, тюркский перевод Корана, комментарии Корану. Хорошо зная Коран, причины ниспослания аятов, и их трактовки, и отлично разбираясь в исламской психологии и философии. Он отчетливо понимал религиозной сложности своего времени. Много страниц  он уделил в своей книге «Мушаига хизбу-р-рахман ва мудафга хизбу-ш-шайтан» («О приверженцах партии «Ар-Рахмана» и защитниках партии шайтана».)[9], насчет этих вопросов.

Мурад Рамзи был не только известным алимом и историком, но и истинным патриотом своего народа. Для того чтобы собрать материалы для своей работы ему приходилось  многим жертвовать и идти на многие лишения. И революционных потрясений того времени, из-за антирелигиозной политики Российского государства, временами ему приходилось скрываться от властей, потому что, он подвергался преследованиям за книгу «Талфик ал-ахбар…». Во время Первой мировой войны он был вынужден жить под другим именем (Мурад Рамзи был поданным Османской империи). Но все равно историку не удалось избежать проблем, так как в 1915 году его, все же арестовали и отправили в Сибирь. Причина ареста была именно его книга «Талфик аль-Ахбар…», якобы его презренное отношение к Романовской династии, ненависть к христианским ценностям. Благодаря огромным усилиям самого Мурада Рамзи, и при помощи его родственников и коллег ему удается избежать ссылки и вернуться в Оренбург, к семье, которая тогда проживала там.

В годы революции и Гражданской войны, когда мусульманские народы России переживали самые нелегкие времена[10].  Рамзи был на Родине и хотел быстрее уехать из страны. Он знал, что его знания и труд окажут больше помощи за границей. Еще одно обстоятельство, которое его вынудило покинуть свои родные края. Связано с тем, что в то время большое количество Российской мусульманской интеллигенции вынуждено было кочевать в другие страны, дабы спасти свой интеллектуальный труд, а в некоторых случаях даже спасти свои жизни. Среди этой многочисленной интеллигенции был и Мурад Рамзи. Он смог это сделать только в 1919 году. Он поехал в город Чугучак (в настоящее время: г. Тачен, Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики), и работал там имамом и преподавателем религиозных знаний, где прожил  до своей смерти в апреле 1934 года.

Мухаммед Мурад Рамзи умер в возрасте 80 лет в 1934 году 2 апреля в Чугучаке, где и был похоронен[11].

1.2.        Религиозные и научные сочинения Мурада Рамзи:

общая характеристика

По мнению некоторых историков и богословов, личность историка Мурада Рамзи является одной из самых интересных в истории татарской богословии, и в татарском народе. Он был и татарским историком и мусульманским богословом. Его долгая жизнь полна интересными событиями и фактами. Он является одним из крупнейших исламских богословов из татар. Этому свидетельствует его труды.

Большую часть своей жизни М. Рамзи посвятил кропотливому и тщательному изучению классических трудов исламской науки[12]. В конце свой жизни он смог перевести Коран на тюркский язык. Он был понятен и уйгурам, и татарам и другим тюркоязычным народам. Также М. Рамзи составил комментарии к Священному Корану. На сегодняшний день Мурад Рамзи, в западной и арабской научной среде известен как, мусульманский ученый-историк, который является автором двухтомного исторического труда «Тальфик аль-ахбар…», посвящённого истории тюркских народов, живших в царской России (казахов, башкир, казанских татар, волжских булгар, ногайцев, узбеков) и ислама на огромных территориях Российской империи.  

Его успешно печатали в начале XXI века в городе Бейрут (Ливан) в известнейшем в Исламском мире печатном издании «Дар уль-Кутуб»[13]. Им пользуются в качестве научного источника в некоторых исламских учебных заведений Ближнего Востока. Экземпляр этой книги шейха Мурада Рамзи хранится в отделе редких книг библиотеки Университета короля ас-Сауда в Королевстве Саудовской Аравии.

 В Саудовской Аравии Мурад Рамзи прожил 36 лет. С 1878 по 1914 годов серьезно занимался изучением своей национальной истории на основе арабских источников.  Мурад Рамзи написал и опубликовал больше 15 научных трудов, также много стихотворных произведений и статей[14]. Все-таки большую известность ему принес двухтомный исторический труд «Талфик аль-ахбар ва талких аль-асар фи вакаиги Казан ва Булгар ва мулюк ат-татар» («Собрание сведений из прошлых событий Казани, Булгара и татарских царей»). Книга была опубликована в  Оренбурге в 1908 году[15]. Но он был запрещен царской цензурой, часть тиража был уничтожен. Часть книг сохранилась, и теперь мы можем оценить уровень научной мысли татарского историка. Но, к сожалению, интерес к трудам ученого первыми проявили заграничные учебные заведения, чем наши российские. Эта книга, которая написана на арабском языке, до сегодняшнего дня не переведена ни на русский, ни на татарский язык. Поэтому сочинение  остается недоступной широкому кругу исследователей и в целом для тех, кто интересуется своей национальной историей.

 Мурад Рамзи также известен своими трудами в области исламской теологии. Его безупречное знание арабской грамматики, тафсира (толкование Корана) и знание исламского права  давало ему возможность перевести книгу одного из известного ученого Восточного Ирана, Имама Раббани «Мактубат». Эта книга в оригинале написана на языке фарси. Имам Мурад Рамзи долгое время жил в Мекке и был членом Накшбандийского тариката[16]. Он имел иджаз (право преподавание исламских наук). После перевода книги «Мактубат», распространял между членами Накшибандийского тариката агиографическое сочинение  Вагиза  Кашифи (1463-1531г.г.) по "Рашахат гайн аль-хаят" («Капли источника вечной жизни»). Являясь, Коран Хафизом (мусульманин который знает Коран наизусть)  он не мог остаться в стороне по изучению Священной книги. Изучил достоверный перевод, который понятен для всего тюрк язычного населения, проживающего не только в Российском государстве, но и за ее пределами[17]. В тот период первым переводом Священного Корана на татарский язык был перевод педагога Бурхана Шарафа (1883-1942 г.г.).  Рукопись ещё одного перевода Корана, выполненного богословом Сунгатулла Бикбулатовым (1886-1955 гг.), также хранится в частных коллекциях и до сегодняшнего дня не стала объектом изучения. Третий перевод Корана сделал татарский богослов и историк Мурад Рамзи. В годы работы над переводом Священного Корана Рамзи находился в политической эмиграции, и из-за этого сведений об этом труде нет. Четвёртый перевод, принадлежит татарскому богослову Мусе Бигиеву (1875-1949 гг.). Перевод Бигиева был завершен, и набран типографским методом. Но распрастраненная в татарской прессе жесткая дискуссия о правомерности, с точки зрения Ислама, такого издания не дала опубликовать М.Бигиева: печатные формы были разобраны[18].

Хочется сказать, что исторический труд Мурада Рамзи оставил неоднозначное мнение у своих современников. Конечно же, такие великие имамы, ученые как муфтий Ризаэтдин Фахретдин говорил, что это достойный труд в освещении национальной истории татарского народа[19].  Представители татарской интеллигенции, а также являвшимся членами различных суфийских тарикатов с восхищением отзывались о его работе. Были и противники. Профессор Казанского университета Н.Ф.Катанов после прочтения этой книги говорил о компилятивности этой работы. Он тогда работал в Комитете по делам печати. Также он говорил, что она включает в себя известия не только по гражданской, но и по духовной истории царства Казанского Болгарского в связи с историей России. Но он также признал, что в нем хранится сырой материал, касающийся библиографической работы.

Но в то время когда татарская философская мысль начала только зарождается, в то время когда только началась создаваться татарская пресса. Такие ученые как Ш.Марджани[20], Х.Фаизханов, К.Насыри и наравне можно поставить и Мурада Рамзи пробили путь для научного изучения истории родного края. В начале XX века, когда Саратовской судебной палате признали тираж книги незаконным, и их сожгли. Сохранились несколько экземпляров и дожили до наших дней. И автор предисловия, Ибрахим Шамсуддин, указал на эти недостатки, которые были  в той книги вы пустившийся в 1908 году. И в частности он говорит, что после орфографической проверки присутствуют ошибки, не было четкой последовательности, в которой и упоминал профессор Катанов. Но он также говорит, что этот труд нисколько не уступает в своей научной новизне. В плане приведенных многочисленных арабских источников, и написанном на сложном стихотворном арабском языке.

Также надо сказать, что в своей каждой главе Мурад Рамзи использует материалы из книги Ш.Марджани «Мустафад аль Ахбар…». Он не полностью соглашается с мнением Ш.Марджани. Можно сказать, что Мурад Рамзи был его одним из критиков сочинения, (в некоторых вопросах) относительно ранних периодов истории народов Поволжья, стремился умалить значения труда Марджани, критикуя за то, что он не использовал русские источники. Арабский ученый Хайруддин аз-Зирекли в своем библиографическом словаре описывает  жизнедеятельность Мурада Рамзи, так же приводит биографию Шигабуддина Марджани, ссылаясь на «Талфик аль-ахбар…»: «Он был имамом хатибом, мударрисом первой Казанской мечети[21]. Критиковал некоторых мыслителей старшего поколения, был упорным в спорах, вследствие чего с ним враждовали современники, его смещали с должности, но потом, правда, восстанавливали». Дословный перевод из книги М.Рамзи. Если учитывать о компилятивности книги «Талфик аль-ахбар…» с такими произведениями как «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» (Кладезь Сведений о делах Казани и Булгара) и «Вафият аль-аслаф ва тахият аль-ахляф» ( Подробное о предшественниках и приветствие потомкам). Нельзя относить М.Рамзи какой либо группе мусульман или даже какой то партии. Ведь он в свое время был участником Всероссийского съезда мусульман, его статьи печатались в известных в Волго-Уральском регионе журналах «Шура» и «Магыйшат вә дин», был ярким представителем суфийского направления Ислама. Поэтому надо сказать что, будучи преподавателем, не только стремился поднять культурный уровень народа, но и выполнить цивилизаторскую миссию по отношению ко многим тюркским народам России. Ризаэддин Фахреддин[22] будучи муфтием прочитав его книгу с гордостью говорил что это книга достойная книга освещающая национальную историю нашего народа. Являясь редактором журнала, Шура с удовольствием публиковал его статьи казавшего вопроса этногенеза татарского народа, и социально политической обстановки в Поволжье и Урала. Однако богатое историческое наследие Мурада Рамзи хоть и изучено в общем виде, в отдельных аспектах и проблемах до сегодняшнего дня полностью не изучено. Тому мешает и то, что ученый написал свой труд на арабском языке. Перевод такого произведения поможет шире осветить многогранную деятельность Мурада Рамзи.

Глава 2. Сочинение Мурада Рамзи «Казан, Болгар һәм татар ханнары турындагы хәбәрләр һәм риваятләр җыентыгы» («Собрание сведений из прошлых событий Казани, Булгара и татарских царей»)

2.1. Общая характеристика изданий исторического сочинения Мурада Рамзи

На сегодняшний день мною были рассмотрены два разных издания книги «Талфикуль Аль-ахбар…»[23]. Одно было издано в 1908 году в городе Оренбург, в то время, являвшегося исламским центром российского мусульманства на основе казанского печатания с арабским шрифтом (на арабской графике с учетом особенностей правописания, принятого среди российских татар). А другое издание датируется 2002 годом и увидело свет в городе Бейруте (Ливан). На общую характеристику книги я взял второй вариант, так как она напечатана с ясным арабским шрифтом со сносками, имеет свой научный и библиографический словарь, обобщенно говоря, имеет научную последовательность. Если говорить о предисловии арабского автора, которого зовут Ибрахим Шамсуддин,  то он преследует политические цели, это связано с войной на Северном Кавказе 1996 года, и участие в нем мусульман. Он последовательно по пунктам о причинах этой войны о введении российских войск на территорию Республики Чечни, о потерях с обеих сторон, об экономической отсталости Российской Федерации. Далее  Ибрахим  Шамсуддин, ссылаясь, частично на книгу Мурада Рамзи рассказывает о тех стран (в котором преобладает в большинстве мусульманское население),  которые в 1992 году отделились от СССР. Это такие страны как Туркменистан, Киргизия, Таджикистан, Казахстан, Узбекистан. О каждой стране приводится количество населения, его границы, столицы, национального состояния народов проживающих в этих республиках, язык, религия, политическое устройство, природные ресурсы, и о вооруженных силах . 1 том книги «Талфик аль-ахбар…» состоит из 738 страниц.  В нем затрагивается такие вопросы как история народов населявшие Северный Китай, Восточную Европу, Северный Кавказ. Далее Мурад Рамзи по списку приводит народов населявших в то время, северные гунны осетинов, сарматов, западных гуннов, аваров, хазаров, кыпчаков, буртасов, матжаров, народов Дагестана, киргизов, казахов. Также Мурад Рамзи описывает различные взаимоотношения между этими народами, это касается и военных, торговых экономических, социально политических. На основе многочисленных арабских и других источников.

  2 том книги состоит из 530 страниц.[24] В нем описывается история культуры, образования и  религии мусульман Поволжья и Урала. Мурад Рамзи приводит краткие, но очень важные по содержанию биографии больше 160 видных образованных и ученых мусульман. Все они были последователями Накшбандийского тариката, а многие из них стали шейхами  муршидами. Автор приводит интересную информацию о том, как складывались отношения местных шейхов с суфийскими учеными из  исламских стран.  Если более плотно рассмотреть источниковедческую базу ученого, то здесь приводится различные исторические произведения. В первых при разбирательстве правовых религиозных вопросов, Мурад Рамзи ссылается на ученых основателей четырех мазхабов, это Абу Ханифа, Имам Шафигый, Имам Ахмад, Имам Малик.[25] В своей книге использовал различные сборники хадисов, риваятов. В обех томах приводиться хадисы из сборников ученых Имама Бухари,[26] Тирмизи,[27] Имама Муслима,[28] Аль Байхакый.

 Введение начинается с восхваления Всевышнего и его пророка Мухаммада.  Мурад Рамзи пишет: «История – великая наука, так как с ним становится известным события разных времен, вести о странах, городах. С историей узнаем сопоставление отношений между государствами по справедливости. С помощью исторической науки приходит в порядок взгляды народов, регулируется государственные дела, приходит познание, выявляется справедливость между добром и злом, возрождается старания в делах, определяются достойнейшие. Некоторые исторические факты охватывают все страны, государства; а некоторые их них касается только одного государства или местности. Таким образом, ни что не остается скрытым из событий, так как каждый стремится знать, какие события происходили в его стране, с его земляками».  Так же Мурад Рамзи применяет стихотворения, для красноречивости своих слов.

В завершении своего введения он показывает своему читателю, на какие главы поделены его книга. Вступление он посветил объяснению основе   происхождения тюркских народов, об их распространении, о взаимоотношении их с соседними государствами, так же о народах и нациях до прихода религии Ислам.

2.5. История российских мусульман после присоединения Казанского ханства к России в работе М. Рамзи

 В четвертой главе рассказывается, о том, что случилось с населением Казани, но и всего мусульманского народа после их присоединения в российское государство[29]. Содержание этой главы состоит из следующих пунктов:

  1. Шестой раздел о России (113 стр.).
  2. Завоевание Россией Сибири (140 стр.).
  3. Ермак Тимофеевич (143 стр.).
  4. Захват восточных сторон реки Кама и городов Башкирии и события произошедшие после захвата (148 стр.).
  5.  Крещение инородцев (168 стр.).
  6. Лука Канашевич (170 стр.).
  7. Рассказ  шейха Фахрутдина Нурлатыя (173 стр.).
  8. Исламский суд (174 стр.).
  9. Отношение Екатерины II на события этого суда (179 стр.).
  10.  Первый муфти – Мухаммаджан (181 стр.).
  11.  Второй муфти – Абдуссалям бин Абдуррахман (182 стр.).
  12.  Третий муфти – Абдульвахит бин Сулейман (182 стр.).
  13.  Четвертый муфти – Мирза Салимгарай (183 стр.).
  14.  Дух ислама и фанатизм мусульман (189 стр.).
  15.  Послание (письмо) против ислама (197 стр.).
  16.  Смерть муфтия Мирза Салимгарая (224 стр.).
  17.  Переписка Н.К. Ильминского с Обер-прокурором Победоносцевым (225 стр.).
  18.  Муфти Мухаммадияр Султанов (228 стр.).
  19.  Петиция ученых Мекки (242 стр.).
  20.  Постановление ученых Мекки в Стамбул (244 стр.).
  21.  Мулла Хади афанди (250 стр.).
  22.  Мулла Мухаммаджан (251 стр.).
  23.  Мулла Хафиз Балбаи (252 стр.).
  24.  Кара Чуаш (253 стр.).
  25.  Притеснение и трудности в печати книг (254 стр.).
  26.  Возложение на мусульман сделать фото на документ (259 стр.).
  27.  Хан Урдаси (261 стр.).
  28.  Запрет татарам на присвоение земель Турции (262 стр.).
  29.  Запрет на отправку в хадж (паломничество) (263 стр.).
  30.  Жизнь и обычаи татар (328 стр.).
  31.  Их мазхаб (331 стр.).
  32.  Численность мусульман в России (331 стр.).
  33.  Ученые городов  России (334-415 стр.).

Известные мусульманские ученые, жившие на территории Российской империи того времени, упомянутые в книги Мурада Рамзи: Ризаетдин Аль-Казани (335 стр.)[30]; Муртаза бин Катлагиш Ас-Симати (337 стр.); Мансур бин Абдуррахман Аль-Бурундукый (337 стр.); Ишмухаммад бин Тук (337 стр.); Юныс бин Иванай (338 стр.); Абдулькарим бин Балатай (338 стр.); Абдуррахман бин Туймухаммад (338 стр.); Абдуссалям бин Аль-Хасан Аль-Карилий (339 стр.); Амир бин Нур бин Мухаммад (339 стр.); Ишнияз бин Ширнияз (339 стр.); Валид бин Максуд (340 стр.); Мухаммад бин Гали Дагистани (340 стр.); Файзуллах бин Гусман Аль-Булгари (341 стр.); Бикчантай бин Ибрхим Аль-Борисковый (341 стр.); Абу Бакр бин Ибрахим Аль-Казани (341 стр.); Абдульхаликъ бин Агзам Ат-Тенеки (341 стр.); Валид бин Мухаммад Амин Каргалый (342 стр.); Бахадиршах бин Саяркул (342 стр.); Валид Ахунди бин Сагыйт (342 стр.); Сулейман бин Мустафа (343 стр.); Абдуннасыйр Абу Насыйр бин Ибрахим Курсави (343 стр.); Ахмаджан бин Амирхан (346 стр.); Абдуррашид бин Абдулькарим Каргалый (346 стр.); Нигъматулла бин Гумар Аль-Утари (346 стр.); Мухаммадрахим бин Юсуф (347 стр.); Хабибуллах бин Хусейн  Накшабандий (347 стр.); Фахрутдин бин Саджанкол Кече Чути (348 стр.); Фазыл бин Ибрахим Аль-Ачкани 348 стр.); Губайдуллах бин Джагфар Аль-Кизлави Накшабандий (349 стр.); Абдулькадыйр бин Сулейман Аль-Каршин (349 стр.); Джагъфар бин Габди Накшабанди (349 стр.); Абу Маних бин Абу Файз Каргалый (349 стр[31].); Сайфутдин бин Абу Бакр Шанкари (351 стр.); Ибрахим Афанди бин Худжа Аль-Казани (352 стр.); Амирхан бин Кучкар бин Якуб (353 стр.); Халид бин Ислам Юрташи (354 стр.); Абдуррахман бин Мухаммадшариф хан Каргалый (354 стр.); Хамза бин Мухаммад бин Хасан аль-Казани (355 стр.); Бурханутдин  бин Мухаммадшариф Шагабий (355 стр.); Сагыйт бин Ахмад Шардани аль-Казани (355 стр.); Абдуллатыйф бин Адхам аль-Юлкый (355 стр.); Зайн Габидин бин Абдуллах аль-Юлкый (356 стр.); Валиутдин бин Хасан аль-Багдади (356 стр.); Мугаз бин Бикмухаммад Карамалый (356 стр.); Шамсутдин бин Абдуррашид Кашкарый (357 стр.); Искандер бин Гали аль-Бейрут (357 стр.); Даулетша бин Гаделша бин Абдуллах (357 стр.); Мухаммадамин бин Сейфуллах Наласави (358 стр.); Абдуннасыйр бин Сейфульмалик Чикалый (358 стр.); Ибрахим бин Абдуррашид бин Ибрахим (359 стр.); Абдуррахим бин Гусман Утызимани (360 стр.); Мустафа бин Муса аль-Казани (361 стр.)[32]; Юнус бин Ибрахим (361 стр.); Исхка бин Сагыйт аль-Канари (361 стр.); Шах Мухаммад бин Рафыйкъ Симаки (361 стр.); Таджутдин бин Ялчи Куль Малми (362 стр.); Таджутдин  бин Абдуррашид аль-Иштираки (362 стр.); Ишмухаммад бин Захид Кубаки (363 стр.); Давлетбакый бин Галиасгар Тарави (363 стр.); Абдуннасыйр бин Сабит Ачканый (364 стр.); Мухаммадшариф бин Ибрахим Биркави (364 стр.); Абдульхалим бин Зайн Габидин Мурташи (366 стр.); Хибатуллах бин Динмухаммад Салавичи (366 стр.); Абдульхалик бин Ибрахим Курсави (366 стр.); Фатхуллах Ахунди бин Хусейн Уруви (367 стр.); Абдульвахыйт бин Абдульманнан (368 стр.); Зейнуллах бин Улмаз (Алмаз) Куль Калькани (368 стр.); Нигъматуллах бин Биктимер Астрали (368 стр.); Абдульхаликъ бин Абдулькарим (369 стр.); Абдульгафур бин Абдульманнан (369 стр.); Мухаммадрахим бин Амир бин Джагъфар Тиршинави (370 стр.); Фахрутдин бин Ибрахим бин Хужа аль-Казани (370 стр.); Губейдуллах бин Ибрахим Биркави (371 стр.); Шах Ахмад бин Юсуф (371 стр.); Нигъматуллах бин Мунасиб Бубави (372 стр.); Рахматуллах бин Губейдуллах Кизляви (372 стр.); Гисматуллах бин Мулла Абдуррахман (372 стр.); Якуб бин Яхья Тибиязий (372 стр.); Гали бай бин Ярмухаммад Чалпави (373 стр.); Шарафутдин бин Зейдутдин Истарли (373 стр.); Миян Файз Бахш бин Абдулькутдус Маждади (373 стр.); Зульканайн бин Халил Кактимакиый (373 стр.); Нугъман бин Амир бин Гусман Тямни (374 стр.); Абдульджаббар бин Абдуррахман Тайсугани (374 стр.); Хаммад бин Гиса Каргалый (374 стр.); Нигъматуллах бин Абдуррахим Оренбургский (374 стр.); Саид бин Нурмухаммад (375 стр.); Абдуллатыйф бин Субханколый (375 стр.); Баймурад бин Мухаррам аль-Казани (375 стр.); Хабибуллах бин Рахманколый аль-Казани (375 стр.); Абдуррахим бин Гашур Хаджитурхани (376 стр.); Абдуссалих бин Абдуллах бин Шариф (376 стр.); Ибрахим бин Мухаммадияр (377 стр.); Абдульвахыйт бин Абдуррахим Буинский (377 стр.); Фатхуллах бин Сафаргали Минавазий (377 стр.); Нигъматуллах бин Губейдуллах Алматый (378 стр.); Рамкол бин Максуд аль-Иштиракси (378 стр.); Губейдуллах бин Сабкол Хаджитурхани (378 стр.); Габбас бин Абдуррашид аль-Яуши (379 стр.); Мухаммадкарим бин Исхак Мичтави (379 стр.); Мухаммад Таиб бин Зейд Уралый (380 стр.); Абдуссаттар бин Абдуллах Туймазый (380 стр.); Сагыйть бин Хамид аль-Казани (381 стр.); Абдульгафур бин Сейфуллах Туй Кильдий (381 стр.); Мулла Низамутдин бин Сиражетдин Курчий (381 стр.); Максуд бин Курбангали Кульбашый (384 стр.); Абдуллах бин Яхья бин Мухаммад Жиртуший (384 стр.); Хабибуллах бин Рафыйкъ Надирый (384 стр.); Абдульджамиль бин Атакол Утакий (385 стр.); Нурмухаммад бин Мулла Ибрахим бин Худжа Казани (385 стр.); Мухаммадзариф бин Абдульджамиль Троицкий (385 стр.); Сейфутдин бин Суханколый Кече Чутий (385 стр.); Фахрутдин бин Мустафа Агрызский (386 стр.); Джагъфар бин Салих Кулатакый (386 стр.); Минхаджетдин Афанди аль-Казани (387 стр.); Таджетдин Афанди аль-Казани (388 стр.); Муса Афанди Мадани (389 стр.); Ахмад Зиятдин Тархани (389 стр.) [33]; Гиматдин бин Камалетдин Нуркяий (391 стр.); Мухаммадзакир Афанди бин Мулла Нурмухаммад (391 стр.); Абдульджаббар бин Джагъфар Парави (392 стр.); Тахир бин Субханколый (392 стр.); Шамсутдин Суфи бин Ярмухаммад Заки (393 стр.); Абдуннасыйр бин Абдуррахим Тай Суюгани (394 стр.); Мухаммад Каримбин Мухаммад Рахим бин Габид Тукнаший (394 стр.); Сахибутдин бин Мулла Зейнутдин Нуркаий (395 стр.)[34]; Мулла Хуснутдин (396 стр.); Мухаммад Рахим Афанди (397 стр.); Нуретдин Тархани (397 стр.); Абдульджаббар Афанди Телянчий (397 стр.); Салахутдин бин Мулла Исхак аль-Казани (397 стр.); Ахмад Сафа Афанди бин Мулла Габбас (398 стр.); Таджетдин бин Башир Суыксукый (399 стр.); Абдульгулям бин Салих (399 стр.); Касыйм Афанди (399); Хибатуллах бин Саидбаттал Каргалый (399 стр.); Таджетдин бин Ахмад Айдарый (399 стр.); Яруллах бин Бикмухаммад Сатыший (400 стр.); Махмуд бин Мухаммад Дагистаний (400 стр.); Сагыйть бин Халид аль-Казани (400 стр.); Хасан бин Халид Курсави (401 стр.); Мулла Гатауллах бин Мухаммад (401 стр.); Мулла Абдуррахман Афанди (401 стр.); Гали бин Сейфуллах Тунтари (402 стр.); Шамсутдин бин Муса Мичкарави (402 стр.); Абдуррахман Афанди (403

 Перед тем Мурад Рамзи начал разбирать религиозную политику по отношению мусульман, и ответной реакции, которая потом поступила. Ученый упомянул несколько фрагментов касающийся дальнейшей восточной экспансии России, в отношении Сибири, Башкирских земель. Насчет религиозной политики Екатерины II говорится следующее. В России при правлении Екатерине II работал закон политики религиозной терпимости.[35] Но это было только в общих чертах. Например, издался закон о терпимости всех вероисповеданий, который запрещал православию  вмешиваться в дела других религий в 1773 году.  Имели право решать вопрос о строении храмов любой веры.

        В 1787 году в Петербурге (в типографии Академии наук), по указу Екатерины II впервые в России был напечатан полный арабский текст Священного Корана[36].Текст к печати был подготовлен муллой Усманом Ибрагимом. С 1789 по 1798 год в Петербурге напечатали 5 изданий Священного Корана. В 1788 году Екатерина II повелевала в манифесте[37],  «учредить в Уфе духовное собрание Магометанского закона, которое имеет в ведомстве своем всех духовных чинов того закона, исключая Таврический область». Вот так императрица начала создавать мусульманское сообщество в систему государственного устройства империи. Мусульмане получили право восстанавливать и строить мечети. Мурад Рамзи проблему видел в другом, по его мнению, одним выпуском Корана, и учреждения Духовного управления продвижения вперед не виделось реалистичным. Это, конечно же трудности для российских мусульман совершать хадж, (паломничество мусульман в город Мекку и Медину). Тем самым они отрезались от всего исламского мира, и как говорится, варились в собственном соку. Это готовило почву для развития нововведений в религии, снижения духовной активности. Страна, по мнению ученого Рамзи нуждалась в образованных мусульманах и поэтому он в своей четвертой главе приводит огромной список мусульман, которые каким либо образом сделали вклад в продвижение мусульман вперед. На образование Духовного управления М.Рамзи обращает огромное внимание, его интересовало взаимодействие управление с различными структурами, Министерством внутренних дел, православной епархией.

  Мурад Рамзи пишет, что первым муфтием был назначен – Мухаммаджан Хусаинов.[38] В его книге приводится краткая биография об этой личности.

  Получил знание в Каргалы, а потом в Бухаре. В то время и за военных отношений с Турцией, основной поток знаний шло со стран Средней Азии поэтому развития ишанизма (ветвь суфизма, широко распространенное на территории Волго-Уралского региона), различных суфийских течений, это историческая закономерность. Хорошо знает персидский язык. Из Бухары переехал в Афганистан и жил в городе Кабул. Очень хорошо знаком такими правителями,  как Фаизхан и другими государственными членами. Он сам из губернии Уфа. Раньше в Оренбурге бел офицером. В 1785 году много работал над подчинением казахов государству. Потом поехал в Кавказ и освободил пленников России. У Кабардинцев взял клятву на подчинение Российскому государству. После этого проповедовал туркменов в Астрахани и позвал к подчинению России.

С этими заслугами он был признан у Екатерины II и был избран муфтием. Так же со стороны императора Павла получил множество медалей. Затем начал работать в государственной думе Оренбурга.

 Мухаммаджан муфтий доводил в государство потребности народа, также и сам со стороны государства принес множество облегчений народу.

 В эти времена Екатерина II очень боялась от  татарско-башкирских, казахских бунтов и бунтов других народов. Носильная христианизация закончилась. Было разрешение на строительство мечетей и медресе. В Оренбурге, Верхней Урале, Троицке, Омске строились мечети за счет государства. И одно религиозное медресе было построено, в которой хазратом был – Мударрис Муслим[39]. Он проводил экзамены и назначал имамов в мечети. Но все писание велась на русском языке. В Уфе открылось Духовное собрание, и после пяти лет был перенесен в Оренбург. А в 1802 году из Оренбурга заново перенесли в Уфу. Но название так и осталось – оренбургское духовное управление. Избрание муфтием человека, который любит свою религию и свой народ, было для мусульман большим счастьем. Его степень, уважение, статус был на высшем уровне среди мусульман и также среди чиновников государства. Если он приказывал где-нибудь построить мечеть и медресе, то никто не противился ему. Имамов, кадыев (судья) сам назначал. Свою дочь Фатиму выдала замуж за казахского хана - Жихангира Букаханова и получил много денег. На эти деньги он купил лошадей и начал их выращивать, тем самым разбогател. В газетах писали, что число лошадей достигло до 50 тысяч, и муфтий уже ничего не делал для пользы народа. Когда восстания закончились, советы и наставления муфтия уже государству были не нужны. После того, как он разбогател, его статус перед народом снизился. В последние его дни, у него судом отобрали земли и имения. В 1824 года в своем доме, в Уфе муфтий скончался. Ему было 68 лет, он проработал муфтием 36 лет и 10 месяцев. У него было трое сыновей и дочь. Его заслуга перед государством была огромная. Далее ученый внимание обратил обычаи, традиции, быт и нравы мусульман. Описывает их мазхаб (правовая школа, регламентирующая практическую жизнь мусульман; в частности на территории Поволжья было распространено  мазхаб Абу Ханифы) методы преподавания, состояния и функции мусульманских религиозных учреждений. Он приводит около тридцати городов Российской империи и указывает, сколько там находиться мечетей, количество преподавателей и имамов, молельных помещений которые находиться не в юрисдикции городских мэрий, и количество мужчин и женщин мусульман. Мурад Рамзи в своей главе, которая касаются периода XVII – XVIII веков описывает острые религиозные вопросы, которые возникали у мусульман вследствие русификации. Проблемы возникали из-за отправлении в хадж. Из-за многочисленных народных восстаний, которые происходили по религиозным, национальным вопросам. Но и, конечно же, и за отсутствие государственности, культурной и образовательной изоляции от остального мира. Про Екатерину II о ее политики, в большинстве случаях имевшего место и меркантильного характера, сказывается такое мнение, что ученый не хотел вызвать смятение или негодование у читателя. Так как ученый хорошо разбирался в политическом устройстве мира, во взаимоотношении мусульманских стран России[40], понимал, что все происходит не только из-за императрицы. А наоборот, царица хотела исправить положение. Ее ряд положительных мероприятий способствовали духовному возрождению народов России. Даже на сегодняшний день, в памяти татарского народа Екатерина II вошла как Эби – патша (бабушка царица). Происхождение этого названия полностью непонятное, но татары, назвав ее так, показывали уважение по отношению к ней. Для этого существует первая причина: 1) Приехав в Казань, она дала разрешение мусульманам построить мечеть в 1776 – 1770 годах построили мечеть Марджани, в 1768 – 1771 году была построена Апанаевская мечеть. Также была создана Оренбургский шариатский суд во время ее правления. Но никто не отрицает что в тоже время продолжалась давление на народ: поэтому башкиры, татары и другие народы (в том числе и русские) в 1773 – 1775 году, во главе Емельяна Пугачева участвовали в восстании.[41] Часть из них была за Пугачева, а часть не участвовала в этом движении, показав, что они за государство.

Исламское образование на Волго-Камье в средние века развивался под влиянием культурного развития исламского мира, прежде всего Средней Азии. После завоевания Казанского ханства возникли большие изменения в социальной структуре местного населения. Начали исчезать учебные заведения, которые готовили религиозные кадры. Этому стало причиной –  отсутствие государственной поддержки, вынужденному переселение мусульман в села, ослабление татарской феодальной прослойки и другие. Оной из острых проблем, на которую указывал ученый Мурад Мекки.

 Во второй половине XVIII века появляются новые национальные элиты в лице купечества. И это помогло возродить полноценную систему исламского образования у татар. Предприниматели играли ключевую роль в утверждении в татарских учебных заведениях среднеазиатской модели исламского образования – в Волго-Уральском регионе появились выпускники бухарских медресе. Конечно же, все преподавалось по старомодному процессу, без каких либо добавлений, тем самым образовывался некий контраст, которое придавало Исламу в России традиционность[42].  Мурад Рамзи в своей работе очень внимательно рассматривает процесс влияния российского правительства на мусульманское образование. Ученый описывает проект создания обучения нерусских народов подготовленным известным в то время миссионером  В. Н Ильминским. Его негативное влияния на мусульман.

В татарских учебных заведениях (мектеб, медресе) возник важный принцип исламского образования – его доступность для каждого мусульманина, несмотря на его сословный статус, материальное положение и место жительство. Но для длительного срока обучения в медресе требовались некоторые материальные затраты. И из-за этого в крестьянских семьях мечтали обучить хотя бы одного из сыновей в медресе и сделать из него муллу, ученого, авторитетного в татарском сообществе человека.

Традиционная программа обучения включала изучение синтаксиса (наху) и морфологии (сарф)  арабского языка, философии (хикмат), логики (мантыйк), мусульманского права (фикх) и  догматики (калам) [43]. Основную часть программы составляло богословие, а общеобразовательные предметы  носили вспомогательный характер.

 После того, как Средняя Азия присоединилась в Россию, авторитет  центра мусульманской учености Бухары упал, известными учебными заведениями для татар стали Османская империи и Египт.

Благодаря богатым купцам существовали крупные учебные заведения,  которых в сельской местности практически не было. Материальное благосостояние медресе зависело от учености преподавателя, количества учеников и благотворителей и т. д. Начальные школы содержались за счет местных жителей, членов поземельной общины.

Татарских девочек, обучали жены мусульманских духовных лиц, их называли «абыстай» или «остабикя»[44]. Их обучали для того, чтобы дать религиозно-нравственное воспитание, так как они являются будущими матерями мусульманских семей, носительницами вековых традиций и нравов ислама.

Вот такие выводы можно сделать по четвертому главе книги Мурада Рамзи. Татарский историк приводит большой биобиблиографический список мусульман живших в разное время, в основном представителей суфийзма. По его мнению, они сделали большой вклад в распространении и  сохранении исламской религии. Также Мурад рамзи подробно описывает жизнь и быт мусульманских народов, об их проблемах, касающихся выполнения религиозных обрядов. Без внимания и не оставил систему образования, которые присутствовали в религиозных учреждениях  России, и о негативном отношении мусульман к русификаторской политике, которые внедрялись через систему преподавания к нерусским народам. Становиться сразу понятно, что татарский историк Мурад Рамзи много путешествовал по России. Он дал описание культуры и быта различных тюркских народов. Привел статистически данные, и более подробно описал социаль - экономическую обстановку российских мусульман конца XVIII. Но главное хотелось отметить, что он привел полную картину о бытовом состоянии татарского села, о его религиозной жизни, о методах преподавании в мечетях. Тут он нечего не хочет изменить, в своих описаниях виден консерватизм. В своих заключениях Мурад Рамзи побуждает читателя г духовному самосовершенствованию, он завершает свою речь в виде проповеди, дополняя различными суфийскими изречениями и кораническими аятами.

                                             Заключение

В работе был изучен и проанализирован исторический труд татарского богослова и историка Мурада Рамзи. Анализ работы связана еще и с деятельностью автора, так как она помогает понять процесс становления ученого как историка. Понять основы закладывания мировоззрения, в том числе научного. Чтобы дать наиболее полную картину его труда, необходимо изучить его биографию, что и сделано в начале данной работы. На основе своей работы я пришел к следующим выводам:

  1. Становление Мурада Рамзи, как историка происходило в конце XIX – вначале XX в. В то время, когда шел подъем к знаниям по истории своих предков у татар. Мурад Рамзи – выходец из простой крестьянской семьи. Он получил классическо-татарское образование у себя в деревне. Далее он совершенствовал свои знания в различных исламских мусульманских учебных заведениях. Но главное, что подтолкнула ученого к изучению истории своего народа, а именно личным неудовлетворением, тем образованием, который преподавалось в медресе, в которых он учился. Однако многое зависело и от самого ученого. Тяга к знаниям привела Мурада Рамзи в столицу исламского мира – в город Мекку. Обучаясь там, он получил огромную историческую базу по ученым накшибандийского тариката. А так же о тех ученых, в частности арабских, которые написали исторические труды про Волжскую Булгарию и Золотую Орду. Хочется отметить, что началом исторических исследований Мурада Рамзи, послужило влияние другого татарского историка и богослова Шигабуддина Марджани. Он, неоднократно, приводил в доказательство своих слов цитаты из его книг. Конечно же, есть мнения, касающиеся тех вопросов о компилятивности работы Мурада Рамзи. Но в более подробном изучении его исторического труда приводит к мнению, что концепции Ш. Марджани и Мурада Рамзи о возникновении становлении и развитии татарского народа отличаются. Что и доказывает  пользу, приносимую от его исторических исследований.
  2. Книга Мурада Рамзи по своему изложению в точности подходит на работы Ш. Марджани. В книге приводится большой биобиблиографической свод, в которой собраны биографические описания известных и неизвестных личностей. Такое применение в работе не было в новинку в то время, так как биографические описания были распространены очень широко, не только в восточных странах, но и в частности Волго-Уральском регионе. Могу согласиться с критиками, которые были убеждены в том, что исторический труд М. Рамзи носит сырой материал. Но хочется отметить, что историк, не имея европейское образование,  в написании своего труда использовал те знания, которые получил в мусульманских школах и кружках. Ученый стремился воссоздать и сохранить историю духовной культуры своей нации. Также книга некоторым образом повлияло на дальнейшее увеличение татарской биобиблиографической литературы, которая в начале XX века стала наиболее интенсивно развиваться в мусульманских регионах России. Великий татарский ученый Ризаетдин Фахрутдин, который знаменит своим сводом «Асар», так же высоко оценивал исторический труд М. Рамзи, как из достойнейших трудов в освящении истории татарской нации.
  3. М. Рамзи благодаря своей работе внес большой вклад в формировании историографии и источниковедения истории духовной культуры тюркских народов Поволжья и Урала. Книга является источником ценных сведений и материалов.  При описании фактов возрождения разных периодов татарской государственности использовал различные источники, при этом используя хронологический принцип построения истории от ранних к позднейшей. Историк показал преемственность традиций, этапы развития и упадка в истории духовной культуры тюркских народов Волго-Уральского региона. Книга М. Рамзи является одним из достойных опытов татарского исторического знания, постепенно переходящего в науку.
  4. Важно отметить, что исследования книги М. Рамзи выявляет перспективные направления в изучении татарской просветительской мысли того времени. Особенно актуальная, в наше время, стоит задача по изучению рукописных сочинений татарских мыслителей XIX – начало XX века. До настоящего времени многие произведения татарских просветителей, в том числе и М. Рамзи, написанные на арабском, старо-татарском языках, не переведены на современный татарский и русский языки. Это не дает полной картины развития татарской исторической мысли вообще и просветительской в частности.

Значение исторического наследия М. Рамзи для татарской культуры велико и неоценимо. Его творческая деятельность свидетельствует о честном служении своему народу. Он пытался приобщить современным достижением цивилизации и мусульманскими ценностями прошлого, русской и восточной культур и его книга останется крупным вкладом в историю, не только татарской, но и всей исторической мыслей в России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.ИСТОЧНИКИ:

1.1.  Габаши Х.Г. Мофассал тарихе кауме торки (Полная история тюркских племен). – Уфа, 1909. - 316 с.

1.2.   Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление и развитие). – Казань: Татар.кн.изд-во, 2004. – 431 с

1.3.  Марджани Ш. Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар. – Казань: Тат. кит. нәшр., 1897. – 264 с.

1.4.  Мурад Рамзи. Тальфикуль ахбар ва талких ал-асар фи вакаиги Казан ва Булгар ва мулюк ат-татар. Т.I. – Бейрут: 2002. – 738 с.

1.5.  Мурад Рамзи. Тальфикуль ахбар ва талких ал-асар фи вакаиги Казан ва Булгар ва мулюк ат-татар.Т.II. – Бейрут: 2002. – 530 с.

2.ЛИТЕРАТУРА:

  1. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. – Казань: 1976. - 164 с.
  2. Алишев С.Х. Болгаро-казанские и золотоордынские отношения в XIII-XVI вв. – Казань: Татар.кн.изд-во, 2009. – 159с.
  3. Алишев С.Х. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV-XVI вв. – Казань: Татарское кн.изд-во, 1995. – 160 с.
  4. Амирхан И. Татар фәлсәфәсе һәм милли мәгариф. – Казан: Татар.кит.нәшр., 2003. - 335с.
  5. Арабско-русский словарь Баранова. – Ташкент: Камалак, 1994.- 912 с.
  6. Ахметзянов М.И. Память о предках татар Поволжья и Приуралья (Судьба татар Ногайской Орды). – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2007. – 48 с.
  7.  Байбулатова Л.Ф. «Асар» Ризы Фахреддина: источниковая основа и значение свода – Казань: Татар.кн.изд-во, 2006. – 174 с.
  8.  Басилов В. Н. Культ святых в исламе. М.: «Мысль», 1970. - 144 с.
  9.  Борзаковский П. К. Императрица Екатерина Вторая Великая. — М.: Панорама, 1991. — 48 с.
  10.  Гайнетдинов Р.Б. Тюрко-татарская политическая эмиграция: начало XX века – 30-е годы. Набережные Челны: Камский издательский дом, 1997. – 160 с.
  11.  Галлямова А.Г. История Татарстана и татарского народа. 1917-2013 гг. – Казань: Изд-во Казан.ун-та, Хузур-Спокойствие, 2015. – 434 с.
  12.  Гараева Н.Г. Традиции татарской историографии XIX века. – Казань: 1985. – 171-175 с.
  13.  Гумилѐв Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М.: «Мысль», 1993. - 781с
  14.  Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура. Казань: Татарское книжное изд-во, 1990. - 192 с
  15.  Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Эксмо, 2010. – 432 с.

  Мухамадиев А.Р., Хамидуллин Б.Л. Обычаи и право Волжской Булгарии. – Казань: Татар.кн.изд-во, 2013. – 55 с.

  1.  Мухамедова Р.Г. Татарская народная одежда. – Казань: Татарское кн.изд-во, 1997. – 224 с.
  2.  Мухаметшин Р.М. Татарские интеллектуалы: исторические портреты: Для учителей и учащихся старших классов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Казань: Магариф, 2005. – 271 с.
  3.  Мушарова В.М. История культуры Татарстана: Учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений, студентов сред. спец. и высш. учеб. заведений. – Казань: Магариф, 2010. – 287 с.
  4.  Очерки Марджани о восточных народах. – Казань: Татар.кн.изд-во, 2003. -175 с.
  5.  Саматов Г. Милләтебез ислам дине. – Иман нәшрияты, 1998. – 185 с.
  6.  Юзеев А.Н. Просветительская мысль татарского народа (XIX – нач. XX вв.): монография. – Казань: Татар.кн.изд-во, 2014. – 415 с.


[1]1Татарский энциклопедический словарь. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ: 1998 -703с.

[2]2 Насыров И.Р. Духовный отец нации // Ватандаш. № 9: 1998. – 119-122 с.

[3]3 Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани как историк. – Казань: 1980. – 210-211 с.

[4]4Насыров И.Р. Взгляды Мурада Рамзи по вопросам реформирования и модернизации ислама / Ежегодник «Арабское исследование».  М.: 2012.  27-34 с.

[5]5Саматов Г. Милләтебез ислам дине. – Иман нәшрияты, 1998.

[6]6Мухаметшин Р.М. Татарские интеллектуалы: исторические портреты: Для учителей и учащихся старших классов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Казань: Магариф, 2005. – 271 с.

[7]7Насыров И.Р. Духовный отец нации // Ватандаш. № 9: 1998.  122-124 с.

[8]         

[9]9 Мурад Рамзи. Мушаи‘а хизбу-р-рахман ва мудафа‘а хизбу-ш-шайтан. – Оренбург: 1912.

[10]

10 Гайнетдинов Р.Б. Тюрко-татарская политическая эмиграция: начало XX века – 30-е годы. Набережные Челны: Камский издательский дом, 1997. – 160 с.

[11]11Насыров И.Р. Духовный отец нации // Ватандаш. № 9: 1998.  120-122 с.

[12]12 Гараева Н.Г. Традиции татарской историографии XIX века. – Казань: 1985. – 171-175 с.

[13]

13Гараева Н.Г. Мурад Рамзи / Татарские интеллектуалы: исторические портреты – 2-е изд. Казань: Магариф, 2005. – 255-267 с.

14Гараева Н.Г. Мурад Рамзи / Татарские интеллектуалы: исторические портреты – 2-е изд. Казань: Магариф, 2005. – 227-236 с.

15Мурад Рамзи. Тальфикуль ахбар ва талких ал-асар фи вакаиги Казан ва Булгар ва мулюк ат-татар. Т.I. и Т.II. – Бейрут: 2002.

[16]16Насыров И.Р. Духовный отец нации // Ватандаш. № 9: 1998. – 117-120 с

[17]

17Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. – Казань: 1976. 96-97 с.

[18]18 Насыров И.Р. Духовный отец нации // Ватандаш. № 9: 1998.  117-120 с.

[19]19Байбулатова Л.Ф. «Асар» Ризы Фахреддина: источниковая основа и значение свода  Казань: Татар.кн.изд-во, 2006.  110-113 с.

[20] 20 Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани как историк. – Казань: 1980. – 384 с.

[21]21 Очерки Марджани о восточных народах. – Казань: Татар.кн.изд-во, 2003. -175 с.

[22]22Байбулатова Л.Ф. «Асар» Ризы Фахреддина: источниковая основа и значение свода – Казань: Татар.кн.изд-во, 2006. – 174 с.

[23]23Мурад Рамзи. Тальфикуль ахбар ва талких ал-асар фи вакаиги Казан ва Булгар ва мулюк ат-татар. Т.I., Т.II.  Бейрут: 2002.

[24]24Мурад Рамзи. Тальфикуль ахбар ва талких ал-асар фи вакаиги Казан ва Булгар ва мулюк ат-татар. Т.II. – Бейрут: 2002. – 530 с.

[25] 

 25 Мухаммад Али ал-Кутуб. Основатели четырех мазхабов. Изд-во. Диля, 2005. – 84 с.

[29]86 Мурад Рамзи. Тальфикуль ахбар ва талких ал-асар фи вакаиги Казан ва Булгар ва мулюк ат-татар. Т.II. – Бейрут: 2002. – 113-331 с.

[30]88 Байбулатова Л.Ф. «Асар» Ризы Фахреддина: источниковая основа и значение свода – Казань: Татар.кн.изд-во, 2006. – 174 с.

[31]87 Мурад Рамзи. Тальфикуль ахбар ва талких ал-асар фи вакаиги Казан ва Булгар ва мулюк ат-татар. Т.II. – Бейрут: 2002. – 334-415 с.

[32]89 Марджани Ш. Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар. – Казань: Тат. кит. нәшр., 1897. – 264 с.

[33]90Марджани Ш. Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар. – Казань: Тат. кит. нәшр., 1897. – 264 с.

[34]91 Мухаметшин Р.М. Татарские интеллектуалы: исторические портреты: Для учителей и учащихся старших классов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Казань: Магариф, 2005. – 271 с.

[35]93Сабиров Д.К., Шарапов Я.Ш. История Татарстана. С древнейших времен до наших дней: учебник. – М.: КНОРУС, 2009. – 352 с.

[36]

94 Борзаковский П. К. Императрица Екатерина Вторая Великая. — М.: Панорама, 1991. — 48 с

[38]96 Брикнер А. Г. История Екатерины II. — М.: Современник, 1991.

[39]97 Юзеев А.Н. Просветительская мысль татарского народа (XIX – нач. XX вв.): монография. – Казань: Татар.кн.изд-во, 2014. – 415 с.

[40]98Борзаковский П. К. Императрица Екатерина Вторая Великая. — М.: Панорама, 1991. — 48 с

[41]99 Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Эксмо, 2010. – 432 с.

[42]

100 Ланда Р.Г. Ислам в России. М.: Изд. фирма «Восточная литература», 1995. - 312 с.

[43]101 Марджани Ш. Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар. – Казань: Тат. кит. нәшр., 1897. – 264 с.

[44]102 Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление и развитие). – Казань: Татар.кн.изд-во, 2004. – 431 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для Второго открытого республиканского конкурса компьютерных проектов «КИТ 15»

Выбор оптимального способа регулирования подачи воздуха к потребителю вентиляционной установки.Работу выполнили студенты 1-го курса Васильев Леонид, Сафаров Арсен, группы МЭПЗ-15 1/11.Руководители: пр...

Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма» - «Я выбираю туризм»

Открытие республиканского  проекта «Развитие детского туризма в Ч.Р. на 2012-2014 гг.» - «Я выбираю туризм»...

Республиканский проект «100 имен Тувы», посвященный 70- летнему юбилею добровольного вхождения ТНР в состав СССР " Чургуй-оол Н.Х – Герой Советского Союза"

Сегодня в селах и городах Тувы стоят обелиски и памятники в честь земляков, отдавших свои жизни в борьбе  с немецко-фашистскими захватчиками. Из них особо выделился мой двоюродный прадед – ...

Анализ участия в республиканском проекте "Школа для каждого"

Анализ участия педагога в республиканском проекте "Школа для каждого", который осуществлялся на базе инновационной площадки в МОУ СШ№9...

Статья: Работа по республиканскому проекту «Музыка для всех» в МБДОУ «ЦРР-Д/с № 21 «Кэнчээри»

С августа 2013 года в Якутске, по инициативе первого Президента РС(Я), проходит международный конгресс «Музыкальное искусство и образование в духовном развитии общества», где была одобрена...

Республиканский Проект « С рюкзаком по Туве». «Путешествие по памятным местам с.Булун-Терек» Номинация « Виртуальная экскурсия»

Паспорт экскурсионного маршрута:        Название экскурсии : «Путешествие по памятным местам с.Булун-Терек».        Ви...