рабочая программа
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Люрская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании ШМО «___»______2018 года Протокол №____ Руководитель ШМО ___________Николаева М.М
| «Согласовано» «___»________2018 года Заместитель директора по УР ________Бильнуева Ю.К. | «Утверждено» приказом № от «___»_________2018 года Директор школы: __________Барбаев В.В. |
Рабочая программа
истории
Класс 5
учитель истории и обществознания
Кольмай С. Н.
2018
Пояснительная записка
К рабочей программе по истории Древнего мира 5 класс.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897;
- Примерные программы по учебным предметам;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Письмо «О Примерной ООП ООО №03-776 от 01.11.2011);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах;
Цель и задачи изучения курса:
Освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации. Исходя из поставленной цели определены общие задачи изучения курса:
- Сформировать у обучающихся ценностные ориентиры для этно-национальной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- Овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
- Воспитать толерантность, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- Сформировать способность к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- Развивать у обучающихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- Сформировать у обучающихся способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Планируемые предметные результаты освоения курса
Ученик научится:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
Ученик получит возможность научиться:
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Содержание учебного предмета
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение.
Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории. Наши предки
Первобытное общество
Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.
Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Счет лет в истории.
Древний Восток
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.
Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Древняя Греция и эллинистический мир
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Древний Рим
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
Итоговое повторение «История Древнего мира»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
1. Учебник«История древнего мира» А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой .-14 изд.-М.:Просвещение,2015 г.
2.Арасланова О.В. Методическое пособие к учебнику «История древнего мира» А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свеницкой .-М.:ВАКО,2014 г.
3. А.А.Вигасин., Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. Программа по истории Древнего мира 5 класс .-М.: Просвещение 2015 г.
4. Годер Г.И.Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч./ Г.И.Годер.-М.: Просвещение, изд.15-е,2016.
Календарно-тематическое планирование по истории Древнего Мира.
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дом. задание | Дата | ||||
1 | Вводный урок | 1 | Выучить определения | |||||
Раздел 1. Жизнь первобытных людей. | ||||||||
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники. | ||||||||
2 | Древнейшие люди. | 1 | §1пересказать и ответить на вопросы. р/т. | |||||
3 | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | §2 пересказ, ответить на вопрос №4 р/т. | |||||
4 | Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 | §3 пересказ, заполнить таблицу р/т. | |||||
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. | ||||||||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | §4 пересказ, ответить на вопрос №3. р/т. | |||||
6 | Появление неравенства и знати. | 1 | §5 пересказ, повторить основные понятия. р/т. | |||||
7 | Повторение раздела «Жизнь первобытных людей» | 1 | 1-5§повторить. | |||||
Глава 3. Счет лет в истории. | ||||||||
8 | Счет лет в истории | 1 | ||||||
Раздел II. Древний Восток. Глава 4. Древний Египет. | ||||||||
9 | Государство на берегах Нила. | 1 | §6 пересказ. р/т. | |||||
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | 1 | §7пересказ, составить рассказ по вопросу. р/т. | |||||
11 | Жизнь египетского вельможи. | 1 | §8 пересказ, составить рассказ по вопросу №3 на с.39. р/т. | |||||
12 | Военные походы фараонов. | 1 | §9 ответить на вопросы после параграфа. р/т. | |||||
13 | Религия древних египтян. | 1 | §10выучить определения. | |||||
14 | Искусство Древнего Египта | 1 | §11, подготовить сообщение об одном из достижений искусства древних египтян. р/т. | |||||
15 | Письменность и знания древних египтян. | 1 | §12, ответить на вопросы. р/т. | |||||
16 | Повторение по теме «Древний Египет» Географические названия - свидетели прошлого | 1 | 6-12§ повторить. | |||||
Глава 5. Западная Азия в древности. | ||||||||
17 | Древнее Двуречье. | 1 | §13 пересказ. р/т. | |||||
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | §14 пересказ, ответить на вопросы. р/т. | |||||
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | §15 пересказ, выучить определения. р/т. | |||||
20 | Библейские сказания. | 1 | §16 пересказ, подготовить пересказ одного из библейских сказаний. р/т. | |||||
21 | Древнееврейское царство. | 1 | §17 пересказ, ответить на вопросе на с.81. р/т. | |||||
22 | Ассирийская держава. | 1 | §18 пересказ. р/т. | |||||
23 | Персидская держава «царя царей». | 1 | §19 подготовить пересказ близкий к тексту. р/т. | |||||
Глава 6. Индия и Китай в древности. | ||||||||
24 | Природа и люди Древней Индии. | 1 | §20 пересказ, подготовить сообщение о поклонении в Индии животным. р/т. | |||||
25 | Индийские касты. | 1 | §21 пересказ, ответить на вопрос 3. р/т. | |||||
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | §22 пересказ. р/т. | |||||
27 | Первый властелин единого Китая. | 1 | §23 пересказ, подготовить сообщение о Китайской стене. р/т. | |||||
28 | Повторение раздела «Древний Восток» | 1 | 13-23§ повторить. | |||||
Раздел III. Древняя Греция. Тема 7. Древнейшая Греция. | ||||||||
29 | Греки и критяне. | 1 | §24 пересказ, подготовить постановку Мифа о Тесее и Минотавре р/т. | |||||
30 | Микены и Троя. | 1 | §25 составить конспект р/т. | |||||
31 | Поэмы Гомера «Илиада» | 1 | §26 пересказ. р/т. | |||||
32 | Поэмы Гомера «Одиссея» | 1 | §27 пересказ. р/т. | |||||
33 | Религия древних греков. | 1 | §28 пересказ. р/т. | |||||
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | ||||||||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 | §29 пересказ, выучить понятия. р/т. | |||||
35 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | §30 пересказ. | |||||
36 | Древняя Спарта. | 1 | §31 пересказ, ответить на вопросы. р/т. | |||||
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. | 1 | §32, Вопрос №2 (работа с картой). р/т. | |||||
38 | Олимпийские игры в древности | 1 | §33 вопрос №4. р/т. | |||||
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 | §34 пересказ. р/т. | |||||
40 | Нaшecтвие персидских войск на Элладу | 1 | §35 пересказ . р/т. | |||||
Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. | ||||||||
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | §36. Заполнить сравнительную таблицу «Население Афин». р/т. | |||||
42 | В городе богини Афины | 1 | §37 Подготовить сообщение об Акрополе. р/т. | |||||
43 | В афинских школах и гимназиях | 1 | §38 пересказ. р/т. | |||||
44 | В афинском театре | 1 | §39 Подготовить сообщение об Акрополе. р/т. | |||||
45 | Афинская демократия при Перикле. | 1 | §40 пересказ. р/т. | |||||
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. | ||||||||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 | §41 пересказ. Подготовить реферат о Филиппе Македонском. р/т. | |||||
47 | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | §42 пересказ Подготовить реферат об Александре Македонском. р/т. | |||||
48 | В Александрии Египетской. | 1 | §43 пересказ. Повторить понятия. р/т. | |||||
49 | Повторение раздела «Древняя Греция» | 1 | 24-43§ повторить. | |||||
Древний Рим | ||||||||
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. | ||||||||
50 | Древнейший Рим. | 1 | §44 пересказ. Сравнит природные условия Греции и Италии. р/т. | |||||
51 | Завоевание Римом Италии. | 1 | §45 пересказ. | |||||
52 | Устройство Римской республики. | 1 | §46 пересказ. Составить план пересказа. р/т. | |||||
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. | ||||||||
53 | Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | §47 составить опорный конспект р/т. | |||||
54 | Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. | 1 | §48 Подготовить пересказ с использованием иллюстраций параграфа. р/т. | |||||
55 | Рабство в Древнем Риме. | 1 | §49 пересказ. Ответить на вопросы. р/т. | |||||
Глава 13. Гражданские войны в Риме. | ||||||||
56 | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | §50 пересказ. р/т. | |||||
57 | Восстание Спартака. | 1 | §51 пересказ. Даты выучить. р/т. | |||||
58 | Единовластие Цезаря. | 1 | §52 пересказ. Подготовить сообщение о Юлии Цезаре. р/т. | |||||
59 | Установление империи. | 1 | §53 пересказ. р/т. | |||||
Глава14. Римская империя в первые века нашей эры. | ||||||||
60 | Соседи Римской империи. | 1 | §54 Составить план пересказа. р/т. | |||||
61 | В Риме при императоре Нероне. | 1 | §55 Пересказ. Подготовить сообщении об императоре Нейроне. р/т. | |||||
62 | Первые христиане и их учение. | 1 | §56 пересказ. р/т. | |||||
63 | Расцвет Римской империи во II в. н.э. | 1 | §57 Подготовить сообщение о бетоне, арке, амфитеатре. р/т. | |||||
64 | Вечный город и его жители | 1 | §58 пересказ. Подготовить реферат о Колизее, Пантеоне, цирке (по выбору). р/т. | |||||
Глава 15. Разгром Рима Германцами и падение Западной Римской империи. | ||||||||
65 | Римская империя при Константине. | 1 | §59. р/т. | |||||
66 | Взятие Рима варварами. | 1 | §60. р/т. | |||||
67 | Повторение раздела «Древний Рим». Итоговое повторение. | 1 | ||||||
68 | Итоговая диагностика | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...