Методические рекомендации для самостоятельной работы
методическая разработка по истории (11 класс) на тему
Методические рекомендации
для самостоятельной работы студентов по специальностям
Дошкольное образование, Специальное дошкольное образование, Физическая культура, Адаптивная физическая культура,
Защита в чрезвычайных ситуациях, Социальная работа,
Преподавание в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 54.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Томилина Ольга Викторовна
Методические рекомендации
для самостоятельной работы студентов по специальностям
Дошкольное образование, Специальное дошкольное образование, Физическая культура, Адаптивная физическая культура,
Защита в чрезвычайных ситуациях, Социальная работа,
Преподавание в начальных классах
ИСТОРИЯ
Для студентов 1-2 курсов
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | 3 |
1. Методические рекомендации для характеристики различных исторических событий | 4 |
2. Методические указания к написанию реферата | 6 |
3. Памятка как работать с книгой | 7 |
4. Требования, предъявляемые к конспектированию | 8 |
5. Работа с историческими источниками | 9 |
6. Памятка для анализа документа | 12 |
7. Памятки как писать эссе | 15 |
8. Памятка участнику дискуссии | 16 |
9. Как работать с исторической картой | 17 |
10. Использование информационных технологий | 17 |
Список используемой литературы | 19 |
Введение
Наиболее актуальными в настоящее время становятся требования к личным качествам студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск необходимых учебных материалов; повышается роль самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиливается ответственность преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
В связи с этим самостоятельная работа студентов является важной и неотъемлемой частью учебного процесса.
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, среди которых необходимо отметить:
развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);
воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления);
информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях).
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умения использовать справочную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений.
1. Методические рекомендации для характеристики различных исторических событий
1.1 Алгоритм анализа политических событий и явлений.
1. Каковы причины события или явления?
2. Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?
3. Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?
4. Какими способами участники событий добивались поставленных целей?
5. Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?
6. Как можно оценить данное событие (явление) в целом?
7. Способствует ли данное событие (явление) развитию свободы и демократии?
8. Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)?
1.2 Алгоритм комментирования политического высказывания.
1. Изложить высказывание своими словами.
2. Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения.
3. Дополнить высказывание, если это необходимо.
4. Оценить высказывание с моральной точки зрения.
5. Сделать вывод.
1.3 Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах.
1. Причина и характер войны:
― Основные противоречия, приведшие к войне;
― Подготовка к войне, соотношение сил;
― Планы сторон;
2. Ход войны (основные этапы)
― Повод к войне и её начало;
― Основные этапы и главные сражения;
― Окончание войны, условия мира, итоги.
3. Значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствия войны).
1.4 Памятка-алгоритм изучения материала по революциям
1. Причины революции.
2. Задачи революции («зеркально» причинам).
3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).
4. Класс-гегемон (класс - руководитель данной революции).
5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).
6. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).
7. Итоги революции.
Значение: а) международное; б) внутреннее.
1.5 Памятка – алгоритм для характеристики исторической личности.
1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
2. Задачи, которые стремится решить историческая личность и методы её решения.
3. Интересы, какого класса, сословия выражает историческая личность?
4. Значение его личных качеств.
5. Оценка результатов деятельности исторической личности.
Мотив; Цель; Средства; Способ деятельности; Результат
1.6 Памятка-алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать.
1. Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения и вывода.
2. Проанализируйте задание, проясни, что требуется доказать.
3. Определи вывод, который будешь доказывать.
4. Определи источники, какими, будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
5. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
6. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
7. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.
1.7 Памятка-алгоритм характеристики общественных выступлений
1. Время и место выступления.
2. Связь с другими событиями.
3. Причины.
4. Социальный состав участников.
5. Требования, лозунги, цели.
6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстание, акция протеста или гражданского неповиновения).
7. Масштабы выступления.
8. Уровень организованности.
9. Имена участников, руководителей.
10. Развитие событий, основные этапы.
11. Значение выступления.
1.8 План-алгоритм характеристики политического строя государства.
1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство, конфедерация.
4. Структура органов власти:
1) Глава государства, его полномочия.
2) Законодательные органы (способ формирования, структура, полномочия).
3) Исполнительные органы (способ формирования, структура, функции, подчиненность).
4) Судебные органы
5) Соотношение прав законодательной, исполнительной и судебной власти;
5. Права граждан (подданных)
1) Избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т.п.)
2) Политические права и свободы;
3) Личные права и свободы;
4) Возможность использования провозглашенных законом прав.
6. Основные политические партии и движения (характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои , положения в политической системе).
7. Краткая обобщенная оценка политического строя и перспектив его развития.
2. Методические указания к написанию реферата
В тексте реферата его автор должен продемонстрировать достаточный уровень логико-методологической культуры мышления, творческий подход к исследованию конкретной научной проблемы в контексте ее философского понимания и интерпретации.
Тема реферата должна быть согласована с преподавателем.
Требования к оформлению. Реферат выполняется на листах бумаги формата А4. Текст печатается на компьютере 14 шрифтом. Пробел между строками – 1,5 интервала. При написании текста необходимо соблюдать поля: левое - 25-30 мм, правое – 10-15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм. Все страницы реферата нумеруются.
Структура реферата включает титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы.
Титульный лист является первым листом реферата и заполняется по образцу.
Содержание включает наименование глав, разделов, параграфов с указанием номера страницы, с которой они начинаются.
Во введении раскрывается значение выбранной темы, степень ее исследованности, цель и задачи работы, формулируются основные положения темы и структура работы.
Текст основной части делится на главы, разделы или параграфы, здесь излагается содержание работы. В основной части целесообразно выделение 2-3 вопросов, отражающих разные аспекты темы. В реферате важно привести различные точки зрения на проблему и дать им оценку.
В заключении подводятся итоги рассмотрения темы. Приветствуется определение автором перспективных направлений по изучению проблемы.
Страницы реферата нумеруются арабскими цифрами, соблюдается сквозная нумерация по всему тексту. Каждая глава (раздел) должна начинаться с новой страницы.
Ссылки на источники, цитаты даются внизу страницы, на которой они приводятся.
Список использованной литературы дается в алфавитном порядке и должен содержать не менее 15 источников.
3. Памятка как работать с книгой
1. Понять, как построена книга, ее структуру.
2. Отобрать самое важное, основное из содержания книги.
3. Работу с книгой желательно строить в три этапа:
первоначальное прочтение всего текста с целью ознакомления с ним;
второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;
третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.
Формы и методы конспектирования зависят от личных особенностей мышления и запоминания. Рекомендуемая последовательность работы: составление плана, изложение тезисов, выписки из текста и само конспектирование.
Составление плана:
Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на частные. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением краткого наименования каждой части.
План может быть простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделяются на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора. Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизировать внимание.
Составление тезисов
Тезисы предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать свое внимание на выводах автора.
Целесообразно рассмотреть два вида составления тезисов:
- извлечение авторских тезисов из текста;
- формулирование основных положений своими словами и понятиями.
Иногда рядом с тезисами следует записывать и часть фактологического материала.
Выписки представляют собою факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (в том числе и в личной интерпретации) и т. д. В отличие от планов и тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением текста.
Конспектирование:
Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д. Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета. В начале конспекта следует указать автора изучаемого текста, наименование его работы, год издания и издателя.
Конспект может быть тематическим, т.е. составленным по нескольким произведениям, работам, текстам и т.п. Целью такого тематического конспекта является более глубокое, всестороннее изучение определенной проблемы с учетом возможной вариативности мнений различных авторов.
Для составления тематического конспекта следует:
осуществить подбор необходимой и рекомендованной литературы, наглядных пособий и иных учебных материалов;
составить сложный план тематического конспекта, постоянно имея в виду конечную цель своей работы по изучению и осмыслению данной проблемы;
дальнейшую работу построить в ранее изложенной последовательности, но с учетом последовательно-параллельного изучения первоисточников в определенном их многообразии.
В итоге работа над составлением тематического конспекта с успехом может вылиться в составление реферата. Тематический конспект требует постоянной систематической доработки, дополнений и творческого осмысления в процессе изучения предмета.
4. Требования, предъявляемые к конспектированию
Заглавия всех тем выполнять ярким, выделяющимся цветом.
Подзаголовки подчеркивать ярким цветом.
На каждой странице слева оставлять свободные поля (ширина полей до 1/3 ширины страницы) для записи даты конспектирования, заметок преподавателя и последующей проработки конспекта.
Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с «красной» строки. Между абзацами оставлять чистую строку.
Главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчеркиванием или иным способом.
Каждый учебный вопрос по необходимости, а тему каждого урока обязательно завершить обобщением (выводом), начиная словами: «итак», «таким образом» или «вывод».
Тетрадь для конспектов по предмету обучения должна быть достаточно объемной (оптимальное количество листов - 96).
Несколько листов в конце тетради следует отвести для справочного материала.
В тетради для конспектов недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету.
Следует помнить: конспект в значительной степени отражает возможности, способности и даже характер учащегося, его отношение к предмету обучения; он является не только отчетным ученическим документом, но и источником знаний, индивидуальным учебником.
5. Работа с историческими источниками
Работа с источником складывается из ряда последовательных этапов. Если вести речь о научном исследовании (а элементы научного исследования содержатся и в курсовой, и в дипломной работе студентов), то первым этапом является поиск, выявление источников различных типов по избранной теме; затем прочтение текста; источниковедческий анализ, так называемая источниковедческая или внешняя критика источника; потом наступает этап обработки и анализа информации, содержащейся в источнике.
Поиск студентами неопубликованных источников ведётся в архивах, а опубликованных – в библиотеках по специальным справочникам-указателям.
При работе с архивными документами прежде всего устанавливается их подлинность. Подделку сложно обнаружить по целому ряду признаков: почерк, водяные знаки, состав черни, лексика, грамматические формы и т.п. (см. методические рекомендации по вспомогательным историческим
дисциплинам). Вслед за этим встает задача правильного прочтения текста – от этого в значительной степени зависит его понимание. Сложность в том, что до ХVIII в. слова не отделялись одно от другого, что приводило к неправильному прочтению теста. Внешняя критика источника (источниковедческий анализ) состоит из ряда последовательных операций: установления подлинности, места, времени составления источника, авторства. Для опубликованных источников подобные вопросы уже решены при публикации, но для архивных документов эти вопросы принципиальны. Если в руках исследователя находится подлинный датированный документ, то дата, как правило, не подвергается сомнению. Сложность может вызвать только перевод даты на современную систему. Если документ не датирован, приходится пользоваться косвенными данными: именами упоминаемых в источнике исторических деятелей, указаниями на день недели, церковный праздник, природное явление, известное (датированное) историческое событие, титул (великий князь, великие государи цари, патриарх и т.п.), а также совокупностью палеографических признаков (писчий материал, клейма, формат, графика, филиграни). В этом случае датировка будет приблизительной. Установление места возникновения того или иного источника может дать дополнительную информацию о конкретно исторических условиях, в которых документ появился, и понять, насколько полно и объективно он отражает историческое событие. И, наконец, авторство. Понятие авторства очень неоднозначно. Закон имеет составителя (составителей), но не имеет автора; контракт может иметь поручителя, но не иметь автора; не имеет автора и анонимный текст, вывешенный, предположим, на стене. Вместе с тем, трудно интерпретировать источник, предварительно не поняв его автора, не зная сферу его деятельности, уровень его образованности и культуры, род занятий, принадлежность к определённой социокультурной общности с соответствующими установками.
При изучении произведений коллективного творчества (законодательство, периодическая печать, делопроизводственная документация и т.д.) необходимо учитывать состав авторских групп, позицию руководителей, социальные цели, непосредственных исполнителей и многие другие факторы. Обстоятельства возникновения источника оказывают самое непосредственное влияние на характер, качество и объем информации (следовательно, и на возможность реконструкции исторического явления). Автор может давать неполную или недостоверную информацию, поскольку находится в сложных обстоятельствах (наиболее яркий пример – следственные дела декабристов). Необходимо также знание исторической обстановки, иначе факты, сообщенные в документе, могут быть истолкованы превратно. В целом источниковедческий анализ раскрывает информационные возможности источника.
Методы анализа письменного источника
После установления подлинности, достоверности источника, проведения источниковедческой критики можно переходить непосредственно к изучению содержащейся в источнике информации. Это этап интерпретации, истолкования, то есть выявление того смысла, который вкладывал в произведение его автор. При этом необходимо учитывать временнýю и культурную дистанции, разделяющую автора произведения и его исследователя. Если говорить о письменном источнике, то уже чтение и перевод текста являются его истолкованием, то есть раскрытием заключённого в нём содержания. Принципиально важно установить точное значение использованных автором слов. Некоторые из них в момент составления автором источника могли употребляться в более широком смысле, чем впоследствии, другие, наоборот, в более узком. Особого истолкования требуют термины и правовые нормы законодательных актов. Юридическое содержание правовой нормы не может быть понято, пока не будет раскрыта её служебная роль в осуществлении политики правящей элиты. На этапе интерпретации источника исследователь как бы движется в потоке сознания автора произведения, стремится лучше понять ситуацию, в которой тот находился, замысел произведения, способ воплощения замысла. Это необходимо для того, чтобы выявить заключённую в источнике информацию.
От интерпретации источника исследователь переходит к анализу его содержания. Это собственно внутренняя критика источника, выявление его содержания и выяснение, насколько заключённая в источнике информация соответствует реальной исторической действительности. Именно на этом этапе исследователь на основе всех ранее изученных данных (условия, время, место и т.п. возникновения источника) должен чётко разграничить тенденциозность автора источника и конкретное историческое событие. Завершающий этап изучения источника – источниковедческий синтез. Синтез – не просто обобщение, суммирование информации, а воспроизведение исторической действительности, максимально приближенной к объективной реальности, то есть реконструкция исторического прошлого. На данном этапе необходим учет всей имеющейся информации, так как необходимы проверка и сопоставление фактов. Источниковедческое исследование имеет определенную логическую последовательность:
– во-первых, обосновывается тема исследования, формулируются его задачи, показывается степень изученности;
– во-вторых, проводится источниковедческий анализ; в случае необходимости приводится информация об истории данного текста, истории публикаций;
– в-третьих, выявляется намеренная и скрытая информация, систематизируется и последовательно анализируется;
– в-четвертых, делается вывод о возможном использовании данного источника для реконструкции исторической действительности.
Разумеется, эта схема приблизительна; ее конкретное содержание зависит от характера источника. Может измениться, например, последовательность этапов источниковедческого анализа, выяснение условий появления факта может потребовать дополнительных изысканий и станет самостоятельным исследованием и т.д. Тем не менее, основная структура источниковедческого исследования должна сохраниться.
На уроках истории документы могут использоваться как преподавателем, так и студентами. Преподаватель пересказывает документ, если он сложен; приводит короткие цитаты без ссылки или со ссылкой на документ (чтобы усилить доказательность своего рассказа); цитирует и разбирает выдержки из документов для конкретизации своего рассказа, придавая ему эмоциональности и убедительности. Чтобы оживить рассказ, он использует прямую речь, дает характеристику личности. Чаще всего преподаватель привлекает на урок документы повествовательно-описательного характера. Работа студентов с документом, постепенно усложняется с учетом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности.
Обучение работе с источником включает в себя следующие этапы:
1) преподаватель дает образец разбора документа;
2) студенты анализируют документ под руководством учителя;
3) работают под руководством и самостоятельно;
4) самостоятельно изучают документ в аудитории и дома.
Преподаватель знакомит студентов с документом, объясняет суть задания. Дома студенты готовят небольшие сообщения, описания на основе документа, текста и иллюстрации учебника, творческие сочинения. Конечно, для самостоятельной работы документ необходим каждому ученику.
Работа с документами также включает в себя: чтение и пересказ документа, и составление по нему плана; объяснительное чтение с предварительной и заключительной беседой; самостоятельный разбор документа и ответы на вопросы к нему; сравнительное сопоставление двух дополняющих друг друга документов, характеризующих одно и то же событие; критическую оценку документа. При этом ученики определяют его логически завершенные части, главные идеи, учатся находить доказательства тому или иному положению. Преподаватель предлагает студентам «прочитать, что сказано об этом документе», «привести место из документа, где сказано об этом», «доказать на основе текста документа», «подтвердить свое мнение документом».
Работа с документами может содержать более сложные задания:
- выберите главное, второстепенное в содержании документа; мотивируйте свой выбор;
- определите причину изучаемого события, к какому времени может быть отнесено данное явление или процесс;
- продумайте, какие исторические условия подготовили появление такого-то события, явления, породили идеи, реформы, начинания;
- сравните условия; отберите по документальному источнику данные;
- дайте характеристику политическим и государственным деятелям; подготовьте по первоисточнику сообщение;
- поразмышляйте, как изученный документ (группа документов) помогает понять современные общественные явления.
Подготовка учителя к использованию первоисточников на уроке предусматривает предварительный отбор и педагогическую обработку. Чем больше обработан документ, тем легче он воспринимается учениками и тем меньше трудностей представляет для самостоятельной работы.
6. Памятка для анализа документа
Вид документа | Типология вопросов и заданий к нему |
1. Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т. д. | 1. Когда, где, почему появился этот документ? 2. Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности? 3. Объясните основные — новые понятия, употребляющиеся в тексте документа. 4. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь документ в целом? 5. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах? 6. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа? |
2. Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т. д. | 1. Покажите на карте государства, составившие этот документ. 2. Охарактеризуйте исторические условия его создания. 3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом. 4. Объясните, в чем и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах). 5. Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу? 6. Какой характер носил этот документ: открытый или секретный — и почему? 7. Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу. |
3. Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т. п. | 1. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды? 2. Каковы исторические условия его создания документа? Где и когда он появился? 3. К чему призывает и что осуждает автор документа? 4. Интересы какого слоя населения он выражает? 5. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами? 6. Каковы последствия: реальные или прогнозируемые, осуществления идей этого документа? 7. Дайте историческую характеристику оценку документу. |
4. Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения | 1. Какие исторические факты излагаются в документе? 2. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события. 3. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе исчисления. 4. Как автор объясняет причины? Излагает ход и определяет значение исторических событий? 5. По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания? 6. В чем позиция автора совпадает /не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение/ не совпадение можно объяснить? |
5. Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев | 1. Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям? 2. Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника. 3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам? 4. В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других участников по данному историческому факту? 5. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа? |
6. Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира. Крылатые выражения и пр. | 1. Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника. 2. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т. п. определите примерное время действия или написания произведения./Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение создано в эпоху… 3. Какие образы исторических героев, событий создает автор? 4. Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами? |
7. Памятки как писать эссе
Как писать домашнее эссе
Прежде чем приступить к написанию эссе:
1. Изучите заданный на дом теоретический материал;
2. уясните особенности заявленной темы эссе;
3. продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
4. выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;
5. определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;
6. составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.
При написании эссе:
1. Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
2. Проанализируйте содержание написанного;
3. Проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;
4. Внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.
Требования, предъявляемые к эссе
1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
5. Эссе должно показывать, что его автор знает и мысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
6. Эссе должен содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
8. Памятка участнику дискуссии
1. Прежде, чем выступить, определи четко свою позицию, идеи, которые предстоит отстаивать в дискуссии.
2. Внимательно выслушивай оппонента, затем уже излагай свою точку зрения.
3. Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
4. Не забывай, что отличным способом убедить противника является стройность объяснения, четкая аргументация и безупречная логика.
5. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.
6. Опровергая и доказывая, говори ясно, просто, отчетливо, точно, старайся говорить своими словами, а не «по бумажке».
7. Если доказали ошибочность твоего времени, умей мужественно признать правоту своего оппонента.
8. Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.
Правила ведения дискуссии
1. Нельзя критиковать людей, только их идеи.
2. Цель дискуссии — не в определении победителя, а в консенсусе.
3. Все должны быть вовлечены в дискуссию.
4. Выступления должны проходить организовано, с разрешения ведущего, перепалка недопустима.
5. Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться.
6. Все позиции должны быть рассмотрены и привлечены к обсуждению.
7. Критика должна происходить без ярлыков и обидных высказываний.
8. В процессе дискуссии участники могут изменить свою позицию.
9. Строить аргументацию необходимо на бесспорных фактах.
10. В заключении всегда должны подводиться итоги.
9. Как работать с исторической картой
На уроках истории вы учитесь читать историческую карту и пользоваться ею как источником знаний о прошлом. Анализируя карту, вы можете извлечь из ее содержания разнообразную информацию: о географическом положении, природных условиях различных стран и определяющих их занятия населения, о причинах и последствиях войн и колониальных захватов; о различиях между раздробленным и централизованным государствами, между восстанием и крестьянской войной и др.
Приступая к работе с картой, необходимо ознакомиться с ее условными обозначениями, с так называемой легендой — табличкой у края карты. Она является важной опорой в действиях с картой. Для того чтобы заставить карту заговорить, рассмотрите представленные в легенде условные знаки, раскраску и прочтите подписи. После этого вы легко найдете на карте то, что вам нужно. Она расскажет вам о границах государства, о национальном составе населения, о городах, народных движениях, о крупнейших сражениях в ходе войны, о партизанских движениях, о развитии промышленности и сельского хозяйства и т. д.
Обратите внимание на условность знаков и их несоразмерность с масштабом карты. Например, один-два всадника обозначают целое войско, скрещенные мечи — важнейшие сражения.
При работе с исторической картой вы можете опереться на знания по картографии, приобретенные на уроках природоведения и географии: карта как изображение земной поверхности, масштаб как условный показатель расстояния на поверхности Земли; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характеристики страны и т. д. От класса к классу карты становятся более сложными, насыщенными условными обозначениями, и работа с ними усложняется.
10. Использование информационных технологий
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. У учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.
На уроках истории использую такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов, написание словарей исторических терминов, презентаций.
Презентация позволяет иллюстрировать рассказ. Например, при изучении тем по всемирной истории использую видеофрагменты, имеющиеся на электронных носителях практически по всем темам курса.
Программа PowerPoint позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.
Для подготовки презентации необходимо:
- провести огромную научно-исследовательскую работу;
- использовать большое количество источников информации;
Все позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества.
Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление.
Систематическое использование персонального компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:
- Повышение уровня использования наглядности на уроке.
- Повышение производительности труда.
- Установление межпредметных связей с информатикой
- Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и истории.
- Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
- Изменяется к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе «родственную душу».
Сама проблема использования мультимедиа на уроках требует теоретическое и практическое обоснование.
Работа с компьютером позволяет развивать у детей познавательную активность, улучшить организацию урока: смена видов деятельности, атмосфера в классе, использование межпредметных связей.
Это новые способы работы, которые не меняют содержания обучения.
Использование компьютерных технологий позволяет профессиональному росту, стимулирует желание совершенствовать работу.
Необходимое условие для получения положительных результатов — это использование мультимедиа целенаправленно, в нужный момент и обоснованно.
Одно из направлений применения новых компьютерных технологий — работа с сильными учениками, с теми, кто имеет способности к гуманитарным дисциплинам и проявляет к ним повышенный интерес.
Суть работы заключается в следующем:
После завершения изучения той или иной темы учащиеся, просматривают соответствующие презентации, делают необходимые записи в тетрадях (дополнительный материал, схемы, выводы), затем приступают к работе (индивидуально).
Литература
- Жукова Е.Д. Технология организации и реализации самостоятельной работы студентов. – Уфа, 2004. – 32 с.
2. Кагарманова А.И. Самостоятельная работа студента: методические рекомендации. – Уфа, 2003. – 36 с.
3. Пронштейн, А.П. Методика работы над историческими источниками. – М.:Изд-во Моск. ун-та, 1969. – 82 с.
4. Пронштейн, А.П. Вопросы теории и методики исторического исследования. – М.: Высш. шк., 1980. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для самостоятельной работы по теме: «Структурные компоненты ядра. Кариотип. Строение и функции хромосом”.
Этот материал разработан для самостоятельной работы для студентов при изучении темы "Строение ядра. Кариотип. Хромосомы человека". Здесь есть задания, схемы и рисунки по которым студенты б...
Методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов
Представлены методические рекомендации по выполнению рефератов, докладов, работе с учебной литературой и др....
методические рекомендации для самостоятельной работы по биологии
методические рекомендации позволят самостоятельно изучить данный материал...
Методические рекомендации к самостоятельным работам
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИМСЯ 1 И 2 КУРСОВ...
Методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине "География"
Методические рекомендации составлены с учетом специфики дисциплины в различных формах: самостоятельная работа студентов, в том числе групповые и индивидуальные задания; написание реф...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при работе с учебной, дополнительной и справочной литературой и при составлении схем, тезисов, конспектов
Даанные методические рекомендации помогают сформировать умения работать с дополнительной и справочной литературой, электронными словарями и энциклопедиями, воспитывать культуру чтения; ознакомить с ви...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов.
Самостоятельные упражнения для воспитания силы, быстроты, скоростно-силовых качеств....