Статья "Школа 21 века"
статья по истории на тему
Предварительный просмотр:
Школа 21 века: деятельность, сознание, личность ребенка
Образование сегодня должно соответствовать требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Главный плацдарм педагогического творчества - это школьный урок. «Преподавание есть искусство, а не ремесло - и в этом самый корень учительского дела. Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не держаться ни одного неукоснительно – вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться — вот единственный курс учительской рабочей жизни», - писала М.А.Рыбникова на заре становления советской школы.
. Важная задача учителя — всемерно способствовать развитию познавательной активности каждого ученика. Надо не только пробуждать у детей любопытство к изучаемому материалу, но и добиваться того, чтобы оно превратилось в любознательность, а затем и приобрело бы характер познавательного подлинного интереса, стремления к раскрытию сущности изучаемых явлений, причинно-следственных связей и закономерностей. Помимо того, что педагог стремиться сделать урок интересным, нужно, чтобы учащиеся сами принимали участие в подготовке к уроку. Но чтобы мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания, надо задавать интересные задания: найти в Интернете информацию к уроку, выполнить презентацию, кроссворд.
Полученные знания, на уроках обучающиеся применяют и во внеурочной деятельности.
Школа должна быть обеспечена средствами информатизации: мультимедийными проекторами; интерактивными досками, персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть с выходом в интернет.
Чтобы удовлетворить индивидуальные потребности уч-ся в углубленном изучении какой-либо дисциплины, существует профильное обучение, элективные курсы, проектная деятельность. Чтобы правильно и своевременно выявить наклонности ребенка, понять его интересы, подтолкнуть в нужном направлении, необходим индивидуальный подход. Поэтому в классах школы будущего должно быть 10-12 учеников.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально - нравственного состояния общества и государства.
Концепция духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
Концепция представляет собой ценностно –нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями
дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно -исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.
Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Сегодня, в условиях интенсивного информационного воздействия телевидения, СМИ, интернета, учащиеся оказываются невероятно информированы. Но это не значит, что они оказываются способны вырабатывать собственное знание о том, что происходит в мире. Учащиеся, как правило, не могут отличить себя от телевизора. Обсуждая то или другое событие, учащиеся неконтролируемо воспроизводят чьи-то мнения и идеологические установки, при случае легко меняя их на другие.
Очень часто сознание учащегося представляет собой “кашу”, в которой одновременно плавают ошметки самых разных знаниевых конструкций. Школьники абсолютно произвольно трактуют происходящие события. Это связано с отсутствием у школьников рефлексии их собственных оснований, а также тех типов знания, которые используются ими при обсуждении любых событий.
Сознание составляет основу того, что называют личностью.
Каждая привычка, каждая устойчивая фраза, каждое слово, сказанное нами, впечатывается в сознание ребенка и сильно влияет на его дальнейшую жизнь.
Позитивное сознание ребенка дает позитивные результаты, а негативное сознание ребенка – негативные.
Первое молодое поколение людей 21 века очень независимое, неуправляемое, самоуверенное и самостоятельное.
Школа нового типа – органическая основа непрерывного образования. Содержание образования в школе нового типа не сводится только к обучению сложившимся предметам и присвоению определенных традиций, знаний, умений и навыков. Оно, прежде всего, ориентировано на постановку и решение определенного типа задач, жизненных проблем, позволяющих выработать определенные деятельные способности, умения и навыки социально-теоретического и социально-практического плана. Такой акцент в содержании образования ведет к формированию креативной установки становящейся личности, ее готовности к проблемному видению реальности, к умению находить адекватные способы решения жизненных проблем. При таком подходе готовое знание обретает культурно-исторический смысл постольку, поскольку ценностью становятся не только результаты сами по себе, но и процесс поиска решений.
Самореализация в школе: как разглядеть и поддержать детские таланты
В каждом человеке солнце.
Только дайте ему светить.
Сократ
Поддержка талантливых и одаренных детей - одна из основных и актуальных задач современной школы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Развитию талантов, творческих способностей ребят способствует интересная содержательная жизнь, создание в классе атмосферы душевной теплоты и сердечности, доверительности и искренности.
Особенно ярко они выявляются при проведении коллективных творческих дел, трудовых десантов, походов.
В нашей школе сложилась своя система воспитательной работы с прочно действующими традициями. В ее основе - коллективные творческие дела, которые позволяют включить каждого в коллективную работу, выявить его организаторские и творческие способности.
цель работы педагога – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика. Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:
- выявить сферу одаренности каждого ребенка;
- создать условия для открытия и развития способностей детей в различных видах деятельности;
- обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося;
- ученическое самоуправление в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе и школе;
- обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе;
- сформировать круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.
Нужно помочь ребенку раскрыть его талант, вовлекать каждого в поиск того, что поможет ему раскрыться. Талант – это определенные способности ребенка, которые возможно раскрыть через их развитие, но сначала нужно определить, в какой сфере у него большие способности, к чему он проявляет особый интерес, в какой деятельности у него отмечаются большие успехи.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Планирование воспитательной работы по видам деятельности обеспечивает разносторонность взаимодействия школьника с окружающим миром, позволяет предупредить однобокое влияние школы
Детям с ярко выраженными способностями и интересами к определенной предметной области: математике, естествознанию, рисованию, музыке, спорту - требуются условия обучения, позволяющие им реализовать и развить эти способности, включая развитие других сфер. Но программы, ориентированные на максимальное расширение круга преподаваемых предметов, могут входить в противоречие со стремлением ребенка. Из этого вытекает необходимость создания индивидуальной образовательной траектории обучения отдельного талантливого ученика. Не менее важно учитывать и методы обучения, используемые в работе с одаренными детьми. Ярко выраженная творческая активность, самостоятельность и критичность мышления одаренных могут вызвать трудности в обучении при преобладании монотонных лекций и традиционных методов. Самостоятельная исследовательская работа ученика – одна из плодотворнейших и увлекательных форм обучения.
Одним из главных условий является личность учителя. Учитель, работающий с одарённым ребёнком, должен обладать нестандартным мышлением, быть компетентным, творчески подходить к учебному процессу, непрерывно работать над собой, постоянно заниматься самообразованием, повышать свою компетентность. Накопив обширную информационную базу для работы с одарёнными детьми, он будет ею регулярно пользоваться, обновлять и пополнять ее. Необходимым условием для работы с одаренными детьми также является наличие хорошей материально - технической базы, прежде всего в школе.
Классный руководитель является организатором разнообразных видов деятельности детей:
- учебно-познавательное направление, которое расширяет кругозор школьников, приобщает их к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;
- профориентация и трудовое воспитание, направленное на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживания, общественно полезного и производительного труда, сочетает бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирует уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека;
- художественно-эстетическое направление, развивающее мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениями стимулирующий художественную самодеятельность школьника;
- спортивно-оздоровительное направление, пропагандирующее здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела;
- гражданско-патриотическое направление, содействует социализации школьника, приобщает его к активному преобразованию действительности;
- нравственное воспитание, направленное на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях;
Большое значение имеет подпрограмма «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России». В рамках подпрограммы создана и успешно функционирует система всероссийских массовых мероприятий (от уровня образовательного учреждения до федерального уровня), направленных на выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
С 1998 по 2006 годы были выплачены государственные стипендии одаренным детям – лауреатам и дипломантам всероссийских конкурсов на общую сумму более 13 млн. рублей.
Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей является развитие олимпиадного движения и системы творческих конкурсов. В целях создания благоприятной среды для проявления и развития способностей каждого ребенка внесены изменения в нормативные документы, регламентирующие проведение Всероссийской олимпиады школьников, предусматривающие максимальный охват обучающихся через эффективную организацию школьного этапа олимпиады на основе единых подходов к ее проведению, составлению заданий и проверке работ.
Для более качественной работы в данном направлении должен быть подключен психолог школы, который в процессе индивидуальной работы с каждым ребенком выясняет особенности его развития, его наклонности и способности.
Результаты исследования психолог доводит до учителей предметников, классных руководителей. Такая работа во взаимодействии позволит более тонко изучить личность каждого ученика, найти подход в обучении и воспитании.
У одаренных детей, как правило, отличная память, высокий уровень мышления и интеллекта, хорошо развитая речь, большой словарный запас. У некоторых ребят наблюдается неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, нетерпимость. В силу того, что одаренные дети, как правило, отличаются в развитии от своих сверстников, у них зачастую возникает ряд серьезных проблем: неприязнь к школе, игровые интересы, погружение в философские проблемы, несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. ощущение неудовлетворённость, нереалистические цели, сверхчувствительность, потребность во внимании взрослых, нетерпимость. Наша задача – помочь детям преодолеть эти негативные комплексы, научить их быть более раскованными, открытыми, позитивными.
Творческие задания.
Данное направление позволяет индивидуально поработать с каждым , или с группой учащихся. В любом случае учителю предоставляется возможность выявить наиболее творческого и талантливого ученика. Творческие задания могут носить следующий характер:
-составление загадок, чайнвордов, кроссвордов, ребусов на заданную тему конкурсы сочинений, переводчиков, чтецов.
Внеклассная работа по предмету:
- Предметные недели
- Олимпиады: школьные, районные.
- творческие вечера
- Военно-спортивные мероприятия : «День здоровья», школьные спартакиады, спортивные соревнования
Отечественная система дополнительного образования также служит гарантом поддержки и развития одаренных детей. В ней сосредоточены уникальные возможности по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественнонаучной, учебно-исследовательской и другой образовательной деятельности.
Выявление, развитие и поддержка одаренных детей в учреждениях дополнительного образования детей осуществляется через систему конкурсов, конференций, соревнований, слетов, фестивалей и других мероприятий. Победители и призеры всероссийских мероприятий становятся лауреатами премии по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование», что позволяет привлечь к ним внимание органов власти всех уровней, поддержать материально, создавая условия для дальнейшего профессионального, творческого и личностного роста.
Каждый ребенок талантлив по своему. Наша задача - найти ту изюминку, зажечь искру познания, показать путь к реализации того бесценного дара, который затаила природа в каждом ребенке.
Здоровьесбережение: может ли нынешняя школа сохранить здоровье школьника
Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу. Сохраняется тенденция ухудшения здоровья школьников от первого класса к одиннадцатому: к окончанию школы около 85% детей страдают различными хроническими заболеваниями.
- 30-35% детей поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания;
- за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата;
- в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья;
- в 3 раза- с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта.
Такое плачевное состояние здоровья детей не только результат длительного неблагоприятного социально-экономического и экологического факторов, но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов как:
- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;
- несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;
- чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);
- неоправданно объемные домашние задания;
- недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.
Усложнение программы обучения и интенсификации учебного процесса, вследствие чего снижается двигательная активность и сокращается продолжительность отдыха, ведут, как правило, к нежелательным изменениям в состоянии здоровья учащихся, которые могут усугубляться от класса к классу школы в основном не ориентированы на активное сохранение здоровья детей. Наличие в школе большого количества учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья выдвигает на первое место проблему формирования мотивации на деятельность, сберегающую здоровье, проблему охраны и укрепления здоровья школьников различных возрастных групп.
От учителя – основной фигуры педагогического процесса - в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда. Наряду с традиционными задачами учителя на уроке, описанными во всех учебниках педагогики, отметим те, которые имеют непосредственное отношение и к эффективности урока, и к задачам здоровьесбережения:
- Связь своих задач и задач самого учащегося.
- Творческий характер урока, определяемый ассоциативной активностью учащихся.
- Предоставление учащимся средств для самостоятельной работы и оказание помощи в их освоении.
- Оптимальное использование наглядных средств обучения, методов подключения всех органов чувств учащихся.
- Психологический настрой всего класса на урок и динамику состояний учащихся, оптимальных для каждого этапа урока.
- Преобладание у учащихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе урока, получение школьниками удовольствия от процесса обучения.
- Представление в начале урока его крупного плана – общей картины того, чему будет посвящён урок.
- Включение в содержание урока элементов обучения тому, как надо учиться.
Для решения этих задач учитель должен выйти из привычных для себя в отечественной школе ролей лектора и инспектора усвоения знаний и реализовать свои возможности в первую очередь в качестве организатора работы класса и каждого ученика, мотиватора, консультанта тренера, психотерапевта.
Без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья учащихся школа не сможет выполнить свою задачу по охране их здоровья. Ребёнок, подросток, не заботящейся о своём здоровье, не мотивированный на его сохранение и укреплении, на ведение здорового образа жизни, при всём старании учителей остаться здоровым в современных условиях не сможет.
Методология воспитания культуры здоровья школьников основана:
- Обеспечение грамотности в вопросах здоровья.
- Формировании мотивации на ведение здорового образа жизни.
- Воспитании ответственности за собственное здоровье и здоровье близких.
Определить как одну из приоритетных задач школы – создание условий по охране и укреплению здоровья учащихся.
Учителям-предметникам:
1. Строго соблюдать дозировку домашнего задания;
2. Разнообразить формы и методы работы учащихся на уроке, учитывая степень усталости;
3. Вести урок в темпе, позволяющем ученикам правильно и без сильного напряжения осваивать материал;
4. Предлагать задания, позволяющие повторить материал;
5. Предлагать занимательные игры или вопросы для разрядки.
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования:
• Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
• Реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;
• Система школьного самоуправления;
• Развитие системы внеурочной занятости детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)
При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана ...
Учебный фильм по истории средних веков "Композитор, художник и поэт IX века Туотило (и разные интерпретации его песнопения "Kyrie, Cunctipotens genitor Deus" (около 900 года))"
Туотило из монастыря Святого Галла, в других произношениях Туотилон, Тотило (англ. Tuоtilo of Saint Gall, около 850, Ирландия — около 915, Санкт-Галлен) - средневековый к...
план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс
план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...
Элективный курс "Можно ли было изменить историю XX века? История XX века через призму событий и деятельности реформаторов"
Программа элективного курса предпрофильного обучения "Можно ли было изменить историю XX века? " составлена для углубленного изучения истории Отечества XX века. Курс будет расширять знания, полученные...
Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе "Королевство франков в 6-8 веках"
Презентация содержит слайды, содержащие план урока, логические схемы, задания для самостоятельной практической работы учащихся и для закрепления изученного на уроке. Основано на учебнике и...
Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»
В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...