Практическая работа по истории древнего мира на тему: "Древний Восток"
учебно-методический материал по истории (5 класс) по теме

Васина Юлия Александровна

Урок-практикум по истории для 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА  

"ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДРЕВНЕМУ ВОСТОКУ" 5 класс

Пояснительная записка

        Урок "Путешествие по Древнему Востоку" является составной частью программы по истории древнего мира в 5 классе.

        Данный урок - повторительно - обобщающий.

        Форма проведения – практическая работа.

        Урок построен на основе использования игровой технологии, личностно-ориентированной технологии,  деятельностного метода,  цель которого обобщить и систематизировать знания учащихся путем создания педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной своего ближайшего развития.

Характеристика УУД:

Личностные: 

-  аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

-  осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать   собственные мировоззренческие позиции;

Регулятивные:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- планировать учебную деятельность;

- работать по плану, сверяясь с целью;

- находить и исправлять ошибки;

- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

-  Осуществлять познавательную рефлексию.

Коммуникативные:

-  Работать в малой группе над общим заданием.

- Излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.

- Организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли,

задавать вопросы, вырабатывать решения);

- преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;

Познавательные:

- Находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

- Анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

- Устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне

-  Раскрывать значение понятий и терминов.

-  Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе.

-  Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

-  Объяснять смысл крылатых выражений.

-  Характеризовать знания из разных областей наук, известных древним жителям Востока.

- Разгадывать кроссворды.

В ходе урока учащиеся повторяют главные вопросы темы:

1. Месторасположение стран Древнего Востока.

2. Исторические деятели.

3. Религиозные верования.

4. Достижения древних цивилизаций Востока.

        Тема предусматривает работу с понятийным и иллюстративным аппаратом.

При повторении материала предусмотрены разнообразные формы работы учащихся: заполнение экспертного листа, разгадывание кроссвордов, работа с картами, текстами, иллюстрациями.

        Это позволяет не только наглядно рассмотреть данные вопросы темы, но и активизировать работу по отработки умений и навыков учащихся искать главное, отвечать на поставленные вопросы, применять полученные знания на практике.

        Учитель на уроке является связующим звеном, координатором, цель которого предоставить учащимся возможности для систематизации полученных знаний на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов.

Учебный предмет Всеобщая история (история Древнего мира)

Уровень образования школьников: урок предложен для учащихся 5 классов общеобразовательной средней школы

Форма учебной работы: классно-урочная в кабинете информатики.

        Класс делится на группы по 2-3 человека. Каждая группа выполняет работу за компьютером, заполняет оценочный лист.  

Подготовительная работа:

- Повторение материала по теме урока (раздел "Древний Восток")

- Загрузка на компьютеры презентаций для групп по вариантам.

- Распечатка оценочных листов для работы в группах.

ЗАДАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1 ВАРИАНТ

ЗАДАНИЕ № 1. ОТГАДАЙТЕ СТРАНУ.

  1. Жители этой страны создали первый в мире алфавит.
  2. В этой стране находится единственное уцелевшее чудо света.
  3. Эту страну защищают от холодных  ветров горы Гималаи, название которых означает «жилище снегов». В Гималаях находится самая высокая на земле вершина -  «Джомолунгма», что означает «поднебесное жилище богов».

ЗАДАНИЕ № 2. ЛИЧНОСТЬ - ЗАГАДКА.

Кто из личностей древнего Востока мог сказать о себе?

  1. Я-царь великий, царь царей, царь этой земли говорю: «Мне дались по воле бога Ахурамазды 23 страны.  Среди них  Вавилония,  Ассирия, Египет. Все, что я приказывал – ночью ли, днем ли – они исполняли. Я обладаю неутомимой силой в руках и ногах. Я отличный стрелок из лука, всадник, и копьеметатель».
  2. Я величайший из правителей Египта, ведь именно для меня была построена самая высокая в мире пирамида – первое из чудес света.

ЗАДАНИЕ № 3. КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ.

Напишите крылатое выражение, о котором идет речь в отрывке.

           В Библии рассказывается  о двух городах Иудеи, которые прославились бесчинствами своих жителей. Бог решил покарать их и наслал на эти города огненный дождь и землетрясение, в результате  чего они были  полностью разрушены. На их месте образовалось соляное озеро, известное теперь под именем Мертвого моря, в котором  не может жить ничто живое.

ЗАДАНИЕ № 4.  КРОССВОРД "КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА"

(Приложение 1)

ЗАДАНИЕ № 5. ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Укажите, где находятся эти постройки?

1) Большой Сфинкс                     2) Крылатый бык           3) Львиные ворота

4) Пирамида Хеопса               5) Великая Китайская стена

ЗАДАНИЕ № 6. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЗООСАД

С историей какой страны связано изображение животного и каким образом?

458001

ЗАДАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

2 ВАРИАНТ

ЗАДАНИЕ № 1. ОТГАДАЙТЕ СТРАНУ.

1. Путешественник, истомленный странствиями по безжизненной пустыне, ждал мгновения, когда перед его глазами предстанет чудесный, цветущий край, похожий на сад. Археологи приезжают сюда, чтобы найти на древних холмах глиняные таблички с бесценными письменами.

2. Один из последних царей этой страны Ашшурбанапал собрал огромнейшую библиотеку.

3. В этой стране находится река, о которой жители говорили «Река тысячи бедствий».

ЗАДАНИЕ № 2. ЛИЧНОСТЬ - ЗАГАДКА.

Кто из личностей древнего Востока мог сказать о себе?

1. Я – царь совершенный, могучим оружием, вверенным мне богами, истребил врагов на севере и на юге. Я начертал свои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове.

2. Бог Яхве повелел мне вывести еврейский народ из Египта. Это было нелегко. Фараон был неумолим и направил вдогонку нам огромное войско. Однако Бог не оставил нас. Он раздвинул море, и мы оказались на Синайском полуострове. Сорок лет я водил свой народ по пустыне, пока не привел в землю обетованную.

ЗАДАНИЕ № 3. КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ.

Напишите крылатое выражение, о котором идет речь в отрывке.

        Семирамида была дочерью мидийского царя и жила в конце IX века до нашей эры. Отец выдал её замуж за своего союзника – вавилонского правителя Навуходоносора. Выйдя замуж и уехав в Вавилон, она очень скучала по горным лесам далекой родины, и Навуходоносор приказал воссоздать эти леса посредине города. На колонны высотой в 25 метров четырьмя ярусами были уложены плоские каменные плиты, на которые сверху насыпали землю и посадили деревья, кусты и цветы, привезенные из Мидии. Рабы поднимали воду для полива. Сады возвышались над стенами Вавилона среди голой и пыльной долины Двуречья. Они так поражали воображение современников, что древние причислили их  к семи чудесам света.

ЗАДАНИЕ № 4.  КРОССВОРД "КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА"

(Приложение 1)

ЗАДАНИЕ № 5. ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Укажите, где находятся эти постройки?

1) Большой Сфинкс                       2)  Крылатый бык           3)  Львиные ворота

4) Пирамида Хеопса                5)  Великая Китайская стена

ЗАДАНИЕ № 6. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЗООСАД

С историей какой страны связано изображение животного и каким образом?

prn2_7

ЗАДАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

3 ВАРИАНТ

ЗАДАНИЕ № 1. ОТГАДАЙТЕ СТРАНУ.

  1. Столицу этого государства называли «городом крови» и «логовищем львов»
  2. Эта страна славилась огромным количеством золота. Здесь начали чеканить первую в мире монету из сплава золота и серебра.
  3. «Даром Нила» называли жители свою страну.

ЗАДАНИЕ № 2. ЛИЧНОСТЬ - ЗАГАДКА.

Кто из личностей древнего Востока мог сказать о себе?

  1. Я встал впереди моих победоносных воинов, указывая своими шагами путь каждому человеку. Крепость покорилась моему величеству. Жалкие царьки чужеземных стран приползли на животах, чтобы выпросить дыхание для своих носов. Велика мощь моего величества, велика власть бога Амона –Ра над всеми чужеземными странами

       2.Рабы поднимали воду для полива. Сады возвышались над стенами Вавилона среди          голой и пыльной долины Двуречья. Они так поражали воображение современников, что древние причислили их  к семи чудесам света.

ЗАДАНИЕ № 3. КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ.

Напишите крылатое выражение, о котором идет речь в отрывке.

        Выражение связано с библейским мифом о том, как евреи на пути из египетского плена в Палестину осадили город Иерихон, обнесенный очень прочными стенами. Шесть дней утром и вечером по приказу израильских священников воины трубили в священные трубы, обходя город. На седьмой день стены не выдержали и рухнули. Иерихон был взят евреями.

ЗАДАНИЕ № 4.  КРОССВОРД "КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА"

(Приложение 1)

ЗАДАНИЕ № 5. ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Укажите, где находятся эти постройки?

1) Большой Сфинкс                       2)  Крылатый бык           3)  Львиные ворота

4) Пирамида Хеопса                5)  Великая Китайская стена

ЗАДАНИЕ № 6. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЗООСАД

С историей какой страны связано изображение животного и каким образом?

prn2_14

Приложение 1. Кроссворд

1 

  

  

  

  

  

2 

  

  

  

  

  

3 

  

  

  

  

  

  

4 

  

  

  

  

  

  

  

  

5 

  

  

  

  

6 

  

  

  

7 

  

  

  

  

  

  

  

  1. Материал для письма, изобретенный в Китае
  2. Бог Древнего Египта, согласно мифам, вершивший суд в царстве мертвых
  3. Письмо, созданное финикийцами
  4. Письменность в Двуречье.
  5. Царевич Гаутама возвестил людям истину и они назвали его Просветленным. А как это звучит по-индийски?
  6. Служитель Бога в Древнем Египте.

7. Гробницы фараонов в Древнем Египте



Предварительный просмотр:

Ответы к лаб.раб. «Древний Восток»

Задания

Ответы

1 вариант

2 вариант

3 вариант

1.Отгадайте страну

1.Финикия

2.Египет

3.Индия

1.Двуречье

2.Ассирия

3.Китай

1.Ассирия

2.Лидия

3.Египет

2.Личность-загадка

1.Ашшурбанапал

2.Хеопс

1.Хаммурапи

2.Моисей

1.Тутмос 3

2.Нинн-царь Вавилона

3.Крылатое выражение

Содом и Гоморра

Висячие сады Семирамиды

Иерихонская труба

4.Кроссворд

1.бумага

2.Осирис

3.алфавит

4.клинопись

5.Будда

6. жрец

7.пирамида

1.бумага

2.Осирис

3.алфавит

4.клинопись

5.Будда

6. жрец

7.пирамида

1.бумага

2.Осирис

3.алфавит

4.клинопись

5.Будда

6. жрец

7.пирамида

5. Ист.памятник

1.Египет

2.Персия

3.Ассирия

4.Египет

5.Китай

1.Египет

2.Персия

3.Ассирия

4.Египет

5.Китай

1.Египет

2.Персия

3.Ассирия

4.Египет

5.Китай

6. Исторический зоосад

Кошка – священное животное в Египте.

Корова – священное животное в Индии

Слон – священное животное в Индии


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древний Восток 1 вариант

Слайд 2

Отгадайте страну Жители этой страны создали первый в мире алфавит. В этой стране находится единственное уцелевшее чудо света. Эту страну защищают от холодных ветров горы Гималаи, название которых означает «жилище снегов». В Гималаях находится самая высокая на земле вершина – «Джомолунгма», что означает «поднебесное жилище богов».

Слайд 3

«Личность – загадка». Кто из личностей древнего Востока мог сказать о себе? Я-царь великий,царь царей,царь этой земли говорю: «Мне дались по воле бога Ахурамазды 23 страны.Среди них Вавилония,Ассирия,Египет.Все,что я приказывал – ночью ли, днем ли – они исполняли. Я обладаю неутомимой силой в руках и ногах. Я отличный стрелок из лука, всадник, и копьеметатель». Я величайший из правителей Египта, ведь именно для меня была построена самая высокая в мире пирамида – первое из чудес света.

Слайд 4

«Крылатые выражения». В Библии рассказывается о двух городах Иудеи, которые прославились бесчинствами своих жителей. Бог решил покарать их и наслал на эти города огненный дождь и землетрясение, в результате чего они были полностью разрушены. На их месте образовалось соляное озеро, известное теперь под именем Мертвого моря, в котором не может жить ничто живое.

Слайд 5

«Культура Древнего Востока» 1 2 3 4 5 6 7 Материал для письма, изобретенный в Китае Бог Древнего Египта, согласно мифам, вершивший суд в царстве мертвых Письмо, созданное финикийцами Письменность в Двуречье. Царевич Гаутама возвестил людям истину и они назвали его Просветленным. А как это звучит по-индийски? Служитель Бога. Гробницы фараонов в Древнем Египте.

Слайд 6

Укажите место нахождения этих построек Сфинкс Крылатый бык Львиные ворота Пирамида Хеопса Великая Китайская стена

Слайд 7

«Исторический зоосад». С историей какой страны связано изображение животного и каким образом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древний Восток 2 вариант

Слайд 2

Отгадайте страну Путешественник, истомленный странствиями по безжизненной пустыне, ждал мгновения, когда перед его глазами предстанет чудесный, цветущий край, похожий на сад. Археологи приезжают сюда, чтобы найти на древних холмах глиняные таблички с бесценными письменами. Один из последних царей этой страны Ашшурбанапал собрал огромнейшую библиотеку. В этой стране находится река, о которой жители говорили «Река тысячи бедствий».

Слайд 3

«Личность - загадка» Кто из них мог сказать о себе: Я – царь совершенный, могучим оружием, вверенным мне богами, истребил врагов на севере и на юге. Я начертал свои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове. Бог Яхве повелел мне вывести еврейский народ из Египта. Это было нелегко. Фараон был неумолим и направил вдогонку нам огромное войско. Однако Бог не оставил нас. Он раздвинул море, и мы оказались на Синайском полуострове. Сорок лет я водил свой народ по пустыне, пока не привел в землю обетованную.

Слайд 4

Крылатые выражения. Семирамида была дочерью мидийского царя и жила в конце IX века до нашей эры. Отец выдал её замуж за своего союзника – вавилонского правителя Навуходоносора. Выйдя замуж и уехав в Вавилон, она очень скучала по горным лесам далекой родины, и Навуходоносор приказал воссоздать эти леса посредине города. На колонны высотой в 25 метров четырьмя ярусами были уложены плоские каменные плиты, на которые сверху насыпали землю и посадили деревья, кусты и цветы, привезенные из Мидии. Рабы поднимали воду для полива. Сады возвышались над стенами Вавилона среди голой и пыльной долины Двуречья. Они так поражали воображение современников, что древние причислили их к семи чудесам света

Слайд 5

«Культура Древнего Востока» 1 2 3 4 5 6 7 Материал для письма, изобретенный в Китае Бог Древнего Египта, согласно мифам, вершивший суд в царстве мертвых Письмо, созданное финикийцами Письменность в Двуречье. Царевич Гаутама возвестил людям истину и они назвали его Просветленным. А как это звучит по-индийски? Служитель Бога. Гробницы фараонов в Древнем Египте.

Слайд 6

Укажите место нахождения построек Сфинкс Крылатый бык Львиные ворота Пирамида Хеопса Великая Китайская стена

Слайд 7

С историей какой страны связано изображение. И каким образом?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древний Восток 3 вариант

Слайд 2

Отгадайте страну Столицу этого государства называли «городом крови» и «логовищем львов» Эта страна славилась огромным количеством золота. Здесь начали чеканить первую в мире монету из сплава золота и серебра. «Даром Нила» называли жители свою страну.

Слайд 3

«Личность – загадка». Кто из них мог сказать о себе? Я встал впереди моих победоносных воинов, указывая своими шагами путь каждому человеку. Крепость покорилась моему величеству. Жалкие царьки чужеземных стран приползли на животах, чтобы выпросить дыхание для своих носов. Велика мощь моего величества, велика власть бога Амона –Ра над всеми чужеземными странами 2.Рабы поднимали воду для полива. Сады возвышались над стенами Вавилона среди голой и пыльной долины Двуречья. Они так поражали воображение современников, что древние причислили их к семи чудесам света

Слайд 4

«Крылатые выражения». Выражение связано с библейским мифом о том, как евреи на пути из египетского плена в Палестину осадили город Иерихон, обнесенный очень прочными стенами. Шесть дней утром и вечером по приказу израильских священников воины трубили в священные трубы, обходя город. На седьмой день стены не выдержали и рухнули. Иерихон был взят евреями.

Слайд 5

«Культура Древнего Востока» 1 2 3 4 5 6 7 Материал для письма, изобретенный в Китае Бог Древнего Египта, согласно мифам, вершивший суд в царстве мертвых Письмо, созданное финикийцами Письменность в Двуречье. Царевич Гаутама возвестил людям истину и они назвали его Просветленным. А как это звучит по-индийски? Служитель Бога. Гробницы фараонов в Древнем Египте.

Слайд 6

Назвать памятник, указать место его нахождения Сфинкс Крылатый бык Львиные ворота Пирамида Хеопса Великая Китайская стена

Слайд 7

«Исторический зоо – сад». С историей какой страны связано изображение животного и каким образом.



Предварительный просмотр:

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНИЙ ВОСТОК»

Фамилия, имя уч-ся ______________________________________________________________________________________________________

Задания

Ответы

Максимальный балл за задание

Полученный балл

№ 1. Отгадайте страну

1.

3 балла (по 1 баллу за каждую верно угаданную страну)

2.

3.

№ 2. Личность-загадка

1.

2 балла (по 1 баллу за каждую верно угаданную личность)

2.

№ 3. Крылатое выражение

1.

2 балла

№ 4. Кроссворд

1.

7 баллов

2.

3.

4.

5.

6.

7.

№ 5. Назвать исторический памятник

1.

5 баллов

2.

3.

4.

5

№ 6. Исторический зоосад

1.

2 балла (1 балл за верный ответ и 1 балл за пояснение)

ИТОГО

21 балл

Критерии оценивания: "5" - 21-17 б.,  "4" - 16-12б.,   "3" - 11-7 б.,   "2" - 6 и менее б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по истории Древнего мира по теме «Древний Египет»

Данный тест можно использовать при проверке знаний по теме"Древний Египет"...

Контрольная работа по истории Древнего мира по теме Древний Восток

Проверка знаний, умений и навыков предметного характера....

Проверочная работа по истории Древнего мира по теме "Древний Египет" (5 класс)

Данная проверочная работа предназначена для учащихся 5-х классов по теме "Древний Египет"....

Обобщающее повторение по истории Древнего мира по теме: « Древний Египет» 5 класс

Обобщающее повторение по истории Древнего мира по теме: « Древний Египет» 5 класс...

Тест по истории Древнего мира по теме "Древнее Междуречье", тест "Древний Рим"

Тест содержит материал для проверки знаний по истории Древнего мира по теме "Древнее междуречье", "Древний Рим"...

Практическая работа по истории Древнего мира (5 класс) По теме «Древняя Индия»

Практическая работа включает задания разного уровня сложности, направленные на отработку умений и навыков в соответствии с ФГОС....

Конспект и презентация открытого урока в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Древний Восток"

Тема урока:  «Чему учил китайский  мудрец Конфуций (по ФГОС). Тип урока:  урок – изучение нового материала.Форма организации обучения:  урок-путешествие....