ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА
презентация к уроку по истории на тему
Презентация по истории и обществознанию на тему:ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravo_drevnego_mira.pptx | 139.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Демократия и право античной Греции. Демократия (греч. demokratia власть народа, от demos народ, kratos власть) впервые в мире возникла в древней Греции. Афинская республика по своей классовой сущности была рабовладельческой, по форме правления демократией только для свободных граждан. Всей совокупностью гражданских и политических прав и соответственно этому выгодами и привилегиям, определяемыми законами государства, пользовались только равноправные граждане государства, рожденные от афинянина и афинянки. Из них только жители Афин имели возможность участвовать в государственном управлении, ибо все основные органы власти были сосредоточены в городе. Это была демократия меньшинства. Афинское гражданство давалось с совершеннолетием, которым считалось достижение 18летнего возраста. В течение двух последующих лет гражданин проходил военное обучение, но военнообязанным оставался до 60 лет. С 20 лет он получал право участвовать в работе народного собрания. Женщины к участию в общественной жизни не допускались. Так, фактически, демократия существовала в Афинах лишь для зажиточных свободных граждан. Даже в годы расцвета демократии в Афинах насчитывалось 90 тыс. свободных, 45 тыс. неполноправных и 365 тыс. рабов.
Высшими органами власти в Афинах являлись: 1) народное собрание; 2) советбулэ . Народное собрание представительный законодательный орган власти. Оно созывалось 4 раза в месяц и проходило на центральной площади города или в театральном зале. Перед началом собрания совершались жертвоприношения животных и произносились молитвы. Повестка дня собрания объявлялась заранее. На одном из указанных четырех собраний производилась проверка деятельности выборных должностных лиц, и собрание должно было решать, была ли эта деятельность правильной; затем обсуждались вопросы продовольственного снабжения и обороны, наконец, каждому гражданину было предоставлено право делать чрезвычайные заявления о государственных преступлениях.
Высшая исполнительная власть вручалась советубулэ , который состоял из 500 человек. Членом совета мог стать любой афинский гражданин по достижении 30летнего возраста, если он платил налоги, оказывал почтение своим родителям. Перед тем, как быть избранным, кандидату устраивалась проверка его политических убеждений (только убежденный демократ мог стать членом совета). Булэ следил за точным исполнением законов, контролировал деятельность должностных лиц. Советбулэ имел право законодательной инициативы и предварительно решал вопросы, которые подлежали рассмотрению народным собранием. Он осуществлял высшее управление страной, ведал внешними сношениями и финансами. Совет делил исполнительную власть с двумя коллегиями стратегов и архонтов. Коллегия 10 стратегов избиралась народным собранием и отчитывалась перед ним. Члены коллегии выполняли военные и дипломатические функции. Коллегия 9 архонтов отвечала за охрану общественного порядка и законности. Она обязана была ежегодно докладывать народному собранию о противоречиях и пробелах в законах.
Таким образом, в Афинах был впервые в мире применен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Условия демократии и республики оказали определенное влияние на развитие афинского права. В целом право Афин по содержанию и форме не превзошло право стран древнего Востока. Однако появление впервые в мире суда присяжных вело к заметным достижениям в области процессуального права. В Афинах суд уже был отделен от администрации. Судьи и присяжные избирались народом на основе прямых демократических выборов. Различался процесс по гражданским и уголовным делам. При рассмотрении дела особое внимание уделялось показаниям сторон и свидетелей, которые запечатывались в специальный сосуд и в таком виде представлялись в суд
Основным моментом судоговорения были речи сторон. Судебное ораторское искусство достигло в Афинах расцвета. С его помощью стороны пытались произвести впечатление на судей и присяжных, оказать на них воздействие. Вначале суд решал вопрос о виновности лица. Если постановление присяжных было обвинительным, то тогда приступали к выбору наказания. При этом предлагать его разрешалось как обвинителю, так и обвиняемому. Голосование было тайным. Приговор объявляли ночью, чтобы судьи не видели лиц. Поэтому богиню правосудия Фемиду изображали с завязанными глазами. До его обнародования обвиняемый мог покинуть страну и тем самым избавить себя от наказания. Афинская политико-правовая практика была изучена и использована Римом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карты по истори "От Древнего мира до Новейшего времени"
Материал содержит:1. Карты по истории Древнего мира .2. Карты по истории России с 7-16 в.в3.Карты по истории России 17-19 в.в.4. Карты по истории России 20 в.5. Карты по истори...
Право Древнего мира
Презентация к уроку по теме Право Древнего мира 11 класс профильный уровень...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Карты по истории "От Древнего мира до Новейшего времени"
Материал содержит:1. Карты по истории Древнего мира .2. Карты по истории России с 7-16 в.в3.Карты по истории России 17-19 в.в.4. Карты по истории России 20 в.5. Карты по истори...
презентация "Право древнего мира"
прзентация "Право дркевнего мира", материал к курсу "Право"...