Викторина
материал по истории (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ Исенбаевская средняя общеобразовательная школа
Музей истории села Исенбаево
Викторина «История государственного флага России»
Проект подготовили:
учитель истории Зайнуллина Г.3., учитель физической культуры Зайнуллин Л.М.
Цель: изучение учащимися истории Государственного флага России, Знамени Победы, воспитание у учащихся уважительного отношения к государственным святыням; развитие умения самостоятельно добывать исторические знания, высказывать свою точку зрения на изучаемые проблемы, развитие творческих способностей учащихся; воспитание патриотизма.
Участники: учащиеся VII-IХ классов, классные руководители, преподаватели музыки, ОБЖ, истории, библиотекарь школы.
Подготовительная работа: учитель истории, библиотекарь отбирают необходимую литературу по теме, организуют выставку книг. Учащиеся готовятся к викторине. Учитель музыки подготавливает музыкaльное оформление, разучивает песни с вокальной группой, руководитель кружка рисования с членами кружка готовит стенды, оформляет зал.
Место проведения: актовый зал школы.
Оформление: Государственный флаг Российской Федерации, Государственный флаг Республики Татарстан, стенды «История Государственного флага России», «Воинские знамена России».
ВИКТОРИНА
- Не у всех народов и даже не у всех государств был свой герб,
но было свое знамя, свой флаг, иногда совсем непохожие на то, что мы сегодня называем знаменем или флагом, были с древнейших времен у всех народов.1 Почему появилось знамя? Что оно символизировало? (Ответ: знамя появилось как указатель места сбора воинов в бою, но очень скоро оно стало символом единства, независимости, мужества. Потерять знамя - значило потерять честь; добыть неприятельское знамя - приобрести великую славу)
- .Почему «у русских князей до нашествия монголов знамя, по- древнерусскому стяг, было темно-красным, багряным по-
древнерусскому, червленым?» 3 (Ответ: червлень, т. е. темно- красный цвет, это символ храбрости, мужества, неустрашимости).
3.Какую особенность имели стяги Александра Невского, Дмитрия Донского? (Ответ: «на широком полотнище, у древка, вышивался золотом или серебром лик Иисуса Христа, Спаса, как еще называли его... -- спасителя, покровителя, заступника... »)4
4.Что было изображено на красном полотнище князя Пожарского? (Ответ: «... город Москва, архангел Михаил, которого церковь считала главой небесного воинства и покровителем православных воинов; перед ним, преклонив колено, стоит с мечом князь Пожарский, испрашивая благословения на ратные подвиги.»)5.
Чтец: «ФЛАГИ»
(А. Жигулин)6
Шили флаги косынею
В давнем веке у нас
И летел над Россиею
Шитый золотом Спас.
____________________
1 Ляшенко М. Твое краснокрылое знамя. — М.: Дет. Лит., 1978, с. 47
2 Ляшенко М. Твое краснокрылое знамя. — М.: Дет. Лит., 1978, с. 47
3 Ляшенко М. Твое краснокрылое знамя. — М.: Дет. Лит., 1978, с. 53
4Ляшенко М. Твое краснокрылое знамя. — М.: Дет. Лит., 1978, с. 53
5 Ляшенко М. Твое краснокрылое знамя. — М.: Дет. Лит., 1978, с. 55
6 Ради жизни на земле. — с. 106.
Под багряно-червлеными
В том великом году,
Под святыми знаменами Дмитрий шел на Орду...
И вскружил над столицею
Синий стяг Ермака
И могучею птицею Пролетел сквозь века.
И победными красками
Созывало на бой
Знамя князя Пожарского Над горящей Москвой...
- Когда в России появился трехцветный флаг бело -сине- красный, где размещался? (Ответ: в 1667 году во время правления царя Алексея Михайловича на первом русском корабле «Орел» . Итак, с 1667 года этот флаг известен как Московский Государственный флаг.)
- В чье царствование бело-сине-красный флаг стал государственным символом России? (В царствование Петра 1).
7. Что означают цвета Российского государственного флага? (Ответ: Выбор цветов не случаен. «Они связаны с духовными началами народа. Белый, синий, красный цвета преобладали в одежде крестьян, казаков. Русский триколор имеет и глубокое символическое содержание. С древнейших времен у различных народов белый цвет означал мир, чистоту, правду; синий - веру, верность, постоянство; красный - энергию, силу, кровь, пролитую в защиту веры и бедных людей. В бело-сине-красном флаге слились воедино народные и государственные начала»1. «Расположение полос отражало представление людей того времени об устройстве мира. Внизу - красный мир
_____________________________________________________
1Сапрыков В.... С серебряным святым Георгием без змия.// Учительская газета. 1991, ноябрь
мифический. Выше - небесный. Еще выше - мир
Божественный белый»)1.
- Почти десятилетие на рубеже XVII-XVIII вв. бело-сине-красный флаг служил боевым знаменем России как на суше, так и на море. Но в 1701 году после установления Петром I в 1699 г. Ордена Святого Андрея Первозванного на военном флоте был введен Андреевский флаг. Почему он так называется? (Ответ: Андрей, по евангельской легенде, рыбак, а значит покровитель тех, кто связан с водной стихией. Апостол Андрей Первозванный почитался святым патроном Русской земли еще со времен первых киевских князей. Считается, что апостол кончил жизнь распятым на кресте, брусья которого были скреплены наискось отсюда и форма орденского Андреевского креста).
Сам выбор «небесного» покровителя Российского флота Петром I был мудрым политическим шагом в стремлении всеми средствами укреплять престиж своего государства2.
- В 1858 г. Указом Александра II утверждается еще один государственный флаг. Какие он имел цвета, чем они объяснялись. Почему в 1896 г. Отказалось Особое совещание от этого флага? (Ответ: еще один государственный флаг был черно-желто-белого цвета. «Его предложил немецкий барон Бернгард Кене. Он считал, что цвета флага должны соответствовать цветам герба: черный - черному орлу, желтый (золотой) - полю его расположения, белый - серебряным доспехам и серебряному (белому) коню Святого Георгия Победоносца... Два флага в России создавали немалые неудобства, вызывали дискуссии. Бело-сине-красный вывешивался на жилых домах, черно-желто-белый на казенных. Первый флаг считался национальным, второй имперским. Народ не принял последний. Особое совещание в апреле 1896 г. пришло к убеждению, что государственными цветами должны именоваться белый, синий, красный, цвета же черный, оранжевый, белый
______________________
1 Иванова Л. Ф. Пятиклассники изучают символику современной России // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. №8 с.42
2 Кузьмина С. Андреевский флаг // Роман-газета. 1992. №6, с.2
не имеют к тому же ни геральдических, ни исторических основ».1)
При Николае II бело-сине-красные цвета российской символики сохранились.
- Как изменился Государственный флаг России после Октябрьской революции 1917 г., как стала называться наша страна? (Ответ: с 1918 г. Флаг России красного цвета, на нем славянской вязью выписаны буквы «РСФСР», так стала называться страна. 30 декабря 1922 г. Образуется СССР и просуществует до конца декабря 1991 г. Государственный флаг СССР состоял из красного полотнища, с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Наряду с Государственным флагом СССР в каждой из его 15-ти республик почитался республиканский флаг, на котором отражались особенности республики. Флаг РСФСР с 1954 г. напоминал Государственный флаг СССР и отличался синей полосой вдоль древка, напоминавшей о морях России, ее реках, щедрой природе.)
- Как изменились воинские знамена после Октябрьской революции? (Ответ: воинские знамена стали красными. Флаг Военно-Морского Флота СССР представлял белое полотнище с голубой каймой в нижней части и с изображением в правой половине красной пятиконечной звезды, а в левой - перекрещенных серпа и молота. Под этим флагом советские моряки шли в бой в годы Великой Отечественной войны, несли службу в послевоенное время).
- Какими были боевые знамена в годы Великой Отечественной войны? (Ответ: с декабря 1942 г. Воинское знамя состояло из двустороннего полотнища красного цвета, древка и шнура с кистями. На одной стороне в центре нашиты серп и молот, сверху и снизу идут слова «3а нашу Советскую Родину». На другой стороне пятиконечная звезда из шелка и вышитые номер и наименование части. В июне 1943 г. было введено особое
________________________________
1 Сапрыков В. . . . С серебряным святым... //Учительская газета
гвардейское Красное знамя. Наего лицевой стороне портрет Ленина, оно вручалось особо отличавшимся воинским частям, перед ними преклоняли колено, целуя край знамени1.)
- Кто первым водрузил Знамя Победы над рейхстагом? (Ответ: До сих пор официально считалось, что в ночь на 1 мая сделали это разведчики 756 полка 150 стрелковой дивизии М. Егоров и М. Кантария. Историческая же правда такова - на несколько часов раньше, рискуя жизнью, знамя водрузили разведчики штурмовой группы 136-й армейской пушечной артиллерии Ржецкой краснознаменной бригады Г. Загитов, М. Минин, А. Лисименко, А. Бобров. Четверке героев не повезло в том смысле, что они установили не официальное Знамя Военного совета армии (знамена эти заранее изготавливались по приказу Сталина), а бригадное знамя. Егоров и Кантария водрузили зная Победы №5, принадлежавшее 3-й ударной армии)2.
- Когда Российский флаг вновь стал трехцветным? (Ответ: 21 августа 1991 г.)
- Каков цвет знамени российских Вооруженных Сил? (Ответ: красный).
- Когда Военно-морскому флоту России был возвращен Андреевский влаг? (Ответ: после 1991 г).
- Какой день в России мы отмечаем как День Российского флага. (Ответ: 22 августа).
Героизмом воинов возвеличивалась слава России, слава
Российского государственного флага. Славные вековые традиции воинской доблести передавались из поколения в поколение. Какие события военной истории, на ваш взгляд, сыграли решающую роль в истории страны, возвеличили ее славу? Кого вы могли бы назвать национальными героями, почему?
Учащиеся высказывают свое мнение, объясняют. Ведущий, комментируя ответы, обращает внимание на Дни воинской славы России, на национальных героев, отличившихся в сражениях, связанных с Днями воинской славы.
Славу Отчизне приносили не только воинские подвиги, но и
научные открытия, трудовые успехи, спортивные достижения. Какими примерами из истории страны вы могли бы это подтвердить?
_______________________
1 Ляшенко М. Твое краснокрыпое знамя. - М., с. 156
2 Устюжанин В. 10 наивных вопросов об Отечественной войне // Комсомольская правда. 2001, 21 июня
Учащиеся перечисляют, на их взгляд, значимые события. Среди них: открытие Антарктиды в 1819 - 1821 гг. экспедицией Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева, спасение челюскинцев в марте 1934 г., первая в истории человечества зимовка в районе Северного полюса под руководством И. Папанина на дрейфующей льдине в 1937 г., «блестящим подвигом» назвали беспосадочный перелет Чкалова, Байдукова, Белякова по маршруту Москва-Северный полюс - США1. Выход в космос: первым это сделал СССР. 4 октября 1957 г. - запуск 1-го спутника Земли, полет Ю. Гагарина 12 апреля 1961 г.
Учащиеся называют имена спортсменов СССР, России, покоривших ступени почета Олимпийских игр, последние победы россиян на Кубке Дэвиса, победы команды «КамАЗ-Мастер» на соревнованиях гонщиков «Париж-Дакар» и т. д.
Ведущий, подводя итоги викторины, проводит мысль о том, что слава Российского флага, слава Отчизны будет зависеть и от успехов самих ребят, от их желания жить и работать во имя Отчизны.
Чтец: «Чувство Родины»
В.Фирсов
… Мы прошли столетия с Россиею
От сохи до звездного крыла,
А взгляни - все то же небо синее
И над Волгой та же тень орла.
Те же травы к солнцу поднимаются,
Так же розов неотцветший сад,
Так же любят, и с любовью маются,
И страдают, как века назад.
И еще немало будет пройдено.
Коль зовут в грядущие пути.
Но святей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
С этим чувством человек рождается,
С ним живет и умирает с ним.
Все пройдет, а Родина -
Останется,
Если мы то чувство сохраним»2.
_______________________
1 Ляшенко М. Твое краснокрылое знамя. - М., с. 15б
2 Ради жизни на земле. - М.: Просвещение, 1990, с 6
ЛИТЕРАТУРА
- Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т.-1. Вставай, страна огромная... / Сост. В. Заливако. М.: Современник, 1987
- Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т.-12. Ради жизни на Земле / Сост. В. Заливако. М.: Современник, 1990
- Иванова Л.Ф. Пятиклассники изучают символику современной России // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. №8
- Кузьмина С. Андреевский флаг // Роман-газета. 1992. М. 6
- Ляшенко М. Твое краснокрылое знамя. - Москва: Детская литература, 1978
- Макеев В. Военно-морской флот России: вчера, сегодня, завтра // Основы безопасности жизни. 1999. N 7
7 Начальная военная подготовка: Учебник / А. И. Аверин, И. Ф. Выдрин, Н. К. Ендовицкий и др. Под ред. Ю. А. Науменко. М.: ДОСААФ, 1983
- О подвигах, о доблестях, о славе: Рассказы и очерки / сост. Г.
Н. Яновский. -М.: Дет. лит., 1981
- Ради жизни на земле: Репертуар. сб. для руководителей шк.
худож. самодеятельности / сост. А. В. Фоменко. - М.:
Просвещение, 1990
- Рожденные в боях. - М.: Мол. Гвардия, 1985
- Сапрыков В. …С серебряным святым... // Учительская газета. 1991. Ноябрь.
- Сценарии классных часов (часть 2-я) / М.: Центр «Педагогический поиск», 2002
- Устюжанин В. 10 наивных вопросов об Отечественной войне // Комсомольская правда. 2001. 21 июня
- Шаги истории самой...: Баллады, рассказы в стихах, поэмы, песни русских поэтов 1917-1945. – М.: Детская литература , 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы викторин.Викторина №1
Викторина по русскому языку :"Проверь себя"....
Материалы викторин.Викторина №2
Викторина 2 "Проверь себя" Уважаемые учителя, вы можете проверить себя или использовать этот материал на уроках....
Материалы викторин.Викторина № 3
Проверь себя!...
Материалы викторин.Викторина №4
Проверь себя....
"Веселая математическая викторина" -викторина для обучающихся 5 - 7 классов
Внеклассое мероприятие по математике 5-7 классов....
Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» викторина "
Цель:- расширить и конкретизировать знания детей о профессиях,- способствовать самостоятельности мышления и выбора,- формировать у детей интерес к будущей профессии,- воспитывать уважительное от...
Викторина для 5-6 класса "Хвостатая викторина"
Викторина позволяет вызвать интерес у учащихся в области изучения темы" Царства "Животные"...