Путешествие в историю Древнерусского быта
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Еремина Виктория Владимировна

внеурочное занятие для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnoe_zanyatie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор разработки: Еремина Виктория Владимировна,

учитель истории МБОУ СОШ №31 Осинниковского городского округа

Название программы ВУД:

Класс: 6й

Тема занятия: Путешествие в историю Древнерусского быта

Цели занятия: создать условия, при которых обучающиеся  смогут сформировать представление русских традициях, бытовых условиях, привычках русского народа в средневековый период.

Задачи занятии:

Образовательная - сформировать у учащихся представление о быте и нравах древних славян;  познакомить с внешним видом, жилищем,  одеждой, утварью.

Развивающая  -   развивать устную речь,  мышление, расширять кругозор знаний по истории отечества

Воспитательная: Воспитание у учащихся интереса к истории нашей страны,  любовь и уважение к прошлому нашего народа. Воспитывать умение слушать товарищей.

Развитие эмоциональной сферы учащихся за счет использования средств наглядности

Методы: используются игровые технологии. Игра направлена на знания об основных сферах жизни древнерусского общества. Используется воображаемое путешествие (маршрутная игра)  по древнему городу, деревне.

Оборудование:

- Компьютер

- Интерактивная доска

- Мультимедийная презентация

Цели занятия  направлены на достижение обучающимися:

 1. Личностных результатов:

- формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической  эпохи.

- складывание представления о традициях и нравах   прошлого.

2. Метапредметных результатов:

В области регулятивных УУД:

-  осуществлять целеполагание

-  планировать пути достижения цели

- самостоятельно анализировать условия  достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

- самостоятельно контролировать своё время

 - осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)

В области познавательных УУД:

-  строить речевое высказывание в устной форме

-  реализовывать исследовательскую деятельность

 -  искать  информацию

- устанавливать  причинно-следственные связи.

- анализировать

В области коммуникативных УУД:

- организовывать  учебное  сотрудничество со сверстниками, определять функции       участников, способы взаимодействия

- участвовать  в коллективном обсуждении

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- осуществлять взаимный  контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую  взаимопомощь.

В области личностных УУД:

-  осуществлять нравственно-этическое оценивание

3. Предметных результатов:

-  формирование уважительного отношения к традициям и культурам разных народов

-  создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях.

-  ознакомление обучающихся с событиями Отечественной  истории.

по источнику знаний:

- словесные (объяснение, беседа);

- наглядные (демонстрация  презентации);

- практические (работа с предметами быта, работа с иллюстративным материалом)

 методы мотивации:

- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).

- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).

- социальные (работа в группах).

На уроке использовались технологии: исследовательская, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная.

План занятия

1.  Вступительное слово учителя

2. Организационный момент – формулирование темы, постановка целей, задач урока

3. Работа над новой темой урока - выступления учеников по группам

4. Работа с раздаточным материалом

5. Подведение итогов

Ход занятия

Урок сопровождается презентацией.

Вступительное слово учителя: «Здравствуйте ребята!»

В третьей четверти мы с вами начали изучение истории нашей страны и  - познакомились с возникновением на территории Восточно-Европейской равнины Древнерусского государства, с правлением первых киевских князей.

А сегодня мы с вами совершим путешествие в историю древнерусского быта – узнаем, как жили наши предки, во что одевались и как проводили праздники.

Я приглашаю вас в путешествие!

Класс делится на три группы: первая группа – крестьяне

Вторая группа - бояре

Третья группа – горожане и ремесленники

Каждой из групп предварительно было дано задание подготовить сообщения об образе жизни (жилище, занятиях, одежде). Ученики по очереди выходят к доске и представляют свою группу. По ходу урока учитель составляет кластер, для каждой группы.

1 группа - крестьяне

Слово учителя – Давайте вспомним понятие быт и нравы

Быт - повседневная жизнь людей.

Нравы - повседневные отношения между людьми

Большая часть населения проживала в сельской местности. Люди распахивали поля,  разводили скот, бортничали, охотились. Жили большими семьями. А сейчас давайте послушаем самих жителей деревень, и что они расскажут нам  о  своей жизни.

Выходят по очереди три ученика и рассказывают а) о крестьянском хозяйстве

б) о крестьянской избе и ремеслах  в) о крестьянской одежде

А) В древние времена Русь покрывали густые леса.  Освобождая землю от леса, крестьяне превращали ее в свою кормилицу. Из поколения в поколение передавали земледельцы секреты своего труда.

Начинался год  в те времена весной, ведь именно весной крестьяне выходили на пахоту – когда земля была готова. Готовность земли определяли так: горсть земли сначала крепко сжимали в кулаке, а затем кулак разжимали. Если земля рассыпалась при падении, значит, готова для пахоты. Если падала комком – значит еще не готова. Сначала землю пахали сохой.    После вспашки почву боронили, будто гребнем причесывая землю. Все культуры нужно было сеять в свое время. День сева был самым ответственным днем для крестьянина. Он в белой рубашке с лукошком, привязанном на груди, выходил в поле. Сеятель ходил по полю босым бросая в землю зерно. Сеяли пшено, рожь, овес. Рожь считалась самой надежной культурой, которая непременно даст урожай.

Наступало лето. Кто не любит лета! Но для крестьянина это было самой тяжелой порой. Главным событием летом в деревне считался сенокос. Начинали косить сено  в день, когда отмечали праздник Ивана Купалы (конец июня), к тому времени трава уже вырастала высокой. Рано утром, пока еще не спала роса шли на покос:

Коси коса

Пока роса.

Роса долой,

Косец домой.

Сенокос продолжался дней двадцать или месяц. Затем траву сушили и делали большой стог, который крестьянин перевозил домой. Сенокос был тяжелым трудом, но молодежь сенокос любила, пели песни, шутили. На покос надевали лучшие рубахи и сарафаны.

К концу  лета наступало время жатвы – убирали хлеб серпами и косами, это было очень тяжелым трудом. Недаром от страданий крестьянина, от его тяжелого труда появилось слово «страда».

Лучшее зерно, обработанное после жатвы оставалось на семена, среднее на прокорм семьи. Нецелое и раздавленное зерно на корм скоту. Как вы думаете, что значит пословица  - «И год хорош, если уродилась рожь».

От труда крестьянина зависела жизнь всей Руси,  которую он  обеспечивал хлебом. Именно поэтому труд хлебороба был делом почетным.

Любопытный факт: Что значит выражение «Бить баклуши?» Баклуши -  деревянная чурка, из которой крестьяне делали разные мелкие изделия – ложки, чашки .и пр. Заготовить баклуши было самым простым делом,  не требующей особой сноровки, и ее мог выполнить любой человек. Эта работа казалась такой простой,  что со временем ее стали употреблять в значении -  праздно проводить время.

Б) Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Оно состояло из холодного помещения – сеней и теплого – избы. В сенях крестьянин хранил все свое добро. Избы была деревянная из ели или сосны. Весь фасад дома покрывала резьба, которая считалась, охраняет от нечистой силы. Окна делали маленькими,  чтобы света хватало только для работы. Эти окна закрывались дощечками или затягивались бычьими пузырями. Топили избу где не было печи – «по-черному». Печь любили все  - она грела дом,  кормила. Главным углом крестьянского дома был красный угол – где висела особая полочка с  иконами. Мебель в избе была нехитрая – стол,  лавки, сундуки в которых хранили добро.

Хозяйство русского крестьянина невозможно представить без скота. Даже у бедняков была лошадь,  две-три коровы,  овцы и свиньи. Скотина давала много полезных продуктов. Мясо, масло, молоко, творог, -  который в то время называли сыром. Овца давала шерсть – из нее делали носки,  варежки. Крестьянин заботливо ухаживал за скотиной. Самым главным работником крестьянского хозяйства была лошадь. Она работала и летом и зимой.

На крестьянском дворе занимались и ремеслами. Крестьянин считался мастером на все руки: плел лукошки, короба и лапти, выстругивал посуду и домашнюю утварь. Лапти представляли из себя башмаки,  которые плели из  узких полос коры и повязывали веревками. Всю одежду крестьяне изготовляли дома. Она так и называлась – домотканая. Изготовляли ее из льняных нитей,  которые хозяйка пряла вручную с помощью веретена .

В хозяйстве крестьянина все обязанности были распределены. Мужчины занимались работой в поле, ремеслами, охотой. Женщины вели домашнее хозяйство, ухаживали за скотом. Огородом, занимались рукоделием.

Русские крестьяне были чуткими к чужой беде. Живя общиной, они очень хорошо знали,  что такое взаимопомощь и взаимовыручка. Крестьяне были милосердны – старались помочь слабому,  нищему.

Любопытный факт: Что значит пословица – «Лаптем щи хлебать»? Лапти, единственно доступная обувь для крестьян,  а щи – самая простая еда. Про человека, который не мог заработать себе на сапоги и более изысканную еду, говорили, что он «лаптем щи хлебает»,  то есть живет в страшной нищете.

В) Одежда крестьян была удобна и нарядная. Ее изготовляли из  ткани, которую хозяйка дома сама изготовила. Если хотели получить цветную ткань. то пользовались растительными красителями – корой,  листьями,  цветами. Русские рубахи были широкими и длинными,  почти до колен. Под мышками выкраивались ластовицы. По  вороту и краям рубахи вышивали узоры, которые оберегали человека от сглаза и нечистой силы.

Рубахи обычно подпоясывались тоненькими поясками и носили поверх портов.  Основным видом древней одежды был кафтан длинной до колен. Разновидностью кафтана был армяк – дорожная одежда. Кроме кафтанов носили поддевку – одежду с запахом. Еще один вид  верхней одежды – зипун, их надевали в ненастье или в дорогу.

Крестьянки были одеты в рубахи,  сарафаны, поневы (одежда типа юбки завязывавшейся у пояса. На голове девушка носила повязку в виде ленты. Замужние женщины тщательно убирали волос под кокошники.  На плечи накидывали душегреи – широкие и короткие кофты без рукавов.

После выступления группы крестьян, учитель с помощью учеников составляет на доске кластер: жилище крестьянина.

2 группа – бояре, знатные горожане

Слово учителя – города появились много веков тому назад. В те времена поселки строили на берегу рек. Вот с таких маленьких поселков и начиналась история городов.

Выступления 3х учеников.

А) Вокруг поселения строили ограду. За ней урывались жители во время нападения. В нашем городе есть правитель – князь или его наместник – посадник. В центре города находилась церковь. Здесь и решались все главные дела. Позже в городе появился кремль, – за стеной которого жили князь,  знатные люди, там хранили оружие и судили горожан. Каждый день горожан будил  колокольный звон, который доносился из  кремля – центра города. В центре города  располагалась соборная площадь. В кремле стояла и деревянная изба, где размещалась тюрьма.

Знатные горожане возводили дома в несколько этажей,  чаще всего трехэтажные.  Хоромы – так назывались богатые дома – имели сказочный вид. Украшались резьбой и фигурками. Двор занимал большую площадь. Здесь размещался сад, огород,  хозяйственные постройки, мастерские и дом хозяина. Дом состоял  из  подклети, где размещались кладовые, на втором этаже покои хозяина, столовая и др. помещения. Хозяйка с детьми жила на верхнем этаже – в тереме.  В доме всегда была печь с трубой,  а печь украшали  плитками из глины – изразцами.

День в старину начинался рано, еще до зари. Первой вставала хозяйка и отдавала распоряжения по хозяйству.  Завтракать было не принято, семья собиралась в столовой часам к 12ти. В это время хозяин заканчивал свои дела,  хозяйка успевала сделать свои дела по хозяйству. Перед обедом обязательно молились. После обеда в старину весь народ засыпал. После сна семья принималась за свои дела и так до 6 вечера. Наступление сумерек означало, что пора ложиться спать.

3 группа – ремесленники и купцы

А) Дома ремесленников были одноэтажными и  находились в городе на посаде – неукрепленная часть города, там проживали не только ремесленники, но и купцы, составлявшие большинство городского населения. Посад делился на слободы жителями, которых были представителями одной профессии. Улицы  посада назывались по занятиям жителей – ремесленников – Калачная, Кузнецкая, Гончарная. Уж очень посад напоминал деревню. Каждый строил в старину как ему хотелось, поэтому дома нередко перегораживали улицу. Сами улицы были кривыми и грязными.

Ремесленники кормили и одевали горожан. Это были булочники,  мясники,  кожевники и прочие. Ремесленники очень гордились своими умениями – «Ремесленников много,  а мастеров мало».

Б) Но город не был бы городом,  если бы в нем не было – торга главной торговой площади. Многие города в старину  начинались с гостиных дворов – там останавливались гости, располагались торговые ряды, дворы купцов со складами товаров. Горожане очень любили торг. Он располагался обычно неподалеку от стен кремля. В каждом ряду продавали определенные товары. Были лавки, где торговали иконами, книжные ряды. Дальше располагались ювелиры, в следующем ряду торговали рыбой. А во вшивом ряду продавали ношеную одежду, обувь и всякое старье. Не каждый человек покупал что – нибудь, но каждый спешил на торг, потому что именно здесь узнавали последние новости. Вот и выкликивались на торгу сообщения. Направляясь от торга по улицам в любую сторону,  путешественники оказывались на посаде. Если жизнь городского ремесленника проходила в мастерской,  то купец все время проводил  на торгу. Особым спросом пользовались – перец, изюм,  орехи, стеклянная посуда. Помимо товаров купцы привозили новости из разных городов.

Кроме ремесленников и купцов в городе жили ямщики – люди,  которые держали лошадей для перевозки людей. Их  дома стояли возле важнейших дорог ведущих из города. Также в городе жили и служилые люди – стрельцы, пушкари. Они несли службу по охране города,  а в мирное время занимались торговлей и ремеслом.

Учитель - И ремесленник, и купец, и  боярин – все горожане имели свой огород,  поля и хлев с коровами,  свиньями. Каждый горожанин, таким образом, занимался еще и крестьянским трудом,  обеспечивая свою семью всем необходимым.

В) Бояре богатые купцы носили широкие свободные одежды ярких  цветов, шитые золотом и серебром. Воротники украшали драгоценными камнями. Широкие и длинные одежды назывались опашнями. Они были с очень длинными рукавами, которые завязывались на спине.

Богатые горожане очень любили шубы. Их надевали даже не холодное время года, чтобы показать свое богатство. А в жару к одежде прикреплялся соболий воротник. Шубы шили мехом внутрь,  а сверху покрывали шелком. Меха и пуговицы стоили намного дороже самой одежды..

Непременной деталью был пояс - кушак. Им специально подпоясывались высоко под грудью,  чтобы выпирал живот.

Горожанки носили еще более шикарные и нарядные одежды. Девушки носили венцы и ленты. Женщины убирали волосы под кику. Жены ремесленников, как и крестьянки, любили носить сарафаны,  поверх одевали телогреи, а на голову кичку. Носили и платки – ширинки. Горожанки любили стеклянные и медные браслеты , перстни из дерева и кости.

На ногах богатые горожане и горожанки носили мягкие сапожки,  а бедные – обувь из лыка.

Любопытный факт Знаете ли вы, откуда происходит выражение семь пятниц на неделе»?  Оказывается, пятница была в старину свободным от работы днем. Долгое время она была и одновременно и днем исполнения различных торговых обязательств. В пятницу брали деньги и давали обещание привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу же получали товар и обещали в следующую пятницу за него деньги. О нарушителях этих правил в старину говорили -  «У него семь пятниц на неделе».

Ученикам для закрепления изученного материала деется задание:

1. Распределить предметы: перед учениками представлены предметы быта различных сословий Древней Руси. Каждая из групп должна взять те предметы, которые им необходимы. И должны обосновать, почему они выбрали тот, или иной предмет и как они его будут использовать.

2. Ответить на вопрос чем отличалась жизнь крестьянина от городского жителя. Что было схожего?

3. В чем заключались особенности древнерусской одежды?

4. Ответить на вопрос – где, в городе или деревне, хотели бы жить ребята.

5. Собрать лото из карточек,  чтобы получилась картинка из русского быта

В конце урока учащиеся на смайликах отмечают,  понравился им урок или нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по истории Древнерусского государства в 6 классе

Материал содержит 20 тестовых и 4 сложных(работа с текстом)заданий, можно использовать для проверки знаний по истории Древнерусского государства....

Игра, посвящённая древнерусскому быту "Быт древних славян"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории.  Основана на экспонатах из экспозиции школьного музея "Уголок русской избы"....

Путешествие в историю древнерусского быта. Открытый урок

Открытый урок: Путешествие в историю Древнерусского быта. Это обобщающий урок знакомит учеников с традициями и бытом различных групп населения Древней Руси. Урок костюмированный с использованием предм...

Готовимся к олимпиаде по истории: древнерусские числа и буквы

Интересный материал о древнерусских числах и буквах ...

Конспект урока истории "Древнерусская культура"

Конспект урока истории "Древнерусская культура"...

Тест 10 класс "История Древнерусского государства"

Тест для 10 класса по истории Древнерусского государства...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Путешествие в мир древнерусского искусства для учащиеся 10-х классов

Методическая рзработка внеклассного мероприятия "Путешествие в мир древнерусского искусства" для учащихся 10-х классов....