Проект урока Древняя Спарта
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Крупина Марина Михайловна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_sprata.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по всеобщей истории в 5 классе

 (в соответствии с требованиями ФГОС)

«Древняя Спарта»

Общая информация

Тема урока

Древняя Спарта

Тип урока

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты и изучить особенности спартанского образа жизни.

Задачи:

  • образовательные – определить географическое положение Спарты на территории Древней Греции; охарактеризовать социальную структуру общества, раскрыв основные виды деятельности и систему воспитания спартанцев; изучить систему управления Спартой;
  • развивающие – продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа текста; развитие коммуникативных умений и навыков через диалог и элементы дискуссии; продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.
  • воспитательные – воспитание милосердия и гуманности, уважения к другому образу жизни; формирование адекватной оценки исторической действительности.

Необходимое оборудование

Настенная карта «Древняя Греция V  в. до н.э.»,

Компьютер

Мультимедийный проектор

Экран

Компьютерная презентация

Дидактическое обеспечение

Тексты для анализа

Шаблоны для выполнения индивидуальных заданий

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • понимать культурное многообразия мира, уважать историю других народов мира;
  • предметные
  • находить на карте и устно комментировать положение Спарты;
  • характеризовать основные занятия населения, воспитание детей;
  • характеризовать  общество  как олигархическое государство.

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
  • умение работать с учебной информацией;
  • определять цель, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели;
  • готовность к сотрудничеству с соучениками;
  • делать выводы из сформулированных предложений.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

вопросы для актуализации знаний учащихся и вызова мотивации к процессу обучения, упражнения для практического применения учениками полученных знаний.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  1. Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин и др. – М.: Просвещение, 2014.
  2. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А.Михайловского. 2-е издание, исп. и доп. – М.: ВАКО, 2009

Дополнительная

  1. О.А.Северина История Древнего мира 5 класс. Поурочные планы по учебнику «История Древнего мира. 5 класс» в 2-х частях – Волгоград: Изд-во -  Учитель - АСТ, 2013
  2. Л.И.Зверева, А.Е.Тувельман. Древний мир: 5 кл.: Краткие конспекты уроков для учителя истории. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Время

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Используемые методики и технологии (на разных этапах урока)

1. Организационный

1 мин

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

2. Вводно-мотивационный

2 мин

Предлагает рассмотреть изображение.

Вместе с учителем определяют изображение греческого воина, снаряжение, оружие. Делают вывод о греках как о доблестных воинах.

Технология сотрудничества

3. Актуализация знаний

6 мин

Вопросы классу:

1. Историю какого государства мы продолжаем изучать?

2.Как назывались небольшие государства, на которые была поделена Древняя Греция?

3.Что такое полис? Какие черты отличают его?

4.С каким из полисов вы уже знаком?

Подводит итог, комментирует и оценивает  ответы обучающихся.

Сами греки говорили: наша родина – Эллада – так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское государство, а другой Спартанское государство. На предыдущем уроке мы с вами изучали Афинское государство.

Вопрос: историю какого греческого государства нам предстоит изучить сегодня?

Чтобы иметь целостное представление о государстве на какие вопросы необходимо ответить?

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Древняя Греция

Полисы

Город с прилежащей сельской округой

Афины

Древняя Спарта.

Предлагают вопросы:

Где расположено.

Кто жил и чем занимались.

Кто и как управлял государством.

Как жили.

Записывают тему в тетради и план.

Технология развития критического мышления

4. Изучение нового материала

25 мин

Предлагает записать тему урока и план, обращает внимание на экран.

Входе работы над темой предлагает заполнить схему на доске

Организует работу в группах:

Группа 1 – описывает географическое положение на основе текста учебника.

Группа 2 – характеризует население и занятия на основе текста документа (на столе)

Группа 3 – дает характеристику управления Спартой на основе текста учебника

Группа 4 – характеризует систему воспитания в Спарте на основе текста документа (на столе)

Работают с текстами документов, предложенных учителем, учебника.

Обсуждают, что необходимо внести в схему на доске. Заполняют схему.

Работают с картой и текстом учебника, один ученик заполняет схему, другой у карты описывает географическое положение.

Один ученик заполняет схему и характеризует население, другой – занятия.

Один ученик заполняет схему на доске, другой дает устно характеристику органов власти и должностных лиц.

Один ученик заполняет схему на доске.  Другой  называет особенности воспитания в Спарте.

Технология критического мышления

Технология сотрудничества

5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала

5 мин

На столах расположены шаблоны для заполнения цветными карандашами,  карандаши красного и зеленого  цвета.

Обучающимся предлагаются  утверждения. В случае согласия они должны закрасить звездочки в таблице зеленым цветом, несогласия – красным. Осуществить взаимопроверку по критериям:

8 правильных ответов – 5

7 правильных ответов – 4

6-4 правильных ответов – 5

0-3 правильных ответа – 2

1.Спарта находилась в южной Греции, области Лакония

2.Периэки и илоты были общественными рабами в Спарте.

3. Главным занятием спартанцев было военное дело.

4.Во главе Спарты стоял император

5.В Совет старейшин входили граждане не моложе 60 лет

6.В народном собрании Спарты участвовали  мужчины и женщины.

7.Власть царей передавалась по наследству

8.Когда мальчикам исполнялось 7 лет, их отбирали у родителей и распределяли по отрядам.

На слайде презентации – шаблон оценивания.

Обучающиеся выполняют задание индивидуально на листочках.

Оценивают результаты деятельности друг друга в парах в соответствии с шаблоном.

Технология критического мышления

взаимопроверка

6. Подведение итогов урока

5 мин

Предлагает  продолжить предложения:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…

Обучающиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы, тем самым, пытаясь осмыслить и обобщить полученную информацию.

Технология критического мышления

самоанализ

7. Организация изучения домашнего задания

2 мин

Прочитать §31, ответить на вопросы, работа с картой, составить кроссворд с использованием новых терминов

Записывают домашнее задание в дневники

Приложение1. Население Спарты и занятия.

Спарта расположена на территории полуострова Пелопоннес в Южной Греции. Предками спартанцев были племена дорийцев пришедших с севера Балканского полуострова. Во II тыс. до н.э. дорийцы вторглись в южную часть Пелопоннеса, и подчинили себе Лаконику, где и основали свое государство Спарту, а себя стали называть лакедемоняне или спартанцы. Покоренный народ, проживавший на территории Лаконики, дорийцы превратили в рабов- илотов.Спустя некоторое время спартанцы завоевали близлежащую территорию Мессении.

Спартанцы.

Спартанцы (дорийцы) – полноправные граждане государства. Основное занятие – военное дело. После завоевания Лаконики каждый спартанец – воин получил надел земли с проживавшими на ней рабами – илотами, которые ее обрабатывали. Сам участок земли принадлежал не воину, а государству. Если спартанец нарушал законы государства, рабов и землю у него отбирали. Спартанцев было во много раз меньше, чем илотов и периэков, поэтому им нужна была сильная армия. Спартанцы презирали роскошь, привыкли обходиться лишь самым необходимым. Были мужественны и доблестны. Должны были говорить кратко, ясно и только по необходимости, то есть – лаконично.

Илоты.

Покоренное спартанцами ахейское население на территории Лаконики и Мессении было обращено в рабов, которых называли – илотами. На завоеванной территории каждый спартанец получил землю с проживавшими на ней илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то их жизнь не ценилась, и за любую провинность илота могли убить. Илоты были лишены всех гражданских прав. Продавать их было нельзя, а вот убивать можно. Раз в году юношам выдавали мечи и отправляли бродить по окрестностям. Днем они прятались, а ночью убивали самых сильных, крепких илотов. Такие тайные убийства илотов назывались криптии.  Криптия – тайная война против илотов.

Периэки.

Жители гористых территорий Лаконики и Мессении сумели отстоять свою свободу. Спартанцы стали называть их периэками – соседями. Периэками называли и тех ахейцев, которые добровольно признали власть спартанцев. Они сохранили землю, свободу, но при этом не имели гражданских прав и не могли участвовать в народном собрании. Так, как спартанцам запрещено было посвящать себя какому-либо делу, кроме военного они не могли заниматься ни ремеслом, ни торговлей. Все ремесленники в Спарте были периэками. Периэки создавали прочную и удобную обувь, одежду, посуду. Ремесленники обеспечивали армию вооружением. Изготовленное в Спарте оружие считалось лучшим в Греции.

Приложение 2. Население Спарты.

Спартанцы гордятся, что их город, единственный в Элладе не имеет стен, ибо стены его мужество юношей – воинов. Дома напоминают казармы. Отсутствуют красивые здания, статуи, театр. На улицах отряды марширующих воинов, так как основа войска – пехота, не  знающая, что такое усталость.

В Спарте никто не живет так, как хочет. Ручной труд презирается. Среди спартанцев нет искусных строителей, художников, писателей. Спартанцы, даже самые знатные, ходят в простой одежде. Золотые и серебряные монеты отсутствуют, расплачиваться приходится громоздкими железными прутьями. Жителям Спарты запрещается ездить за границу, чтобы они не стали подражать чужой жизни. Строго наблюдают за тем, чтобы роскоши не было: питаются в складчину, и позором считают отказ от какой-либо пищи за общим столом. Основные блюда: черная похлебка, которую остальные греки считают несъедобной, овощи, сыр, рыба и дичь. 

За соблюдением всех правил зорко следит Совет старейшин, состоящий из самых достойных граждан. Народное собрание выбирает старейшин и ведает решением важных государственных вопросов. Войском командуют два царя.  Дети воспитываются в строгости. Мальчиков с 7 лет отбирают у родителей и воспитывают в военных лагерях. Спят они на подстилках из колючего тростника, ходят босиком. Раз в год выдают плащ, который носится на голом теле. Волосы стригут наголо. Взрослые следят за тем, чтобы дети чаще ссорились, дрались, чтобы в драках закаляли характер. Юных спартанцев учат совершать длительные походы без пищи и воды. Кормят плохо, так обучают стойко переносить лишения и голод. Поощряется воровство на чужих огородах и в кладовых.  Узнав о проделках сыновей, отец радуются «Молодец, сумеешь себя прокормить во время военного похода!» Если же мальчиков поймают, накажут. Они отцу не жалуются, тот тоже изобьет за то, что попались. В конце обучения устраивается «экзамен». Юноши вооружаются короткими мечами и идут в деревни к илотам, убивают, кого вздумается. Если юноша не убьет ни одного илота, старики засмеют его «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»

Приложение 3.  Управление в Спарте

Совет старейшин.

Только в возрасте 30 лет спартанец считался достигшим зрелости и становился гражданином. Он получал право участвовать в заседаниях народного собрания. Народное собрание принимало решения по всем вопросам, важным для жизни государства. Собрание объявляло войну, утверждало условия мира, выбирало старейшин. Способ голосования в Спарте греки из других городов насмешливо называли детским: перед Собранием проходили претенденты. Каждого из них встречали криком. Избранным объявляли того, за кого кричали громче. Другие решения принимались в Спарте тем же способом.  Но никто не выступал, никакие вопросы не обсуждались - только принимали или отвергали предложенное решение.

А предлагал решения Совет старейшин, обладавший огромной и бесконтрольной властью. Он состоял из 30 членов: 28 старцев и двух царей. Старейшины избирались из спартанцев не моложе 60 лет. Они заседали в Совете пожизненно. Совет созывал Народное собрание, вел переговоры с другими государствами. Командовали войском два предводителя, чьи обязанности передавались по наследству. Спартанцы так и называли их предводителями, а греки из остальных городов называли их царями. Цари получали власть по наследству, но их права в повседневной жизни были очень небольшими.

Народное собрание.

Только в возрасте 30 лет спартанец считался достигшим зрелости и становился гражданином. Он получал право участвовать в заседаниях народного собрания. Народное собрание принимало решения по всем вопросам, важным для жизни государства. Собрание объявляло войну, утверждало условия мира, выбирало старейшин. Способ голосования в Спарте греки из других городов насмешливо называли детским: перед Собранием проходили претенденты. Каждого из них встречали криком. Избранным объявляли того, за кого кричали громче. Другие решения принимались в Спарте тем же способом.  Но никто не выступал, никакие вопросы не обсуждались - только принимали или отвергали предложенное решение.

А предлагал решения Совет старейшин. Он состоял из 30 членов: 28 старцев и двух царей. Старейшины избирались из спартанцев не моложе 60 лет. Они заседали в Совете пожизненно. Совет созывал Народное собрание, вел переговоры с другими государствами. Командовали войском два предводителя, чьи обязанности передавались по наследству. Спартанцы так и называли их предводителями, а греки из остальных городов называли их царями. Цари получали власть по наследству, но их права в повседневной жизни были очень небольшими.

Цари

Только в возрасте 30 лет спартанец считался достигшим зрелости и становился гражданином. Он получал право участвовать в заседаниях народного собрания. Народное собрание принимало решения по всем вопросам, важным для жизни государства. Собрание объявляло войну, утверждало условия мира, выбирало старейшин. Способ голосования в Спарте греки из других городов насмешливо называли детским: перед Собранием проходили претенденты. Каждого из них встречали криком. Избранным объявляли того, за кого кричали громче. Другие решения принимались в Спарте тем же способом.  Но никто не выступал, никакие вопросы не обсуждались - только принимали или отвергали предложенное решение.

А предлагал решения Совет старейшин. Он состоял из 30 членов: 28 старцев и двух царей. Старейшины избирались из спартанцев не моложе 60 лет. Они заседали в Совете пожизненно. Совет созывал Народное собрание, вел переговоры с другими государствами. Командовали войском два предводителя, чьи обязанности передавались по наследству. Спартанцы так и называли их предводителями, а греки из остальных городов называли их царями. Цари получали власть по наследству, но их права в повседневной жизни были очень небольшими.

Эфоры

Эфоры избирались каждый год в день осеннего равноденствия. В выборах мог принимать участие любой полноправный спартиат в возрасте от 30 до 60 лет. Эфорам запрещалось выдвигать свои кандидатуры на переизбрание.

При избрании они давали клятву поддерживать власть спартанских царей. Годы правления эфоров назывались по имени первого из них

Контролировали почти все области жизни спартанского общества, включая надзор за обоими спартанскими царями. Два эфора обязаны были находиться при войске во время военных действий и могли заключить под стражу даже царей за бездарное военное руководство.

Эфоры отвечали за внутреннюю безопасность. Ежегодно они совершали ритуал «объявления войны» илотам; в случае подозрений о существовании заговора должны были предпринимать все возможные меры для его подавления. Для этих целей эфорам было предоставлено право ареста и отстранения от должности любого, включая царя. В случае предъявления судебного обвинения царю они действовали в качестве государственных обвинителей; в гражданских делах — в качестве судей.

Приложение 4. Схема древняя

Спарта.

        

Приложение 5  Спартанское воспитание

Система спартанского воспитания была обязательна лишь для детей мужского пола полноправных граждан. Для прочих же мальчиков из других сословий, прохождение через эту систему являлось особой привилегией, дающей шанс на получение полного гражданства. При рождении, мальчика брали и относили на край пропасти Апофеты, где долго и внимательно рассматривали. Если мальчик был больной или слабый, то его сбрасывали в пропасть. А тех, которых оставляли в живых, подвергали разным испытаниям с младенчества. Колыбельки, в которых дети спали, были очень грубыми и жёсткими. В семь лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они учились выживать. Те, кто не справлялся — погибали. Спали они на соломенных подстилках, а одежду носить им разрешалось только с 12 лет. Некоторые мальчики клали в свои подстилки крапиву, чтобы она, обжигая их, согревала. Мальчики усиленно занимались физическими упражнениями, упражнялись во владении мечом, метании копья. Пропитание они должны были искать себе сами — воровать, грабить, а если приходилось, то и убивать. Им разрешалось иногда «развлекаться», то есть устраивать так называемые криптии — мальчики бегали в соседние деревни илотов и грабили их. В 17 лет, когда юные спартанцы должны были возвращаться домой, их ждало последнее испытание — им нужно было попасть в храм Артемиды, находившийся очень высоко в горах. Добравшись туда, спартанец должен был «принести жертву». Жрецы храма привязывали юношу над большой жертвенной чашей и начинали хлестать его мокрыми розгами до первых капель крови. Так было, если юноша не издавал ни одного звука, но стоило ему издать хоть звук, его колотили ещё сильней, до тех пор, пока он будет молчать. Так могли заколотить до потери сознания и даже до смерти. Таким образом отсеивались слабые.

Приложение 6  Закрепление пройденного материала 

В случае согласия они должны закрасить звездочки в таблице зеленым цветом, несогласия – красным.

1.Спарта находилась в южной Греции, области Лакония

2.Периэки и илоты были общественными рабами в Спарте.

3. Главным занятием спартанцев было военное дело.

4.Во главе Спарты стоял император

5.В Совет старейшин входили граждане не моложе 60 лет

6.В народном собрании Спарты участвовали  мужчины и женщины.

7.Власть царей передавалась по наследству

8.Когда мальчикам исполнялось 7 лет, их отбирали у родителей и распределяли по отрядам.

1

2

3

4

5

6

7

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Древняя Спарта 5 кл.

Конспект урока историив 5 классена тему: «Древняя Спарта». Лариса Владимировна Костюченко,учитель историиМБОУКраснопоймская СОШ. Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственны...

Урок "Древняя Спарта" с использованием технологии РНС-оценивания

Урок с использованием рейтинго-накопительной системы оценивания. К нему прилагается технологическая карта самооценки ученика....

Конспект урока "Древняя Спарта"

Урок в 5 классе "Древняя Спарта"...

Конспект урока "Древняя Спарта"

Разработка урока по истории в 5 классе по теме: "Древняя Спарта"...

конспект Урока Древняя Спарта

разработка урока на тему:Древня Спарта 5 класс...

урок Древняя Спарта

урок в 5 классе, составлен на основе методического комплекса « Конспект на одном листе», представляющее из себя модель организации деятельности учителя при подготовке урока по ФГОС...