Рабочая программа по истории 10-11 класс базового уровня (2018 год)
рабочая программа по истории (9 класс) на тему
Рабочая программа по истории 10-11 класс базового уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_-_11_pravlennaya.doc | 309 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №78
п. Чернышевск забайкальского края
«Согласовано» Руководитель МО _____________/____________/ _________________________ Протокол № ___ от «__» ____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СОШ №78 _____________/______________/ Гордеева О.А. «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №78 _____________/______________/ Карелина Т.А. Приказ № ___ от «__»____20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
(базовый уровень)
для курса 10 -11 классы
(136 часов)
Автор программы:
Вологдина Наталья Леонидовна,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Чернышевск 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до начала XXI века и Всеобщей истории с древнейших времен до – начала XXI адресована обучающимся 10-11 классов базового уровня МОУ СОШ №78 п. Чернышевск.
Программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования (раздел «История»), требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования второго поколения, примерной программы по учебному курсу «История» и авторской программы «Россия и мир с древнейших времен до конца XX века» О.В. Волобуева.
Программа рассчитана на 134 часа, 2 часа в неделю (10 класс - 68 часов: 34 учебные недели, 11 класс – 68 часов: 34 учебные недели).
Предполагается интегрированное изучение двух курсов: «Всеобщая история» (54 часа - 40% учебного времени) и «История России» ( 90 часов – 60% учебного времени).
Используется следующая линия учебников:
10 класс
- «Россия и мир» (10 класс)/ О.В.Волобуев, В.А. Клоков / «Дрофа» Москва 2013
- «История России с древнейших времен до конца XVII века» (10 класс) / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов /Москва «Просвещение» 2012
- «История России. Конец XVII -XIX века» (10 класс)/В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров/ Москва «Просвещение» 2012;
11 класс
- «Россия и мир» (11 класс)/ О.В.Волобуев, В.А. Клоков / «Дрофа» Москва 2013
- «История России XX – начало XXI века» (11 класс)/ А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов /Москва «Просвещение» 2012
- «История России 1945-2008» (11 класс)/ А.А. Данилова, А.И. Уткина, А.В. Филиппова/ Москва «Просвещение» 2012.
Общая характеристика курса
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Освоение курса истории на базовом уровне способствует достижению главной цели исторического образования в школе: «формированию у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно - ориентированной личности».
Особенностями курса истории в старшей школе являются его системность, многоаспектное и многофакторное представление истории развития человечества, синхронно-параллельное изучение курсов всеобщей истории и истории России. Изучение данного курса способствует формированию у обучающихся целостной картины мировой истории, позволяет более глубоко познакомиться и усвоить социокультурный опыт человечества, определить роль России во всемирно-историческом процессе, осознать себя представителями исторически сложившегося гражданского, поликультурного и поликонфессионального сообщества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Планируемые личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост
- оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
2. Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
- Планируемые предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
- знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
- определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- представлять культурное наследие России и других стран;
- работать с историческими документами;
- сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
- критически анализировать информацию из различных источников;
- соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
- использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
- использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
- составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
- работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
- читать легенду исторической карты;
- владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
- демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике
- оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
- ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
- устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
- определять место и время создания исторических документов;
- проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
- характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
- использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
- представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
- соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;
- анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
- обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
- приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
- применять полученные знания при анализе современной политики России;
- владеть элементами проектной деятельности.
Содержание учебного предмета«История»
(136 часов)
Интегрированный курс «Всеобщей истории» (46 часов) и
«Истории России»(90 часов)
№ | название раздела | кол-во часов | элементы содержания (основные темы) | Планируемые результаты | ||||
всего | теория | практика (контрольные работы, проекты) | ||||||
История России и мира с древнейших времен до конца XIX века (10 класс, 68 часов) Всеобщая история – 23 часа История России – 45 часов | ||||||||
1 | Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья | 7 | 5 | 2 | Особенности политического, культурного и социально- экономического развития цивилизаций Древнего мира и Средневековья (Древний Восток, античные цивилизации, варварские королевства, Византийская империя и исламский мир) | Требования направлены на овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни (см. выше) Овладение исторической картиной мира: Ориентироваться в современном мире, понимая, как складывались современные государства; формировались современные политические, экономические и социальные институты; зарождалось современное нам российское и общечеловеческое общество. Понимать особенности и проблемы встраивания России в глобальную систему международных отношений. Формирование открытого исторического мышления: Просчитывать причины и последствия современных конфликтных ситуаций, зная, как повлияли на современные процессы мирового развития эволюционные и революционные общественные преобразования; к каким социальным сдвигам приводили мировые и локальные конфликты XX – начала XXI веков, как они разрешались на историческом пространстве. Анализировать одни и те же общественно-исторические процессы (как прошлого, так и современности) с позиций разных теорий развития истории (цивилизационной, формационной и т.д.). Нравственное самоопределение личности: Формулировать нравственные принципы своего поведения в различных общественных ситуациях, оценивая цели и средства деятелей мировой и российской политики, соотнося со своей линией поведения, собственными нравственными принципами. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: Определять линии своего поведения как гражданина и патриота России, опираясь на опыт предков и собственные представления об историческом пути развития России, участвовать в дискуссиях, отделяя толерантные суждения от экстремистских, не поддаваться последним | ||
2 | Древняя Русь | 9 | 8 | 1 | Особенности развития древнерусского государства с древнейших времен до XIII века | |||
3 | Западная Европа в XI – XV вв. | 3 | 3 | - | Особенности развития стран Западной Европы в XI – XV вв. | |||
4 | Российское государство в XIV - XVII вв. | 9 | 8 | 1 | Особенности политического, культурного и социально- экономического развития Российского государства в XIV - XVII вв. | |||
5 | Европа в Новое время | 5 | 5 | - | Особенности политического, культурного и социально- экономического развития стран Западной Европы в Новое время | |||
6 | Россия в XVII веке | 8 | 8 | - | Особенности политического, культурного и социально- экономического развития России в XVII веке | |||
7 | Европа в XVIII веке | 4 | 4 | - | Особенности политического, культурного и социально- экономического развития стран Западной Европы в XVIII веке | |||
8 | Россия в XVIII веке | 9 | 8 | 1 | Особенности политического, культурного и социально- экономического развития России в XVIII веке | |||
9 | Европа в XIX веке | 4 | 4 | - | Особенности политического, культурного и социально- экономического развития стран Западной Европы в XIX веке | |||
10 | Россия в XIX столетии | 10 | 9 | 1 | Особенности политического, культурного и социально- экономического развития России в XIX веке | |||
История России XX – начало XXI вв. (11 класс, 66 часов) Всеобщая история –21 час История России – 45 часов | ||||||||
11 | Россия и мир в начале 20 века | 7 | 7 | - | Утверждение капиталистической модели экономического развития. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг. и ее значение | |||
12 | Мировая война и революционные потрясения | 9 | 7 | 2 | Причины, основные события, итоги и значение Первой мировой войны. Революция 1917 г.Падение самодержавия. Гражданская война в России. Победа «красных». | |||
13 | Мир в межвоенный период | 13 | 11 | 2 | Новая экономическая политика. Образование СССР. Особенности политического, культурного и социально-экономического развития в период правления И.В. Сталина. | |||
14 | Вторая мировая война (1939-1945 гг). Великая Отечественная война | 10 | 8 | 2 | Причины, основные события, итоги и значение Второй мировой войны. Великая Отечественная война. | |||
15 | Биополярный мир и холодная война | 5 | 5 | - | Послевоенное устройство мира. Основные этапы холодной войны | |||
16 | СССР и социалистические страны Европы | 10 | 10 | - | Особенности политического, культурного и социально- экономического развития СССР и социалистических стран Европы во второй половине 20 века | |||
17 | Запад и третий мир во второй половине 20 века | 6 | 6 | - | Особенности политического, культурного и социально- экономического развития Стран Запада и «Третьего мира» во второй половине 20 века | |||
18 | Рождение новой России (1991 -1999) | 6 | 4 | 2 | Становление новой российской государственности. Конституция Российской Федерации 1993 г. Политические партии и движения Российской Федерации. Содружество независимых государств. Переход к рыночной экономике. Курс президента В.В. Путина на консолидацию России |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ» и «ИСТОРИИ РОССИИ» (10 класс)
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Характеристика основных видов УУД | Формы контроля | Дата проведения | ||||||||||||
план. | факт. | |||||||||||||||||
Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья | ||||||||||||||||||
1 | Древний Восток и античный мир | комбини-рованный | Архаичные цивилизации. Возникновение религиозной картины мира. Античные цивилизации Средиземноморья (Греция, Рим, Македония) | Объяснять основные термины и понятия темы. Анализировать факторы и формы возникновения государственности. Выделять признаки государства. | ответы на вопросы | |||||||||||||
2 | Эллинизм. Александр Македонский | комбинированный | Александр Македонский. Завоевательные походы Александра Македонского. Распад державы Александра Македонского. | Характеризовать особенности развития эллинистических стран. Объяснять основные термины и понятия темы. | словарный диктант | |||||||||||||
3-4 | Урок – семинар «Достижения цивилизаций древности и античности» | семинар | Вклад цивилизаций древности и античности в мировую культуру | Объяснять основные термины и понятия темы. Анализировать факторы и формы возникновения государственности. | презентация проекта | |||||||||||||
5 | Рождение европейской средневековой цивилизации | практи-кум | Феодализм. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. | Характеризовать сущность и основные черты сеньориального строя, подходы к пониманию понятий «феодализм» и «средневековье». Анализировать формы проявления социальных противоречий и их роль в развитии средневекового государства. | проверка таблиц | |||||||||||||
6 | Византийская империя и восточнохристианский мир | практи-кум | Социально-экономическое развитие и реформы в Византии | Характеризовать особенности развития Византийской империи. Представлять результаты своей деятельности | сообщения учащихся | |||||||||||||
7 | Исламский мир | комбини-рованный | Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура. | Характеризовать особенности развития исламской цивилизации Извлекать информацию из исторической карты | проверка заданий по контурной карте | |||||||||||||
Древняя Русь | ||||||||||||||||||
8 | Восточные славяне в 8-9 вв. | практи-кум | Формирование из родственных племен восточных славян крупных племенных союзов в VIII в. Распад родовой общины. Развитие ремесла, рост городов, торговые связи. Торговые пути. | Извлекать информацию из исторических источников. Сравнивать предлагаемые исторические оценки, высказывания, суждения и объяснять свое отношение к этим подходам | таблица
| |||||||||||||
9 | Становление Древнерусского государства | изучение нового материа-ла | Появление восточнославянской государственности. Норманнская теория создания Русского государства. Начало династии Рюриковичей. Князь Олег. Княжение Игоря. Правление княгини Ольги. Правление князя Святослава. Приход к власти Владимира Святославича. Крещение Руси. | Объяснять теории происхождения государства у славян. Оценивать деятельность князя Святослава, значение принятия христианства | устный опрос. | |||||||||||||
10 | Расцвет Руси. XI — первая треть XII в. | комбини-рованный | Правление Ярослава Мудрого. Междоусобицы на Руси. | Оценивать деятельность Ярослава Мудрого, оценить развитие Руси при Ярославичах, Оценить деятель-ность Владимира Мономаха | Исторический портрет Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха | |||||||||||||
11 | Политическая раздробленность Руси | изучение нового материа-ла | Распад Древнерусского государства. Политическая раздробленность Руси. Русские княжества XII—XIII вв. Начало Москвы. | Выделять причины и последствия раздробленности Древнерусского государства Устанавливать причинно- следственные связи | проверка таблиц. | |||||||||||||
12 | Культура Руси в X — начале XIII в. | практи-кум | Письменность, грамотность, школы. Летописи. Архитектура, живопись, скульптура, музыка. Зарождение русской цивилизации. | Устанавливать факторы, которые оказали влияние на формирование российской цивилизации. | работа с текстом, таблица | |||||||||||||
13 | Монголо-татарское нашествие на Русь | комбини-рованный | Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества. Золотая Орда. | Характеризовать сущность и проявление ордынского владычества на Руси, эволюции даннических отношений. Определять хронологические рамки и период наиболее значимых событий. | ответы на вопросы |
| ||||||||||||
14 | Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси | комбини-рованный | Борьба с крестоносной агрессией. Русь перед выбором. Ледовое побоище. Специфика политического развития русских земель. | Определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий. Читать историческую карту с опорой на легенду. | устный опрос | |||||||||||||
15 | Русь и Золотая Орда при Александре Невском | семинар | Дипломатическая политика в отношениях с Ордой. Антиордынские выступления. Предпосылки возрождения Руси. | Оценить полководческий талант Александра Невского | Исторический портрет Александра Невского | |||||||||||||
16 | Контрольная работа по теме «Древняя Русь» | тестирование | Контроль знаний | Объяснять основные термины и понятия темы. Анализировать факторы и формы возникновения государственности. особенности становления Древнерусского государства. | Контрольная работа | |||||||||||||
Западная Европа в XI – XV веках | ||||||||||||||||||
17 | Экономическое и политическое развитие | комбинированный | Модернизация как процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Торговый и мануфактурный капитализм | Объяснять причины обострения конфликтов между церковной и светской властью | работа с текстом | |||||||||||||
18 | Взаимодействие средневековых цивилизаций | комбинированный | Крестовые походы. Столетняя война. | Определять мотивы и итоги крестовых походов, причины и итоги Столетней войны. Объяснять исторические понятия. | работа с докумен-том | |||||||||||||
19 | Культура средневекового Запада | комбинированный | Мир «идей Средневековья». Христианство и культура. «Рыцарская культура. «Крестьянская культура» «Городская культура». | Характеризовать особенности развития культуры в Западной Европе в XI – XV веках | работа с текстом, таблица | |||||||||||||
Российское государство в XIV-XVII веках | ||||||||||||||||||
20 | Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы | семинар | Борьба Твери и Москвы за первенство. Политические, социальные, территориально-географические предпосылки возвышения Москвы. | Определять причины и предпосылки объединения русских земель, причины возвышения Москвы | ответы на вопросы | |||||||||||||
21 | Эпоха Куликовской битвы | комбини-рованный | Противоборство Москвы и Литвы.Куликовская битва 1380 г. Дмитрий Донской. | Объяснять историческое значение Куликовской Битвы. Читать историческую карту с опорой на легенду. | устный опрос | |||||||||||||
22 | Феодальная война на Руси | комбини-рованный | Правление Василия II Дмитриевича. Феодальная война на Руси. | Определять причины противостояния и феодальной войны. Оценивать итоги феодальной войны. | ответы на вопросы | |||||||||||||
23 | Иван III – государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом | комбини-рованный | Иван III. Образование единого государства – Россия. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. | Объяснять политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. | работа с текстом |
| ||||||||||||
24 | Хозяйство, власть и Церковь в 15 в. | практи-кум | Расширение земель Московского государства. Хозяйство и люди. Россия ХV — XVI вв. в сравнении с Западом. Церковь и еретики. | Объяснять изменения, которые произошли в хозяйственной жизни, во власти и в церковной жизни. | тест | |||||||||||||
25 | Защита проекта «Культура и быт в XIV-XV вв.» | практикум | Быт и нравы Руси XIII-XV вв. Сергий Радонежский и развитие духа подвижничества. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности | Характеризовать специфику развития культуры Руси данного периода. Приводить собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий. Представлять результаты творческой работы, аргументировать свою точку зрения | Защита проекта с использо-ванием ИКТ | |||||||||||||
26 | Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х гг. | комбини-рованный | Борьба за власть в юные годы Ивана IV. Реформы Избранной рады. | Объяснять значимость преобразований, начатых Иваном Грозным Характеризовать реформы Избранной Рады. | устный опрос | |||||||||||||
27 | Внешняя политика Ивана IV | комбини рованный | Южное направление. Ханства, Крым. Создание оборонительных укреплений. Западное направление. Ливонская война. Начало освоения Сибири. Миссия Ермака. Казаческая колонизация. | Определять прогрессивное значение присоединения к России народов Сибири и Поволжья. | устный опрос | |||||||||||||
28 | Контрольная работа по теме: «Российское государство в XIV-XVII веках» | тестирование | Контроль знаний | Объяснять основные термины и понятия темы. Определять особенности политического и социально-экономического развития Российского государства в XIV-XVII веках | контроль-ная работа | |||||||||||||
Европа в Новое время | ||||||||||||||||||
29 | Новое время: эпоха перемен | комбинированный. | Понятие «Новое время». Запад и Восток в раннее новое время. Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. | Устанавливать последовательность возникновения исторических явлений. Характеризовать периоды в развитии исторических явлений. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. | работа с текстом | |||||||||||||
30 | Великие географические открытия | семинар. | Великие географические открытия и их последствия. Начало европейской колониальной экспансии. Великая научная революция XVII века. Формирование нового пространственного восприятия мира. | Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать исторические явления, определять в них общее и различия. | устный опрос | |||||||||||||
31 | Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации | комби нирован ный | Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества. | Объяснять процессы развития государств. Устанавливать последовательность возникновения исторических явлений. Характеризовать периоды в развитии исторических явлений. Объяснять смысл, значения важнейших исторических понятий. | работа с текстом | |||||||||||||
32 | Абсолютизм, религиозные войны и новая система международных отношений в Европе | комби нирован ный | Формирование абсолютизма. Возникновение концепции государственного суверенитета. Единая система государственного управления. Создание национальных государств и национальной церкви. | Определять признаки абсолютистских государств, созданных в Новое время. Составлять схему «признаки абсолютизма». Определять причины религиозных войн. | работа над таблицами схемами | |||||||||||||
33 | Первые буржуазные революции | семинар. | Первая буржуазная революция в мире. Война за независимость английских колоний в Северной Америке. Американская революция XVIII века. Великая французская революция конца XVIII века. Политическая модернизация и революции 1848-1849 гг. Реформы и модернизация. | Характеризовать основные революции изучаемого периода. Сравнивать современные научные подходы к вопросам о связях между модернизацией и революциями второй половины XVII-XIX вв. Определять причины революций. | устный опрос | |||||||||||||
Россия в XVII столетии | ||||||||||||||||||
34 | Начало Смуты. Кризис общества и государства | изуче ние нового материа-ла | Сущность и причины Смуты Приход к власти Бориса Годунова. Новые народные беды. Поход Лжедмитрия I на Москву. Кризис общества и государства в России. Второе ополчение. Избрание Михаила Романова на царство. | Объяснять причины прихода Лжедмитрия к власти, причины и роль интервенции. Излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий | опрос | |||||||||||||
35 | Спасители Отечества | комби нирован ный | Первое ополчение.Второе ополчение. Избрание Михаила Романова. | Характеризовать мотивы и причины подъема национального самосознания русского народа. Оценивать деятельность Д.Пожарского и К.Минина | таблица | |||||||||||||
36 | Россия после Смуты. Новые черты в жизни России | комби нирован ный | Возрождение самодержавия. Укрепление военной мощи страны и внешняя политика. Восстановление хозяйства.
| Оценивать положение России после Смуты. | ответы на вопросы | |||||||||||||
37 | XVII, «бунташный», век | комби нирован ный | Соляной бунт. Медный бунт. Степан Разин и войско Донское. Причины, состав участников, требования, ход и масштабы крестьянской войны. | Определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и явлений. Излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий | работа с текстом | |||||||||||||
38 | Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича | комби нирован ный | Развитие системы центрального приказного и местного воеводского управления. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в. | Определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и явлений. Анализировать деятельность первых Романовых. | работа с текстом | |||||||||||||
39 | Народы России | комби нирован ный | Включение разных народов. Окончательное присоединение Сибири.Освоение Дальнего Востока. | Объяснять причины продвижения русских в Сибирь. Оценивать политику России в отношении нерусских народов. | ответы на вопросы | |||||||||||||
40 | Россия накануне преобразований | комби нирован ный | Основные черты барщинного хозяйства. Усиление крепостного гнета. Рост товарного производст-ва, объемов внутренней и внешней торговли. Начало складывания рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. | Составлять хронологические и синхронистические таблицы. Излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий | работа с докумен-том | |||||||||||||
41 | Культура и быт | семинар | Москва-центр русской культуры. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой» | Характеризовать наиболее характерные явления культурного развития страны XV-XVII вв. Объяснять борьбу передовых тенденций против продолжавших господствовать тогда феодальных и церковных уставов. | тест | |||||||||||||
Европа в XVIII в. | ||||||||||||||||||
42 | Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм | изуче ние нового материа-ла | Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества | Характеризовать основные идеи просветителей, модели общества, предлагаемые ими. Оценивать влияние идеологии на развитие общества. | тест | |||||||||||||
43 | Война за независимость в Северной Америке | практи-кум | Война за независимость в Северной Америке. Утверждение демократии в США, | Определять причины и итоги войны за независимость. Оценивать значение данного события. | проверка таблиц |
| ||||||||||||
44 | Великая французская революция | практи-кум | Кризис абсолютизма. Великая французская революция. Конвент и якобинская диктатура. Директория. Режим Наполеона Бонапарта. | Определять причины революции во Франции и её последствия. Оценивать значение данного события | работа над таблицей и схемами | |||||||||||||
45 | Промышленный переворот в Англии | комби нирован ный | Аграрная революция в Англии. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. | Характеризовать сущность промышленного переворота, условия для развития индустриального общества. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия. | сообще ния учащихся |
| ||||||||||||
Россия в XVIII столетии | ||||||||||||||||||
46 | Эпоха Петра I. Северная война | изуче ние нового материа-ла | Территория и население России к концу XVII века. Состояние сельского хозяйства, промышленности и торговли. Отставание феодально-крепостнической России от передовых европейских стран. Необходимость преобразований. Великое посольство. Внешняя политика Петра I. | Определять особенности развития России к концу XVII века. Объяснять причины и характер первых преобразований Петра | работа по карте | |||||||||||||
47 | Реформы Петра I | семинар | Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. | Выделять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и явлений. Излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий. Оценивать реформы Петра I | работа с документами | |||||||||||||
48 | Эпоха дворцовых переворотов | практи кум | Петровский указ о престолонаследии. Воцарение Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II. | Характеризовать этапы дворцовых переворотов. Выделять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и явлений | опрос | |||||||||||||
49 | Расцвет дворянской империи | комби нирован ный | Россия во время правления Екатерины II. Экономика и население России во второй половине XVIII в. Аристократия, гвардия и дворянство. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. | Оценивать правление Екатерины II. Излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий. | опрос | |||||||||||||
50 | Могучая внешнеполи-тическая поступь империи | комби нированный | Войны с Турцией. Взятие крепости Измаил. Разделы Польши. | Характеризовать цели и направления внешней политики Екатерины II. Оценивать итоги данной политики. | работа с документом |
| ||||||||||||
51 | Экономика и население России во второй половине 18 в. | комби нированный | Рост территории и населения. Факторы развития экономики. Промышленность. Сельское хозяйство. Торговля. | Выделять и характеризовать внутриполитические события оказывали влияние на развитие экономики, основные категории населения России. | работа над схемами | |||||||||||||
52 | Культура и быт России во второй половине XVIII в. | практи кум | Образование и просвещение народа. Наука. Литература и искусство. Российский быт. | Устанавливать характерные явления культурного развития страны 18 в. | тест | |||||||||||||
53 | Тревожное окончание века | комби нированный | Правление Павла I. Последний дворцовый переворот. Эпоха «Негласного комитета». Реформы системы государственного управления. М.М.Сперанский. Вопросы об отмене крепостного права, конституции, военных поселениях. Рост оппозиционных настроений в обществе. | Устанавливать хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и явлений. Излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий Оценивать правление Павла I | опрос, тест | |||||||||||||
54 | Контрольная работа по теме: «Россия в XVIII столетии» | тестирование | Контроль знаний | Объяснять основные термины и понятия темы. Характеризовать особенности политического и социально-экономического развития Российского государства в XVIII столетии | Контрольная работа | |||||||||||||
Европа в XIX в. | ||||||||||||||||||
55 | Европа: противоречия промышленной эпохи | изуче ние нового материа-ла | Мировое развитие во второй половине XIX века. Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав Воссоединение Италии и объединение Германии. Время реформ и контрреформ | Характеризовать изменения, которые произошли в промышленности. Уметь оценивать социальные последствия промышленной революции. | опрос | |||||||||||||
56 | Идейно-политическое развитие стран Запад-ной Европы XIX в. | комбинрован ный | Либерализм. Консервативная идеология. Утопический социализм. Марксизм. Национализм. | Оценивать развитие стран Европы в XIX в. | ответы на вопросы |
| ||||||||||||
57 | Колониализм и кризис «традицион-ного общества» в странах Востока | практикум | Завершение колониального раздела мира. Самоизоляция Японии и начало ее модернизации. | Определять причины обострения Восточного вопроса. Оценивать итоги расширения колоний. | работа над таблицей | |||||||||||||
58 | Эволюция системы международных отношений в Новое время | комбинрован ный | Основные направления эволюции внешних отношений. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии | Выделять принципы внешней политики европейских государств. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. | работа с текстом | |||||||||||||
Россия в XIX столетии | ||||||||||||||||||
59 | Первые годы правления Александра I | изуче ние нового материа-ла | Имперская внешняя политика. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн | Определять причины заговора 1801 г. Извлекать необходимую информацию в исторических источниках. Излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий. | ответы на вопросы | |||||||||||||
60 | Отечественная война 1812 г. | практикум | Особенности Отечественной войны 1812 года и заграничный поход русской армии. Венский конгресс. Россия в Священном союзе. Крымская война | Выделять хронологические рамки Отечественной войны 1812 г. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. | работа по карте, таблица | |||||||||||||
61 | Жизнь России в послевоенный период. Движение декабристов | комбинрован ный | Положение народаи армии. Военные поселения. Внутренняя политика. Северное и Южное тайные общества. Восстание декабристов. | Выделять предпосылки движения декабристов. Объяснять цели, планы и результаты деятельности декабристов | работа с текстом |
| ||||||||||||
62 | Внутренняя и внешняя политика Николая I | комбинрован ный | Преобразования в государственном управлении. Крестьянский вопрос. Третье отделение. Капиталистическое предпринимательство. Кавказская война. Крымская война (1853-1856) | Оценивать развитие хозяйства России. Устанавливать причинно-следственные связи | опрос | |||||||||||||
63 | Общественная и духовная жизнь России | комбинрован ный | Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Русская православная церковь. | Характеризовать существенные черты идеологии общественных движений | ответы на вопросы | |||||||||||||
64 | Реформы Александра II. Россия после отмены крепостного права | изуче ние нового материа-ла | Отмена крепостного права. Земская, городская, судебная и военная реформы. Изменения в сельском хозяйстве, промышленности и торговли. Народнический террор. | Характеризовать основные положения крестьянской реформы. Характеризовать особенности развития пореформенной России. Оценивать результаты реформ. | опрос | |||||||||||||
65 | Россия в годы правления Александра III. 1881-1894 гг. | изуче ние нового материа-ла | Внутренняя и внешняя политика. Государственно-социальная система. Промышленная модернизация. | Характеризовать перемены в правлении Александра III. Устанавливать причинно-следственные связи | опрос | |||||||||||||
66 | Русская культура в XIX в. | семинар | Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба. | Характеризовать наиболее характерные явления культурного развития страны 19 в. | тест | |||||||||||||
67 | Контрольная работа по курсу | тестирование | Контроль знаний учащихся | Объяснять основные термины и понятия темы. Характеризовать особенности политического и социально-экономического развития России и мира в изучаемом периоде истории | Контрольная работа | |||||||||||||
68 | Защита итоговых проектов | практикум | Представлять результаты творческой работы Аргументировать собственную точку зрения | Защита проектов с использованием ИКТ |
График контрольных работ и проектов по темам
10 класс
раздел | тема | кол-во часов | дата |
Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья | Групповой проект «Вклад древнейших цивилизаций в мировую культуру» | 2 | |
Древняя Русь | Контрольная работа по теме «Древняя Русь» | 1 | |
Западная Европа в XI – XV вв. | |||
Российское государство в XIV-XVII вв. | Контрольная работа по теме: «Российское государство в XIV-XVII вв» | 1 | |
Европа в Новое время | Проект «Культура и быт в XIV-XVII вв.» | 1 | |
Россия в XVII веке | |||
Россия в XVIII веке | Контрольная работа по теме: «Россия в XVIII столетии» | 1 | |
Европа в XIX веке | 1 | ||
Россия в XIX веке | |||
Итоговая контрольная работа по курсу | 1 | ||
Итоговый проект | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 10 - 11 класс. Базовый уровень
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне, примерной учебной программы среднего (полног...
Рабочая программа по истории в 10 классе (базовый уровень)
Рабочая программа по истории соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и составлена на основе примерной прогр...
Рабочая программа по истории для 10 класса базового уровня
Эта программа предназначена для работы в 10 классе по учебнику «История. Россия и мир» (О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М.В.Пономарёв, В.А.Рогожкин, Москва, «Дрофа», 2 часа в неделю...
Рабочая программа по истории для 10 класса базового уровня
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программы О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М.В.Пономарёва для 10 класса...
Рабочая программа по истории для 11 класса базового уровня
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М.В.Пономарёва...
Рабочая программа по географии для 10 класса базового уровня, среднего (полного) общего образования на 2016-2017 учебный год.
В рабочей программе по географии для 10 класса представлены основные цели и задачи курса, общая характеристика учебного предмета, место предмета в базисном учебном...
Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс базового уровня
Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс базового уровня...