Урок мужества посвященный Курской битве
план-конспект урока по истории на тему

Цыпкайкина Мария Евгеньевна

         Данное мероприятие - урок мужества - посвящено одному из самых тяжелых, но одновременно и самых выдающихся событий истории Великой Отечественной войны советского народа против фашистских захватчиков 1941-1945 гг. Событие это - Курская битва, состоявшаяся летом 1943 года.

     В 2018 году наша страна отмечает 75- летний юбилей этой грандиозной битвы. Чем дальше уходит в прошлое драматизм тех дней, тем труднее сохранить в памяти, то, что произошло на огненной дуге. Во многих книгах о Второй мировой войне, написанных за рубежом, Курская битва вообще не упоминается или рассматривается как малозаметное событие. Но факты истории - вещь упрямая, и не только для серьезного исследователя. А они говорят сами за себя. Размах и напряжение противоборства СССР и Германии достигли под Курском невиданного ранее масштаба и накала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzhestva.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

             Данное мероприятие - урок мужества - посвящено одному из самых тяжелых, но одновременно и самых выдающихся событий истории Великой Отечественной войны советского народа против фашистских захватчиков 1941-1945 гг. Событие это - Курская битва, состоявшаяся летом 1943 года.

     В 2018 году наша страна отмечает 75- летний юбилей этой грандиозной битвы. Чем дальше уходит в прошлое драматизм тех дней, тем труднее сохранить в памяти, то, что произошло на огненной дуге. Во многих книгах о Второй мировой войне, написанных за рубежом, Курская битва вообще не упоминается или рассматривается как малозаметное событие. Но факты истории - вещь упрямая, и не только для серьезного исследователя. А они говорят сами за себя. Размах и напряжение противоборства СССР и Германии достигли под Курском невиданного ранее масштаба и накала.

  В сражении с обеих сторон в ходе битвы, длившейся 50 дней, было последовательно вовлечено более 4 млн. человек, около 70 т. орудий и минометов, более 13 т. танков и САУ (самоходная артиллерийская установка) и около 12 т. боевых самолетов, что было значительно больше, чем имело место под Москвой и Сталинградом.

  Уже одно это доказывает, что Курское сражение было одним из величайших событий Второй мировой войны, выдающимся проявлением мужества и героизма советских людей. Способность к преодолению гигантских трудностей и тяжелейших испытаний, постоянная готовность к подвигу во имя Родины стали нормой поведения людей. Об этом нельзя забывать никогда. Наш святой долг - помнить о подвиге людей военного поколения – поколении победителей. Такие Часы мужества – дань благодарной памяти за добытую ветеранами Великую Победу, которой мы, нынешнее поколение, должны гордиться. Это и есть основная цель патриотического воспитания подрастающего поколения, которое всегда являлось одной из важнейших задач современной школы.

Цель: на примерах мужества и героизма советских солдат способствовать воспитанию подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине, верности долгу, уважения к русской истории.

Задачи урока:

  1. Показать историческое значение Курской битвы на конкретных исторических примерах.
  2. Продолжить воспитание гражданина и патриота на основе воспоминаний живых свидетелей и участников боевых событий на Курской дуге, тружеников тыла.
  3. Развить чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству.
  4. Подвести учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет, с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала.

Оборудование:

  • мультимедийный экран; компьютер, колонки;
  • презентация «Огненная Курская дуга»;
  • аудиозапись музыки, песен: «Священная война», «Великая Отечественная война», метроном «Минута молчания»; «Твой подвиг неизвестен», «Нам нужна одна Победа», «Соловьи», «Шёл солдат...»
  • сообщения учащихся;

        

На доске записан эпиграф: «За Сеймом на холмистом берегу ,

Незваный гость по нашим селам блудит,

Мы не забудем Курскую дугу

Никто её не позабудет!!!»

Ход мероприятия:

На экране слова:

«Огненная Курская дуга»

 

«Есть память, которой не будет забвенья,

И слава, которой не будет конца».

                                             Р. Рождественский

(под песню «Солдат» читаются стихи)

Ученик: Вспомним сегодня хотя бы немного, -

Давние, грозные дни страны,

Вспомним, с вами мы, дети и внуки,

Не перенесшие той войны! 

Ученик: Сорок третий

 Горечью полынной

 На меня пахнул издалека –

 Черною,

  Обугленной равниной

  Видится мне Курская дуга.

Учитель: Память о войне… Память – это связующее звено между прошлым и настоящим.

Сегодня наша встреча посвящена Курской битве, которая проходила с 5 июля по 23 августа 1943 года. Она вошла в историю как величайшее событие Великой Отечественной войны. Курская битва – всего два слова! А какая могучая и крылатая суть заложена в них. Спросите любого мальчишку в России, что они означают, и услышите бойкий и уверенный ответ: «Так это ж, когда танки шли на танки».

Учитель: Шёл третий год войны. Это война была действительно народная. Все от мала до велика сражались за свободу родной земли и как могли приближали Победу.

В результате наступления советской армии в 1942 году и начала 1943 года в районе города Курска образовался в линии расположения наших войск большой выступ – очень соблазнительная для немцев позиция: если в него ударить, то можно затем легко окружить и разгромить советские войска.

Здесь решался исход Великой Отечественной войны. После поражения немецко-фашистских войск в Сталинградской битве и в ходе наступления советских войск зимой 1942-1943 годов были подорваны военная мощь, моральный дух армии и всего населения Германии, а также ее престиж у союзников. Чтобы предотвратить дальнейший распад фашистского блока и повернуть ход войны, гитлеровцы решили предпринять наступление под Белгородом, окружив здесь наши войска. Эта операция получила условное название «Цитадель». Она предусматривала неожиданное окружение и уничтожение советских войск в течение четырех дней. Для операции «Цитадель» немецкая промышленность дала армии новую технику, самолеты, танки «Тигр» и «Пантера».

Разрабатывая план летней кампании 1943 года, советское командование на основании разведывательных данных разгадало замысел врага и 12 апреля приняло решение о переходе к преднамеренной обороне. К началу июля Ставка сосредоточила на Курском направлении крупные силы и средства, обеспечивающие перевес в пользу советских войск. Теперь они были способны не только отразить мощное наступление, но и перейти в решительное контрнаступление. 

(просмотр видеофрагмента)

Учитель: На фронте наступила пауза: тревожные для солдат дни и ночи. И вот 5 июля 1943 года. Летняя ночь близится к концу. По всему фронту готовится атака.

50 дней и ночей шли упорные бои, в которые было втянуто более 4 миллионов человек, свыше 69 тысяч орудий и минометов, более 13 тысяч танков и самоходных орудий и до 12 тысяч боевых самолетов. История войн не знала битв подобного масштаба. Но немецкие войска смогли подойти к последней линии обороны Воронежского фронта.

Учитель: 12 июня 1943 года советские войска, измотав противника, перешли в контрнаступление. У деревни Прохоровка состоялось грандиозное танковое сражение. В 8 часов 30 минут после 15-минутной артиллерийской и авиационной подготовки две мощные лавины устремились навстречу друг другу: советские танки на полном ходу врезались в боевые порядки танков противника. На небольшом участке местности с обеих сторон одновременно в бою участвовало свыше 1200 танков.

Ученик: Шли танки… и земля дрожала

Тонула в грохоте стальном,

И танковых орудий жала

Белесым брызгали огнем.

На батареях – ад кромешный!

Земля взметнулась к небесам,

И перебито, перемешано

Железо с кровью пополам.

Учитель: Сражение на земле продолжалось целый день. Горели сотни танков и самоходок. Над полем боя знойное июльское небо было закрыто тучами пыли и дыма. Люди, задыхавшиеся от недостатка кислорода, жестоко страдавшие от жажды, потеряв боевые машины, кидались на противника врукопашную.

Учитель: Благодаря хорошей технической подготовке и стойкости наших бойцов удалось остановить фашистов. 12 июля советские войска перешли в наступление. Прохоровское поле стали называть третьим ратным полем.

( видеокадры о Курской битве, фрагмент Прохоровского танкового сражения)

Учитель: Гитлеровский план наступательной операции под Курском потерпел полный крах. Наша армия закрепила за собой военную инициативу. И уже 23 августа 1943 г. русские войска шли освобождать Украину.

Победа над врагом далась нелегко. В этой гигантской битве насмерть стояли солдаты и офицеры нашей армии, проявляя массовый героизм и самопожертвование. За ратные подвиги свыше ста тысяч воинов были награждены орденами и медалями. Сто восемьдесят человек удостоены высшей награды Родины – звания Героя Советского Союза.

В Курской битве проявился стратегический талант советских полководцев. 

Рокоссовский Константин Константинович: В 1943 году, став во главе Центрального фронта, Рокоссовский сначала успешно провел оборонительное сражение на Курской дуге, а затем, организовав контрнаступление западнее Курска, разгромил здесь фашистские войска, освободив от оккупантов всю территорию.

Конев Иван Степанович: руководил Степным фронтом, дважды Герой Советского Союза. 

Ватутин Николай Фёдорович: с 22 марта 1943 года генерал армии командует Воронежским фронтом, выполнившим одну из основных задач в разгроме фашистских армий на Курской дуге.

 (Ученики выступают, которые подготовили сообщение о Герое Советского союза)

1 чтец: Герой Советского Союза КОНОРЕВ Иван Алексеевич родился в 1919 г.  в селе Никольское   Золотухинского района Курской области в семье крестьянина.   Командир танкового взвода 27-й гвардейской танковой бригады Воронежского фронта, гвардии старший лейтенант.

Участвовал 5 — 12 июля 1943 года в боях в Шебекинском районе (Белгородской области.). 12. Июля 1943 танк Конорева вступил в бой с 5 штурмовыми орудиями противника, уничтожил 3 из них. Когда танк был подбит, сражался до последнего снаряда. Погиб в этом бою.

Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.

2 чтец: Герой Советского Союза МОРОЗОВ Иван Иванович   родился в 1913 г. в селе Ивановское  Рыльского района Курской области в семье крестьянина.

Командир взвода 868-го истребительно-противотанкового артполка Воронежского  фронта, старший лейтенант.

В битве под Курском в период оборонительных боев  уничтожил со своим взводом 14 танков, 6 автомашин с пехотой и до 150 фашистов. В ходе наступательных боев 12 и 13 августа 1943 г. в районе села Гребениковка  Сумской области взвод уничтожил противотанковую пушку, подавил 6 огневых точек. Был ранен, но не оставил поле боя.

3 Чтец: Летчики - герои Курской битвы довольно умело и смело сражались не только в этом сражении. Своим беспримерным мужеством они поражали на всем протяжении ВОВ. Русских летчиков боялись и уважали заслуженные асы германских войск.

Примером может служить Горовец Александр.

6 июля 1943 г. в воздушном бою под Курском он не побоялся взлететь на своем самолете и ринуться в бой с намного превосходящими по количеству силами противника. В этом бою он подбил девять самолетов врага. Александр Горовец стал первым и единственным летчиком Советского Союза, который сбил такое количество воздушной техники немцев в течение одного боя. Сам Александр погиб в этом сражении. За этот подвиг, который он совершил в небе над Курском, он был удостоен звания Героя Советского Союза, которое ему вручалось посмертно.

Иван Кожедуб - летчик (ас) - 3 раза становился за годы войны Героем Советского Союза, 06 июля 1943-го года ознаменовал свой сороковой вылет сбитым немецким бомбардировщиком, спустя день сбил еще один немецкий самолет. 09 июля 1943-го года, поднявшись в воздух, сбил двух немецких истребителей, за что в первый раз и получил высшую награду Героя Советского Союза.

4 чтец: Герой Советского Союза  ВИДУЛИН Николай Гаврилович  родился в 1923 г. в селе Злобино Хомутовского района Курской области в семье крестьянина.

12 июля 1943 г. в ходе Орловской операции проявил мужество и героизм в бою за опорный пункт в деревне Б. Малиновец  Орловской области. Его взвод успешно атаковал деревню, уничтожил до 50 гитлеровцев, а затем в ходе преследования захватил 5 шестиствольных минометов, 5 орудий и другие трофеи. В бою за деревню Сетуха внезапной атакой с тыла взвод овладел ею, при этом уничтожил до 60 гитлеровцев.

5 чтец: Герой Советского Союза ШАЛАНДИН Вальдемар Сергеевич родился в 1924 в Москве в семье военнослужащего. Командир взвода 1-й гвардейской танковой бригады  Воронежского фронта, гвардии лейтенант.

В оборонительном бою 6 июля 1943 г.в районе деревни Яковлево Белгородской области в течение 10 часов отражал атаки танков противника. Подбил 3 вражеских танка и 3 противотанковых орудия. Сражался до последнего дыхания и погиб в горящем танке. Звание Героя Советского Союза присвоено 10 января 1944 г. посмертно.

6 чтец: Мы помним тех героев имена,

Отдавших жизнь на поле брани лютой,

Да, им салютовала вся страна.

И город – город ПЕРВОГО САЛЮТА!

И имена героев -  земляков

Хранят названья площадей и улиц:

Ватутин, Апанасенко, Попов –

А сколько из боев их не вернулось.

Есть память в человеческих сердцах,

Она не даст забыть нам всё, что свято.

И эту память мы несем в цветах

К могиле НЕИЗВЕСТНОГО солдата.

 

Учитель: Самым страшным последствием любой войны является потеря человеческих жизней. Эта потеря ничем невосполнима. 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Суровая, грозная. 1418 дней и ночей совершался подвиг. Подвиг миллионов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Мужества, посвященный Сталинградской битве. Дом Павлова

Урок Мужества посвящен защите Дома Павлова в период Сталинградской битвы...

Урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битвы.

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "история" - урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битвы (с презентацией, тематическоими музыкальными видеофрагментами)....

УРОК МУЖЕСТВА, ПОСВЯЩЕННЫЙ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ

Урок мужества посвящен 70-летию начала Сталинградской битвы, призван привлечь внимание учащихся к лучшим традициям нашего народа, доблестным и героическим страницам отечественной исто­рии: воспи...

Сценарий Урока мужества, посвященного 71-й годовщине по беды в Сталинградской битве «Дети Сталинграда»

На Уроке мужества, посвященном 71-й годовщине по беды в Сталинградской битве «Дети Сталинграда» учащиеся знакомились с героическим подвигом народа в Великой Отечественной войне, встречались с участник...

Урок мужества посвященный Сталинградской битве

Подготовка к классному часу:  мультимедийная презентация, оформление выставки книг....

Внеклассное мероприятие "Урок мужества, посвященный Сталинградской битве"

Внеклассное мероприятие "Урок мужества, посвященный Сталинград¬ской битве"...