Рабочая программа
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе примерной программы основной общеобразовательной школы и программы курса для образовательных учреждений РФ Арсентьев Н. М., Данилов А. А.»История России « М, «Просвещение «2015. Программы основного общего образования по истории под редакцией В.А.Ведюшкина. «История средних веков». М., «Просвещение». 2010г.
Настоящая рабочая программа по истории разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе и предназначена для обучающихся с ОВЗ, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий в ГКОУ «ШИ №1» Минобрнауки КБР.
Изучение истории направлено на достижение целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
Программа определяет ряд задач:
образовательные:
- формировать историческое мышление;
- овладеть элементарными методами исторического познания,
умениями работать с различными источниками исторической информации; - показать наиболее яркие личности России начала XVIII века;
воспитательные:
- воспитать обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развивающие:
- формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
- участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Согласно учебного плана ГКОУ «ШИ№1» на 2017/2018 учебный год на изучение истории в 6 классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов в год.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов и предназначена для реализации с использованием блочно-модульных технологий. Состоит из 8 блоков, которые отражают содержание учебного курса.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Коммуникативные УУД
- развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений (с указанием предметных областей на уровне знать/уметь).
- показывать на исторической карте территории расселения различных народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках; показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
- участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение.
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
- уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат. терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Система оценки.
Для отслеживания уровня усвоения предметных знаний и умений и метапредметных результатов используются:
- стартовые и итоговые проверочные работы;
- диагностические работы по итогам изучения темы в классе;
- зачет как интегральная характеристика освоения основных тем учебного года, который включает в себя:
– самостоятельную работу учащихся, включающая выполненные задания для самоконтроля по пройденной теме на базовом и расширенном (углубленном) уровне , а также творческие задания, выходящие за рамки базового уровня;
– тематическую проверочную работу по итогам изучения учебного блока;
– внеучебные, внешкольные достижения ученика по предмету;
– посещение мастерской и лаборатории.
Стартовая работа (проект) (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний, а также через специально предусмотренные ситуации разрыва наметить основные направления продвижения в предметном содержании в текущем учебном году.
Результаты стартовой работы фиксируются учителем в электронном журнале (в части, касающейся актуального уровня знаний).
Самостоятельная работа по отдельным темам курса проводится по желанию школьников между учебными блоками в индивидуальной или групповой форме. Результатом такой работы может быть описание проведенного исследования, реферат, подготовленный доклад и т.п. Обязательно организуется представление результатов самостоятельной работы классу, учителю на конференции, семинаре, лабораторном занятии, уроке или в какой-либо другой форме. Систематическая самостоятельная работа отдельных учащихся к концу года может быть оформлена в виде «портфолио» ученика и представлена на ежегодной учебно-практической конференции школьников. Ход самостоятельной работы учащихся фиксируется в электронном журнале и в электронном дневнике учащегося. При систематическом выполнении самостоятельной работы в течение учебного года, предъявлении ее результатов в форме проектов, «портфолио» и т.п. и сдаче всех зачетов учитель может оценить результаты школьника за год по соответствующему предмету на самом высоком – 3-м уровне – рефлексивно-творческом. Лучшие самостоятельные работы учащихся размещаются на сайте Комплекса. За учебный год должно быть проведено 8 самостоятельных работ (1 работа – по итогам стартовой работы; 7 работ - по итогам учебных блоков).
Диагностическая работа проводится учителем сразу после изучения темы в классе. Цель такой работы - оценить решение учебной задачи и определить пути выполнения самостоятельной работы учащихся (коррекционный или творческий) между погружениями. Диагностических работ в учебном году должно быть столько, сколько учебных тем (7).
Тематическая проверочная работа по ранее изученной теме проводится учителем в строго определенном интервале времени (ориентировочно до 3 недель). В этом интервале учащийся сам определяет степень своей готовности к ее написанию на основе выполнения заданий для самоконтроля по теме и согласует с учителем конкретную дату ее выполнения. Тематических проверочных работ по каждому предмету должно быть не более 7. Работа может проводиться в разных организационных формах, но в любом случае учащемуся предлагается выполнить определенное количество заданий, охватывающих основное содержание темы. Задания для проверочной работы предлагаются на двух уровнях сложности: 1- базовом и 2 – расширенном (углубленном) на выбор учащихся.
Полученные данные в ходе выполненной работы, а также выбранный уровень заданий фиксируются учителем в электронном журнале.
Мастерская - образовательное место, куда приходит ученик для решения своих проблем и трудностей в ходе выполнения самостоятельной работы. Мастерская проходит во второй половине дня (в рамках времени учебного плана, отведенного на индивидуальные и групповые консультации) не реже одного раза между «погружениями».
Лаборатория – образовательное место, куда приходит учащиеся, которые хотят расширить свой познавательный интерес к географии, имеют потребность к проектно-исследовательской деятельности. Проводится не реже двух раз в месяц во второй половине дня.
Зачет по учебному блоку включает в себя выполнение следующих видов работ: рабочую тетрадь со всеми материалами, выполненными в ходе учебного модуля; результаты диагностической работы по итогам изучения в классе учебного модуля; результаты самостоятельной работы учащихся и тематической проверочной работы по теме учебного модуля.
Зачет считается сданным, если: степень освоения темы на основе тематической проверочной работы составляет более 50%; имеются задания, правильно выполненные учащимся в раках самостоятельной работы на любом уровне; представлены материалы учебного модуля, выполненные в классе.
Зачет-автомат (по усмотрению учителя) может быть поставлен в двух случаях:
- выполнения тематической проверочной работы на высоком уровне (85-100%). Зачет моет быть поставлен без других элементов тематических материалов (рабочей тетради и самостоятельной работы);
- выполнения большого количества самостоятельной работы и хорошего уровня выполнения диагностической работы после изучения учебного модуля. В этом случае ученик может быть освобожден от выполнения тематической проверочной работы
Сдача зачета может происходить и с помощью Интернета (выполнения самостоятельной, диагностической и тематической проверочной работ).
На персональных страницах учащихся ПК «КОД» размещается итоговый оценочный лист по зачетам, содержащий все перечисленные характеристики (итоги проверочной работы (оцениваются отдельно задания 1 и 2 уровня), диагностическая работа (без уровня), самостоятельная работа (оценивается количество заданий и качество выполнения заданий 1 и 2 уровня отдельно), посещение мастерских и лабораторий, выполнение творческих заданий и непосредственно зачет на одном из трех уровней).
Качество сдачи зачетов по всем изучаемым в течение учебного года темам является основным критерием успешности обучения учащегося.
Итоговая проверочная работа (проводится в мае) включает все основные темы учебного года и выполняется всеми учащимися. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов и иметь форму итогового проекта. Результаты работы фиксируются в Электроном журнале. Итоговая работа, наряду с зачетами, учитывается при подведении итога обучения в учебном году и может повысить общую оценку результата обучения за год.
По итогам года учителем устанавливается уровни овладения учащимся основными знаниями, умениями и навыками, которые определяются по следующим критериям:
1 уровень – базовый – минимум содержания (формальный), рассчитанный на освоение каждым учащимся;
2 уровень – углубленный – способность учащегося выходить за рамки минимума предметного содержания, применять полученные знания на практике, в том числе, в нестандартных ситуациях (рефлексивный и ресурсный);
3 уровень – творческий – способность учащегося обобщать, систематизировать, анализировать свои знания, творчески использовать их для решения задач, регулярное участие в различных проектах, в том числе, и итоговых; участие в конференциях и т.п.
Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной презентации результатов обучения за год.
Содержание учебного курса.
Всеобщая история.
История Средних веков (32 часа).
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. Западная и Центральная Европа в V—XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий. Средневековое европейское общество. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии. Византия и арабский мир. Крестовые походы. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.) Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Государства Европы в XIV-XV вв. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Культурное наследие Средневековья. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
История России.
История России с древности до XV в. (32 часа).
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности. Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Древнерусское государство (IX - начало XII в.) Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.). Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы. Борьба с внешней агрессией в XIII в. Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.). Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики. Русская культура второй половины XIII-XV вв. Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Тематическое планирование.
№ | Дата | Темы | Д/З |
Блок №1 | |||
1 | Стартовый контроль. | ||
2 | Введение в учебный модуль. | ||
3 | Понятие «Средние века». Знакомство с основными понятиями. Значение терминов «средние века», «исторические источники» | С.5-11, вопр. с. 11 | |
4 | Хронологические рамки Средневековья. Счет лет в истории, место средневековья на ленте времени. | С.5-11, вопр. с. 11 | |
5 | Западная и Центральная Европа в V—XIII вв. Роль и значение переселения народов в формировании современной Европы. | П.1 , вопр. с. 20 | |
6 | Формулировка вопросов для решения в данном учебном году | ||
7 | Оформление хронографа. | ||
8 | Микродиагностика | ||
Блок №2 | |||
1 | Презентация д/з | ||
2 | Проверочная работа по пройденному блоку. | ||
3 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Определить на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Условиях жизни, занятия, общественный строй германских племен. Характеристика Карла Великого. Почему его называли Великим? Последствия Верденского раздела. | П.1 , вопр. с. 20, П. 4, вопр. с. 39. П. 3, вопр. с. 32, карта. | |
4 | Христианская церковь в раннее Средневековье. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Значение понятий «король», «монах», «римский папа». Причины и распространение христианства в Европе.Значение христианской религии для укрепления власти Причины ослабления королевской власти во Франции. Последствия норманнского вторжения во владения государств Европы. Аналогия между Римской империей и Священной Римской империей. | П. 2 , вопр. с. 26,составить схему в тетради, П. 4, вопр. с. 32, работа картой. Выделить признаки феодально-раздробленного государства; | |
5 | Англия в раннее Средневековье. Местоположение Англии, назвать её соседей. Управление государством в Англии и империи Карла Великого. Поступки и действия норманнов. Отношения Англии с соседними народами. Изменения в жизни общества. | П. 5, вопр. с. 45, Информационный проект «Средневековый монастырь» стр. 46. | |
6 | Византия при Юстиниане. Культура Византии, Образование славянских государств. Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира. Направления движения славян. Занятия и образ жизни славян. Образование государств Славянские государства Византия и славянский мир. | П.6 -7, вопр. с. 53, составить таблицу в тетради. | |
7 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран Арабского халифата Расселение и занятия арабских племен. Мухаммед и зарождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Сев. Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов | Составить план-памятку по реконструкции процесса развития и упадка государства на примерах трех государств раннего Средневековья (Византии, Франкского государства, Арабского халифата) | |
8 | Микродиагностика | ||
Блок №3 | |||
1 | Презентация д/з | ||
2 | Проверочная работа по пройденному блоку. | ||
3 | Процесс восхождения народов России на ступень цивилизации. Появление и расселение человека на территории современной России. Древние стоянки, родовой строй, орудия труда. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Основные понятия: первобытно-общинный строй, родоплеменная и соседская общины, племя, союз племен, микролит, неолитическая революция, разделение труда, присваивающее и производящее хозяйства, государство, народ (народность), переложная система земледелия, двуполье, трехполье, язычество, вече. | П 1, вопр. с. 14. П 2, вопр. с. 24. П 3, вопр. с. 33. | |
4 | Определение предпосылок образования Древнерусского государства. Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Предпосылки и особенности образования Древнерусского государства. Формирование княжеской власти. Новгород и Клев — центры древнерусской государственности. Первые князья Древнерусского государства. Перенос столицы в Киев. | П 4, вопр. с. 39 П 5, вопр. с. 48, подготовить презентацию | |
5 | Реконструкция процесса развития и упадка Древнерусского государства. Внутренняя и внешняя политика первых князей, социально-экономический строй Древнерусского государства. Реформы княгини Ольги. Формирование территории Древнерусского государства. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремесел и торговли. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Основные понятия: князь, дружина, полюдье, урок, погост, гривна, династический брак, наместник, политика, усобица, боярин, вотчина. | П 6, вопр. с. 55. П 7, вопр. с. 61. П 8, вопр. с. 68. | |
6 | Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир IСвятой. Место и роль Руси в Европе. Особенности культуры Руси, ее специфика и достижения. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и ее жанры (слово, житие, поучение, былина и др.). Деревянное и каменное зодчество. Художественное ремесло, фрески, мозаика. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Основные понятия: духовенство, епископ, закуп, люди, митрополит, монастырь. | П 6, вопр.к параграфу. | |
7 | Быт и образ жизни разных слоев населения Руси. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Основные понятия: общество, резиденция, рядович, смерд, житие, былина, летопись, миниатюра, граффити, мозаика, фреска, патриотизм, самобытность. | П 9, вопр. с. 76 П 10-11, вопр. с. 91, таблица в тетеради Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности с.77-83 | |
8 | Микродиагностика. | ||
Блок №4 | |||
1 | Презентация д/з | ||
2 | Проверочная работа по пройденному блоку. | ||
3 | Составление характеристики высокого Средневековья. Работа с понятием «феодализм», выявление признаков феодального строя. Феодальное землевладение. Европейское рыцарство. Феодальная знать. Жизнь и быт феодалов. Жизнь, быт, труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянское хозяйство. Натуральное хозяйство. Община. | П. 11, вопр. с. 93 П. 12, вопр. с.100, сообщения | |
4 | Характеристика средневекового общества. Формирование структуры общества. Становление вассальной лестницы. Выделение признаков вассальных отношений. Возникновение городов. Борьба с сеньорами. Облик городов. Города – центры торговли, ремесла и культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление, зарождение демократических порядков. Жизнь и быт горожан. Торговля и ярмарки | П. 13-14, задание в тетради П. 15, рассказ по плану | |
5 | Реконструкция событий крестовых походов Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители и церковь. Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства. Крестовые походы и их последствия. Ересь и преследование еретиков | П. 16, вопр. с. 135 П. 17, вопр.с.149, таблица в тетради. | |
6 | Выявление особенностей средневекового общества. | ||
7 | Представление результатов освоения темы. | ||
8 | Микродиагностика. | ||
Блок №5 | |||
1 | Презентация д/з | ||
2 | Проверочная работа по пройденному блоку. | ||
3 | Составить характеристику особенностей образования державы Чингисхана; овладевать целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII- XIVв.; объяснять причины возникновения Монгольской империи; оценивать последствия монгольских завоеваний и историческое наследие. | П 15, вопр.с. 10 | |
4 | Определять термины: стан, фураж, иго, дань Получат возможность научиться: показывать на карте направления походов Батыя, характеризовать последствия монголо-татарского нашествия на Русь, выделять основные события в хронологическом порядке. | П 16, вопр. с. 18 | |
5 | Презентация по теме «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом». Составление характеристики Александра Невского. | П 17, вопр.с. 25 | |
6 | Дать определения терминам: баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция. Называть политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно делать вывод о последствиях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исторических источников | П 18, вопр. с. 33, записи в тетради | |
7 | Предпосылки объединения Русского государства, давать оценку личности и политике Ивана Калиты, самостоятельно делать выводы о причинах возвышения Москвы. Куликовская битва. | П 20 - 21, вопр. с. 46, 55. | |
8 | Микродиагностика. | ||
Блок №6 | |||
1 | Презентация д/з | ||
2 | Проверочная работа по пройденному блоку. | ||
3 | Работа с понятием «централизованное государство», выявление признаков понятия, определение причин объединения. Причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны. | П. 18, вопр.с.158, записи в тетради П. 19, вопр. с. 166 | |
4 | Реконструкция процесса объединения. Последствия Столетней войны для Франции и Англии. Особенности завершения процесса объединения Франции. Сущность единой централизованной власти в французском государстве. Процессы объединения в Англии и Франции. | П. 21, сравнительная таблица в тетради П. 20, карта , записи в тетради. | |
5 | Презентация по теме «Столетняя война». Просмотр отрывока из фильма «Жанна д Арк»(Л.Собески). | ||
6 | Причины и особенности Реконкисты. Характеристика сословно-монархических централизованных государств Пиренейского полуострова. Сравнить кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии. | П. 22, вопр. с .190 | |
7 | Особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Дать анализ состояние страны с появлением Золотой буллы. Определить причины ослабления императорской власти. | П. 23, вопр. с. 197 | |
8 | Микродиагностика. | ||
Блок №7 | |||
1 | Презентация д/з | ||
2 | Проверочная работа по пройденному блоку. | ||
3 | Централизация;Показывать на исторической карте государства Европы и русские княжества; Сравнение главных причин централизации на Руси и в Европе; Показывать на исторической карте расширение территории Московского княжества; Характеристика социально-экономического и политического развития; | П. 23-24, вопр.с. 70, 77 | |
4 | Определить на исторической карте новые государства на рубежах Руси; Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие новых государств; Выделить главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о Тимуре, Улу-Мухаммеде); Объяснить причины и последствия распада Золотой Орды; | П. 25, вопр. с. 82 | |
5 | Раскрыть смысл понятий: Боярская дума, воевода, герб, кормление, держава, местничество, налоги, скипетр; Показывать на исторической карте территорию Московского государства, р. Угра; Характеристика политического устройства русского государства при Иване III; Хронологические рамки процесса становления единого Русского государства; | П. 26, вопр.с. 94, сообщения | |
6 | Определить роль православной церкви в становлении российской государственности; Характеристика взаимоотношения церкви с великокняжеской властью; Объяснить значение выражения «Москва - Третий Рим»; | Материалы для самостоятельной и проектной работы с. 96-101 | |
7 | Характеристика социального развития Русского государства XV века; Объяснить причины и значение принятия судебника Иваном III; Составить таблицу «Культура Руси в XV в.»; Характеристика основных жанров религиозной и светской литературы данного периода; Характеристика стилевых особенностей творчества Андрея Рублева, Дионисия (на основе текста и иллюстраций учебника); | П. 27, вопр. с. 114, подготовиться к повторительному уроку | |
8 | Микродиагностика. |
Блок № 1
Постановка задач на новый учебный год (8 часов)
Цель: определить актуальные знания учащихся по предмету, сформулировать основные учебные задачи данного учебного года, определить порядок работы над поставленными задачами.
Задачи:
- определить стартовые возможности учащихся для изучения истории Средних веков;
- определить предмет изучения Средневековой истории, установить хронологические рамки и выделить периоды;
- сформулировать список вопросов для изучения в данном учебном году.
Учебно-тематический план
Содержание темы | Основные формы образовательного процесса | ||||||
Урок | Практика | Проект | Диагностика | ПР | Презентация | ||
1. | Выполнение стартовой работы | 1 | |||||
2. | Оценка результатов работы | 1 | |||||
3. | Определение предмета истории Средних веков, временных границ и этапов развития | 2 | |||||
4. | Фиксация проблем и трудностей учащихся в ходе выполнения стартовой работы. Формулировка вопросов для решения в данном учебном году. Оформление хронографа. | 3 | 1 | ||||
Итого: | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 |
Домашняя самостоятельная работа: отработка основных проблем и трудностей, возникших при выполнении стартовой работы.
Планируемые результаты по итогам изучения темы:
- предмет Средневековой истории;
- лента времени с фиксированными хронологическими рамками истории Средних веков и выделенными этапами развития;
- оформленный Хронограф для фиксации дат;
- список вопросов для изучения в этом году.
Контрольные задания и вопросы
- Что изучает история Средних веков?
- Каковы хронологические рамки Средневековой истории? Какие этапы выделяют исследователи?
- Какими видами исторических источников мы будем пользоваться в этом году? Объясни, почему.
- Как устроен учебник по истории и как с ним работать?
Учебно-методическое обеспечение
- Пономарев М.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2010
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Издательский дом «Новый учебник»; Образовательный центр «Веди – М», 2009
- Атласы по истории Средних веков (на выбор учащихся);
Дополнительные литературные источники
- Всемирная История. Сергей Нефедов. Три книги. История Средних веков. Книга вторая. Интернет-версия книг. http://hist1.narod.ru/
Блок № 2
Раннее Средневековье (8 часов)
Цель: реконструировать процесс развития и упадка государств в раннее Средневековье.
Задачи:
- составить план-памятку по характеристике исторической эпохи на примере раннего Средневековья;
- составить план-памятку по характеристике исторических явлений и процессов на примере Великого переселения народов;
- составить план-памятку по реконструкции процесса развития и упадка государства на примерах трех государств раннего Средневековья (Византии, Франкского государства, Арабского халифата);
- выделить признаки феодально-раздробленного государства;
- сформировать первичные представления об исламе.
Учебно-тематический план
Содержание темы | Основные формы образовательного процесса | ||||||
Урок | Практика | Проект | Диагностика | ПР | Презентация | ||
1. | Составление характеристики эпохи | 2 | |||||
2. | Составление характеристики исторического явления (ВПН) | 1 | |||||
3. | Реконструкция процесса развития и упадка государств раннего Средневековья. Выделение признаков феодально-раздробленного государства. | 2 | 1 | ||||
4. | Знакомство с исламом на основе анализа исторических источников. | 1 | |||||
5. | Представление результатов освоения темы. | 1 | 1 | ||||
Итого: | 2 | 4 | 1 | 1 |
Домашняя самостоятельная работа: реконструкция процесса развития и упадка государств в период раннего Средневековья.
Планируемые результаты по итогам изучения темы:
- характеристика эпохи;
- реконструкция Великого переселения народа;
- реконструкция процесса развития государств периода раннего Средневековья;
- планы-памятки по характеристике исторических явлений, процессов, эпох;
- план-памятка по реконструкции развития государств;
- признаки ислама.
Контрольные задания и вопросы
- Укажи временные границы раннего Средневековья.
- Что такое Великое переселение народов? Каковы его причины? Какую причину ты можешь назвать, как главную? Почему?
- Каков главный итог ВПН?
- Византия, Арабский халифат, Франкское государство в период раннего Средневековья прошли схожий путь развития: от зарождения до упадка. Какие схожие черты в этом развитие ты сможешь выделить? Почему эти государства пришли в упадок к концу эпохи?
- Назови признаки феодально-раздробленного государства на примере изученных государств;
- Какова роль ислама в развитии Арабского халифата?
Учебно-методическое обеспечение
- Пономарев М.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2010
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Издательский дом «Новый учебник»; Образовательный центр «Веди – М», 2009
- Атласы по истории Средних веков (на выбор учащихся);
Дополнительные литературные источники
- В.Ф. Панова, Ю.В. Бахтин. «Жизнь Мухаммеда». – М, 1990.
Блок № 3
Образование Древнерусского государства (10 часов)
Цель: реконструировать процесс возникновения и упадка Древнерусского государства.
Задачи:
- определить предпосылки образования Древнерусского государства;
- реконструировать процесс образования и упадка Древнерусского государства;
Учебно-тематический план
Содержание темы | Основные формы образовательного процесса | ||||||
Урок | Практика | Проект | Диагностика | ПР | Презентация | ||
1. | Процесс восхождения народов России на ступень цивилизации. | 2 | |||||
2. | Определение предпосылок образования Древнерусского государства. | 2 | |||||
3. | Реконструкция процесса развития и упадка Древнерусского государства. | 3 | |||||
4. | Установление причин и следствий возникновения и распада Древнерусского государства. | 1 | |||||
5. | Представление результатов освоения темы. | 1 | 1 | ||||
Итого: | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 |
Домашняя самостоятельная работа: реконструкция процесса развития и упадка Древнерусского государства.
Планируемые результаты по итогам изучения темы:
- список предпосылок и условий образования Древнерусского государства;
- реконструированный процесс образования и развития Древнерусского государства, характеристика основных событий процесса;
- список предпосылок и условий распада Древнерусского государства.
Контрольные задания и вопросы
- Докажи, что у восточных славян к началу IX в. сложились условия для образования государства.
- Перечисли события, которые говорили об укреплении Древнерусского государства. В правление какого князя, на твой взгляд, Русь достигла наивысшего расцвета? Объясни свой выбор.
- Что способствовало ослаблению Древнерусского государства? Выдели как положительные, так и отрицательные стороны.
Учебно-методическое обеспечение
- Пономарев М.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2010
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Издательский дом «Новый учебник»; Образовательный центр «Веди – М», 2009
- Атласы по истории Средних веков (на выбор учащихся);
Блок № 4
Высокое Средневековье (10 часов)
Цель: составить общую характеристику средневекового общества в период высокого Средневековья, реконструировать события крестовых походов.
Задачи:
- составить структуру средневекового общества, охарактеризовать основные группы населения;
- раскрыть содержание понятия «феодализм», выделить признаки феодального строя;
- построить вассальную лестницу средневекового общества, выделить признаки вассальных отношений;
- восстановить событий крестовых походов.
Учебно-тематический план
Содержание темы | Основные формы образовательного процесса | ||||||
Урок | Практика | Проект | Диагностика | ПР | Презентация | ||
1. | Составление характеристики высокого Средневековья. Работа с понятием «феодализм», выявление признаков феодального строя. | 1 | |||||
2. | Характеристика средневекового общества. Формирование структуры общества. Становление вассальной лестницы. Выделение признаков вассальных отношений. | 4 | |||||
3. | Реконструкция событий крестовых походов | 2 | |||||
4. | Выявление особенностей средневекового общества. | 1 | |||||
5. | Представление результатов освоения темы. | 1 | 1 | ||||
Итого: | 1 | 6 | 1 | 1 | 1 |
Домашняя самостоятельная работа: составление характеристики средневекового общества, реконструкция событий крестовых походов.
Планируемые результаты по итогам изучения темы:
- схема средневекового общества, характеристика основных сословий;
- структура вассальной лестницы, признаки вассальных отношений;
- содержание понятия «феодализм», признаки феодализма;
- реконструкция крестовых походов.
Контрольные задания и вопросы
- Нарисуй условную схему средневекового общества. Дай краткую характеристику каждой группе. Что такое сословие?
- Нарисуй вассальную лестницу. Дай характеристику вассальным отношениям. Мог ли крестьянин входить в вассальную лестницу? Почему?
- Что такое «феодализм»? Назови основные признаки.
- Каковы причины крестовых походов?
- Какие группы населения участвовали в крестовых походах? Какие цели они преследовали?
- Чем закончились первые четыре крестовых похода?
- Каковы были последствия крестовых походов для Запада? для Востока?
Учебно-методическое обеспечение
- Пономарев М.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2010
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Издательский дом «Новый учебник»; Образовательный центр «Веди – М», 2009
- Атласы по истории Средних веков (на выбор учащихся);
Блок № 5
Древнерусское государство в период феодальной раздробленности и монгольского нашествия (8 часов)
Цель: реконструировать основные события данного периода времени.
Задачи:
- определить причины феодальной раздробленности, составить характеристику развития отдельных княжеств в данный период;
- дополнить список признаков феодально-раздробленного государства;
- реконструировать процесс монгольского нашествия;
- дать характеристику золотоордынскому игу, определить последствия монгольского нашествия и ига для развития Русского государства;
- восстановить события западных завоеваний.
Учебно-тематический план
Содержание темы | Основные формы образовательного процесса | ||||||
Урок | Практика | Проект | Диагностика | ПР | Презентация | ||
1. | Работа с понятием «феодальная раздробленность», выявление признаков явления, определение причин. | 1 | 1 | ||||
2. | Реконструкция развития отдельных княжеств в период феодальной раздробленности. | 1 | |||||
3. | Реконструкция событий монгольского нашествия и Золотоордынского ига. Выявление последствий. | 2 | |||||
4. | Восстановление событий западных завоеваний. | 1 | |||||
5. | Представление результатов освоения темы. | 1 | 1 | ||||
Итого: | 1 | 5 | 1 | 1 | 1 |
Домашняя самостоятельная работа: реконструкция основных процессов периода феодальной раздробленности и монгольского нашествия.
Планируемые результаты по итогам изучения темы:
- содержание понятия «феодальная раздробленность», признаки понятия;
- реконструкция развития отдельных княжеств в период феодальной раздробленности;
- реконструкция монгольского нашествия, характеристика золотоордынского ига;
- реконструкция событий западных завоеваний.
Контрольные задания и вопросы
- Что такое феодальная раздробленность? Назови основные признаки.
- К какому периоду времени относится феодальная раздробленность на Руси? Вспомни, что в это время происходило в Европе.
- Каковы последствия феодальной раздробленности для Руси?
- Определи причины монгольского нашествия.
- Что такое иго? Каковы были отношения между Русью и Золотой Ордой?
- Определи последствия монгольского нашествия и золотоордынского ига для развития Руси.
- Определи причины завоеваний западных завоевателей? Добились ли они своих целей? Каково значение победы Руси?
Учебно-методическое обеспечение
- Пономарев М.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2010
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Издательский дом «Новый учебник»; Образовательный центр «Веди – М», 2009
- Атласы по истории Средних веков (на выбор учащихся);
- Материал раздела "Содержание курсов" ПК КОД;
Блок № 6
Образование единого Русского государства (8 часов)
Цель: реконструировать процесс объединения Русского государства.
Задачи:
- определить содержание понятия «централизованное государство», выделить признаки понятия;
- реконструировать процесс объединения Русского государства;
- составить характеристику централизованному Русскому государству.
Учебно-тематический план
Содержание темы | Основные формы образовательного процесса | ||||||
Урок | Практика | Проект | Диагностика | ПР | Презентация | ||
1. | Работа с понятием «централизованное государство», выявление признаков понятия, определение причин объединения. | 1 | 1 | ||||
2. | Реконструкция процесса объединения. | 2 | |||||
3. | Составление характеристики централизованного государства на примере России. | 1 | 1 | ||||
5. | Представление результатов освоения темы. | 1 | 1 | ||||
Итого: | 2 | 4 | 1 | 1 | 1 |
Домашняя самостоятельная работа: реконструкция процесса объединения Русского государства.
Планируемые результаты по итогам изучения темы:
- содержание понятия «централизованное государство», список признаков;
- причины и предпосылки образования централизованного государства;
- восстановленный процесс централизации на примере Руси;
- характеристика России как централизованного государства.
Контрольные задания и вопросы
- Дай определение понятию «централизованное государство». Выдели признаки централизованного государства.
- Чем централизованное государство отличается от феодально-раздробленного?
- Назови условия (предпосылки), которые способствовали началу процесса объединения Русского государства.
- Определи причины централизации на Руси.
- Назови основные события процесс централизации, которые
а) способствовали объединению государства;
б) препятствовали объединению.
6) Что составляло основу экономики Русского централизованного государства?
7) Изобрази схематически политический строй Русского централизованного
государства.
- Из каких слоев населения состояло русского общество на момент объединения? Изобрази схему общества. Дай краткую характеристику каждому слою.
Учебно-методическое обеспечение
- Пономарев М.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2010
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Издательский дом «Новый учебник»; Образовательный центр «Веди – М», 2009
- Атласы по истории Средних веков (на выбор учащихся);
Блок № 7
Позднее Средневековье (8 часов)
Цель: реконструировать европейское развитие эпохи позднего Средневековья, подвести
итоги развития на конец истории Средних веков.
Задачи:
- составить характеристику эпохи позднего Средневековья;
- реконструировать основные события периода;
- подвести итоги европейского развития на конец истории Средних веков.
Учебно-тематический план
Содержание темы | Основные формы образовательного процесса | ||||||
Урок | Практика | Проект | Диагностика | ПР | Презентация | ||
1. | Составление характеристики эпохи. | 1 | |||||
2. | Реконструкция основных событий периода (Столетняя война, крестьянские восстание, гуситские войны). | 4 | |||||
3. | Подведение итогов европейского развития на конец истории Средних веков. | 1 | 1 | ||||
Итого: | 7 | 1 |
Домашняя самостоятельная работа: составление общей характеристики эпохи, реконструкция основных событий.
Планируемые результаты по итогам изучения темы:
- характеристика эпохи в соответствии с планом-памяткой;
- восстановленные события Столетней войны, крестьянских восстаний и гуситских войн;
- подведенные итоги развития Европы на конец Средневековой истории.
Контрольные задания и вопросы
- Укажи временные границы позднего Средневековья.
- Какое событие изучаемой эпохи, ты считаешь самым важным? Почему?
- Почему позднее Средневековье нередко называют «столетием бедствий»?
- Назови причины Столетней войны? Какие государства приняли в ней участие?
- Чем закончилась Столетняя война? Назови ее итоги и последствия для развития Европы в целом.
- Какие требования выдвигали крестьяне в ходе восстаний в позднее Средневековье? Добились ли они того, чего требовали? Какое влияние имели крестьянские восстания в целом на Европу?
- Назови основные положения учения Яна Гуса. Чем закончились гуситские войны?
- Что ты можешь сказать о положении церкви в изучаемый период времени?
- Подведи итоги европейского развития на конец Средневековья.
Учебно-методическое обеспечение
- Пономарев М.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2010
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Издательский дом «Новый учебник»; Образовательный центр «Веди – М», 2009
- Атласы по истории Средних веков (на выбор учащихся);
Блок № 8
Подведение итогов года (8 часов)
Цель: демонстрация результатов достижений по предмету за учебный год.
Задачи:
- определить достижения и трудности учащихся на конец года;
- восстановить список вопросов для изучения в этом году, провести рефлексию собственной работы за год.
Учебно-тематический план
Содержание темы | Основные формы образовательного процесса | ||||||
Урок | Практика | Проект | Диагностика | ПР | Презентация | ||
1. | Выполнение итоговой работы | 2 | |||||
2. | Рефлексия собственной работы. Подготовка к презентации. | 3 | |||||
3. | Презентация достижений за год. | 3 | |||||
Итого: | 3 | 2 | 3 |
Планируемые результаты по итогам изучения темы:
- индивидуальные достижения учащихся класса (листы достижений);
- фиксация возможных проблем и трудностей на конец учебного года.
Учебно-методическое обеспечение:
- Пономарев М.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2010
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Издательский дом «Новый учебник»; Образовательный центр «Веди – М», 2009
- Атласы по истории Средних веков (на выбор учащихся);
Планируемые результаты по итогам освоения курса
«История Средних веков».
По окончанию второго года обучения учащиеся смогут:
- составлять характеристику эпохи, государства, исторического события, явления, процесса;
- оперировать следующими понятиями «феодализм», «феодальная раздробленность», «феодальное государство», «централизованное государство»;
- выделять признаки феодально-раздробленного государства, отличать его от централизованного;
- оперировать основными фактами истории Средних веков.
На резерв отводится 2 часа, итого 70 часов в 2017-2018 учебном году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...