Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Игнашова Елена Валерьевна

Обобщающий урок в рамках системно-деятельностного подхода способствует формированию учебно-познавательных, общекультурных, ценностно-смысловых и коммуникативных компетенций на основе обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-_puteshestvie_po_teme_drevnyaya_gretsiya.docx121.99 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме Древняя Греция

Цель урока: формирование учебно-познавательных, общекультурных, ценностно-смысловых и коммуникативных компетенций на основе обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по теме в форме игры.

Задачи:

Обучающие:

  1. Формировать познавательную активность и интерес к изучению истории.
  2. Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи.
  3. Совершенствовать навыки работы с различными историческими источниками (текстовыми, историческими картами)
  4. Совершенствовать умение работать с хронологией, историческими персоналиями

Развивающие:

1.Развивать образное мышление, произвольное внимание.

2. Развивать логику, способность анализировать и обобщать.

Воспитательные:

1. Воспитывать толерантное отношение друг к другу и окружающим.

2. Формировать навыки работы в группе.

3. Воспитывать ответственность, трудолюбие.

Личностные результаты:

1. Понимание культурного многообразия мира

2. Уважение культуры другого народа

3. Формирование мотивации к дальнейшему изучению истории.

Метапредметные результаты:

  1. Развитие способности решать творческие задачи
  2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  3. Формулирование собственного мнения, позиции, аргументирование и координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения и совместной деятельности
  4. Развитие навыков  работы с информацией, поиск и выделение нужной информации, анализ, обобщение и фиксация информации.

Предметные результаты:

  1. Умение применять понятийный аппарат исторического знания
  2. Умение систематизировать уже полученные исторические знания
  3. Умение и готовность применять исторические знания.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

t

Деятельность учащихся

1.ЭТАП  

Актуализация знаний

Приветствует учащихся.

Сегодня мы  завершаем изучение истории Древней Греции. Мы довольно долго путешествовали по страницам её истории и многое уже знаем.

1

Приветствуют учителя.

2.ЭТАП  

Создание проблемной ситуации

Кто-нибудь уже путешествовал в другие страны?

Что обычно привозят туристы из путешествия?

(впечатления, сувениры, открытки)

Мы тоже сегодня путешественники. Что мы должны с собой привезти? (впечатления- знания, сувениры – символы древнегреческой цивилизации, открытки)

Это и есть наша задача на урок- путешествие: получить впечатления, сувениры-символы, открытки.

2

Учащиеся  высказывают свои мнения, версии; проявляют познавательную инициативу

3. ЭТАП целеполагания 

Т.О. мы сегодня  должны:

  1. Повторить  тему «Древняя Греция»
  2. Выделить  существенные черты древнегреческой  цивилизации
  3. Определить  роль  древнегреческой цивилизации в истории человечества

2

Определяют направления деятельности на уроке

4.ЭТАП планирования.

Итак, давайте определим наш маршрут.

Какие бы темы нам показались наиболее важными? Говоря о Греции, о чём нам бы непременно стоило поговорить?

Возможные варианты ответов:

О театре

О религии

О школах

Об олимпийских играх

О культуре

О демократии

2

Вспоминают основные темы раздела

5. ЭТАП "Открытие"нового знания.

Давайте немного разомнёмся и поиграем.

Дома вы должны были приготовить по 5 вопросов  по пройденному материалу.

Игра «Исторический футбол»

5

Фронтальная  работа класса: игра «Исторический футбол». Индивидуальный зачёт (фиксируется жетонами)

Как сами греки изучали свою историю? Ведь мы знаем, что учебников у них не было.

(по поэмам Гомера)

О чём эти поэмы?

«Илиада» о 10 годе Троянской войны, а «Одиссея» о странствиях и возвращении домой царя Итаки Одиссея после Троянской войны.

Перед вами первое задание – «Расшифруй послание». Работаем в парах.

Личный зачёт + проверка по эталону

Тем парам, кто справился с минимальными ошибками - жетон

3

Работа в парах над заданием «Расшифруй послание»

Проверяем по эталону

два варианта задания

Для греков, как мы знаем,  общественная жизнь была намного важнее, чем личная. Даже дома они никак не украшали, а вот общественные здания поражали воображение и современников и потомков. И одним из важнейших развлечений греков был театр.

Попробуйте найти ошибки в тексте о театре.

(текст на экране и партах)

Текст с ошибками: «Найди ошибку»

Текст на слайде:

Греки очень любили ходить на театральные представления, которые возникли из праздников в честь бога Посейдона. Здание театра состояло из двух частей: места для зрителей и сцена. Билеты были общедоступны. В первом ряду сидели: жрецы, стратеги, олимпионики, иностранцы. Даже бедняки могли посещать театр. В день показывали один  спектакль, но ходить можно было целый месяц. Греки называли театр «школой жизни», а актрисам поклонялись, как богиням.

Ошибки:

1)Посейдон
2)2 части театра
3)Иностранцы в первом ряду
4)1 спектакль
5)Ходить можно было целый месяц
6)Актрисам поклонялись, как богиням

Проверяем: где вы нашли ошибки?

Личный зачёт + проверка по эталону

Тем парам,  кто справился с минимальными ошибками - жетон

3

Индивидуальная работа с фиксированным зачётом

Чтение текста.

Исправление ошибок

Новое задание – «Разгадай кроссворд». В каждом кроссворде – по 7 слов. Будьте внимательны. Работаем в парах.

Личный зачёт + проверка по эталону

Тем парам,  кто справился с минимальными ошибками – жетон

Какие из вопросов вам показались наиболее сложными?

4

Разгадывают  кроссворд в парах

Проверяем по талону

В своём путешествии мы повстречались со многими известными людьми. Проверим, насколько мы помним о том, кем они были.

Задание ««Кто есть кто»

  • Древнегреческий скульптор и архитектор, автор знаменитых скульптур Афины и Зевса. Друг Перикла. Фидий
  • Афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции, проводил реформы. Солон
  • Афинский государственный деятель, полководец периода греко-персидских войн, руководил Саламинским морским сражением. Фемистокл
  •  древнегреческий историк, «отец истории». Геродот
  • Афинянин, один из древнейших законодателей Греции, составил в 7 в. до н.э.  довольно суровые законы. Драконт
  • Древнегреческий комедиограф, прозванный «отцом комедии». Аристофан
  • Древнегреческий драматург, автор трагедий. Эсхил/ Софокл
  • Афинский стратег, знаменитый оратор и полководец. Провёл реформы уравнявшие возможности бедных и богатых в управлении государством. Перикл
  • Супруга Перикла, отличалась умом, образованностью и красотой, в её доме собирались художники, поэты, философы. Аспасия
  • Македонский царь 4 в до н.э, полководец, создатель мировой державы, распавшейся после сразу его смерти. Александр Македонский
  • Знаменитый греческий философ. Наставник Александра Македонского. Аристотель.

Личный зачёт

4

Индивидуальная работа с фиксированным зачётом

6 ЭТАП

 Рефлексия

(итог урока).

Давайте вспомним: какая задача стояла перед нами в начале урока?

  1. Повторить  тему «Древняя Греция»
  2. Выделить  существенные черты древнегреческой цивилизации
  3. Определить  роль  древнегреческой цивилизации в истории человечества

Мы повторили и обобщили огромный по объёму материал.

Предлагаю вам аргументированно ответить на вопрос о важности наследия древнегреческой цивилизации по схеме:

История Древней Греции очень важна потому, что  без неё не было бы....

  • демократии
  • олимпийских игр
  • театра (Theatron)
  • науки (философия – мать современной науки)

Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и человека.

  • алфавита с гласными буквами
  • географических карт
  • маяков
  • центральное отопление (греки под полами своих домов прокладывали трубы, через которые текла теплая вода, подогреваемая разведенными очагами )
  • водопровод и душ
  • будильника (Платон, для того, чтобы не проспать свои лекции, он переделал водяные часы)
  • термометра (Герон Александрийский, который первым понял, как воздух расширяется при нагревании до высоких температур)

...и многое другое

  • это первая европейская цивилизация

4

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока.

 

Отмечают важность истории Древней Греции для современного мира.

Рассмотрения итога творческой деятельности

Сегодня из путешествия по Древней Греции мы должны были привезти знания, символы, открытки.

  1. впечатления- знания

Я знаю, что...   ( не повторяясь называем факты из истории Греции)  и/или

+ синквейн

Напишем наше впечатление о стране в виде синквейна. Давайте вместе поработаем

Древняя Греция

Какая?..

Что делает?..

Греция- первая европейская цивилизация

Эллада

 составляем совместно

  1. сувениры – символы древнегреческой цивилизации

  1. Открытки

на открытке, обычно, пишут о своём путешествии, о стране, в которой побывали. М ы тоже так поступим.

Показать пример открыток

Каждый человек из путешествия привозит свои впечатления о стране: для кого-то Древняя Греция – это удивительная архитектура, скульптура, керамика, для кого-то то родина выдающихся учёных, для кого-то место окутанное мифами о богах и героях, для кого-то время войн и борьбы, а для кого-то родина оливкового масла)

Древняя Греция у каждого своя, потому и открытки  у вас получатся разные. Это и будет ваше домашнее задание.

5

Отвечают на поставленные вопросы.

Определяют степень своего продвижения к цели урока.

Отмечают успешные ответы, интересные варианты ответов одноклассников.

Домашнее задание

  1. Составить открытку путешественника  по Древней Греции. Текст надписи уже готов, но вы можете придумать новый.
  2. 10 интересных фактов о Древней Греции (на обороте открытки)

Мир гораздо шире и интереснее, чем нам кажется и многого о Древней Греции мы не смогли изучить из-за ограниченного времени путешествия (изучения). Поэтому дома вы можете дополнить свои знания интересными фактами о жизни древних греков (материал инета)

На следующем уроке мы с вами приступаем к изучению истории Древнего Рима. Опережая события,  скажу, что греческая и римская цивилизация родственны друг другу  исторически, есть и  мифологическая связь.

Вот о мифологической связи истории этих великих цивилизаций и попробуйте по желанию найти материал дома.  

Читаем дома о «Я познаю мир. Мифология» стр.473-503   об «Энеиде» Вергилия)

Остались  вопросы?

2

Записываем в дневники:

  • Приготовить открытку путешественника по Древней Греции
  • 10 интересных фактов о Древней Греции (на обороте открытки)

*По желанию

Энциклопедия «Я познаю мир. Мифология»

стр.473-503   об «Энеиде» Вергилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок по истории в 5-м классе по теме “Древняя Греция”.

Сегодня мы совершим путешествие в эту удивительную историческую область на специальных кораблях – триерах...

Повторительно - обобщающий урок по теме : " Древняя Греция"

Данный урок содержит материал по повторению и обобщению знаний учащихся по теме " Древняя Греция". Данный урок проходит в виде игры " Виртуальная экскурсия" по Элладе. Учащиеся в течение урока повторя...

Повторительно-обобщающий урок по теме " Древняя Греция"

Данный урок позволит: •систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции •повысит интерес к изучению истории • продолжит развитие логических способностей, умение грамот...

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции» Урок-игра с театрализованным представлением

Повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции»  Урок-игра с театрализованным представлением...