КАРТОТЕКА ИГР
картотека по теме

Вождаева Татьяна  Владимировна

Игра я ребенок учится многому....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр направленный  на развитие быстроты и ловкости в старшем дошкольном возрасте

«Лабиринт»

        Задачи: развитие внимания, быстроты, сообразительности; закрепление умений контролировать положение тела и ориентировки в пространстве.

Атрибуты и инвентарь: разметка.

Место проведения: зал или площадка на улице.

Описание игры: из числа играющих выбираются убегающий и догоняющий. Остальные встают в колонну по четыре человека и размыкаются на поднятые в стороны руки.    Затем все поворачиваются направо и опять размыкаются.  Между играющими, таким образом, образуются коридоры, направление которых меняется и зависит от того, в какую сторону смотрят дети. Убегающий и догоняющий бегают по коридорам. По сигналу взрослого играющие поворачиваются направо и вновь поднимают руки в стороны.  Благодаря этому убегающий и догоняющий могут  оказаться в разных коридорах.  Если догоняющему удаётся поймать убегающего, они меняются ролями. После этого назначается новая пара, и игра продолжается.

Правила: играющие в коридорах стоят на месте, руки в стороны, можно использовать разметку; при повороте руки опускаются; убегающему и догоняющему под руками бегать нельзя.

 «Охотники и звери »

Игра большой подвижности, сюжетная, для детей старшего дошкольного возраста

       Задачи: развитие быстроты, ловкости, навыков метания мяча,  приобщение детей к здоровому образу жизни, поддержание интереса к занятиям физической культурой,  развитие коммуникативных навыков при игре в коллективе.

Атрибуты и инвентарь: малый мяч.

Количество участников: 12-20 человек.

Место проведения: зал или площадка на улице.

Описание игры: выбирается «охотник» - водящий, остальные дети – «звери». Оружие «охотника» - малый мяч.

По сигналу «звери» разбегаются, а «охотник» пытается попасть в них мячом. Тот, в кого попал мяч, должен изобразить зверя (голосом, мимикой, движениями), если «охотник» отгадывает, «зверь» становится «охотником». «Охота» продолжается.

 «Колдуны»

Игра большой подвижности, несюжетная, для детей старшего дошкольного возраста

       Задачи: развитие координации движений, быстроты, сообразительности; закрепление умений контролировать положение тела и ориентировки в пространстве.  

  Атрибуты и инвентарь: не требуются.

Количество участников: 12-20 человек.

Место проведения:  зал или площадка на улице.

Описание игры: из числа играющих выбирается «колдун» - водящий (можно двоих). По сигналу дети разбегаются, а «колдун» догоняет. Тот, кого он запятнал, останавливается на месте – «заколдован» (руки в стороны, ноги в стороны).

«Заколдованный» не двигается, но его может «расколдовать» другой ребёнок, если пролезет на четвереньках у него между ног. После этого, ребёнок может снова вступить в игру. «Колдунов» можно менять во время игры.

«По болоту Петр шел»

Игра средней подвижности, сюжетная, для детей старшего дошкольного возраста

  Задачи: развитие внимания, координации движений, быстроты; закрепление умений контролировать положение тела и ориентировки в пространстве.

 Атрибуты и инвентарь: барабан.

Количество участников: 12-20 человек.       

Место проведения: зал, группа, площадка на улице.

Описание игры: выбирается «Пётр» -  водящий, дети стоят в хороводе, идут в одну сторону, а «Пётр» с барабаном в середине круга идёт в другую:

По болоту Пётр  пошёл,

Остров Заячий нашёл,

Он собрал рабочий люд

И построил крепость тут.

«Дети останавливаются и показывают руками, как строилась крепость»

Крепость новая стоит,
Пушками врагу грозит.
           «Петр» бьёт в барабан, дети имитируют  бой в барабан»

Бам-бам, бам-бам.

Не осталось зайцев там.

Дети приседают.

Зайцы пушки испугались,

За кусточки разбежались…

Ой!

Дети прыгают в приседе, удаляясь от середины. По сигналу  «зайцы» замирают  без движений, «Пётр» идёт на охоту: кто из «зайцев» пошевелится – выбывает из игры

 «Каменный лев»
Игра большой подвижности,  сюжетная, для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: развитие внимания, координации движений, быстроты, сообразительности; закрепление умений контролировать положение тела и ориентировки в пространстве.  
Атрибуты и инвентарь:
 шапочки-маски каменных львов.

Количество участников: 12-20 человек.

Место проведения: зал, группа, площадка на улице.

Описание игры: дети встают в круг, «лев» - в центре круга. Взявшись за руки, дети идут по кругу:
                 Лев из камня любит спать,
                 Будем годы мы считать:
                 Год спит, два спит…

Двадцать лет подряд храпит.

Дети на цыпочках приближаются к спящему «льву»:
                 Как пройдёт сто пятьдесят,
                 Так пойдёт ловить ребят.

                  Раз-два, берегись,
                 В лапы льву не попадись!

Дети четко проговаривают слова,  после слов «не попадись», «лев» начинает ловить убегающих детей. Кого «лев» запятнает, тот каменеет, т. е не двигается. По сигналу дети перестают бегать, все пойманные дети становятся в середину круга и «лев» говорит:

                  Я тебя не отпущу,
                 В твердый камень превращу.

Игра повторяется, те, кого запятнал «лев», становятся «каменными львами».

 «Огородник»

Игра большой подвижности, сюжетная, для детей 5-7лет

      Задачи: развитие ловкости, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве.

Атрибуты и инвентарь: мячи D 15-20 см по количеству играющих, стульчик, шляпа, длинная верёвка, скамейка.

Количество участников, выбор ведущего: 12-20 человек; все участники встают в круг и передают шляпу со словами:
                  Шляпа шла, шла, шла          

                   Огородника нашла.

 У кого шляпа оказалась на последнем слове, становится огородником.

Место проведения: зал, площадка на улице.

Описание игры: водящий сидит на «камушке» - стуле, вокруг него – огород с капустой (мячи). Дети – лесные звери – стоят за верёвкой,  являющейся границей между огородом и лесом.

Огородник: Я на камушке сижу,
                    Мелки колышки тешу,
                    Мелки колышки тешу,
                    Огород горожу.
                    Чтоб капусту не украли,
                    В огород не забегали:
                    Ни волк, ни лисица,

                     Ни бобёр, ни куница,
                    Ни заинька усатый, ни козёл бородатый.

        После этих слов дети забегают в огород, стараясь утащить капусту. Огородник их старается запятнать, пойманные садятся на скамейку. Самый ловкий становится огородником.

Варианты усложнений: нужно не только раздобыть капусту, но и перебежать в лес на другую сторону; капуста растет по кругу, звери стоят по кругу.

 «Кормление птиц »

 Сюжетная игра-соревнование с предметами

   Задачи: развитие выносливости, быстроты реакции, ловкости, закрепление навыков челночного бега; создание весёлой радостной атмосферы.

Атрибуты и инвентарь: обручи, различный мелкий спортивный инвентарь.

Количество участников: 12-20 человек.

Место проведения: спортивный зал.

Описание игры: перед началом игры взрослый загадывает загадку:

Что за стол среди берёз под открытым небом?

 Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом.
                                                                      (Кормушка)

А потом объясняет правила игры.

 «Кормушка» располагается в центре зала из любых предметов мелкого спортивного инвентаря. Дети – «птицы», группами по 4-5 человек находятся в «гнёздах» - обручах, расположенных по периметру зала.  По сигналу «птицы» должны перенести корм из кормушки в гнезда (по одному предмету).  Когда «кормушка» опустеет или по сигналу дети пересчитывают собранный «корм».  Побеждает «гнёздышко» (группа), собравшее больше «корма» (предметов).

        

«Северное сияние» 

Игра большой подвижности для детей старшего дошкольного возраста

      Задачи: развитие быстроты и ловкости; закрепление навыков ориентировки в пространстве, умения быстро реагировать на сигнал, выполнять задание в меняющихся условиях.

Количество участников: 12-20 человек.

Место проведения: спортивный зал.

       Атрибуты и инвентарь: красные, синие, желтые султанчики (флажки, ленточки) по количеству участников игры; три длинных ленты или шнура тех же цветов – зрительные ориентиры; музыкальное сопровождение или бубен.

Подготовка к игре: на одной стороне зала разложены разноцветные султанчики, на противоположной стороне – последовательно – три ленты, шнура тех же цветов, расстояние между лентами – 60 см.

Описание игры: под музыку дети свободно врассыпную бегают по залу (можно - бег с заданиями). По сигналу (остановка музыки) бегут к султанчикам, берут по одному и быстро возвращаются на противоположную сторону зала, выстраиваясь на (за) соответствующей цвету султанчика линии и поднимают султанчик вверх. Побеждает та команда (по цвету), которая быстрее построилась.

Для детей 4-5 лет можно провести эту игру с использованием султанчиков только двух цветов.

Усложнения и варианты: увеличение количества цветов; при повторе игры берется султанчик другого цвета; при построении на цветной линии выполнить задание: красная линия – сесть по-турецки, желтая линия – встать на «высокие» колени; синяя линия – стоя размахивать

 «Мячи и цель»
Игра малой подвижности, несюжетная,  для детей 5-7 лет

      Задачи: развитие меткости, ловкости, скоростно-силовых

качеств; формирование положительных эмоций, командного чувства.

Количество участников: 2 команды по 2-5 человек, взрослый-ведущий.

Атрибуты и инвентарь: мячи пластиковые или набивные диаметром10-15 см по количеству играющих  двух цветов (красные и зеленые) и один мяч другого цвета (желтый).

Место проведения, размещение участников: площадка прямоугольная, у короткой стороны размещаются 2 команды.

Игровое действие:  подкатить свой мяч как можно ближе к мячу-цели.

Описание игры и правила: у детей каждой команды в руках мячи. У ведущего – мяч-цель. Он начинает игру, прокатывая мяч по площадке.

Далее по очереди прокатывают мячи игроки команд, стараясь  прокатить свой мяч как можно ближе к мячу-цели.

Когда все мячи будут на площадке, подводится итог:  мячи какой команды  ближе всего к мячу-цели.

Если мяч во время прокатывания выбивает мяч-цель с площадки – команда проиграла, но можно так прокатывать мяч, чтобы откатить мяч противника подальше от мяча-цели.

Называет два или четыре числа, в зависимости от числа играющих (важно, чтобы эти числа были присвоены детям, стоящим друг от друга через два и более игроков, чтобы было удобно бежать «змейкой»). Дети, чьи числа назвали, быстро кладут мяч на пол и бегут в указанном направлении «змейкой» между ребятами, обегая и мячи, Добежав до своего мяча, они быстро берут мяч и поднимают его вверх. Побеждает тот, кто быстрее поднял мяч и правильно выполнил бег «змейкой».

Варианты заданий с мячом среднего размера: 
- подбрасывание мяча вверх и ловля; бросок вниз – ловля,
- бросок вверх – ловля;
- бросок мяча вниз - ловля или бросок мяча вверх – ловля, переступая на месте маленькими шажками вокруг себя;
- бросок мяча вниз – ловля или бросок мяча вверх – ловля, выполняя приставные шаги в стороны.

Варианты заданий с мячом малого размера: 
- бросок мяча вниз одной рукой – ловля двумя руками;
- бросок мяча вверх одной рукой – ловля двумя руками;
- бросок мяча вниз  или вверх одной рукой - ловля двумя руками, переступая на

месте маленькими шажками вокруг себя;
- бросок мяча вниз  или вверх одной рукой - ловля двумя руками, выполняя приставные шаги в стороны;

- бросок мяча вниз  или вверх одной рукой - ловля двумя руками, выполняя ходьбу по кругу.

Варианты заданий с мячом большого размера: 
- отбивание мяча, стоя на месте двумя руками, одной рукой, поочередно правой - левой;
- ведение мяча по кругу.

 «Ловишки с лентами»

Игра большой подвижности, несюжетная, для детей от 5 лет

       Задачи: развитие ловкости, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве.

Количество участников: четное, две команды.

Атрибуты и инвентарь: ленты по количеству игроков одной команды.

Место проведения: зал или площадка на улице.

Описание игры и правила: играющие делятся на две равные команды. Команда № 1 выстраивается в шеренгу «за городом», а команда № 2 располагается врассыпную «в городе».

У каждого игрока этой команды за поясом цветная лента. По сигналу судьи, включается секундомер,  и  игрок из команды № 1 забегает в «город», пытается сорвать ленту у одного из играющих команды № 2, справившись с заданием, он возвращается за город и передает эстафету следующему стоящему игроку своей команды. Игрок, потерявший ленту, выбывает из игры на «скамейку запасных». После того, как последний игрок из команды № 1 справится с заданием и возвратится к своей команде, судья останавливает секундомер. Команды меняются полям, игра возобновляется.

Выигрывает та команда, которая сорвала ленты за меньшее количество времени.

«Петушок»
Игра большой подвижности, сюжетная, для детей 4-7 лет

       Задачи: закрепление навыка ходьбы приставным шагом в сторону; развитие равновесия, быстроты и ловкости; развитие

чувства ритма и памяти.

Количество участников: 5-20 детей.

Атрибуты и инвентарь: маска или шапочка петушка; гимнастические скамейки (для варианта игры).

Место проведения: зал или площадка на улице.

Описание игры и правила: выбирается ведущий – «петушок». Все дети встают в большой круг, «петушок» в центре круга. Взрослый называет и показывает движение, которое дети будут выполнять, а также первоначальное направление  движения (вправо или влево по кругу). Начало игры – первые строки рифмовки. Слова может произносить (лучше пропевать): только взрослый, когда играют дети 4-5 лет; все  вместе или только «петушок». Ходьбу выполняют и дети, и «петушок», взрослый может стоять в кругу с детьми или за кругом лицом к «петушку», подсказывая ему движения:

                Петушок я, петушок,

                Золотой гребешок,
               Рано-рано встаю, голосисто пою.
               Голосисто пою, по заборчику хожу.

Дети идут приставным шагом по кругу, руки на поясе; дети старшего возраста могут выполнять движения руками: руки в стороны - на пояс; руки в стороны –

вниз; руки в стороны – к плечам. Меняется направление ходьбы и  движения рук.
                И по жердочке хожу,

                 За порядком гляжу.
                «Ку-ка-ре-ку» пою,
                Всех ребяток разбужу.
                Ку-ка-ре-ку!

Дети разбегаются,  «петушок» их ловит.

Варианты заданий: ходьба скрестным шагом по кругу;
ходьба приставным шагом по гимнастической скамейке.

 «Разноцветные ленточки»

Игра большой подвижности, несюжетная, для детей старшего дошкольного возраста

      Задачи: развитие быстроты и скоростной выносливости, ловкости, координации движений и быстроты реакции; развитие внимание и ориентации в пространстве; воспитание находчивости и инициативы.

Атрибуты и инвентарь: ленточки на колечке.

Место проведения: зал или спортивная площадка.

Описание игры: каждому ребенку даётся ленточка на колечке, которую он заправляет себе в шорты сзади, делая «хвостик. По команде (свистку) дети разбегаются по залу и пытаются сорвать ленту-«хвостик» у другого игрока, при этом сохраняя свой «хвостик». Держать свою ленточку руками нельзя. Игра заканчивается по команде (свистку) или когда все ленточки будут сорваны. Побеждает тот игрок, кто больше наберёт ленточек и сохранит свою.

 «Бездомные пары»

Игра большой подвижности, несюжетная, для детей старшего дошкольного возраста. Задачи: развитие ловкости, координации движений и быстроты реакции; развитие внимание и ориентации в пространстве; воспитание находчивости и инициативы.

Атрибуты и инвентарь: обручи

Место проведения: зал или спортивная площадка.

Описание игры: перед началом игры дети распределятся в пары и встают вдвоём в любой обруч, свою пару надо запомнить. По сигналу взрослого или с началом музыки все разбегаются (расходятся, прыгают на двух ногах, ходят в приседе и т.д.) врассыпную по залу, взрослый убирает один обруч. Как только прозвучит сигнал или закончится музыка, все пары должны соединиться и встать в любой обруч. Пара, которая не успела занять обруч, выбывает из игры. Игра продолжается пока не останется одна пара, она и является победителем.

«Ловишки с мячом»

Игра средней подвижности, несюжетная, для детей старшего дошкольного возраста

       Задачи: упражнение в ловле и бросании мяча; развитие быстроты и ловкости, умения максимально быстро и правильно

в соответствии с ситуацией выполнять задание.

Атрибуты и инвентарь: обручи для всех играющих, не считая «ловишку», мяч.

Количество участников: 12 – 20 человек.

Место проведения: зал или  площадка на улице.

Описание игры: дети стоят по кругу в обручах,  «ловишка» -  в  центре круга, взрослый за кругом со свистком. Дети перебрасывают мяч друг другу любыми способами, а «ловишка» пытается его отнять.

По свистку дети, стоящие в обручах,  меняются местами, а «ловишка» в это время может занять любой обруч и таким образом стать игроком, а тот, кто не успел занять обруч, становится «ловишкой».

Во время потери мяча для продолжения игры его подбирает тот, кому бросали.

Варианты усложнения: игра может проводиться, когда обручи лежат  не по кругу, а врассыпную. Можно на один свисток двигаться влево по кругу, а на два свистка – вправо.  Вместо свистка можно использовать музыку.

        

«Волшебная палочка »
Игра малой подвижности, несюжетная, для детей старшего дошкольного возраста

       Задачи: развитие быстроты реакции.

Атрибуты и инвентарь: гимнастическая палка.

Количество участников: 6 - 20 человек.

Место проведения: зал, группа, площадка на улице.

Описание  игры и правила: дети становятся в круг.    

Водящий выходит на середину круга с волшебной палочкой.

Водящий ходит по кругу, а воспитатель говорит следующие слова:

Ваня с палочкой идет,

Ваня с палочкой встает,
(ребенок ставит палку в середине круга)

Руки убирает,…
Аня палочку хватает.
        Названный ребенок выбегает и хватает «волшебную палочку», если он успел  схватить палочку, то становится ведущим.

«Земля и луна »

      Задачи:  развитие координации движений, ловкости, скорости; совершенствование навыков кружения в разных направлениях; развитие

ориентировки в пространстве, умений играть в команде; развитие творческой активности, выразительности движений.

Атрибуты и инвентарь: маски Луны и Земли для участников двух команд; два ориентира для обозначения линии старта; два ориентира для обозначения Солнца (кегли, кубики, пирамидки, полоски на полу); музыкальное сопровождение (лучше композиции группы и  «Shace»)

Количество участников: две команды.

Место проведения: спортивный зал

Описание игры: на игровой площадке отмечается линия старта, и ставятся 2 ориентира – Солнца. Играющие делятся на две команды, надевают маски, встают в круг, взявшись за руки.

По сигналу взрослого дети идут по кругу и хором говорят:

В космос летают большие ракеты.

Кружат по далеким орбитам планеты.

Земля вокруг Солнца, Луна – вкруг Земли

Кружат год за годом в далёкой  дали.
Мы в планеты превратились,
По орбитам закружились.

Под музыку дети кружатся врассыпную по залу, имитируя движение планет в космическом пространстве, по окончании музыки команды выстраиваются за линией старта. По команде взрослого первые игроки поворачиваются вокруг себя, бегут до ориентиров и возвращаются к линии старта. Игроки стоящие вторыми, берут первых за пояс, и они вращаются вдвоём, затем бегут к Солнцу, обегают его и возвращаются. Те же действия повторяются с третьим и следующими игроками, соответственно вращаясь втроём, вчетвером.

Выигрывает та команда, которая быстрее выполнила задание и построилась за линией старта.

Варианты заданий: при вращении вокруг себя первые  поворачиваются вправо, затем первый со вторым – влево, первый, второй, третий – вправо и т.д.

«Рыбаки в море океане»

Игра средней подвижности, сюжетная, для детей старшего дошкольного возраста

       Задачи: развитие ловкости, смелости, чувства товарищества; формирование положительного эмоционального настроя.

Атрибуты и инвентарь: шнур с лентами (длина шнура зависит от разметки игровой зоны, длина лент, прикрепленных  к шнуру, 5-10 см); разметка площадки цветными мелками или разноцветными лентами на липучке.

Место проведения: спортивный зал, площадка на улице.

Описание игры и правила: из играющих выбираются двое водящих – «рыбаки», остальные – «рыбки». «Рыбки» плавают в океане (бегают, имитируя кистями рук движения плавниками), а «рыбаки» на берегу готовятся тянуть «сеть». По команде взрослого: «Раз, два, три!» дети останавливаются и проговаривают рифмовку:

«Рыбки»: Рыбки в море-океане.

                 Плавают, резвятся,
                Плавниками машут,
                Чтоб в сети не попасться.

А эти движения подойдут для эстафеты, героями которой станут различные домашние животные:

Гуси – скакалка складывается пополам и переводится за спину, при беге дети выполняют махи руками в стороны

«Рыбаки»: Вот путина началась,
    Переловим всех сейчас.

По окончании слов «рыбаки» начинают идти шагом по берегу океана, держа в руках на уровне пояса натянутую «сеть», а «рыбки» должны поднырнуть, не задев ее. «Рыбаки проходят от берега до берега и возвращаются. Если «сеть» задела «рыбку», «рыбка» считается пойманной и выходит на берег.

Дети не должны сталкиваться друг с другом во время бега.

Утки – дети берут скакалку в руки, встают ногами на середину скакалки, натягивают её и двигаются вперёд маленькими шажками, стараясь, чтобы скакалка не соскакивала с ног.

Коровы – ребенок берёт скакалку за ручки и за середину так, чтобы образовались две петли, куда ставятся левая и правая ноги (как при ходьбе на ходулях). Ребенок идёт на пятках (у коровы маленькие копыта), немного наклонившись вперёд. И удерживая скакалку в двух руках. При этом скакалка фиксирует поднятые вверх носки ног.

На одной ноге (другая придерживается скакалкой), может проскакать воробей.

Бежать, перепрыгивая через скакалку, может лошадь; её ещё можно запрячь (закрепить скакалку за плечами) и выступить в парной эстафете.

 «Бездомная цапля»
Игра большой подвижности, сюжетная, для детей старшего дошкольного возраста

      Задачи: развитие внимания, координации движений, быстроты, сообразительности; закрепление умений контролировать положение тела и ориентировки в пространстве.

Атрибуты и инвентарь:  предметы-обозначения «кочек».

Количество участников: 12-20 человек.

Место проведения: спортивный или музыкальный зал      
Описание игры и правила: на полу разложены «кочки», на одну меньше,

чем игроков. Во время музыкального сопровождения игроки выполняют различные виды движений (ходьба, прыжки, ползание, бег…).

При остановке музыки игроки должны занять свободную «кочку» и встать на одной ноге, как цапля.

Игрок, который не успел занять «кочку», выполняет определенное задание, например, отбивает мяч правой рукой на месте.

Дети: Свинки.

Ведущий: Стала бабка свинок звать,
                 На всю улицу кричать!

Бабка: Свинки, свинки!

Дети: Хрю-хрю-хрю.

Бабка: Есть хотите?

Дети: Хрю-хрю-хрю.

Бабка: Ну. Бегите.

Дети:  Нам нельзя,

           Серый волк под горой.

           Не пускает нас домой.

Бабка: Ну, бегите, как хотите,
           Только хвостик берегите.

Дети перебегают на другую сторону зала. Волк их пятнает, потом идет пересчет пойманных.

Ведущий: Ребята, скажите поскорей,

                 Какой волк был всех ловчей?

Дети:  Тот. Который ловил…

Бабка: Ну, летите, как хотите,
          Только крылья берегите!

С последними словами, дети перебегают на другую сторону зала, а волк их пятнает.

Ведущий: Сколько уток волк поймал?
                 Никого он не догнал,
                 Только зубы обломал! (если волк никого не поймал)

                  Так давайте посчитаем.
                 Вы готовы? Начинаем.

Волк и бабка снимают атрибуты, становятся со всеми детьми вместе. Далее игра проводится по аналогичной схеме

Ведущий: Продолжать игру готовы?

Дети: Да!

Ведущий: На лугу паслись…коровы,
                 Их бабуся бережет,
                 Утром во поле ведет.

Ведущий: А серый  волк под горой

                 Не пускает их домой.

Ведущий: Стала бабуся коровушек звать,
                 На всю улицу кричать.

Бабуся: Коровы, коровы!

Дети: Му-му-му!

Бабуся: Есть хотите?

Дети: Да-да-да!

Бабуся: Ну, бегите.

Дети: Нам нельзя,
         серый волк под горой

          Не пускает нас домой.

Бабуся: Н.у, бегите, как хотите,
             Только рожки берегите!

С последними словами дети перебегают на другую сторону зала,  волк их пятнает.
Ведущий: Не боялся волк рогов,

        Сколько он поймал коров?
(пересчет пойманных коров со стихами, как и уток)

Волк и бабуся снимают атрибуты и становятся вместе со всеми.

Ведущий: Отвечайте без запинки,
                 Кто в грязи валялся?

 «Строим дом»

Задачи: развитие быстроты и ловкости, умения максимально быстро и правильно в соответствии с ситуацией выполнять задание.

Атрибуты и инвентарь: два обруча и по одному кубику на каждого ребенка. Для усложнения – у каждого ребенка по 2 кубика.
 
Описание эстафеты: команды строятся друг за другом на линии старта. У каждого ребенка в руках кубик.

Первый участник по сигналу бежит к обручу и ставит в него свой кубик, бежит обратно, передает эстафету следующему участнику хлопком по ладони.

Все участники должны поставить свои кубики друг на друга так, чтобы дом не разрушился. Если дом падает, его восстанавливает любой участник.

Побеждает команда, построившая дом, за меньшее время

«Читайка»

Задачи: развитие двигательных умений и навыков, быстроты и ловкости; закрепление знаний о буквах, навыков чтения, умений составлять слова; развитие произвольного внимания и памяти.

Атрибуты и инвентарь: два мягких мяча, подвешенных на определенной высоте; две дуги; карточки с буквами по количеству играющих; флажки по количеству играющих двух цветов, для каждой команды.

I вариант: в эстафете участвуют две команды по 5-6 человек. К потолку на определенной высоте подвешены два мягких мяча. На мячах на липучках прикреплены карточки с буквами, перед финишем стоят воротики-дуги, за линией финиша лежат флажки по количеству участников команды (разного цвета для одной и другой команды). По команде первый участник каждой команды бежит, подпрыгивает к мячу и срывает любую карточку, бежит с ней к воротикам, подлезает, пересекает линию финиша, хватает флажок, поднимает

его вверх. Как только игрок поднимает флажок, начинает движение следующий участник команды. После того, как финиша достигает последний участник команды, вся команда составляет слово из карточек с буквами. Когда слово составлено, команда поднимает флажки вверх. Побеждает та команда, которая быстрее сложит слово.

II  вариант: По команде первый участник бежит, подпрыгивает к мячу, срывает любую карточку, подлезает под воротики, кладет карточку и бегом возвращается к команде, передает эстафету хлопком по ладони следующему участнику. Последний участник – капитан команды должен составить слово и вернуться к команде. Побеждает та команда, капитан которой быстрее вернется к команде, составив слово.

Варианты заданий: предлагаются карточки с цифрами – необходимо разложить числа в порядке убывания или возрастания; предлагаются геометрические фигуры – необходимо выложить из них различные изображения, например, домик.

Для проведения эстафеты необходима предварительная работа

        

 «Перевозим пассажиров»

Задачи: развитие быстроты, ловкости, умения быстро реагировать на сигнал, действовать совместно; развитие внимания.

Атрибуты и инвентарь: 2-3 обруча, 2-3 стойки.

Описание эстафеты: дети строятся в 2-3 команды. Игроки, стоящие первыми - «водители», остальные участники команды – «пассажиры». По сигналу «водители» начинают перевозить «пассажиров» - бегут до стойки, обегают её, возвращаются на линию старта. «Пассажиры» держат друг друга и «водителя» за пояс. Побеждает та команда, которая быстрее вернется на линию старта, не разорвавшись.

Варианты заданий: «водители» перевозят по одному «пассажиру» до стойки и возвращаются за следующим к линии старта. Выигрывает та команда, которую «водитель» быстрее перевёз на другую сторону;

По сигналу «водитель» начинает движение с одним «пассажиром», они вместе обегают стойку, возвращаются на линию старта, где к ним прицепляется следующий «пассажир».        Побеждает та команда, которая быстрее соберется за «водителем» и, не разорвавшись, вернется на линию старта.

 «Самый ловкий»

Задачи: развитие ловкости, точности, двигательной памяти и координации движений в условиях соревнования.

Атрибуты и инвентарь: обручи и подставки для обручей – 6; кубики – 4.

Место проведения: спортивный зал.

Описание эстафеты: дети стоят в две колонны, у первых в руках по кубику синего цвета. Перед каждой командой на расстоянии 3 м друг от друга стоят 3 обруча на подставках, один обруч лежит на полу, в середине – кубик желтого цвета (если кубик в руках и кубик в обруче одного цвета, добежав, надо будет дотронуться до него рукой, а если разного – поменять).

По свистку дети начинают бег змейкой между обручами, подбегая к обручу, выполняют передачу кубика из одной руки в другую в обруче (3 раза), передача может быть из правой руки в левую или из левой руки в правую, в зависимости от того, в какой руке ребенок держал кубик в начале движения.

Добежав до обруча, который лежит на полу, ребенок меняет синий кубик на желтый и бежит обратно, передавая кубик следующему участнику.

Побеждает команда, первой закончившая эстафету и точно выполнившая задачу.

«Вышибало с паровозиком»
(на основе синтеза двух известных русских народных игр «Вышибала» и «Коршун и цыплята»)

Задачи: развитие быстроты реакции, ловкости, меткости; упражнение в  метании по движущейся цели;

Атрибуты и инвентарь: 2 мишени-колеса для  последнего «вагончика» на резинках или лентах; ориентиры, которые можно прикрепить по кругу по количеству детей.

Место проведения: спортивный зал или площадка.

Количество игроков: 12-20 человек.

Правила игры: бить мячом только в ноги играющим; если мяч не  поймали при перебрасывании, его возвращает в игру участник, совершивший неудачный бросок; нельзя сходить со своих мест участникам игры, стоящим по кругу при перебрасывании мяча и бросании в цель.

Усложнение правил: если дети хорошо освоили игру, то можно ввести новое правило: «локомотив» может ловить мяч – «свеча» - при этом он получает «дополнительную жизнь».

Описание игры: дети встают в круг на специальные ориентиры, выбираются «локомотив» и три  «вагончика»,  последний «вагончик» надевает на ноги плоскостные круги – «колеса», которые будут  мишенями во время игры, «локомотив» и «вагончики встают в центре круга друг за другом. Остальные дети по сигналу перебрасывают мяч, выбирая подходящий момент для того, чтобы бросить мяч в цель – колесо «вагончика».

А «локомотив» старается повернуть так свой состав, чтобы не позволить им этого сделать, при этом он может отбивать мяч руками и ногами.

Если все же последний «вагончик» подбили, то тот, кому удалось это сделать, становится «локомотивом», подбитый «вагончик» встает на его место в кругу, передав колеса второму «вагончику», который становится последним «вагоном».

Игра продолжается до тех пор, пока каждый из играющих не побывает «локомотивом». Выигрывает тот паровоз, чей состав дольше продержится в кругу.        

 «Домики»

(вариант башкирской народной игры «Юрта»)

Задачи: совершенствование ловкости, сообразительности, умения ориентироваться в пространстве;  активизация внимания, памяти, выдержки; развитие чувства коллективизма, слаженности действий.

Атрибуты и инвентарь: 6 обручей разного цвета, 6 больших разноцветных платков, разноцветные резинки на руку по количеству играющих и по цвету обручей, музыкальное сопровождение.

Место проведения: зал или спортивная площадка.

Количество участников: 18-20 человек.

Описание игры: в игре участвуют шесть подгрупп детей по 3-4 человека, дети выбирают цветные резинки, надевают их на руку, встают вокруг обруча соответствующего цвета. В центре каждого обруча лежит большой цветной платок. Взявшись за руки. Дети идут вокруг обруча переменным шагом и говорят:

Мы весёлые ребята,

Соберёмся мы в кружок,

Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.

Под музыку без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг, взявшись за руки, бегут по кругу в правую сторону, по сигналу – в левую сторону. По окончании музыки быстро бегут к своему «домику» - обручу, хватают платок и натягивают его над головой в виде шатра-крыши. Получается «домик».

Правила игры: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему обручу и сделать «домик» с крышей. Выигрывает та группа детей, которая первой построила дом.

«Круговая эстафета»

Задачи: развитие быстроты реакции, совершенствование навыков бега.

Атрибуты и инвентарь: две кегли, два  предмета для перепрыгивания (набивные мячи, модули из набора «Альма»), два обруча.

Место проведения: зал или спортивная площадка

Описание эстафеты: играющие делятся на две команды с равным количеством участников, выстраиваются двумя колоннами, расположенными на одной линии, но в противоположном направлении одна относительно другой.    Между колоннами расстояние 1-1,5 м.

Первые в колоннах с кеглями в руке становятся в обруч. На расстоянии 3-4 м от колонны устанавливаются препятствия для перепрыгивания.

По сигналу первые в колоннах бегут влево, перепрыгивая по пути движения два препятствия, передают кеглю вторым игрокам, занявшим обруч в тот момент, когда первые начали движение, и становятся в конец своей команды.

Выигрывает та команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

Примечания: во избежание столкновений следить за направлением бега; дети не должны нарушать порядок, выбегать из обруча раньше времени.

«Паук и мухи»
Игра средней подвижности, сюжетная,
для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: развитие быстроты реакции.

           Атрибуты и инвентарь: маленький паучок-игрушка,  небольшие квадратные паутинки-сеточки по количеству детей.

Место проведения: спортивный зал или площадка.

Описание игры: выбирается «паук», остальные дети – «мухи». «Паук» плетёт паутину, сидя на стуле. Рядом лежит маленький паучок-игрушка.

Ведущий: Мухи, мухи, вы летайте,
                 К пауку не попадайте,

                 Паука совсем не видно,
                 Но попасть к нему – обидно.

В это время, «мухи» жужжат и бегают по залу – летают. По сигналу: «Паук!», «мухи» замирают. Выходит «паук» в руках держит паутинки-сеточки, поёт песенку:

                  Я весёлый паучок,
                 Что ни лапка – то крючок,
                 Шелохнётся кто, замечу,
                 Паутинкою помечу.

«Мухи» меняют позу, делают разнообразные движения,  перелетают с места на место,  стараясь приблизиться к маленькому паучку, но так, чтобы «паук» не заметил. Если «паук» заметил, что «муха» пошевелилась. Он набрасывает на неё паутинку-сеточку, и она выбывает из игры. Та «муха», которая незаметно заберёт маленького паучка, становится «пауком».

 «К своим флажкам»

Задачи: развитие быстроты.

Атрибуты и инвентарь: два флажка, два обруча.

Описание эстафеты: играющие, разделившись на несколько команд (5-6 человек), становятся в кружки, начертанные по всей площадке. Вцентре кружка – дежурный с флажком, отличающимся по цвету от другого. Все играющие, кроме стоящих с флажками, по сигналу разбегаются по площадке и становятся лицом к стене или закрывают глаза. В это время дежурные с флажками  тихо меняются местами. Воспитатель дает сигнал, и играющие открывают глаза и бегут к своим флажкам, образуя кружок. Побеждает  команда, построившаяся в кружок первой.

        

 «Эстафета со скакалкой»

Продолжение приложения В

Задачи: развитие быстроты, ловкости и координационных способностей, прыгучести.

Атрибуты и инвентарь: две стойки, две скакалки.

Описание эстафеты: первый участник стартует с линии, проведенной на расстоянии 1 м от старта – выполняет прыжки через скакалку до стойки, обегает стойку, складывает скакалку вдвое. Добежав до второго участника, передает ему один конец сложенной скакалки, вместе они проносят натянутую скакалку под ногами остальных участников команды, которые ее перепрыгивают, первый участник остается в конце колонны, а второй участник начинает движение со скакалкой.

 «Соберись не ошибись»

Игра большой подвижности для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: развитие и совершенствование физических навыков и умений, развитие ориентировки в пространстве, воспитание дружеских взаимоотношений на основе двигательного взаимодействия.

Атрибуты и оборудование: плакаты с цифрами (1-4) в зависимости от количества участников; большие обручи основных цветов (4-6 штук); маленькие мячики основных цветов (из сухого бассейна) по количеству детей, музыкальное сопровождение.

Описание игры: 4-6 участников берут обручи, расходятся по залу врассыпную и ставят обручи вертикально. Под музыку остальные дети, с мячом в руке бегом передвигаются по залу врассыпную, пролезая в обручи по ходу движения.

На остановку музыки, взрослый поднимает один из плакатов с цифрой, дети с обручами кладут обручи на пол, дети с мячиками в руках должны собраться в обруче в соответствии с цветом мячика и цифрой.

Дети, не успевшие занять место в обруче, продолжают играть.

В течение игры дети поочередно меняют тех, кто держит обручи по указанию  взрослого.

Усложнение игры: во время игры участники могут меняться мячиками.

«Лошадки»

Задачи: упражнение в беге цепочкой, ориентировке в пространстве, совершенствование ловкости.

Атрибуты и инвентарь: два обруча, две стойки.

Описание эстафеты: дети строятся в две команды, по сигналу первые бегут в обруче, обегают стойку, добегают до вторых, вторые хватаются за обруч и они бегут вместе. Выигрывает та команда, члены которой быстрее обегут все вместе стойку.

Примечание: первый ребенок стоит-бежит в обруче, второй ребенок держится за обруч, остальные дети держат друг друга за пояс.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Автоматизация звуков"

Карточки для автоматизации звуков Р, Л в словах, сложных словах...

Картотека музыкального руководителя

Музыкально-дидактические игры...

Картотека музыкального руководителя

Музыкально-дидактические игры...

Методическая картотека

Методическая картотека-это своеобразный паспорт педагогического мастерства учителей школы. Создание методической картотеки педагогического коллектива позволит избежать формализма в работе школьн...

Картотека учебных приемов.

КАРТОТЕКА УЧЕБНЫХ ПРИЕМОВ И ФОРМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ по курсу биологии 8 класса "Человек и его здоровье". В картотеке собраны материалы по всем разделам курса, позвол...

Картотека учебников

Список учебников по всем предметам, имеющихся в наличии...

Картотека учебников

Список учебников по всем предметам, имеющихся в наличии...