Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы
классный час по истории (5, 6, 7, 8 класс) на тему

горностаева екатерина евгеньевна

Разработка содержит конспект внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня Победы. Предполагает использование видео- и аудиофрагментов для активизации эмоционально-ценностного восприятия учащимися рассматриваемого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_maya.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в школьном музее для учащихся 6-9 классов «Этих дней не смолкнет слава!», посвященное празднованию Дня Победы.

Цели мероприятия:

- воссоздать историческую картину подвига советских воинов в годы Великой Отечественной войны;

- способствовать военно-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения,  формированию чувства гордости за славный подвиг своего народа, сохранению исторической памяти;

- развивать интерес школьников к изучению истории России, истории родного края.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, стенды музея «Герои Сталинградской битвы».

Ход мероприятия

На фоне музыки  выходят ведущие. Музыка стихает и на ее фоне ребята говорят слова (Слайд 1).
        Ученик 1. У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах.

Ученик 2. 22 июня 1941 года немецко-фашистские войска без объявления войны напали на нашу родину. Так началась Великая Отечественная война, самая страшная война в истории человечества. Итак, 22 июня 1941 года, 04 часа 15 минут, Брестская крепость… (Слайд 2, 3)

Просмотр фрагмента фильма «Брестская крепость».

Ученик 3. Первыми удар фашистской армии приняли на себя защитники Брестской крепости. Немцы рассчитывали захватить ее за считанные дни. Но мужественные солдаты оборонялись целый месяц. Защитник Брестской крепости написал на стене 20 июля 1941 года: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина» (Слайд 4). 

Ученик 4. Немецкие войска наступали в трех основных направлениях: Ленинград, Киев и Москва. В сентябре пал Киев, началась блокада Ленинграда. К концу ноября немцы вышли на подступы к Москве. Здесь одними из первых бой приняли молодые зенитчицы (Слайд 5, 6, 7).

      Учащиеся читают стихотворение Р. Рождественского «Баллада о зенитчицах» в сопровождении видеоряда из кинофильма «А зори здесь тихие» (Слайд 8).

Как разглядеть за днями 
след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу
этот след…
На батарее 
были сплошь – 
девчонки.
А старшей было 
восемнадцать лет.
Лихая чёлка 
над прищуром хитрым, 
бравурное презрение к войне…
В то утро 
танки вышли 
прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне.
И старшая, 
действительно старея, 
как от кошмара заслонясь рукой, 
скомандовала тонко:
- Батарея-а-а!
(Ой мамочка!..
Ой родная!..)
Огонь! – 
И – 
залп!
И тут они 
заголосили, 
девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы 
вся бабья боль 
России 
в девчонках этих 
вдруг отозвалась.
Кружилось небо – 
снежное, 
рябое.
Был ветер 
обжигающе горяч.
Былинный плач 
висел над полем боя, 
он был слышней разрывов, 
этот плач!
Ему – 
протяжному – 
земля внимала, 
остановясь на смертном рубеже.
- Ой, мамочка!..
- Ой, страшно мне!..
- Ой, мама!.. – 
И снова:
- Батарея-а-а! – 
И уже 
пред ними, 
посреди земного шара, 
левее безымянного бугра 
горели 
неправдоподобно жарко 
четыре чёрных 
танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями, 
бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали 
и стреляли, 
размазывая слёзы по щекам.
И падали.
И поднимались снова.
Впервые защищая наяву 
и честь свою 
(в буквальном смысле слова!).
И Родину.
И маму.
И Москву.
Весенние пружинящие ветки.
Торжественность 
венчального стола.
Неслышанное:
«Ты моя – навеки!..»
Несказанное:
«Я тебя ждала…»
И губы мужа.
И его ладони.
Смешное бормотание
во сне.
И то, чтоб закричать 
в родильном 
доме:
«Ой, мамочка!
Ой, мама, страшно мне!!»
И ласточку.
И дождик над Арбатом.
И ощущенье 
полной тишины…
…Пришло к ним это после.
В сорок пятом.
Конечно, к тем, 
кто сам пришёл 
с войны.

Ученик 1. Но советские воины выдержали и не пропустили врага к столице. 5-7 декабря 1941 года в результате битвы под Москвой был сорван немецкий план молниеносного захвата Советского Союза.

Ученик 2. Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал своим генералам за лето прорваться к Волге и захватить Сталинград. Выход к Волге и захват Сталинграда мог обеспечить фашистским войскам успешное продвижение на Кавказ, к его нефтяным богатствам. Кроме того, захват Сталинграда, разделил бы фронт надвое, а главное, дал бы возможность гитлеровцам обойти Москву с востока и взять её (Слайд 9).

Ученик 3. 17 июля 1942 г. в выжженных солнцем донских степях первый удар фашистской армады приняли на себя воины 33-й гвардейской стрелковой дивизии 62-й армии. Гитлер приказал Паулюсу взять Сталинград  25 июля, и на пыльных степных дорогах немецкие солдаты  установили указатели: «На Сталинград» (Слайд 10, 11).

Ученик 4. Немцы отправляли такие письма домой: «Любимая Клара! За всё время русского похода русский солдат ни   разу ещё так не оборонялся, как в Сталинграде, но дерётся и упорствует он  напрасно, на девяносто процентов город – в наших руках…  Дорогая Клара,  пройдёт ещё несколько дней, когда ты прочтёшь экстренное сообщение: «Сталинград взят…» (Слайд 12).

Ученик 5. 23 августа 1942 года в 16 часов 18 минут силами немецкого 4-го воздушного флота началась массированная бомбардировка Сталинграда. В течение дня было произведено 2 тысячи  вылетов самолётов. Город был разрушен на 90%, в этот день погибло более 40 тысяч мирных жителей (Слайд 13).

Ученик 1. (Слайды 14-18)

Я вижу город Сталинград в 42-м году 
Горит земля, горит вода. 
Металл кипит в аду. 
Закрыто небо голубое, и солнца не видать 
Окутан город в черный дым, и тяжело дышать…

Ученик 2. В битве за Сталинград было проявлено немало примеров героизма. Давайте вместе с вами вспомним о тех, кто защищал город, о тех, кто положил свою жизнь в кровавом бою с немецко-фашистскими захватчиками (Слайд 19). 

1. Более 300 гитлеровцев уничтожил Василий Григорьевич Зайцев в уличных боях. Многих бойцов обучил снайперскому искусству. Ему  за меткий огонь в Сталинграде было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик 3. Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода. При восстановлении поврежденной линии связи, ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени

Ученик 4. В октябре 1942 года в бою при защите завода «Красный Октябрь» красноармеец Михаил Паникаха совершил героический подвиг. На окоп, в котором он находился, двигались вражеские танки. Взяв две бутылки с горючей жидкостью, Михаил пополз в сторону головного немецкого танка. Пуля попала в одну из бутылок, жидкость моментально разлилась по телу бойца и воспламенилась. Вспыхнув факелом, Михаил бросился на решётку моторного люка и разбил об неё вторую бутылку. Немецкий танк остановился. За этот подвиг 9 декабря 1942 года Михаил Паникаха был посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени.

Ученик 5. В середине сентября 1942 года создалась угроза прорыва противника к Волге в районе площади имени 9 Января. Было принято решение превратить в опорные пункты 2 четырехэтажных дома, расположенных параллельно на площади и направить туда две группы бойцов. Первая группа состояла из четырех воинов – трех рядовых и сержанта Якова Павлова, которые выбили из первого дома немцев и закрепились в нем. Вторая группа – взвод лейтенанта Николая Заболотного – захватила второй дом. Во всех полковых сводках и донесениях новые позиции так и назывались – «дом Павлова» и «дом Заболотного. 58 дней сражались защитники дома Павлова!

Ученик  1. В дни контрнаступления совершила свой подвиг санинструктор из 214-й стрелковой дивизии Марионелла Королева (близкие люди звали ее Гулей). 23 ноября 1942 года во время ожесточенного боя за высоту 56,8 около хутора Паньшино под огнем противника оказала медицинскую помощь и вынесла с поля боя 50 тяжело раненых бойцов. К исходу дня, когда наступление наших бойцов захлебнулось, Гуля подняла бойцов в атаку, первой ворвалась в окопы противника, несколькими бросками гранат уничтожила 15 вражеских солдат и офицеров. Несмотря на тяжелое ранение, оказавшееся смертельным, стреляла из автомата по врагу до тех пор, пока оружие не выпало у нее из рук. Подоспевшие наши бойцы закрепились в окопах. Она была награждена орденом Красного Знамени посмертно.

Ученик 2. Стихотворение «Ты должна!» Ю. Друниной (на фоне видеоряда «Подвиг медсестер в годы Великой Отечественной войны») (Слайд 20,21).

Побледнев,

Стиснув зубы до хруста,

От родного окопа

Одна

Ты должна оторваться,

И бруствер

Проскочить под обстрелом

Должна.

Ты должна.

Хоть вернешься едва ли,

Хоть «Не смей!»

Повторяет комбат.

Даже танки

(Они же из стали!)

В трех шагах от окопа

Горят.

Ты должна.

Ведь нельзя притвориться

Пред собой,

Что не слышишь в ночи,

Как почти безнадежно

«Сестрица!»

 Кто-то там,

Под обстрелом, кричит…

Ученик 1. И характер немецких писем изменился: «Наши войска взяли завод «Баррикады», но до Волги так и не дошли, хотя до неё оставалось не более ста шагов… Русские не похожи на людей, они сделаны из железа, они не знают усталости, не ведают страха, не боятся огня… Матросы на лютом морозе идут в атаку в тельняшках… Мы изнемогаем. Каждый солдат считает, что следующим погибнет он сам. Никто из нас не вернётся в Германию, если только не произойдёт чуда. А в чудеса я не верю»… (Слайд 22).

Ученик 3. Немецкие дивизии в Сталинграде встретили силу, которую им не удалось одолеть. 11 октября 1942 года радио Лондона передало: «За 28 дней немцы завоевали Польшу. В Сталинграде за 28 дней они взяли только несколько домов. За 38 дней была завоёвана Франция. В Сталинграде за 38 дней немцы продвинулись с одной стороны улицы на другую». Всё новые и новые сроки взятия города на Волге назначал Гитлер. Но он стоял, как гранитная скала (Слайд 23) .

Ученик 4. На рассвете 19 ноября 1942 года советские войска после длительной артиллерийской подготовки (80 мин) перешли под Сталинградом в контрнаступление (операция «Уран»), 20 ноября перешёл в наступление Сталинградский фронт (Слайд 24).

Ученик 5. Местом самых ожесточенных боев в Сталинграде стал Мамаев курган. На военных картах он обозначался как высота 102 и имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, переправа через Волгу. Именно он стал ключевой позицией в борьбе за волжские берега. Удержать эту высоту для 62-ой армии было вопросом жизни и смерти (Слайд 25).

Ученик 6. Обожженный, изрытый глубокими воронками, дзотами, покрытый осколками от бомб и снарядов, курган и зимой чернел, как обугленный. Это место огромных людских потерь…. и беспримерного мужества и героизма советских воинов. Именно здесь, в районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва, Великая битва на Волге!
       Ученик 1. От разгрома под Сталинградом фашисты уже не оправились. Победа на Волге переломила ход войны, который был закреплен в Курской битве летом 1943 года. Под деревней Прохоровка развернулось самое мощное танковое сражение в истории человечества (Слайд 26) .

       Ученик 2. Стихотворение «Курская дуга» (Слайд 27-31) .

Реванш решили немцы в 43-м взять,

Под Курск стянули силы для прорыва.

И начать наступленье летом, дугу сравнять,

Для наших войск «котёл» создать Германия спешила. 

Но планам «Цитадели» не суждено осуществиться, 

По их позициям прошелся смерч огня. 

От выстрелов «Катюш» нельзя было укрыться, 

Земля горела, на танках плавилась броня.

Враг не смотря, что он понёс потери, 

Собрал в кулак все силы для прорыва. 

И оборону нашу смять они хотели, 

А оказались сами на краю обрыва.

Земля от взрывов содрогалась и гудела, 

Кругом траншеи и воронки как раны, 

Здесь битва шла, и всё вокруг кипело. 

Нам верили, надеялись на нас все страны.

Сраженье танковое исход войны решило.

 Порою нервы напрягались до предела.

Дрались танкисты мужественно и умело.

Конец под Прохоровкой немецким планам положило.

Стоят героям Курской битвы обелиски. 

Народ их подвиги прославил на века, 

Их имена написанные в поимённых списках. 

Гордятся ими дети, внуки, вся страна. 

Ученик 3. После Курской битвы наша армия уже не отступала. За 1944 год советскими воинами была освобождена Украина, Восточная Европа.

27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда – одна из самых страшных страниц в истории Великой Отечественной войны (Слайд 32, 33).

Просмотр видеофрагмента «Трагедия блокадного Ленинграда».

Ученик 4. Советская армия продолжила наступление и в апреле 1945 года вышла  к Берлину. 30 апреля красноармейцы Егоров и Кантария водрузили знамя победы над рейхстагом. 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии (Слайд 34, 35).

Ученик 5. Все дальше и дальше уходят от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Во славу подвига нашего народа воздвигнуты памятники в граните и в мраморе, в музыке и литературе….. 
       Ученик 6. Но ничуть не меньший памятник воздвигнут в народных сердцах. Память людская – самый великий, самый нерушимый памятник Победы. Помните, какой ценой завоевана жизнь! Гордитесь тем великим подвигом, благодаря которому мы сегодня живем на этой земле!

Видеофрагмент  «Ты же выжил солдат» (Слайд 36)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы

Презентация внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы...

Тематические уроки и внеклассные мероприятия, посвященные Великой Победе 9 мая 1945 г. и Содружеству Независимых Государств

Тематические уроки и внеклассные мероприятия, посвященные Великой Победе 9 мая 1945 г. и Содружеству Независимых Государств....

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы "Воинское детство"

Данный ресурс содержит разработку мероприятия и презентацию. К сожалению, музыка не уместилась....

внеклассное мероприятие посвященное дню Победы "Мы живем чтобы помнить..."

данный сценарий посвящен дню победы. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налажи...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы.

Разработка внеклассного мероприятия, посвященное Днб Победы. Возрастная категория детей - 6 класс....

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы " У войны не женское лицо.."

Представленный материал может быть использован при проведении уроков литературы, классных часов, мероприятий, посвященных Дню Победы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы " У войны не женское лицо.."

Представленный материал может быть использован при проведении классных часов и мероприятий, посвященных Дню Победы....