Повседневная жизнь населения
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Урсулика Татьяна Геннадьевна

Уромк по истории России, 6 класс. Изучение культуры и быта Древней Руси

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povsednevnaya_zhizn_naseleniya.pptx2.23 МБ
Файл konspekt.docx59.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Верю-не верю» 1. Политическая зависимость Руси от Золотой Орды проявилась в обязательном изучении монгольского языка 2. Столицей Золотой Орды стал город Сарай 3. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате нашествия хана Батыя 4. Ярлык – дань, собираемая монголо-татарами на Руси 5. Первым городом, подвергшимся нападению монголо-татар стал Новгород (-) (+) (+) (-) (-)

Слайд 2

Соотнесите: Владение младших членов княжеского рода Лица, нанимавшиеся на работу на определённый срок по договору Удел Бояре Высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин Рядовичи Свободные крестьяне на Руси Вотчина Крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования Смерды

Слайд 3

3 ?

Слайд 4

Повседневная жизнь населения 18.04.2017

Слайд 5

Каким словом можно заменить тему урока? 5 Быт

Слайд 6

Быт – повседневная жизнь человека, совокупность условий, в которых она проходит

Слайд 7

Из чего состоит повседневная жизнь?

Слайд 8

На какие большие группы делилось население Древнерусского государства? Группы населения Знать Простые люди: горожане крестьяне

Слайд 9

1 2 3 Хоромы Изба П олуземлянка

Слайд 10

Питание древних славян

Слайд 11

Что лишнее?

Слайд 12

12

Слайд 13

Жилище Питание Воспитание детей Одежда Развлечения

Слайд 14

Существовало ли в Древней Руси различие в повседневной жизни между разными сословиями общества?

Слайд 15

Домашние задание Составить короткий рассказ на тему «Один день из жизни земледельца (ремесленника, боярина)»



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока истории в 6 классе

«Повседневная жизнь населения»

Урсулика Т.Г.

Санкт-Петербург

2017 год

Повседневная жизнь населения

Цель урока: познакомить учащихся с бытом и нравами древней Руси.

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить с повседневной жизнью земледельцев и горожан, характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.

Коррекционная:

  • развивать умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией;

Воспитательная:

  • В процессе подготовки и проведения урока воспитывать уважение и интерес к истории культуры своего Отечества.

Ход урока

  1. Проверка д/з

А) Игра «Верю-не верю»

1. Политическая зависимость Руси от Золотой Орды проявилась в обязательном изучении монгольского языка (-)

2. Столицей Золотой Орды стал город Сарай (+)

3. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате нашествия хана Батыя (+)

4. Ярлык – дань, собираемая монголо-татарами на Руси (-)

5. Первым городом, подвергшимся нападению монголо-татар стал Новгород (-)

Б) Работа над терминами.

Удел

Простые свободные жители Руси

Бояре

Свободные крестьяне на Руси

Смерды

Владение младших членов княжеского рода

Вотчина

Высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин

Смерд

Крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования

2. Изучение нового материала

Каким другим словом можно обозначить повседневную жизнь? Быт – повседневная жизнь человека, совокупность условий, в которых она проходит.

Что относится к повседневной жизни человека?

Какие «следы» может оставить потомкам повседневная жизнь человека?

На какие большие группы делилось  население Древнерусского государства?

Существует ли различие в повседневной жизни разных групп населения?

Работа в группах. Составление коллажа

Можем ли мы определить представителям каких сословий принадлежат жилища? (слайд)

Наклейте картинки домов, принадлежащих вашему сословию

Чем питалось население Древней Руси?

Есть ли среди предложенных овощей лишние? Какие?

А все ли сословия питались одинаково?

Работа с коллажем.

А теперь поработайте самостоятельно.

Работа учащихся в группах над составлением коллажей о повседневной жизни различных сословий Древней Руси. Составление рассказа с помощью дополнительного текста с пропущенными буквами

Защита групповых работ.

Защита своих коллажей группами учащихся

4. Подведение итогов урока

Что стало характерной чертой быта жителей Древнерусского государства в сравнении с повседневной жизнью сородичей в славянских племенах? Существенная разница между образом жизни верхушки общества (знатными людьми) и основной массой населения

3. Рефлексия

Заполнение листа самооценки. Выставление оценок.

4. Д/з §11, Составить короткий рассказ на тему «Один день из жизни земледельца (ремесленника, боярина)»

Приложение 1.

Игра «Верю-не верю»

1. Политическая зависимость Руси от Золотой Орды проявилась в обязательном изучении монгольского языка

2. Столицей Золотой Орды стал Киев

3. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате нашествия хана Батыя

4. Ярлык – дань, собираемая монголо-татарами на Руси

5. Первым городом, подвергшимся нападению монголо-татар стал Новгород

Удел

Простые свободные жители Руси

Бояре

Свободные крестьяне на Руси

Люди

Владение младших членов княжеского рода

Вотчина

Высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин

Смерд

Крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования

2

Хоро́мы — в старину на Руси называлось более или менее обширное деревянное жилое строение, со всеми его частями («хороминами»).

Изба́ — деревянный бревенчатый жилой дом в сельской местности России.

Полуземля́нка — жилище, частично углублённое в землю, прямоугольной или округлой формы, стены и крыша которого выступают над поверхностью земли.

Порты — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки.

Епанча́ — широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин — короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока.

Сафья́н — кожа козы, продубленная и выкрашенная в какой-нибудь из ярких цветов

Коко́шник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы.

Скоморо́хи — участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев, обычно ряженые.

Гусля́р – музыкант, играющий на гуслях; народный певец, поющий под гусли.

3

Повседневная жизнь бояр и дворян

Жилища князей и бояр — ____________________ — состояли из нескольких соединённых между собой переходами строений. В центре находился _____________ — высокое деревянное здание-башня.

Главным продуктом был ____________________. Из ___________, ___________, ________, овса варили ___________ и __________. Употребляли много овощей – ____________, ________, _____________, _______________, ____________, ______________, ________, ____________. Также в пище использовали __________ и ________.Основными напитками были хлебный и свекольный ___________, ___________, _______________. В домах знати пили ________ и ________.

Детей в боярско-княжеской среде не воспитывали самостоятельно. Мальчиков в __________ года сажали на коня, после чего отдавали на попечение и выучку _____________ (то есть воспитателю). Богатые семьи обучали грамоте как _________________, так и ___________________.

По форме одежда знатных персон зачастую была похожа на ________________, но по качеству, конечно же, она была совершенно другой. Люди знатные и богатые носили рубахи из тонкого полотна или _____________. Порты шились из ___________ и __________. Верхней одеждой были ______________. На ногах красовались кожаные _______________ с загнутыми кверху носами, расшитые _____________ и _____________. Костюм знатной женщины отличался богатством тканей — _______________________, затканный золотыми нитями и отороченный драгоценным мехом ____________________. Обувь делалась из _________________ и отличалась роскошным узором, шитым золотом или жемчугом. В торжественных случаях женскую голову украшал ________________.

Развлечением знати были ____________ и богатые дружинные ___________. Гостей на пирах развлекали ________________ и _________________. Любимыми забавами богатых людей была _______________, __________________, _____________ охота.

Повседневная жизнь горожан

Зажиточные горожане жили в ______________. В комнатах стояли _____________________, _______________, __________, __________________. По стенам развешивали полки для посуды. Жилые покои в богатых домах освещались _______________.

Главным продуктом был ____________________. Из ___________, ___________, ________, овса варили ___________ и __________. Употребляли много овощей – ____________, ________, _____________, _______________, ____________, ______________, ________, ____________. ____________ было редким продуктом на столах бедноты. Зато _____________ была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный ___________, ___________, _______________.

Воспитание детей в семьях горожан было _______________. Дети горожан обучались _________________________, ___________________ и учились __________________, если была возможность. Девочки присматривали за _____________________ и _________________, помогали матери _________________________, учились у неё __________________________, _______________________________, ______________________________________.

Главными элементами мужской одежды были _______________ и _________ — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Верхней одеждой были __________ — застёгивающиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили простые шубы и островерхие меховые или войлочные шапки. На ноги надевали _____________ из коры липы.  На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий _____________.

Для простого люда устраивались ____________________________ – пели, водили хороводы, смотрели выступления ________________, устраивали кулачные бои (стенка на стенку). Зимой устраивались ________________ – за домашней работой рассказывали сказки, исполняли песни.

Повседневная жизнь крестьян

Крестьяне жили в небольших домах. Это были _________________ с ___________________ полами, с покрытой сверху слоем земли крышей, концы которой подчас опускались до самого низа. Печи, глинобитные или каменные, по-прежнему топились ______________________. Окна были маленькими. Они обтягивались ______________________________ или __________________________________________. Жилища освещались ___________________ — тонкими щепками сухого дерева.

Главным продуктом был ____________________. Из ___________, ___________, ________, овса варили ___________ и __________. Употребляли много овощей – ____________, ________, _____________, _______________, ____________, ______________, ________, ____________. ____________ было редким продуктом на столах бедноты. Зато _____________ была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный ___________, ___________, _______________.

Воспитание детей в крестьянских семьях было трудовым. Лет с _________ мальчика брали _______________________________, начинали приучать к какому-нибудь делу. Девочки присматривали за _____________________ и _________________, помогали матери _________________________, учились у неё __________________________, _______________________________, ______________________________________.

Главными элементами мужской одежды были _______________ и _________ — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Верхней одеждой были __________ — застёгивающиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили простые шубы и островерхие меховые или войлочные шапки. На ноги надевали _____________ из коры липы.  На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий _____________.

Для простого люда устраивались ____________________________ – пели, водили хороводы, смотрели выступления ________________, устраивали кулачные бои (стенка на стенку). Зимой устраивались ________________ – за домашней работой рассказывали сказки, исполняли песни.

Приложение 4.

Лист самооценки ученика(цы) _____________________________________________________

Критерии

Отлично

Хорошо

Могло быть и лучше

1. Я справился(лась) с домашним заданием

2. Я старался(лась) отвечать на вопросы учителя и делать выводы

3. Я внимательно слушал(а) своих одноклассников

4. Я активно работал(а) весь урок

Лист самооценки ученика(цы) _____________________________________________________

Критерии

Отлично

Хорошо

Могло быть и лучше

1. Я справился(лась) с домашним заданием

2. Я старался(лась) отвечать на вопросы учителя и делать выводы

3. Я внимательно слушал(а) своих одноклассников

4. Я активно работал(а) весь урок

Заготовки для составления рассказа

Один день из жизни боярина

День свой я начинаю с того, что обхожу свой  дом - ________, который состоит из _______________________________________________________________________________.Потом всей семьей  завтракаем  _______________________________________________. После  завтрака начинаю с помощью слуг одеваться: ___________________________________________________________________________.

Мой родственник сегодня пригласил мою семью на большой пир, там и отобедаем, знаю, будут разные блюда: ________________________, гостей развлекать будут ______________. Мои дочери на званый обед оденут_________________________________________.  Ну, а завтра  у меня тяжелый день, вече собирается, где мне присутствовать обязательно.

Один день из жизни простого горожанина

Есть у меня небольшая  гончарная мастерская,  делаю на продажу кувшины, чаши, черпаки. Живу в (каком доме) _________________________________________________, комнат несколько, в комнатах  у меня _________________________________. Ремесленники, которые на меня работают,  живут в домах попроще ______________________________.

Завтра у нас праздник большой – масленица, всей семьей пойдем на городскую площадь смотреть ________________________________________________________________.

Жена и дочери начнут наряжаться: ________________________________________.   А  уж придем домой, сядем за обед, и будет у нас на столе стоять _________________________.

Один день из жизни крестьянина

Утром вставать надо очень рано.  Зимой, как и летом,  дел тоже много. Мне со старшим сыном ехать в лес за дровами, хотя мы живем на юге, снегу много нынче намело. Чтобы не замерзнуть одевать будем с сыном _______________________________________.

Жена с дочерями останется  дома. Утром оденут _____________________

_______________________________________________________________, будут обед готовить ________________________________________________________________.

Дом наш называется ______________________________________, печь ___________. Когда с лесу приедем, уже темно будет, освещать дом будет __________________________.  Завтра воскресенье, будем отдыхать, пойдем на край села посмотреть ____________________.


Жилище

Развлечения

Одежда

Питание

Воспитание

Жилище

Жилища князей и бояр — хоромы — состояли, как правило, из нескольких соединённых между собой переходами строений. В центре находился терем — высокое деревянное здание-башня. Под усадьбу отводились большие участки земли, на которых также находились хозяйственные постройки, срубы для слуг и ремесленников.

Зажиточные горожане жили в избах, нередко двухэтажных. Здания состояли из нескольких комнат. В комнатах (покоях) стояли деревянные кровати, скамьи, столы, лари для ценной одежды. По стенам развешивали полки для посуды. Жилые покои в богатых хоромах и домах освещались свечами.

Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в лесостепной зоне, это были полуземлянки  с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей, концы которой подчас опускались до самого низа. Печи, глинобитные или каменные, по-прежнему топились по-чёрному. Окна были маленькими. Они обтягивались коровьими пузырями или промазанной маслом холстиной. Жилища освещались лучинами — тонкими щепками сухого дерева.

Питание

С древних времён главным продуктом был ржаной хлеб. Из проса, гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей – капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свёклу, лук, чеснок. Мясо было редким продуктом на столах бедноты. Зато рыба была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный квас, пиво, сбитень. В домах знати не было недостатка ни в плодах, но во вкусных яствах. Мед и заморское вино текли рекой. Слуги подавали огромные блюда с мясом и дичью.

Одежда

Главными элементами мужской одежды были рубаха и порты — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Мужской костюм простолюдина состоял из холщовой до колен рубахи с разрезанным впереди воротом, шерстяных домотканых портов. Единственным украшением этой незамысловатой одежды был узкий пояс. Верхней одеждой были также зипуны — застёгивающиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили простые шубы и островерхие меховые или войлочные шапки. На ноги надевали лапти из коры липы. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий чепец.

Люди знатные носили рубахи из тонкого полотна или шёлка. Порты шились из шёлка и парчи. Верхней одеждой были епанчи — широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотыми и серебряными пряжками, драгоценными камнями. На ногах кожаные сапоги с загнутыми кверху носами, расшитые золотом и шёлком. Костюм знатной женщины отличался богатством тканей — шёлковая рубаха, затканный золотыми нитями и отороченный драгоценным мехом бархатный плащ. Обувь делалась из сафьяна и отличалась роскошным узором, шитым золотом или жемчугом. В торжественных случаях женскую голову украшал кокошник. Его делали из твёрдого материала, обтягивали дорогой тканью и украшали жемчугом.

Воспитание

Воспитание детей в большинстве семей было трудовым. Лет с семи мальчика брали работать в поле, начинали приучать к какому-нибудь делу. Дети горожан обучались ремеслу, военному делу и учились грамоте, если была возможность. Девочки присматривали за младшими братьями и сёстрами, помогали матери по хозяйству, учились у неё прясть пряжу, ткать полотно, шить одежду. Если была возможность, то девочек из семьи горожан обучали грамоте.

Детей в боярско-княжеской среде не воспитывали самостоятельно. Мальчиков в три года сажали на коня, после чего отдавали на попечение и выучку пестуну (то есть воспитателю). Молодые князья в возрасте 12 лет отправлялись управлять волостями и городами. Богатые семьи в 11 веке стали обучать грамоте как девочек, так и мальчиков.

Развлечения

Развлечением знати были охота и богатые дружинные пиры. Гостей на пирах развлекали скоморохи и гусляры. Любимыми забавами богатых людей была соколиная, ястребиная, псовая охота.

Для простого люда устраивались народные гуляния – пели, водили хороводы, смотрели выступления скоморохов, устраивали кулачные бои (стенка на стенку). Зимой устраивались посиделки – за домашней работой рассказывали сказки, исполняли песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока истории в 6 классе "Повседневная жизнь населения

Технологическая карта и презентация урока и  истории в 6 классе по теме "Повседневная жизнь населения" по учебнику "История России" под редакцией А.В. Торкунова....

Карточки по теме «Повседневная жизнь населения»

Рабочий лист к уроку истории 6 класс«Повседневная жизнь населения»...

«Повседневная жизнь населения»

laquo;Повседневная жизнь населения» 6 класс...

Тех.карта Повседневная жизнь населения Древней Руси 6 класс

Технологическая карта "Повседневная жизнь населения Древней Руси"...

Рабочий лист урока по теме «Повседневная жизнь населения», §11 История , 6 класс

Рабочий лист для самостоятельного изучения материала парагафа...

Методическая разработка открытого урока по истории России 6 класс "Повседневная жизнь населения Древней Руси"

Тема урока по истории России 6 класс - "Повседневная жизнь населения Древней Руси".Цель урока: познакомить обучающихся с повседневной жизнью населения Древней Руси.Планируемые результаты: Пр...