открытый урок по истории 7 класс
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Цель урока:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_moskovskoe_gosudarstvo_v_kontse_xv_-_nachale_xvi_veka.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Московское государство в конце XV – начале XVI века.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о Московском государстве периода правления Ивана III.
Задачи:
- обучающие:
- показать роль Ивана III в формировании единого Российского государства, особенности государства в сравнении с предыдущим периодом;
- представление о понятиях: кормление, местничество, дворянство, Судебник;
- знание дат: 1462-1505 гг. - княжение Ивана III, 1497 г. - принятие Судебника.
- развивающие:
- отработка УУД с предметным содержанием: работа с текстом, поиск информации в источниках, работа с документом, аналитические действия, картографические, обработка информации.
- воспитательные:
- чувство гордости за свою страну, формирование научного мировоззрения учащихся.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России, 6 класс. М., 2014, компьютерная презентация, атласы.
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы вместе окунемся в историю.
А может вы подскажите — о каком государстве вы говорили на прошлом уроке? (о Московском)
СЛАЙД А кто был правителем Московского государства? (Иван III)
Назовите даты его правления. (1462-1505) СЛАЙД
Какие века охватывает правление Ивана III? (конец 15 — начало 16 в.)
Вы уже все изучили о деятельности Ивана Васильевича? (нет)
А хотели бы узнать еще что-то новое о его правлении? Тогда продолжим.
Как мы назовем нашу тему? О каком государстве поговорим? Какой период охватим?
Тема урока: Московское государство в конце XV — начале XVI века
Чтобы изучить данную тему мы поставим перед собой цели.
Цель урока:
- изучить роль Ивана III в формировании единого Российского государства, о системе управления , которая сложилась в этот период , о законах , которые были приняты , о тех изменениях ,которые в жизни людей , в первую очередь , крестьян , т. к. основное население проживало в деревне)
- выучить новые понятия и даты
для этого мы будем
- работать с учебником, с документом и атласом
Работать мы будем по плану СЛАЙД
- Возвышение великокняжеской власти.
- Органы государственной власти.
- Изменения в порядке владения землей.
- Судебник 1497 года.
2.Актуализация знаний.
Обратимся к литературному источнику – стихотворению Надежды Гончаровой. ( иллюстрация картины «Иван III топчет ханскую басму») СЛАЙД
Наступил год 1480-ый …
Обуяла татарского хана гордыня:
Он потомок прямой Чингис – хана!
Что-то мало ему подчиняется ныне
Русь великого князя Ивана!
Шлёт Ивану Ахмет своё слово:
«А ты помнишь, как корчились ваши цари
От Батыевой сабли жестокой?
Сорок тысяч алтын на Руси набери,
И отдай мне дань за три срока!
Да ещё островерхий колпак свой вдави
В знак покорности хану Ахмету,
А не то потоплю твою землю в крови,
По хребтам по боярским проеду …»
Государь прочитал, и спокоен, и строг,
Повернулся к Ахметовым людям,
Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог
И сказал: «Дань платить мы не будем! …»
С той поры не решалась нас грабить орда,
Иго тяжкое сброшено было.
А в орде началось несогласье, вражда,
И распалась татарская сила.
Вопросы классу:
1.Какие факты говорят о независимом поведении и независимом правлении великого князя Ивана III?
2. Найдите в тексте учебника на стр.184 строки, которые говорят о новой форме правления великого Московского князя Ивана III?
3. Постановка учебной задачи
- Вспомните, что такое государство (стр. 14). Какой признак вы можете выделить как самый важный? (признак власти и управления)
- - Есть ли в европейской истории и в истории нашей страны правители, которых называют великими?
- - Первым правителем русских земель, кто вошёл в историю как великий государь, стал Иван Васильевич III.
Проблемный вопрос: Почему с утверждением самодержавия Иван III вошёл в историю как великий государь всея Руси ?
Итак, в конце урока мы должны обобщить наши знания и сделать выводы. На доске представлены словосочетания, которые помогут вам правильно сформулировать свои мысли:
1.……собрал земли …..
2. ……поставил Московскую Русь в ряд …..
3. ……стал первым государем - ……..
4. ……распространил влияние и власть над …….
4.Изучение нового материала.
Создание единого государства с центром в Москве означало, что теперь на Руси был один правитель - единственный великий князь, представитель московской династии Рюриковичей. Иван Третий всячески стремился подчеркнуть свое особое положение. После смерти в 1467 году первой жены княжны Марии Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. И стал как бы преемником византийской династии. Для своего государства он перенял символы Византийской империи.
Какие ассоциации вызывает у вас понятие «Символы государства»?
СЛАЙД При Иване III символы были такие:
герб — двуглавый орел
скипетр и держава — символы верховного правления
корона — шапка Мономаха
Иван III принял новый титул — государь всея Руси и провозгласил себя самодержцем.
Как вы понимаете понятие самодержец? (держит землю сам, не подчиняется никакой власти, прежде всего ордынской) Московское государство становится централизованным. Давайте сформулируем признаки централизованного государства.(единое государство с единой столицей и властью, имеющее объединенную территорию с единым административным делением, едиными законами, сильную армию; ) СЛАЙД
Ивана III начинают именовать титулом царя, вводится ритуал целования государевой руки.
Подумайте, какие первостепенные проблемы предстояло решить Ивану 3.
- как организовать управление
- как собрать налоги и пополнить казну
- как создать большое и надежное войско
Физминутка. (для глаз)
Одним из признаков централизованного государства является наличие аппарата власти и управления.
Рабочий лист
Задание: Заполнить схему (С.185-186)
Органы управления Российского государства в XV – XVI вв.
Верховный правитель
__________________
Совещательный орган Общегосударственные ведомства
________________ ____________- ______________
Состояла из: ______________
Функции Функции
Другим признаком централизованного государства является разделение населения по территориальным единицам.
Задание 2. Составить кроссворд со словами: уезд, волость, стан, местничество , волостель, кормление.
Третьим признаком централизованного государства является существование единых законов.
Обратитесь к источнику и ответьте на вопрос:
- Почему понадобился общий для всей России Судебник?
Первое упоминание о Судебнике 1497 года имеется в Записках о Московии австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом императора Максимилиана I при дворе Василия III. Эти записки раскрывали содержание лишь первых статей Судебника (3—7, 9—16) о порядке решения споров при помощи судебного поединка и наказаниях за разного рода преступления.
Рукопись Судебника 1497 г. была обнаружена в 1817 г. П.М. Строевым и... К.Ф. Калайдовичем. Она остаётся до сих пор единственным известным списком Судебника и хранится ... в Москве.
П.М. Строев и К.Ф. Калайдович связывали появление Судебника 1497 г. с падением ордынского владычества, когда "с возвращением свободы и политической самобытности, отечество наше имело надобность в лучшем образовании внутреннего управления".
Возникновение Судебника 1497 г., П.М. Строев и К.Ф. Калайдович, связывали с ликвидацией монголо-татарского ига и централизацией государства и управления. Однако объяснялось это ... стремлением ставшего единодержавным государя "утвердить внутренне благоустройство России общими гражданскими законами".
(Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т.2 : Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / Под общ.ред. О.И.Чистякова; М.: Юридическая литература, 1985.)
- Что такое Судебник? ( записывают определение )
Судебник 1497 года - первый свод законов единого государства.
Следующим признаком централизованного государства является - единая армия.
1. Вспомните, кто составлял основу русского войска? (дружинники, которые поддерживали князя)
2. Подумайте и скажите, каким образом можно было в то время создать большое и надежное войско?
Новой стала русская армия. Княжеские и боярские дружины заменила великокняжеская армия. Она состояла из дворян-помещиков. На время службы такому воину выделялся участок земли – поместье. Этот участок нельзя было продавать дарить или передавать по наследству. В случае неявки или серьезных провинностей его могли отнять. Чем больше земель отводилось помещикам, тем многочисленней была армия.
Дворяне обязаны были являться на службу к великому князю конно, людно и оружно. Т. е. самому быть хорошо вооруженным конным воином и привести с собой вооруженных воинов для пехоты.
1. Как вы считаете, выгодно ли было великому князю раздавать земли помещикам?(Да, Помещики были опорой власти князя. Они были заинтересованы в поддержке центральной власти, так как от ее наличия зависело их благосостояние.)
Крупные земельные владения – вотчины оставались в руках бояр. Они были наследственными. Вотчины были получены еще при первых князьях. Вотчинники былизависимы от великих князей в меньшей степени, чем помещики.
Вы заметили что в Московском государстве появились новые социальные слои. Давайте зарисуем социальную лестницу.
Царь
духовенство
бояре
дворяне
купцы
ремесленники
черносошные (лично свободные) крестьяне
дворцовые (принадлежавшие великому князю) крестьяне
казаки - «вольные люди»
РАБОТА С КАРТОЙ
Найдите на карте реки, по берегам которых селились казаки.
Однако основным слоем населения оставались крестьяне. Давайте посмотрим как изменилась их жизнь с созданием единого государства.
I Сначала жизнь крестьян улучшилась, т. к.
1. прекратились усобицы и военные действия на территории страны
2 Потеряли силу запреты на переход крестьян из одного княжества в другое.
3. Утвердилась новая система обработки земли (трехполье) СЛАЙД .
4 усовершенствовались орудия труда (соха- плуг)
Однако вскоре началось наступление на права крестьян.
ОБРАТИМСЯ К ДОКУМЕНТУ (Судебник 1497 г. «О крестьянских переходах» учебник, с. 192)
ВОПРОС: Какими мерами Судебник 1497 года обеспечивал прикрепление крестьян к земле феодала? (ограничение ухода крестьян за уплату пожилого)
Пожилое — денежный сбор с крестьян при уходе от феодала в Юрьев день
Введение Юрьева дня (26 ноября) было первым ограничением крестьянской свободы. СЛАЙД .(в тетрадь)
5. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (СЛАЙД картины Н.Овечкина «Иван III»).
Почему с утверждением самодержавной власти Иоанн III вошёл в историю как великий государь всея Руси ? (с помощью опорных слов сделать выводы)
- Иван III собрал раздробленные земли в единое Русское государство.
- Иван III поставил Московскую Русь в ряд других сильных европейских стран.
- Иван III стал первым государем-законодателем единого государства – Московской Руси.
- Иван III распространил своё влияние и власть над всеми слоями населения Московской Руси.
Итак , что нового мы узнали и какой вывод можем сделать ?
Упражнение : Закончи предложение.
В ходе формирования единого государства власть великого московского князя (усиливается) , князь опирается на (служилых людей) , давая им качестве платы за службу (поместье) ; с ростом поместий , происходит ограничение крестьянской свободы и прикрепление (крестьян) к (земле).
6. Самостоятельная работа с проверкой СЛАЙДЫ
Задание1. Выделите признаки централизованного государства:
- Боярские усобицы.
- Установление налоговой системы.
- Создание мощного боеспособного войска для защиты территории.
- Слабая власть правителя.
Задание 2. Проверь себя: верно - неверно.
- Иван III принял титул царя Руси.
- Боярская Дума – совещательный орган власти при царе
- Признаком единого государства является раздробленность
- При Иване II появились символы власти – скипетр и держава
- Дворец взимал налоги
- Судебник - общегосударственный орган власти
- Московское княжество XV-XVI вв. стало централизованным государством.
7 правильных ответов - “5”
6-5 правильных ответов - “4”
4-3 правильных ответа - “3”
7. Рефлексия закончить предложения
Я узнал…
Я понял…
Я удивлен…
6. Домашнее задание:
§ 21 , отвечать на вопр. с. 192, выучить термины и даты
Творческое задание. Рассмотреть печать Ивана III (с.185), выяснить какие символы были изображены на печати, что они означали и откуда пришли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».
Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия»....
Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".
Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....
ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса
Данный урок был разработан для конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....
Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)
Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....
Открытый урок по Истории. Краеведческий курс «История Ставрополя - Тольятти» в 8 классе по ФГОС ООО
Представляется разработка урока, проведённого в рамках значимого для города Тольятти события (50-летие ВАЗа)....
Открытый урок в 5 классе " История географических открытий "
Знакомство детей с открытием Австралии и Антарктиды....
Методическая разработка открытого урока по истории по теме: «Кризисные моменты в истории России и роль Русской Православной Церкви в их преодолении».
Региональный этапXXVII Международных Рождественских образовательных чтений«Молодежь: свобода и ответственность» РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«НАУКА И ИСКУССТВО В ...