Классный час "Победители: полководцы и солдаты"
классный час по истории (7 класс) по теме

Мамедов Сергей Александрович

Тема:   «Победители: полководцы и солдаты».

 

Цели урока:  1. Раскрыть тему, её значимость в изучении   

                            новейшей   истории   страны.

                         2.Научить мыслить, выдвигать свои аргументы, 

                            делать выводы.

                         3.Научить общаться с очевидцами событий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola1pere.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   «Победители: полководцы и солдаты».

Цели урока:  1. Раскрыть тему, её значимость в изучении    

                            новейшей   истории   страны.

                         2.Научить мыслить, выдвигать свои аргументы,  

                            делать выводы.

                         3.Научить общаться с очевидцами событий.

Оборудование:  - Портрет Г.К. Жукова – полководца ВОВ;

                             - Карта – схема «Оккупация и освобождение ст.    

                                Роговской» от  немецко-фашистских захватчиков.

                             - Картина «Победа!» (автор А.С. Баскаков);

                             - Боевые и юбилейные награды участников ВОВ  

                              - Видеозапись.  

                           

                       

Ход урока:

Учитель: Говорят, что человеческая  память  слабеет  с  годами.  А  вот память   народная,  наоборот,  крепнет.  И  чем  дальше  во  времени  мы отдаляемся от Великой Отечественной, тем ярче становиться       подвиг героев    1941  –  1945     годов.      Великие      события      не     меркнут,

уходя   в   глубины    истории.    Их    значение    с    течением    времени   раскрывается    все    полнее.       Мы    с    неослабевающим    интересом  вчитываемся в каждую строку, повествующую  о   героизме,    мужестве рядового и генерала, с душевным трепетом  знакомимся  с   дошедшими до нас документами реликвиями. Мы все должны  знать,  все   помнить. Подвиги  старших  поколений  –  бессмертное  наследство  молодых.  И никогда   не   изгладятся   в   нашей   памяти  славные   имена   тех,   кто бесстрашно, не щадя своей крови и жизни, шел на встречу   свинцовому ливню, освобождая родную землю от фашизма. О них –  полководцах  и солдатах,    приблизивших     победу,    которую    наша    страна    будет праздновать в 60 раз, о победителях и будет идти речь на  нашем  уроке.

Ребята, назовите причины победы советской армии в Великой Отечественной Войне?

Ответы учащихся:   1.Мужество и героизм солдат.

                                     2.Любовь к Родине.

                                     3.Совершенствование боевого оружия.

                                     4.В тылу оказывали помощь фронту

                                     5.Партизанское движение

                                     6.Умелые командиры.

Учитель:  Действительно, огромную роль  в рождении  Победы  сыграл человеческий      фактор.     Давайте     поговорим    о    жизни,     боевой  деятельности,     человеческих      качествах      полководцев       Победы:  командующих      фронтами,     представителях      Ставки     Верховного  Главнокомандования.  Предвидя,   что   у   нас,    людей     молодых,   не знакомых  с   военным  искусством,   может   возникнуть   вопрос,   кого считать полководцем, постараюсь коротко ответить.  Полководец  –  это военный деятель,    военачальник,    руководящий    во    время     войны вооруженными    силами    государства    или     крупными     воинскими формированиями     (например,   фронтом),      владеющий    искусством подготовки и ведения военных действий.

  - Ребята, какими качествами должен обладать полководец?

Ответы учащихся: 1.обладать талантом

                                   2. творческим мышлением

                                   3. волей

                                   4. решительностью

                                   5. иметь богатый боевой опыт

                                   6. хорошим организатором

                                   7. интуицией и др.

Учитель:   Полководцы, флотоводцы,   военачальники   были    во    все времена и   у   всех   народов.   История   сохранила   нам   имена   таких выдающихся полководцев древнего мира, как Александр  Македонский, Фемистокл,   вдохновленные   образы   Петра І,   А.В.   Суворова,   М.И, Кутузова,    Ф.Ф.    Ушакова,     П.С.   Нахимова.     Велика   их   роль   в  победоносных войнах своих эпох. В  современных   армиях   государств есть свои полководцы.  Были   они  и  у  вермахта  –  вооруженных   сил гитлеровской    Германии.     Они    обладали      многими     качествами, необходимыми для достижения победы в сражениях. Но  не  было  и  не могло быть у них черт, присущих советским военачальникам  –  умение слить с массами, вдохновить их на подвиг.

Ученик:     Перед вами портрет Г. К. Жуков а –   Маршала   Советского Союза.    Полководец   Жуков  –   человек   редкого   военного   таланта. Смелый и решительный, умеющий находить правильные   решения,   он является одним из тех,  кто   прошел   боевой   путь   от   красноармейца   до маршала. В годы гражданской войны  воевал  на  Кубани.  В  составе воинских  частей   останавливался  в  ст. Джерелиевской  (в 27 км.  от  ст. Тимашевской).  Жуков   внес   огромный   вклад   в   успешное   проведение крупнейших стратегических операций Великой Отечественной   войны. Его заслуги перед Родиной  отмечены   четырьмя   Золотыми   Звездами Героя Советского Союза, двумя  высшими  полководческими  орденами «Победа» и др. орденами и медалями, почетным оружием.

Учитель: Память о нем   увековечена   в   названиях  планеты,   улиц   в Москве   и  Санкт-Петербург  и   других   городах.    Его имя  присвоено Военной командной академии противовоздушной  обороны.   Сооружен памятник полководцу в Москве.

      В 1996 году Указом президента РФ Б.Н.Ельциным была учреждена медаль имени Жукова.

      У меня в руках медаль Жукова – награда ветерана ВОВ – Тимченко Ивана Васильевича. На золотом фоне   медали   портрет   легендарного полководца, на оборотной стороне дата – 1896- 1996.

В Тимашевском районе живут  обладатели   такой   награды   не   только   ветераны Великой     Отечественной,     но   и    участники    чеченских    событий.

Выпускник нашей школы - был отмечен медалью Жукова.

Советские полководцы не были только мастерами стратегий и  тактики. Нет, они знали и дорогу к сердцу своих солдат, своей армии. Они были мастерами высокого духа войск, умели вселить в душу солдата прочное доверие   к   себе.   «Мы  рокоссовцы»,-  говорили   войны   16-й  армии, прославившейся в битве под Москвой, «Мы рокоссовцы»,-  вторили  им солдаты армии, входивших в  состав  фронтов,   которыми   командовал Маршал Советского Союза  К.К. Рокоссовский

   На фронте случилась удивительная история с нашим земляком.

«Прошел бой, стемнело. Спецгруппа бойцов получила задание пройти по местности, найти раненых и доставить их   в   госпиталь,   убитых – похоронить с честью.

- Браток, вроде всех нашли?

- Кажись так, прочесали все поле.

- Да нет, смотри, тут хлопец какой-то лежит. Толкни его, может быть  

   раненый?

- Ой, не надо, товарищи! Живой я, живой!

Тут подошла к месту ещё одна группа военных, один из них спросил молодого бойца:

- Ты почему здесь, а не в роте?

- Да вот не пойму, как это случилось, что уснул. Трое суток не спал…      

  Думал, присяду, отдохну и дальше пойду…

- Так ты, наверное, дезертир?!

- Никак нет! Уснул я…

К разговору подключился комбат:

- Товарищи! Это наш лучший стрелок, о нем в газете печатали. Никакой  

  он не дезертир.

- Лучший, говоришь… Значить ему учиться надо.

- А я и учился, правда до войны… Вот победим врага и продолжу  

   учебу!

- Хорошо мыслишь, хвалю!

Группа военных продолжила свой путь, а молодой паренек спросил у командира:

- Товарищ комбат, а с кем я только что сейчас разговаривал?

- С командующим фронтом Рокоссовского!

Еще дважды встречался наш земляк с маршалом, и каждый раз Рокоссовский узнавал бойца, называл его своим «крестником».

    Мужество и героизм   проявляли   солдаты   в   боях   с   врагом.   Они громили многочисленные   армии   гитлеровцев,   воплощая   в   победы непревзойденные        образцы          военного          искусства        наших   прославленных маршалов.

    У меня    в   руках    боевые    награды    Лютого   Ивана Ефимовича.

.       (Выступление      учащегося,    демонстрации фотографий, наград).

Учитель: Как же жили тимашевцы в годы суровых  испытаний?   К   нам сегодня на урок пришла  Безуглова   Нина   Михайловна,   старейший  и талантливый учитель нашей школы. Нина   Михайловна   поможет   мне ответить на вопрос. Весь период, с 7 августа по 12 февраля 1943,   когда в     Тимашевске  устанавливался   оккупационный   режим   фашистами, учительница находилась в станице и была свидетелем тех   трагических событий.

( Выступление Безугловой  Н.М.   с   демонстрацией   учителем   карты-схемы «Оккупация и освобождение Тимашевска»).

Учитель: Великие события не меркнут,   уходя в   глубины   веков.   Их значение с  течением  времени  раскрывается   все    полнее.  И  никогда   не изгладятся в нашей памяти  славные  имена  тех,  кто  защищал  свою Родину.

 Ребята, давайте вспомним имена героев, отдавших свои жизни за  великую победу.

Ответы учащихся: 

                                    1.Александр Матросов

                                    2.Зоя Космодемьянская

                                    3.Братья Степановы

                                    4.Братья Игнатовы

                                    5.Летчик Покрышкин и др.

Учитель: Как послевоенные поколения людей увековечили память о  

                  великих тех годах?

Ответы учащихся: В книгах, фильмах, картинах, памятниках,  

                                   названиях улиц…

Учитель: Назовите памятные места, мемориальные комплексы, где

                  увековечена народная память.

Ответы учащихся:

                                   1.памятник советскому солдату в Берлине

                                   2.Пискаревское кладбище в Санкт- Петербурге 

                                   3.Вечный Огонь неизвестному солдату в

                                      Москве

                                   4.Родина-мать в Волгограде

                                   5.Хатынь в Белоруссии

                                   6.мемореальный комплекс в Новороссийске

                                   7.музей имени Степановых в Тимашевске

                                   8.памятники в Тимашевском районе и др.

Учитель: У нас на Кубани есть своя  Хатынь.   В  Мостовском    районе создан   мемориальный  комплекс  на  Михизеевой  Поляне  в  память  о гибели мирных жителей ст. Махошевской, среди которых  207  невинно убиенных детей.

Михизеева Поляна.

Годы мчатся неустанно. Михизеева Поляна

Зеленеет пышно летнею порой.

Только память постоянно, Михизеева поляна,

Возвращает нас с тобой в сорок второй…

Нас ударами прикладов выгоняли за ограду

Голых – женщин, и детей, и стариков.

За дешевую отраду, в виде выпивки в награду,

Палачи вели на гибель земляков.

А фашисты издевались. Прихвостни во всю старались,

Отправляя земляков своих в расход,

Власть фашистов приумножить – весь поселок уничтожить,

Чтоб никто не встретил солнечный восход.

Вижу, как ощерив зубы, пьяный бургомистр Зубов

Анну Мамонтову пулями прошил.

А  другой, схватил за ножку народившуюся крошку,

В миг единый жизни девочку лишил.

Стонут горы – исполины. Гибнет наш народ невинный,

Прикрывая глазки маленьких ребят.

Вдруг учительница Нина, словно очередью длинной:

-  Наши этого вовек вам не простят!

Слышу, как вскричала Дуня: мама, мамочка, мамуля!..

Злобный выстрел её голос оборвал.

И, не выдержали нервы, без сознания я первый

В свежее выкопанный ров лицом упал…

Говорят, что время лечит. Мы теперь уже далече

От войны, от тех кровавых страшных дней.

Только легче, знайте, люди, нам с Поляною не будет,

Семь крестов напоминание на нем.

Да еще лежит в сторонке. У лесной зеленой кромки,

Почернев с годами, детская кровать.

В ней, как будто в колыбели, листья дерево одели,

Может, это моя мамочка… как знать?!

Кто-то скажет, как ни странно: «Мы ведь все не без изъяна».

Но Всевышний по делам нам всем воздаст.

Михизееву Поляну будем помнить постоянно,

Наша память нам забыть её не даст.

                                                           В.Лукашенко.

                                                                                       

Учитель: Почтим минутой молчания память погибших в годы Великой  

                  Отечественной войны…

Учитель: Ребята, как в нашем городе увековечена память о  

                  суровых годах?

Ответы учащихся:

                                  1.мемориальный сквер в центре города

                                  2. памятник неизвестным летчикам на кладбище

                                  3.. Музей Степановых

4. акция «Бессмертный полк»                                        

5.памятные вечера, встречи с ветеранами и др.

Учитель: Ребята 8 «Б» класса, поднимите руки те, кто принял участие в торжественных мероприятиях, посвященным тем далеким годам?

   А сейчас мы посмотрим   видеофильм,   посвященный   празднованию

9 мая в Тимашевске.

(просмотр      видеофильма,      ребята       узнают     себя,     на     кассете вспоминают, как участвовали в подготовке праздника).

Учитель: Вот и подошел к концу наш первый в   новом   учебном   году классный час. Хочется еще раз  напомнить  вам,  ребята,  что подвиги  и героизм   старших  поколений  бессмертное  наследство  молодых.    Вы должны помнить тех, кто, не щадя своей жизни, защищал свою  родную землю, будущее своих детей, ваше будущее.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Солдат войны не выбирает"

ВСТРЕЧА УЧАЩИХСЯ 7-8 классов С РОДИТЕЛЯМИ, УЧАСТНИКАМИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В АФГАНИСТАНЕ.«Солдат войны не выбирает», это классный час. Не требует большой подготовки. Стихи хорошо учатся. Нужен диск "Песни...

Открытый классный час "Письмо неизвестному солдату"

ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС(Приуроченный к 65 – летию освобождения Кирова от немецко – фашистских захватчиков). «Письмо неизвестному солдату»...

Классный час по теме "Солдат войны не выбирает"

Сценарий классного часа, посвященного мужеству и героизму росиийских военных....

Классный час "Письмо неизвестному солдату"

Классный час, посвящённый памяти героев Великой Отечественной войны....

Классный час "Письмо неизвестному солдату"

презентация для сопровождения классного часа...

Классный час " Вам, неизвестные солдаты, посвящаем "

Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину и народ, который выстоял и победил в Великой Отечественной войне; развивать исследовательские навыки и творческие способности, создающие ...

Презентация к классному часу "Памятник Неизвестному солдату"

Презентация к классному часу "Памятник Неизвестному солдату"...