Классный час "Победители: полководцы и солдаты"
классный час по истории (7 класс) по теме
Тема: «Победители: полководцы и солдаты».
Цели урока: 1. Раскрыть тему, её значимость в изучении
новейшей истории страны.
2.Научить мыслить, выдвигать свои аргументы,
делать выводы.
3.Научить общаться с очевидцами событий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola1pere.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Победители: полководцы и солдаты».
Цели урока: 1. Раскрыть тему, её значимость в изучении
новейшей истории страны.
2.Научить мыслить, выдвигать свои аргументы,
делать выводы.
3.Научить общаться с очевидцами событий.
Оборудование: - Портрет Г.К. Жукова – полководца ВОВ;
- Карта – схема «Оккупация и освобождение ст.
Роговской» от немецко-фашистских захватчиков.
- Картина «Победа!» (автор А.С. Баскаков);
- Боевые и юбилейные награды участников ВОВ
- Видеозапись.
Ход урока:
Учитель: Говорят, что человеческая память слабеет с годами. А вот память народная, наоборот, крепнет. И чем дальше во времени мы отдаляемся от Великой Отечественной, тем ярче становиться подвиг героев 1941 – 1945 годов. Великие события не меркнут,
уходя в глубины истории. Их значение с течением времени раскрывается все полнее. Мы с неослабевающим интересом вчитываемся в каждую строку, повествующую о героизме, мужестве рядового и генерала, с душевным трепетом знакомимся с дошедшими до нас документами реликвиями. Мы все должны знать, все помнить. Подвиги старших поколений – бессмертное наследство молодых. И никогда не изгладятся в нашей памяти славные имена тех, кто бесстрашно, не щадя своей крови и жизни, шел на встречу свинцовому ливню, освобождая родную землю от фашизма. О них – полководцах и солдатах, приблизивших победу, которую наша страна будет праздновать в 60 раз, о победителях и будет идти речь на нашем уроке.
Ребята, назовите причины победы советской армии в Великой Отечественной Войне?
Ответы учащихся: 1.Мужество и героизм солдат.
2.Любовь к Родине.
3.Совершенствование боевого оружия.
4.В тылу оказывали помощь фронту
5.Партизанское движение
6.Умелые командиры.
Учитель: Действительно, огромную роль в рождении Победы сыграл человеческий фактор. Давайте поговорим о жизни, боевой деятельности, человеческих качествах полководцев Победы: командующих фронтами, представителях Ставки Верховного Главнокомандования. Предвидя, что у нас, людей молодых, не знакомых с военным искусством, может возникнуть вопрос, кого считать полководцем, постараюсь коротко ответить. Полководец – это военный деятель, военачальник, руководящий во время войны вооруженными силами государства или крупными воинскими формированиями (например, фронтом), владеющий искусством подготовки и ведения военных действий.
- Ребята, какими качествами должен обладать полководец?
Ответы учащихся: 1.обладать талантом
2. творческим мышлением
3. волей
4. решительностью
5. иметь богатый боевой опыт
6. хорошим организатором
7. интуицией и др.
Учитель: Полководцы, флотоводцы, военачальники были во все времена и у всех народов. История сохранила нам имена таких выдающихся полководцев древнего мира, как Александр Македонский, Фемистокл, вдохновленные образы Петра І, А.В. Суворова, М.И, Кутузова, Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова. Велика их роль в победоносных войнах своих эпох. В современных армиях государств есть свои полководцы. Были они и у вермахта – вооруженных сил гитлеровской Германии. Они обладали многими качествами, необходимыми для достижения победы в сражениях. Но не было и не могло быть у них черт, присущих советским военачальникам – умение слить с массами, вдохновить их на подвиг.
Ученик: Перед вами портрет Г. К. Жуков а – Маршала Советского Союза. Полководец Жуков – человек редкого военного таланта. Смелый и решительный, умеющий находить правильные решения, он является одним из тех, кто прошел боевой путь от красноармейца до маршала. В годы гражданской войны воевал на Кубани. В составе воинских частей останавливался в ст. Джерелиевской (в 27 км. от ст. Тимашевской). Жуков внес огромный вклад в успешное проведение крупнейших стратегических операций Великой Отечественной войны. Его заслуги перед Родиной отмечены четырьмя Золотыми Звездами Героя Советского Союза, двумя высшими полководческими орденами «Победа» и др. орденами и медалями, почетным оружием.
Учитель: Память о нем увековечена в названиях планеты, улиц в Москве и Санкт-Петербург и других городах. Его имя присвоено Военной командной академии противовоздушной обороны. Сооружен памятник полководцу в Москве.
В 1996 году Указом президента РФ Б.Н.Ельциным была учреждена медаль имени Жукова.
У меня в руках медаль Жукова – награда ветерана ВОВ – Тимченко Ивана Васильевича. На золотом фоне медали портрет легендарного полководца, на оборотной стороне дата – 1896- 1996.
В Тимашевском районе живут обладатели такой награды не только ветераны Великой Отечественной, но и участники чеченских событий.
Выпускник нашей школы - был отмечен медалью Жукова.
Советские полководцы не были только мастерами стратегий и тактики. Нет, они знали и дорогу к сердцу своих солдат, своей армии. Они были мастерами высокого духа войск, умели вселить в душу солдата прочное доверие к себе. «Мы рокоссовцы»,- говорили войны 16-й армии, прославившейся в битве под Москвой, «Мы рокоссовцы»,- вторили им солдаты армии, входивших в состав фронтов, которыми командовал Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский
На фронте случилась удивительная история с нашим земляком.
«Прошел бой, стемнело. Спецгруппа бойцов получила задание пройти по местности, найти раненых и доставить их в госпиталь, убитых – похоронить с честью.
- Браток, вроде всех нашли?
- Кажись так, прочесали все поле.
- Да нет, смотри, тут хлопец какой-то лежит. Толкни его, может быть
раненый?
- Ой, не надо, товарищи! Живой я, живой!
Тут подошла к месту ещё одна группа военных, один из них спросил молодого бойца:
- Ты почему здесь, а не в роте?
- Да вот не пойму, как это случилось, что уснул. Трое суток не спал…
Думал, присяду, отдохну и дальше пойду…
- Так ты, наверное, дезертир?!
- Никак нет! Уснул я…
К разговору подключился комбат:
- Товарищи! Это наш лучший стрелок, о нем в газете печатали. Никакой
он не дезертир.
- Лучший, говоришь… Значить ему учиться надо.
- А я и учился, правда до войны… Вот победим врага и продолжу
учебу!
- Хорошо мыслишь, хвалю!
Группа военных продолжила свой путь, а молодой паренек спросил у командира:
- Товарищ комбат, а с кем я только что сейчас разговаривал?
- С командующим фронтом Рокоссовского!
Еще дважды встречался наш земляк с маршалом, и каждый раз Рокоссовский узнавал бойца, называл его своим «крестником».
Мужество и героизм проявляли солдаты в боях с врагом. Они громили многочисленные армии гитлеровцев, воплощая в победы непревзойденные образцы военного искусства наших прославленных маршалов.
У меня в руках боевые награды Лютого Ивана Ефимовича.
. (Выступление учащегося, демонстрации фотографий, наград).
Учитель: Как же жили тимашевцы в годы суровых испытаний? К нам сегодня на урок пришла Безуглова Нина Михайловна, старейший и талантливый учитель нашей школы. Нина Михайловна поможет мне ответить на вопрос. Весь период, с 7 августа по 12 февраля 1943, когда в Тимашевске устанавливался оккупационный режим фашистами, учительница находилась в станице и была свидетелем тех трагических событий.
( Выступление Безугловой Н.М. с демонстрацией учителем карты-схемы «Оккупация и освобождение Тимашевска»).
Учитель: Великие события не меркнут, уходя в глубины веков. Их значение с течением времени раскрывается все полнее. И никогда не изгладятся в нашей памяти славные имена тех, кто защищал свою Родину.
Ребята, давайте вспомним имена героев, отдавших свои жизни за великую победу.
Ответы учащихся:
1.Александр Матросов
2.Зоя Космодемьянская
3.Братья Степановы
4.Братья Игнатовы
5.Летчик Покрышкин и др.
Учитель: Как послевоенные поколения людей увековечили память о
великих тех годах?
Ответы учащихся: В книгах, фильмах, картинах, памятниках,
названиях улиц…
Учитель: Назовите памятные места, мемориальные комплексы, где
увековечена народная память.
Ответы учащихся:
1.памятник советскому солдату в Берлине
2.Пискаревское кладбище в Санкт- Петербурге
3.Вечный Огонь неизвестному солдату в
Москве
4.Родина-мать в Волгограде
5.Хатынь в Белоруссии
6.мемореальный комплекс в Новороссийске
7.музей имени Степановых в Тимашевске
8.памятники в Тимашевском районе и др.
Учитель: У нас на Кубани есть своя Хатынь. В Мостовском районе создан мемориальный комплекс на Михизеевой Поляне в память о гибели мирных жителей ст. Махошевской, среди которых 207 невинно убиенных детей.
Михизеева Поляна.
Годы мчатся неустанно. Михизеева Поляна
Зеленеет пышно летнею порой.
Только память постоянно, Михизеева поляна,
Возвращает нас с тобой в сорок второй…
Нас ударами прикладов выгоняли за ограду
Голых – женщин, и детей, и стариков.
За дешевую отраду, в виде выпивки в награду,
Палачи вели на гибель земляков.
А фашисты издевались. Прихвостни во всю старались,
Отправляя земляков своих в расход,
Власть фашистов приумножить – весь поселок уничтожить,
Чтоб никто не встретил солнечный восход.
Вижу, как ощерив зубы, пьяный бургомистр Зубов
Анну Мамонтову пулями прошил.
А другой, схватил за ножку народившуюся крошку,
В миг единый жизни девочку лишил.
Стонут горы – исполины. Гибнет наш народ невинный,
Прикрывая глазки маленьких ребят.
Вдруг учительница Нина, словно очередью длинной:
- Наши этого вовек вам не простят!
Слышу, как вскричала Дуня: мама, мамочка, мамуля!..
Злобный выстрел её голос оборвал.
И, не выдержали нервы, без сознания я первый
В свежее выкопанный ров лицом упал…
Говорят, что время лечит. Мы теперь уже далече
От войны, от тех кровавых страшных дней.
Только легче, знайте, люди, нам с Поляною не будет,
Семь крестов напоминание на нем.
Да еще лежит в сторонке. У лесной зеленой кромки,
Почернев с годами, детская кровать.
В ней, как будто в колыбели, листья дерево одели,
Может, это моя мамочка… как знать?!
Кто-то скажет, как ни странно: «Мы ведь все не без изъяна».
Но Всевышний по делам нам всем воздаст.
Михизееву Поляну будем помнить постоянно,
Наша память нам забыть её не даст.
В.Лукашенко.
Учитель: Почтим минутой молчания память погибших в годы Великой
Отечественной войны…
Учитель: Ребята, как в нашем городе увековечена память о
суровых годах?
Ответы учащихся:
1.мемориальный сквер в центре города
2. памятник неизвестным летчикам на кладбище
3.. Музей Степановых
4. акция «Бессмертный полк»
5.памятные вечера, встречи с ветеранами и др.
Учитель: Ребята 8 «Б» класса, поднимите руки те, кто принял участие в торжественных мероприятиях, посвященным тем далеким годам?
А сейчас мы посмотрим видеофильм, посвященный празднованию
9 мая в Тимашевске.
(просмотр видеофильма, ребята узнают себя, на кассете вспоминают, как участвовали в подготовке праздника).
Учитель: Вот и подошел к концу наш первый в новом учебном году классный час. Хочется еще раз напомнить вам, ребята, что подвиги и героизм старших поколений бессмертное наследство молодых. Вы должны помнить тех, кто, не щадя своей жизни, защищал свою родную землю, будущее своих детей, ваше будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Солдат войны не выбирает"
ВСТРЕЧА УЧАЩИХСЯ 7-8 классов С РОДИТЕЛЯМИ, УЧАСТНИКАМИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В АФГАНИСТАНЕ.«Солдат войны не выбирает», это классный час. Не требует большой подготовки. Стихи хорошо учатся. Нужен диск "Песни...
Открытый классный час "Письмо неизвестному солдату"
ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС(Приуроченный к 65 – летию освобождения Кирова от немецко – фашистских захватчиков). «Письмо неизвестному солдату»...
Классный час по теме "Солдат войны не выбирает"
Сценарий классного часа, посвященного мужеству и героизму росиийских военных....
Классный час "Письмо неизвестному солдату"
Классный час, посвящённый памяти героев Великой Отечественной войны....
Классный час "Письмо неизвестному солдату"
презентация для сопровождения классного часа...
Классный час " Вам, неизвестные солдаты, посвящаем "
Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину и народ, который выстоял и победил в Великой Отечественной войне; развивать исследовательские навыки и творческие способности, создающие ...
Презентация к классному часу "Памятник Неизвестному солдату"
Презентация к классному часу "Памятник Неизвестному солдату"...