урок в 7классе по истории в школе 8 вида
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Захарова Нина Кадыровна

в конспекте вы найдете материал по истрии по теме "Ярослав Мудрый"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_6kl_yaroslav_mudryy.docx48.42 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории Отечества в 7 классе.

Тема урока: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Цели и задачи урока истории:

1.Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.

2.Продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.

3.Воспитание патриотизма, привитие уважения к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.

Коррекционные цели: развивать память детей, мышление, речь, обогащать словарный запас, совершенствовать навыки чтения. Закреплять умение работать с лентой времени и исторической картой. Работать над коррекцией внимания, работоспособности.

Оборудование: мультимедийное сопровождение, карта "Древнерусское государство в IX-XI вв", картина А.М.Васнецова "Вече", тесты.

план-конспект урока истории

Основные понятия: наместник - глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя).

Посадник - назначенный или выборный глава местной власти (как правило, в городах)

Усобицы - княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол;

 «Русская Правда» – первый письменный  свод законов на Руси.

Словарь: Окаянный, Свод законов, казна, гривна.

Окаянный – неприятный, очень плохой человек.

Свод законов – собрание, сборник законов.

Казна – деньги, имущество государства и его правителя.

Гривна – деньги в Киевской Руси в виде серебряного слитка весом около 409,5 г.

Важнейшие даты: 1019-1054 гг. - правление Ярослава Мудрого;

1036 г. - разгром Ярославом печенегов под Киевом;

1030 г. - основание города Юрьева;

1041 г - союзный договор с Польшей;

1043 г. - неудачный поход на Византию;

1046 - договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.

Ход урока истории:

  1. Организация класса.
  2. Повторение темы "Владимир. Принятие христианства"

Письменная работа:

  1. Объясните, почему князь остановил свой выбор на христианской вере, выбери правильный ответ:

а) потому что языческая вера была похожа на христианскую;

б) потому что христианская Византия была сильным и богатым соседом Руси;

в) потому что вера в Иисуса Христа учила людей любви, правде, справедливости.

2.  Выбери и запиши правильный ответ:

а) Рюрик     б) Олег         в) Игорь        г) Ольга  д) Святослав   е) Владимир

1 Кого убили древляне за ограбление во время полюдья?

2 Кто установил уроки и погосты?

3 Кто совершил первый победоносный поход на Царьград?

4 Кто разгромил Хазарский каганат?

5 Кто провел крещение Руси?

6 Кто пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей?

3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:

а) многобожие; б) троебожие;  в) единобожие.

4. Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:

а) Святослав б) Владимир в) Олег

Взаимопроверка, на доску вывести ответы.

Устная работа.

1. Беседа с классом

-Назовите годы правления русским государством князем Владимиром?

-Начертите в тетради ленту времени и отметьте на ней годы правления князя Владимира.

Ответ:  980-1015 гг.

-Какие задачи стояли перед князем?

 Ответ:  расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства.

2. Индивидуальный опрос:

Рассказать какими способами и насколько успешно князю Владимиру удалось решить эти задачи.

- Каковы были причины принятия Русью христианства?

- Какое значение имело принятие Русью христианства?

4. Обобщение:

-Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?

Ответ: расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины.

-Чем Владимир отличался от них?

Ответ: первый князь, принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей,  меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен.

5. Изучение нового материала.

Сообщение темы, целей, плана урока.

План.

1. Борьба за власть сыновей Владимира - вторая усобица на Руси.

2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

3. Управление государством при Ярославе Мудром

4. Внешняя политика Ярослава Мудрого

- Какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?

- Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?

Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.

Рассказ учителя:

Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы).  В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых сыновей - Борису (второй - Глеб). Это не понравилось двум старшим сыновьям - Святополку и Ярославу. Первым из братьев, показал  неповиновение Ярослав. (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир начал готовить поход дружины на Новгород, но умирает в 1015 году).  Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный). В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка (дружина + печенеги).

Основные даты:

1016 г. - трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра

 (у г.Любеч),  разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю - польскому королю),  Ярослав становится во главе Киева.

1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол.

1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами - Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.

1019-1036 гг. - период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканьского).

С 1036 г. - Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси

6. Самостоятельная работа, ответы на стр.80.

Вопрос 1. Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрый? Ответ на стр.80.

Вопрос 2. Почему сыновья великого князя соперничали друг с другом? Ответ на стр. 80.

Вопрос 3. Кто и почему получил прозвище Окаянный? Кто вступил с ним в борьбу и чем она закончилось? Ответ на стр. 80.

7. Проверка самостоятельной работы.

8. Рефлексия:

Вопрос учителя:

- Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?  Ответы учащихся с опорой на текст учебника.

9. Записать домашнее задание на доску. Стр. 79-84, ответы на вопросы с. 84-85, устно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Решение сложных примеров. Даты и числа из истории Успенского района"

Интегрированный урок-презентация направлен на формирование и отработку навыков сложения, вычитания,  умножения и деления  чисел в пределах 1 000 , текстовых задач, развитие мышления, творчес...

Презентация к уроку истории в школе VIII вида .Тема "Окончание Великой Отечественной войны"

Презентация к уроку истории в школе VIII вида .Тема "Окончание Великой Отечественной войны"...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ И ИСТОРИИ. «Действия с десятичными дробями. Московский Кремль». 7класс 2014 – 2015 уч. год

Образовательные: Обобщение и систематизация знаний и умений о десятичных дробях; закрепление и усовершенствование вычислительных навыков с десятичными дробями. Знакомство с крупнейшим музеем мира – Мо...

Конспект урока природоведения в 5 классе коррекционной школы VIII вида на тему:"Органы чувств". Презентация к уроку.

Конспект урока природоведения в 5 классе на тему:"Органы чувств"для обучающихся коррекционной школы VIII вида.На уроке применена ИКТ технология в виде презентации....

В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Даты по всему курсу истории.

Систематизированный материал (даты) по всем темам курса истории в коррекционной школе VIII вида....

В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...

Тема урока: Листопад и его значение. Класс: 7.биология, урок по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Данный урок соответствует программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида за 7 классУрок разработан в соответствии с адаптированной рабочей программой по биологии и положением об...