урок в 7классе по истории в школе 8 вида
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
в конспекте вы найдете материал по истрии по теме "Ярослав Мудрый"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_6kl_yaroslav_mudryy.docx | 48.42 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока истории Отечества в 7 классе.
Тема урока: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
Цели и задачи урока истории:
1.Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.
2.Продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.
3.Воспитание патриотизма, привитие уважения к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.
Коррекционные цели: развивать память детей, мышление, речь, обогащать словарный запас, совершенствовать навыки чтения. Закреплять умение работать с лентой времени и исторической картой. Работать над коррекцией внимания, работоспособности.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, карта "Древнерусское государство в IX-XI вв", картина А.М.Васнецова "Вече", тесты.
Основные понятия: наместник - глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя).
Посадник - назначенный или выборный глава местной власти (как правило, в городах)
Усобицы - княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол;
«Русская Правда» – первый письменный свод законов на Руси.
Словарь: Окаянный, Свод законов, казна, гривна.
Окаянный – неприятный, очень плохой человек.
Свод законов – собрание, сборник законов.
Казна – деньги, имущество государства и его правителя.
Гривна – деньги в Киевской Руси в виде серебряного слитка весом около 409,5 г.
Важнейшие даты: 1019-1054 гг. - правление Ярослава Мудрого;
1036 г. - разгром Ярославом печенегов под Киевом;
1030 г. - основание города Юрьева;
1041 г - союзный договор с Польшей;
1043 г. - неудачный поход на Византию;
1046 - договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.
Ход урока истории:
- Организация класса.
- Повторение темы "Владимир. Принятие христианства"
Письменная работа:
- Объясните, почему князь остановил свой выбор на христианской вере, выбери правильный ответ:
а) потому что языческая вера была похожа на христианскую;
б) потому что христианская Византия была сильным и богатым соседом Руси;
в) потому что вера в Иисуса Христа учила людей любви, правде, справедливости.
2. Выбери и запиши правильный ответ:
а) Рюрик б) Олег в) Игорь г) Ольга д) Святослав е) Владимир
1 Кого убили древляне за ограбление во время полюдья?
2 Кто установил уроки и погосты?
3 Кто совершил первый победоносный поход на Царьград?
4 Кто разгромил Хазарский каганат?
5 Кто провел крещение Руси?
6 Кто пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей?
3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:
а) многобожие; б) троебожие; в) единобожие.
4. Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:
а) Святослав б) Владимир в) Олег
Взаимопроверка, на доску вывести ответы.
Устная работа.
1. Беседа с классом
-Назовите годы правления русским государством князем Владимиром?
-Начертите в тетради ленту времени и отметьте на ней годы правления князя Владимира.
Ответ: 980-1015 гг.
-Какие задачи стояли перед князем?
Ответ: расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства.
2. Индивидуальный опрос:
Рассказать какими способами и насколько успешно князю Владимиру удалось решить эти задачи.
- Каковы были причины принятия Русью христианства?
- Какое значение имело принятие Русью христианства?
4. Обобщение:
-Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?
Ответ: расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины.
-Чем Владимир отличался от них?
Ответ: первый князь, принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен.
5. Изучение нового материала.
Сообщение темы, целей, плана урока.
План.
1. Борьба за власть сыновей Владимира - вторая усобица на Руси.
2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.
3. Управление государством при Ярославе Мудром
4. Внешняя политика Ярослава Мудрого
- Какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?
- Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?
Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.
Рассказ учителя:
Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы). В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых сыновей - Борису (второй - Глеб). Это не понравилось двум старшим сыновьям - Святополку и Ярославу. Первым из братьев, показал неповиновение Ярослав. (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир начал готовить поход дружины на Новгород, но умирает в 1015 году). Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный). В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка (дружина + печенеги).
Основные даты:
1016 г. - трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра
(у г.Любеч), разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю - польскому королю), Ярослав становится во главе Киева.
1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол.
1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами - Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.
1019-1036 гг. - период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканьского).
С 1036 г. - Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси
6. Самостоятельная работа, ответы на стр.80.
Вопрос 1. Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрый? Ответ на стр.80.
Вопрос 2. Почему сыновья великого князя соперничали друг с другом? Ответ на стр. 80.
Вопрос 3. Кто и почему получил прозвище Окаянный? Кто вступил с ним в борьбу и чем она закончилось? Ответ на стр. 80.
7. Проверка самостоятельной работы.
8. Рефлексия:
Вопрос учителя:
- Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства? Ответы учащихся с опорой на текст учебника.
9. Записать домашнее задание на доску. Стр. 79-84, ответы на вопросы с. 84-85, устно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Решение сложных примеров. Даты и числа из истории Успенского района"
Интегрированный урок-презентация направлен на формирование и отработку навыков сложения, вычитания, умножения и деления чисел в пределах 1 000 , текстовых задач, развитие мышления, творчес...
Презентация к уроку истории в школе VIII вида .Тема "Окончание Великой Отечественной войны"
Презентация к уроку истории в школе VIII вида .Тема "Окончание Великой Отечественной войны"...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ И ИСТОРИИ. «Действия с десятичными дробями. Московский Кремль». 7класс 2014 – 2015 уч. год
Образовательные: Обобщение и систематизация знаний и умений о десятичных дробях; закрепление и усовершенствование вычислительных навыков с десятичными дробями. Знакомство с крупнейшим музеем мира – Мо...
Конспект урока природоведения в 5 классе коррекционной школы VIII вида на тему:"Органы чувств". Презентация к уроку.
Конспект урока природоведения в 5 классе на тему:"Органы чувств"для обучающихся коррекционной школы VIII вида.На уроке применена ИКТ технология в виде презентации....
В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Даты по всему курсу истории.
Систематизированный материал (даты) по всем темам курса истории в коррекционной школе VIII вида....
В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...
Тема урока: Листопад и его значение. Класс: 7.биология, урок по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Данный урок соответствует программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида за 7 классУрок разработан в соответствии с адаптированной рабочей программой по биологии и положением об...